Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности речевого взаимодействия учителя и учащихся

Под общением понимается взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера. В общении выделяют как разновидность общение, где важен собственно процесс общения, а не результат. Что же касается обучения, то здесь имеет значение все: и мотивация, и процесс деятельности, и результат, и отношение ко всему этому учителя и учащихся.

Взаимодействие людей осуществляется через различные знаковые системы: жесты, рисунки, разные языки (родной, иностранные, языки программирования). В процессе обучения основным средством взаимодействия учителя и ученика становится речь.

Словесное общение осуществляется в образовательном процессе во всем его многообразии: в устной и письменной, монологической и диалогической, внешней и внутренней речи. Чем разнообразнее словесное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, тем лучше проходит урок, тем эмоционально насыщеннее оказывается занятие, тем прочнее запоминается изучаемый материал.

Нами была выдвинута рабочая гипотеза, что эмоционально положительные высказывания помогают получать знания, а отрицательные мешают работе учеников и учителя.

Результаты исследования могут показать, что атмосфера на уроке зависит от речевого взаимодействия учителя и ученика.

Я посетила пять уроков, на которых проследила, как общаются учителя и ученики.

Эмоционально положительное речевое взаимодействие

В речи учителя можно выделить положительные речевые высказывания, которые призывают ребят к правильной и хорошей работе, дают оценку их деятельности.

Людмила Владимировна обязательна скажет: „Всё правильно”.

Галина Петровна говорит ученикам: „Делаем всё аккуратно, красиво”.

„Всё понятно?” – спрашивает Татьяна Александровна.

Нина Леонидовна отмечает продвижение в изучении английского языка тех или иных учащихся. Интонация обычно спокойная, доброжелательная.

А вот у ребят мало положительных речевых высказываний. Мы только услышали „Можно я?”, если ученик хочет ответить. Редко звучит: „Урок понравился, прошёл хорошо”. Хотя это можно услышать в разговоре учеников друг с другом.

Эмоционально отрицательное речевое взаимодействие

К сожалению, в речевом взаимодействии ребята могут употреблять эмоционально отрицательные высказывания. Мы не называем фамилии учеников, но, может быть, они узнают себя.

При объяснении нового материала: „Я ничё не поняла, мне пофиг”. Могут звучать посторонние реплики. Например; „волосатый” при объяснении о строении цветка. Во время урока ученики жалуются друг на друга: „А чё он меня бьёт?” Понятно, что они оба не участвовали в учебном процессе, и это обращение вряд ли обрадует учителя. В ответ на эмоционально отрицательные высказывания учеников, их действия, мешающие учебному процессу, меняется интонация учителя, более строгим становится голос. В этом случае слова педагогов прежде всего направлены на установление тишины и спокойствия в классе: „Тише!”, „Не кричите, успокойтесь, не шумите!”, „Что за разговоры, выполняем работу!”, „Никакой тишины в классе!” Когда уже после звонка некоторые ученики мыли доску и не садились на место, хотя надо было начинать урок, учитель употребляет фразеологическое выражение: „Вы ее сейчас до дыр дотрёте”. Понятно, что в этом случае фразеологизм имеет отрицательное значение.

Результаты анкетирования учителей и учеников.

Чтобы провести наше исследование более углублённо, мы предложили учителям и ученикам анкету „Взаимоотношение учителя и учеников”.

Было опрошено 10 учителей и 14 учеников.

Результаты получились следующие.

Учителя.

Всегда Иногда
10
10
10
8 2
8 2
9 1
6 2
4 6
3 7
7 3
4 6
Итого: 79 Итого: 29

На некоторые вопросы не были получены ответы. Ответ „всегда” предполагает самый оптимальный вариант взаимоотношений между учителем и учеником. У наших педагогов общий результат такой: всегда – 70%, иногда – 26%, нет ответа – 4%.

Ученики.

Всегда Иногда Никогнда
8 6
5 7 2
6 5 3
4 8 2
3 6 5
3 7 3
6 7 1
4 9 1
12 2
2 9 3
Итого: 53 Итого: 64 Итого: 22

У ребят общий результат получился следующий: всегда – 38%, иногда – 46%, никогда – 16%.

Можно сделать вывод, что в большинстве случаев учителя готовы к эмоционально положительному взаимодействию с учащимися. Ответа никогда нет совсем. Ученики готовы к положительному общению с учителем не всегда, а некоторые, видимо, вообще не хотят этого.

Участники анкетирования. Всегда Иногда Никогда Нет ответа

Учителя 70% 25% _ 4%

Ученики 38% 46% 16% _

Анализ речевого материала и анкет учителей и учеников позволил выявить условия речевого взаимодействия, способствующие усвоению знаний и, наоборот, мешающие ходу урока.

Способствуют успешному усвоению знаний, благоприятной обстановке на уроке:

1)приветливые слова в начале урока, положительные оценки успехов учеников, объяснение непонятного в доброжелательной форме;

2)положительная оценка учениками работы учителя, объяснения им материала, выражение благодарности за урок;

3)вопросы учителей и учеников, помогающие вести занятия, направленные на изучение материала урока;

Мешает проведению занятий и усвоению материала:

1)отрицательная речевая реакция учеников на материал урока;

2)посторонние высказывания, отвлекающие учителя и его замечания;

3)грубость, невыдержанность учеников в ответ на справедливое замечание;

4)ироничные и недоброжелательные замечания учителей.

Мы считаем, что наше исследование заставит задуматься всех участников учебного процесса, особенно учеников, о необходимости только эмоционально положительных речевых высказываний на уроке, чтобы повысить уровень новых знаний.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)