Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Описание педагогической идеи

В течение нескольких лет авторы данной программы являются руководителями научно-исследовательских работ, выполняемых учащимися. Работы наших учеников были представлены на школьном, районном НПК, ХVIII краевом слете школьных лесничеств, на конкурсе «Зеленая планета», в Новосибирске по геологии. Многие работы отмечены дипломами, грамотами. В районе занимали 2 места в НПК по экологии, географии, 1 место по экономике. Одни дети взрослеют и уходят из школы, не смену им приходят подростки 6-8 классов, которых тоже надо учить исследовательской деятельности. Исходя из этого, группа педагогов ХСШ № 11, Фадеева В. Г. , учитель экологии и технологии, Федорова Н. Н. , учитель географии и экономики, Щукина В. М. , учитель биологии и химии, объединились и организовали летний эколого-биолого-геологический лагерь «Юный знатоки природы», основной целью которого является научение детей исследовательской деятельности. Поскольку большая часть исследований проводится в летнее время, то уместна работа лагеря в начале лета, в летнее время. В лагерь привлечены учащиеся 6-8 классов, увлеченные исследованиями природы родного края. Первый лагерный сбор состоялся в 2004-2005 учебном году, в результате деятельности лагеря 8 ребят с учебно-исследовательскими работами выходят в феврале на школьную НПК. Следовательно, лагерь реализовал возможности и желания ребят.

Методическая обоснованность использования технологии

Летний эколого-биолого-геологический лагерь «Юный знаток природы» реализует в неурочную деятельность учащихся в летнее время. Эффективными педагогическими технологиями в работе лагеря является следующее: а) технология адаптивной системы обучения – это работа в парах сменного состава рассматривается, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума, а время на самостоятельную работу обучающихся увеличивается (соответственно 7 и 45 мин. ). Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно. Таким образом, подобное обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания.

б) технология исследовательского обучения – учебный процесс осуществляется как поиск новых познавательных ориентиров. Обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Эту технологию применяют педагоги при организации учебных занятий по естественно-научному циклу, когда детям предлагается устанавливать определенные явления, выбирать альтернативные решения, способ работы с учебным материалом, выдвигать идеи и находить подтверждение им на практике. Обучающиеся сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в лабораторных опытах, прежде чем они излагаются на занятии. Им представляется право самостоятельно планировать свое исследование, предлагать возможные результаты.

в) технология коллективного взаимообучения – это самостоятельность и коллективизм: все учат каждого, и каждый учит всех. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность¸ коммуникативные умения, каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе; в процессе общения развиваются речь, адекватная самооценка личности, такая технология позволяет продуктивно организовать работу в разновозрастных группах.

г) технология разноуровневого обучения – для ученика отводится то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволяет ему усвоить учебную программу. При этом учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход обучающихся с одного уровня на другой. Педагог становится как бы дирижером оркестра, где у каждого ученика своя партия.

Поскольку лагерные сборы это и учеба и отдых детей одновременно, то все названные технологии имели место быть. Коллективизм и индивидуальность , самостоятельность и сотрудничество, творчество и исследование, научная и практическая деятельность - основа лагерной жизни в ХСШ №11.

Программа авторская (Фадеева В. Г. , учитель технологии и экологии, Федорова Н. Н. , учитель географии и экономики, Щукина В. М. , учитель химии и биологии) написана с учетом здоровье собирающихся моментов (утренняя гимнастика, санитарная пауза, подвижные игры, день Спорта, ежедневная рефлексия детей. В процессе деятельности лагеря дети научились: а) планированию собственной деятельности; б) выбирать тему исследований; в) вести наблюдения, ставить опыты; г) обрабатывать полученные данные по исследованию; д) делать выводы, заключения.

е) общению друг с другом в непринужденной обстановке; ж) организовывать и проводить лагерные мероприятия; з) пониманию заботы о своем здоровье; и) 8 детей продолжили работу по выбранной теме исследования и вышли на НПК.

Для педагогов работа в лагере была интересна тем, что каждый реализовал свое задуманное по исследовательской деятельности по изучению природы родного края. Результат деятельности педагогов, их достижение – данная программа летнего эколого-биолого-геологического лагеря «Юный знаток природы», которая конкретизирована для наших местных возможностей и условий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)