Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Обсценная лексика в повседневной жизни подростков

Исследовательская работа: «Обсценная лексика в повседневной жизни подростков»

История формирования современных представлений о специфике литературного языка

Представление о литературности - нелитературности (нормативности-ненормативности) со временем изменяется, и это связано в первую очередь с процессами развития и изменения в обществе. Решением вопроса о нормативности занимались ученные XIX в. в. - Вундт, Гумбольдт, Штейнтал. Лингвисты начала 20 века, например, младограмматики рассматривают язык как застывшую систему, "тяготеющую над всеми индивидами данной социальной группы и реализующуюся у каждого их этих индивидов в виде пассивных "отпечатков" - таких же индивидуальных систем речевых навыков".

По существу понятием речевой деятельности, как особого явления, занимались Соссюр, а позднее Л. В. Щерба. При этом Л. В. Щерба представлял язык находящимся все время в состоянии лишь более или менее устойчивого, а чаще вовсе неустойчивого равновесия.

В языковедении существовало представление о том, что язык — это хаос; в связи с этим задача языковедов состояла в том, чтобы внести в него определенный порядок; языковедение рассматривалось как наука нормативная. Что же касается нормы, то до сих пор остается в значительной степени открытым вопрос о том, заложена ли нормативность в самом языке, или она вносится в язык извне.

Причины появления обсценной лексики

Метаморфозы, происходящие с «великим и могучим», заметные каждому и тревожащие многих, делают утвердительное высказывание классика, пожалуй, скорее вопросительным. Следует заметить, что язык и речевая культура в целом находятся в кризисе, особенно в подростковой среде. Достаточно небольшого сдвига в сторону неряшливости, этот "сдвиг" становится нормой. В лингвистический обиход в последние годы вошел новый пласт русского словаря - новый, естественно, для отечественного исследователя, а не для него же самого, как носителя русской речи. Включение так называемой "нецензурной лексики" (она же -"сквернословие", "мат", "матерщинная лексика", "обсценная лексика", "инвектива") в лингвистическое описание (в том числе и лексикографическое) вызвано несколькими причинами:

1. публикация ряда произведений "потаенной" русской литературы И. Баркова, эпиграммы и письма А. Пушкина, "Заветные сказки" Афанасьева, что сделало необходимым и возможным соответствующее комментирование, не только общефилологическое или культурологическое, но и лингвистическое;

2. снижение уровня культуры общенародной речи, криминализация, жаргонизация и "порнофикация" языка от обиходной речи до речи политиков, языка СМИ, видеокультуры и т. п. ;

3. внедрение "ненормативной лексики" как "выразительного средства" в язык современной художественной литературы и публицистики (от Юза Алешковского до Эдуарда Лимонова и Виктора Ерофеева), в том числе и через переводы зарубежной литературы.

Само по себе употребление таких слов не новость для русской литературы, но писатели — постмодернисты Пелевин, Сорокин и другие вводят обсценную лексику в никогда не виданных прежде объемах. Однако, посмотрим наши словари: вы ничего не найдете, словно и не существует вообще целого пласта языка.

Лингвистическая характеристика обсцена

Какой термин более приемлем для определения ненормативности речи подростков? Поэтому встает неизбежный вопрос о точном определении лингвистичекского объекта описания и изучения. Терминологическое название того, что в существующей уже литературе много различных наименований: "мат", "матерщинная лексика", "сквернословие", "нецензурная лексика" и т. п. , достаточно широко используется и такое обозначение как "обсценная лексика", недавно вошедшее в язык лингвистов. К сожалению, использование заимствованных терминов, по конъюнктурным причинам, чаще всего встречается ошибочное написание и неверное толкование. Например, абсценныи, абсентныи, опценныи, обценный, обсентный. Возможно, это бессознательное стремление увидеть в "чужом" прилагательном абсценный "свою", русскую основу, так сказать "неценная лексика" или связать его со словом "абсент". Неправильным будет называть обсценную лексику "матом", "арго", "сленгом". Наименование "инвектива", "инвективная лексика", недавно вошедшее в лингвистическое описание (у В. А. Жельвиса) также неудовлетворительны, потому что круг явлений, обозначаемый этими терминами, включает далеко не только "матерщинные слова", но и любые "ругательные, оскорбительные. Поэтому термин "обсценный" (обсценная лексика, обсценизмы") будет более точным наименованием. Прилагательное "обсценный" - латинского происхождения. Первоначально было термином "авгуров", гадателей по птицам, применялось для характеристики "дурного предзнаменования": obsenae aves "зловещие птицы", т. е. "птицы, несущие дурные знамения". Эволюция значения прилагательного obsenus представлена в "Латинско-русском словаре" И. Х. Дворецкого (1949), obsenus -1) отвратительный, гадкий, противный; 2) непристойный, неприличный, зазорный; 3) безнравственный, развратный; 4) злобный, зловещий, предвещающий беду. Современное значение прилагательного obsenus - "непристойный, неприличный", который характеризует речь, слова, манеру говорения, а также поступки. Таким образом, внутренняя форма заимствованного обсценный - "грязный, непристойный", что вполне подходит для характеристики соответствующих слов и стоящих за ним понятий.

Обсценная лексика как социальное явление развивается, пополняется не только новыми словами, "круг ее употребления как раковая опухоль охватывает все больше и больше слоев населения".

В результате нашей исследовательской работы, мы установили, что изучением происхождения, распространения обсценизмов занимались многие ученые-лингвисты, писатели, журналисты. Имеется довольно большое количество специальных словарей, научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме. Однако эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов.

На сайте «Писатель. ru» предложена статья Сергея Степанова, в которой автор пытается «разобраться в психологических механизмах сквернословия, в тех мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи обсценную лексику. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения. Вряд ли в деле спасения языка нам сможет помочь цензура. Я думаю, что необходимо проводить скрупулезную и ненавязчивую работу по повышению речевой культуры самим. Насколько глубоко заражена наша молодежь "речевой неряшливостью", мы пытались выяснить с помощью проведенного проблемно-ориентированного анализа.

Проблемно-ориентированный анализ

Проблемно – ориентированный анализ составлен на основе проведенного анкетирования учащихся нашей школы. Нас интересовали вопросы о том, часто ли используется обсценная лексика в речи, зависит ли употребления ненормативной лексики в речи от ситуации; влияет ли присутствие представителей противоположного пола на количество нецензурной лексики в речи. Пытались выявить причины использования обсценной лексики в речи, а также пытались выявить источник и социальную среду, из которой обсценная лексика попала в речь наших ребят. Проанализировав статистические данные, мы пришли к выводу, что возникла крайняя необходимость вмешаться в речь подростков нашей школы, и для этого имеется реальная возможность корректировки распространения использования обсценной лексики в подростковой среде. Нами был создан Проект Программы коррекции речи подростков, мы выделили следующие области:

1. Посещение учащимися элективного курса: "Культура речи", "Практическая стилистика русского языка. Лексика".

2. Воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов за счет: а. ) проведение тематических вечеров, посвященных великим женщинам; б. ) написание рефератов и докладов по литературе на определенную тематику; составление сообщений для классных часов, беседы, посещение театров, выставок, разнообразные экскурсии.

С помощью предложенной программы и посредством сил и способностей ученика, обсценная лексика навсегда покинет нашу речь!!!

Конечно, мы понимаем, что не открыли Америку. Таких программ можно составить немало. Но мы сами уже проводим различные беседы не только в своем классе, но и в других. Сиюминутного результата мы не ожидаем. Главное то, что мы поднимаем эту проблему, говорим о ней, привлекаем внимание и всеми доступными нам способами и с огромным желанием пытаемся её решить. Что же касается нормативности, стилистики - это должно идти от глубины познания и владения речью, развивать дар слова, умение связно и адекватно выражать свои мысли. Для этого необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности на уровне нормативных языковых средств.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)