Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Опыт сравнительного анализа одножанровых произведений на примере творчества И. К. Айвазовского

Пейзаж – тот жанр изобразительного искусства, который известен и понятен абсолютно всем. Кто из нас хотя бы однажды вдруг не остановился на бегу и не воскликнул (вслух или мысленно): «Какая красота! Как же я это не замечал раньше?» Лес и речка, небо с облаками и звёздами, паруса кораблей и ветряные мельницы, города и замки – всё это пейзаж.

За многовековую историю развития жанра появилось огромное количество его разновидностей. Столько художников посвятили ему свою жизнь!

Когда передо мной встала проблема выбора автора, я не сомневалась ни минуты. Я очень люблю русский пейзаж. Шишкин, Левитан, Саврасов – такие родные и понятные Но всегда хочется познать что-то новое, то, чего нет в повседневной жизни.

Поэтому сегодня моя любовь отдана величайшему «певцу моря» – Ивану Константиновичу Айвазовскому. Его картины потрясают своей красотой, мощью и необычайной загадочностью.

Айвазовский был и остается первым по значению маринистом мировой живописи. Никто, как он, не знал море в любом его состоянии, в любое время года, в любое время суток, при любой погоде. Айвазовский – своего рода король познания морской стихии.

Обзор литературы

Знакомство с темой я начала с изучения литературы. Условно все издания можно разделить на несколько категорий:

1. Альбомы по творчеству художника, в которых представлен богатый иллюстративный материал, а также можно найти те или иные сведения о жизни Айвазовского.

2. Биографические очерки

3. Обзорные научно-популярные статьи, рассказывающие о жизни и творчестве и не претендующие на глубокие исследования.

4. Статьи, очерки, фрагменты больших искусствоведческих работ с описанием и анализом отдельных картин Айвазовского.

Наибольшую ценность для данной работы представил альбом «Айвазовский». В нем не только подробно излагается жизненный и творческий путь художника, но и дается достаточно полный стилистический анализ его творчества. Именно в этом альбоме представлено наиболее полное собрание его работ, из которого я выбрала несколько для собственного анализа.

Еще в одном аналогичном издании, однако, мы не найдем столь обширной информации. Во-первых, у авторов другая цель – рассказать о музее, а во-вторых, альбом рассчитан как раз на тех, кто хочет просто полюбоваться живописью. В общем, это научно-популярное издание, задача которого привлечь зрителя в художественную галерею.

Среди остальных источников, которые мне удалось привлечь, можно найти очень поэтичные, я бы даже сказала восторженные описания как творчества Айвазовского целом, так и отдельных его марин.

Так, в статье Е. А. Белой «Певец моря» наиболее подробно рассказывается о двух картинах художника – «Буря на Северном море» и «Девятый вал». Здесь также есть отрывки из биографии и интересные истории создания некоторых других пейзажей.

Статья А. Кантора «Море в лучах заката» оказалась для меня полезной в плане рассмотрения творчества Айвазовского как части мировой пейзажной живописи. Автор показывает, как эволюционировал жанр марины и как художник чутко откликался на все нововведения (и в искусстве, и в науке).

М. Мацкевич в статье «Художник, влюбленный в море», проводит воображаемую экскурсию по залам музея, где выставлены работы Айвазовского. Мне показалось, что его описание некоторых шедевров мастера является наиболее полным. Это относится, прежде всего, к следующим картинам: «Вид Леандровской башни в Константинополе», «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива», «Черное море» и, конечно же, «Девятый вал». Здесь дается четкий анализ работ: история создания, композиция, колорит, стиль

Наконец, небольшая, но очень интересная статья И. Долгополова дает нам авторское представление о духовном мире Айвазовского, о том, что отличает его марины от аналогичных работ зарубежных живописцев.

Знакомясь с литературой, я поняла, что наибольший интерес для меня представляет сравнение картин сходных по сюжету и композиции. Поэтому для анализа я выбрала крымские и неаполитанские пейзажи: «Неаполитанский залив утром» и «Восход солнца у берегов Ялты», «Побережье в Амальфи» и «Итальянский пейзаж», «Вечер в Крыму. Ялта» и «Закат солнца у Крымских берегов», «Неаполитанский залив в лунную ночь» и «Гурзуф ночью».

Анализ картин

Название картины Композиция Колорит Море Освещение Корабли Техника

«Неаполитанский заливКомпозиция картины симметрично построена. Пространство Картина написана в Художник на картине Солнце находится за пределами На переднем плане Картина написана методом утром» передается за счет более четкого насыщенного переднего нежно-голубых тонах, с изобразил спокойное полотна картины, создавая изображена лодка с лессировки. Каждый слой краски плана и почти неразличимого заднего. Больше внимания, на легкой дымкой на заднем море. равномерное освещение. Солнце рыбаками, а на наносится очень тонко. Слой данной картине, художник уделяет небу. За счет этого плане. можно увидеть только отражениемгоризонте высыхает и наносится новый создается низкий горизонт. в воде залива. двухмачтовик. слой. Таким образом, каждый предыдущий слой просвечивает через последующие.

«Восход солнца у Композиция картины построена на асимметрии. Она, как-бы, Данное полотно написано в Южное же море не Солнце находится в центре На переднем плане Данная картина написана берегов Ялты» вписана в треугольник. Пространство, также, передается за более насыщенной настолько спокойно. На картины. Создается эффект изображена лодка с пастозным мазком(берется много счет более четкого переднего плана и менее различимого золотисто-голубой гамме. нем легкий бриз. радиального градиента. рыбаками, а на краски и наносится на холст не заднего плана. Большую часть картины занимает небо. горизонте двухмачтовикзаглаживая).

Название картины Композиция Колорит Море Освещение Корабли Техника

«Побережье в Амальфи» Композиционно, картина построена диагонально. Читается с праваКартина выполнена в На полотне море Освещение на данной картине Как и на многих других Картина выполнена налево. Пределом композиции является крест, который расположензолотисто-голубых изображено спокойным, довольно нереальное. На первый картинах, на переднем плане методом лессировки.

на вершине горы. Уравновешивает диагональную композицию тонах. Что позволяет умиротворяющим. На нем взгляд, солнце находится за полотна расположены рыбацкие Сквозь краски облако, которое находится в правой части картины. определить наиболее полный штиль. пределами полотна. Но если лодки, а на заднем просвечивает структура

Пространство передается за счет более четкого переднего плана точно время суток – присмотреться, то можно двухмачтовик. Удивительно, нохолста.

и менее различимого заднего, с легкой дымкой на заднем плане. день. заметить, что середина даже на заднем плане у скалистых гор, тоже освещена, корабля прописаны все хотя это нереально. мельчайшие детали.

«Итальянский пейзаж» Композиция основана на асимметрии. Всматриваясь в картину, Картина написана в Море в Италии какое-то Солнце освещает все полотно На переднем плане Лессировка.

можно заметить важную особенность построения композиции – нежных пастельных особенное. За счет цветакартины. Несмотря на то, что двухмачтовики и рыбацкая двоичность: двухмачтовик на заднем плане, лодка с двумя тонах. моря и техники оно находится не в центре. лодка.

веслами, На первом плане две пары людей в разных позах, два написания, создается Солнце освещает все полотно.

корабля не переднем плане, два кипариса, две горы на переднем образ теплого, но Солнечный свет разливается по и на заднем плане. 3\4 всей картины уделяется небу. За счет неприступ-ного моря. всему небу, освещая, тем самым, этого создается низкий горизонт. Пространство передается так: окружающее пространство.

чем дальше от зрителя, тем контуры предметов более размыты.

Название картины Композиция Колорит Море Освещение Корабли Техника

«Вечер в Крыму. Ялта» Композиция данной картины выстроена диагонально. Розово-голубые пастельные тона. Вечернее море вполне Освещение на картине находится заНа данной картине Картина выполнена методом

Прочитывается справа налево. Вершиной композиции Впечатление нежного, теплого спокойное. Полный пределами полотна. Создается корабли почти лессировки.

является крест. Пространство передается за счет заката. штиль. эффект равномерного освещения. отсутствуют, только на контрастности переднего и заднего плана. заднем плане – одинокий двухмачтовик.

«Закат солнца у Композиция симметрично выстроена. В правой части Золотистая и темно-синяя гамма. Южное море игривое. Солнце находится в центре На переднем плане лодка В целом, картина выполнена в

Крымских берегов» расположены горы. Баланс составляет двухмачтовие Оно слекга покачивает картины. Создается эяффект с рыбаками, а чуть двух техниках. Море –

и солнце, находящиеся практически в центре на волнах лодку с радиального градиента. Все дальше – двухмачтовик. пастоз-ным мазком, а все картины. Небо занимает больше половины полотна. рыбаками и пространство освещено. На воде остальное – методом двухмачтовик. след – солнечная дорожка. лессировки.

Название картины Композиция Колорит Море Освещение Корабли Техника

«Неаполитанский залив Композиция картины основана на симметрии, где Картина написана в теплых Неаполитанское море Художник блестяще прописывает Первый план представлен Картина выполнена методом в лунную ночь». равновесие создает луна. Больше пространства розовато-голубых тонах с легкой спокойное. лунные дорожки на воде. Они большим двухмачтовым лессировки.

уделяется небу. дымкой, свойственной неаполитанским передают яркость и красоту луннойсудном и легкими фелуками.

маринам. ночи. Луна освещает небо, за счет этого выделяются светящиеся пятна облаков.

«Гурзуф ночью». Композиция картины основана на симметрии. Картина выдержана в темных тонах, На южном море легкий Художник блестяще прописывает Виднеются рыбачьи лодки и Данное полотно написано

Равновесие поддерживает луна. Больше пространстваоранжево-черной гамме. Лунный свет бриз. лунные дорожки на воде. Они большой шлюп. пастозным мазком.

уделяется небу. выполнен в более теплых тонах. придают яркость и красоту лунной ночи.

Проанализировав выбранные картины, можно сказать, что Айвазовский – действительно большой мастер марины.

Нигде, ни в одном из полотен не повторялся. Даже при сходстве сюжетов и композиций мы всегда находим нечто особенное в описании данной местности. Можно сказать, что это качество живописи Айвазовского с блеском использовали импрессионисты в конце 19 века (создавая свои сиюминутные «снимки»).

Кроме того, художник виртуозно владел различными техниками живописи, что помогало ему мастерски передавать различные эмоциональные состояния.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)