Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Окказионализмы фантастических произведений

Данная работа посвящается изучению окказионализмов современного русского языка, обнаруженных в произведениях писателей – фантастов И. А. Ефремова и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких.

В художественной прозе, кроме неологизмов, укладывающихся в рамки свойственных языку способов словообразования, встречаются и окказионализмы (слова, несоответствующие общепринятому употреблению, характеризующиеся индивидуальным вкусом, обусловленные специфическим контекстом).

Окказионализмы выполняют в речи совершенно специфическое (экспрессивное) задание. Это то словотворчество, которое, по выражению Г. О. Винокура, «приводит к появлению небывалых для данного языка звуковых сочетаний».

В художественной литературе разного рода окказионализмы служат выражению идей произведения, придавая оригинальность, своеобразие, выразительность и яркую индивидуальность авторскому стилю.

I. 0I. Актуальность данного исследования заключается во всестороннем анализе индивидуально – авторских образований в фантастических произведениях И. А. Ефремова и А. Н. и Б. Н. Стругацких, т. к. в научной литературе не уделено достаточного внимания изучению и описанию окказионализмов, своеобразию и неповторимости языка создателей окказиональных слов.

I. 02. Предметом исследования данной научной работы являются индивидуально – авторские слова (окказионализмы), выбранные из художественных произведений писателей – фантастов И. А. Ефремова и А. Н. и Б. Н. Стругацких.

Для анализа и описания нами отобрано I30 окказиональных слов, выписанных из 7 – и художественных произведений: повестей И. А. Ефремова «Звёздные корабли», «Туманность Андромеды», «Пять картин», романов А. Н. и Б. Н. Стругацких «Хромая судьба», «Хищные вещи века», «Град обречённый» и повести «Отель у погибшего альпиниста».

I. 03. Теоретическая значимость работы заключается в новом подходе к изучению окказионализмов – с лексическо-грамматической точки зрения, разработке классификации окказионализмов по структурным уровням: лексические фонетические морфологические синтаксические

Практическая значимость работы – в использовании данного исследования для факультативов и кружков русского языка в средней школе, для работы со студентами.

Предполагаем особую ценность «Приложения», которое в виде словаря поможет при чтении фантастических произведений.

I. 05. Цель статьи – изучить и описать все окказионализмы , обнаруженные в фантастических произведениях писателей – фантастов И. Ефремова и А. и Б. Стругацких , и объяснить причины их употребления в тексте.

Для осуществления названной цели были поставлены следующие задачи:

- используя произведения писателей – фантастов выписать все Ок. ,

- проверить наличие выписанных слов по орфографическому словарю.

- установить причины и способы образования Ок. ,

- произвести классификацию Ок.

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ

2. 0I. Основы современного русского языка составляет общенародная, общеупотребительная лексика. Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение. Характерными свойствами общеупотребительной лексики являются общепринятость, общераспространённость.

Словарный состав русского языка находится в непрерывном движении и развитии, и в нём происходит обогащение и совершенствование лексики за счёт её постоянного роста, связанного с появлением новых слов.

Вместе с тем, в языке наблюдается обратный процесс – отмирание, исчезновение некоторых слов, что является отражением изменений в жизни общества.

Новые слова-неологизмы появляются в языке с той целью, чтобы обозначить какое-то новое понятие, явление: акваланг, картинг, прилуниться, ралли др.

Многие неологизмы прочно вошли в жизнь, утратили свою новизну и перешли в активный словарный запас. Некоторые неологизмы в силу своей актуальности, очень быстро стали общеупотребительными. Например, такие слова, как: космонавт, космодром, космический корабль.

От языковых неологизмов следует отличать неологизмы контекстуальные, или индивидуально- авторские.

Индивидуально- авторские неологизмы (окказионализмы) – это слова, создаваемые художниками и публицистами с целью усиления экспрессивной окрашенности текста и не сходящие со страниц данного произведения. Они не воспроизводятся речевой практикой, а отвергаются носителями языка, хотя в большинстве случаев понятны, даже взятые вне контекста.

Например, просинь, пенность, ворожбиные (травы) – С. Есенина,; вождизм, везушный, бездружье, безлюбовье - у Е. Евтушенко.

Весьма изобретательно создавал индивидуально- авторские неологизмы А. Блок. В многоцветном мире его поэзии встречается: глубинность, осиянность, бессонность, белость.

Академик Н. М. Шанский в качестве примера приводит словоновшества, оказавшиеся мёртворождёнными у некоторых символистов и футуристов( А. Белого, В. Хлебникова, И. Северянина): будетляне, речар, охотея, кричак,соноги, любавица и др. Н. М. Шанский, однако, не исключает использование авторских новообразований в тексте для свежего и яркого выражения понятий, или в качестве средства для создания определённых художественных эффектов и тонкой словесной игры.

Например у Пушкина:

«я влюблён, я очарован, словом, я огончарован».

Примеры Ок. А. С. Пушкина: «кюхельбекерно, стишистый»,

М. Е. Салтыкова-Щедрина: « клопоководство, белибердоносец, пузырята»,

А. П. Чехов: «толкастика, кисляйство, рафаэльствующая» и мн. др.

2. 02. Проблемой Ок, как явлением речи в современной науке, занимаются многие учёные. Изучив большинство работ, посвящённых этой проблеме, приходим к выводу, что в современной науке к настоящему времени сложились 3 направления в изучении Ок:

I. Лексическое (А. Г. Лыков и Э. И. Хан- Пирра)

2 Функциональное ( Е. А. Земская. )

3 Структурно-семантическое( Г. В. Матешина).

2. 03. Лексическое направление представлено в работах А. Г. Лыкова и

Э. И. Хан- Пирра.

А. Г. Лыков характеризует Ок, как лексические еденицы. Он считает, что русское окказиональное слово обладает рядом признаков, отличающих его от обычного

( канонического) слова.

Одним из таких признаков является ненормативность. Такие, например, Ок, как немазанно-колеснейший, невскопроспектный, оптичкование, океанствовать, кабычегоневышлизм и др, не находятся во всеобщем употреблении, а поэтому не зафиксированы ни в справочниках, ни в словарях. И тем не менее, эти слова встречаются и живут в литературных (нормированных) текстах. Например: – А вам, мамочка, я никогда не прощу, что вы сватаете свою дочь за этогоэтого павизьяна. (В. Ардов. «Моральный облик»).

Профессор Е. А. Земская исследовала Ок. как единицы деривационной системы.

В 10-ой главе « Окказиональное словообразование» она пишет, что образование новых слов происходит преимущественно в пределах словообразовательных типов. Но есть слова, образующиеся с нарушением тех или иных законов действия словообразовательного типа. Например, необычность слов « колозятся, бигудятся » ясна интуитивно, без всякого анализа. Важной отличительной чертой подобных слов является их тесная связь с контекстом. Вне контекста такие слова нередко бывают непонятны:

« Разбукетилось небо к вечеру.

Замерзло окно »

М. Кузьмин. « Разбукетилось небо »

По мнению профессора Е. А. Земской Ок. отличаются тем, что при их образовании в целях экспрессивности нарушаются законы построения соответствующих общеязыковых единиц нормы языка.

Особенностью Ок. является не их связь с определенным творцом (индивидуальный характер ), а то, что при их образовании произошло нарушение действующих в языке законов производства тех или иных единиц.

С точки зрения того, как именно нарушаются при окказиональном словообразовании законы действия словообразовательного типа, можно выделить два вида Ок. :

1. произведенные с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов;

2. произведенные по образцу типов непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, т. е. с нарушением законов продуктивности.

Однако, образцом для производства Ок. может быть не только непродуктивный словообразовательный тип, но и отдельное производное, нечленимое слово.

Поэтому Е. А. Земская выделяет третий вид Ок. , т. е. словообразование по конкретному образцу,.

Она приводит примеры Ок. разных видов:

Образование Ок. первого вида:

А) существительные с суффиксом -инк (а)

. В воду талую, в хвою палую и в сиренинку пятипалую. Р. Казакова.

б) от основ производных прилагательных:

« вернулись в непролазь и мглу»

А Мариенгоф в) от основ глаголов:

И пускай я на рыхлую выбель упаду и зароюсь в снегу

С. Есенин г) от основ существительных:

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

С. Есенин

Образование Ок. второго вида: а) Ок. , необычные и по форме и по значению:

-Профессор побывал в бесильне.

-А что это такое?

-Название этого учреждения происходит от слова «беситься».

С. Лем « Звездные дневники Иона Тихого» б) Ок. , необычные только по форме:

Та вода идет, идет к седоте глубинной

В Евтушенко. « Невеста»

Нет ничего бесполезнее и бессмысленнее чем «пилёж»

«Комсомольская правда», 28 июня 1967 г.

Ок. , образованные от общепризнанных слов при помощи необычного аффикса:

« Кормилец, поилец, водилец, переводилец»

«Комсомольская правда», 20 апреля 1969 г.

Непродуктивный вид образования Ок. при помощи суффикса -есс(а)

« Критикесса,епископесса,агентесса,гидесса.

Образование Ок. третьего вида (по конкретному образцу слов членимых, но производных , не входящих в словообразовательные типы) а) при помощи элемента –ландия;

Шутливые названия вымышленных стран:

Желандия. Спортландия. Киноландия. С. Кирсанов.

Б) по образцу образования существительных с суффиксом - ость:

А еще, несмотря на бритость, сытость, питость.

М. Цветаева.

В) по типу образования существительных продуктивного словообразовательного типа :

( названия городов со второй частью - град )

Ситцеград, Книгоград, Нефтеград, Атомоград.

Изложенная теория Е. А. Земской (деривационный аспект ) является первым ее подходом к проблеме Ок. В ней она стоит на позиции восприятия Ок. , как словообразовательной единицы, не уделяя внимания остальным видам , т. е фонетическим, грамматическим, семантическим и т. д.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что номинативное и экспрессивное словообразование служат для производства нового означаемого слова, создаваемого с целью выражения того или иного смысла, а конструктивная и компрессивная функции направлены на экономию речевых усилий, т. е. при этом не создается новая лексическая единица.

Теории окказионального словотворчества А. Г. Лыкова и Е. А. Земской показали всю сложность этой проблемы, но методика исследования Ок. осталась неясной.

Третье направление исследования Ок. сложилось в работах доцента Г. В. Матешиной.

Применяя методику морфонологического анализа новообразований В. В. Маяковского, Матешина Г. В. доказала, что все Ок. образованы по законам словообразовательной системы русского языка.

В статье « Окказионализмы из цикла рассказов М. Е. Салтыкова - Щедрина

« Помпадуры и помпадурши » она предлагает свою методику исследования Ок. , которую называет структурно- симантическим направлением.

Основой этого направления является следующая классификация Ок. :

1. Лексические Ок. , создаваемые для названия предметов и явлений окружающего мира.

2. Фонетические Ок, созданные путем изменения звукового облика обычного слова, но при этом значение слова не изменяется.

3. Деривационные Ок. , строящиеся на основе распространенной модели, но при помощи новых корней и аффиксов.

4. Морфологические Ок. - новые грамматические формы, образованные от слов литературного языка.

5. Синтаксические Ок. - образования одного слова из словосочетаний.

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. ЕФРЕМОВА И БРАТЬЕВ А. Н. И Б. Н. СТРУГАЦКИХ

В произведениях писателей-фантастов И. А. Ефремова и А. Н. и Б. Н. Стругацких нами обнаружено более ста двадцати ОК.

В большинстве случаев такие слова употребляются в качестве новых названий профессий, действий, предметов быта, науки и техники.

Нами выделена целая группа слов – фонетических ОК. , значение которых можно установить только с помощью контекста ,т. к. эти слова представляют плод писательской фантазии и в современном русском языке не имеют аналогов.

Такие слова как «анамезон, бреванн, рапт» и мн. др. , взятые в отдельности, вне контекста, не несут в себе семантической значимости и не могут ассоциироваться в нашем сознании с известными нам общеупотребительными словами.

Значение этих слов можно установить только в контексте.

Ок. употребляются в фантастических произведениях не случайно, а с определённой целью.

В произведениях писателей – фантастов эти слова выполняют специфическое

(экспрессивное) задание– они служат выражению идеи произведения, придают оригинальность и своеобразие авторскому стилю.

В дальнейшем мы будем пользоваться сокращением вместо: И. А. Ефремов – Е. ;

А. Н. и Б. Н. Стругацкие – С.

3. 01. Появление лексических ОК. в контексте связано с необходимостью дать новое наименование какому – либо явлению или факту реальной действительности.

С этой же целью были созданы ОК. в фантастической повести Е. «Туманность Андромеды». К ним относятся: «бронзюшка, молчальник, фильмование».

Более плодотворными в создании лексических ОК. оказались братья С. , использовавшие в своём романе «Град обречённый» ОК. : «жиряга, мяв, наплевизм, херстовина», а в романе «Хромая судьба» - ОК. : «воплотитель, гаврица, изнахалиться, манипула, обрыбление, погодник, сентиментал, телепатема, шиллеровщина, эмоционал».

К морфологическим средствам образования лексических ОК. можно отнести:

1) усечение основы: «манипула, эмоционал» С.

2) чередование –б/бл обрыбить – обрыбление.

В качестве нового наименовании Е. использовал в повести «Звёздные корабли» ОК. «бронзюшка», созданный путём присоединениям к основе уменьшительно – ласкательного суффикса – юшк.

Брон(а) – бронз(а) – бронзюшка.

В контексте это слово обозначает предмет быта и является наименованием известного и общеупотребительного словосочетания «изделия из бронзы», «коллекция художественной бронзы».

Шатров окинул взглядом размещенные во всех углах комнаты

«бронзюшки», как он называл коллекцию художественной бронзы.

Существительное «воплотитель» появилось в контексте для названия человека, воплощающего в жизнь всё невозможное и невероятное.

Воплотитель самых невероятных идей.

От нарицательного существительного гаврик путём замещения суффикса – ик на – иц С. образовали ОК. «гаврица», обозначающее лицо женского пола с пренебрежительно – шутливым оттенком:

по меньшей мере три сотни гавриков и гавриц при сём присутствуют.

С оттенком пренебрежения употреблён ОК. «жиряга» - от существительного жир + суффикс – яг мотоцикл с коляской и совсем заснувший полицейский. Дрыхнет жиряга, подумал Андрей.

Каким словом можно назвать действия человека, переступившего черту дозволенного, поведение которого выходит за рамки приличия?

Братья С. изобретают необыкновенно выразительное слово «изнахалиться».

Образован этот ОК. от слова нахал суффиксально – префиксальным способом: нахал – нахал + -ил(ся)- из+ нахал +- ил(ся) – изнахалился.

Обнаглел нынешний мокрец, изнахалился

«Манипуляция» - сложный приём в ручной работе, требующей большой точности.

Путём усечения основы С. создают новое слово – ОК. «манипула».

Он прошёл в зал манипула критиков

Человека, который всегда молчит, мы называем молчуном.

А вот Е. думает несколько иначе, и поэтому появился в его повести очень выразительный ОК. «молчальник», образованный от глагола молчать.

Число молчальников увеличивалось

У С. в романе «Град обречённый» находим мы ОК. «мяв», употреблённый в тексте в значении «звуки, издаваемые кошками» (по аналогии со словами рёв – реветь).

тишина наполнилась дикими звуками – рёвом и мявом

Яркой выразительностью и оригинальностью отличается ОК. «наплевизм», созданныё С. в качестве ноаого наименования деятельности человека. В данном контексте употребляется а значении «безразличное отношение к чему – либо»

На человека такой вот наплевизм должен был производить разрушительное действие.

ОК. «обрыбление», как новое наименование, употребляется С. в романе в значении «заполнение рыбой».

ОК. слово образуется от 0к. глагола «обрыбить» путём усечения основы, чередования б/бл и присоединения суф. – ений обрыбить был автор проекта об обрыблении водоёмов

К числу лексическихОК. Относительно слово «погодник» - прибор, при помощи которого можно определять погоду.

Способ образования – суффиксальный.

Погода – погод(а) +- ник – погодник.

Будди сунул руку под стойку и достал«погодник».

Излишне чувствительных людей иначе называют сентиментальными, а вот писатели – фантасты создали новое слово сентиментал путём усечения основы общеупотребительного слова сентиментальный.

Путал сентименталов с симменталами.

Безусловно, всем известны слова: телеграмма, телефакс, вот в романе «Хромая судьба» мы сталкиваемся с неизвестным для нас словом «телепотема», употреблённым в значении «принимать чужие мысли на расстоянии»:

- Ты откуда знаешь ?

Принял его некробиотическую телепатему ?

По типу образования слова «копирование» Е. создаёт ОК «фильмование» в значении создание фильмов по старым книгам:

Фильмование старых книг стало более простым

ОК. является слово «херстовина». Употребленное в тексте в значении «речь, произносимая человеком по фамилии Херет». ОК. образован суффиксальным способом.

Херет – Херст + /- ов/+- ин(а)- херстовина где / ов/ - интевфикс.

Дональд просто повторяет болтовню Херста.

«Шли бы вы с вашей херстовиной ! – отмахивался Андрей.

В учебных пособиях по литературе часто употребляются слова: обломовщина(от Обломов). Малиновщина (от Малинов) и др. «шилеровшина». Образованный от фамилии суффикса. Это слово употреблено как название мистических явлений, описанных в поизведениях писателя.

Шиллер – Шиллер +/ов/ +- щин(а)- шилеровшина предпологали жесты вроде простирания дланей и прочей шиллеровщины.

Путём усечения основы общеупотребительного слева эмоциональный, имеющего значения «подверженный душевным волнениями слово «эмоционал», которое несёт ту же семантическую нагрузку, что и слово – производитель.

Эмоциональный – эмоционал /л (н) (ый) – змоционал. Средствами образования в этом случае являются усечение основы и замена л/л

Вы – вольный художник, эмоционал

3. 02. Фонетические ОК. – это слова с необычным фонетическим обликом. Образование этой группы ОК. слов в фантастических произведениях необходимо по той причине, что при описании каких-то необычных, неизвестных читателю явлений, событий, как например, рассказы о жизни других планет, о работе учёных – космонавтов на космических кораблях и др. , нужны совершенно новые, не употребляемые в обиходе слова.

Образование фонетических ОК. вне контекста в большинстве случаев невозможно объяснить. Т. к. эти слова являются авторским вымыслом, плодом их фантазии.

Образование фонетических ОК. вне контекста в большинстве случаев невозможно объяснить. т. к. эти слова являются авторским вымыслом, плодов их фантазии.

Такие ОК. как, «абсид. бреванн. Тасманец, фант» - Е. , кварк,мимикродон, ойло» и др. – С. – не ассоциируются в нешем ыне контексте мы не сможем установить их истинное значение.

Это и является особенностью фонетических ОК.

ОК. «абсид» в примечании Е. помечено сноской – «фантастическое». 1

Эвда повела Чару в одну из боковых абсид зала.

Также ОК. является слово «анамезон».

Е. употребляет его для обозначения несуществующего в реальной действительности предмета.

При внимательном чтении текста мы можем установить значение этого слова: анамезон – элемент, жизненно важный и необходимый для работы космических приборов в космосе.

- А если они сами очутились здесь из- за нехватки анамезона ?

1. Ефремов И. А. Туманность Андромеды. – М. : Худ. лит. ,1988-с. 325.

Для названия людей, населяющих фантастическую планету, Е. придумывает новое слово, значение которого можно установить только с помощью контекста:

-Ёще один из бреваннов, - проворчал Юний Ант

В романе «Хромая судьба» мы обнаруживаем интересный ОК. - «гишу» - название фантастического животного огромных размеров, пожирающего слонов:

то ли у Беляева, то ли у Ефремова – описан чудовищный зверь гишу, пожиратель древних слонов.

Созданный С. Ок. «кварка», вне контекста не даёт читателю понимание значения данного слова, и только в самом произведении мы находим объяснение выдуманному слову:

речь шла о каких – то кварках, левожующих коровах

Название нового лекарственного препарата, несуществующего в природе придумали С. :

надо попросить для Кости этого мафусалина.

А в романе «Хищные вещи века» С. создают Ок. «мимикродон», употребленный для названия фантастического животного:

козырек его шапочки торчал вертикально, как гребень у раздраженного мимикродона.

Фонетическим Ок. можно назвать прозвище одного из действующих лиц романа «Хромая судьба»:

И тут возник Петенька по прозвищу «Ойло Союзное».

Новое слово «подсмыкнуть» появилось в романе «Град обреченный».

Значение этого слова можно установить с помощью контекста:

Она прошла в спальню, а он подсмыкнул штаны и с криком:

«Подождите, я сейчас!» - бросился в спальню.

Также можно отнести к фонетическим Ок. слово «псютздесдам».

- Тост? Давай, Андрюха!

- За псютздесдам! – выпалил Отто.

Ок. «радиант», служащий в тексте для названия новой фантастической единицы измерения, создает Е. :

вычислите оптимальный радиант обращения звездолета.

Слово «рапт», взятое вне контекста, не дает читателю возможности установить значение данного слова, что позволяет назвать этот Ок. фонетическим.

Вот какое толкование дает своему Ок. автор:

«рапт» - название фантастической птицы.

блюдо из мяса раптов – птиц, заменивших домашних кур и дичь

Ок. также являются слова «репагулюм» и «репагулярный». Но при помощи контекста мы можем догадаться, что речь идет о названии фантастического элемента, используемого при работе с космическими приборами:

стала возможность при понимании репагулярного исчисления – решения направлений при переходе репагулюма из одного состояния в другое.

В качестве названия фантастического материала используется в тексте Ок. «руфолюцит»:

На столе стояла камера из плит руфолюцита – материала, прозрачного и для инфракрасных и видимых лучей.

Неисчерпаемая богатая фантазия писателя-фантаста Е. помогла создать ему такие Ок. , как:

«силикобор» и «силиколл», служащие названием фантастических материалов.

1) У обоих звездолетов установили башенки с колпаками из силикобора

2) Сквозь силиколл шлема полуосвещенное лицо казалось загадочным.

Интересный Ок. ,образованный по способу звукоподражания, находим у братьев С. :

Он еще долго бурчал, скворчал, шумно отхлебывая, отдувался

(«скворчать» - издавать звуки, выражающие недовольство).

Название фантастического лекарства, применяемого в качестве снотворного, придумал Е. :

-Посплю здесь, в кресле, когда кончится действие спорамина.

Название новой народности придумывает Е. :

- И тасманец закрепил предохранительные лямки.

Для названия драгоценных или полудрагоценных камней, которые встречаются на других планетах и используются при изготовлении украшений, изобретает автор Ок. «фаант».

Крупные вишневые камни - фаанты с Венеры – горели на нежной коже.

Изобретательность автора фантастической повести наталкивает Е. на создание нового слова – названия одной из разновидностей пустыни.

Он дает своему новому слову такое толкование:

здесь находилась Хаммада – пустыня без травинки

В романе «Хромая судьба» С. используют Ок. слово «эпиктет», образованное путем изменения звукового облика слова, значение которого не изменяясь, остается прежним:

«Человек – это душонка, обремененная трупом».

Эпиктет

На приведенных примерах видно, что фонетические Ок, не только живут в тексте своей жизнью, но и образуют свои семантические поля: анамезон – анамезонный, репагулюм – репагулярный.

3. 03. Деривационные Ок. – это группа номинативных Ок, которые образуются от известных общеупотребительных слов с использованием необычных деривационных аффиксов.

В фантастических произведениях такие Ок, служат выражению идеи произведения, придавая оригинальность и своеобразие авторскому стилю.

При исследовании данной группы Ок. слов нами обнаружены следующие:

В фантастической повести «Туманность Андромеды» Е. употребляет Ок. «закапсулировались», братья С. в романе «Хищные вещи века» использовали Ок. «интеля», в повести «Отель у погибшего альпиниста» - Ок. слово «заслякощенный», в романе «Град обреченный» С. находим мы такие Ок. как: «толковище», «повестушечка», «пандемонизм», «недочеловеческий».

Но самое большое количество Ок. слов деревационного образования братья С. создали в своем романе «Хромая судьба».

Это Ок. : «банальщина», «брызчатый», «тривиальщина», «кошаточка», «непроспанный», «приплесневевший», «халтурность», «шибзд», «эгалите» и Ок. «изпитал».

Мы установили следующие способы словообразования, при помощи которых созданы деревационные Ок.

1. суффиксальным способом – «банальность, брызчатый, тривиальщина и кошаточка»;

2. префиксальным способом – «приплеснивевший, недочеловеческий»;

3. суффиксально-префиксальным – «непроспанный, закапсулировались, заслякощенной»;

4. слоговая аббревиация – «изпитал» - измеритель писательского таланта.

Морфологическими средствами образования дервиационных Ок. являются :

1. усечение основы: «шибзд, эгалитэ, интеля»;

2. чередование г/ч: брызги – «брызчатый»;

3. суффиксы: закапсулироваться -ирова, толковище -ищ, повестушечка -ушк, брызчатый -ат.

Интересным по способу образования является, по нашему мнению, прилагательное «брызчатый», образованное от существительного – брызги, путем присоединения к корню –брызг-, где происходит чередование г/ч суффикса –ат.

Ок. употреблен в значении «сделанный из брызг».

Способ образования – суффиксальный, средство – чередование.

Надпись была сделана желтой брызчатой струей,

Ок. «закапсулировались» использован в тексте в значении «герметично одеться» и образов от латинского слова «капсула» суффиксально-префиксальным способом, средство образования – суффиксация.

за + слякот/щ + енн/ый/ - заслякощенный унылые заслякощенные улицы, провонявшие сургучом коридоры

Ок. «изпитал» образуется сложением трех начальных слогов.

Значение его дают сами авторы С. :

Измеритель писательского таланта – из +пи + тал

Этот Ок. , созданный в полном соответствии со словообразовательными нормами языка, с его тенденцией к экономии речевых средств, несет в себе семантическую емкость и яркую стилистическую выразительность, удачно вписывается в контекст, своеобразно окрашивая его:

Как же его назвал?

Да! «Изпитал», помнится.

«Измеритель писательского таланта»

Изобретенный С. Ок. «интеля» характеризуется яркой выразительностью.

Интеллигент – культурный, образованный человек. С. Применили средство – усечения основы и вот получился Ок. «интель».

Новое слово уже несет на себе оттенок принебрежительности:

Не связывайся с интелями и держись подальше от «носорогов»

С нескрываемой нежностью относятся авторы романа «Хромая судьба» к одной их своих героинь. Не случайно в монолог ее поклонника, сравнивающего ее с кошкой, вводят они и Ок. «кошаточка».

Кошка – кош + ат + к/оч –а – кошаточка

Новое слово отличается яркой образностью, выразительностью, неповторимостью:

Ты похожа на кошку, даже на кошечку на кошаточку

А в ОК. слове «недочеловеческий» ясно чувствуется что – то жалкое несовершенное, животное. Этот оттенок значения достигается путём присоединение к прилагательному человеческий приставки недо - :

Было в этом смирении что – то животное, недочеловеческое.

Очень своеобразно и выразительно ОК. слово «непроспанный», образованное от глагола проспать:

Проспать – не + проспа/ ть /+нн /ый/- непроспанный

Докладчик с непроспанными глазами шумно восхищается этой любовью.

Новый оттенок значение приобретает ОК. «повестушечка». Стоило только С. Присоединить к нейтральному слову повесть уменьшено – ласкательные суффиксы -ушк и –ечк как появилось новое слово с новым оттенком:

Кто же отдал тебя на съедение с твоими тремя рассказиками и одной повестушечкой ?

Благодаря богатой фантазии писателей и наличию у них чувства юмора появился ОК. «шибзд», образованный от слова шибздик, употребляемого в значении «невзрачный, маленького роста»

я люблю Лёню Баринова. И прозвище такое –шибзд/- я дал ему не за сущность его, а за наружность.

Рассмотрев деривационные ОК. , мы вправе утверждать, что они образуются по существующим моделям современного русского языка, т. е. все деривационные ОК. входят в деривационную систему русского языка, на основе которой образованы речевые варианты слов.

3. 04. В произведениях писателей – фантастов, наряду с ранее перечисленными группами ОК. слов, таких как: лексические, фонотические, деривационные , нами обнаружены ОК. , выделенные в морфологическую группу. Эти ОК. характеризуются необычными грамматическими формами уже существующих общеупотребительных слов. Нередко при образовании ОК. Этой группы авторы изменяют частеречную принадлежность общеупотребительных слов, что не является для них характерным и приводит к появлению новых слов – морфологических ОК.

Зверь не характерно образование другой части речи – деепричастии «вызверясь».

В современном литературном языке также не образуется имени существительного гнусь от прилагательного «грустный».

Зато такое слово можно встретить в повести Е. Оно имеет значение «отрицательное явление» и образуется при помощи чередования с/с и усечение основы, что не характерно для слова грустный.

Грустный – гнус/с: -и/ ый / - гнусь

Гниль, гнусь и жалкая интеллигентщина !

С. Образует новое слово другой части речи – краткую форму причастия «заслякощено» от слова слякоть:

Все было перевёрнуто, разбросано, заслякощено.

Морфологический ОК. – деепричастие «картируя» употребляется в тексте в значении «делать географическую карту неизвестного района по показателем приборов»:

проверяя показателей телескопов и картируя неизвестный район.

«Мокрец» - человек, страдающий особым заболеванием глаз. Писатели образуют от него слова прилагательные «мокрецовый».

Мокрец. + -ов/ый/ - мокрецовый чтобы духу здесь мокрецового на было, заразы этой.

Своеобразное слово придумали С. – Ок. «пильщик», употреблённое в тексте со значением «пиликающий, пилящий на скрипке». Оно образуется от глагола пилить в переносном значении.

кто – то пилил на скрипке.

Полюбовалтсь измученным лицом пильщика и переключился.

От глагола стоять С, создают существительное – Ок. «стойло» - человек, который стоит.

Он осведомился : «Ну, чего встал, стояло?»

Проведенное исследование ( на примере произведений писателей- фантастов

И. А. Ефремова и А. Н. и Б. Н. Стругацких) приводит к следующему выводу: окказионализмы образуются на основе словообразовательных моделей, существующих в современном русском языке.

В процессе исследования мы попытались описать причины образования различных Ок.

Такие Ок. , как : «бронзюшка, воплотитель, гаврица, жиряга, молчальник, мяв, наплевизм и др. » можно назвать лексическими Ок. , т. к. они дают новое наименование определенному явлению или факту реальной действительности.

Слова «анамезон, бреванн, гишу, кор, рапт, мимикродон, кварк и др. » можно отнести к фонетическим ОК. , т. к. эти слова отличаются необычным фонетическим обликом.

Можно выделить отдельную группу слов, образованных от общеупотребительных при помощи суффиксов: «брызчатый, кошаточка, толковище».

Небольшая группа слов представляет собой сложение основ двух или более слов или сложение нескольких слов:

«астролетчик, винтолет, гауробуйвол, звукокатушка, пальто-перевертыш».

Группа слов характеризуется необычными грамматическими формами уже существующих , общеупотребительных слови созданием новых частей речи.

«Гнусь, заслякощено, картируя, облически, пильщик, стояло и др. »

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что Ок. – это слова с внутренней формой и построены они с помощью структурных элементов существующей в русском языке системы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)