Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Орфограмм в словах-названиях конфет

По статистике, в России ежегодно выпускают более одного млн. тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет! Яркие фантики привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Они запоминают названия любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и две, и даже три.

Действительно, орфограммы находятся рядом с нами! Но, к сожалению, не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки.

/p>

Для достижения поставленной цели и решения задач была предложена гипотеза:

Мы предполагаем, если учащиеся не будут обращать внимание на правописание слов-названий конфет, следовательно, они будут допускать наибольшее количество ошибок в написании этих слов.

Наше исследование состоит из двух частей. В первой части находили орфограммы в словах - названиях конфет и распределяли их на группы, а во второй - выясняли, обращают ли пятиклассники внимание на правописание этих слов и много ли ошибок допускают в их написании.

Определение орфограммы

Орфограмма - от греч. орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись». (Учебник для общеобразовательных учреждений. М. М. Разумовская. Дрофа, 2007)

Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. (Большой Энциклопедический словарь).

Группы орфограмм в словах-названиях конфет

Для исследования орфограмм использовали 80 слов-названий конфет. После того, как выявили орфограммы в данных словах, распределили их на группы. Получилось 15 групп:

I. Непроверяемая безударная гласная в корне.

1. малина 10. резеда

2. абрикос 11. натюрморт

3. барбарис 12. три медведя

4. ромашка 13. фруктово - ягодные

5. шахматная королева 14. отражение

6. сладкий орех 15. богатырь

7. птичье молоко 16. северные

8. коровка 17. ананасовые

9. серенада 18. «Кот в сапогах»

II. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

1. морские - море

2. голубое озеро - озёра

3. полевой цветок – поле, цвет

4. богатырь - богатый

5. золотой ключик – золото, позолоченный

6. молодежные истории – молод, молоденький

7. первый снежок – снег

8. кислинка - кислый

9. осенний вальс – осень

10. весенняя ласточка – вёсны

11. лесная быль – лес

12. дары солнца - дар

III. Проверяемые согласные в корне слова.

1. загадка - загадать 5. фруктово – ягодные - ягода

2. грильяж – много грильяжа 6. мятная - мята

3. коровка - корова 7. гусиные лапки - лапы

4. клубника со сливками – клубиться, 8. сладкий орешек - сладок сливочный 9. сказка - сказывать

IV. Непроизносимая согласная в корне слова.

1. дары солнца - солнышко 3. детские - дети

2. звёздная ночка - звезда 4. буревестник - весть

V. Разделительный Ь.

1. грильяж 4. премьера

2. момпосье 5. Аксинья

3. птичье молоко

VI. Удвоенная согласная в корне слова.

1. Россия

2. Рузанна

3. русское поле

4. ассорти

VII. Собственные имена существительные.

1. Аленка 6. Кара-кум

2. сказки Пушкина 7. Питерский бульвар

3. Рузанна 8. «Кот в сапогах»

4. любимый Мишаня. 9. «Красная шапочка»

5. «Муму» 10. Варенька

VIII. Сочетания ЧК, ЧН,НЧ.

1. белочка 6. одуванчик

2. ласточка 7. рачки

3. шипучка 8. батончик в шоколаде

4. «Красная шапочка» 9. черноморочка

5. москвичка

IX. Ь для обозначения мягкости согласных.

1. золотой трюфель 6. аленький цветочек

2. царь-птица 7. Питерский бульвар

3. сласть 8. осенний вальс

4. богатырь 9. колокольчик

5. лесная быль 10. школьные

X. Буквы И - Ы после Ц.

1. вариация

2. цирк

3. цитрон

XI. Гласные после шипящих в суффиксах существительных.

1. петушок 6. одуванчик

2. первый снежок 7. батончик в шоколаде

3. колокольчик 8. ангелочек

4. аленький цветочек 9. орешек

5. золотой ключик

XII. Падежные окончания имён существительных.

1. мишка на севере

2. батончик в шоколаде

3. орешек в шоколаде

4. сказки Пушкина

XIII. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.

1. батончик в шоколаде

2. черноморочка

XIV. Буквы и, у, а после шипящих.

1. шипучка

XV. Буквы З и С на конце приставок.

1. взлётная

В ходе исследования было установлено, что наибольшее количество слов-названий конфет приходится на следующие орфограммы:

1. « Непроверяемая безударная гласная в корне» - 23 %

2. «Проверяемая безударная гласная в корне» - 16 %

3. « Собственные имена существительные» - 13 %

4. «Ь для обозначения мягкости согласных» - 12, 5 %

5. «Сочетание ЧК, ЧН, НЧ», «Гласные после шипящих в суффиксах имён существительных» - 11%

5 – 6 % слов-названий конфет включают в себя орфограммы:

«Разделительный ь», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Удвоенная согласная», «Падежные окончания имён существительных»,

Наименьшее количество слов-названий конфет составляет орфограмма:

«Буквы ё-о после шипящих в корне» - 3,7 %

«Буквы З и С на конце приставок», «Буквы и, у, а после шипящих» - 1,2 %

Результаты

Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провели анкетирование среди учащихся 5-х классов. В анкету включили два вопроса:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

Нами было исследовано 59 анкет и 118 ответов. Результаты анкетирования показали, что

95 % учащихся любят конфеты, и лишь 5,5 % пятиклассников конфеты не любят.

42 % учащихся (25ч. ) обращают внимание на правописание слов-названий конфет.

58 % учащихся (34 ч), съедают конфеты, не обращая внимание на правописание их названий.

Для того чтобы проверить данные результаты, этой же группе учащихся было предложено написать орфографический диктант. В него включили 23 слова – названия конфет с разными орфограммами: загадка, белочка, Алёнка, грильяж, шипучка, взлётная, ромашка, полевой цветок, птичье молоко, сказки Пушкина, морские, звёздная ночка, осенний вальс, черноморочка, детские, богатырь, буревестник

Проанализировав результаты орфографического диктанта, выяснили, что

41 % учащихся (22 ч)– те ученики, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет – допустили в диктанте 1-2 ошибки.

Из них 3,3 % (2ч) учащихся не допустили ни одной ошибки.

59 % пятиклассников (35ч) – учащиеся, которые съедают конфеты, не обращая внимание на их правописание – допустили 3 и более ошибок.

Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет и допустивших наибольшее количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1-2 ошибки.

Таким образом, результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Действительно, те учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет, на письме допускают много ошибок.

В данной работе нами было проведено исследование, которое состоит из двух частей. В первой части выявили орфограммы в словах-названиях конфет и разделили их на 15 групп. Самыми распространёнными орфограммами оказались «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова», «Собственные имена существительные» и « Ь для обозначения мягкости согласных».

Во второй части через анкетирование выяснили, что не все пятиклассники обращают внимание на правописание этих слов.

Результаты анкетирования и орфографического диктанта, проводившиеся среди учеников 5-х классов, позволили сделать вывод: учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена исследованием.

Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карты- путешествия по стране Сладкография) и развила интерес.

Исследование посвящено изучению орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме. Анкетирование и орфографический диктант позволили авторам сделать вывод: учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)