Орфограмм в словах-названиях конфет
По статистике, в России ежегодно выпускают более одного млн. тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет! Яркие фантики привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Они запоминают названия любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и две, и даже три.
Действительно, орфограммы находятся рядом с нами! Но, к сожалению, не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки.
/p>Для достижения поставленной цели и решения задач была предложена гипотеза:
Мы предполагаем, если учащиеся не будут обращать внимание на правописание слов-названий конфет, следовательно, они будут допускать наибольшее количество ошибок в написании этих слов.
Наше исследование состоит из двух частей. В первой части находили орфограммы в словах - названиях конфет и распределяли их на группы, а во второй - выясняли, обращают ли пятиклассники внимание на правописание этих слов и много ли ошибок допускают в их написании.
Определение орфограммы
Орфограмма - от греч. орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись». (Учебник для общеобразовательных учреждений. М. М. Разумовская. Дрофа, 2007)
Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. (Большой Энциклопедический словарь).
Группы орфограмм в словах-названиях конфет
Для исследования орфограмм использовали 80 слов-названий конфет. После того, как выявили орфограммы в данных словах, распределили их на группы. Получилось 15 групп:
I. Непроверяемая безударная гласная в корне.
1. малина 10. резеда
2. абрикос 11. натюрморт
3. барбарис 12. три медведя
4. ромашка 13. фруктово - ягодные
5. шахматная королева 14. отражение
6. сладкий орех 15. богатырь
7. птичье молоко 16. северные
8. коровка 17. ананасовые
9. серенада 18. «Кот в сапогах»
II. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
1. морские - море
2. голубое озеро - озёра
3. полевой цветок – поле, цвет
4. богатырь - богатый
5. золотой ключик – золото, позолоченный
6. молодежные истории – молод, молоденький
7. первый снежок – снег
8. кислинка - кислый
9. осенний вальс – осень
10. весенняя ласточка – вёсны
11. лесная быль – лес
12. дары солнца - дар
III. Проверяемые согласные в корне слова.
1. загадка - загадать 5. фруктово – ягодные - ягода
2. грильяж – много грильяжа 6. мятная - мята
3. коровка - корова 7. гусиные лапки - лапы
4. клубника со сливками – клубиться, 8. сладкий орешек - сладок сливочный 9. сказка - сказывать
IV. Непроизносимая согласная в корне слова.
1. дары солнца - солнышко 3. детские - дети
2. звёздная ночка - звезда 4. буревестник - весть
V. Разделительный Ь.
1. грильяж 4. премьера
2. момпосье 5. Аксинья
3. птичье молоко
VI. Удвоенная согласная в корне слова.
1. Россия
2. Рузанна
3. русское поле
4. ассорти
VII. Собственные имена существительные.
1. Аленка 6. Кара-кум
2. сказки Пушкина 7. Питерский бульвар
3. Рузанна 8. «Кот в сапогах»
4. любимый Мишаня. 9. «Красная шапочка»
5. «Муму» 10. Варенька
VIII. Сочетания ЧК, ЧН,НЧ.
1. белочка 6. одуванчик
2. ласточка 7. рачки
3. шипучка 8. батончик в шоколаде
4. «Красная шапочка» 9. черноморочка
5. москвичка
IX. Ь для обозначения мягкости согласных.
1. золотой трюфель 6. аленький цветочек
2. царь-птица 7. Питерский бульвар
3. сласть 8. осенний вальс
4. богатырь 9. колокольчик
5. лесная быль 10. школьные
X. Буквы И - Ы после Ц.
1. вариация
2. цирк
3. цитрон
XI. Гласные после шипящих в суффиксах существительных.
1. петушок 6. одуванчик
2. первый снежок 7. батончик в шоколаде
3. колокольчик 8. ангелочек
4. аленький цветочек 9. орешек
5. золотой ключик
XII. Падежные окончания имён существительных.
1. мишка на севере
2. батончик в шоколаде
3. орешек в шоколаде
4. сказки Пушкина
XIII. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.
1. батончик в шоколаде
2. черноморочка
XIV. Буквы и, у, а после шипящих.
1. шипучка
XV. Буквы З и С на конце приставок.
1. взлётная
В ходе исследования было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет приходится на следующие орфограммы:
1. « Непроверяемая безударная гласная в корне» - 23 %
2. «Проверяемая безударная гласная в корне» - 16 %
3. « Собственные имена существительные» - 13 %
4. «Ь для обозначения мягкости согласных» - 12, 5 %
5. «Сочетание ЧК, ЧН, НЧ», «Гласные после шипящих в суффиксах имён существительных» - 11%
5 – 6 % слов-названий конфет включают в себя орфограммы:
«Разделительный ь», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Удвоенная согласная», «Падежные окончания имён существительных»,
Наименьшее количество слов-названий конфет составляет орфограмма:
«Буквы ё-о после шипящих в корне» - 3,7 %
«Буквы З и С на конце приставок», «Буквы и, у, а после шипящих» - 1,2 %
Результаты
Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провели анкетирование среди учащихся 5-х классов. В анкету включили два вопроса:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
Нами было исследовано 59 анкет и 118 ответов. Результаты анкетирования показали, что
95 % учащихся любят конфеты, и лишь 5,5 % пятиклассников конфеты не любят.
42 % учащихся (25ч. ) обращают внимание на правописание слов-названий конфет.
58 % учащихся (34 ч), съедают конфеты, не обращая внимание на правописание их названий.
Для того чтобы проверить данные результаты, этой же группе учащихся было предложено написать орфографический диктант. В него включили 23 слова – названия конфет с разными орфограммами: загадка, белочка, Алёнка, грильяж, шипучка, взлётная, ромашка, полевой цветок, птичье молоко, сказки Пушкина, морские, звёздная ночка, осенний вальс, черноморочка, детские, богатырь, буревестник
Проанализировав результаты орфографического диктанта, выяснили, что
41 % учащихся (22 ч)– те ученики, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет – допустили в диктанте 1-2 ошибки.
Из них 3,3 % (2ч) учащихся не допустили ни одной ошибки.
59 % пятиклассников (35ч) – учащиеся, которые съедают конфеты, не обращая внимание на их правописание – допустили 3 и более ошибок.
Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет и допустивших наибольшее количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1-2 ошибки.
Таким образом, результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Действительно, те учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет, на письме допускают много ошибок.
В данной работе нами было проведено исследование, которое состоит из двух частей. В первой части выявили орфограммы в словах-названиях конфет и разделили их на 15 групп. Самыми распространёнными орфограммами оказались «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова», «Собственные имена существительные» и « Ь для обозначения мягкости согласных».
Во второй части через анкетирование выяснили, что не все пятиклассники обращают внимание на правописание этих слов.
Результаты анкетирования и орфографического диктанта, проводившиеся среди учеников 5-х классов, позволили сделать вывод: учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена исследованием.
Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карты- путешествия по стране Сладкография) и развила интерес.
Исследование посвящено изучению орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме. Анкетирование и орфографический диктант позволили авторам сделать вывод: учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.
Комментарии