Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Орада моего дома

Как все начиналось

Изучение темы «Обработка графической информации» на уроках информатики подходило к концу. Учитель предложил нам работу над проектами «Ограда моего дома», «Кованые предметы в интерьере», «Зимние узоры».

Я просмотрела много фотографий кованых изделий, которые можно увидеть на улицах старинных русских городов. Это – ажурные ограды мостов и набережных, парков и дворцов, уличные фонари и козырьки над входом. Они поражают неповторимостью и красотой узора.

Рисунок кованых оград административных зданий и домовладений в моей станице значительно проще городских, но выглядят они легкими и воздушными.

Я обратила внимание на то, что в рисунке оград повторяются одни и те же элементы. Сами элементы построены с помощью осевой или центральной симметрии. При расположении элементов используются поворот и параллельный перенос.

Работая над эскизом изгороди, я поняла, что не знаю, как давно человек занимается ковкой металла, какие элементы чаще всего использовал и какой скрытый смысл они несли. Итак, я узнала

Вглубь веков

История ковки металла берет свое начало в бронзовом веке. Металл можно плавить, заливать в форму, штамповать. Так же волочить, гнуть и скручивать, ковать и чеканить. Это прекрасный материал для создания художественных изделий. При археологических раскопках данного временного слоя были обнаружены грубо выполнение предметы: фигурные орудия труда – мотыги, серпы и домашняя утварь. Значительно позднее научились изготовлять мечи, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает специалистов.

Испокон веков кузнечное ремесло было в большом почете. В Древней Греции у него имелся свой небесный покровитель - Гефест, сын Зевса и Геры. В славянской мифологии существовало аналогичное божество - Сварог. Считалось, что кузнец обладает не только талантом, но и сверхъестественными способностями: он может лечить, ворожить и отгонять нечистую силу. Благодаря этому поверью, зародилась традиция вешать кованую подкову над входом в дом. Подкову считали оберегом от разорения, непрошеных гостей, злых духов. Подкову крепили не только над входной дверью, но и над кроватью. Считалось, что она «оберегала хозяина от демонов и страшных сновидений». В Древней Руси существовало еще одно поверье: брак скрепленный кузнецом считался крепче церковного. Сегодня кузнецы не могут совершать обряд бракосочетания, но дарить молодоженом подкову на «счастье» у нас на Верхнем Дону не перестали.

В XI веке начинается строительство первых представительных церквей и соборов. Деревянные двери храмов укрепляли коваными деталями. Крепкие горизонтальные консоли, разветвляющиеся в спирали, покрывали всю поверхность двери и таким образом скрепляли вместе тяжелые дубовые доски.

Вход в собор Нотердам Де Пари в Париже

Таким способом не только украшали вход в храм, но и увеличивали недоступность и безопасность помещений. Круглые ручки на дверях храмов вкладывали в полированную литую львиную пасть.

Для храмов кузнецы также делали решетки. Решетка была массивная, составлена из вертикальных прутьев квадратного сечения, поставленных наискось или отвесно. Отдельные промежутки между ними заполняли симметрично расположенными плоскими спиралями, выходящими из прутьев.

Промежутки между прутьями для феодальных замков заполняли четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами, не выходящими за пределы рамы решетки.

Выбор в качестве украшения четырехлистного клевера неслучаен. Наши предки верили, что четырехлистный клевер несет в себе великую силу: он отводит беды, сглазы, порчи, привороты. Один лепесток для славы, один лепесток для богатства, один лепесток для любви и один – для здоровья. Таково распределение четырехлистного клевера.

В средние века растительный орнамент оград стали золотить, чтобы усилить декоративный эффект.

Настоящий рассвет кованых решеток и оград происходит в XVI веке. Украшением служили спирали, волюты, плетенка и саблеобразные листья. Прутья увенчивали листом, моделируя его различным образом.

Волюта – спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре, наиболее распространенный декоративный элемент в художественной ковке. Это характерный элемент капителей ионических колонн. Она входит так же в композицию коринфской капители, но имеет иной вид: ветка поднимающегося растения и спирально закручивающейся при встрече препятствия.

Волюта ионической капители. Валюта коринфской капители.

В художественной ковке помимо стандартных видов волют используют двусторонние волюты, с обратной закруткой и с разветвлением от одного прутка. Концы валют украшают желобками, орнаментами.

В художественной ковке с незапамятных времен распространенным элементом украшения являются различной формы шишки. Их делают свертыванием в спираль из одной нитки прута, либо из трех – шести ниток, связанных в пучок. Шишки первого типа используют в качестве концевых элементов выступов у решеток, второй – в качестве украшения средних участков стержней решеток или для рукоятки.

В XVII веке кованые железные изделия постепенно вытесняются литыми чугунными секциями. Декор становится все более сложным. Однако и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. Именно в этот период начинается строительство постоянных мостов через Неву и смешение стилей.

Решетку стали украшать цветы и листья, бюсты и фигуры, которые штамповали, либо отливали. Побеги аканта, пальметты, картуши, волюты, цветы и листва стали чередоваться друг с другом, образуя запутанные заросли.

Акант (иначе медвежья лапа) – декоративный орнамент в виде стилизованных листьев одноименного травянистого растения с большими резными листьями. Это греко – римский знак триумфа и преодаления жизненных испытаний. Греческий миф гласит о том, что акант вырастает на могиле героя.

Пальметта – декоративный орнамент в виде стилизованных веерообразных пальмовых листьев с нечетным числом симметрично расположенных частей загибающихся наружу, соединенных в гирлянду. Мотив орнамента получил свое начало на Востоке. Низ пальметты обыкновенно составляют два завитка (волюты).

Решетка Певческого моста в г. Санкт – Петербурге содержит пальметты и волюты.

Картуши – графическое украшение в виде не совсем развернутого свитка или щита, обрамленного завитками, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы.

Решетка Литейного моста в г. Санкт – Петербурге содержит пышные листья, мотив античности – меандр, картуш (щит с гербом города), который держат две русалки.

Меандр – так обобщенно называют одни из самых древних и простейших геометрических орнаментов, который встречается у разных народов по всему миру. Форма меандра может быть различная. Состоит из разнообразных изломов линии под углом или из сочетаний таких изломов. Большое распространение получил в Древней Греции. Название таких орнаментов произошло от "Меандры" - так называются излучины реки Меандр в Малой Азии, которые имеют такой же извилистый изгиб.

В наши дни влюбленные любят оставлять на оградах мостов в узорах художественной ковки закрытые замочки со своими именами, по преданию, это скрепляет союз.

В XIX веке литых элементов в рисунке оград становится меньше. Они выглядят как драгоценные вставки в кованой оправе. К середине XX века ковка уступает место художественному литью. Профессия кузнеца начала медленно, но верно вымирать.

Наши дни отмечены бурным всплеском работ художественной ковки. Сегодня в моду входит украшение домовладений ажурными оградами, воротами, кованой садовой мебелью. Особенно популярна на юге России и у нас в Ростовской области в орнаменте виноградная лоза. Она – Древо Жизни, Древо Познания. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза - лживость и вероломство.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)