Ошибки в школьных учебниках русского языка
В настоящее время происходят кардинальные перемены не только в общественной жизни страны, но и в системе просвещения. Особое внимание привлекает преподавание русского языка в школе, так как язык является не только средством коммуникации, но и средоточием духовной культуры народа, основной формой его национального и личностного самосознания, обеспечивающего функционирование общества в его историческом развитии.
Такое понимание роли языка определяет особое место предмета «русский язык» среди других учебных дисциплин, позволяет сформулировать конечную цель его преподавания в школе, включающую элементарную языковую компетентность и свободную речевую деятельность. Однако анализ стабильных учебников по русскому языку, учебного комплекса под редакцией В. В. Бабайцевой и учебного комплекса под редакцией М. М. Разумовской показывает, что школьникам даются весьма поверхностные знания, касающиеся как происхождения, так и эволюции языковых фактов, учебники изобилуют ошибками, игнорирующими объективно существующие закономерности языковой системы.
Анализ слов, входящих в ЗСП учебников по русскому языку под редакцией М. Разумовской, с точки зрения их морфемного состава
В сентябре-ноябре 2005 года на сайте средней общеобразовательной школы №89 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан был проведен опрос, в котором участвовало 54 человека. На вопрос: «Доверяете ли вы тому, что написано в учебниках»,- 36,4% опрошенных ответили положительно, 16,4% - отрицательно, 47,3% респондентов ответили: «Не всегда». В чем же причина столь неоднозначного отношения учащихся к школьным учебникам? Для ответа на этот вопрос мы обратились к учебникам по русскому языку под редакцией М. Разумовской.
В качестве объекта для анализа мы выбрали раздел «Морфемика и словообразование» школьного курса русского языка. Почему именно его? Известно, что в основе написания большей части слов в русском языке лежит морфемный принцип орфографии, который заключается в сохранении на письме буквенного (графического) единства написания одних и тех же морфем. Именно поэтому раздел «Морфемика и словообразование» признается центральным, при его изучении у школьников «формируется способность воспринимать и осознавать смысловую сторону рассматриваемого явления и его функциональную роль в языке и речи».
Все слова, правописание которых следует осмыслить или запомнить, вводятся в учебниках под редакцией М. Разумовской через рубрику «ЗСП», название которой ориентирует на основной метод работы со словом, а именно: вскрытие значения слова, его строения и как итоговое – правописания. Авторы учебника считают, что подобный подход к слову позволяет организовать систематическую работу с однокоренными словами и продемонстрировать «зависимость написания от значения и морфемного строения слова».
В приведенных ниже таблицах проанализированы слова, входящие в ЗСП, содержащие разного рода ошибки с точки зрения их морфемного членения. При анализе слов, входящих в ЗСП, мы опирались на словари двух типов: «Словарь морфем русского языка» и «Словообразовательный словарь русского языка».
5. класс
№ страница ЗСП как в учебнике как надо
4 1 про-исхожд-ени-е про-ис-хожд-ени-е
6 2 знаменит-ый зна-м-ен-ит-ый
6 2 недо-разум-ени-е недо-раз-ум-е-ни-е
6 2 преда-ва-ть пре-да-ва-ть
9 3 не-пре-одол-им-ый не-пре-о-дол-им-ый
9 3 выраз-и-тель-н-ый вы-раз-и-тель-н-ый
9 3 выраж-ени-е вы-раж-ени-е
12 4 раз-да-ват-ь-ся раз-да-ва-ть-ся
12 4 угод-и-ть у-год-и-ть
17 5 рас-шифр-ова-ть рас-шифр-ов-а-ть
17 5 препода-ва-тель пре-по-да-ва-тель
35 6 побежд-а-ть по-бежд-а-ть
35 6 достиж-ени-е до-стиж-ени-е
35 6 за-крепл-я-ть за-креп-л-я-ть
43 7 об-легч-и-ть об-лег-ч-и-ть
43 7 без-мятеж-н-ый без-мят-еж-н-ый
43 7 чувств-ова-ть чу-в-ств-ов-а-ть
65 8 добр-о-желат-ельн-ый добр-о-жел-а-тельн-ый
82 9 о-богащ-а-ть о-бог-ащ-а-ть
85 10 корол-евск-ий корол-ев-ск-ий
85 10 восхищ-а-ть-ся вос-хищ-а-ть-ся
85 10 приглаш-а-ть при-глаш-а-ть
85 10 приглаш-ени-е при-глаш-ени-е
100 11 восторг-а-ть-ся вос-торг-а-ть-ся
100 11 торжеств-енн-ый торж-еств-енн-ый
100 11 у-доволь-ств-ие у-до-воль-ств-и-е
100 11 прекрас-н-ый пре-крас-н-ый
111 12 искус-ств-о ис-кус-ств-о
125 13 по-раз-и-тельн-ый по-раз-и-тель-н-ый
125 13 о-слеп-и-тельн-ый о-слеп-и-тель-н-ый
125 13 напряж-ённ-ый на-пряж-ённ-ый
125 13 не-пре-одол-им-ый не-пре-о-дол-им-ый
167 14 интон-ац-ия ин-тон-аци-я
216 15 помощ-ник по-мощ-н-ик
216 15 просвещ-ени-е про-свещ-ени-е
261 16 реш-и-тельн-ый реш-и-тель-н-ый
261 16 правиль-н-ый прав-и-ль-н-ый
261 16 обо-знач-а-ть обо-зна-ч-а-ть
6. класс
№ стр. ЗСП как в учебнике как надо п/п №
18 2 интерес-ова-ть-ся интерес-ов-а-ть-ся
18 2 знач-ени-е зна-ч-ени-е
18 2 знач-и-ть зна-ч-и-ть
18 2 знач-и-тельн-ый зна-ч-и-тельн-ый
18 2 о-чар-ов-а-тельн-ый о-чар-ов-а-тель-н-ый
18 2 удовольств-и-е у-до-воль-ств-и-е
22 3 уваж-ени-е у-важ-ени-е
22 3 уваж-а-ть у-важ-а-ть
22 3 уваж-и-тельн-ый у-важ-и-тельн-ый
22 3 реш-и-тельн-ый реш-и-тель-н-ый
28 4 долин-а дол-ин-а
28 4 долин-н-ый дол-ин-н-ый
35 5 могуч-ий мог-уч-ий
35 5 могущ-еств-о мог-ущ-еств-о
35 5 могущ-еств-енн-ый мог-ущ-еств-енн-ый
35 5 подчин-я-ть-ся под-чин-я-ть-ся
35 5 подчин-и-ть под-чин-и-ть
35 5 подчин-ени-е под-чин-ени-е
35 5 полем-ик-а полемик-а
35 5 дискусс-и-я дискусси-я
35 5 дискусс-и-онн-ый дискусси-онн-ый
49 6 престол пре-стол
49 6 преда-ть пре-да-ть
49 6 предел пре-дел
49 6 презир-а-ть пре-зир-а-ть
49 6 прекрат-и-ть пре-крат-и-ть
49 6 препятств-и-е пре-пя-т-ств-и-е
49 6 пресмык-а-ть-ся пре-с-мык-а-ть-ся
49 6 прек-о-слов-и-ть прекослов-и-ть
51 7 приключ-ени-е при-ключ-ени-е
51 7 приключ-енческ-ий при-ключ-ен-ческ-ий
51 7 привет при-вет
51 7 привет-лив-ый при-вет-лив-ый
51 7 прилич-н-ый при-лич-н-ый
51 7 прилич-и-е при-лич-и-е
51 7 примен-я-ть при-мен-я-ть
51 7 примен-ени-е при-мен-ени-е
51 7 присяг-а при-сяг-а
51 7 присяг-а-ть при-сяг-а-ть
51 7 притвор-н-ый при-твор-н-ый
51 7 притвор-ств-о при-твор-ств-о
51 7 причин-а при-чин-а
51 7 приятель при-я-тель
51 7 приятель-ск-ий при-я-тель-ск-ий
51 7 приятн-ый при-я-т-н-ый
51 7 приятн-о при-я-т-н-о
57 8 образ-ов-а-ть об-раз-ов-а-ть
57 8 образова-ни-е об-раз-ов-а-ни-е
57 8 образ-ов-ыва-ть об-раз-ов-ыва-ть
57 8 образова-нн-ый об-раз-ов-а-нн-ый
57 8 образова-нн-ость об-раз-ов-а-нн-ость
57 8 изобраз-и-тель-н-ый из-об-раз-и-тель-н-ый
57 8 изображ-ени-е из-об-раж-ени-е
57 8 изображ-а-ть из-об-раж-а-ть
75 9 справедлив-ость с-прав-ед-лив-ость
75 9 справедлив-ый с-прав-ед-лив-ый
75 9 справедлив-о с-прав-ед-лив-о
75 9 употребл-я-ть у-по-треб-л-я-ть
75 9 у-потребл-ени-е у-по-треб-л-ени-е
75 9 у-потреб-и-тельн-ый у-по-треб-и-тель-н-ый
98 10 авиа-ци-онн-ый авиаци-онн-ый
98 10 авто-мобиль-н-ый автомобиль-н-ый
106 11 оскорб-и-ть о-скорб-и-ть
106 11 оскорбл-ени-е о-скорб-л-ени-е
106 11 торжеств-о торж-еств-о
106 11 симпат-и-я симпати-я
106 11 патриот-иче-ск-ий патриот-ическ-ий
116 12 воспал-ённ-ый вос-пал-ённ-ый
116 12 серьёзн-ый серьёз-н-ый
116 12 произвед-ени-е про-из-вед-ени-е
116 12 биография биографи-я
116 12 биология биологи-я
116 12 география географи-я
116 12 геология геологи-я
116 12 геометрия геометри-я
116 12 зоология зоологи-я
122 13 вдохнов-и-ть в-дох-н-ов-и-ть
122 13 вдохнов-ени-е в-дох-н-ов-ени-е
163 16 впечатл-ени-е в-печат-л-ени-е
163 16 впечатл-я-ющ-ий в-печат-л-я-ющ-ий
7 класс
№ стр. ЗСП как в учебнике как надо п/п №
5 1 внима-ни-е в-ним-а-ни-е
5 1 внима-тельн-ый в-ним-а-тель-н-ый
5 1 эмигр-ирова-ть эмигр-ир-ова-ть
5 1 эксплуат-иров-а-ть эксплуат-ир-ова-ть
14 2 подражат-ь подраж-а-ть
14 2 подража-ни-е подраж-а-ни-е
14 2 возраж-а-ть воз-раж-а-ть
14 2 возраж-ени-е воз-раж-ени-е
21 3 о-гранич-енн-ый о-гран-ич-енн-ый
21 3 о-гранич-и-ть о-гран-ич-и-ть
35 5 демонстр-ативн-ый демонстр-ат-ивн-ый
42 6 сочет-а-ни-е со-чет-а-ни-е
42 6 мечт-а-тельн-ый мечт-а-тель-н-ый
50 7 расточ-и-тель-н-ый рас-точ-и-тель-н-ый
50 7 воплот-и-ть во-плот-и-ть
50 7 бес-прекослов-но бес-прекослов-н-о
Итак, всего в ЗСП рассматриваемых учебников по русскому языку за 5-7 классы 313 слов, из них 134 (42,8%) содержит разного рода ошибки, порой можно встретить и опечатки (например, выделение корня –вь- в глаголе «навьючить» и т. п. ). Ряд неточностей, связанных с рассматриваемой проблемой, можно встретить в параграфах учебника и упражнениях, предназначенных для закрепления изученного материала. Например, в параграфе 21 учебника за 6 класс причастие «прочитанная» разобрано по составу следующим образом: «прочит-анн-ая» (вместо «про-чит-а-нн-ая»), в упражнении № 252 того же учебника в слове «побеждено» выделен суффикс «н», в то время как суффиксом краткой формы причастия является «-ен-», в упражнении №224 в слове «обиженный» указано два суффикса: «-е-» и «-нн-», вместо суффикса полной формы страдательного причастия прошедшего времени «-енн-». Также вызывает недоумение сама система графических обозначений, используемых в учебнике, которая в ряде случаев может быть прочитана двояко.
Разграничение морфемного и словообразовательного анализа слова
Авторы учебника достаточно подробно освещают историю вопроса в методическом пособии для учителей и заявляют, что разбор, которым должен овладеть школьник, «по своим целям является морфемным, по характеру же анализа – это анализ словообразовательный и формообразовательный». Очевидно, что данное заявление объясняет причину ошибок, встречающихся в ЗСП, а именно: авторы, ориентируя ученика на морфемную структуру лексемы, смешивают два разных по своим целям анализа слова, морфемный и словообразовательный. Действительно, если проанализировать слово «подорожник» с точки зрения словообразования, то можно установить, что оно образовано от существительного «дорога» при помощи конфикса «по-ник» ( в школе - приставочно-суффиксальным способом). Если же мы будем выделять в слове «подорожник» морфемы, то выделим приставку «по-», корень «-дорож-», суффиксы «-н-» и «-ик-» (на основе соотнесенности с однокоренным прилагательным «дорожный»).
Основной задачей морфемного исследования Г. А. Николаев называет «вскрытие в структуре слова всех морфологических элементов, отложившихся в этом слове на протяжении истории языка». У Н. М. Шанского читаем: « слово должно члениться с «конца», выделение морфем в производной основе проводится последовательно с учетом связей и соотношений слов, прямо и непосредственно связанных друг с другом как родственные, мотивирующие и мотивированные лексические единицы. Тем самым разбор слова выступает как определение процесса производства слова».
Сказанное позволяет видеть морфемный анализ как сочетание формообразовательного и словообразовательного, требующего восстановления словообразовательной цепи, в которую в качестве последнего элемента входит объект исследования.
В свою очередь, основной задачей словообразовательного анализа является нахождение словообразовательной формы лексемы (производящей основы и форманта). Главным принципом становится сопоставление соотнесенных образований в словообразовательном ряду.
Для того чтобы учащиеся могли правильно производить словообразовательный и морфемный разборы, необходимо постоянно акцентировать их внимание на принципиальной разнице между морфемным и словообразовательным исследованиями и дать алгоритмы их осуществления.
Мы предлагаем два алгоритма для осуществления морфемного и словообразовательного разбора слова.
Порядок морфемного анализа производного изменяемого слова.
1. Выделить формообразующий показатель и основу слова в системе формообразования на основании соотнесённой форм в системе склонения или спряжения.
2. Определить соотнесённость, исходя из принципа максимальной семантической сближенности и максимальной структурной воплощённости между производным и производящим.
3. Выделить словообразующую морфему.
4. Произвести словообразовательные анализы последующих производных слов.
Например:
1) оскорблени-е, оскорблени-я, оскорблени-ю (следует учитывать наличие j в основе)
2) оскорбл-ени-е от «оскорбить» при помощи суффикса –ениj-
3) оскорбить от «скорбить» при помощи приставки о-
Глагол «скорбить» является непроизводным, но на основе сопоставления основ инфинитива и настоящего времени /скорби-ть и скорб-ят/ устанавливаем нечленимую основу («корень») –скорб-.
Таким образом, итог морфемного анализа имеет следующее графическое оформление: о-скорбл-ениj-э (б//бл).
Алгоритм словообразовательного анализа.
1. Определить соотнесённость, исходя из принципа максимальной семантической близости и максимальной воплощённости структуры между производным и производящим.
2. Определить словообразовательную членимость путём выделения в производном производящей основы и служебной морфемы.
3. Указать словообразовательное значение новой лексемы. Правильность проверить по словообразовательному типу.
Например: оскорбл-ени-е от «оскорбить» при помощи суффикса –ениj- (способ словообразования суффиксальный, словообразовательное значение – значение отвлеченного действия, сравним: «хождение», «ношение»)
На основании анализа учебников по русскому языку под редакцией М. Разумовской в плане освещения вопросов морфемного и словообразовательного разборов, мы пришли к следующим выводам:
1. Вопросы словообразования, включенные в школьную программу, зачастую расходятся с соответствующими научными данными.
2. Учебники изобилуют ошибками, игнорирующими объективно существующие закономерности языковой ( в том числе – словообразовательной) системы.
3. Преподавание основ словообразования в школе должно пережить значительные изменения. Ознакомление учащихся с базовыми понятиями лингвистики, адаптированными для потребностей школы, необходимо осуществлять с опорой на научные принципы анализа.
Преодоление ущербной учебной модели послужит залогом развития логического мышления школьников, осознанного отношения к процессу создания нового слова, глубокому пониманию словообразовательных процессов и в результате – повышению грамотности.
Помощником учителя в решении спорных вопросов морфемики и словообразования может стать книга Н. А. Копосова и Г. А. Николаева «Структура слова и орфография русского языка», состоящая из двух частей. В первой части пособия рассматриваются теоретические вопросы структуры русского слова на уровне современных научных представлений, представлено научное понимание многих структурных единиц и категорий русского слова, даются рекомендации по преподаванию их в школе. Во второй части, которая представляет собой свод правил и упражнений, разработана система заданий по орфографии, предназначенных для прочного усвоения правописания.
Комментарии