Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности композиция образа Демона в поэме М. Лермонтова как способ отражения православного сознания автора

Поэма М. Ю. Лермонтова « Демон» - одно из наиболее интересных и сложных произведений в творческом наследии автора. Исследованию текста в разных его аспектах литературоведы и критики уделили достаточное внимание. Проблематика произведения глубоко раскрыта в работах Д. Максимова, В. Турбина и Л. Мелихова, Т. Недосекина «Ранние поэмы М. Лермонтова», «Автор в поэме М. Лермонтова «Демон», Е. Пульхритудова «Общественно-политический смысл поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», Э. Э. Найдича и И. Б. Роднянской «Демон как художественное целое», П. Висковатого «Несколько слов по поводу поэмы «Демон», С. Оленского «Творческая и литературная история в поэмы Лермонтова «Демон», С. Шувалов «К вопросу о тексте последней редакции поэмы М. Лермонтова «Демон», В. Мануйлов, А. Новиков и К. Степанян «Неизвестный список поэмы Лермонтова «Демон», В. Вацуро «К цензурной истории «Демона» и других литературных исследователей. Как видно, многих литературоведов данная тема не оставила в покое. М. Ю. Лермонтов выразил тему демонизма через другое понимание жизни, другие чувства и переживания, можно сказать, его осмысление действительности противоположно первым создателям этой темы. Творчество поэта никогда не оставляло равнодушным критиков и исследователей, а тема демонизма привлекла еще большее внимание к его работам. Демонизм Лермонтова – это не повседневные записки душевных переживания, это выношенное годами чувство отрешенности и обездоленности.

Актуальность выбранной проблемы определяется тем, что в указанных ранее работах большее внимание уделялось идейной и содержательной характеристике главного персонажа, его месту в системе образов романтического произведения, проблематике поэмы, нашедшей выражение в бунте героя. Нам кажется важным и интересным, что изменение композиционной структуры образа Демона отражает не только авторское осмысление исторической реальности, романтический идеал бунтующей личности, стремящейся к свободе, но и христианскую духовность, художественное прочтение библейского («вечного») образа.

Нами были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Проследить историю образа демона в мировой культуре и творчестве Лермонтова, выявить причины обращения поэта к данной теме;

2. Определить элементы композиции образа Демона в разных редакциях указанного произведения;

3. Сопоставить композиции образа Демона в разных редакциях поэмы и выяснить, в каком направлении шла работа над образом, как и в какой мере в нем проявлялось христианское сознание Лермонтова.

История образа Демона в западноевропейской и русской литературе

Русская и мировая литературная демонология включает в себя произведения разных авторов, родов, жанров. Эта тема возникла задолго до Лермонтова. Д. Е. Максимов указал на общие черты героя Лермонтова и предшествовавших ему персонажей. Из ряда литературных «предков», которые отобразили «дух отрицания, дух сомненья», ставший особенно актуальным в эпоху европейских буржуазных революций, ученый выделил четыре наиболее объемных и монументальных образа:

- образ Люцифера в поэме Д. Г. Байрона « Небо и земля» (его предшественник, Сатана, изображен Дж. Мильтоном в поэме « Потерянный рай»);

- образ Каина в одноименной поэме Д. Байрона;

- образ Мефистофеля в трагедии И. Гете «Фауст»;

- образ демонического героя поэмы А. де Виньи «Элоа»

В русской литературе до Лермонтова сентиментально-мистический аспект демонизма был разработан уже В. А. Жуковским. В 1814 году поэт перевел отрывок из поэмы Ф. Г. Клопштока. Герой поэмы кающийся грешник Абаддона, в прошлом злобный, но бессильный в своей злобе.

В 1821 году В. А. Жуковский под заглавием «Пери и ангел» перевел вторую часть поэмы Т. Мура «Лалла Рук» («Рай и Пери»). За Жуковским следует А. И. Подолинский со своей поэмой «Див и Пери» (1827), пользовавшейся большим успехом у читателей.

Благодаря произведениям В. А. Жуковского и А. И. Подолинского демонизм вошел в русскую литературу в более «смягченном» виде, чем в европейской традиции.

Значительное влияние на Лермонтова оказало стихотворение Пушкина «Демон» (1823). Комментарий к нему сам поэт дал в черновой заметке 1827 года:

«В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противоречия существенности рождают в нем сомнение - чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда надежды и поэтические лучшие предрассудки души». В русской литературе А. С. Пушкин первый истолковал демоническую тему как разрушительную, то есть, в конечном счете, революционную. За ним последовали А. И. Полежаев и М. Ю. Лермонтов. Известно мнение, что пушкинское стихотворение «Ангел» (1827) как бы содержит краткую концепцию «Демона» Лермонтова. В. Г. Белинский писал об образе, созданном гением Пушкина: «Он отрицает для утверждения, разрушает для созидания. он тем и страшен, тем и могуч, что едва родит в вас сомнение. как уже кажет вам издалека идеал новой истины. В сущности, это преблагонамеренный демон. Это. демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».

У Лермонтова в ранней лирике уже намечен образ падшего ангела. Два стихотворения «Мой Демон» (1829г. и новая редакция стихотворения 1831г. ) намечают канву образа, более детально разработанного в поэме. В октябре 1831 года, когда шла работа над очередной редакцией «Демона», была закончена беловая рукопись поэмы «Ангел смерти», ставшей дополнением к создаваемому образу. Сюжет этого произведения восходит к повести Ж. П. Рихтера «Смерть ангела». Лермонтов, сохраняя сюжет источника, вводит в произведение вместо мотива милосердия мотив противостояния добра и зла.

В поэме «Ангел смерти» Лермонтов, опираясь на мотив перевоплощения Ангела, не просто использует любовный сюжет, но, несомненно, впервые ставит вопрос о противостоянии добра и зла. В 1829 году поэт начинает работу над первым вариантом другой своей поэмы - «Демон». Известны восемь редакций произведения. Многократное обращение к библейскому образу подтверждает его значимость для поэта.

Русский вариант образа Демона, по мнению Д. Е. Максимова, связан с предшественниками лишь пафосом отрицания, в глубине которого, как и у байроновских персонажей, таится «инстинкт идеалов». Герой поэмы «Демон» является вполне оригинальным созданием автора. В этом Демоне нет безоговорочного скептицизма и склонности к анализу, как в Мефистофеле; ему доступны любовь, мечта и надежда, он одержим, в противоположность Люциферу Байрона, не столько мятежной мыслью, сколько мятежной страстью. Демон, выросший на русской духовной почве, более иррациональный и противоречивый, чем его европейские собратья. Исследователь видит в этом его жизненную убедительность. Однако наиболее важным отличием Демона Лермонтова критик считает его внутреннюю трагичность.

2. Истоки демонологии в творчестве Лермонтова. Осмысление современности сквозь призму библейского образа.

М. Ю. Лермонтов остро чувствовал перемены в общественной и политической жизни страны и чутко реагировал на них. Его творчество отличалось точным и эмоциональным отображением перипетий в истории государства. В целом мировоззрение юного поэта формировалось под влиянием декабристских идей. В то же время в художественном творчестве Лермонтова отразился духовный и идейный кризис: отрицание действительности и разочарованность в ней, мучительные поиски выхода, которые были характерны для вольнолюбивого передового русского дворянского общества после поражения восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Лермонтов говорил о своем времени, 30-ых годах XIX века, как о мрачной и трудной эпохе. Еще в юношеском стихотворении «Слава» поэт писал:

К чему ищу так славы я?

Известно, в славе нет блаженства,

Но хочет все душа моя

Во всем дойти до совершенства.

Пронзая будущего мрак,

Она, бессильная, страдает

И в настоящем все не так,

Как бы хотелось ей, встречает.

Здесь прямо указан источник негодования, ненависти и презрения лирического героя, молодого человека, едва вступившего в жизнь. Ему тяжело не потому, что сам угрюм и нелюдим, а потому, что он человек больших требований, высоких идеалов и стремлений.

Именно в Демоне выразилась трагедия чистого индивидуализма эпохи мировой политической реакции. Пока буржуазный индивидуализм был элементом предреволюционного и революционного подъема, абсолютно ценная личность подчинялась высшим общественным целям и поэтому была нравственной.

Героическим духом действия и борьбы проникнуто все творчество Лермонтова. В нем заключен страстный порыв к мятежу, к подвигу. Через многие произведения поэта проходят повторяющаяся тема свободы и образ бунтующего героя. Лермонтов постоянно возвращался к прежним, иногда незаконченным наброскам, чтобы целые куски из них перенести в произведение, над которым в данный момент работал. Так было и образом Демона. Исходя из анализа образа Демона в разных произведениях («Мой Демон», «Ангел смерти», «Демон»), мы предположили, что в основе образа Демона у Лермонтова - более глубокие корни: с одной стороны, попытка вернуть нравственные и политические идеалы, утраченные целым поколением русских людей в результате несправедливого социального устройства; с другой, - необходимость осмыслить в условиях кризиса «вечные» вопросы бытия.

Библейский образ дал Лермонтову возможность отобразить и собственное мировосприятие, показать мучительные поиски внутренней гармонии и красоты в условиях полного застоя, стремление личности к высоким целям и идеалам, соответствие этого стремления христианскому сознанию общечеловеческим ценностям.

Поэт поднял наиболее острые проблемы русской реальности 30-х годов XIX века, обратившись к теме демонизма.

«Библейская энциклопедия» так определяет персонажа:

Демон - злой дух, которым была одержима Сарра, дочь Рагуила, жившего в Екбатанах Мидийских, чудесно спасенная от него по особенной милости Божией.

Дьявол - ( греч. - клеветник, обольститель) - злые ангелы по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и желания. Называются иногда дьяволом и детьми дьявола, также и сатаною.

Демонизм - восходящее к библейской мифологии обозначение особого отношения к миру, предельная цель которого — разрушение существующих духовных и моральных 138 ценностей, вплоть до идеи уничтожения мира. Стремления Демона в поэме Лермонтова базируются на абсолюте личной воли в противовес идеям добра и любви, на восприятии свободы, прежде всего, как независимости от моральных обязательств перед людьми и небом. Такое мировосприятие неизбежно связано с тотальным скептицизмом. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир, обусловленная гордыней, а затем и личной обидой Демона на несправедливое изгнание из рая, подтверждается героем путем доказательств того, что мир «не состоялся» и в нем господствует абсурд.

Тему утверждения свободы личности Лермонтова, таким образом, разрабатывает одновременно с темой трагической недостижимости или бесцельности личной свободы (тема демона); представляя собой как бы оборотную сторону первой, она выражает кризис субъективного романтического сознания. Обе темы осуществляются, наконец, в поэмах «Мцыри», «Демон» и в романе «Герой нашего времени».

Композиция образа Демона в разных редакциях поэмы Лермонтова

Известно, что под композицией понимается в том числе построение той или иной составляющей художественного произведения. Принято говорить о композиции текста в целом, о композиции отдельного образа или персонажа.

Весь сюжет поэмы Лермонтова строится на основе демонического ощущения бытия главным героем, его страдания являются итогом совершенных поступков. Можно сказать, что поэма построена на антитезе, то есть на противопоставлении образа Демона всему миру, а также персонажу - антагонисту – Ангелу, посланнику неба. Используя такой прием композиции сюжета, Лермонтов облегчает понимание идеи произведения. Интересно и важно определить особенности композиции образа главного героя произведения, имеющего непосредственное отношение к авторскому замыслу.

Своеобразие композиции образа Демона полнее всего проявляется в сравнении разных редакций произведения. Сопоставительный анализ композиционной структуры образа отражен в предлагаемой таблице.

Редакция поэмы Редакция поэмы 1831 года Редакция поэмы

1829 года 1838 года

Посвящение (автор указывает на внутренне сходство Посвящение. Прямое выражение мировоззрения Характеристика Демона лирическим повествователем своей разочарованной души с Демоном). лирического повествователя в образе Демона. (история падшего ангела).

Посвящение Прописан лирический сюжет, обозначена Характеристика Демона через восприятие им

Характеристика Демона лирическим повествователем, возможность духовного возрождения героя. природного мира.

включающая внутренний портрет, поступки героя, Характеристика героя лирическим Внешний и внутренний портрет.

внешний портрет падшего ангела, (отдельные повествователем, история падшего ангела, Поступок героя.

детали, портрет не персонифицирован, обобщен). погубителя по сути. Речь героя (содержание и манера речи).

Внутренний портрет. Монолог героя, обращенный к Тамаре.

Внешний портрет в отдельных деталях. Более конкретный развернутый внешний портрет.

Прямое обращение лирического повествователя к Диалог с ангелом (поединок).

герою (отношение к нему). Развернутый диалог Демона и Тамары.

Поступки героя. Поступок героя.

Характеристика Демона через его отношение к Внутренний портрет.

природе. Посвящение. Характеристика Демона лирическим

Поступок героя. повествователем.

Диалог монахини и Незнакомца. Вывод: в характеристике Демона появились новые

Монолог - исповедь Демона (самооценка героя). составляющие, но общее их количество осталось

. Оценка Демона монахиней. примерно таким же.

Вместе с композицией образа героя менялось и его

Вывод: составляющих композиции портрета героя содержание.

стало значительно больше, образ Демона стал сложнее, полнее. *** мы выделили новые составляющие портрета

*** мы выделили новые составляющие портрета Демона в сравнении с предыдущей редакцией

Демона в сравнении с предыдущей редакцией.

Отдельно был проведен анализ композиции образа героя поэмы в редакции 1841года, т. е. в окончательном варианте. Мы выделили следующие составляющие образа Демона:

1. Характеристика героя лирическим повествователем.

2. Детали внешнего портрета, отражающие суть искусителя.

3. Характеристика Демона лирическим повествователем через восприятие им внешнего облика Тамары.

4. Речь Демона (содержание и манера речи).

5. Два диалога с ангелом (в одном Демон одержал победу, в другом - поражение).

6. Характеристика Демона ангелом

7. Развернутый внутренний портрет, отражающий сомнения и колебания Демона во зле, попытку обрести утраченную любовь и гармонию души.

Это позволило сделать промежуточный вывод о том, что в работе над образом героя Лермонтов шел по пути углубления его содержания, психологической насыщенности через усложнение композиции. Это позволило сделать характер Демона ярче, многограннее, полнее раскрыть его трагическую суть и враждебность по отношению к человеку.

В центре сюжета произведения - образ Демона. Демоном «Библейская энциклопедия» называет сатану, дьявола. Персонаж Лермонтова не вполне соотносится с библейским дьяволом, хотя в нем много от Денницы (история отречения от Отца, изгнание из рая, функция искусителя, сатанинская гордость). В Демоне много земного, т. к. в православном сознании демоническое тесно связано с понятием греха, соотносимого с человеческим существом. Восприятие героя в поэме дано с точки зрения Тамары, ангела, лирического повествователя, раскрыто в исповеди Демона. Анализируя композицию образа Демона, мы убедились, что автор стремился именно к такой многосторонней характеристике, которая способствует большей объективности оценки, т. е. убедительности образа.

Лирический повествователь называет Демона печальным духом, изгнанником неба, противопоставляя его грешной земле. Так задается небесная природа героя. «Прежние дни» - утраченная райская жизнь, где Демон еще выступал в ипостаси ангела, «чистого херувима». Он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». В одной строфе поэмы разворачивается история изгнания, переданная глаголами в форме прошедшего времени (блистал, следил, верил и т. д. ) Поэт сразу указывает, что Демон принадлежит Вселенной и Вечности, что прежнюю природу света теперь он утратил и обречен на бесконечные блуждания в пустыне мира. В презрении к земной жизни проявляется демоническая суть переродившегося небесного создания:

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья

Зло как таковое не может существовать, оно олицетворено Демоном и проявляет себя только относительно человека. Первопричина грехопадения ангела в его непомерной гордости и гордыне, в желании создать другой мир, в противовес Божьему, и властвовать в нем. Отринутый Отцом - Создателем всего сущего, Демон находится между небом и Землей, скитается неприкаянный и одинокий. «Зло наскучило ему», потому что оно не встречает достойного отпора, победы над миром и людьми слишком легко дались сатане, и ненасытимая гордость страдает от этого. Так с самого начала произведения лирический повествователь задает философскую проблему противостояния добра и зла в мире и человеке. Отправной точкой для проявления авторского мировоззрения можно считать антитезу ничтожности земного мира и могущества Демона. «Изгнанник рая» утратил в себе то, что составляет божественную суть небожителей - любовь и способность созидания.

В поэме нарисованы картины пышной природы Кавказа, в красоте которых выражается Божья мудрость и величие. Динамический пейзаж дан в восприятии повествователя, но аспект зрения выбран так, чтобы приблизиться к Демону. Вертикальное развертывание пейзажа сверху вниз дает Лермонтову возможность показать Божий мир во всей беспредельности. Природа полна жизни, красок, звуков. В ней одинаково гармонично и совершенно все. Словно глядя из одной точки на величие Кавказа, повествователь и герой по - разному воспринимают увиденное.

«Гордый дух» презирает творца и его творение, а значит, творческое, созидательное начало ему самому чуждо, ведь при виде красот Кавказа « на челе его высоком не отразилось ничего». Красота и совершенство пробуждают в Демоне только зависть, презрение, ненависть. Недаром лирический повествователь называет его душу пустыней, т. е. мертвой, бесплодной почвой. Читатель не сомневается: перед ним враг, продолжающий свой поединок с Творцом, противник всего светлого, чистого, вечного. И он тем более опасен, что обладает неземной силой и властью. Об этом говорит портрет Демона: высокое чело - небесное, гордое, прекрасное. Создавая внешний портрет своего героя, Лермонтов разворачивает его, постепенно дополняя деталями. Сначала это не вполне конкретный, персонифицированный облик, в котором угадывается нечто, отражающее общие представления христиан о небесных существах: высокое чело, око, крылья (он летал над землей). С движением эпического сюжета превращения Демона все более обращают на себя внимание: в описании появляется указание на « волшебный голос», Демон предстает как « пришлец туманный и немой, красой блистая неземной», «взор его с любовью, так грустно смотрел». Демон принимает вид ангела. Православная традиция всегда включала знание о всемогуществе сатаны, способного перевоплощаться. Тамара хорошо знает, как должен выглядеть ангел. Любуясь таинственным пришельцем, посетившим ее келью, она уверена:

То не был ангел - небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

Но у верующих есть и другое знание, которое должно помочь распознаванию врага:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик - о нет!

Демон перевоплощается, меняет свой облик, старается быть неузнанным. Принимает вид таинственный, неясный:

Туманный и немой

Знакомый образ иногда

Скользил без звука и следа

В тумане легком фимиама;

Демон сбивает Тамару с толку тем, что напоминает ангела, потому что его речь звучит «среди моленья», он сияет «тихо, как звезда», зовет и манит. Все в нем прекрасно и загадочно одновременно:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!.

Восклицательной интонацией и открытостью фразы повествователь выражает свое отношение к переменам, происходящим с Демоном. Коварство сатаны проявляется уже в умении принимать чужой облик, смущать человека, путать его.

Искусительные речи Демона должны были насторожить Тамару, но она охвачена любовным томлением, смятением, тоской и погружена в свои переживания. Искусство соблазнять не понадобилось врагу на этот раз: жертва и так терзается греховными желаниями.

В дальнейшем портретные черты Демона все более и более будут отражать истинную демоническую суть героя поэмы: « нечистый взор», « жаркие уста», «могучий взор. блистал, неотразимый, как кинжал». Таким Демон предстает перед читателем в момент своего торжества над истерзанной душой юной монахини. Теперь ясно, что, дополняя отдельными штрихами внешний портрет Демона, автор произведения показал традиционную уловку сатаны , меняющего облик.

Композиция образа Демона в целом включает в себя и внутренний портрет героя, постоянно чередующийся с другими составляющими. Поэта интересовала сама природа зла в мире и человеке, поэтому для изображения он выбрал Демона, стоящего между Землей и небом, т. е. несущего в себе и человеческие черты. Хитрый и коварный, Демон таит свое подлинное «я» под маской обиженного ангела, несправедливо отвергнутого Богом. Не раз в поэме говорится о том, что воспоминанья о рае и утраченных друзьях мучают изгнанника. В песне Тамары ему слышится голос кого-то из былых товарищей, мечты о возвращении на небо не оставляют героя:

Не ангел ли с забытым другом

Вдруг повидаться захотел,

Сюда украдкою слетел

И о былом ему пропел,

Чтоб усладить его мученье?

Демон хочет «спастись от думы неизбежной и незабвенное забыть». Слушая таинственный голос, Тамара понимает, что ее душа отравлена, что «ее терзает дух лукавый» (в православной традиции «лукавый» означает «от лукавого»), что она гибнет. Поэтому ей необходимо укрыться в монашеской келье, предаться молитвам, победить греховное искушение. Что так мучает Тамару? Гордыня. Переживая гибель жениха, молодая красавица томится от невозможности быть счастливой со своим избранником и одновременно от желания любить. В неприятии своей судьбы и выражается гордыня, владеющая юной душой. Уход в монастырь - последняя надежда на спасение, та самая соломинка, за которую хватается утопающий, а не осознанное решение посвятить свою жизнь высокому служению Богу. Автор поэмы сначала называл героиню монахиней, а в последних редакциях произведения дал ей имя - Тамара. В образе этой героини Лермонтов показал мучительную борьбу человека с грехом. Падение героини совершается не сразу, оно становится неизбежным после появления Демона.

Интересно понять, что видит в Демоне Тамара. Она воспринимает его следующим образом: вначале он для нее «дух лукавый», враг, «пришлец туманный и немой»; затем – «друг случайный», страдалец. Отношение Тамары к Демону меняется после того, как герой начинает жаловаться ей на свою судьбу, воздействуя на самое естественное в женщине – на чувство сострадания. «Увы, злой дух торжествовал!» - пишет Лермонтов. Несмотря на то, что Демон говорит о возможности своего перерождения в любви, о желании «примириться с небом», «веровать добру», лирический повествователь по - прежнему воспринимает его как злого духа. Демон не способен быть великим в любви, потому что он давно отверг любовь и «все, что пред собою видел, презирал иль ненавидел». В своей клятве Тамаре Демон соблазняет ее всем тем, что давно разочаровало его самого: властью, вечностью, вселенной, богатством. Он сам давно « возненавидел Бессмертие и власть свою». Отречение от всего земного якобы даст Тамаре долгожданный покой. Демон уверяет ее:

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной любви

В монологе героя с необыкновенной силой и страстью выражается ненависть к земле и людям. Уговаривая Тамару, Демон прямо заявляет свою позицию:

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты.

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить

Но девушка, измученная тоской и бесплодными мечтами, словно не слышит Демона. Тамара хочет любви радости, и голос Демона чудится ей отголоском будущего счастья.

Обещания Демона становятся все более земными, он начинает говорить языком лирического повествователя, видящего и выражающего в слове красоту земного мира:

Лучом румяного заката

Твой стан, как лентой, обовью,

Дыханьем чистым аромата

Окрестный воздух напою;

Всечасно дивною игрою

Твой слух лелеять буду я;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я поднимусь за облака,

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!

Былую ненависть оживляет в его душе ангел. Соперник заставляет Демона ревновать, стремиться к торжеству над небом, и не столько Тамара интересует героя, сколько утоление жажды мести. Сейчас Демон обнаруживает свое подлинное лицо и жестокую сущность:

« Оставь ее, - сказал он грозно, -

Оставь ее, она моя!».

Когда ангел несет душу Тамары, заканчивается власть Демона над человеком, и злой дух является перед читателем в истинном виде:

Пред нею он стоял,

Но, Боже! – кто б его узнал?

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца, -

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

«Дух сомненья» в соответствии со своей природой лжет (в Евангелии он назван отцом лжи).

Демон не знает никакого счастья, никакой красоты – ни вечной, ни временной, в вечности он наказан одиночеством; временное, земное – как Боже творение – он ненавидит. Однако, оказавшись в любовной ситуации, он на время преображается:

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук –

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

Итак, автор, изображая страшную суть Демона, не отказывает ему в возможности любить, временно приобщиться к святыням добра и красоты. Демон Лермонтова – это воплощение нравственного зла в его вечном стремлении подвигнуть Божье творенье (человека) на путь греха.

Еще одно наименование Демона – Демон - искуситель, то есть Демон, являющийся человеку во сне, в мечтах и соблазняющий жаждой вожделения, плотским грехом.

Когда Демон приходит к Тамаре, она спрашивает его:

О! Кто ты? Речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь?.

Демон поражает Тамару грехом вожделения, плотского искуса, который изображен автором в описаниях душевных терзаний героини:

Пылают грудь ее и плечи,

Нет сил дышать, туман в очах,

Объятья жадно ищут встречи,

Лобзанья тают на устах

Когда Демон убивает Тамару своим поцелуем, автор все равно утверждает неизбежную победу светлых сил над злом. Тамара любила не Демона, но тот обманчивый образ, в котором он предстал пред нею. Ее любовь – это любовь - сострадание.

Лермонтов вводит в поэму образ ангела, который по сути противоположен Демону в своем светлом покое, душевной гармонии. Ангел смотрит тихо, с укором. Этот персонаж оттеняет отрицательную характеристику Демона, его полную бесчувственность и лживость. В ранних редакциях поэмы Лермонтов описывал только один поединок ангела и Демона, и ангел оставлял Тамару наедине с Демоном. Силы света не властны над душой живого человека. Верующему дано право свободного выбора, и, чтобы одержать победу над греховными соблазнами, человек должен приложить усилие, т. е. « усилиться в вере».

Все эти три образа: Демон, Тамара и ангел - соотносятся между собой, и во внутреннем состоянии этих персонажей отражается картина человеческих страстей, оцениваемая автором с точки зрения любви, добра и красоты как даров Божьих.

Демон есть образное выражение темных, бесовских сил, какими они понимаются в православии: Демон обладает способностью преодолевать пространство и время, принимать любое обличье, проникать в сознание и душу человека. Создавая этот образ в соответствии с библейской традицией, Лермонтов, усложняя от редакции к редакции композицию образа своего героя, выразил в нем представления о нравственных пороках людей: гордости, лжи, зависти, злобе. Автор стремился дать исчерпывающую характеристику демонического персонажа, доводя ее до высокого уровня объективности. Чем сложнее становился образ, тем яснее становилась его демоническая суть. Читатель не мог ошибиться в оценке Демона.

Однако Демон – и пример попытки преодоления человеком демонизма, который находится в ценностном поле православной духовности. Попытка любить - отражение желания героя возродиться, вновь соединиться с небом, вернуться в прежнюю ипостась.

Важно для понимания характера Демона обратиться ко второму поединку героя с ангелом. В конце поэмы небо торжествует над изгнанником и злодеем: душа Тамары, мало отягощенная грехами, исстрадавшаяся, искупившая мучениями свои слабости, отправляется в рай. Демон посрамлен. Он повержен. Лермонтов утверждает мысль о неизбежном наказании за непомерную гордыню, эгоизм, ненависть, жажду мести. Титаническая личность, Демон заслужил одиночество и пустыню мира. Тема справедливого возмездия за внутреннюю несостоятельность, духовную ущербность и человеконенавистничество или презрение к людям будет продолжена Лермонтовым в романе « Герой нашего времени», найдет отражение в душевных муках Печорина.

Итак, мы пришли к выводу, что усложнение композиции образа Демона давало автору возможность полно и глубоко охарактеризовать демоническую сущность героя поэмы.

Композиция образа Демона придала персонажу яркость, жизненность, убедительность, позволила всесторонне охарактеризовать его.

В последних редакциях поэмы в усложненной композиции образа Демона выразились православные воззрения самого автора, была раскрыта тема противостояния добра и зла в мире и человеке.

Лермонтов разоблачил дьявольскую сущность Демона в соответствии с библейской традицией, проиллюстрировал мысль о неизбежности справедливого возмездия злу, в каком бы виде оно ни являлось. Демон обречен на вечные и бесплодные муки одиночества.

Таким образом, мы выяснили, что композиция образа Демона является способом выражения православного сознания автора, размышляющего о человеке в человеческом мире и не снимающего с личности ответственности за эгоизм, непомерную гордость, нежелание полной духовной реализации своих задатков во имя добра и красоты.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)