Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности выразительности речи А. И. Солженицына в философских миниатюрах «Крохотки»

Сейчас, когда А. И. Солженицын ушёл из жизни, в литературной России происходит процесс осмысления творческого наследия писателя, «его гражданской ценности».

Один из важнейших законов словесности – закон употребления слов языка в зависимости от условий высказывания. Автор должен уметь выражать собственные чувства, точно, понятно и лаконично передавая информацию; оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие; создавать яркие образы людей, описывать внутренний мир и состояние человека, поэтические картины природы. Это и есть особенности выразительности речи.

Особенности выразительности речи А. И. Солженицына исследованы недостаточно

На мой взгляд, особый интерес представляют прозаические миниатюры «Крохотки», написанные в связи с велосипедными поездками А. И. Солженицына по Средней России.

Анализируя философские миниатюры «Крохотки», я поставила перед собою задачу выяснить, как Солженицын использует «закон употребления языка», в чём заключается особенности выразительности речи Солженицына-философа.

В работе попытаюсь ответить на следующие вопросы:

• Каково жанровое своеобразие философских миниатюр А. И. Солженицына?

• Каковы лексические, словообразовательные и синтаксические средства авторской выразительности в «Крохотках»?

• Каковы индивидуально-авторские способы слововыражения писателя?

В критической литературе, посвящённой творчеству А. И. Солженицына, его лирическим миниатюрам, написанным в 1958-1960гг. в Рязани и известным под заглавием «Крохотки», отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них сообщается бегло. Критических статей по данной теме в библиотеке не обнаружила, в Интернете нашла статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына».

При анализе философских миниатюр использовала пособие Симаковой Е. С. «Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи», различные словари и справочники, статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына», в которой автор говорит о том, что «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора, и историко-литературного процесса 50-х - начала 60-х годов». Анализ текста проведён по книге «Солженицын А. Рассказы» (М. : Современник, 1989).

Жанровые особенности лирических миниатюр писателя

Философские миниатюры А. И. Солженицына «Крохотки» созвучны рассказам и зарисовкам И. С. Тургенева, В. Г. Короленко, К. Паустовского, М. Пришвина, И. А. Бунина.

Стихотворения в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме, обладающие такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, эмоциональность, бессюжетная композиция. Им присуще членение на небольшие абзацы, обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа. В стихотворениях в прозе ярко выражается личное переживание или впечатление автора.

В центре философских миниатюр А. И. Солженицына – образы природы, что отображено в названиях «Утёнок», «Вязовое бревно», «Гроза в горах», «Шарик», «Костёр и муравьи», «Путешествуя вдоль Оки».

А. И. Солженицын делает мелкие зарисовки тех картин, которые он видит вокруг себя. Писатель подмечает в природе важные и удивительно точные детали. Полотна художника слова яркие и красочные, в них он вкладывает глубокий философский смысл.

Философская миниатюра «Вязовое бревно» воспевает способность сопротивляться, не смотря ни на что. Ствол вяза срезали в прошлом году, «и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю»

Отважно пытаются спасти муравьи своё жилище, попадая в огонь вместе с домом - гнилым бревном, в котором жили, и погибают в пламени костра (миниатюра «Костёр и Муравьи»). При помощи конкретного жизненного образа автор напоминает нам о том, чтобы мы «изродную свою Семью» «не избыли», «не покинули».

В потоке воды «не различить отражений ни близких, ни далёких», в жизни людской сразу не разглядеть «бессмертную чеканную истину». Философские этюды «Способ двигаться», «Старое ведро», «Колхозный рюкзак» - размышления автора о простых явлениях жизни людей. Все три миниатюры написаны в форме внутреннего монолога повествователя.

Вид проезжающей по улице машины приводит писателя к мысли, что «это безобразнейшее из творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатое железным ящиком».

А неожиданная встреча в бору со старым ведром, пролежавшим здесь около восьми лет, навевает фронтовику воспоминания о «ребятах чистых, фронтовых», об их бескорыстной дружбе. Воспоминания также горьки, как горек дым, который «гнало через себя худое ведро».

Совершенно неожиданно звучит похвала лубяному плетёному коробу, с которым деревенские женщины ездят в город на торговлю, а обратно везут в нём «полста батонов на три семьи». Это хвалебная песнь не только колхозному рюкзаку, но и гимн женщине-труженице. («Колхозный рюкзак»)

Философские миниатюры «Дыхание», «Гроза в горах», «Утёнок» и «Приступая ко дню» состоят из трёх частей. Первая – фон, на котором размышляет писатель: отцветающая яблоня в саду после дождя; гроза, заставшая путников ночью в горах; маленький жёлтый утёнок, только что появившийся на свет; тридцать молодых и сильных людей, выбежавших на поляну на восходе солнца делать зарядку. Вторая – размышления над увиденным. А в третьей части повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме: «Пока ещё можно дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!» или «Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка»

В стихотворении в прозе «Дыхание» садик, затерявшийся среди многоэтажных домов, напоминает Солженицыну о пьянящем воздухе свободы. Здесь можно не слышать «стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей», здесь воздух пропитан цветением яблонь, сыростью земли и свежестью после дождя, и «пока ещё можно дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!»

В лирической миниатюре «Гроза в горах» писатель приходит к мысли, что человек – частица мироздания, он подобен капле морской.

А маленький жёлтый утёнок, только что родившийся, но уже отличающийся от братьев своих характером, наталкивает Солженицына на мысль о хрупкой красоте, созданной природой, и о человеке, который способен погубить прекрасное «атомным могуществом».

Тема памяти, забвения тех, кто гибнет за «нас» звучит в стихотворениях в прозе «Мы-то не умрём» и «Путешествуя вдоль Оки». Своими жанровыми особенностями они близки по форме к литературному фельетону и отличаются лёгкостью и подвижностью повествования. Не живыми – убитыми называет писатель разорённые церкви, кресты которых «давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями».

Талант Солженицына – публициста прослеживается в крошечных путевых очерках «Озеро Сегден», «Прах поэта», «Город на Неве». В них звучит голос человека, неравнодушного к тому, что его окружает.

В миниатюре «Озеро Сегден» обличается земная власть, запрещающая простым смертным наслаждаться красотой. Она для избранных, для «лютого князя с злоденятами».

В «Прахе поэта» автор-рассказчик обвиняет современников в безнравственном отношении к историческому прошлому своей Родины, он опечален из-за разорения монастырей и храмов. Ведь их даже «пощадил суеверный Батый», не посмевший поднять руку на эти «тихие просторы».

Солженицын вводит в текст миниатюры второго рассказчика – надзирателя колонии, который в спокойной форме повествует об осквернении монастырских стен, о том, что из церковных кирпичей колхоз пытался построить коровник, об осквернении праха архиерея. Писатель поднимает проблему духовной деградации людей, для которых не осталось ничего святого.

В неоконченной статье «Беглецам из Семьи» Солженицын таких людей называет «рас-сияне», «рас-терявшие сияние душевного света». Для них «тысячелетняя история России, и её духовное развитие, и тысячелетний же жизненный опыт её наследия – как ничто».

Средства выразительности в философских миниатюрах.

В целях достижения большей выразительности Александр Исаевич Солженицын широко использует тропы - слова в переносном значении.

В лирических миниатюрах писатель применяет аллегорию: вязовое бревно - символ жизни, символ способности сопротивляться, не смотря ни на что; песик Шарик – символ свободы.

Мастерски владеет Солженицын тонкой насмешкой – иронией: «Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём – поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть!», «Что ж, каковы мы – таков и наш способ двигаться», «Если на всех погибших оглядываться – кто кирпичи будет класть? В трёх войнах теряли мы мужей, сыновей, женихов – пропадите, постылые, под деревянной крашеной тумбой, не мешайте нам жить! Мы-то ведь никогда не умрём!»

В философской миниатюре «Гроза в горах» Солженицын использует лексический повтор «сиянье» с целью подчеркнуть страх перед стихией природы: «сиянье белое, сиянье розовое, сиянье фиолетовое»

Нельзя не остановиться на индивидуально-авторских метафорах: «звериные клетки пятиэтажных домов», «стрельба мотоциклов», «бубны громкоговорителей», «пёрышко тонкого облака», «голос грома», «ничтожная и благодарная частица мира», «кондитерский небоскрёб», «двугорбый лебедь», «ишачок – с его терпеливой твердостью, живыми ласковыми ушками», «деятельные куры».

Словарный запас писателя богат и разнообразен

Несомненно, в своём творчестве А. И. Солженицын использует основной лексический пласт русского языка – слова общелитературной речи.

Художник употребляет в миниатюрах разговорную лексику: «стены изгадили», «ковыряй, долбай, не жалей»; «камышок ощетинился», «злодей косоглазый», «пятиэтажную коробку сляпать»

Особо выделяет автор тюремную лексику: вышки, вахта, в зоне с целью подчеркнуть разрушение красивейшего древнего города Ольгова; широко применяет церковную лексику: монастырь, иконы, склеп, архиерей, мантия, паперть, притвор.

Писатель вводит в текст вульгаризмы – грубые слова или выражения, находящиеся за пределами литературной лексики: «ребристое рыло», «плюёт вонючим дымом», «постылые».

В стихотворениях в прозе писатель употребляет устарелые для своей эпохи языковые элементы: мурава, купальни, прясла, гумно и др. Солженицын использует архаизмы и для создания исторического колорита эпохи, и для придания речи оттенка торжественности или иронии.

Миниатюры «Озеро Сегден», «Прах поэта», «Город на Неве» – маршрутная карта солженицынских путешествий по России. Озеро Сегден, деревня Льгово, Рязань, Ока, село Константиново – поездка писателя по рязанской земле. Нева, Мойка, Невский проспект, канал Грибоедова, Чёрная речка, Охта – посещение Санкт-Петербурга и его окрестностей. Запечатлены автором и исторические памятники – Успенский и Иоанна Богослова монастыри, Исаакиевский собор, арка Росси в городе на Неве; исторические лица – Ингварь Ингваревич и Батый; рассказывается о поэтах Полонском и Есенине.

Солженицын употребляет топонимические термины: Нева, Мойка, Невский, канал Грибоедова, Чёрная речка, Охта; Картунский Бор, озеро Сегден, деревня Льгово и село Константиново; города Рим, Москва, Любичи; горы Белала-Кай и Джугутурлючат; река Ока. Использует антропонимы (собственные имена людей) – Саваоф, Иоанн Богослов, Полонский

Интересны философские миниатюры «Крохотки» и с точки зрения забытых слов и выражений, которые писатель стремился на протяжении всего своего творческого пути вернуть в русский язык. Например, в первых строках «Крохоток» читаем: «Не только одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя»

В толковом словаре В. И. Даля глаголы сочить и сочать имеют значение «найти, добыть, поймать»., а Словаре русского языка сочиться – «1. Течь по капле из чего-нибудь. 2. чем. Испускать из себя что-нибудь, по капле».

Таким образом, слово «сочают» у Солженицына приобретает новое значение: «благоухают, источают приятный запах».

«Бубны громкоговорителей»

Бубен – «музыкальное орудие вроде барабана, литавров: обейчатка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками; употр. более при пляске». В словаре русского языка глагол бубнить обозначает «быстро и монотонно неразборчиво говорить».

Следовательно, выражение «бубны громкоговорителей» дословно обозначает «быстрое неразборчивое громкое говорение». ( «Дыхание»).

«Постовые с турчками и пистолетами».

Слово турчок, как и глагол турчать в данных словарях не найдено, но в Большом толковом словаре донского казачества турчать обозначает «1. Стрекотать. 2. Квакать. 3. Свистеть. 4. перен. Говорить одно и тоже», а турчок обозначает «1. Сверчок. 2. Свисток». То есть турчок у писателя имеет значение «свисток, в который свистят бесконечно».

«Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область».

Горб – «уродливая выпуклость на спине или груди человека, а также нормальная выпуклость на спине у некоторых животных», горбатый – «1. Имеющий горб, сгорбленный. 2. Круто изогнутый». Горбит - круто изгибается. («Озеро Сегден»).

«Свинья зачуханная».

Зачухать – «загрязнить, испачкаться». Зачуханная – грязная, выпачканная. («На родине Есенина»).

Рассказчик в миниатюрах, по словам Бронислава Кодзиса, объединяет «разнообразие языковых пластов в единое целое» и выступает «в рамках одного текста в функции наблюдателя-обозревателя, комментатора, мыслителя и судьи». (4)

Выразительные словообразовательные средства.

Писатель достаточно широко использует морфемный состав.

В лирических миниатюрах писатель часто использует уменьшительно-ласкательные суффиксы:

-ёнок- -к- -ик- -инк- -еньк- -очк- -ок-

ут –ёнок брюш –к(о) пёс-ик бус-инк(и) мал -еньк(ий) кост-очк(и) ишач-ок кут - ёнок нож – к(и) дом – ик тёпл-еньк(ий)

глаз – к(и) клю-вик жал-к-еньк(ий)

лап- к(и) жёлт-еньк(ий)

Чтобы придать словам негативную окраску писатель использует суффиксальный способ словообразования: а) « русский рабочий держит на руках африканёнка» («Прах поэта»)

Известно, что суффикс -ёнок- имеет значение «детёныш животного», а у Солженицына данный суффикс применяется для образования слова со значением «детёныш человека»: африка + -ёнок- = «африканёнок»; б) «злоденята» (Озеро Сегден» зл+о+д + ен+ят(а)

Слово, скорее всего, образовано от слова «злодей».

В «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова даётся следующая словообразовательная структура: «зл-о-дей см. деять; ср. благодетель». Деятель - лицо, проявившее себя в какой-нибудь общественной деятельности.

Суффикс -ен многозначен. Автор использует нерегулярную словообразовательную единицу, выделяющуюся в именах существительных, которые обозначают разговорные названия лиц, характеризующихся качеством или свойством, заключённым в мотивирующем слове: злодей.

Одна из функций суффикса -ат в русском языке - образование формы множественного числа имён существительных мужского рода на -онок-, имеющих уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (дошколята, пострелята).

Широко применяет писатель и такой способ словообразования как сложение основ. Индивидуальные новообразования (окказионализмы) построены по уже существующим моделям, но они придают авторской мысли новые оттенки: а) «ветка густошумящая». («Вязовое бревно») густ(ая) + 0+ шумящая = густошумящая; б) «черноморденький (ишачок)» чёрн(ый) +0+ морд(а) + еньк (ий)= черноморденький

Таких слов в «Крохотках» много. А. И. Солженицын не только обращается к различным существующим толковым словарям, но и предлагает свои словообразования, построенные на основе грамматики русского языка, которые используются автором для усиления отрицательной окраски.

Синтаксические средства выразительности

В миниатюрах «Утёнок» и «Способ двигаться» автор использует приём антитезы. Утёнок противопоставлен могуществу человека, стремящегося не только покорить космос, но и клонировать всё живое. Безобразнейшее из творений Земли, которое не способно проржать «о радости степи, о запахах трав, о любви к кобылице или к хозяину» - коню с разумным горячим глазом, «двугорбому лебедю, медлительному мудрецу», «черноморденькому ишачку с живыми ласковыми ушами». Бездушие человеческого изобретения для передвижения человека подчёркивается отсутствием названия предмета. А. И. Солженицын называет его «оно». У него мёртвые глаза, тупое рыло, оно «скрежещет железом и плюёт, плюёт фиолетовым вонючим дымом». «Что ж, каковы мы – таков и наш способ двигаться», - горько замечает писатель.

Чтобы придать тексту эмоциональность, автор прибегает к интонационной и стилистической выразительности, используя инверсию как синтаксическое средство выразительности. «Что был конь – играющий выгнутою спиной, рубящий копытами, с размётанной гривой, с разумным горячим глазом!», «Ребята чистые, друзья фронтовые! Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом».

В крохотке «Мы-то не умрём» Солженицын сосредотачивает внимание читателя на падении нравственности. С этой целью он использует анафору, начиная вторую часть миниатюры союзом а: «А сейчас», «А ещё», «А из-за нас-то».

Стихотворения в прозе писателя наполнены особым динамизмом и экспрессией. Создаётся ощущение неожиданности действия, стремительности происходящего. Напряжённость психического состояния передаётся с помощью эллипсиса и парцелляции: «А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь если дружно возьмёмся – за двадцать минут целый мир перепашем», «И так – четверть часа», «В огороде – слепой сарайчик»

Для выражения чувств и привлечения внимания Александр Исаевич использует риторические восклицания и вопросы: «Какое счастье, что здесь уже нельзя ничего построить!», «Ведь оно тоже жить хочет!», «всё это забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?»

С целью воздействия на читателя автор философских миниатюр использует обращения: «Ребята чистые, друзья фронтовые!. », «Ковыряй, Витька, долбай, не жалей!. »

Таким образом, чтобы усилить экспрессивность речи, увеличить силу её воздействия на адресата, Александр Исаевич Солженицын употребляет различные синтаксические фигуры.

Проанализировав особенности выразительности речи солженицынских философских миниатюр «Крохотки», я пришла к выводу, что Александр Исаевич располагает значительным арсеналом средств, способствующих усилению образности и выразительности высказывания, созданию неповторимой авторской манеры выражения мыслей и чувств.

В центре философских миниатюр – образы природы, что отображено в названиях «Утёнок», «Вязовое бревно», «Гроза в горах», «Шарик», «Костёр и муравьи», «Путешествуя вдоль Оки».

А. И. Солженицын делает мелкие зарисовки тех картин, которые он видит вокруг себя. Полотна художника слова яркие и красочные, но в них он вкладывает глубокий философский смысл.

«Вязовое бревно» - символ жизни, символ способности сопротивляться, не смотря ни на что.

При помощи конкретного жизненного образа («Костёр и муравьи») автор напоминает нам о том, чтобы мы «изродную свою Семью» «не избыли», «не покинули».

Философские этюды «Способ двигаться», «Старое ведро», «Колхозный рюкзак» - размышления автора о простых явлениях жизни людей.

Похвала лубяному плетёному коробу, с которым деревенские женщины ездят в город на торговлю, а обратно везут в нём «полста батонов на три семьи» - хвалебная песнь не только колхозному рюкзаку, но и гимн женщине-труженице.

Все три миниатюры написаны в форме внутреннего монолога повествователя.

Иную форму избирает Солженицын для философских миниатюр «Дыхание», «Гроза в горах», «Утёнок» и «Приступая ко дню». Они состоят из трёх частей. 1-я – фон, на котором размышляет писатель: отцветающая яблоня в саду после дождя; гроза, заставшая путников ночью в горах; маленький жёлтый утёнок, только что появившийся на свет; тридцать молодых и сильных людей, выбежавших на поляну на восходе солнца делать зарядку. 2-я часть – размышления автора. А в 3-й повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме: «Пока ещё можно дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!» или «Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка»

Талант Солженицына – публициста прослеживается и в крошечных путевых очерках «Озеро Сегден», «Прах поэта», «Город на Неве». Во всех звучит голос человека, неравнодушного к тому, что его окружает.

Тема памяти, забвения тех, кто гибнет за «нас» звучит в стихотворениях в прозе «Мы-то не умрём» и «Путешествуя вдоль Оки». Своими жанровыми особенностями они близки по форме к литературному фельетону и отличаются лёгкостью и подвижностью повествования.

Чтобы сделать изображение характера, явления, предмета или персонажа боле выразительным, чтобы показать своё отношение к изображаемому, вызвать у читателя эмоциональный отклик, сформировать у него определённую оценку того, что изображено, автор использует специальные средства – фигуры и тропы речи.

Характерная особенность языка солженицынских произведений – использование индивидуально-авторских метафор: «звериные клетки пятиэтажных домов», «стрельба мотоциклов», «бубны громкоговорителей», «пёрышко тонкого облака», «голос грома», «ничтожная и благодарная частица мира», «кондитерский небоскрёб», «двугорбый лебедь», «ишачок – с его терпеливой твердостью, живыми ласковыми ушками», «деятельные куры».

Индивидуально-авторское слововыражение Солженицына заключается в комбинации книжных и разговорных слов, придающих мысли художника особую экспрессию. С этой целью писатель использует историзмы, архаизмы, тюремную лексику, вульгаризмы, жаргонную и разговорную лексику.

Для того чтобы повлиять на читательское восприятие, А. И. Солженицын использует окказионализмы, которые придают особые оттенки авторской мысли.

С целью воздействия на читателя автор философских миниатюр использует обращения к читателям: «Ребята чистые, друзья фронтовые!. », «Ковыряй, Витька, долбай, не жалей!. »

Бронислав Кодзис в критической статье «Лирические миниатюры Александра Солженицына» отмечает, что в них «наметились основные идейно-художественные тенденции всего творчества» автора, «а также в общих чертах проявился художественный почерк писателя».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)