Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Органика мелодий и музыка реакций

«Творчество – понятие широкое. Создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а, следовательно, искусством».

Платон.

Анализ истоков увлечения А. П. Бородина естествознанием и музыкой

В начале XIX века после наполеоновских войн Россией, Австрией и Пруссией был создан «Священный Союз» для борьбы с революционными движениями, что характеризует усиление политической реакции в обществе. В то же время российскими властями было разрешено поступать на гражданскую службу людям, вышедшим из духовного сословия, кроме исключённых из духовенство за пороки. Что свидетельствует о некотором оживлении общественной и культурной жизни.

В 1833 году Карл Брюллов пишет свою знаменитую картину «Последний день Помпеи», принёсшую ему мировую славу. 23 марта вышел в свет роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 31 октября того же года А. С. Пушкин завершает своё самое петербургское произведение – поэму «Медный всадник» и роман «Дубровский», над которым работал с 1832 года. 30 декабря А. С. Пушкин пожалован в камерюнкеры. Поэт воспринял это как личное оскорбление: «Сделав меня камерюнкером, Государь думал о моём чине, а не о моих летах». Получив придворный чин, Александр Сергеевич был обязан регулярно посещать все мероприятия во дворце и приводить на них свою жену. 1833-1834 – годы пребывания М. Лермонтова в Школе гвардейских прапорщиков – это годы, потерянные для русской поэзии. В 1833 году Гоголем начаты повести «Вий», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», составлен первый набросок комедии «Женитьба» (под названием «Женихи»), летом завершена повесть «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 25 августа И. А. Крылов определён профессором Петербургского университета, в феврале и в марте он несколько раз встречался с Пушкиным. Князь В. Ф. Одоевский публикует «Пёстрые сказки» под псевдонимом В. Безгласный. 23 ноября был впервые исполнен русский гимн «Боже, Царя храни!», написанный флигель-адъютантом Николая I Алексеем Фёдоровичем Львовым на слова Жуковского. Автор гимна был награждён золотой табакеркой, а слова «Боже, Царя храни» внесены в его герб. Не будучи профессиональным композитором, А. Ф. Львов написал много музыкальных сочинений, в том числе 45 произведений на религиозные темы.

В 1833 году князь С. С. Гагарин ушёл с должности директора Императорских театров в знак протеста, что министр двора отказался увеличить ассигнования на театральное дело. Вместо него был назначен действительный советник Александр Михайлович Гедеонов. 20 марта граф С. С. Уваров назначен управляющим министерства народного просвещения. С приходом Уварова усилился гнёт цензуры. Интересная трансформация бывшего вольнодумца из общества «Арзамас». В Москве к 1833 году были заново отстроены после пожара 1812 года стараниями московского губернатора князя Д. В. Голицина Большой театр и Кремлёвский сад, Манеж и Торговые ряды на Красной площади, Петровский парк и Москворецкий мост, Малый театр и фонтан на Иверской, Триумфальная арка и гранитные набережные, Биржа на Ильинке.

А в Санкт-Петербурге 22 декабря Николай I утвердил положение о присоединении к столице «дач и островов, вокруг оной находящихся». Весь город был разделён на 17 округов. 25 октября открыт для судоходства Обводный канал. В архитектуре наступает время так называемого «казённого ампира». 19 марта открыт Дом призрения трудящихся на средства А. П. Демидова. Это первое в столице заведение, позволившее неимущим «полезными трудами ежедневно снискивать себе надёжное пропитание». 29 января организована первая в России городская почта. Аналогичная служба в Москве открылась только через 12 лет. Пересылка письма стоила 20 коп. , визитки или приглашения – 20 коп.

Можно сделать вывод, что несмотря на усиление реакции, в России в это время наблюдается расцвет культуры и искусства. И в это же время в Царском селе под Петербургом рождается Александр Порфирьевич Бородин 12 ноября 1833 года.

Интересно проследить происхождение А. П. Бородина. Александр был сыном дворянина из старого княжеского рода. По родословным книгам, его отец, князь Лука Степанович Гедианов, происходил по прямой линии от князя Гедея, который ещё при Иване Грозном «из Орды прииде честно со свои татары на Русь» и при крещении был наречён Николаем. Есть основания предполагать, что по женской линии Лука Степанович происходил от князей Имеретинских: не то бабка, не то прабабка Бородина была царевной Имеретинской. С детства Бородин привык видеть у себя дома на стене два портрета, писанных масляными красками. На одном из них был изображён важный старик в синем фраке, с маленьким Евангелием в руках. По чертам его лица сразу можно было угадать его восточное происхождение. А на другом портрете была изображена необыкновенно красивая женщина в декольтированном платье. Это была мать Александра, Авдотья Константиновна Антонова. Её отец тоже, как и князь Гедианов, воевал за родину, тоже носил мундир. Но это был мундир не офицера, а солдата. На портрете отца было написано: «Родился в 1772 году». А на портрете матери: «Родилась в 1809 году». Судя по документам, Л. С. Гедианов родился не в 1772 году, а в 1774 году. Значит, В год рождения Бородина его отцу было пятьдесят девять лет, а матери только двадцать четыре года.

При каких же обстоятельствах встретился старый князь с молодой и красивой девушкой, которая ни по возрасту, ни по общественному кругу не была ему парой? Когда князь Гедианов встретился с Авдотьей Константиновной, её, вероятно, ещё не величали по имени-отчеству, а называли просто Дуней. Князю легко было приметить хорошенькую девушку: она жила в соседнем доме на той же Гагаринской улице у брата, служившего вахтёром в Зимнем дворце.

А дальше всё пошло так, как тогда водилось. Князю вспомнились молодые годы, когда он был ещё лихим поручиком и волочился за красавицами. Скоро Дуня очутилась в его доме. О браке и речи быть не могло: старый князь был женат, хотя и жил врозь с женой. Да если бы он и был холост или вдов, он не счёл бы для себя подходящей женой дочь простого солдата. Князь Гедианов по-своему крепко полюбил Дуню. Ревность его доходила до того, что он приказывал держать ворота на замке. И Дуне, чтобы повидаться с братом, приходилось перелезать через забор. Несколько лет прожила она в квартире князя, в доме, выходящем на Гагаринскую, Сергиевскую и Косой переулок.

В этом доме и родился у неё 31 октября (12 ноября нового стиля) 1833 года сын Александр. Там он провёл своё раннее детство. Хотя в Москве у князя была другая семья, взрослая замужняя дочь, Лука Степанович всегда мечтал о сыне и теперь сердился, что жизнь кончается, а он не может передать мальчику своё имя. Согласно обычаям того времени мальчика, который был незаконнорожденным ребёнком, записали сыном слуги князя - княжеского камердинера Порфирия Ионовича Бородина. Таким образом, со дня своего рождения Александр стал крепостным своего отца.

В 1843 году отец умер. Саша хорошо помнил его. Он любил копировать отца, зачёсывая волосы на лоб и на виски и надменно выпячивал нижнюю губу. Запомнились ему и рассказы о предках, о боях и осадных сидениях, в которых князья Гедиановы бились, не щадя живота своего, с врагами Русского государства.

В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой доходный дом, а сыну – икону Николы Мирликийского дивной древней работы, более дорогой реликвии у него не было. Но главное – князь даровал вольную своему сыну. Десяти лет от роду Саша перестал быть крепостным своего отца. Мать Александра, простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала, как важно быть образованным человеком, и не жалела средств для обучения сына.

Мы видим, что уже с раннего детства маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Он рано научился читать. В детстве он усвоил 3 иностранных языка: французский, немецкий и английский, а в молодые годы изучил итальянский.

С детства его окружала музыка: шарманка во дворе, военный оркестр на плацу, фортепиано, под звуки которого танцевали, когда в доме собирались гости, – вот что чаще всего приходилось слышать будущему композитору. Мать Саши в свободное время любила петь русские песни и романсы и играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал как зачарованный чудесные звуки гитары и пение матери. По-моему мнению, всё это способствовало развитию Александра, как творческой личности.

Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила одного из солдат Семёновского полка обучать восьмилетнего ребёнка игре на флейте, а потом другого педагога игре на фортепиано. Вследствие этих занятий в девять лет Саша сочинил свою первую небольшую музыкальную пьесу «Полька Элен », а в 13 лет – «Концерт для флейты в сопровождении фортепьяно».

Товарищем Бородина был музыкально одаренный Миша Шиглёв, отец которого преподавал математику в Александровском лицее. Мальчики вместе учились музыке, играли в четыре руки, посещали симфонические концерты.

Мне кажется, интересным, что помимо музыки, Бородин с детских лет увлекался химией и естествознанием. Он с усердием проводил несложные химические опыты, например, любил изготовлять фейерверки. Его комната была наполнена склянками с разными веществами. Вследствие этого уже к 14 – летнему возрасту у Саши в доме образовалась целая лаборатория.

Талантливому мальчику учёба давалась легко. Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии. Он усердно готовился к поступлению в высшее учебное заведение. О том, чтобы ему стать профессиональным музыкантом, не было и речи. В глазах всех окружающих занятия музыкой были развлечением, забавой, но не серьёзным делом, не профессией, которая может прокормить. Двери университета были перед ним закрыты, так как он не имел дворянского происхождения.

По-моему, очень важно, что благодаря усердным занятиям в сентябре 1850-ого года Бородин поступил вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Деньги за обучение внесла мать. Чтобы создать сыну благоприятные условия для учёбы, она сняла квартиру близ академии. Следует подчеркнуть, что занимался он с рвением и самоотверженно. Был в числе наиболее успевающих учеников. С интересом изучал анатомию, биологию, ботанику, ещё больше увлёкся химией. Думаю это неудивительно, ведь курс химии вёл у них замечательный педагог, один из выдающихся химиков своего времени Николай Николаевич Зинин – известный учёный, новатор в области науки, руководитель кафедры, которая, по меткому выражению учеников, была турбиной нового напряжения в науке. В лаборатории Зинина начинали свою работу выдающиеся учёные – Н. Н. Бекетов, В. Ф. Петрушевский, А. М. Бутлеров. Уже на первом курсе Александр Бородин начинает самостоятельно заниматься научной работой, в результате которой впервые получает гликолевую кислоту (современное название – гидроксиуксусная):

СН2 – СООН.

Сейчас это вещество применяют как протраву при крашении шерсти, как заменитель минеральных кислот при дублении кожи, вводят в составы, используемые для чистки паровых котлов, травления литографических пластин, полировки стали и меди. На третьем курсе Бородин попросил Н. Н. Зинина разрешить ему работать в академической лаборатории. Первоначальное недоверие Зинина сменилось восхищением, когда он увидел зрелую технику химического эксперимента и обнаружил высокий уровень научного мышления Александра Бородина. Профессор А. П. Дианин, первый биограф А. П. Бородина, писал, что Зинин стал для Бородина постоянным наставником, другом, руководителем не только в химии, но и во всём, что касалось лично Бородина, включая и его одежду. По словам самого Александра Порфирьевича, Зинин заменил ему отца. Зинин был заботливым руководителем. Бородин вспоминает поучительные беседы Зинина со студентами, дружеские перебранки и даже колотушки, когда кто-то зазевался во время работы, или напортил что-то, или сказал какую-то глупость, и, конечно, опыты, эксперименты, открытия, которым как дети радовались все – и руководитель, и его ученики.

Теперь для музыки оставалось меньше времени. Мне кажется, примечательным тот факт, что как ни увлечён был юный Бородин занятиями в академии, научной работой он не оставлял музыки, выходные дни были посвящены ей. В субботу и воскресенье Бородин с виолончелью и флейтой и его другом Миша Шиглёв со скрипкой под мышкой через весь город, невзирая на стужу и слякоть, шли в дом Ивана Ивановича Гаврушкевича, страстного любителя камерной музыки. Здесь по вечерам встречались и профессиональные скрипачи и виолончелисты из оперного оркестра, и такие дилетанты, как Бородин, который всегда старался поиграть в ансамбле. Они исполняли и слушали романсы Алябьева, Варламова, Гурилёва и Вильбоа и Бородин сам пытался сочинять романсы похожие на них. В ранних рукописях Александра Порфирьевича среди тщательно переписанных чужих произведений есть свои романсы «Слушайте, подруженьки, песенку мою», «Красавица рыбачка» и др. Каким-то образом Зинин узнал о них и однажды, когда Бородин помогал ему ставить опыты на лекции, сказал: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы всё думаете о музыке и о двух зайцах». Но Бородин не мог не думать о музыке, она жила в его сердце. Он говорил: «Для меня музыка – забава, а химия – дело». Однако я думаю, что всё, за что брался Бородин, было для него серьёзным делом, а не забавой.

В то время он познакомился с камерно-инструментальной музыкой, музыкой М. И. Глинки. Сочинял он и камерные ансамбли. На этих дружеских вечерах впервые прозвучали и музыкальные композиции молодого Бородина.

Занимаясь на 4-ом курсе академии, Бородин изучал гармонию и полифонию.

Следствием интенсивных занятий в академии было её окончание в 1856 году на «отлично», но вместо золотой медали Бородин получил только красный диплом, так как на одном из младших курсов имел плохую отметку за вольный пересказ текста из Священного Писания. По окончании Медико-хирургической академии 2 года работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале. В 1858 году он защитил диссертацию и получил звание доктора медицины, в которой много места было отведено проблемам теоретической химии и экспериментальным работам по синтезу мышьяковой и фосфорной кислот. Был оставлен в качестве ассистента при кафедре химии для практических занятий со студентами II курса и с молодыми врачами. В марте 1858 г. Н. Н. Зинин сделал в Академии наук сообщение о результатах исследования Бородиным амарина (сейчас этот алкалоид применяют как лекарственное средство).

Достижения А. П. Бородина в области органической химии и музыкальном творчестве

В это время Бородин писал много романсов. Его романс (баллада) «Море» отличается реалистическим современным звучанием. Молодой пловец возвращается домой в лодке и гибнет у самых берегов отчизны. Но пессимизма в балладе нет: она проникнута верой в человека, дерзающего вступить в единоборство с могучими силами природы. Слова написал В. В. Стасов. Он назвал этот романс «высшим из романсов Бородина, самым великим по силе и глубине создания».

Романс А. П. Бородина «Море».

Море бурно шумит,

Волны седые катит,

По морю едет пловец молодой, отважный.

Везёт он с собою товар дорогой, непродажный.

А ветер и волны навстречу бегут

И пеной холодной пловца обдают.

Море бурно шумит,

Волны седые катит,

Борется с морем пловец удалой, не робеет,

Казалось, он справится с бурной волной, одолеет.

Но волны и ветер навстречу бегут

И лодку от берега дальше несут.

Он силы удвоил, на вёсла налёг,

Но с морем упрямым он сладить не мог.

Лодка всё дальше и дальше плывёт,

Лодку волною в море несёт.

Там где недавно лодка плыла,

Лишь ветер гулял и седая волна

Как подающего большие надежды молодого ученого, его на три года направили в научную командировку за границу. В 1859 году Бородин прибыл в Германию в старинный университетский город Гейдельберг, один из тогдашних научных центров Европы. Здесь он впервые познакомился с Менделеевым. По приезду в Гейдельберг Бородин брал напрокат фисгармонию, посещал концерты симфонического оркестра. Именно в Гейдельберге он работал над поиском рациональных способов получения целого ряда органических кислот. Бородин действовал парами брома на серебряные соли валерьяновой и масляной кислот:

С3Н7СООАg + Br2 → С3Н7Вr + CO2↑ + AgBr↓;

С4Н9СООАg + Br2 → С4Н9Вr + CO2↑ + AgBr↓.

Работать с бромом нелегко, его красноватые пары вызывают кашель, опыты приходилось вести под тягой. Однако Бородину удалось получить новые интересные соединения. Сообщение об этом вскоре появилось в бюллетене Парижского химического общества. Чтобы вводить в молекулы новые группы атомов, Бородин использовал реактив с необыкновенными свойствами – цинкэтил. Несведущему человеку цинкэтил показался бы волшебным эликсиром алхимиков. Ведь если его вылить на стол, он воспламеняется и горит ярким пламенем, оставляет налёт оксида цинка. Получив цинкэтил, Бородин нагревал его в запаянной трубке с этиловым эфиром бензойной кислоты. В результате реакции образовался углеводород бутан:

(С2Н5)2Zn + 2C6H5COOC2H5 → 2C4H10 + (C6H5COO)2Zn.

цинкэтил этиловый эфир бензойной кислоты

Не прошло и нескольких лет, как эта реакция заняла своё место в учебниках органической химии. Стоит отметить, что хотя Бородин не достиг намеченной цели (ему не удалось получить новые, ещё неизвестные кислоты), но на пути к ней он сделал интересные открытия.

Тут же он предложил способ синтеза фторангидридов органических кислот и впервые получил при этом фторорганические соединения. В 1860 году с 3-его по 6-ое сентября в немецком городе Карлсруэ прошёл Международный конгресс химиков. Россию представляли 7 учёных: А. П. Бородин, Д. И. Менделеев, Н. Н. Зинин, Н. Н. Бекетов, Н. Н. Соколов, Энгельгардт, Ю. Ф. Фрицше. Несколько месяцев в Париже Бородин знакомился с различными химическими новшествами. Слушал лекции, ставил опыты, разрабатывал свои оригинальные идеи. Ко времени окончания командировки Бородин был уже автором многих печатных научных трудов. В Гейдельберге Бородин встретил свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатериной Сергеевной Прототопову – верного друга, серьёзного критика его музыкальных произведений, страстную любительницу его таланта. Среди поздних сочинений Бородина есть Второй квартет ре-мажор (1882), посвящённый Екатерине Сергеевне. В 1862 году Бородин вернулся в Петербург и стал профессором по кафедре химии в Медико-хирургической академии. Работая в химической лаборатории г. Пизы, в этом же году при фторировании хлористого бензоила он получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензоил:

O Cl O F

KF, HF фтористый бензоил

В настоящее время это вещество используют в качестве добавки к пластмассам для предотвращения процесса их старения.

В том же году произошло другое важное событие: он познакомился с Балакиревым, сблизился с ним и стал членом балакиревского кружка. По совету друга Бородин начал писать симфонию. Произведение было написано карандашом, и, что бы карандаш не стирался, Бородин покрывал рукопись желатином или яичным белком. Так химик помогал композитору. Первая симфония с большим успехом была исполнена 16 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева. Это положило начало признанию Бородина как композитора. Тогда же появились его песни-сказки «Спящая княжна», «Морская царевна» и могучая «Песня тёмного леса», драматическая баллада «Море», а также лирические романсы «Отравой полны мои песни» на слова Гейне, «Фальшивая нота». В 1869 году была задумана новая симфония героического характера (закончена в 1876 году). В том же году началась работа над оперой «Князь Игорь», длившаяся много лет. Друзья упрекали композитора в медлительности. Они подарили ему маленькую игрушечную черепаху, чтобы она напоминала о незаконченном произведении. Наконец в 1874 г. Бородин вернулся к опере. Однако постоянная нехватка времени не позволяла композитору её закончить. В конце 70-х и 80-е годы музыка Бородина постепенно получает признание на родине и за границей.

В 1864 – 1871 гг. Бородин систематически изучал процессы, составившие остов современной химии. Речь идёт о реакциях полимеризации и конденсации, ведущих к получению синтетических смол. Первой из них в работах Бородина была реакция «альдольного уплотнения», осуществлённая на примере валерианового альдегида, гептаналя и уксусного альдегида. Она оказалась промежуточной на пути к кротоновому уплотнению:

2CH3 – CHO → CH3 – CHOH – CH2 – CHO → CH3 – CH = CH – CHO.

Изучая эти реакции, Бородин обратил внимание на протекавшее параллельно одновременное окисление-восстановление альдегидов:

С4H9 – CHO +H2O, NaOH C4H9 – COOH

С4H9 – CHO C4H9 – CH2OH

Реакции альдольной и кротоновой конденсации, впервые исследованные Бородиным, были в дальнейшем использованы при поиске способов синтеза изопрена на основе этилового спирта и ацетальдегида. Изучая реакцию конденсации уксусного альдегида, он открыл новое вещество, которое назвали альдолем (2-гидроксибутаналем):

2CH3CHO → CH3 – CH – CH2 – CHO.

В наши дни по такой реакции получают альдольные смолы, из которых изготавливают политуры, лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической промышленности. Альдоли применяются как ускорители процесса вулканизации при производстве каучука, как растворители и т. д. Альдольная конденсация происходит и в природе, в частности таким путём в растениях образуются углеводы.

В 1877 году он познакомился со знаменитым венгерским композитором и пианистом Ференцем Листом. По инициативе Листа, первая симфония Бородина была исполнена на музыкальном фестивале в Баден-Бадене. Успех был огромным.

Зимою 1879 года в одном из камерных концертов Русского музыкального общества исполнялось новое произведение – струнный квартет Бородина. 26 января 1882 года в одном из московских концертов Русского музыкального общества прозвучал уже второй бородинский квартет. Осенью этого же года второй квартет успешно исполнялся и в Петербурге. Струнные квартеты Бородина явились ценным вкладом в сокровищницу инструментальной музыки. В 80-е годы Бородин сочиняет несколько ярких романсов и песен: «Для берегов отчизны дальней» на стихи Пушкина, «У людей-то в дому» на слова Некрасова, «Спесь» на стихи А. Толстого, «Арабскую мелодию». Большой удачей композитора оказались также программная симфоническая картина «В Средней Азии» и «Маленькая сюита» для фортепиано.

Интенсивно шла работа над третьей симфонией. Продолжалась и работа над оперой. Но всё же сочинение продвигалось медленно. Музыкальному творчеству мешала неустроенность домашнего быта, тяжелые болезни жены.

В 80-е годы произведения Бородина всё чаще и чаще исполняются на родине и за рубежом. Утро воскресного дня 15 февраля 1887 года было посвящено сочинению грандиозного «богатырского» финала третьей симфонии, а вечером того же дня Бородин скоропостижно скончался от сердечного приступа. Третья симфония осталась не записанной и фактически была потеряна для русской музыки.

Не успел завершить Бородин и оперу «Князь Игорь». Её закончили Глазунов и Римский-Корсаков. Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Оперу встретили очень тепло.

Поиск аргументов, доказывающих, что автором оперы «Князь Игорь» был А. П. Бородин

При работе над биографией А. П. Бородина, я столкнулась с предположением о том, что оперу «Князь Игорь» написал не он, а Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Это предположение было высказано Артёмом Варгафтиком в передаче «Партитуры не горят». Меня заинтересовало это предположение, и я обратилась к первоисточникам. Я использовала письма А. П. Бородина к жене и друзьям, а также высказывание известного русского музыкального и художественного критика В. В. Стасова. Здесь представлены отрывки из некоторых писем:

Л. И. Кармалиной

15 апреля 1875 г.

<> Нынче, я два раза в году был болен, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы. (Опера эта – «Князь Игорь». Материалы мне доставил В. В. Стасов. Либретто я стряпаю сам). Написал большой марш «Половецкий», выходную арию Ярославны, «Плач Ярославны» для последнего действия, женский хорик в половецком лагере, кое-что для танцев (восточных – так как половцы всё-таки восточный народ). У меня уже накопилось немало материалов и даже готовых номеров, оконченных и закруглённых (напр. , хоры, ария Кончаковны и проч. ). Но когда мне удастся всё это завершить? – недоумеваю. Одна надежда на лето. <> Л. И. Кармалиной

Москва, 1 июня 1876 г.

<> Нынче на Рождество, я схватил грипп, не мог заниматься в лаборатории, сидел дома и написал хор славления для последнего действия «Игоря»; точно так же, во время лёгкой болезни я написал «Плач Ярославны» и т. д. Летом я написал больше, разумеется, ибо писал и в то время, когда был здоров; а вообще я хвораю редко. Всего у меня написано акта полтора, а всех четыре будет. <> Л. И. Кармалиной

С. Петербург, 19 января 1877 г.

<> Что выйдет из «Игоря» – не знаю. Хотел бы к следующему сезону кончить, но едва ли удастся. Много написано, ещё более находится в виде материала, но всё это ещё нужно оркестровать, – труд механический, громадный, особенно ввиду больших хоровых сцен, ансамблей и пр. , требующих применения больших голосовых и инструментальных масс. <> Л. де Мерси Аржанто

Звенигород Московской губ. Россия

3/13 сентября 1884 г.

<> Меня очень радует, что Вам понравились отрывки из моей оперы и, по Вашему требованию, я обязуюсь Вам выслать их партитуру и оркестровые партии. <> Л. де Мерси Аржанто

С. Петербург

6 ноября 1884 г.

<> Опера ещё не закончена и существует только в черновых набросках. Инструментованы только отдельные номера, исполнявшиеся в концертах. <> Е. С. Бородиной

С. Петербург. 20 ноября 1886

<> Я окончил 2-й акт «Игоря». <> Когда Н. А. Римский-Корсаков приступил к окончанию оперы «Князь Игорь» В. В. Стасов писал: «Римский-Корсаков теперь уже в третий раз приступил к трогательному делу, заканчиванию для публичного исполнения и всеобщего пользования музыкальных творений крупных композиторов после их внезапной смерти» (Ранее Римский-Корсаков закончил и поставил на сцене ещё два произведения).

Можно сделать вывод, о том, что предположение высказанное А. Варгафтиком не верно. Т. к. А. П. Бородин долгое время действительно работал над оперой «Князь Игорь». У него существовало много набросков и два уже готовых акта. А Римский-Корсаков и Глазунов лишь собрали оперу воедино. Доказательством этому служат письма А. П. Бородина и высказывание В. В. Стасова.

Александр Порфирьевич Бородин прожил короткую (всего 54 года), но очень яркую жизнь. Внёс значительный вклад в развитие органической химии, прежде всего органического синтеза. Бородин выполнил важные исследования по получению бромзамещенных производных валериановой и масляной кислот, разработав, таким образом, общий метод синтеза галогензамещенных жирных кислот. Там же он предложил способ синтеза фторангидридов органических кислот и впервые получил при этом фторорганические соединения. В середине 1960-х гг. насыщенные кислородом жидкие перфторуглероды прославились тем, что помещённые в них белые мыши довольно долго – несколько часов – и без вреда для себя «дышали» в растворе, сохраняя активность и, судя по кадрам научной кинохроники, бодрость духа. Профессор биохимии одного из американских медицинских колледжей Л. Кларк, утопив мышь в перфторуглероде и долго её наблюдая, говорил потом: «Не знаю, кто больше удивился, – то ли мышь, то ли я сам». Перфторуглероды попытались использовать как временные кровезаменители. Они были относительно невысокой стоимости, легко поддавались полной стерилизации (во всяком случае не способны передавать вирусы СПИДа), могли долго храниться. Важно и то, что перед их применением не требовалось анализировать кровь пациента на совместимость. Эти соединения нерастворимы в воде, их использовали в виде эмульсии, и «кровь» не имела ни красного, ни тем более голубого цвета, а напоминала молоко. Эмульсии готовили из солевого водного раствора и стабилизировали добавками поверхностно-активных веществ. Первые испытания были проведены вновь на мышах и показали хорошие результаты. Эмульсии легко отдавали кислород тканям организма, а их перфторуглеродные компоненты постепенно, по мере того как кроветворные органы тела делали своё дело и восстанавливали полноценную кровь, выводились с выдыхаемым воздухом. В последние годы интерес к перфторорганическим кровезаменителям снова возрос. Были испытаны составы на основе перфтороктилбромида C8BrF17 (оксиджент) и перфтордихлороктан C8Cl2F16 (оксифлуор), которые требуют для дыхания чистого О2; их разрешено применять при хирургических операциях в дозах не более 0,9 г/кг массы тела. Все они могут храниться почти 2 года. Продолжаются исследования смеси перфтордекалина с перфторметилциклогексилпиперидином (перфторан) и других составов. Среди новых областей их применения – лечение воспаления лёгких, респираторных заболеваний и отёков лёгких у детей, поскольку покрытие альвеол тончайшей плёнкой «проводника» кислорода заметно облегчает дыхание. У некоторых недоношенных новорожденных лёгкие оказываются недостаточно развитыми, чтобы ребёнок мог начать самостоятельно дышать, и в этом случае применение перфторорганических производных может заменить пребывание в барокамере. Эти производные перспективы как глазные жидкости, поскольку не смешиваются с водой, оптически прозрачны, имеют необходимую плотность и удобны для введения. Они могут использоваться как контрастные среды при ультразвуковой диагностике, как источник кислорода для ускорения заживления ожогов и язв. Наверняка они интересны и как косметическое средство.

В 1864-1871 гг. Бородин систематически изучал процессы, составившие остов современной химии. Речь идёт о реакциях полимеризации и конденсации, ведущих к получению синтетических смол.

Реакции альдольной и кротоновой конденсации, впервые исследованные А. П. Бородиным, были в дальнейшем использованы при поиске способов синтеза изопрена на основе этилового спирта и ацетальдегида.

Творчество Бородина – сокровище русской музыки. Оно не так велико по количеству написанных произведений, но охватывает почти все музыкальные жанры. Наряду с глубоким претворением мелодического склада русской народной музыки, важное место в творчестве Бородина заняли и образы востока. В творчестве Бородина нашли отражение исторические события прошлого, величавые богатырские образы русских былинных повествований. Музыка Бородина – воплощение мужества, светлого оптимизма, эпического величия в сочетании с вдохновенной и нежной лирикой. Традиции Бородина нашли своё продолжение в творчестве многих его последователей.

Похоронили А. П. Бородина в Александро-Невской Лавре рядом с его другом, композитором М. П. Мусоргским. «Львиной парой» назвал когда-то их Стасов. На памятнике А. П. Бородину выгравированы четыре формулы полученных им химических соединений и музыкальные темы из оперы «Князь Игорь» как свидетельство многогранного таланта и выдающихся способностей нашего великого соотечественника.

Итого

1. Изучены материалы о жизни и деятельности великого русского композитора и химика А. П. Бородина.

2. Исследованы вопросы, касающиеся написания оперы «Князь Игорь». Используя материалы переписки Бородина, я постаралась опровергнуть версию о том, что опера «Князь Игорь» создана не им.

3. Изучена роль работ Бородина в области химии органического синтеза и значение его открытий для химии ХХI века и фармацевтики. Его синтез первого в истории химии фторорганического соединения принёс сегодня изумительные плоды. По образному выражению одного из специалистов, эти соединения «имеют алмазное сердце и шкуру носорога».

Разнообразные фторорганические соединения широко вошли в наш быт (покрытия «неподгорающих» сковородок изготовленных из тефлона, до сих пор большая часть холодильников содержит в качестве хладагентов фреоны, ими же заполнены баллончики аэрозольных упаковок; для тушения пожаров на самолётах применяют галоны). Перфторуглероды использовали как временные кровезаменители. Среди новых областей их применения – лечение воспаления лёгких, респираторных заболеваний и отёков лёгких у детей. Эти производные перспективы как глазные жидкости. Они могут использоваться как контрастные среды при ультразвуковой диагностике, как источник кислорода для ускорения заживления ожогов и язв. Наверняка они интересны и как косметическое средство. А простое перечисление областей их технического применения заняло бы несколько страниц.

4. Я надеюсь, что мне удалось создать основу для описания жизни и деятельности А. П. Бородина, доступную и интересную для моих ровесников, которая смогла бы их увлечь, а может быть и стать примером для подражания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)