Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности описаний внешности в произведениях А.П. Гайдара и их назначение

В последнее время в литературоведении наблюдается возросший интерес к творчеству А. П. Гайдара. Произведения этого писателя все чаще стали привлекать внимание современных школьников. Не случайно в 2006 году в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» был объявлен I Всероссийский открытый конкурс творческих работ «Гайдар. Время. Мы ». Но до сих пор существует не так уж много работ, посвященных особенностям поэтики А. П. Гайдара. В основном это труды, опубликованные в г. Арзамасе, в частности, «Ученые записки» Арзамасского пединститута, а также сборник статей «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения».

Есть работа, посвященная теме «Природа и дети в изображении А. Гайдара», опубликованная в сборнике статей «Проблемы истории русской советской литературы».

Цель данной статьи – выявить особенности описания внешности героев в произведениях А. П. Гайдара и его назначение.

Задачи и методы статьи:

1) из прочитанных рассказов и повестей А. П. Гайдара сделать на карточки выписки, содержащие описание внешности героев;

2) классифицировать литературный материал, заполнив таблицу с типами описания внешности;

3) на основе анализа сделать выводы об основном типе описания внешности героев в произведениях А. П. Гайдара.

2. Особенности описаниЙ внешности и их назначение в произведениях А. П. Гайдара.

О роли портрета в произведениях разных эпох

Как известно, связь персонажа и его портрета в художественном произведении взаимообусловлена. Поэтому портрету героя достаточно внимания уделялось в античной литературе, в литературе эпохи Возрождения, писателями- сентименталистами и романтиками.

В отличие от романтиков, у реалистов потрет более подробный, включающий описание костюма, манеры повеления; таким образом характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность его к определенной социальной среде. Портрет может составлять контраст с характером персонажа.

Теоретический материал о портрете достаточно подробно изложен в «Кратком словаре литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева.

Особый тип описания – психологический портрет – позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его подлинную сущность. Так, в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов.

Литературоведы отмечают психологизм портрета Печорина в « Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, портретов героев Ф. М. Достоевского.

Определение «портрета» в справочной литературе

Определение «портрета» есть во многих справочных изданиях. Наиболее совершенным нам представляется определение в «Словаре литературоведческих терминов» С. П. Белокуровой: «Портрет (франц. portrait – портрет, изображение) – одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описания наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояния героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. »

Краткое описание работы с произведениями Гайдара

Нами сделаны выписки на карточки описаний внешности 40 героев из 7 произведений А. П. Гайдара: рассказа «Р. В. С. » и повести «На графских развалинах», созданных в 20-х годах ХХ века; рассказов «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Четвертый блиндаж», повести «Военная тайна» 30-х годов и повести «Тимур и его команда» 1940–го года издания. Всего сделано 509 выписок. Записи классифицировались – заносились в таблицу, состоящую из 5 граф: 1) произведение А. Гайдара, герой; 2)описание наружности: глаз, лица, фигуры; 3) описание одежды; 4) описание действий и состояний (динамический портрет): выражение глаз, лица, мимика и жесты, поза; 5) описание манеры поведения.

После подсчета фактов результаты следующие:72(14%) – описанию наружности; 17(3. 3%) – описанию одежды; 409(80. 3%) – описанию действий и состояний; 11(2,2%) – описанию манеры поведения.

Таким образом, во-первых, одной их художественных особенностей произведений А. П. Гайдара является динамический портрет героев. Описание действий и состояний часто переплетается с описанием наружности, реже – с описанием одежды. Например, Светлана в «Голубой чашке» «вздернула тоненькие брови, склонила набок голову, поджала губы и равнодушно взглянула»; у Альки из «Военной тайны» «счастливая улыбка разошлась по раскрасневшемуся лицу»; у Дергача («На графских развалинах») «черная лохматая рожа, вся как есть в саже, во рту цигарка, в руке рогуля с резинкой»; у всадника («Р. В. С. ») «глаза заблестели, он снова улыбнулся», затем «глубокая складка залегла возле бровей»; Тимур («Тимур и его команда») «высокий, темноволосый», на нем « легкие черные брюки, темно – синяя безрукавка с вышитой красной звездой».

Во-вторых, более подробно А. П. Гайдар описывает внешность положительных героев. Например, из повести «Тимур и его команда» нами сделаны 22 выписки деталей внешности Жени и только 7 – Фигуры; из рассказа «Р. В. С. » 23 детали внешности всадника, 12 – Головеня.

Достаточно внимания уделяется описанию глаз. Самые распространенные эпитеты – «яркие», «зоркие», «большие», «глубокие». Такие глаза у Жигана («Р. В. С. »); блестят глаза у Альки и Владика («Военная тайна»), а вот у брата Дягилевского, от руки которого погибнет Алька, «мутные, недобрые глаза».

В-третьих, если из произведений, созданных в 20-е гг. , нами выписаны детали внешности в количестве 102 (20,2% от общего количества выписок), то из произведений 30 – 40-ых годов – 407 выписок (79,8%). Значит, большее внимание описанию внешности героев А. П. Гайдар уделяет в произведениях предвоенных.

О связи экзистенциализма как позитивной свободы и преобладания динамического портрета в произведениях Гайдара

Как видим, писатель не сторонник пространных описаний, что, на первый взгляд, создает ощущение простоты, безыскусности его стиля. Не случайно Гайдара ошибочно считают детским писателем. Но когда читаешь его произведения, приходишь к выводу о том, что в каждом эпизоде присутствуют два уровня восприятия и оценки – ребенка и взрослого. Некоторые литературоведы, в частности, Н. В. Суздальцева, склонны считать экзистенциализм как позитивную свободу особенностью поэтики А. Гайдара, так как основа существования его героев – это не «бытие – для – себя», а «бытие – в – другом» (3) «Советский писатель Аркадий Гайдар создал своеобразный и убедительный вариант действительно экзистенциального гуманизма. » (3) Поэтому не случайно именно динамический портрет (описание действий и состояний; выражение глаз, лица, мимика, жесты, поза) превалирует над другими параметрами описания внешности. Да, герои Гайдара просто живут и просто умирают. Но это только на первый взгляд, так как их самоопределение происходит в типичных для произведений этого писателя ситуациях тревоги, угрозы, потери близких, заботы, одиночества и т. д. Гайдар демонстрирует блестящее знание детской психологии, которое соединяется с недетской иронией и аналитичностью (2 уровня: детский и взрослый). Вот маленькая девочка Нюрка из рассказа «Четвертый блиндаж». Именно она переборола свой страх и, когда мальчики испугались и растерялись, закрыла крышку погреба, чтобы не залетели осколки снарядов. Представим в виде цепочки детали внешности Нюрки: ноги длинные – побледневшая Нюрка – поспешно отдернула руку от осколка – тихоня – по щеке покатилась слеза – глотая слезы – закричала – шмыгнула носом, провела рукой по лицу, насухо вытирая остатки слез, облизала губы и запела – неожиданно вставая, крикнула – отбросила Васькину руку, добралась до верхней двери, захлопнула ее и задвинула на запор.

Динамический портрет особенно ярко иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору, помогают ему изобразить своих героев в так называемых «пограничных ситуациях», так характерных для экзистенциализма.

Вот Мальчиш-Кибальчиш, герой Наткиной и Алькиной сказки из повести «Военная тайна», с которым некоторые литературоведы (4) связывают «пионерские» и шире «классовые» ценности, вроде бы манифестируемые в книгах Гайдара (4): гордый – выскочил на улицу и громко-громко крикнул – рассмеялся в лицо – бедный, но гордый – опустился на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола и улыбнулся так, что вздрогнули буржуины. »

Считаем, что речь в произведениях Гайдара идет об общечеловеческих ценностях – тех, которые вне времени: добре, человечности, мужестве, любви к Родине, к близким, товариществе.

Таким образом, особенностью стиля А. П. Гайдара является использование динамического портрета героев, подчеркивающего неповторимость этого стиля, который можно отнести также к варианту экзистенциального гуманизма, основное назначение которого – восстановление разрушенных миром связей. Поэтому с полным основанием можно говорить о вневременности наследия Гайдара.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)