Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Общая система исследовательской и поисковой работы в Тульском технико-экономическом колледже им. А. Г. Рогова

Общая система исследовательской и поисковой работы

В Тульском технико-экономическом колледже имени А. Г. Рогова всегда уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, проводится исследовательская работа по истории колледжа, особенно активно велась поисковая работа с 60-ых годов прошлого столетия. Успехи были исключительными: неоднократно в тульской прессе появлялись публикации на данную тему, был создан музей (позже несколько раз реконструировавшийся, в связи с пополнением фондов). Встречи с ветеранами и бывшими преподавателями колледжа, торжественные вечера, посвященные Дню Рождения А. Г. Рогова, и другие внеклассные мероприятия стали неотъемлемой частью системы воспитания в колледже.

Поисковая и исследовательская работа является органичным компонентом в системе патриотического воспитания.

Хотя традиционно считается, что музей – это конечный результат краеведческой работы, в данном случае мы не можем этого сказать, так как обширность материала по истории колледжа, существующего уже более ста лет, мобильность экспозиции музея, богатство традиций и разнообразие внеклассной работы позволяют создать гибкую, устойчивую и активно развивающуюся систему.

На сегодня преобладающими направлениями в поисковой и исследовательской работе являются: изучение архивных документов (в Государственном архиве Тульской области, в архивах музеев), поиск литературы (в библиотеках города), просмотр периодической печати (газет, журналов и т. д. ), встречи с краеведами, ветеранами и другими частными лицами.

К сожалению, существуют определенные ограничения в работе несовершеннолетних с архивными материалами, но возможность ксерокопирования отчасти решает эту проблему.

Основная часть информации и экспонатов музея были найдены наиболее активными, интересующимися историей студентами или группами студентов под руководством преподавателей и руководителя музея. Однако это еще не является конечным результатом работы. Собранный материал обрабатывается, дополняется при необходимости, систематизируется и оформляется в виде альбомов, стендов, докладов (в зависимости от характера материала). Проводится эта работа следующим образом.

1 Найденный в архивах материал ксерокопируется (или переписывается от руки, если копирование невозможно), а затем формируются дела, списки и альбомы (если это фотографии), которые хранятся в фондах музея.

2. Студенты, не принимавшие участия в поиске материалов, получают специальные задания и выписывают через читальный зал необходимые дела (списки, альбомы), где могут изучать их.

3. В конце учебного года завершенные работы представляются как доклады или художественно оформленные альбомы.

Хочется подробнее остановиться на системе работы в читальном зале.

Советом музея была разработана специальная форма требования, по которой учащимся выдается необходимый материал.

Заполненные требования сохраняются и подшиваются в специальное дело, чтобы преподаватели, работники читального зала и члены совета музея могли располагать сведениями о проведенной работе и об использовании фондов музея.

Задания распределяются таким образом, чтобы каждая группа первого и второго курса приобщалась к исследовательской работе. Помимо этого, группы не получившие задания по истории, создают альбомы о современной жизни колледжа. В результате фонды музея пополняются новыми данными, которые будут необходимы в дальнейшей работе.

Студенты старших курсов, уже знакомые с историей колледжа, более активно принимают участие в работе музея: проводят экскурсии, систематизируют собранный материал.

Таким образом, любой студент имеет возможность приобщаться к исследовательской работе, активно участвовать в формировании и систематизации музейных фондов и экспозиции, в работе музея, а впоследствии и в мероприятиях, посвященных истории колледжа.

Поисковая и исследовательская работа в Тульском Технико-экономическом колледже имени А. Г. Рогова

История нашего учебного заведения представляет особый интерес не только для студентов, но и для краеведов, так как Тульские Художественно-Ремесленные учебные мастерские были первым учебным заведением подобного типа, созданным в России. Таким образом, общими сведениями о колледже (мастерских, школе, техникуме) мы располагали изначально. Хорошо освещалась жизнь техникума в альбомах групп и юбилейных альбомах, которые активно оформлялись начиная с 60-ых годов. (Заметим, что систематизация информации, представленной в альбомах и реставрация последних также составляли сложную задачу впоследствии. )

Традиционно началом систематического и целенаправленного поиска считается октябрь 1965 года, когда студенты заинтересовались судьбой бывшего учащегося техникума, героя Советского Союза А. Г. Рогова. Именно тогда зарождались традиции, существующие и по сей день: переписка и встречи с ветеранами и выпускниками, работа в архивах и т. д. Поиск информации о колледже (мастерских, школе, техникуме) наиболее активно проводился начиная с 90-ых годов с целью расширения музея и обогащения музейных фондов. Работа велась в разных направлениях: в Государственном архиве Тульской Области (а также велась переписка с ГАРФ и ЦГИА), в музеях и библиотеках города, студенты общались и с частными лицами (ветеранами, выпускниками, бывшими преподавателями). Работа по систематизации и оформлению полученных данных проводится в колледже постоянно. Функционирование музея – экскурсионная деятельность, оформление и обновление экспозиции нельзя рассматривать в отрыве от общей системы поисковой и исследовательской работы в колледже.

Поисковый отряд имени А. Г. Рогова

Изучение истории Поискового отряда и его деятельности является интересной задачей для студентов сегодня. Ниже приводится краткая информация о ПОИРе.

В областной газете "Молодой коммунар" в июне 1965 года было опубликовано письмо гвардии сержанта Владимира Михайловского, который служил в части, где во время войны защищал Родину капитан А. Г. Рогов. В этом письме В. Михайловский обращается к землякам героя. Он писал: "Несколько лет мы разыскиваем семью Роговых, но поиск пока не увенчался успехом. Может быть, кто-нибудь поможет нам в этом? Хотелось бы, чтобы друзья по учебе, работе, школьные учителя (кто-то, возможно, живет в Туле) поделились своими воспоминаниями о своем друге, ученике. Личный состав был бы очень и очень благодарен тем, кто помог бы нам восстановить поистине полную биографию героя. Гвардии капитан А. Г. Рогов заслужил того, чтобы его жизнь была бессмертна. Туляки оказали бы большую любовь к своему земляку, если бы разыскали школу, в которой учился герой, и назвали бы ее его именем. Мы были бы рады встретиться с людьми, лично знавшими Рогова. Было бы очень хорошо, если бы у них сохранились письма об этом, фотографии.

Отзовитесь, земляки героя! Будем ждать ваших писем".

В октябре 1965 года в Доме офицеров города Тулы состоялась встреча туляков с воинами из части, где служил Рогов, которые приехали рассказать о своем однополчанине-герое, туляке. На эту встречу пришли учащиеся первого курса техникума с классным руководителем С. П. Лукьяновой (ныне заслуженным учителем РСФСР). Из выступления жены А. Г. Рогова – Веры Тихоновны учащиеся узнали, что Алексей Григорьевич учился в нашем техникуме. Это взволновало их, заинтересовало. Учащиеся под руководством С. П. Лукьяновой горячо взялись за сбор материалов о жизни и подвиге Героя Советского Союза А. Г. Рогова.

Работа по сбору материала велась по таким направлениям: переписка с архивом Министерства Обороны СССР в г. Подольске, работа в архиве Тульского областного комитета ВЛКСМ, изучение материалов центральных газет за июнь-ноябрь 1941 года во Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина в г. Москве, установление близкого контакта с родственниками, друзьями, однополчанами, с воинской частью, где служил Рогов и где он занесен в список части навечно, с писателем С. И. Шингаревым, пишущим книгу о герое, главы из которой публиковались в газете "Молодой коммунар", поездки в воинскую часть и деревню, где проходило детство Рогова.

Из архива Министерства Обороны СССР были получены аттестация с сентября 1939 года по октябрь 1940 года на капитана Рогова, написанная командиром полка майором Могилевским, выписки из журнала боевых действий 40-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. В архиве Тульского обкома ВЛКСМ было найдено заявление Рогова о вступлении в комсомол.

В газетах "Правда", "Красная Звезда", "Известия" за 1941 год были обнаружены статьи о Рогове.

Большую помощь в сборе материала оказали В. Т. Рогова, сослуживцы героя. При посещении музея "Боевой славы" воинской части, где служил Рогов, было много рассказано о героическом пути полка, показаны фотоальбомы военных лет, воины части рассказали, как несут службу в настоящее время, охраняя мирный труд советских людей. В деревне Выглядовка Дубенского района Тульской области состоялась встреча с И. П. Казаковым, который рассказал много интересного о детских годах Алексея.

В результате поиска, учащиеся техникума узнали много о жизни и подвиге Рогова. В 1969 году в техникуме был открыт музей Героя Советского Союза А. Г. Рогова, в котором были помещены собранные материалы.

В 70-ые годы коллекция музея пополнилась обломками самолета А. Г. Рогова, извлеченными учащимися техникума со дна реки Угры. В течение нескольких лет ребята из поискового отряда проводили раскопки в районе гибели героя. Были найдены не только обломки самолета, но и другие артефакты: снаряды, каски и прочее.

В результате, за большую военно-патриотическую работу Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 июля 1971 г. коллективу техникума было присвоено имя Героя Советского Союза А. Г. Рогова, за право носить это имя коллектив техникума боролся с 1968 года.

Работа в архивах

Как уже было сказано выше, история создания и развития колледжа в общих чертах была известна, но воссоздать ее полностью, проиллюстрировать копиями документов и экспонатами удалось только в последнее время. В работе помогла архивная справка, составленная работниками Государственного архива Тульской области в 1976 году. Зная номера фондов, преподаватели техникума, а затем и студенты под их руководством смогли провести работу с документами. В 1993 году, благодаря исследованиям, проведенным под руководством преподавателя Л. В. Кушникова, была составлена новая, более полная архивная справка. Уже тогда возник проект реорганизации музея А. Г. Рогова в музей колледжа с более обширной экспозицией, которая включала бы в себя и экспозицию прежнего музея, и материалы по истории учебного заведения.

В 2000-ые годы работу в архиве возглавила работник колледжа Е. С. Иванова. Были полностью просмотрены и частично отксерокопированы материалы уже известных ранее фондов Тульских Художественно-Ремесленных учебных мастерских (293), Тульской Художественно-Промышленной школы (Р-823), а также материалы ранее не известного нам фонда Тульского Механико-Технологического техникума (Р-1367). Найдены были и дополнительные материалы в фондах 90 и Р-326. несколько печатных изданий, хранящихся в библиотеке архива, также были полезны. Так, например, в книге «Описание экспонатов Тульской Художественно-Ремесленной Учебной мастерской на Санкт-Петербургской международной выставке «Устройство и оборудование школы» (1912 г. ) содержатся ценные сведения о здании, в котором размещалась мастерская, учебные планы, расписание и т. д. Также были полностью скопированы такие издания, как «Отчет о состоянии Тульской Художественно-Ремесленной учебной мастерской за 1907-1908 г. г. », «Устав Тульской Художественно-Ремесленной Учебной мастерской 1911г. » и другие.

Проводилась работа с микрофильмированными газетами. Так была обнаружена заметка о дне открытых дверей в Тульской Художественно-Ремесленной учебной мастерской в 1904 году, о Кустарно-Промышленном музее. Благодаря заметкам в газетах «Коммунар» и «Молодой коммунар» удалось установить последовательность переименований колледжа (он переименовывался 10 раз), а также расширить архивную справку.

Переписка с Государственным архивом Российской Федерации позволила нам пополнить фонды нашего музея копиями важных документов (о присвоении техникуму имени А. Г. Рогова, о награждении техникума почетной грамотой Верховного Совета РСФСР и пр. ).

Благодаря проведенной в архиве работе сегодня мы располагаем следующими копиями документов:

1 Указы о переименованиях или косвенные документы, однозначно говорящие об изменении названия.

2. Свидетельства (дипломы) об окончании мастерских (техникума) разных лет.

3. Учебные планы, программы, расписания, статистические данные о мастерских (техникуме) за 1903-1941 г. г.

4. Списки преподавательского состава и биографические данные о сотрудниках.

5. Списки изделий учащихся Тульской Художественно-Ремесленной учебной мастерской, а также приглашения на выставки и документы, подтверждающие получение наград.

6. Частные заказы мастерской и эскизы изделий.

7. Уникальные документы, касающиеся истории Художественно-Промышленного музея (списки экспонатов, приобретенных на выставках или пожертвованных организациями и частными лицами, описание экспозиции музея и т. д. ).

Помимо этого, разумеется, копировались различные документы, иллюстрирующие историю колледжа.

Хорошие результаты приносит работа в областной библиотеке, обладающей солидной картотекой, где хранятся достаточно старые издания и подшивки газет. Именно в этой библиотеке нам удалось обнаружить в книге, посвященной выставке в Киеве (1913) изображение уголка с изделиями Тульской Художественно-Ремесленной учебной мастерской и отзыв об этих экспонатах.

Впрочем, и в современных изданиях многие краеведы упоминают Тульские Художественно-Ремесленные учебные мастерские и изделия их учащихся, что позволяет нашим студентам перейти от пассивной «книжной» работы к встречам с авторами и общению с интересными людьми: историками, коллекционерами и т. д. Внимательно просматриваются и газеты, так как даже мимолетное упоминание о колледже имеет для нас значение.

Итак, благодаря проведенной работе, мы смогли создать свой маленький архив, с которым может работать любой студент.

Встречи с ветеранами и бывшими преподавателями

Встречи с ветеранами стали доброй традицией в колледже. Наших ветеранов знают не только по фотографиям и памятным альбомам: ежегодно проходят встречи, на которых присутствуют студенты и преподаватели. Так, например, ребята смогли услышать из уст А. М. Королева о его участии в Великой Отечественной войне, а также о его отце – Михаиле Георгиевиче Королеве, работавшем преподавателем в мастерских с 1912 года, о работе в техникуме. Следует отметить, что встреча эта произошла благодаря работе студентов, искавших информацию о прошлом колледжа и о династии Королевых.

Общение с ветеранами позволяет не только расширить кругозор учащихся, воспитать в них уважение к старшим, но и пробудить в них патриотические чувства.

Встречи с бывшими преподавателями позволяют воссоздать утраченные страницы из истории колледжа, больше узнать об особенностях учебного процесса, внеклассной работы в техникуме (20, 30 лет назад). Так, например, ребята с большим интересом слушали рассказ З. Г. Демидовой о работе КИДа (Клуба Интернациональной Дружбы), которым она руководила в течение нескольких лет. Однако, полученные сведения не всегда следует принимать как абсолютно достоверные, так как воспоминания часто носят субъективный характер, а ветераны и преподаватели, как люди преклонного возраста, могут в чем-либо ошибаться.

Выпускники колледжа (техникума) с удовольствием посещают музей, общаются со студентами, знакомятся с альбомами и докладами, которые составляют учащиеся сегодня.

Традиционно бывшие преподаватели и выпускники были частыми гостями в колледже, но с началом систематической поисковой работы, а особенно после организации музея, общение стало носить более насыщенный, целенаправленный характер, а посещение колледжа стало традиционно сопровождаться осмотром музейной экспозиции.

Кроме того, как уже было сказано выше, хорошие результаты приносит общение с писателями (С. И. Шингаревым), краеведами (С. И. Демидовым), архивными работниками (Н. К. Фоминым) и сотрудниками музеев (А. Ф. Муравьевой), а также с коллекционерами, литераторами, журналистами. В результате таких встреч наша информационная база пополняется биографическими данными бывших преподавателей и выпускников, воспоминаниями о техникуме, а также фотографиями и документами, которые передают в дар музею.

Другие формы работы

К отдельной форме работы по поиску материала следует отнести работу с прессой, то есть публикации в периодической печати и обращения к читателям. Мы неоднократно практиковали эту форму и часто результаты были положительными. Если первые публикации по истории колледжа носили несистематический характер (в 90-ые годы), то в 2000-ых годах, когда поиск велся наиболее активно, публикации стали носить регулярный и целенаправленный характер. Руководила этой работой Е. С. Иванова – составляла тексты, передавала их в редакции газет. Наиболее положительный результат принесла публикация в газете «Рекламный город», посвященная истории колледжа и Художественно-Промышленного музея: двое выпускников колледжа (техникума) предоставили для музея фотографии и документы (диплом о выпуске 1975 года, групповые снимки выпускников). Но особенно продуктивным оказалось обращение через газету «Тула», где в марте 2003 года было опубликовано интервью с Е. С. Ивановой.

Часто статьи, публиковавшиеся на юбилеи или посвященные каким-либо историческим темам, и не имевшие целью приглашение людей к общению, находили неожиданно отклик. Так в статье «Старообрядчество в Туле» («Рекламный город, 6 февраля 2003 года) упоминались изделия мастерских: ограда, двери, рамы, ворота для Благовещенской церкви. Л. М. Синева, член старообрядческой общины сама обратилась в колледж с просьбой предоставить более полную информацию и, в свою очередь, подарила музею копии уникальных снимков, на которых изображен храм в первоначальном виде.

И, разумеется, чрезвычайно результативными оказались публикации (газета «Тула», «Тульские известия») и видеосюжеты (ГТРК, студия «ЖАР»), посвященные столетию колледжа и музею.

Посещение музеев города Тулы (а при возможности и работа в их архивах) часто бывает весьма плодотворным. Так, например, при посещении Тульского Областного Художественного музея и общении с хранителем выяснилось, что многие экспонаты Художественно-Промышленного музея (картины известных русских художников) были переданы после революции именно этому музею.

Часто в процессе поиска изделий учащихся Тульской Художественно-Ремесленной учебной мастерской приходилось разыскивать старые здания, осматривать их, общаться со старожилами. Осмотр фотовыставок, посвященных старой Туле и общение с коллекционерами, собирающими такие фотографии, также часто оказывалось результативным. Так, например, благодаря знакомству с Ю. В. Лебедевым мы смогли впоследствии разнообразить экспозицию музея воспроизведением видов дореволюционной Тулы.

Отметим, что поисковая и исследовательская работы часто требует неожиданных действий и может быть связана с самыми разными сферами жизни. Нельзя однозначно сказать, что поиск связан с ограниченным кругом объектов и заключается в строго определенных видах работы.

Исследование – это, не только внимательность и педантичность, точность и систематичность, но и мобильность, готовность к импровизации.

Следует заметить, что исследование велось одновременно по всем направлениям. Одни студенты работали с архивными и библиотечными материалами (Холопова Мария, Соломатина Ольга), другие разыскивали необходимых людей - авторов статей и книг, выпускников, ветеранов, бывших преподавателей (эту работу проводили Владимир Кухтин, Каретникова Наталья), третьи систематизировали полученную информацию и готовили материалы для экспозиции музея (систематизацией занимались Скарга Евгения и Умнова Мария). Приобщение к истории колледжа стало особой вехой в жизни студентов и преподавателей, позволило им по-новому осмыслить свою работу. А с бережного отношения к своему учебному заведению, с уважения к своим наставникам и коллегам, со знания истории своего родного города начинается настоящая любовь к Родине.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)