От чего зависит популярность ученика
Каждый человек хочет, чтобы на него обращали внимание, с ним считались. Хочет быть признанным другими людьми, быть популярным. Учащиеся называют разные причины популярности того или иного ученика: качества характера, одинаковые увлечения, успеваемость, отношение к нему учителя, то, как он выглядит, и многое другое. Мы решили выяснить, от чего же в большей степени зависит популярность младшего школьника в классе, проанализировав рейтинг учащихся 3Б класса.
Причины популярности
Популярный – пользующийся широким признанием (словарь иностранных слов под ред. Петрова Ф. Н).
Каждый человек, начиная с рождения, попадает в разные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. Для человека важно быть принятым в группу, которая уважает и ценит его как человека, с которой объединяют общие интересы. Очень значимо ощущать себя её неотъемлемой частью.
Приходя каждый день в школу, мы общаемся со сверстниками. В классном коллективе каждый ученик занимает свое определенное место. И тут возникает вопрос: почему один ученик – всеми признанный лидер, а другой полностью изолирован. Что же в одном человеке так привлекает одноклассников, а в другом отталкивает?
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Если у ребенка к 9-10 –летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
В формировании возникающих у младших школьников взаимоотношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.
Чаще всего на взаимоотношения между учеником и учителем влияют успехи ученика в учебе или так называемая успеваемость. И оттого, как учитель относится к ученику, зависит и отношение окружающих.
Изучив и проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что популярность младшего школьника зависит от отношения к нему учителя и его успеваемости.
Для того, чтобы выяснить действительно ли успеваемость влияет на популярность ребенка в классе, проведено исследование.
Этапы исследования
На подготовительном этапе исследования был подобран следующий диагностический материал:
• Анкета «Причины популярности ученика в классе»;
• Социометрическая методика «Полет на другую планету».
Первый этап.
Я провела анкету «Причины популярности ученика в классе». Ребятам была дана возможность определить причины, которые, по их мнению, оказывают влияние на популярность ученика. Были получены следующие результаты:
• Зависит ли популярность ученика в классе от отношения к нему учителя:
Да – 76%, нет – 24%;
• Зависит ли популярность ученика в классе от его успеваемости:
Да - 88%, нет – 12%
• Зависит ли популярность ученика в классе от того как он выглядит:
Да – 51%, нет – 49%
• Зависит ли популярность ученика в классе от его качеств характера:
Да – 74%, нет – 26%
Итак, в ходе анкетирования выяснилось, что основная причина популярности ученика в классе, по мнению моих одноклассников, - это его успеваемость, на втором месте - отношение учителя и качества характера.
Второй этап.
Для изучения степени популярности учеников в классе использовала социометрическую методику «Полет на другую планету».
Данная методика позволяет рассмотреть рейтинг ученика с разных сторон:
• общая популярность, которую мы будем сравнивать с успеваемостью;
• «самый умный»;
• «самый эрудированный»;
• «самый активный в подготовке праздников, развлечений».
В исследовании приняли участие 28 учеников 3 Б класса МОУ СОШ № 1.
Каждому ученику был присвоен свой код. Девочки – «д», мальчики - «м». Согласно результатам исследования рейтинг распределился следующим образом:
«Звёзды»– 17,8% (м3, д1, д2, д8, д9);
«Предпочитаемые» - 64,4% (большая часть);
«Изолированные» - 17,8% (д15, м10, д16, м11, д17).
В категории «Самый умный» наибольшей популярностью пользуются: д9 – 11 выборов, д8 – 8 выборов, м3, м4, д1, д11- 7 выборов.
«Самый эрудированный»: д9 – 22 выбора, д1 – 12 выборов.
«Самый активный в подготовке праздников, развлечений»: д 1, д 9, м 6 – 6 выборов, д 2, д 8, д 11 – 5 выборов;
Анализ результатов успеваемости учащихся класса (по итогам 1,2 и 3 четвертей) показал, что 11% учащихся класса учатся на «5», 43% - на «4» и «5».
1. м3 – учится на «4» и «5» д1 – учится на «5» д2 – учится на «4» и «5» д8 – учится на «5» д9 учится на – «5»
Была составлена социометрическая матрица, на которой определено социометрическое место каждого ученика класса, разными цветами обозначила успеваемость учащихся. На матрице хорошо видна взаимосвязь популярности и успеваемости учащихся.
Изучив литературу по данной проблеме, мы выяснили возможные причины популярности ученика в начальной школе. Проанализировав результаты, полученные в ходе социометрического исследования, мы сравнили их с успеваемостью и пришли к выводу, что действительно лидерами класса являются ребята, имеющие хорошие и отличные результаты в учебе. Следовательно, поставленная в начале работы гипотеза оказалась правильной и подтвержденной результатами исследования.
СОЦИОМЕТРИЯ
«Полет на другую планету»
(для 3-6 классов).
Цель: выявление межличностных отношений и социометрических звёзд по каждому виду общения,
• А (эмоциональные, на основе индивидуальных оценок);
• Б (рациональные учебные, на основе знаний кто кому поможет);
• В (эстетические)
• Г (деловые), когда надо организовать и провести какое-то общее дело.
Выяснить также:
• А (кому из одноклассников отдаёт предпочтение и пользуется при этом взаимностью);
• Б (осознанность (или рефлексивность) и устойчивость м\л отношений;
• В (степень удовлетворённости отдельным учеником своего положения в группе, классе);
• Выявить любимые предметы и любимого учителя.
Материалы: бумага, ручка, (карандаш).
Инструкция: (для детей) Я буду читать рассказ с вопросами - заданиями.
Отвечать на них надо одним словом, но сначала поставим цифру-1и ответ, потом в столбик цифру 2 и ответ и снова в столбик цифру 3 и ответ.
Листок бумаги отогнуть, чтобы записи не мешали. На новом месте поставить снова цифру 1 и. т. д.
У вас есть свой космический корабль и вы, как командир корабля можете взять с собой одного человека. Рядом с цифрой 1 напишите его фамилию (ученика вашего класса). Если никого не хотите брать – поставьте прочерк. Пока вы собираетесь вдвоём, выяснилось, что если реконструировать корабль, то можно найти место ещё для одного человека из класса. Поставьте цифру 2и фамилию и ещё одно место нашли, поставьте цифру 3 и фамилию.
Отогните листок.
На новой планете, кроме диковинных зверей, есть необычные здания и люди, которые представьте себе тоже ходят в школу. Вы идете посмотреть, как они учатся и вдруг к вам на встречу выходит ваша самая любимая учительница (учитель). Поставьте цифру 1 и напишите фамилию (она раньше прилетела).
Она обрадовались вам и говорят, что здесь только ваши любимые предметы.
1, 2, 3
Отогните листок
Но тут выходит директор этой школы и говорит, что этих предметов недостаточно, чтобы стать самым умным человеком. Напишите ещё 3 предмета, изучив которые, вы станете самым умным. 1, 2, 3.
Отогните листок.
Вы стали учиться в этой школе, и вам так захотелось, чтобы рядом с вами сидел кто-то из учеников класса, к кому можно обратиться за помощью.
Кто это? Может он, не прилетел с вами, вы бы хотели, чтобы он был здесь. №1, 2, 3.
Отогните листок.
На этой планете вас попросили рассказать о музыке, кино, книгах которыми интересуются люди на Земле. Ваших знаний явно не хватает. Кто из класса, будь он с вами, мог бы вам помочь?
№ 1,2,3.
Отогните листок.
К вам обратились с предложением организовать праздник Земли (трудовой десант, спортивный праздник и т. д. ) на этой планете. Вы согласились помочь при условии, что вам поможет одноклассник
Отогните листок.
Наконец, вы окончили школу и собираетесь назад. Вас вышли проводить ваши самые любимые учителя. И тут выясняется, что ваш корабль на ракетодроме стоит неисправный. А в другом, на котором прилетели ваши одноклассники, можно потесниться и взять на борт ещё одного человека (сколько одноклассников - столько кораблей).
Вы быстро разместили своих спутников, тех, что брали к себе на корабль. А теперь проблема: как ты думаешь, кто из командоров - одноклассников в других кораблях, возьмёт тебя к себе?
Увы, ты опоздал, он уже взял другого.
К кому ты ещё обратишься? №2.
Опять не получилось. Может быть №3?
Отогните листок.
Вы вернулись на Землю, гордые и счастливые. В газетах ваши портреты, названия планет на которых вы побывали, напечатаны крупными буквами. А название вашего корабля на всех футболках у мальчишек и девчонок. Если хотите, напишите название корабля и название планеты. А теперь подпишите свой листок и отдайте его, как отчёт о полёте.
Комментарии