Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности свадебной церимонии

Жизнь человека традиционно делилась на несколько этапов. Вершиной жизненного пути являлась свадьба. Нет ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом.

Раньше участниками свадьбы становилась вся деревня, при этом каждый участник знал своё место, свои обязанности, которые нельзя было нарушать. Недаром в то время говорили не «справлять свадьбу», а «играть свадьбу». Свадьбу именно играли, эпизод за эпизодом, и каждый её участник чётко знал свою роль и старался исполнить её как положено. Свадьба носила театральный и развлекательный характер, но это лишь внешняя сторона, за каждым действием которой скрывался глубокий смысл.

Свадьбы играли в основном зимой, в период между двумя постами: Рождественским и Великим, от Крещения до Масленицы, но были свадьбы и осенью, после снятия хлеба, реже - летом, перед Троицей, до Покровского поста. Зимой местом знакомства молодёжи были посиделки, куда девушки приходили с рукоделием, а с приходом парней устраивали игры. Знакомились и во время праздников, на гуляньях. Но окончательный выбор был за родителями. Старые люди говорили: «Родительская воля была сильна. Против воли не шли».

Саратовский свадебный обряд записывался ещё в первой половине ХIХ века, он мало отличается от свадьбы других мест, но в саратовской свадьбе большое место отводится лирическим песням.

Свадебный обряд слагался из таких главных моментов: сватовство, смотрины, запой, рукобитье, девичник, предсвадебные обряды, одевание к венцу, выкуп невесты, благословление молодых, венчание, свадебный пир – и каждый из этапов свадебного обряда сопровождался своими песнями.

Мы расскажем о крестьянской свадьбе в Саратовской губернии ХIХ века.

Цель данной статьи:

Изучить свадебные обряды крестьян Саратовской губернии ХIХ века. Задачи:

1. Показать красоту народных обрядов, их значимость в духовном развитии народа.

2. Развитие творческих способностей через изучение культурного наследия своей земли.

3. Воспитание любви к родному краю, к малой родине, активности, инициативности, самостоятельности.

Этапы свадебного обряда

Сватанье

Отец взрослого парня выбирал опытного свата из своих родных или хороших знакомых и поручал ему высватать невесту, а также сватовство поручалось опытной свахе. Войдя в избу, она старалась, не начиная разговора, взглянуть прежде всего на матицу (брус, поддерживающий потолок) и сесть напротив него, чтобы дело пошло успешнее. Если родители невесты соглашались выдать свою дочь, то сваха говорила: «Ну, сватушка, прикажите нам прийти с женихом». Те отвечали: «Милости просим». При выборе невесты обращали внимание на её нравственность, а не на красоту, при этом говорили: «Нам не целовать лицо, нам нужно, чтобы она слушалась и любила мужа, который бы не ходил без рубах».

Смотрины

На другой день родители жениха приглашали к себе человек пять близких родных, жених одевался в красную рубашку, синее исподнее платье, плисовые шаровары, синий кафтан. Затем приглашали сваху и все шли в дом невесты. Родители несли с собой гостинец, состоящий из хлеба-соли. Придя в дом невесты, они говорили: «Здорово, сватушка и свахонька! Можете ли гораздо?» Они отвечали: «Слава Богу! Садитесь-ка у нас: мы рады добрым людям». Сваха говорит отцу невесты: «Смотрите наш товар, а свой покажите нам». Невеста выходила из чулана, одетая в самый лучший сарафан, с шёлковым платком на голове, иногда с непокрытой головой. Сваха рассматривала невесту: нет ли в ней какого порока, не безрукая ли она, затем заставляли жениха пройти по избе, чтобы проверить, не хромой ли он. После смотра невеста уходила в свой чулан, чтобы переодеться в другое платье, и снова выходила на смотрины. Так продолжалось три раза. При смотре не бывает угощения: жених только всматривается в невесту, чтобы оценить её достоинства. После смотрин все встают и выходят во двор. Если невеста понравилась жениху, то отец со свахой возвращались в избу и начинали договариваться о кладке. Сваха благодарила родителей невесты за хлеб-соль и говорила, что завтра они придут с женихом. Отец невесты отвечал: «Милости просим, а мы станем готовиться».

Запой

Поутру отец невесты собирал своих родных, а невеста – подружек. Затем приходили родственники жениха, приносили каравай, вино, кусок говядины, курицу или гуся и столешник (скатерть). Один из родных жениха говорил: «Сватушка и свахонька! Подходите к нам поближе, поклонимся друг дружке пониже». Родные невесты говорят: «Ну, сватушка, благослави!» После этого они садятся за стол, а жених его родные стоят у дверей. Потом жених садился в переднем углу за стол, повесив голову и опустив глаза. Девушки стоят в чулане около невесты, затем они выходят, а сваха несёт дар жениху: шейный платок, который лежит на деревянном блюде. Невеста подходит к столу, наливает рюмку водки и подносит её жениху, кланяясь ему низко. Он берёт рюмку, держит её несколько минут, отдаёт невесте, а сам берёт из рук свахи платок, утирается им, затем три раза целует невесту. А девушки запевают песню сначала невесте, потом жениху:

Невесте:

Вы цветы ли мои, цветочки,

Вы цветы мои лазоревые!

Да вас много было сеяно,

Да не много уродилося.

Вы души мои, красны девицы!

Вас много было в тереме,

Да не много оставалося,

Любимая наша подруженька,

Душа красна девица,

Она прельстилася, влюбилася,

В удалого добра молодца!

Жениху: Ходил, гулял доброй молодец во саду,

Срывал он с розы розовой цветок,

Он и сам цветку дивуется:

«Что это за цветочек за такой?

Этот цветок нежен и хорош,

А я, молодец, теперь холост, не женат.

Был молодец во матушке во Москве

Не нашёл я там невесты по себе;

А теперь нашёл в Саратове в городу,

Нашёл я себе невесту хорошу,

И хорошу и пригожу».

Затем пели песни женихову отцу, матери, брату с его женою, свахе, женатым родственникам жениха, товарищам, а невеста дарила всем подарки. Потом сваха брала невесту за руку и сажала за стол рядом с женихом, а родня невесты подавала обед. Девушки отправлялись разъезжать по улице и петь голосовые песни. ( См. Приложение) Невеста дарила жениху варежки своей работы, и все отправлялись домой. Этим заканчивался запой. Когда все гости уходили, невеста причитала своим родным: отцу, матери, брату.

Подойдя к матери, она обнимала её и пела жалобно:

Родимая ты моя матушка!

Спалась ли тебе тёмная ноченька?

А мне, горькой горюшиньке, не спалось,

Во сне мне виделось,

Виделось мне, горькой,

Тёмные леса, круты горы.

Тёмные те леса, чужа семья,

Круты те горы, тяжела работушка.

Привыкать мне к крутым горам,

К тёмным лесам труднёхонько –

Я у вас ещё молодёхонька.

Рукобитье

После запоя проходил обряд рукобитья. Часто говорили: «Рукобитье – это та же свадьба». Отправляясь на рукобитье, родители жениха брали с собой угощение: хлеб, блины, мясо, кулебяку, водку или вино. Родители невесты готовили курник, блины, яичницу. Во время рукобитья отцы девушки и парня «били по рукам» - не голыми руками (а то молодые всю жизнь будут жить бедно), а в рукавицах или обернув руки в полы шуб. Иногда били пирог о пирог или разламывали пирог пополам. Пироги отдавали свату жениха, и он отвозил их жениху в знак того, что рукобитье состоялось. Заключительным угощением на рукобитье было взаимное угощение водкой или пивом. Выпить означало решить дело окончательно и бесповоротно. После рукобитья девушки под окнами или в доме снова заводили песни:

Запросватал меня батюшка,

Заручила родна матушка

Далёким далекошенько.

За три речки глубокие,

За три горы высокие,

За три леса тёмные.

Отдавала меня матушка,

Отдавала, мне наказывала,

Не велела мне матушка,

Не велела мне сударыня

Мне не выть и не плакати,

Ни к себе в гости ездити,

Ни себя к себе в гости звать.

Девичник

Утром снова приходили к невесте её подруги. Она отпирала свой сундук, где сложено её приданое: платье и холст, из которого девушки кроили рубашки для жениха и невесты, приготовляли всё нужное для свадьбы. Днём занимаются шитьём, а вечером забавляются, и продолжается это до самой свадьбы. Всё это время называется девичником, который может длиться целый месяц. По вечерам приходят сюда родные с женихом, парни, которые играют и поют с девушками песни. За песни, которые девушки поют парням, получают деньги в награду.

Во городе во Саратове,

Во Московской славной улице,

Во палате белокаменной,

Разгуливал добрый молодец.

Он стоял сопроти зеркальца хрустального,

Он чесал кудри свои русые,

Чесал кудри, приговоривал

В продолжение девичника жених делает несколько вечеринок, приезжает с родными и приятелями, с гостинцами для невесты: орехами, платком, ситцем. Для гостей привозил пшенник и курник (круглый пирог, начинённый курицей). Жениха и его родных принимали ласково, сажали с почестью за стол, угощали, потом все ехали кататься на лошадях, пели голосовые песни.

На другой вечеринке жениха избирался дружка, который будет заведовать всей свадьбой, поддружье (помогает ему в распоряжении), тысяцкий, который оберегает приданое молодых, посажённый отец (он стоит подле жениха во время венчания) и третьяк (третий чин после поддружья). С этих пор жениха называют князь, а невесту – княгиня. У богатых людей бывали ещё «дворяне», которые набирались для увеличения свадебного поезда. Жених обдаривает платками весь свой свадебный поезд, который перевязывается через плечо, а сам надевает платок на шею по женскому обычаю.

В доме жениха заготовляется брага, вино, разное кушанье и печётся пирог – люкшин-пряка, такой величины, какой только может влезть в печь. Он печётся для девушек, помогавших невесте в приготовлениях её к свадьбе.

За три дня до свадьбы в доме жениха собирались его родственники. Подруги невесты идут к нему за суслом, поют разные песни. Вскоре к невесте приезжает весь поезд жениха, невеста дарит всем подарки. Дружка вводит жениха в избу и говорит: «Суженого прими, а ряженую подай». Этим он намекает, чтобы выводили невесту, которая спряталась. Сваха выводит её и сажает рядом с женихом, и начинается пированье, сопровождаемое пением. После обеда все идут к жениху, а девушки провожают их песнею:

Улю-лю, собаки!

Улю-лю, борзые!

Улю-лю, косые!

Предсвадебные обряды

Накануне свадьбы топится баня для невесты, её родными или подругами, которые приносят сюда мыло и брагу от жениха. За баню невеста благодарит своего брата и невестку:

Спасибо тебе, родной братец,

На дровах сухих перелетовых,

А тебе, родная невестушка,

На пару, на баньке,

На мягком на веничке.

После бани подруги сажали невесту на скамейке и начинали заплетать ей косу. Невеста опускала голову и причитала:

Заплетите-ка, вы любимые мои подруженьки,

Русу косу мелёхонька.

Посреди-то русой косы

Заплетите шёлков косник, алу ленточку;

А по конец-то русой косы саблю острую,

Чтоб приезжие свахоньки руки перерезали.

После заплетения косы невеста собирала для девушек обед, потчевала их брагою, которая приносится от жениха, и изливала перед ними свои горестные чувства:

Спасибо вам, любимые мои подруженьки:

За труды ваши, за вашу мне службу.

Приубрали вы меня, приутехали,

Цветна платьица мне нашили;

Буйну головушку мне причесали.

Во путь, во дороженьку меня сорядили.

Во путь, во дороженьку, на чужу сторонку.

Как во тёмный лес, во чужу семью:

Незнамую, незнакомую.

После обеда собираются к невесте её родные, они кладут деньги, кто, сколько может, в лакомку (карман), привешенную сбоку. Подруги, окружив невесту, поют:

Шла Дуняша по росе, плакала жалко по косе.

Ах, свет ты моя косынька!

Русая коса!

Вечор тебя, косынька, девушки плели;

Поутру ранёхонько матушка плела.

Золотом-серебром увешивала,

Мелким жемчугом унизывала.

Прислали ко мне свашеньку немилостивую!

Когда разъезжались гости, невеста причитала своим родителям:

Кормилец мой батюшка!

Кинулся ты, мой батюшка,

На золото, на серебро.

Кормилица моя матушка!

Кинулась ты, моя матушка,

На цветно платье,

Запоручили меня, горькую, зеленёхоньку.

Одевание к венцу

Утром к невесте приходят подруги, чтобы одеть её к венцу. А невеста прощается со своими родными:

Любезный ты мой батюшка?

Спалось ли тебе, мой родной?

Не спалось мне во всю тёмну ночь:

Во всю ноченьку я думу думала.

Не темно стало на дворе уже,

Заря занимается –

Мои недруги, разлучники собираются.

Разлучат меня с отцом с матерью,

С моим родным племенем.

В своих причитаниях невеста обращается к брату, к подруге, спрашивает совета у опытной женщины, в песнях изливает свои горестные чувства.

Сваха расчёсывает и заплетает косу, невеста плачет, а подруги поют:

Свет ты моя русая коса!

Свет ты мой шёлковый косник!

Плети, моя сватушка,

Плети косу мелко-намелко,

Вяжи узлы крепко-накрепко.

После того, как невесте заплетут косу, её одевают в сарафан или кумашник с кружевами, голову покрывают платком, который иногда называется фатою, а затем сажают за стол.

В день свадьбы дружка собирает «поезд» в дом жениха. Жених одевается в красную рубаху, на шею повязывает бумажный платок, надевает пёстрые порты, синий кафтан, сапоги, шапку. Потом дружка ведёт его на благословление родителям, жених трижды кланяется, затем все садятся за стол, пьют вино, закусывают. Выход из избы сопровождается особенною церемонией: каждый должен переступить через порог правою ногой и креститься. Затем весь «поезд» отправляется к невесте.

Выкуп невесты

Прибыв к дому невесты, все обнаруживают, что ворота заперты. Дружка, рассерженный этим, кричит: «Отопри!» Стоящий за воротами отвечает: «Не отопру! Купи место». Дружка спрашивает: «Чего тебе надобно?» «Скляницу вина и золотую гривну», - отвечают ему. Дружка выполняет требование, и ворота открываются. «Поезд» въезжает во двор. Дружка входит в избу, просит позволения у родителей невесты ввести жениха, который стоит за дверью. Около невесты сидит её брат или кто-то из родственников. Дружка сердито бьёт по столу плетью и кричит на него: «А ты зачем сел не на своё место? Вон из-за стола!» - «Не пойду! – отвечает брат, - я продаю сестру. Купи, тогда выйду». - «Что тебе надобно за неё?» - «Стакан вина и золоту гривну».

Дружка покупает у него место, и тот выходит из-за стола. После продажи невесты, брат и молодой братуются между собою.

Благословление молодых

Родители благословляют сначала невесту, потом жениха. После благословления перевозят в дом жениха приданое невесты, уложенное в сундуки. Ключи от сундуков остаются в руках свахи, которые она вручает молодой уже после венчания. Все садятся за стол, гостей потчуют вином и закуской. Жениху и невесте до венца есть не дают, перед ними на столе лежат свёрнутые скатерти и ложки, ручками в противоположные стороны. Подруги невесты поют песни про жениха, обыгрывают поезжан, называют каждого по имени. Жених даёт девушкам деньги. После этого дружка произносит «Пора!» - и весь поезд выходит, ступая через порог правою ногою. А невеста должна, выходя из-за стола, дёрнуть за угол скатерти, чтобы подруги её скорее вышли замуж. Выйдя во двор, невеста кланяется во все стороны, приговаривая: «Прости, моё широкое подворище!»

Если свадьба проходит летом, то жених сажает невесту в телегу, а сам с крёстным отцом и тысяцким едут за ней верхом, зимой же он садится с невестой в одни сани.

А дружка и поддружье идут в дом молодой, чтобы выкупить её постель. Здесь дружка дарит деньгами оставшихся девушек, подруг невесты, а потом все едут в церковь. По пути угощают встречных вином, чтобы никто не сглазил или не перешёл дороги.

Венчание

В церковь молодых ведут посажённые родители. При венчании невеста старается встать на ковёр раньше жениха, чтобы управлять мужем. Во время венчания меняют головной убор новобрачной: надевают повойник или кокошник и повязывают фатой, по женскому обычаю. После венчания свадебный поезд отправляется в дом жениха. На пути дружка и поддружье кланяются всякому встречному и просят прийти на пир, говоря: «Мы просим на сыр, на каравай».

В доме жениха родители встречали молодых хлебом-солью, обсыпали хмелем, а сваха кладёт в сковороду овёс, чтобы родился у них хлеб.

Свадебный пир

Новобрачные, помолившись образам, падают три раза в ноги родителям, которые благословляют их, а дружка заводит потом за стол. Отец невесты собирает своих родных, все идут в дом жениха, по дороге поют голосовые песни, какие придут на ум. При входе этих гостей (их называют гарными) встречают родные и молодые. Затем начинался свадебный пир, состоящий из таких кушаний: холодное с бараниной, щи с говядиной, лапша со свининой, похлёбка с курицей, лапшенник, пшенник. Конечно, количество кушаний зависело от достатка семьи. В конце подавали курник. Этим заканчивался гарный стол. Дружка спрашивает у отца молодого: «Пора ли кланяться молодым?» Получив утвердительный ответ, объявляет молодым: «Ну, молодые, собирайтесь кланяться гостям в ноги». Затем молодые кланяются всем в ноги и начинают дарить кого и чем в состоянии. Чаще всего для этого употребляются платки. Церемония эта происходит следующим образом: дружка на блюде подносит свёрнутый платок тому, кого хотят им одарить, поддружье подносит курник, а крёстный отец жениха – стакан вина. А кого дарит, дружка вызывает таким возгласом:

Во горнице во светлой,

Во беседе во честной,

Кто есть, изволь выступить,

Княжева челобитья повыслушать.

Бьёт челом князь с княгинею

Сыром-караваем.

Сыр-каравай примите,

А золоту гривну положите.

Наше дело на нове, много надобно:

На шильца, на мыльца,

На кривые веретёнцы,

На тонкие полотенцы;

Надо нам коня купить воду возить.

Вода-то хоть и близко,

Да ходить за ней склизко.

С этими словами молодые падают в ноги. Вызванный к дару берёт стакан с вином, пьёт и в промежутках говорит: «Горько!» Молодые встают, целуются и опять падают в ноги. Это продолжалось иногда до трёх или четырёх раз и значило «ломаться над молодыми». Принимающий подарок утирается платком и кладёт на блюдо сколько-нибудь денег. Молодые целуют его. Затем настаёт время благодарить дружку. Молодые падают ему в ноги, а отец жениха говорит: «Спасибо, что ты управлял за нас, был полным хозяином, не доводил нас ни до каких хлопот и соблюдал наших детей». Одаривают его платком и подносят стакан водки, так же благодарят и поддружье.

Потом все собираются домой, родители молодой приглашают своих сватов на завтра, говоря: «Приходите утром к нам на похмелье». Если свадьбу справляют богатые, то пируют несколько дней, если не богаты, то свадьба оканчивается одним гарным столом. На другой день отправляются новобрачные собирать подарки, обещанные при поклонах.

Фрагменты свадебных обрядов села Балтая

В Балтайском районе свадьбы традиционно играли на Покров, который также считался девичьим праздником. Девушки, веря в то, что Покров содействует брачному союзу, спозоранку бежали в церковь и ставили свечку праздничную. Существовало поверье: которая раньше поставит свечу, та и замуж раньше выйдет. Ставя свечку, девушки приговаривали: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком».

Через неделю после сватовства собирались в доме невесты её подруги. Они оплакивали невесту, при этом наговаривали:

Наложат заботу деверь и деверушка.

Первая забота – муж, удалая голова,

Вторая забота – свёкор и свекровушка.

На следующий день женихова родня идёт навещать невесту и несут сюкор, пирог, испечённый из пресного сдобного теста. Сюкор предназначен для того, чтобы невеста была покорна и с уважением относилась к родителям жениха. А те в свою очередь должны любить её и не обижать.

При возвращении из церкви после венчания молодых встречали хлебом-солью на вышитом рушнике.

Веками продуманные, полные глубокого смысла обряды, серьёзное отношение к событию, чувство ответственности всех участников старинной свадебной церемонии делали её особо значимой и запоминающейся.

Всё дальше в прошлое уходит от нас неповторимая красота старинного свадебного обряда. Время свидетельствует о его разрушении, поэтому необходимо не только знать культуру своего народа, но сохранить и передать последующим поколениям то, что дошло до нас.

Данная работа может быть использована на уроках литературы, музыки, истории, на тематических классных часах, для проведения лекций в школьном краеведческом музее.

Работа содержит материал по фольклору, информирует о свадебном обряде Саратовской губернии ХIХ века, о лирических песнях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)