Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Огонь - мотив зарождения человеческой цивилизации

Костер – это частичка огня. Уже 1,5-2 миллиона лет назад наши предки умели управляться с огнём. Значение огня может употребляться и в прямом и в переносном значении. В прямом значении, костром называются горящие дрова, сучья и хворост, сложенные в кучу. В переносном значении, слово костер может употребляться, например, в разговоре, когда речь идет о пылком и энергичном человеке, также, может передавать любовь и какие – либо другие сердечные чувства. В старину, костер использовали как казнь. Это была мученическая казнь сожжения на костре.

У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительным свойством огня: на Ивана-Купалу прыгали через костер, водили хороводы вокруг костра, в церквах зажигали свечи.

Огонь – символ возрождения и символ очищения. Огонь, как олицетворение женского начала, считался источником плодородия, богатства, а очаг – хранителем и дарителем жизненной силы – детей и животных.

Огонь с древних времен не только согревал, но и давал надежду, огонь не обманет, он дает поддержку.

Костер можно рассматривать не только на примере огня, но и на примере природных явлений, например грозы, молнии, на примере факела, свечи также можно рассмотреть костер.

Огонь для язычников – это не просто химический процесс, это сакральное явление. Огонь существует земной, небесный. Земным огнем называется дым от жертвенного костра. Небесный – Огонь небесной кузни Сварога.

Существует огонь Нави, здесь мы подведем аналоги с христианским культом, в котором грешников, пребывающих в аду, жарят черти на кострах. В семи режимах приготовления этих самых грешников. («Божественная комедия» Данте)

Это примитивное поверие о несчастной судьбе грешников имеет корни в более широком и обоснованном языческом преставлении о навском огне.

Огонь Нави можно интерпретировать как регрессивную разрушающую силу, сжигающую свет и добро. Ведь можно обжечься любовью (небесный огонь), а можно спалить душу пьянством и обманом.

Также существует огонь-Светоч, это огонь, который мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.

Огонь и его характеристики связаны с временами года - зимний огонь, летний. Угасающий огонь – бледный. В. Набоков использовал эту метафору в названии своего романа. «Бледный огонь» (1962).

По типу костров делались различные предсказания. Для многих народов огонь нес элементы табу.

Результат действия огня – пепел. Посыпание головы пеплом было знаком необратимости горя. Но в скандинавских сагах герой Тетлейфе, прежде чем отправиться на очередной подвиг, лежал в золе. Этот мотив магического превращения известен и в сказке «Золушка».

Золотое пламя (auriflamma) орифламма – первоначально алое знамя, посланное Папой Львом ΙΙΙ Карлу Великому в конце VΙΙΙ перед коронацией его на императорский престол.

Образ костра в фольклоре

При чтении литературы русских писателей в произведениях можно встретить эпизоды, в которых есть описание огня, костра или каких-либо природных явлений, которые так же можно отнести к огню и в свою очередь к костру.

Иногда, в разговоре, употребляются высказывания, выражения, фразеологизмы, в которых упоминается либо об огне, либо о костре и т. д. для примера можно использовать фразеологизм «Огнем и мечом», обычно так выражаются, когда применяют крайние, беспощадные меры принуждения или насилия. Действовать решительно и беспощадно, использую все средства подавления противника для достижения цели. Также выражение восходит к древнему способу излечивать раны, вырезая их ножом и прижигая огнем; отсюда возникло изречение древнегреческого врача Гиппократа: «Что не исцеляет лекарство, то исцеляет железо, что не может исцелить железо, то исцеляется огнем»

В одном из своих произведений, «Солдаты моей родины», Шолохов употребил этот оборот. «Полонив капитулировавшую французскую армию, Гитлер огнем и мечом прошел по цветущим полям Бельгии и Голландии». Это же высказывание в своем произведении «Старая крепость» употребил и В. Беляев. «Особенно сладким казался наш край соседским польским помещикам. Они рвались сюда изо всех сил, заводили тут свои угодья, хотели огнем и мечом покорить украинский народ».

В быту мы можем также применить такие устойчивые выражения, как: «Сгореть в огне», «Глаза горят огнем», «Юноша – огонь», «Между двух огней», «Из огня да в полымя», «В огне сражений», «Бояться как огня», «Днем согнем, не найдешь», «Пройти огонь и воду и медные трубы», «В огне быть».

Приметы и обряды

Существует множество доселе живущих в народе примет, поверий и обрядов, которые свидетельствуют о старинном преклонении огню, как стихии божественной и эмблеме грозового пламени. Зажигая вечером лучину, ночник или свечу, простолюдины крестятся, если же огонь долго не вздувается, то приговаривают: «Святой огонешек! дайся нам».

Будет ли внесена в комнату свеча, её встретят крестным знамением, точно так же, как существует обычай, крестится при ударе грома и блеске молнии. Плевать на огонь - величайшее нечестие: за такое оскорбление святыни – на губах и языке виновного высыпают прыщи, называемые в областных наречиях огник и жижка; детям обычно говорят: «Не плюй на огонь, а то огник выскочит»

Горящую лучину или свечу следует гасить благоговейно: пламя задувать губами, нагар снимать пальцами, а уцелевший остаток бережно класть на место; погасить же огонь как попало, т. е. ударить лучину об пол или затоптать её ногою, - считается большим грехом, за который раздраженная стихия отплатит пожаром в доме нечестивца. Когда метут в печи веником, и он загорится – то не следует затаптывать пламя ногами, а залить водою. Кто разводит в печи огонь, тот должен делать это молча и не оглядываясь, не то огонь, карая за нарушение должного благоговения, выйдет из печи и зажгет избу. В тверской губернии у кого загорится изба, того не пускают в другие жилые дома; напротив, он должен бежать как можно далее от жилья, чтобы отвести за собою пламя, которое преследует его живою и мстительною стихией. Народ дает огню образ живого и видит в нем существо вечно голодное и всепожирающее.

Между крестьянами Самарской губернии зародилось такое суеверие, что пожары, чем бы они не были вызваны, тушить нельзя, грешно.

Особенно важное значение приписывалось огню, которое добывали трением из дерева, так как под тем же образом древнейший миф представлял возжжение богом – громовиком небесного пламени грозы. Такой огонь на Руси называется древесным, лесным, новым, живым, лекарственным или царь – огонь. Пламя это считается спасительным против всяких заразительных и повальных болезней. Огонь, бывший до того в людском употреблении, не считается годным для такого священного дела; как вода, которая предназначалась для леченья, должна быть непочатая, только что почерпнутая из родника, так и огонь требуется новый, который не служил еще человеческим нуждам.

Живым огнем возжигаются купальские костры, через которые перегоняют поселяне скот и сами прыгают – в полном убеждении, что это наделяет здоровьем. Но сверх того к пособию живого огня прибегают всякий раз, когда скоро обнаружится сильная смертность между населением или скотный падеж. В первом случае крестьяне пригласили священника совершить молебствие и обойти с иконами и хоругвями вокруг села. При этом добывают новый огонь трением одного дубового полена о другое – также дубовое; добытым огнем зажигают кадило и свечи в церкви перед иконами: думают, что такая жертва особенно приятна Богу.

Из церкви огонь этот разносится по избам, где и сберегается, как вернейшее средство мора.

24 июня происходит поворот солнца – выезд его в далекий зимний путь - сопровождается народным празднеством. Пламя костров, разводимых в навечерии этого дня, служит символическим знамением знойного июньского солнца. «Ивановы огни» зажигаются под открытым небом на площадях, полях и горных возвышениях

На Руси Иванов праздник известен под именем Купалы

Наравне с прочими родственными племенами славяне при летнем повороте солнца возжигают костры, совершают омовения в реках и источниках и собирают целебные травы. Костры раскладываются на раскрытых полях, по берегам рек и преимущественно на холмах и горных возвышениях; в ночь на 24 июня, как скоро ивановские огни, Карпаты, Судеты и Исполиновы горы представляют истинно великолепное зрелище.

На Руси для возжжения купальского костра употребляется живой огонь; почетные старики добывают его трением из дерева, и, пока продолжается эта работа, собравшийся вокруг народ стоит в благовейном молчании, но, как только огонь вспыхнет,- тотчас же толпа вся оживляется и запевает радостные песни.

Костры, разводимые на Иванову ночь, могли служить эмблемами не только знойного июньского солнца, но и возжигаемого Перуном пламени грозы. Это доказывается: во-первых, тем, что угольям и головням, взятым от купальского костра, приписывается сила и свойства громовой стрелки, и, во-вторых, что купальский костер заменяется кучею крапивы, какова замена стоит в тесной связи с представлением молнии жгучею травою.

На праздник Коляды также зажигали по городам и селам костры

Загадки

Но не только в приметах и обрядах мы видим образы огня. Огонь мы можем наблюдать и в загадках и в пословицах и поговорках. Существуют загадки, разгадки которых, относятся к огню. Эти разгадки и есть слово «огонь».

В камне спал, по железу встал,

По дереву пошел, как сокол пролетел

( огонь)

Я не сам по себе,

А сильнее всего

И страшнее всего,

И все любят меня

И все губят меня.

(огонь)

Я не сам по себе, а сильнее всего, и страшнее всего, и все любят меня, и все хвалят меня?

(огонь)

В камне спал, по железу встал, по дереву пошёл, как сокол полетел?

(огонь)

Существуют загадки, которые косвенно относятся к огню, а если точнее, то они относятся к тому, что остается от огня, например, дым, или пепел

Мать толста,

Дочь красна,

Сын - сокол

Под небеса ушел

(печь, огонь, дым)

У нас в печурочке

Золотые чурочки

(дрова в печи)

Белое ест,

Черное роняет

(лучила, горит)

Сама нагая,

А рубашка в запазухе

(свеча)

Пришел вор

Во двор,

Хозяина в окно унес

(ветер и дым).

Или отношение к огню как к природным явлениям.

Что без огня горит?

(гроза)

Пословицы

Без рук, без ног, а на гору ползет.

( огонь, вода, ветер )

Известно, что пословица- это краткое изречение, в котором заключено суждение о различных жизненных явлениях. Существуют стихии, а огонь, это одна из этих стихий, значит, он тоже относится к жизненным явлениям, ведь прожить без огня в современное время не возможно.

Огонь – царь, вода царица, земля матушка, небо – отец,

Ветер - господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княгиня.

Огня да воде, воля дал.

С огнем и водой не поспоришь.

Образ костра в русской поэзии

В творчестве семеновского поэта Юрия Адрианова есть ряд стихотворений, в которых раскрывается образ костра. В некоторых из них мы прослеживаем образ на примере Вечного огня, это такие стихотворения как «Стихи о друге» и «Огонь Часовой горы». В них мы прослеживаем общий мотив Вечного огня.

Огонь - символ возрождения и символ очищения. Огонь можно считать и символом памяти. Чаще всего такой огонь можно назвать Вечным огнем. Вечный огонь олицетворяет память о погибших.

В стихотворении Юрия Адрианова «Огонь Часовой горы» тоже говорится о вечной памяти, а эту память автор передал через образ огня. О нем автор говорит как о живом существе. Ведь спать может только живое существо. А сколько раз автор упоминает об этом. Только в первой строфе он четыре раза говорит, что «. огонь не спит. ». В каждой строфе автор говорит о памяти, которую несет этот Вечный огонь и Часовая гора. Вечный огонь для автора это что-то великое. Малейший, кроткий свет от настольной лампы он считает капелькой этого великого Вечного огня. Этот маленький свет легко можно погасить, но нельзя погасить свет Вечного огня. Ничто не потушит Вечный огонь, даже дождь не может потушить его. Он, верно, служит и его службе ничего не может помешать.

Стихотворение Адрианова разделено на три части. Эти части имеют особые смысловые значения. Первая часть о тягостной службе Вечного огня и Часовой горы, которую на протяжении долгих лет они переносят вместе. Во второй части говориться о существовании Вечного огня повсюду, о малейшем мерцании, о различной капельке света. Третья часть стихотворения очень выделяется на фоне первых двух. В третьей части автор раскрывает все что было, он вспоминает то прошлое, ради чего и был поставлен на эту верную службу Вечный огонь, ради тех погибших и склонивших голову за наше существование.

Не всегда огонь является символом возрождения, все может быть и наоборот. Огонь может стать символом памяти о человеке. Это может стать человек, который был близок, который навсегда останется в душе. Так, в своем стихотворении «Стихи о друге» Юрий Адрианов использовал мотив «Вечного огня». Это монолог лирического героя, которого уже нет в живых;

а костры загорятся опять.

Значит все еще этот человек в памяти своих близких, его все еще помнят и любят. Огонь передает тепло души, тепло своего сердца. Как может один случай изменить судьбу - об этом размышляет герой, но его размышления скрытые.

И вот он уже с друзьями, они вспоминают своего друга. Снова зажигают огонь, костер, который горел раньше, когда все они вместе собирались около этого огня. Человека нет уже в живых, друзьям без него грустно и плохо, «без хозяина дремлет моторка. ». Герой не говорит, что моторка спит, она дремлет, и в любой момент она откинет эту дремоту.

«. а костры разгорятся опять. »- и снова разгорятся костры, как раньше, когда все друзья были вместе. И снова им стало хорошо.

Костер выступает как вечность, которая хранит в себе то, что было, хранит дружбу, хранит то, что происходит сейчас.

В стихотворении «Огонь Часовой горы» о Вечном огне говориться конкретно, а не скрытно, как в стихотворении «Стихи о друге».

У Адрианова есть и такие стихотворения, в которых автор одушевляет различные природные стихии, ярким примером этого стало стихотворение «Огненный лось».

Все стихотворение «Огненный лось»- развернутая метафора, или развернутое одушевление. Здесь дается подробный яркий поэтический образ, казалось бы, лесного обитателя. Но содержание дает понять, что это пожар. Подтверждает эти догадки подзаголовок, указанный в скобках (Лето 1972 года). Это время вошло в историю как самое сухое и жаркое лето. В этот период сгорело очень много лесов. На это указывают и следующие строки этого стихотворения:

Сеял ветер и страх

Вдоль подпалин, взметен,

Мчался огненный зверь

У ворот городов

Он копытами бил,

Он из малых прудов

Воду насухо пил!

Жадно рощи глотал.

Необычно, но в образе лося, автор соединил несоединимое, использовав прием оксюморон. С одной стороны, это опасная стихия, которая сеет страх, несет гибель, а с другой стороны, Адрианов в этой убивающей стихии видит необыкновенную силу и красоту, даже величие. Ведь то, как в разбушевавшемся звере есть, что-то огромное, не остановимое, и человек ощущает себя маленьким. но в образе лося, автор соединил не соединимое. ое, сгорело очень ушевление. что его не забудут.

С хрустом, вкупе и врозь,—

Лютовал,

Мудровал

Багрянеющий лось!

Этот лось ощущает себя свободным, он имеет право, на то, что он хочет совершить, он радуется, тому, что человек просто смотрит на это и ничего не может поделать.

Описание конца лесного пожара, когда этот огонь «Только облако пыли

С воды поднялось!» превратился после такого бушующего зверя, в облако дыма. Лесной пожар- это бедствие, стихия, но в данный момент, поэт просто восхищается прекрасной природой.

У этого же автора есть стихотворение «Отблески костра», в нем он тоже употребляет одушевление, только по сравнению с предыдущим стихотворением, в этом, огню автор приписывает человеческие качества.

В 1965 году Юрий Адрианов написал стихотворение «Отблески костра». В-первых же строфах стихотворения Адрианов говорит про огонь, сравнивая его со стремительным пламенем, бегущими языками псов. Потом поэт сравнивает огонь с человеком. Он приписывает ему все человеческие качества. Ведь бредить может только человек, и то, как мне кажется, человек тяжело больной.

Бредит пламя былями и снами,

Рвется на простор и большаки

И пламя, оно бредит, оно бредит былью, значит тем, что давно прошло, но все еще сохраняется в памяти. Огонь считается символом возрождения, а значит, будет что-то новое, что-то лучшее.

В стихотворении автор использует такое изобразительное средство, как оксюморон – соединение не соединимого.

огонь, огонь – взлохмаченные ленты

Пьяные бесовские пиры!

(Как прохладно в куртке из брезента,

Как звенят, слетаясь, комары)

Огонь издает тепло, значит, оно греет, а значит, должно быть тепло, но автор говорит, что ему прохладно. Нужно заметить, что он не говорит, что ему холодно, ему прохладно, значит что – то его еще согревает. А как известно еще с древних лет – огонь не только согревал, но и подавал надежду, огонь не может обманывать, он дает поддержку. Значит у героя есть еще чуточка надежды, которая греет его изнутри и поддерживает.

Второе противопоставление мы видим, когда читаем последние строки.

а какое странное молчание!

Спит Россия, юна и стара

Адрианов не говорит конкретно про Россию, юна и стара как может быть сразу и молодой и старой. Это своеобразный прием автора, который придает стихотворению еще большую живость.

Поэт жил во время разгара пионерии. А жизнь пионер была не мыслима без пионерского лагеря, а лагерь в свою очередь сопровождался пионерским костром, вокруг которого собирались все вместе, пели пионерские песни. Это был своеобразный круг единомышленников.

Костер - это романтический символ, свидетельство об образе жизни. Костер, как символ сопровождал пионерскую жизнь.

В советской поэзии, начиная с 70-80х гг, у разных поэтов много появлялось стихов и прозы. И в своих произведениях, поэты просто не могли, не отразить пионерскую жизнь. В это же время было написано стихотворение «Песня пионерского костра». Судя по стихотворению, еще выходя из его названия, можно определить, что стихотворение про пионерский костер.

Еще со времен пионерии, пионерами считали примерных ребят. «Пионер, всем ребятам пример», она воспитывала чувство долга и ответственности. Это чистота юношеских отношений.

Это и символизируют строки в стихотворении.

Полыхает чистый пламень

Пионерского костра

В стихотворении присутствует еще один символ, звезда, а известно, что звезда - это символ надежды. У пионер же, звезда была на пионерском значке, а автор использует эту символику как вечность пионерского костра, как надежду, что его не забудут.

Будто младшая сестра

Блещет звездочка простая

Пионерского костра.

В XX веке, во время символистов, образы костра и огня использовали для передачи внутреннего состояния человека.

Во многих произведениях огонь представляется нам как состояние души человека, либо надежды лирического героя на что-либо.

Ночной костер зимой у перелеска,

Бог весть кем запален, пылает на бугре,

Вокруг него, полны таинственного блеска,

Деревня в хрусталях и белом серебре;

(Я. П. Полонский «Ф. И. Тютчеву» 1846 - 1851)

Принимают образ эти звуки

Образ милый мне;

Мниться, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

(М. Ю. Лермонтов. «Звуки»)

Если встречусь с тобой

Иль увижу тебя

Что за трепет за огонь

Разольется в груди

(А. Кольцов «Песня» 1827 г. )

Негодование! Огонь животворящий!

Зародыш лучшего, что я в себе храню

(Вяземский «Негодование» 1820 г. )

Поцелуй меня.

Моя грудь в огне.

Я еще люблю.

Наклонись ко мне

(Я. П. Полонский «Последний вздох» 1846 - 1851)

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня

(Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен» 1 января 1840)

Выходи ж ко мне на встречу!

С жаждой поцелуя,

К сердцу сердце молодое

Пламенно прижму я.

(Я. П. Полонский «Вызов» 1840 -1845)

В этих стихотворениях разных поэтов огонь представлен нам как состояние души лирического героя, огонь передает нам его чувства и переживания.

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге

Дрожащие огни печальных деревень

(Лермонтов 1841г «Родина»)

Пусть завтра вновь меня настигнет буря злая,

Теперь мне хорошо свети, мой огонек,

Свети и грей меня, на подвиг ободряя!

(А. Н. Апухтин «В убогом рубище недвижна и мертва» 1871)

Здесь огонь представлен нам как надежды лирического героя на что-то лучшее. В стихотворении Полонского «Затворница» огонь сравнивается со звездочкой, а звезда всегда была символом надежды, чего-то далекого, недоступного, как «путеводная звезда»:

Там огонек, как звездочка

До полночи светил,

И ветер занавескою

Тихонько шевелил

(Я. П. Полонский «Затворница» 1846-1851)

Образ костра в прозе.

В некоторых произведениях, авторы используют огонь, как символ света и тепла. Также и в своих произведениях Максим Горький использовал огонь, как свет, в таких произведениях, как «Кладбище», «Страсти, мордасти. ».

В этих произведениях огонь, как освещение, например, «Страсти, мордасти. »

«Сторож фыркнул в бороду, осветил мое лицо огнем папиросы и пошел прочь, тяжко топая сапогами по липкой земле. »

В рассказе «Кладбище», огонь излучает солнце, а это говорит о том, что на улице жарко, но всю эту теплую картину, портит пятно, которое качалось на этом луче солнца.

«Меня разбудили удары о землю близко моей головы; мягко отталкивая меня, земля вздрагивала, гудела,— я вскочил, сел, сон был крепок, и глаза, ослепленные его бездонной тьмою, не сразу поняли, в чем дело: в золотистом огне июньского солнца жутко качалось темное пятно, прильнув к серому кресту, а крест тихонько скрипел. »

«Всюду трепещет золотой огонь солнца, тесно заселенное кладбище как будто колышется, бугры могил напоминают море после бури, когда ветер упал и зеленая равнина его покрыта гладкими, без пены, волнами»

С помощью огня, можно дать описание природы. Так, в рассказе «Макар Чудра» Горький использовал огонь, для описания осенней природы, в какой то степени даже местности.

«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море и прямо против меня - фигуру Макара Чудры, старого цыгана, - он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас»

Существуют такие приметы, в которых, огонь считается святым и его нельзя осквернять, но в рассказе, герой Горькова осквернил его, плюнув в костер.

«Он плюнул в костер и замолчал, снова набивая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка»

«Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота. »(«Старуха Изергиль»)

В «Старосветских помещиках» огонь, символ дворянской усадьбы, домашнего быта. Очень поражает, что под яблонею разложили огонь. Это не случайно, ведь крона яблони дает тень, а значит удобно стоять, можно сразу же передохнуть. Но вот корни у яблони, скорее всего они уже погибли, и им очень тягостно расти дальше. Дворянский огонь – быт помещиков. У этих помещиков образ жизни очень примитивен, приземлен, он занят мирскими живыми заботами. Этот огонь, в рассказе, выступает как огонь правды жизни.

«Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений. Ее дом был совершенно похож на химическую лабораторию. Под яблонею вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котел или медный таз с вареньем, желе, пастилою, деланными на меду, на сахаре и не помню еще на чем»

В давние времена, костры использовали, для казни, обычно на таких кострах сжигали ведьм, колдунов. Но от огня таких же костров погибали и обычные люди. В произведении Гоголя «Тарас Бульба» присутствует тот же огонь, от которого сам Тарас и погибает. Такие костры называют кострами инквизиторами. Это святые огни инквизиции.

«И присудили, с гетьманского разрешенья, спечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони»

«А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Итак, мы проследили развитие образа костра в произведениях русской литературы 19-20 века. На рассмотренных в работе примерах мы увидели, как развивается образ костра в фольклоре, поэзии и прозе на примерах Н. В. Гоголя и М. Горького. В завершение своей работы я бы хотела подвести итоги:

I. На примере фольклорных произведений я увидела, что большинство примет, суеверий, обрядов, загадок и пословиц употребляется и в современное время.

II. Проанализировав ряд стихотворений периода 19-20 веков, я проследила, что чаще всего образ костра используется в переносном значении или выступает как символ.

III. Чаще всего в изображении костра используется олицетворение или метафора, а также оксюморон.

IV. Образ – своеобразная деталь, с помощью которой раскрывается характер персонажа.

V. Образ костра , или огня чаще используют как мотив Вечного огня.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)