Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Очер и очерцы в годы Великой Отечественной войны

Детство, опаленное войной

Все начинается с детства, даже если детство пришлось на тяжёлые военные годы. Участвуя в реализации проекта «Эхо войны», встречаясь с детьми военного времени, мы заинтересовались темой: «Детство подростка, ребенка в военное время».

Да, война — не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Она и называлась Великой Отечественной. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять — четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай, потому что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.

Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это военные дети.

В годы войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!». Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. В их школах нередко размещались госпитали и детские дома для эвакуированных сирот. Точно так же, как матери заменили на производстве отцов, дети заменили в домашних делах матерей. Многие подростки, оставаясь единственными кормильцами семьи, бросали школы и шли работать на производство.

Изучив статьи газеты «Сталинский ударник» 1941-1945года выпуска, встречаясь с детьми военного времени, мы узнали, что во время войны городские и сельские школьники по-разному помогали фронту. Подростки работали на заводе и на производстве. Нам показалось интересным то, что не только трудности и испытания, но и маленькие радости, праздники были в жизни детей военного времени. Некоторые из детей военного поколения написали стихи о своём несладком военном детстве.

Военное детство было полно лишений и трудностей, но вместе с тем в жизни детей были радости и праздники; как городские, так и сельские школьники внесли свой вклад в приближение Победы.

Детство, опалённое войной

Какое оно военное детство? Мы задаёмся этим вопросом неслучайно, так как дети наравне со взрослыми приближали Победу и вместе с ними вынесли на своих плечах все тяготы и лишения военного времени.

Детство остается детством, на какое бы трудное время оно ни приходилось.

Мы разделили все найденные нами материалы на несколько групп:

• Тимуровские отряды в действии;

• Сельские ребята – помощники взрослых;

• Трудности и лишения;

• Маленькие праздники и радости детей войны;

Нам удалось сделать небольшую подборку стихов, в которой дети войны рассказывают о своём детстве.

Тимуровские отряды в действии

Встречаясь с очевидцами событий и изучая краеведческие материалы, мы нашли факты, которые говорят о том, что во время войны в Очёрском районе широкое распространение получило тимуровское движение. В одной из газет мы нашли тимуровские обязательства, которые ребята принимали и неукоснительно выполняли.

Обязательства тимуровцев:

  • Отличная учёба и дисциплина
  • Сбор тёплых вещей для бойцов
  • Помощь красноармейским семьям

В одной из Очёрских школ было создано пять тимуровских команд, которые взяли шефство над тринадцатью семьями красноармейцев. Женщины, жёны красноармейцев, до позднего вечера находились на работе, так как заменили на производстве своих мужей. Многие из них не успевали справляться с домашним хозяйством, часто дети их оставались без присмотра. Тимуровцы не могли оставить это без своей заботы. Вот выдержки из статьи «Тимуровцы за работой» из газеты «Сталинский ударник»: «Мы, тимуровцы оказываем помощь семьям красноармейцев, так как матери всё время на работе. Помыли полы, наносили воды, накололи дров, окучили картофель, пропололи грядки, поиграли с маленькими детьми. Наша тимуровская команда состоит из двенадцати пионеров, руководит которыми Злата Шатрова. Кроме помощи семьям красноармейцев мы организовали своё санитарное звено: собрали бинты и медикаменты и учимся оказывать первую помощь при ранении. » В материале другой газеты мы нашли слова благодарности жительницы Очёра М. Бурдиной, обращённые к тимуровцам: « у меня четверо детей, но благодаря заботе обо мне я не испытываю нужды. На днях привезли дрова, а пионеры средней школы Бояршинов, Бурдин, Пьянков, Гулин, Норицын распилили и раскололи их. Сердечно благодарю пионеров, желаю им хорошо учиться».

Пионеры тимуровцы поддержали во время войны призыв кунгурских пионеров о сборе денег на постройку самолёта «Юный патриот» дети приносили свои личные сбережения, небольшие взносы от 1 до 5 рублей но набралась приличная сумма. В фонд постройки самолёта было внесено 878 рублей из личных сбережений школьников.

Тимуровцы включились в движение «Красной армии от детей». Дети из детского дома, организовавшие в своём учреждении тимуровские команды, собрали и отправили на фронт 9 посылок, в которых были собраны печенье, кисеты с табаком, мыло, шерстяные носки, конверты, карандаши, тетради. Не остались в стороне и сотрудники детского дома. Дети сопроводили свои посылки письмами следующего содержания: «Мы сыты, одеты, учимся, живём в тепле. Бойцы на фронте борются, не щадя жизни за наше счастливое будущее. Мы шлём им наш скромный подарок и свою благодарность».

Тимуровские отряды детского дома вместе с другими отрядами собирают металлолом, так как понимают, как необходим сейчас металл стране. Они организовали соревнование между собой, стараясь как можно больше собрать металлолома для наших заводов. Собрано и сдано 927 килограммов лома. Тимуровцы находят работу и младшим школьникам. Ребята помладше собирают грибы, ягоды и лекарственные травы. Всё это в дальнейшем пойдёт на изготовление лекарственного сырья.

Летом тимуровцы вместе с учителями заготовляли дрова для школ, ремонтировали классные помещения, благодаря совместным усилиям школы готовы к новому учебному году. Тимуровцы взяли на себя обязательство иметь 100% успеваемость, тем самым помогая фронту, а число хорошистов и отличников довести до 50%.

Учебный год в школах во время войны начинался с 1 октября, так как ученики и учителя помогали весь сентябрь колхозам в уборке урожая.

В мае 1943 года в клубе имени Сталина состоялась встреча детей детского дома №1 с участниками войны, которые из-за ранений вернулись с фронта. Детьми был дан концерт. Они пели, танцевали, декламировали с большим мастерством. Бойцы очень благодарны ребятам за концерт.

Таким образом, тимуровское движение широко было развито на территории Очёрского района, и ребята внесли свой посильный вклад в приближение Победы.

Сельские ребята – помощники взрослых

Особенно трудно в военную пору было ребятишкам на селе, так как в колхозах остались одни женщины и старики, и непосильный тяжёлый физический труд лёг на плечи детей и подростков. Чего только не приходилось делать ребятам в это трудное военное время: возили навоз на поля, пололи зерновые и технические культуры, вязали снопы, пахали на лошадях, жали Во время учебного года дети старались помогать дома, а с началом полевого сезона всем ребятам приходилось работать в колхозе. В «Книге памяти» и воспоминаниях очевидцев мы нашли материалы, подтверждающие те тяготы и лишения, которые пришлось вынести деревенским мальчишкам и девчонкам. Приведем отрывки из воспоминаний Одинцевой Т. Н. , Ермакова Л. С. , Морозовой А. П. , Назаровой И. А. , Артемовой Г. П. и других.

«Для начала перечислю работы, которые выполнялись руками не только женщин, но и детей:

Весна – лето. Возить на поле и вручную разбрасывать навоз. Пахать и боронить поле на лошадях. Косить траву на сено и на силос, на силос косили только болотные травы, в воде почти по колено. Убирать и смётывать сено. Жать вручную и вязать снопы за конной жаткой.

Осень – зима. Убирать вручную картошку и корнеплоды. Возить с полей снопы на ток на лошадях. Обмолачивать и веять зерно, веялки вращались вручную. Возить корм с лугов на фермы. Заготовлять дрова для ферм, школ, садиков.

А как были одеты? На ногах лапти и кое-как прикрыто тело».

«Летом дети вместе с учителями помогали в полевых работах в колхозах. Месяц работали на прополке коксагыза, корень этого растения содержит каучук, необходимый для военной промышленности. Участвовали с детьми на прополке зерновых, молотьбе зерна.

Той осенью рано выпал снег, урожай убрать не успели. Поэтому школьников посылали убирать из-под снега овес. Его отдирали от земли и жали. Когда закончился учебный год, нас всех послали в колхозы. Даже приходила повестка из поссовета, кого в какой колхоз мобилизуют. После 7 класса мы работали в д. Малахово, убирали лен. Ручонки слабенькие, нормы выполнять было тяжело. Нас было человек 6 или 7. Работала с нами учительница Клавдия Николаевна Третьякова, она была математик и классный руководитель. Жили мы прямо там, в деревне, в пустой избе. Из дома приносили, кто что мог – матрасики, подушки, чем прикрыться, на том и спали вповалку на полу. А через ограду был дом, там варили обед. Какой это был обед – картошку, морковку, свеклу сварят; молоком забелят – это и ели».

«Я с первого дня войны работал в колхозе. Кем придется, ездовой на лошади, жали хлеб на жатках. Был совсем мал, и когда началась война, Ида училась в 5 «б» классе ОСШ №1. Учиться приходилось мало. Сразу же ходили дергать лен, вязать в пучки – маленькие снопики в д. Лужково, там же копали картошку, сортировали ее, убирали на ферме навоз. Делали все, что заставит бригадир. Ходили работать всем классом, вместе с классным руководителем».

«С 12 лет все подростки в деревне работали за взрослых. После окончания 4 класса возил навоз на паровые поля, потом работал на кирпичном заводе, был такой в нашем колхозе. В уборочную страду работал на жатке, днем в поле, а вечером в молотильном току, готовили зерно на сдачу государству. Давали 200 гр. Муки на трудодень, хотя растили хлеб сами, Как-то нам, вдвоем с Шистеровым Михаилом Филипповичем дали задание вырастить на определенном участке картофель. Все лето мы его обрабатывали, за это нас премировали, вручили по зеленой фуражке, а осенью, после уборки урожая картофеля премировали валенками. Мы были рады и довольны, что наш труд был оценен.

Выполняли всю работу за взрослых: пахали на конях, боронили, возили зерно на станцию Бородулино, за 25 километров. Зимой возили дрова в Очерскую больницу, муку на пекарню в Очер».

«Помимо колхозной и домашней работы, длинными зимними вечерами звали водиться с маленькими детьми, пока взрослые женщины были на ферме. Мы каждое лето работали в колхозе, да и вообще все деревенские дети работали, невзирая на возраст. В поле, на сенокосах, на гумне, во время уборки урожая. Сейчас слово «гумно» - забытое, молодежь и не слыхала даже. Таскали снопы к молотилкам или деревянными вилами трясли солому. Работа пыльная и колючая, но мы ничего не боялись, никакой работы. Зато осенью шли в школу, как на праздник.

Да и люди в те годы были иными: добрее, трудолюбивее. Никогда на детей не повышали голоса, учили спокойно, без крика и гама, пусть даже и чужих детей».

В газете «Сталинский ударник» находим заметку об ударном труде ребят: «Учащиеся старших классов Петраковского, Пахомовского, Семеновского и Лужковского сельсоветов пропололи 29 га зерновых культур, 1,2 га корнеплодов, скосили травы с 2 га, сгребли сено с 13 га, заготовили топливо для газогенераторного двигателя, свыше 100 возов».

Деревенские школьники и в каникулы помогали взрослым в колхозе: «Семиклассница Тася Гилева из Морозовского сельсовета заработала в августе 50 трудодней, выполняя нормы по вязке снопов на 135%, ученик 3 класса Леня Гилев заработал за каникулы 33 трудодня».

Были среди деревенских ребятишек и свои передовики производства. В заметке «Лучший пахарь» читаем: «Вахрамеев Федя из колхоза «Искра» - лучший в колхозе пахарь, у него 4 брата на фронте, хотя ему всего 13 лет, он вместо братьев работает в поле, вспахивая 0,9 га в день, заменяя ушедших братьев».

Ребята не только работали в колхозе, но и старались поднять настроение своим уставшим матерям. Ученики 3 и 4 класса Налимовской школы организовали культбригаду и в обеденный перерыв посещали колхозников на полях. Бригада показала пьесу «Мародеры», пела песни, а физкультурники показали свои акробатические номера. Колхозники были очень довольны выступлениями ребят.

Очрские школы не остались в стороне от проблем села. Они взялись подготовить к весне 1942 года из среды учащихся 9-10 классов не менее 35 трактористов, рулевых, которые могли бы выполнять сельскохозяйственные работы.

В зимние каникулы школьники тоже помогали колхозу: убирали снег с крыш конного двора, возили навоз в поле, собирали золу и птичий помет для удобрения земли.

Разве можно перечислить всю колхозную работу, которую выполняли дети в годы войны? Конечно, нет – в одной главе работы ее полностью не передашь. Изученные материалы помогли нам расширить наши представления о непосильном крестьянском труде детей в военное время.

Трудности и лишения в годы войны

Не перечислить все трудности и лишения, которые пришлось перенести детям военного времени. Самым страшным испытанием был голод. На встрече с современными школьниками очевидцы событий все как один вспоминали о том, что все время хотелось есть. А есть было нечего. Кого-то выручала корова-кормилица, но держа ее, нужно было выполнять продовольственный налог и сдавать молоко государству. Летом было чуть-чуть полегче, так как в лесу и в поле был «подножный корм» (как называли дети войны все, что росло под ногами), а самое трудное и голодное время было зимой. Записывая рассказы очевидцев: Сухаревой А. Ф. , Каменских Э. С. , Выголова В. С. , Шилова В. Д. и изучая материалы «Книги памяти», мы выяснили, чем же питались в трудное военное время дети. Вот некоторые из воспоминаний:

«Самое тяжелое для нас, ребят, был голод. Во время войны совсем не давали в колхозе зерно. Питались картошкой, которая оставалась от продналога, весной и летом – пистиками, клеверными шишками, которые сушили и толкли, питались травой».

«Чем питались в военные годы? Тем, что давала наша местная уральская природа. Весной собирали много-много пистиков. Сначала их промывали в решете на речке, затем сушили на солнце в русской печи, потом толкли и просеивали. В пистишную муку добавляли немного картофеля и пекли лепёшки. По такому же принципу готовили лепёшки из клеверных «шишек».

« Хлеба у нас не было и муки тоже. Только за работу на колхозных полях нам давали хлеб и мёд. Говорили: «Ешьте, сколько хотите». А много ли ребёнок съест хлеба с мёдом? Мой дед сеял лён у себя в огороде и выжимал масло из его семян. Тогда мне казалось, что вкуснее этого масла нет ничего на свете. Ещё мама варила кисели на воде, в которое некоторое время были замочены овсяные отруби. А от наших домашних коров оставалось только пол-литра молока на семью».

«Хлеба на нас, школьников, полагалось 400 грамм в день. Овощей же с небольшого огорода и картошки для еды не хватало. Запомнилось, что уходя в школу, я мог съесть лишь тоненький кусочек чёрного хлеба и одну сваренную картофелину. Всё это запивалось кружкой кипятка».

«Во время войны, когда мы учились в начальной школе, 2-й, 3-й и 4-й классы, ежедневно, в большую перемену поили хвойным настоем, заменяя им недостаток витаминов. Когда учились в средней школе, давали по 50 грамм хлеба и что-то вроде супа, разливали по кружкам».

«Хорошо помню, как ждали мы своих матерей с работы, а они несли съедобную траву, чтоб испечь хлеб и накормить семью. Хлеб был чёрный, корка отставала от мякиша, но и ему были безмерно рады. Брала в школу этот чёрный брусок и на перемене ела. Однажды подошли ко мне бойкие, горластые ленинградские дети-первоклашки и выманили у меня этот хлеб на горсть «орехов», которые оказались косточками от фиников. Как я плакала, оказавшись обманутой и голодной. Вспоминается еще один случай: мы с мамой пилим дрова для зерносушилки, я советую маме, что, смотри, какой опил мелкий, как мука, испеки из него хлеб, он белым будет. Мама испекла, покрошили в суповой отвар, а он и распался, опилки плавают, я ем, а мама плачет».

«Питались мы тогда нездорово. Весной часто ели лепешки из перезимовавшей в поле картошки, пистики, пиканы, крапиву. Трудно было взрослым, и нам, детям войны. Хотя в школах пытались подкармливать нас, варили похлебку, гороховую кашу. Всю войну собирали из-под снега картошку, крапиву, ели и овес. Откуда теперь будет хорошее здоровье? У кого и родители были, и то очень тяжело жили. А мы, дети-сироты военных лет? Что мы видели? У нас не было детства, мы не видели своей юности. Только и было мечты, что бы поесть. Но выросли, все выжили».

Кроме того, что было голодно, большинство домашних дел ложилось на детские плечи: прополоть грядки, полить огурцы, накормить кур, покараулить цыплят от ястреба, натаскать из леса грибов и ягод, насушить их на зиму – все это считалось ребячьей заботой, так как взрослые с раннего утра до позднего вечера работали в поле.

Одним из страшных испытаний был в зимнее время холод. В семьях, где не было мужчин, женщинам и подросткам, а порой и маленьким детям самим приходилось заготовлять дрова в лесу. Вспоминает дочь Колчановой А. З. :

«Самое тяжелое для нас с мамой было заготовить на зиму сено для коровы и нарубить дров. Помню, свалили сушнину, но она застряла между елок. Мама говорит: «Давай еще эту свалим на упавшую, может обе упадут». Свалили, а они обе и застряли. Пытались хоть как-то пошевелить их, да что могут сделать 10-летний ребенок и худенькая, маленькая женщина?»

Тяжёлым в военном детстве было и то, что приходилось работать на разных производствах, было очень трудно. Приведем отрывки из некоторых воспоминаний:

Бессонова (Кобелева) Александра Михайловна:

«На работу в артель «Работник» поступила в октябре 1941 года, учеником слесаря, но в учениках пришлось ходить недолго. Дали в руки молоток, зубило, показали, как что делать, научили сверлить на сверлильном станке, вот и всё моё ученичество. Старалась, как могла. Впоследствии приходилось выполнять и другие работы, малярить и на лесопилке работать, даже приходилось кузнецу помогать, быть молотобойцем. А одну зиму работали в лесу, на острове рубили сосны для изготовления санитарных носилок, для фронта. В основном работали подростки и женщины, а снегу было выше нас, приходилось вначале разгребать снег, пилили у самой земли. Некоторые сосны были очень толстые, что пилы не хватало. Спилим, отрубим сучья, погрузим на сани, и подростки возили через пруд на артельную лесопилку».

Бояршинов Владимир Константинович:

«Некоторые воспоминания из жизни учеников Очёрской средней школы №1 в 1941-1945 годах.

Занятия в школе были закончены. Мы, теперь уже школьники седьмого класса давно отдыхали на летних каникулах, когда внезапно 22 июня, без объявления войны, фашистская Германия напала на Советский Союз.

Все ученики старших классов, в том числе и мы, должны были работать на заводе или в колхозе, так как рабочих рук нигде не хватало. Моя сестра Тамара, ученица 8-го класса, поступила на завод ученицей фрезеровщика и, получив разряд, для облегчения положения семьи, вынуждена была пропустить один год учёбы, хотя и была круглой отличницей. Я же два месяца трудился на полях колхоза Семёновского сельсовета. В колхозе мы дёргали лён, убирали овощи, участвовали в обмолоте ржи, работали на веялке. Работа была непривычной и тяжёлой. Особенно трудно было в непогоду. Жили мы в деревенских избах, где после работы можно было высушить возле тёплой печи промокшую днём одежду и обувь.

Несмотря на трудности военного времени, учёба в школе шла своим чередом. Кроме обычных предметов, для учеников допризывного возраста, в число которых входили и мы, была введена военная подготовка. Нас подготавливали к солдатской службе. Иногда выводили в бор, где военрук, разбив нас на два отряда, проводил учебный «бой».

Тяжёлое было время. Одеть было совсем нечего. Во многих семьях была одна пара обуви на всех ребятишек. Из-за этого некоторые ребята вынуждены были бросить школу. В деревне летом носили лапти и домотканую одежду. Зимой – валенки. Они были необыкновенной роскошью. Перешивали одежду из старых вещей. А. Ф. Сухарева вспоминает: «Носили то, что ткала мать сама, или выменивали на картошку в Очере какие-нибудь вещи. Ходили в лаптях, а чтобы пойти на танцы, шили себе тапочки из холста и красили их сажей. Тапочек таких хватало только на один день, после возвращения с танцев их приходилось выбрасывать, так как они были прорваны насквозь».

Голод, холод, тяжёлый физический труд отразились на здоровье детей войны, часто болят ноги, ноет спина, сердце пошаливает, но все они очень гордятся тем, что помогали стране в трудную для неё пору. Трудности и лишения помогли им стать выносливыми, трудолюбивыми и ответственными, добрыми и отзывчивыми людьми.

Маленькие радости и праздники детства

Несмотря ни на что, дети остаются детьми, они играют и озорничают, стараются весело проводить свой досуг. Но суровое военное время наложило отпечаток на личность маленьких мужчин и девочек, не успевших доиграть свое и прямо от игры переходивших к недетским заботам и трудам.

Нам удалось найти материалы о том, какие радости и праздники были в жизни детей войны, в какие игры они играли, как они учились в школе, организовывали свой досуг.

Мы провели опрос среди современных семиклассников и выяснили, какие же праздники есть в их жизни?

Проведённый опрос среди современных школьников об их радостях и праздниках был сопоставлен с праздниками и радостями в жизни детей военного времени. Радости и праздники у современных детей совсем другие, у них другие игры, интересы, увлечения. Нет радости от чтения книг, нет тёплой печки, которая спасает от холода и в которой радостно гудит огонь. Появились компьютеры, телевидение, которое занимает основной досуг современных детей. Но сближает современных детей и детей военного времени то, что неизменным праздником для всех является Новый год, праздником для тех и других является и то, когда вся семья собирается вместе. Материалы сравнения мы представили в таблице:

Праздники детей военного времени Праздники современных детей

Мальчики играют в «войну», ребята играют в «шар-бабу» Получение подарков;

Девочки играют в тряпичные куклы, сшитые из кусков ткани; стряпают начало каникул;

шаньги из красной глины; есть друзья;

чтение хороших книжек; хорошие оценки;

елка на Новый год; когда звучит музыка;

катание на лыжах; Новый год;

рыбная ловля; День рождения;

походы в кино; победа в различных конкурсах, спортивных соревнованиях;

когда мама рядом; когда вся семья в сборе;

когда вся семья вместе; покупка компьютера, телефона, модных вещей;

песни, пляски, художественная узнавать что-то новое и познавательное.

самодеятельность

Приведём воспоминания очевидцев событий:

«Несмотря на занятость по хозяйству, находил время и для своих развлечений. Со сверстниками купались летом, зимой катались на лыжах, иногда в кино ходили. Очень увлекался чтением книг. В школе учился нормально, немного был хулиганистым. У меня были хорошие друзья, особенно мой сосед Юра Краснорепов, со всеми были хорошие отношения, во всех делах помогали друг другу. Иногда собирались и обсуждали положение на фронте, радио было не у всех. »

« Мы всё успевали, и играть тоже. В детстве я заплетала две косички, за которые ребята меня привязывали к парте, к спинке сидения. Потом, смеясь, пытались отвязать, когда меня спрашивал учитель. Летом у нас была забава под названием «Шар-баба». Для игры нужен круглый деревянный шар и заострённая на одном конце палка. Мама мне нашила тряпичных кукол из кусочков ткани. Девочки «стряпали» шаньги из красной глины, сушили на солнце и украшали белой глиной. Вот, так и играли».

«1943 год для меня был во многом историческим. Во-первых я впервые выступил по радио в прямом эфире. Это был примерно конец марта, после победы в Сталинградской битве. Забрался я на табуретку перед большим микрофоном на стойке и громко декламировал:

«На Урале пельмени, говорят, хороши.

В день февральских сражений мы их шлем от души.

Двадцать тысяч пельменей посылает колхоз»

Сейчас, спустя чуть не 65лет остальные слова забылись, но не забыл, что в студии было холодно. Для меня с тех пор студия – значит, студено.

Во-вторых, в 1943 году я взял в руки удочку и с тех пор с ней не расстаюсь. Полезный досуг и ценный продукт. Леску для удочки тогда мы заимствовали у лошадей. В базарный день подкрадывались к лошадям со светлым хвостом и осторожно дергали по несколько силышек. Были и неприятности. Хозяева нас гоняли, а иногда и лошадь могла лягнуть. Зато мы потом плели двух-трех-четырехсилку, связывали эти звенышки и получалась леска, без которой не порыбачишь».

«Были и песни, пляски, художественная самодеятельность. Я, 12-летний ребенок, играю частушки, а девушки, женщины пляшут, плачут и поют».

Дети всегда остаются детьми, будь то мирное время или война. Зимой веселятся, играя в снегу, летом купаются, собирают ягоды и грибы.

Дети военного времени выстояли, выжили в этой войне, так как были очень дружны, всегда во всём помогали друг другу, они стремились хорошо учиться, во всём помогали взрослым, чтобы скорее приблизить долгожданную победу.

Дети войны о своем детстве в стихах

Нашу работу мы назвали «Детство, опалённое войной». Эта строчка из стихотворения В. Д. Шилова «Мы – дети войны». Мы собрали небольшую подборку стихов детей войны. Выголов В. С. и Шилов В. Д. вручили нам свои стихи при личной встрече, стихи же других авторов мы нашли в «Книге памяти» в 3 томе.

Все авторы отмечают, что детство было босоногим, голодным, трудным, но по-своему счастливым так как война закалила характеры, помогла стать ответственными и дружными. В. Д. Шилов пишет в своей книге: «Моё детство пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Голодные, плохо одетые мы не унывали и впереди нам светила звезда светлого будущего, мы верили, что дальше будет лучше, и этим жили».

Дети войны Я в деревне родился,

Нам снятся порою тревожные сны Сиротою я рос;

Познавшего жизнь человека. В школе сельской учился

Живые свидетели – дети войны И работал до слез.

Прошли испытание века.

Нам лапти знакомы, на лямках штаны, Тяжело мне было

Жестокое хмурое небо. И пахать, и боронить,

И помнят, бесспорно, все дети войны Но всего тяжелее

Вкус радости, счастья, вкус хлеба. Копны сена носить.

Как лето любили мы, все пацаны:

Тепло и неголодно было. Шла война, а мы дети,

И выжили многие дети войны. Мы работать должны,

Спасибо, природа кормила. Чтоб на фронте солдаты

Мы знали, быть к бою готовы должны. Кушать хлеба могли.

И в цель из рогатки стреляли.

Ведь шустрыми были все дети войны, Мы дождались Победы,

А трудности нас закаляли. И ликует страна,

С тех пор близки к сердцу проблемы страны, Но лежу я в больнице,

Мы в жизни активными стали. Неподвижна нога.

Не стыдно сказать, что мы дети войны.

Экзамен на прочность мы сдали. В сорок пятом Победном,

Я опять на ногах,

В. С. Выголов И спасибо советским,

Дорогим докторам.

М. Н. Пономарев

Детство, опаленное войной Моим одноклассникам

Не все мы в Очере родились, Мне было двенадцать, война началась,

У нас ведь большая страна, В глубоком тылу проживала семья.

Но в этой вот школе учились, Но сколько всего от войны нам досталось,

Она в нашей жизни одна. Хлебнули мы горя сполна.

Сейчас же вы – дети другой страны, Мы рано взрослели и в жизнь уходили –

И многое не зная, Такая была уж пора.

Вы нас не судите – мы – дети войны, В лихую годину отцов заменяли,

У нас и судьба иная. К станкам поднимаясь с утра.

Не помню, как началась война, С обеда мы в школе, усевшись за парты,

Зимой же был жуткий холод, Писали диктанты на темы войны,

И в каждый дом приносила она Учились писать на газетах меж строчек,

Невзгоды, страдания, голод. Друг другу учебник цепочкой несли.

Слабели и тихо ходили, как тень, А в первую смену в артели «Работник»

Все время хотелось кушать, Со взрослыми рядом трудились и мы,

И к репродуктору каждый день Как пчелки, трудились, с гудком просыпаясь,

Мы сводки садились слушать. Спецовку надев, мчались к нашим местам.

И игры тоже, все наперед: Деревья для школы в лесу мы валили,

Про русских и немцев были, Все лето в колхозах работы вели:

И если немцем был черед, И сено сушили, и лен теребили,

Тебя все нещадно били. Картофель копали до самой зимы.

Весна, солнце жарит с небес, Очер наш райцентром тогда назывался,

И снегу, как не бывало, А скольких он беженцев приютил!

Бежали мы в поле и ближний лес Под госпиталь школу свою мы отдали,

И ели все, что попало. Девчат-выпускниц на фронт провожали,

Завидно нам было, что это не мы.

Купались в лужах и на прудах,

Себе мастерили игрушки. На вечер спешили, под вальсы кружились,

И вырастали на голых ногах Концерты давали, со спортом дружили.

От грязи, конечно, «цыпушки». И песни военные знали, любили,

Мнением старосты все дорожили.

Когда же кончится эта война?

И ждать нету больше мочи, Загарских М. А.

А Гитлер подох бы, сатана,

Была бы война короче.

Была земля и жестокой, и метельной.

И вот заплативши огромной ценой, Была судьба у всех людей одна.

Дождались мы этой даты, У нас и детства не было отдельно,

Пришли покалеченные войной А были вместе детство и война.

Оставшиеся солдаты.

Года пройдут, но эти дни и ночи

А дальше огромная наша страна, Придут в сердца не раз тебе и мне.

Залечивала раны, И пусть мы были маленькими очень, –

Мы тоже старались, как и она, Мы тоже победили в той войне.

Сейчас мы уже ветераны.

Э. С. Каменских, в годы войны подросток 8-11 лет

Любимые дочери, внуки, сыны,

Ну, как мне на вас наглядеться,

Пускай никогда не будет войны,

Лихого, сиротского детства.

В. Д. Шилов

Мы попытались выделить приметы военного детства в стихах детей военного времени. В. Д. Шилов рассказывает о игре «В немцев и русских», о голоде, о детских играх, и детство своё называет «лихим сиротским». В. С. Выголов пишет о вкусе счастья – вкусе хлеба, о том что природа была кормилицей, про игру мальчишек военного времени «поражение целей противника». М. А. Загорских пишет о трудной работе и учёбе в школе и об умении проводить свой досуг несмотря на войну. Пономарёв М. Н. пишет о сиротском военном детстве, о тяжёлой болезни, с которой помогли справиться доктора. Э. С. Каменских пишет о том, что детство и война были неразрывно связаны, и такие, как она тоже победили в той войне.

Таким образом все поэты, запечатлевшие своё детство в стихах, оставили правдивую память последующим поколениям о трудном военном детстве.

Детство давно ушло. Многие из детей военного поколения уже ушли из жизни, а те, кто остались в живых, до сих пор считают те времена лучшими, несмотря на все трудности и тяготы войны: «Раньше жили просто, дружно, сплочённо и во всём помогали друг другу. Чего не скажешь о современном мире»

Изучив статьи газеты «Сталинский ударник» 1941-1945 годов, исследовав материалы 3 тома «Книги памяти», встречаясь с детьми военного времени В. Д. Шиловым, В. С. Выголовым, Э. С. Каменских, А. Ф. Сухаревой, мы пришли к выводу, что все дети, начиная с младшего школьного возраста, внесли неоценимый вклад в приближение Победы.

Нам удалось найти материалы о том, какие радости и праздники были в жизни детей войны, в какие игры они играли, как они учились в школе, организовывали свой досуг.

Проведённый опрос среди современных школьников об их радостях и праздниках был сопоставлен с праздниками и радостями в жизни детей военного времени.

Вместе с тем, были найдены воспоминания о трудностях и лишениях детей, о голоде, холоде, невозможности учиться, о тяжёлом и непосильном труде.

Нам удалось сделать подборку стихов, авторами которых являются дети военного времени. Мы объединили их в отдельную главу и нашли в них правдивое изображение событий той поры. Дети военного времени выстояли, выжили в этой войне, так как были очень дружны, всегда во всём помогали друг другу, они стремились хорошо учиться, во всём помогали взрослым, чтобы скорее приблизить долгожданную Победу.

При изучении краеведческих материалов мы отметили, что события Великой Отечественной войны повлияли на становление характеров мальчишек и девчонок, заставили их рано повзрослеть, научили быть ответственными. Поколение этих людей может служить примером для современных школьников.

Мы пришли к выводу, что тема «Детство, опалённое войной» в воспоминаниях и краеведческих материалах раскрывается разнопланово: это и успешная учёба в школе, тимуровская работа, совместные трудовые будни взрослых и детей на производстве и в поле, это тяготы и лишения, это маленькие праздники и радости, это память «со слезами на глазах».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)