Бизнес  ->  Финансы  | Автор: | Добавлено: 2020-04-27

Организация морской торговли в ранней Византии по Морскому закону. Частина 3

Продолжение

Морская торговля в Византии в VI - начале IX веках

С потерей Египта в VIII веке в Византии развивается самостоятельная морская торговля. Поэтому необходимо выяснить, как развивалась морская торговля в VI начале IX веков, какими предметами и в каких районах велась торговля, а также как развивалась техника морского дела и с какими опасностями и трудностями встречались морские торговцы.

Остров Родос был крупным центром мореплавания, и обычное право родоссцев применялось широким кругом мореплавателей. Действие Морского закона продолжалось в течении VII - XII веках, до того времени, когда морская торговля полностью перешла в руки итальянских купцов.

В VIII веке развивается самостоятельная морская торговля, этому способствовала потеря Египта, так как прекратилась эксплуатация страны, и сократились принудительные формы торговли через выполнение государственных повинностей по транспортировке продовольственных грузов.

Именно в это время возросла роль собственников кораблей и капитанов, водивших торговые суда с товарами. В источниках VI — VII веков прослеживается возрастание значение морской торговли как в связи с растущей ролью небольшого числа крупных городов, являвшихся центрами ремесла и торговли, к которым постепенно всё больше стягивались сохранявшиеся пути внутренней и международной торговли, так и в связи с вторжениями и продвижениями варваров. Связь между ними по морю была необходима, и потому продолжали развиваться мелкие приморские портовые города, лежавшие на путях к крупным. Морская торговля стала главным источником доходов городской знати. В житиях того времени очень часто встречаются сведения о навклирах и рассказы, о морской торговле. Например, в житиях Иоанна Милостивого, Стефана Нового, Луки Нового, сочинениях Прокопия Кесарийского и других авторов.

В ранний период Византийская империя имела территориальные владения на трёх континентах: в Европе, Азии и Африке. Такое географическое положение делало её связующим звеном между Востоком и Западом. В IV — первой половине VII века в состав Византии входила вся восточная половина Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, острова Эгейского моря, Малая Азия, часть Месопотамии и Армении, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, острова Крит и Кипр, отдельные области Аравии, владения в Причерноморье, в частности в Крыму и на Кавказе.

Каждая область империи славилась своей продукцией. Широкое распространение имело хлебопашество, выращивание зерновых - пшеницы и ячменя. Житницами империи в ранний период были Египет и Фракия.

Греция, острова Эгейского моря, прибрежные области Малой Азии, Сирии, Палестины славились садами, огородами, богатыми виноградниками. Виноградарство было широко распространено во Фракии, Греции, западной Малой Азии. Здесь же процветали культура олив и производство оливкового масла. Центрами оливководства были также внутренние районы Сирии и Палестины. В Египте и Киликии выращивали лён. На юге империи культивировались финиковые пальмы. С VI века в Сирии и Финикии появилось шелководство, принёсшее славу Византии как производителю драгоценных шёлковых тканей. Сирия, Палестина и Египет вырабатывали льняные и шерстяные ткани.

Но ситуация изменяется в VII веке, вплоть до конца первой половины VIII века вследствие постоянных войн. Византия потеряла Египет, Сирию и Палестину, что сказалось на положении городской знати.

Как уже отмечалось, всё большую роль в это время играла сравнительно дешёвая и безопасная морская торговля. Центром морской торговли был Константинополь, куда направлялись грузы, как с продовольственными товарами, так и с пряностями, предметами роскоши, шёлком-сырцом. Морские и сухопутные торговые линии связывали Сирию и Палестину с Александрией и Константинополем.

Прямой морской путь соединял Александрию со столицей. Дорога на Анкиру связывала Константинополь с внутренними областями Малой Азии. «Три главные дороги пересекали Балканский полуостров; путь от Виндобоны (Вена) на западной дунайской границы через Сингидун - на Константинополь; знаменитая Via Egnatia, пересекавшая Балканы с запада на восток - от Диррахия на берегу Адриатики до Фессалоники и далее до Константинополя; третий путь шёл от Сингидуна, вдоль Дуная, его дельты и по побережью - к столице». Константинополь был «золотым мостом» между востоком и западом.

«На Востоке византийские купцы торговали с Цейлоном, Индией, Ираном и Китаем; на юге с Аравией, а на Африканском континенте с Эфиопией. На севере корабли достигали остров Британии и берегов Скандинавии». Торговый путь связывал Александрию с Эфиопией и Аравией, Индией и Цейлоном. Караванные торговые дороги проходили через города Сирии и Аравии, вели на юг - к Персидскому заливу и на восток - в Иран.

Известная роль в торговле с Востоком принадлежала и путям, лежавшим вдоль южного побережья Чёрного моря, ведшим в Армению и далее к торговым дорогам Азии. Самая оживлённая торговля шла в портовых городах, где и встречались византийские и иностранные купцы в установленные сроки.

В торговле с Западом по Средиземному морю, не смотря на нападения пиратских судов, византийцы долго сохраняли гегемонию. Морские пути связывали Константинополь, Антиохию и Александрию с Италией-Неаполем и Римом, а также с Карфагеном, Марселем, городами Испании. С Западом Византию соединяли и торговые пути на Балканах. В это время торговые фактории византийских купцов встречались в Неаполе, Равенне, Марселе, в Карфагене.

Значительное место в торговле Византии занимала и торговля с северными, дунайскими соседями — варварскими племенами, а также торговля по Чёрному морю.

Византийские золотые солиды имели широкое хождение и играли роль международной валюты. В последующие годы византийская торговля не достигала такого размаха, как в ранний период.

Какими же товарами торговали в эпоху Морского закона? В документах упоминается как продовольственные товары, так и более дорогие товары — пряности, шёлк, предметы роскоши.

Центром морской торговли был Константинополь, куда направлялись грузы, как с пряностями, так и с продовольствием, предметами роскоши. Из Константинополя в страны Западной и Восточной Европы вывозили товары не только константинопольского ремесла, но и восточного происхождения. В Константинополе наиболее шумным и людным местом был порт. Суда там стояли почти вплотную, носами к берегу. Поблизости располагались кварталы моряков, грузчиков, корабельных плотников, иноземных купцов, а также склады, верфи, доки. В порт постоянно прибывали иностранные суда, поскольку город был одним из крупных центров международной торговли. Итальянские купцы привозили в столицу империи гаэтское мыло, различного рода сукна-падуанские, мантуанские. Константинопольские торговцы закупали у итальянцев также атлас, бархат, бумазею, вуали, мишуру, золотую пряжу. Восточные купцы привозили знаменитые сирийские ткани и пряности. Через константинопольский порт, в столицу поступали и продукты питания. Оливковое масло и вино ввозились из Италии, Сицилии, острова Крит. «Цены на вино постоянно колебались, но в целом оно было, примерно в пять раз дешевле оливкового масла. Масло имело разную цену, в зависимости от того, было ли оно жирным или это были «подонки»». Для продажи вина и масла в розницу поставщики снимали в Константинополе лавки. Солонина и топлёный свиной жир, поставляемый в Константинополь венецианцами, продавался перекупщиками и мелкими посредниками самых разных народностей. Если солонину не удавалось продать сразу, то через 4 -5 месяцев её, несколько попортившуюся, обмывали, освежали новой солью и продавали в 1,5-2 раза дешевле. Пряности привозили с Востока, поставляли в столицу итальянские, еврейские и сирийские купцы. «Цены на перец, имбирь были неустойчивыми, завися от времени года, качества и даже политической обстановки». Восточные товары приносили купцам высокую прибыль, потому что городам были необходимы эти товары. Из Константинополя пряности следовали в Западные страны.

Что касается цен в Византии, то данные об этом крайне противоречивы, и выводы историков остаются весьма гипотетичными. Колебания в уровне цен зависели не только от общей хозяйственной коньюктуры в стране или данной местности, но и от государственной политики фиксированных цен и от перемен в монетной системе, так в «766 -767 годах на номисму можно было купить 60 модиев пшеницы. » При Василии I во время голода можно было купить на номисму два модия зерна, а при Никифоре II - 1 модий. »

Тяжким бичом для византийских торговцев был закон о внутренней торговле между городами и провинциями. Купцы из провинции могли остаться в Константинополе лишь в течение месяца. Если они не успевали продать товар и закупить необходимое, эпарх менял цены, ускорял распродажу и предлагал иногородним тотчас покинуть столицу. Ослушников ждали конфискация, избиение, позорящая стрижка волос и изгнание. Иноземцы же могли торговать в Константинополе три месяца, а русские -полгода. Правительство сурово преследовало вывоз за границу некоторых товаров - оружие, драгоценные металлы, железо, пурпур. За нарушение правил отечественным торговцам угрожала казнь.

Из других городов большую роль в торговле играла Фессалоника, здесь происходили крупные ярмарки. «Эти ярмарки, являются как бы праздниками благодаря их многолюдству и приносят большие выгоды окрестным провинциям»39 Многолюдная ярмарка была расположена вне городских стен, на открытом поле, в пригородной местности. Широкие поля пестрели живописными палатками торговцев, они были покрыты сплетёнными из ветвей хижинами приехавших сюда купцов и наполненышумной толпой смеющегося народа.

Трапезунд, получил значение транзитного пункта, через него шли товары из Месопотамии и восточной части халифата. Крупным транзитным пунктом в торговле с Италией становится Навпакт. В VIII веке Эфес также был крупным торговым центром, который прославлялся ярмарками приносящие государству крупные суммы от торговых пошлин.

В Северном Причерноморье важной гаванью считался Херсонес. Особое значение приобрели такие морские таможни как Кизик у входа в Геллеспонт. «Здесь осуществлялся контроль над морской торговлей, который носил более политический характер, чем экономический, так как здесь преследовалась цель не допустить перехода к иностранцам секрета производства ценных изделий и товаров, имевших военное значение».

С Востока в Византию ввозились «шёлковые и хлопчатобумажные ткани, шёлк-сырец, перец и пряности, слоновая кость и редкие металлы, жемчуг и драгоценные камни, ароматы и красители, лекарственные вещества и яды, бисер и чёрное дерево».

Значительная часть восточных товаров поступала в Византию в виде сырья, которое превращалось в готовые изделия ремесленниками византийских городов. Многие мастерские в городах Сирии, Палестины, Александрии и Малой Азии работали на привозном, восточном сырье.

Предметы роскоши, изготовленные в мастерских византийских ремесленников, пользовались спросом не только в самой Византии, но и за её пределами.

Из Византии на Восток в больших размерах вывозились «. зерно и железо, кожи и кожаные изделия, льняные и шерстяные ткани, изделия из стекла и вино, драгоценные камни и изделия из серебра и золота».

В VI - IX веках Византия была главным поставщиком предметов роскоши в Западное Средиземноморье, и торговля на Средиземном море в значительной мере находилась в руках византийского купечества. В Западную Европу Византия вывозила «. восточные ткани и выделанные кожи, сирийские вина и серебряные изделия, драгоценные камни, жемчуг, шёлковые и льняные ткани, стеклянные изделия и вышивки. Ввозила Византия металлы (олово, серебро), лес - с побережья Адриатики, коней из Испании».

В торговле по Чёрному морю с дунайскими соседями Византия вывозила готовую продукцию и изделия: ткани и различные металлические вещи, украшения, предметы роскоши, оружие, а также зерно, вино, масло, соль, солёную рыбу. Хочется отметить, что в Книге Эпарха запрещалось вывозить золото и серебро в другие страны. Поэтому под золотом и серебром следует понимать различные предметы роскоши, в частности золотую парчу и так далее. Ввозила империя преимущественно кожу, меха, мёд, рыбу, воск, скот. «Руссы, а они из славянских племён, приходят из отдалённейших областей Саклаба (страны славян) к Римскому морю и тут продают шкуры бобров, черной лисицы, а также мечи».

В Морском законе встречаются купцы, перевозящие как дорогие товары - шёлк, пряности, так и продовольственные товары. В статье 38 Морского закона говорится о корабле нагруженным зерном. В 39 статье о корабле «. нагруженным пшеницей или вином или оливковым маслом». В статье 34 говорится о тканях «. корабль везёт полотно и платье». В статье 40 упоминается о золоте, шёлковых тканях, серебре и жемчуге.

Исследовав статьи Морского закона в частности статьи 38, 39, где говорится о торговых операциях более широкого размаха, в которых участвовали крупные торговцы-владельцы продовольственных товаров, для перевозки которых требовалось нанять целый корабль с капитаном и командой. Можно предположить, что для снабжения городов более состоятельные купцы скупали на местах продовольствие, которое затем и отправляли крупными партиями в города Византии.

Внутренняя и внешняя торговля обогащала верхушку византийского купечества. Состоятельные купцы играли крупную роль в экономической жизни торговых городов Византии.

Византийские купцы играли важную роль в доставке хлеба в столицу.

До VIII века хлеб в Византийскую столицу доставляли из Египта. Об этом свидетельствуют труды Прокопия Кесарийского. Он с точностью передаёт как «хлебный караван» двигался из Египта в Византию. За всем следил чиновник, имеющий титул августалия, ему подчинялся военный отряд из 600 человек. В обязанность августалия входило «. истребовать хлебные взносы с Египта, так и неукоснительно принять хлеб и погрузить на суда и своевременно отправить его в столицу в том количестве, какое установлено хлебным законом». 50 Если же египетский хлеб был отправлен в столицу позже установленного императором срока, то августалий подвергался штрафу «. если хлеб не будет отправлен до истечения августа месяца, то твоё управление подвергается штрафу по расчёту в одну номисму на каждые недостающие три артабы. »

Доставка хлеба в столицу шла с августа по октябрь. Прокопий Кесарийский очень часто упоминает о злоупотреблении в торговле хлебом. Он говорит о том, что торговцы очень часто увеличивали цену на хлеб, и что даже император извлекал из этого для себя прибыль «. в 300 фунтов золота каждый год, а хлеб стал дороже и полон золы». Образовывалась некая монополия по доставке и продаже хлеба.

Потеря Египта и Сирии стимулировало развитие зернового хозяйства во Фракии и Анатолии. В Морском законе встречаются сведения о кораблях целиком зафрахтованных для перевозки зерна.

Таким образом, поставка хлеба в столицу, имела большое значение, как для императора и торговцев, так и для простого народа и империи в целом.

Морской торговлей занималась и Феодора, жена императора Феофила. У неё был огромный корабль, способный перевозить 1000 человек. Но император Феофил не желал, чтобы его жена занималась торговлей, и в гавани Буколеона сжёг корабль: «. не желая из-за подобной жены превратиться в навклира».

Итак, есть все основания считать, что и в рассматриваемую мною эпоху Византия и центр её Константинополь играли видную роль в международной торговле и поддерживали широкие связи с периферией.

Для ведения морской торговли необходимы навигационные знания, а также морская техника. Византийские мореходы славились отвагой и знанием мореходного искусства. Мореходный сезон открывался 10 марта и продолжался до середины ноября. В зимнее время из—за бурь навигация прекращалась. Но были случаи, когда «. капитаны брались за доставку товара в опасное зимнее время, то в случае беды его судили за безрассудство». На морских путях и в портах имелись постоянно действующие маяки: ночью в них пылал огонь, а днём дымилось сырое дерево.

Г. Лопец считает, что в VII веке завершился переворот в управлении кораблём; появляется треугольный парус, хотя он встречался и раньше, но очень мало употреблялся, а к концу VII века треугольный парус становится достоянием для всех. Появляется и новый тип корабля «газель»-быстроходное и лёгкое судно. Нужно отметить, что корабли, ведущие морскую торговлю по Морскому закону, были по вместимости значительно меньше, чем в римское время.

Строили корабли специальные подрядчики-калафаты, буквально смольщики или конопатчики, нанимавшие корабельных плотников. Появление более мелких кораблей в VII — VIII веках, говорит об определённом сдвиге в сторону привлечения большего количества менее состоятельных предпринимателей.

Основная масса кораблей в VIII веке находилась в руках навклиров приморских городов Греции, которые жили лишь на доходы от морского промысла. Именно они на собственных кораблях перевозили товарные грузы и снабжали продовольствием, такие центры как Константинополь и Фессалоники.

Каждый собственник корабля любой величины, нужно полагать, облагался особым налогом; на приобретение корабля нужно было получить особый документ, дававший разрешение владеть кораблём и в тоже время устанавливающий величину налога. Кроме всего были таможенные пошлины, величина которых устанавливалась особыми императорскими указами. Так, при Юстиниане (527- 565) таможенные пошлины составляли 10 %.

Согласно Морскому закону, стоимость судна зависела от его вместимости «. судно вместимостью около тонны оценивалось в пять-шесть номисм». В расценку корабля входила стоимость груза. «Корабль вместимостью на каждые 1000 модиев вместе со всем снаряжением расценивается в 50 золотых: корабль не ветхий в 30 золотых, а при расценке стоимость снижается до 1/3 и таким образом третья часть пусть засчитывается в общую стоимость».

Вместимость корабля в средние века рассчитывалась амфорами, модиями, бочками. В византийское время-модиями, это видно из источника. Вместимость высчитывалась или по размерам корабля, или по размерам места для груза. В Византии было несколько видов модия. В данной статье Морского закона морской «. модий равен 20 кг, если речь идёт о грузе, то 8 кг».

«Я. А. Манандян различает четыре вида модия: первый - посевной равен 13,056 кг; второй - большой равен 9,792 кг; третий - перегруженный равен 8,16 кг; четвёртый - малый равен 6,528 кг».

О морском модий Я. А. Манандян не упоминает, но в изученной мною литературе один морской модий практически везде равнялся 8-13 кг. Средние вычисления вместимости кораблей таковы «. длина корабля множилась на ширину и высоту (в локтях). Затем полученное произведение множилось на величину модия (выраженную в локтях). Так, парусник в 200 тонн - 160—140 кв. м. площади. Средняя скорость 5 миль морских в день. От Сицилии до Александрии при благоприятных условиях требовалось 12 дней плавания. Например, длина 15, ширина 7, высота 2,5 = 15 X 7 X 2,5 кубических локтей, предполагаемая величина модия = 1572 модия».

Кроме всего прочего судно должно было иметь высокие борта, оснащено хорошими крепкими мачтами, реями, рулём, прочными парусами, шкурами или кожами для покрытия груза с целью предохранения его от непогоды, конопляными верёвками, якорями, лодками или ботиком, снабжённым рулём. 65 Для корабля требовалась команда закалённая, испытанная в борьбе со стихией. Это было необходимо, так как в плаваниях приходилось попадать в бурю, терпеть кораблекрушение, встречаться с разбойниками и пиратами. Но подробно о корабельной команде речь пойдёт в главе о субъектах морской торговли.

Морская торговля как было сказано, во время действия Морского закона переживала тревожные времена. Морские торговцы сталкивались с серьёзными затруднениями: во-первых, для них была опасна буря; во-вторых судам угрожали нападения пиратов и других морских разбойников.

Самым страшным врагом морской торговли были пираты. Хроники того времени почти на каждой странице говорили о кораблях и целых купеческих флотилиях, которые были захвачены в плен, ограблены, потоплены или сожжены и притом не только в открытом море, но и в гавани.

К морским пиратам относились и арабские моряки, совершающие нападения на корабли и на прибрежные местности. Морская торговля проводилась ещё в сравнительно благоприятных условиях, когда острова Сицилия и Крит находились в руках византийцев, завоевание Сицилии арабами было страшным ударом для византийской торговли.

Большая часть бедного населения Сицилии бежала с острова, и переселилась главным образом в Фессалоники и Пелопоннес. После чего торговля с Сицилией была прервана. Захват острова Крит арабами, ещё больше ухудшило положение византийских торговцев. Здесь на острове фактически было основано разбойничье государство.

Все эти опасности, а также отсутствие до XIII века надёжных навигационных приборов заставляли мореплавателей путешествовать только днём и останавливаться на ночь в какой-либо гавани. Поэтому они стремились держаться ближе к берегу.

В виду опасностей, подстерегавших мореплавателя, риск, связанный с морской навигацией, обычно делили между многими лицами. Как правило, этот раздел принимал следующую форму: корабль, отправлявшийся в плавание, никогда не являлся собственностью одного лишь судовладельца, но представлял собой собственность членов ассоциации. «Корабль обычно делился на 16 долей, и каждый из совладельцев мог владеть определённым числом этих долей или даже частью доли; он разделял риск и прибыль от судоходства и от продажи корабля в зависимости от того, какое количество долей ему принадлежало».

Очень часто о пиратстве упоминается в Морском законе. Так, в статье 4 говорится о кораблях разграбленными ворами или пиратами. В статье 15 Морского закона, также говорится о нападении пиратов, но уже в гавани «. навклир причалил к городу или к гавани и в это время произойдёт набег разбойников или нападение пиратов. ». В Морском законе упоминается о бурях, о встречах с пиратами, о кораблекрушениях в следующих статьях: 35, 36, 37, 38, 43, 44, 45, 46. Но, несмотря на все опасности, морской транспорт играл несравненно более важную роль, чем сухопутный, не только в международной торговле, но зачастую также и во внутренней торговле отдельных стран.

Морской путь обладал одним неоспоримым преимуществом даже в торговле с теми областями, куда можно было добраться только по суше:

морем можно было перевозить больше массы тяжёлых, громоздких и сравнительно дешёвых товаров.

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)