Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности техники декоративного рисования на бумаге и ткани

Занимаясь декоративным рисованием на бумаге и работая в технике холодного батика, я заметила, что готовый рисунок на бумаге может вместить в себя очень большое количество декоративных элементов, тогда как работы, выполненные в технике холодного батика, почти не декорируются. Тогда у меня родилась мысль опробовать приемы, используемые при декорировании рисунка на бумаге, на готовых работах, выполненных в технике холодного батика.

Декоративное рисование

По «Толковому Словарю» С. И. Ожегова - декоративный – «служащий для украшения», «живописный, красочно – нарядный»; декорировать – «придать красивый вид».

Для подготовки к декоративному рисованию на готовых работах, выполненных в технике холодного батика, необходимым условием, по–моему мнению, нужно научиться декорировать готовый рисунок на бумаге, так как это более привычный материал для рисования.

Технология декоративного рисования на бумаге

Для работы в данной технике нужно очень много проводить мелких украшающих линий. Для этого разработана система упражнений с использованием различных видов инструментов (перья, кисти, карандаши, тушь, гуашь и гелиевые ручки). Вся работа по декорированию рисунка на бумаге делится на несколько этапов.

На первом этапе, используя чёрную тушь, тонкое перо и гелиевые ручки, я училась изображать разные по характеру линии, пятна, точки. Знакомилась со свойствами туши и способами рисования пером.

Для закрепления навыка прорисовывания линий, точек и декоративных пятен я нарисовала несколько дополнительных рисунков и декорировала их тушью.

Достоверность изображаемого на таких рисунках только линиями отходит на дальний план и теряется. Поэтому, что бы выявить активно изображаемое, рисунок украшается различными декоративными элементами (линии, пятна, точки).

Для тех, кто еще не умеет рисовать, но очень хочет научиться декорировать рисунок, можно посоветовать взять простой рисунок из книги для раскрашивания и попытаться украсить его, предложенными вариантами линий, пятен и точек.

Вторым этапом была работа гелиевыми ручками на загрунтованном листе.

Рисуем эскиз работы

На предварительно загрунтованный чёрным цветом лист (тушь плакатная 50% + гуашь 50%) накладывается лист с рисунком. Рисунок обводится ручкой по контурам с сильным нажатием. (Можно использовать заточенную деревянную палочку. ) При этом на загрунтованном листе остаются невидимые на первый взгляд бороздки.

(Сама я окончила в этом году художественную школу, поэтому рисую хорошо. Но для начинающих декораторов такой способ перевода рисунка – это настоящая находка. )

Линии-бороздки заполняются гелиевыми ручками серебряного и золотого цветов.

Получаются оригинальные работы, декоративно оформленные гелиевыми ручками.

Третий этап - выполнение работы в цвете, используя акриловые краски для бумаги. Максимальная выразительность изображаемого достигается за счёт цвета.

Рисуется эскиз работы, который затем переносится на белый лист формата А-3. Главный персонаж рисунка раскрашивается акриловой краской для бумаги однотонного цвета. Контуры внутри рисунка и внутренних деталей выполняются чёрной тушью, где линии имеют более отчётливый характер. Линии ведутся неотрывно.

Для завершения работы внутри центральной фигуры выполняется многообразие орнаментальной обработки чёрной тушью, используя вариации или создавая новые.

Для украшения используются гелиевые ручки различных цветов. Дополнительные детали рисунка декорируются в такой же последовательности, как и центральная фигура.

Последним оформляется фон рисунка плакатной тушью и декорируется гелиевыми ручками.

Четвертый этап – это рисунки, в которых фон создается из двух цветов, где краски должны вливаться друг в друга. Такая же техника сохраняется при раскрашивании деталей рисунка. Дополнительные детали выделялись гелиевыми ручками

Технология рисунка на данном этапе повторяет предыдущий этап, но акриловая краска для бумаги заменяется на тушь для росписи тканей, создавая эффект растекания с использованием воды по фону центрального рисунка.

Декоративная роспись по высохшей краске сходна с предыдущим этапом. Дополнительные детали рисунка оформляются в той же последовательности, как и центральная фигура.

Фон на этом этапе раскрашивается акриловыми красками для ткани, используя эффект растекания, аналогично деталям рисунка. Затем фон декорируется тушью для тканевой росписи. Завершающим элементом в данной работе будет декорирование фона гелиевыми ручками после высыхания туши.

Пятым (итоговым) этапом в технике декоративного рисования на бумаге представлена работа, в которой фон нарисован отдельными секторами, выполненными двумя цветами акриловой краски для бумаги контрастных оттенков, с эффектом перехода одного цвета в другой.

Создается эскиз рисунка, в котором фон будет не целостным, а разбитым на самостоятельные сектора.

Технология рисования и декорирования центральной и дополнительных фигур аналогична предыдущему этапу (раскрашивание проводится тушью для тканевой росписи)

Заполнение секторов фона происходит путем наложения цвета на цвет на местах их соприкосновения двумя кисточками акриловой краской для бумаги, не смывая и не разводя краску водой.

Выполнять работы в технике декоративного рисования на бумаге можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческих возможностей автора.

Как итог можно сказать:

Для декоративного оформления рисунков на бумаге можно использовать:
- акриловые краски «Невская палитра» для декоративно – прикладного творчества;
- краску для росписи тканей «Гамма-Батик» (тушь);
- акриловую краску для росписи тканей «Батик – акрил» «Гамма»;
- гелиевые ручки различных цветов;
- плакатную тушь;
- гуашь «Гамма».
• Ведется тщательная работа над прорисовыванием контурных линий, которые отделяют рисунок от фона и внутренние детали друг от друга.
• Вводится большое количество украшающих элементов.
• Украшение достигается путем вливание цветов друг в друга.

• Фон в технике декоративного рисования заполняется способами:

- заливки,
- заполнения секторами рисунка,
- грунтовки специальным составом.
• Проведение контурных линий в деталях рисунка не является обязательным, но любая декоративная деталь в рисунке должна иметь замкнутые контуры.

Техника декоративного рисования на ткани

Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетается с различными стилями. Сегодня в мире разработаны различные технологии окрашивания тканей и росписи по ним. Одна из таких технологий – холодный батик.

Его отличие от остальных техник заключается в том, что роспись осуществляется без многократного высушивания и нанесения воска или других составов на ткань. Техника больше напоминает рисунок на бумаге, но со своими отличными от него особенностями.

Материалы и инструменты для работы в технике холодного батика

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Для работы необходимы: стол, деревянный подрамник, пяльца, трубочки разного диаметра с тонкими загнутыми кончиками, на небольшом расстоянии от которых имеются утолщения – резервуары для резерва, кисти №№ 1-6, специальные краски для батика, резерв, ткань, простые карандаши, картон.

Закрепление ткани на раме

Самый простой и удобный способ – работать с канцелярскими кнопкамиили можно прибить маленькими нержавеющими гвоздиками к раме. Если работа небольшая, то ее можно закрепить на пяльцах.

2. Виды тканей для работы в технике холодного батика

Определяя возможности тканей для работы в технике холодного батика, были взяты несколько видов: креп-сатин, креп- кашибо и натуральный шелк.

К сожалению, уроки химии начинаются только в 8 классе, поэтому я не могу сделать обоснованное заключение о химическом составе волокон ткани. Ограничусь экспериментальным методом, который позволил определить наиболее подходящую ткань для работы.

В ходе эксперимента были проделаны следующие операции на ткани:

  • нанесение резервом различных составов контурных линий;
  • нанесение различных цветовых пятен акриловыми красками для ткани и бумаги;
  • опробована солевая техника (насыпание крупной поваренной соли на свеженанесенную акриловую краску для росписи тканей и тушь для росписи тканей)
  • Как показали опыты:

    1. Резерв на креп-сатине, креп-кашибо ложится ровной линией, для работы на натуральном шелке необходимо брать трубочку с очень маленьким отверстием, чтобы не было растекания резерва в момент остановки проведения линии.

    2. На креп-сатине акриловые краски не растекаются, а неэстетично размазываются, в то время как на натуральном шелке и креп-кашибо они растекаются, создавая красивый ровный фон рисунка.

    3. На креп-сатине краски не вливаются друг в друга, на натуральном шелке и креп-кашибо краски свободно перетекают одна в другую, создавая новые оттенки.

    4. При нанесении крупной поваренной соли на свеженанесенную акриловую краску в работах на всех видах ткани изменений не происходило.

    5. При насыпании крупной поваренной соли на свеженанесенную тушь для росписи тканей на креп-сатине, по-прежнему, изменений в узоре не происходило, на натуральном шелке и креп-кашибо краски начинали собираться вокруг кристаллов соли, создавая новые замысловатые узоры.

    Таким образом, для работы в технике холодного батика подходит креп-кашибо и натуральный шелк. Но у ткани креп-кашибо есть существенное преимущество перед натуральным шелком – это его цена (она значительно ниже, чем цена натурального шелка).

    Таким образом в работах, выполненных в технике холодного батика, в данном исследовании используется ткань креп-кашибо.

    Виды и свойства красок для техники холодного батика

    Для опытов были использованы акриловые краски для бумаги, акриловые краски для ткани, тушь для росписи тканей, резерв.

    1. Первым этапом определяем возможность использования акриловых красок для бумаги при росписи ткани. Опыт показал, что акриловые краски для бумаги создают оптимальный эффект растекания, и могли бы быть использованы в работах, но данные краски очень быстро (за 6 месяцев) выцветают на солнце. За опытный период на образцах сохранился бледный цвет и ярко проступал резерв, что очень сильно нарушало эстетический вид работы.

    2. В акриловых красках, созданных специально для работы на тканях присутствует клеевой состав, который не позволяет краске растекаться с большой скоростью, и специальный состав, который предохраняет краски от выцветания. Но клеевой состав красок предъявляет особые требования к хранению работ. За опытный период времени (6 месяцев) на работах, которые были оставлены без застекления, осела пыль, которую можно было удалить только с помощью широкого скотча.

    3. Тушь для росписи тканей используется только в солевой технике, так как имеет так же как и акриловые краски для бумаги эффект выгорания на солнце, правда, не так ярко выраженный.

    4. Резерв, в готовом виде продается в магазинах специально для тканей и может быть как бесцветным, так и цветным. Для этого в обычный резерв добавляется цветной краситель. Резерв без красителя и с добавлением красителя одинаково хорошо подходит для определенной нами в ходе эксперимента ткани креп-кашибо.

    4. Изготовление работ в технике холодного батика

    • Работа в технике холодного батика даёт возможность расписать как всю вещь, так и один небольшой фрагмент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно. Обязательное наличие контура придаёт произведениям, выполненным в этой технике, дополнительную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

    • Первые работы в технике холодного батика лучше выполнять на пяльцах. Для начала работы выполняется эскиз простым карандашом.

    • Эскиз подкладывается под ткань, контуры рисунка обводятся карандашом.

    • Затем контуры обводятся резервом.

    Резерв, который используется, обязательно надо опробовать на нерабочих полях ткани: провести несколько линий с различной скоростью, слегка касаясь поверхности ткани рабочим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бумаги и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало линий будет чётким и аккуратным. Закончить линию, просто повернув трубочку рабочим концом вверх. Если на рисунке необходимо сделать дополнительные рисунки, которые, по замыслу не должны быть закрашены основным цветом, то они должны быть прорисованы прозрачным резервом или резервом с добавлением краски. Такой рисунок расписывается вручную, используются не кисти, а стеклянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв. Поэтому для резерва используются трубочки, а роспись производится кистями. Красители разводятся до нужной насыщенности цвета. Определить при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает насквозь и не растекается. Затем приступить к обведению линий. На ткани в пяльцах линии надо проводить ровно и твёрдо, следя за тем, чтобы не размазать уже наложенный резерв.

    • Закончив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставить ткань до полного высыхания. Плотно закрыть баночку с резервом, предварительно выдув в неё оставшийся резерв из трубочки.

    • Трубочку промыть бензином с помощью насаженной на верхний конец резиновой груши. Для промывания трубочки использовать очищенный бензин, который нужно влить через верхнее отверстие трубочки, перекрыв пальцем рабочий конец. Чистить трубочку в перчатках.

    • Роспись акриловыми красками надо начинать со светлых участков. В случае неудачи этот участок залить красителем ещё раз, сделав его чуть темнее.

    Если же начать расписывать с тёмного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым тёмным и не получится задуманного контраста.

    В начале работы может случайно образоваться затёк светлой краски за линию резерва. Дефект легко устраним в процессе дальнейшей работы.

    Аккуратно расписывается один фрагмент за другим. Стараться, чтобы краситель не выходил за пределы контура.

    Как показал опыт, цвета на креп-кашибо прекрасно смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому нужно окрасить одну сторону листа или лепестка, затем другую близким цветом, но иного оттенка.

    Готовая роспись остается высыхать на пяльцах.

    5. Виды красок для декоративного оформления готовых работ, выполненных в технике холодного батика.

    Когда опытные образцы работ были готовы, были продолжены опыты по декорированию холодного батика.

    1. Первыми были опробованы акриловые краски для росписи тканей «Батик – акрил» «Гамма» на клеевой основе.

    Итогом опыта стали хорошо выделяющиеся линии и точки, выполненные без разведения их водой или разведенными в очень малом количестве воды, чтобы не расплылся основной фон декорируемого сектора работы. Все украшающие элементы, используемые в технике декоративного рисования на бумаге можно повторить в работах в технике холодного батика без искажения рисунка.

    2. Так как при декоративном рисовании на бумаге часто используются гелиевые ручки (один из новых видов современных материалов), то они были так же использованы в декорировании готовых работ, выполненных в технике холодного батика.

    3. Остальные материалы (тушь для батика, плакатная тушь, гуашь «Гамма», акриловые краски «Невская палитра»» для декоративно – прикладного творчества) для декорирования изделий, выполненных в технике холодного батика не пригодны, так как очень сильно растекаются на ткани и достаточно серьезно нарушают эстетику рисунка.

    4. Технология декорирования работ в технике холодного батика полностью повторяет этапы декорирования рисунка на бумаге в любой его последовательности.

    Итогом опытов было появление новых работ, напоминающих собой одновременно и батик и декоративные рисунки, выполненные на бумаге и декорированные тушью и гелиевыми ручками.

    Рассуждения

    Техника декоративного рисования на бумаге и ткани имеет очень много общих приемов:

    1. Работа над прорисовыванием контурных линий, которые отделяют рисунок от фона и внутренние детали друг от друга.

    2. Украшение деталей внутри рисунка.

    3. Вливание цветов друг в друга.

    4. Использование украшающих деталей, сделанных гелиевыми ручками, тушью и акриловыми красками.

    Но существуют и отличия:

    1. Для работы на бумаге используются специальные акриловые краски для бумаги и ткани.

    2. Для работы на ткани используются акриловые краски для ткани и специальный резерв, для нанесения контурных линий.

    3. Фон в технике декоративного рисования на бумаге заполняется способами заливки, заполнения секторами рисунка, грунтовки специальным составом; а в технике холодного батика фон раскрашивается после нанесения резерва на замкнутые линии, может использоваться солевая техника.

    4. Все пространство деталей в рисунке на бумаге заполнено декоративными элементами, проведение контурных линий в деталях рисунка не является обязательным; в холодном батике декоративных элементов меньше, т. к. любая декоративная деталь в рисунке на ткани должна иметь замкнутые контуры, сделанные резервом, что занимает достаточно много места, а в декорировании нужно строго соблюдать технологию использования красок, чтобы не нарушить эстетику рисунка.

    Практическим значением данной исследовательской работы стало новое направление в работах обучающихся объединения «Декоративное рисование». Цель работы достигнута: декорировать работы, выполненные в технике холодного батика, современными художественными средствами, используемыми для декоративного оформления работ, выполненных на бумаге, возможно. На территории Мурманской области не встречаются подобные работы, но говорить о том, что именно мы являемся первооткрывателями нового направления нельзя, так как в разных уголках мира художники ищут новые технологии, и, может быть, кто-то из них уже пришел к такому же результату.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)