Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

От Вальтера Скотта к Артуру Конан Дойлю

Прошлое человечества, ключевые исторические события на пути его развития всегда будут привлекать писателей разных эпох. Ведь именно в истории художники слова находили и находят ответы на вопросы, поставленные современностью, черпают вдохновение для создания ярких, сильных характеров, привлекающих внимание читателей своей художественной силой. Не случайно к жанру исторического повествования обращались такие писатели, как В. Скотт и А. Дюма, Ч. Диккенс и Л. Толстой, Г. Манн и Д. C. Мережковский. В жанре исторического романа работал и Артур Конан Дойль, который известен широкому кругу читателей как мастер детективного жанра.

Объектом данной работы является творчество Конан Дойля “Белый отряд”.

Для этого были поставлены следующие задачи:

- изучить литературоведческие исследования об историческом романе как жанре;

- познакомиться с творчеством Артура К. Дойля и определить в нём место романа «Белый отряд»;

- познакомиться с эпохой, нашедшей отражение в романе;

- выявить особенности композиции, сюжета, приметы исторической эпохи, определить систему персонажей романа, нравственно-этическую проблематику.

Актуальность работы состоит в следующем:

- Знание истории и культуры как своей страны, так и других стран есть неотъемлемая часть духовности человека.

- Артур Конан Дойль приобрёл широкую популярность прежде всего как создатель знаменитых образов Шерлока Холмса и доктора Ватсона, однако другие стороны творчества писателя неизвестны широкому кругу читателей.

Основные методы исследования, применяемые в работе, - метод образного анализа, мотивного анализа, сплошной выборки, историко-литературный метод.

Исторический роман как жанр

Роман – эпический жанр, в котором предметом изображения оказывается незавершенная длящаяся история либо прошлое, постигнутое сквозь призму понятий, интересов и устремлений, характеризующих современность, воспринятую в ее динамике. Роман воссоздает опыт личности и круг ее представлений, формирующихся в непрерывном контакте с действительностью, которая так же, как герой, находится в процессе становления. Постоянно в ней происходящие перемены, сама ее незаконченность и непредсказуемость потенциального развития сказываются как на самоощущении персонажей, так и на их судьбах.

Романы различны по тематике (любовные, семейно-бытовые, социально-политические,философские,исторические,биографическиеи фантастические), а также по объему, по степени драматизации сюжета (напряженная динамичность и ослабление сюжетно-действенного элемента), по композиционно-сюжетным принципам (порядок повествования, подчиненный причинно-следственной логике развития конфликта, создающий иллюзию течения самой жизни). Столь же многообразны романы и по способам повествования (роман в письмах, дневниках, диалогической форме), и по принципам организации авторской речи и форме.

Возникает роман еще в античной литературе, вбирая в себя как опыт фольклорного, мифологического творчества, так и достижения тех, не всегда художественных, жанров, где нашел выражение интерес к личности, семье, частным отношениям. В средние века романтическая тенденция полнее всего проявляется в жанре рыцарского романа. Напоминая по тематике средних веков – эпос, рыцарский роман, однако, предпочитает утонченные, идеализированные любовные переживания, отдавая им центр, место в самосознании рыцаря. Этот роман принес с собой большую, чем в эпосе, связанном с преданием, свободу повествования, живость диалогов, психологическое «портретирование» персонажей, хотя его сюжет не более как простое наращивание сцен и эпизодов за счет внешнего, осложненного авантюрно - приключенческим элементом действия и перемещений героя во времени и пространстве. Идеологизируя личные и бытовые столкновения, он раздвигает сюжетные рамки романа и вплетает в сквозное действие сцены и эпизоды, рисующие нравы, быт общества целой эпохи. Повествовательные традиции французского рыцарского романа предопределили на долгое время, ведущее положение французской литературы в развитии жанра.

Начиная с эпохи Просвещения, роман наполняется метафорами, говорящими о смелости воображения, атмосфера действия в нем нередко становится важнее, чем описываемые события, а герой представлен не как личность, а как носитель определенных свойств романтического сознания, строящего свои отношения с миром как конфликтные или последовательно антагонические.

Романы XIX века отличаются логической непоследовательностью, фрагментарностью, иронией, обращенной на заведомо тщетные усилия обнаружить в окружающем мире последовательность или смысл. Принцип историзма, пришедший в роман вместе с книгами В. Скотта, побуждает воссоздавать текущее как звено в цепочке событий и конфликтов, соединяющей сегодняшний день с минувшим и с будущим. Закрепленное в искусстве классического реализма, это новое представление о природе исторической, а тем самым и индивидуальной жизни изменяет художественную ориентацию романа. Он теперь мыслится, прежде всего, как тщательно продуманная и по возможности полная картина общества, как энциклопедия частного существования, показываемого в самых разнообразных, но всегда исторически предопределенных и социально обусловленных проявлениях. Вальтер Скотт является общепринятым основоположником и первым классиком исторического романа.

«Исторический Роман — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности. » Реальные исторические персонажи в таких произведениях необязательны, хотя их присутствие не исключается. «Героем» для писателя служит не историческое событие, а «эпоха». Автор такого произведения создает свой самодостаточный мир, достигает убедительности не более или менее точным следованием историческому материалу, а реальностью психологического переживания героев, реальностью (нередко иллюзорной) быта. Такие романы, как правило, обращены в значительно отдаленное прошлое; ограниченность конкретных исторических знаний об этом прошлом резко стимулирует фантазию художника. Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся В. Гюго, Ф. Купер, А. Мандзони, Г. Клейст, А. Дюма, в русской литературе - Пушкин, Загоскин, Лажечников, Ю. Тынянов, А. К. Виноградов, О. Форш, А. Н. Толстой, В. Ян, В. Пикуль, Дм. Балашов.

Артур Конан Дойль: от Шерлока Холмса к «Белому отряду»

Сэр Артур Конан Дойль родился в семье архитектора и художника Чарльза Алтамонта Дойля. Большую роль в судьбе Конан Дойля сыграла его мать Мэри Фоли. От неё он унаследовал свой интерес к рыцарским традициям, подвигам и приключениям. Конан Дойль говорил: «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идёт у меня, я считаю, от матери ».

Отроческие годы писателя прошли в приготовительной школе Годдера, а затем — иезуитском колледже Стонихерст (графство Ланкашир) (1869—1876). Со школьных лет в Конан Дойле буквально «заговорил» рассказчик. Истории, услышанные от матери, и игра пробудившегося воображения — всё это стало материалом для устных рассказов, которые он доверял своим знакомым.

Усидчивый студент за книгами — таков портрет Конан Дойля в Эдинбурском университете, 1876—1881. В октябре 1879 появился первый его рассказ «Тайна Сэсасской долины». Тогда же ему повезло: каникулы предпоследнего года обучения в университете он провёл в плавании. На судне он был корабельным врачом и побывал в арктических водах. В 1881 году Конан Дойль получил университетский диплом, стал бакалавром медицины. 1882—1890 годы оказались заняты врачебной практикой. В 1882 году он снова в плавании, на этот раз южном.

В 1891 году Конан Дойль оставил поприще врача. Литература стала для него основной профессией.

Но настоящая слава к нему пришла с созданием образа Шерлока Холмса и доктора Ватсона. «Скандал в Богемии», первый рассказ из серии «Приключения Шерлока Холмса», был напечатан в журнале «Стрэнд мэгэзин» в 1891 году. В течение двух лет Конан Дойль создавал рассказ за рассказом, так что в итоге начал тяготиться собственным персонажем. Его попытка «покончить» с Холмсом в схватке с профессором Мориарти («Последнее дело Холмса», 1893 год) не увенчалась успехом: полюбившегося читающей публике героя пришлось «воскресить». Холмсовская эпопея увенчалась романом «Собака Баскервилей» (1900), который относят к классике детективного жанра. Похождениям Шерлока Холмса посвящены четыре романа («Этюд в багровых тонах», «Знак четырех», «Собака Баскервилей», «Долина ужаса») и пять сборников рассказов, самые известные из которых— «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894) и «Возвращение Шерлока Холмса» (1905). Необычайная популярность Шерлока Холмса и доктора Ватсона постепенно переросла в отрасль новой мифологии, центром которой по сей день остается квартира на Бейкер-стрит.

Но не только этим ограничивался круг литературных пристрастий Конан Дойля. Не случайно из - под его пера выходят такие исторические романы, как «Белый отряд», «Михей Кларк», «Изгнанники», а также повести «Подвиги бригадира Жерара» и «Приключения бригадира Жерара». Ведь Конан Дойля, как человека, всегда притягивала история с ее ярким, героическим прошлым, самобытной культурой и неповторимым духом. Так, сын писателя Адриан в воспоминаниях об отце «Истинный Конан Дойль» указывал на те факты его биографии, которые были неизвестны широкому кругу читателей: «Уже сама атмосфера дома дышала рыцарским духом. Конан Дойль научился разбираться в гербах много раньше, чем познакомился с латинским спряжением».

Одним из первых «серьезных», с точки Конан зрения Дойля, произведений стал его роман «Белый отряд». В нем автор обратился к критическому этапу в истории феодальной Англии, взяв за основу реальный исторический период 1366 года, когда в Столетней войне наступило затишье и стали возникать «белые отряды» добровольцев и наемников. Конан Дойль использовал этот эпизод для своей художественной цели: он воскресил быт и нравы того времени, а главное, представил в героическом ореоле рыцарство, к тому времени уже находившееся в упадке.

«Белый отряд» печатался в журнале «Корнхилл», а отдельной книгой вышел в 1891 году. Конан Дойль всегда говорил, что считает этот роман одним из лучших своих произведений.

Наполеоновским войнам, от Трафальгара до Ватерлоо, Конан Дойль посвятил «Подвиги бригадира Жерара»( 1895 г. ) и «Приключения бригадира Жерара» (1902-1903 гг. ). Живописуя похождения своего хвастливого героя с иронией, автор, тем не менее, каждый раз ставит во главу угла понятия чести и благородства, которым всегда остается верен его персонаж. «Дух и ход этих рассказов замечательны, точность в соблюдении имен и названий сама по себе демонстрирует масштабы затраченного вами труда. Немногие смогли бы отыскать тут какие-либо ошибки. А я, обладая особым нюхом на всякие промахи, таки не нашел ничего за ничтожными исключениями»,— писал Дойлю известный британский историк Арчибальд Форбс .

Но, тем не менее, принадлежа к поколению Оскара Уайльда, Дж. Б. Шоу, Джозефа Конрада, Джерома К. Джерома, Р. Киплинга, Г. Дж. Уэллса и Дж. Голсуорси, Конан Дойль не попадал в разряд «серьёзных литераторов», а числился «развлекателем». Знание творческой судьбы писателя, его литературных пристрастий, увлечения далёкой историей разбивает этот миф. Сам факт существования романа «Белого отряд», в котором историческим фоном служит эпоха Столетней войны между Англией и Францией, - яркое тому подтверждение.

Столетняя война: ее причины и итоги

Столетняя война (1337—1453) — длительный военно-политический конфликт между Англией и Францией, причиной которого стало стремление Англии вернуть территории на континенте, которые ранее принадлежали английским королям. Кроме того, монархи Англии были связаны узами родства с французской династией Капетингов, вследствие чего предъявляли притязания на французский престол. В свою очередь, Франция стремилась вытеснить англичан из Гиени (которая была закреплена за ними Парижским договором 1259г. ). Несмотря на начальные успехи, Англия потерпела поражение в войне, в результате на континенте у неё сохранилось всего одно владение — порт Кале, который она удерживала до 1559 г.

С небольшими перерывами война продолжалась 116 лет, представляя собою серию конфликтов: первый этап (Эдвардианская война) продолжался в 1337—1360 годы, второй (Каролинская война) — в 1369—1389, третий — Ланкастерская война — в 1415—1429, четвёртый — в 1429—1453. Термин «Столетняя война» — обобщающее для этих конфликтов название — появился позже.

Войну начал английский король Эдуард III, бывший по материнской линии внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. После смерти в 1328г. Карла IV, последнего представителя прямой ветви Капетингов, и коронации Филиппа VI (Валуа), согласно салическому закону, Эдуард заявил о своих правах на французский трон. Осенью 1337г. англичане предприняли наступление в Пикардии. Их поддержали Фландрские города и города юго-запада Франции.

Первый этап войны был успешным для Англии. Эдуард одержал ряд убедительных побед, в том числе в битве при Креси (1346). В 1347 англичане завоевали порт Кале. В 1356 английская арми, под командованием сына Эдуарда III Чёрного принца нанесла сокрушительный удар по французам в битве при Пуатье, взяв в плен короля Иоанна II Доброго. Военные неудачи и экономические трудности привели к народным возмущениям — Парижскому восстанию (1357—1358 г. ) и Жакерии (1358 г. ). Французы были вынуждены заключить унизительный для Франции мир в Бретиньи (1360 г. ).

Воспользовавшись передышкой, король французов Карл V реорганизовал армию, усилив её артиллерией, и провёл экономические реформы. Это позволило французам на втором этапе войны, в 1370-х, добиться значительных военных успехов. В связи с крайней измотанностью обеих сторон в 1396 году они заключили перемирие.

Однако при следующем французском короле, слабоумном Карле VI, англичане снова стали одерживать победы, в частности разгромили французов в битве при Азенкуре (1415 г. ). Занимавший в это время английский трон король Генрих V за пять лет подчинил себе примерно половину территории Франции и добился заключения договора в Труа (1420 г. ), предусматривающего объединение двух стран под властью английской короны.

Перелом наступил в 1420-х, на четвёртом этапе войны, после того как французскую армию возглавила Жанна д'Арк. Под её руководством французы освободили от англичан Орлеан (1429 г). Даже казнь Жанны д’Арк в 1431 г. не помешала французам успешно завершить военные действия. В 1435 году герцог Бургундский заключил союзный договор с королем Франции Карлом VII. В 1436 Париж перешел под контроль французов. В 1450 французская армия одержала убедительную победу в битве у норманского города Кан. В 1453 году капитуляция английского гарнизона в Бордо положила конец Столетней войне.

Из всего множества исторический перипетий в романе Конан Дойля «Белый отряд» нашли своё отражение события, связанные с первым этапом Столетней войны, о чём свидетельствует, прежде всего, наличие в качестве действующих персонажей исторических лиц, таких как Эдуард, Черный принц, Бертран Дюгеклен, Педро I Кастильский.

Рыцарство как историческое явление

Рыцарство – особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья (VII-VIII вв. ), когда получили широкое распространение условные формы феодального землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

В военные обязанности рыцарей входило право защищать честь и достоинство сюзерена, а главное землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.

Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его вооружение, тактика боя отвечали военным задачам, масштабам военных операций и техническому уровню своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами, рыцарская конница, малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения, играла основную роль в бою.

Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности, при относительной слабости королевской власти, рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства. Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359) , вспыхнувшего во время Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами Наваррского короля Карла Злого и обратили оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему.

Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем - оруженосца, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю, рыцарь, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил клятву посвящения, надевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности, и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской выучки и храбрости.

Герб – это определенный символ рыцарства, который является показателем знатности происхождения, повествует о подвигах и титулах воина, заслуженных в битвах и военных походах. Для рыцаря это знак чести и благородства, именно поэтому в каждом доме, пусть даже он не принадлежит благородному роду, его стены увешаны многочисленными гобеленами и гербами. Герб служил также пропуском в высший свет. Знание об истории происхождения герба считалось показателем образованности: познания геральдики требовало необычайного усердия.

В символике и эмблематике герба огромную роль играет конкретный факт, конкретная деталь, как историческая, так и конкретно-изобразительная. Так, изображение розы на гербе, становясь своеобразным символом, обозначает благородство, чистые помыслы, честность и просвещенность. Крест – приверженец добродетели и святости. На гербах могли изображаться также и мифологические существа: драконы, единороги, грифоны.

Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость,непрощалосьпредательство.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Рыцарские крестовые «подвиги», например, во время грабительских походов в чужие земли (взятие Иерусалима или Константинополя) приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости, вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиги, при этом не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде»), появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую «куртуазную литературу» с обязательным культом дамы.

В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств в XV веке. Неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие, рыцарство оказалось не способным. В XVI-XVII вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства.

Художественные особенности романа

А. Конан Дойля «Белый отряд»

Роман Белый отряд переносит нас в эпоху второй половины XIV века, когда две сильнейшие монархии, Англия и Франция, вели жестокую войну, вошедшую в историю под названием Столетняя война (1337-1453).

Роман повествует о приключениях Аллейна Эдриксона – клирика,вышедшего из монастыря Болье. Действие произведения укладывается в определенные временные рамки и длится не более одного года. Художественное пространство романа - селения и крепости Англии, города Франции, земли Испании. Исходя из событий, которые происходят с героем и окружающими его персонажами, роман можно отнести к героико-романтическому типу произведений. Авторское повествование в сочетании с диалогами действующих лиц в произведении являются ведущими в романе.

Прозаическая форма организации авторской речи чередуется с внутренними монологами главного героя Аллейна, глазами которого читатель смотрит на происходящее. Наличие ретроспективного плана и внутренних монологов помогают сделать более гибким взаимоотношение повествования и рассуждения в романе. Порядок повествования в романе подчинен причинно-следственной логике развития конфликтов. Из всех видов конфликтов, известных в литературоведении, в романе можно выявить внутренний, социальный, бытовой и политический конфликт.

События, происходящие в романе, можно изобразить в виде следующей таблицы.

Страна События

Англия Уход Аллейна из монастыря

Путь в Минстед. В дороге

Ночь в таверне «Пестрый кабанчик». Прибытие Сэмкина Эдварда. Пари между Джоном и Эдвардом. Победа Эдварда

Прибытие в Минстед. Встреча с братом и леди Мод. Бегство от Сокмана

Прибытие в Туитхем. Знакомство с Найджелом Лорингтом

Выступление войска Найджела к городу Бордо

Дорога во Францию Битва в открытом море с пиратами. Победа воинов Найджела

Франция Прибытие в город Бордо

Встреча Найджела с принцем Уэльским

Дуэль между Аллейном и Трантером. Победа Аллейн в поединке

Рыцарский турнир

На поиски Белого отряда

Замок Вильфаниш

Осада замка

Помощь осажденным со стороны Белого отряда

Выбор жизненного пути бойцами Белого отряда

Испания В долине Памплоны

Рядом с лагерем противника

Пленный Хордл Джона, Диего Альварес. Выкуп, полеченный Джоном

Смерть брата Аллейна. Аллейн – сокман Минстеда.

Битва с испанцами.

Подвиг Аллейна. Последняя битва Белого отряда. Похищение Найджела.

Возвращение в Англию Посвящение Аллейна в рыцари. Хордл Джон становится оруженосцем Аллейна.

Возвращение леди Мод из ромсейского монастыря. Бракосочетание Аллейна и Мод.

Встреча Аллейна с Эдвардом и Найджелом. Возвращение в Туинхем.

Эпилог, раскрывающий дальнейшую судьбу персонажей.

Основными, судьбоносными событиями для главного героя романа являются:

- уход Аллейна из монастыря.

- встреча Аллеина с лучником Сэмкином Эдвардом

- встреча с сэром Найджелом и его дочерью леди Мод

- пребывание в городе Бордо

- битва в замке Вильфранш. Встреча с Белым отрядом.

- битва с испанцами

Именно благодаря этим событиям идет становление личности Аллейна, происходит выбор героем жизненного пути, меняется его мировоззрение.

Город Бордо в романе «Белый отряд» - своеобразный композиционный центр, представляющий собой в художественном плане открытое пространство. Этот город – объект устремления сэра Найджела и его войска, символ надежды на спасение пассажиров израненного корабля после столкновения с пиратами. Бордо – предмет восхищения Аллейна, ранее никогда не видевшего столь большого города. Детально повествуя об экономической жизни города, автор подробно останавливается на том, чем он был знаменит: своими мастерами плавки металла, прославившими бордовую сталь на весь мир, кузнецами и ремесленниками, музыкантами и трубадурами, торговцами и купцами, привозившими с собой из дальних странствий драгоценные ткани, ювелирные изделия. Неудивительно, что при этом Бордо является одним из экономических и политических центров Англии.

По замыслу автора, именно в городе происходит исторически значимая встреча в произведении: встреча сэра Найджела и его друзей с принцем, благодаря которой читатель знакомится с известными историческими лицами той эпохи. В продолжение беседы Найджела и принца читатель вновь узнает о Белом отряде, но оценка, даваемая принцем бойцам отряда, резко отрицательная. До принца дошли слухи, что они занимаются мародерством, а ведь именно с этими бойцами он планировал отправиться в военный поход против Испании. Но авторитет и слава сэра Найджела, который является их предводителем, поднимают в глазах принца и сам Белый отряд.

Именно когда герои находятся в городе Бордо, всем становится понятно, какими нравственными качествами наделен главный герой Аллейн: во время его дуэли с оруженосцем Трантером проявились мужество Аллейна, его решительность, отвага, нетерпимость к хамству.

И, наконец, именно к стенам Бордо стекаются участники и зрители рыцарского турнира, победа в котором для обеих сторон – Англии и Франции – значила гораздо больше, чем получить какие-то материальные блага, и носила политическую окраску.

Система персонажей

Главным действующим лицом романа «Белый отряд» является Аллейн. Он молод, ему только 20 лет. По завещанию отца, у героя есть год, чтобы осуществить выбор в своей жизни: остаться в стенах монастыря или определиться в миру. По принципу антитезы строится его восприятие мира. До сих пор в его жизни был монастырь с определёнными устоями, традициями, правилами, заветами. В нем Аллейн научился добродетелям, терпимости, получил достойное образование. Выйдя из монастыря, он начинает постигать другой мир с его страстями и противоречиями. Жизнь вне стен монастыря предстаёт перед ним в мрачном свете:

«Как ужасна жизнь в мире, подумал он; трудно сказать, кто страшнее - разбойники или блюстители закона».

Встреча с леди Мод изменила героя физически и духовно: он стал более земным, научился мечтать о простом человеческом счастье. Изменился и его взгляд на мир. Прежде Аллейн рассматривал человека как греховный сосуд, а жизнь людей представлялась ему как череда испытаний. Но в нем осталась вера в высшую справедливость, нетерпимость ко всякому проявлению хамства и грубости, даже ценной собственной жизни. И теперь он сам готов расстаться с тишиной и покоем монастыря взамен на суровые испытания, отправляясь в поход с сэром Найджелом, чтобы доказать, прежде всего себе, свое право быть рядом с возлюбленной.

Однако в начале романа Аллейн не соответствует тому представлению, которое складывалось на протяжении веков в литературе, как должен выглядеть рыцарь. «Худой белокурый юноша, был выше среднего роста, стройный, прямой и легкий, с живым и миловидным мальчишеским лицом» . Но не раз окружающим Аллейн сумеет доказать, что его участие в походе Белого отряда не случайность, а осознанный нравственный выбор. В конце произведения, получив титул рыцаря, Аллейн предстает читателю окрепшим в походах морально и физически.

Главное, что он приобрел за время своего странствия – это умение дружить, принимать жизнь со всеми ее противоречиями, способность к самопожертвованию.

Хордл Джон

Как и Аллейн, Х. Джон вышел из стен монастыря в Болье. Но, в отличие от Аллейна, оказался среди монахов случайно: он хотел доказать любимой девушке, что ради любви к ней готов пойти на такое самопожертвование, как отказаться от личного счастья. Уход Хордла Джона из монастыря был сопряжен с громким скандалом. Он так и ничему не научился, пребывая в стенах монастыря, и ни разу не помышлял о возвращении к святому братству.

И если в начале повествования перед нами Хордл Джон - это человек, не имеющий каких-либо моральных устоев, способный на хитрость, граничащую с подлостью, когда это ему выгодно (например, кража одежды у Питера - сукновала, чтобы избавиться от монастырского одеяния), то с развитием сюжета образ Хордла Джона раскрывается для читателей новыми гранями. Ко всему он – верный товарищ, любящий сын, доблестный воин. Именно Хордл Джон захватил в плен во время сражения с испанцами Диего Альвареса. Получив выкуп за испанского рыцаря, он смог осуществить мечту матери – купить скот для двора, землю для пастбища, новый дом. В эпилоге этот персонаж уже примерный семьянин, любящий муж.

Эйлвард

Эйлвард – лучник из белого отряда, который впервые появился в таверне «Пестрый кабанчик» и сразу своими рассказами о героических деяниях Белого отряда будоражит воображение присутствующих. Портрет Эйлварда соответствует его роду занятий: «Это был человек среднего роста, очень массивно и мощно сложенный, грудь колесом, широченные плечи. Его выдубленное непогодой бритое лицо загорело настолько, что стало орехового цвета; длинный белый шрам, тянувшийся от левой ноздри к уху, отнюдь не смягчал резкие черты. Прямой меч на боку и военный лук за плечами свидетельствовали о его профессии, а помятый стальной шлем показывал, что он не в отпуску, а явился прямо с полей сражений».

В поединке с Хордл Джоном, когда Эйлвард поставил на кон своё имущество - трофеи, добытые во время похода, Эйлвард сумел доказать окружающим, что физическая сила, которой обладал Хордл Джон, порой уступает технике ведения боя. И у Хордла Джона не остается выбора: он как проигравший поединок, по условиям пари, отправляется с Эйлвардом в Туинхем, чтобы стать воином Белого отряда. Именно Эйлвард определяет и судьбу Аллейна, предлагая ему отправиться вместе с ним и Хордл Джоном. Эдвард не имеет высокого статуса в Белом отряде, однако он пользуется заметным влиянием на рядовых лучников. К нему также прислушивается и Найджел, доверяя ему самые важные поручения.

Сэр Найджел

Сэр Найджел Лорингтон – вымышленный персонаж, известный английский рыцарь. Его подвиги и заслуги перед отечеством прославили его имя не только в собственной стране, но далеко за ее пределами. Впервые упоминает о нем в романе лучник Сэмкин Эйлвард, который появился в таверне «Пестрый кабанчик», где остановился Аллейн, чтобы переждать ночь по пути в родовое имение. Эйлвард характеризует его как благородного, храброго и всеми уважаемого рыцаря.

Встреча сэра Найджела и главных героев происходит в Туинхеме. Сначала Аллейн и Джон не могут поверить тому, что стоящий пред ними человек и есть тот самый прославленный рыцарь, о котором они были уже наслышаны: настолько он был внешне хрупок и невзрачен. Но произошедший вскоре случай доказал обратное. На крепость напал дикий зверь, и все поддались панике, ринулись бежать. Лишь сэр Найджел бесстрашно направился навстречу зверю. Усмирив животное, Найджел доказал окружающим, что, не имея от природы физических данных, можно иметь храброе сердце. И Джон, который поначалу недоверчиво относился к славе Найджела, вынужден был взять свои слова обратно:

«Когда путники и хозяева входили в ворота замка, Джон схватил Эйлварда за рукав, и оба немного отстали.

- Я должен извиниться перед тобою, друг, - заявил Джон решительно. - Я дурак, ибо забыл о том, что самый маленький петушок может быть самым храбрым. Теперь я убедился, что за таким командиром действительно можно пойти куда угодно»

Во время похода Белого отряда у Найджела раскрываются, и другие стороны его благородной души: преклонение перед женщиной, стремление защитить слабых и обиженных, верность чувству долга и товариществу.

Приметы исторической эпохи

Исторические лица в романе

Кажется, сама история дышит со страниц романа.

В произведении как в качестве главных, так и второстепенных героев появляются персонажи, которые являются реальными историческими лицами.

Это короли и вассалы, известные военачальники и прославленные рыцари того времени.

Эдуард Чёрный принц - принц Уэльский, выдающийся военачальник, возглавлял ряд военных экспедиций во Францию в период Столетней войны. Имя принца неоднократно звучит в романе, но встреча главных героев с ним состоится всего лишь один раз: в городе Бордо, когда Найджел и его друзья попадают на совет, где присутствуют знатные персоны того времени. Войдя в приемные покои, друзья застают принца в окружении вассалов, приближенных, и рыцарей. Одним из них является Педро I Кастильский.

Педро I Кастильский – один из приближенных принца, король Кастилии и Леона в XIV веке. Именно его принц Уэльский собирается посадить на испанский престол вместо Генриха Трастамарского. О нем еще не раз будет упомянуто в романе, но сам король на страницах произведения больше не появляется и на развитие сюжета не влияет.

Одним из претендентов на престол является король Наваррский Карл Злой. Открыто стремясь к французской короне, как внук Людовика X, Карл привлек на свою сторону парижский народ, сделавший его в 1358 году своим капитаном. Имя короля в романе упоминается в беседе принца Уэльского и рыцаря сэра Дон Мартина, поданного короля, посланного самим Карлом в город Бордо, для осуществления договора о заложниках и выкупе за них. Карл Злой – один из второстепенных персонажей, и его упоминание о нем является одним из способов воссоздания эпохи.

В этот же зал, где собрались именитые особы, автор приводит и рыцарей сэра Роберта Ноллза, сэра Томаса Фелтона, сэра Брокаса Бернарда. Все они также являются реальными историческими лицами.

Среди исторических лиц, упомянутых в романе «Белый отряд», особое место занимает рыцарь сэр Чандосс и выдающийся военачальник Франции сэр Дюгеклен.

Сэр Чандосс – знаменитый английский рыцарь, прославивший свое имя при сражении в Креси, Уинчелси, Пуатье, Орейя. Сэр Чандосс, будучи ветераном множества битв и сражений, пользовался почетом и уважением среди рыцарей и монархов, был близким другом и советником Эдуарда Чёрного принца. Именно сэр Чандосс вводит Найджела и его спутников в приемный зал принца Эдуарда и помогает им сориентироваться в обстановке, характеризуя каждого из присутствующих здесь представителей власти. Прошло много лет с тех пор, как Чандосс и Найджейл последний раз виделись друг с другом, но, несмотря на прошедшие годы, их дружба, уважение и доверие друг к другу остались прежними.

«- А, мое золотое сердечко! - воскликнул он, вдруг бросившись вперед и обнимая сэра Найджела. - Я слышал, что вы здесь, и искал вас.

- Достойный и дорогой лорд, - ответил рыцарь, также обнимая старого воина, - я, в самом деле, вернулся к вам, ибо где же еще я могу научиться быть мягким и суровым рыцарем?».

Чандосс, как и другие исторические лица, является лишь второстепенным героем произведения, хотя и выполняет в романе функцию персонажа, участвующего в продвижении сюжета.

Бертран Дюгеклен - коннетабль Франции в 1370-1380 годах, выдающийся военачальник Столетней войны. Дюгеклена нельзя назвать великим полководцем, так как проигранных сражений на его счету не меньше выигранных. Тем не менее, он по праву считается автором тактики, принесшей Франции успехи в Столетней войне. С именем Бертрана связана одна из интриг романа. Оставаясь неизвестным, Бертран принимает участие в турнире в городе Бордо, при этом одерживая громкие победы над другими именитыми участниками. Но он не ищет ни славы, ни вознаграждения. На взвешенные вопросы, задаваемые самим принцем, он отвечает с презрением и ненавистью, принижая нацию англичан.

« - Я не буду ни пить вашего вина, ни сидеть за вашим столом, - отозвался рыцарь на предложение остаться ненадолго при дворе. - Я не питаю любви ни к вам, ни к вашей нации. Я ничего не возьму из ваших рук и только жду того дня, когда ваш последний парус унесет вас на ваш остров, и я увижу, как он скроется на западе.

- В ваших речах звучит ожесточение, сэр, - сказал принц Эдуард, гневно сдвинув брови.

- Они идут от ожесточенного сердца, - произнес незнакомец».

Но принц на уговоры придворных заставить незнакомца поплатиться за его дерзость отвечает отказом. Король восхищен тем, с каким мужеством незнакомец отстаивал честь Франции, пусть и враждебной для него страны. Как для участников турнира, так и для читателя долгое время остается неизвестным, кто же был этот загадочный рыцарь.

Тайна раскрывается, когда во время поиска Белого отряда главные герои остановились в придорожной гостинице. Встреча с уже проживающим там постояльцем не предвещала ничего хорошего, но Найджел узнает в его лице Бертрана Дюгеклена, знаменитого военачальника и давнего знакомого. И события принимают иной оборот. Рыцарь знакомит путников со своей женой – красавицей Тифен. Автор наделяет Тифен даром предвидения: она предсказывает путникам нападение на замок Туинхем, трагическую гибель хозяев замка Вильфранш, куда герои отправятся по приглашению Дюгеклена, а также поражение Англии в борьбе с Францией, что будет сопряжено с потерей стратегически важных территорий – Бордо и Кале. Дар предвидения – намеренный авторский ход: Конан Дойль как мастер детективного жанра в каждом своём произведении создаёт некую интригу, позволяющую читателю до конца оставаться в напряжении.

После примирения Бертран приглашает героев посетить вместе с ним замок Вильфранш. Хозяева замка радушно приняли гостей, не подозревая, какая беда нависла над всеми, кто здесь находится. На замок нападает восставший народ, но герои с честью и отвагой сражались с бунтовщиками. И только подоспевший вовремя Белый отряд сумел разогнать разъяренную толпу и спасти осаждённых от неминуемой гибели. После спасения Бертран отправляется в Испанию, чтобы продолжить борьбу с Англией. Он остается верен своим идеалам.

Быт как отражение эпохи

Эпоха Средневековья, являющаяся историческим фоном в романе «Белый отряд», нашла свое отражение в предметах культуры и быта, стиле речи и поведения героев, описании элементов одежды.

С предельной точностью автор воссоздает мельчайшие подробности, символизирующие то героическое время: рыцарские турниры, позволяющие отважным воинам проявить мужество, честь и благородство; огромные замки и крепости с неприступными рвами и башнями - защитой от нападения врага; таверны - приюты для путешественников, где можно было встретить представителей самых разных слоев общества; монастыри и соборы, представляющие собой центры культуры и образования. Именно там, в монастырях, заботились о нищих и бедных, давали приют путешественникам, содействовали созданию великих произведений искусства.

Замки, будучи символом средневековья, заслуживают особого внимания. Они являлись не только средством защиты от врага, но и символом роскоши и комфорта высшего общества.

«Замок Туинхем, воздвигнутый сэром Болдуином де Редверсом в былые боевые годы двенадцатого века, когда люди придавали большое значение войнам и очень малое - комфорту, был предназначен служить цитаделью, простой и бесхитростной, непохожей на те более поздние и роскошные постройки, где воинственная мощь укрепленного замка сочеталась с великолепием дворца».

Но не только внешний фасад замков поражал воображение: с таким же великолепием было воссоздано внутреннее убранство замков. Обширные залы, обставленные с торжественной роскошью, демонстрировали славу и власть ее хозяина. Атрибутами помещений замка являлись огромный камин, изысканные гобелены, роскошная мебель, меховые ковры, родовые гербы, драгоценная утварь и посуда.

Рыцарский турнир – состязание знатных и прославленных рыцарей средневековой Западной Европы – важное событие в судьбе каждого рыцаря. Турниры приковывали внимание и собирали огромное количество зрителей и участников, что делало его ярким массовым зрелищем.

Прибыв в город Бордо вместе со своими друзьями, Аллейн впервые попадает на подобный турнир, в котором принимал участие его старший товарищ – сэр Найджел.

«Поглядеть на турнир собралась огромная толпа, покрывшая всю широкую равнину между полосой виноградников и берегом реки. Принц и его свита, находившиеся у северных ворот, видели внизу под ногами темное море голов, среди которого, то там, то здесь яркими пятнами пестрели женские головные уборы, поблескивали шлемы лучников и ратников. Посреди этого огромного скопления людей арена казалась лишь узкой, зеленой полоской, окаймленной знаменами и широкими вымпелами, а белые пятна с

Самыми важными персонами на турнире являлись короли, крупные сеньоры, бароны, знатные дамы. Роскошь и торжественность события проявлялись в одеяниях рыцарей и их способе появления на публике. В великолепных доспехах, смастеренных лучшими кузнецами, со щитом с изображением герба, знаменьем и копьем в руках рыцарь под звоны аплодисментов галопом несся по арене навстречу своему противнику. Безусловно, все это делало турниры самыми значимыми и блестящими зрелищами эпохи.

В романе сцена турнира является одной из самых захватывающих. Принять участие в сражении пожелало большое количество рыцарей. Это Лорд Одлей из Чешира, герой Пуатье, сэр Найджел Лоринг из Хампшира, считавшийся вторым во всем войске по мастерскому владению копьем, а также более молодые рыцари: сэр Томас Уэйк из Йоркшира, сэр Томас Перси из Нортумберленда и сэр Уильям Бошан из Глостершира - вот те, кто был отобран защищать честь Англии на турнире. Представителями другой стороны являлись ветеран сражений Капталь де Буш и крепыш Оливье де Клиссон, сэр Пердюка д'Альбер, отважный лорд Мюсидан и Сигизмунд-фон Альтенштадт из Тевтонского ордена.

Церемония открытия была полна торжественности и пафоса. Под звон труб и приветствия толпы произошло объявление имен и титулов участников турнира, а через несколько минут настало время главного события – состязания.

Ярким, запоминающимся сражением в турнире была битва между сэром Найджелом и неизвестным в маске, который с самого начала дерзко себя повел по отношению к принцу и его свите. (Как позже выяснилось, это был сэр Дюгесклен, известный военачальник Франции). Оба, блестяще сражаясь, заслужили не только одобрение зрителей, но и восхищение высшей знати (как было уже сказано, даже принц, несмотря на вызывающий тон Дюгесклена, не отдает приказа наказать чужака).

Таверны – неотъемлемая часть в жизни человека того времени. Они служили местом ночлега и отдыха путешественников, давали повод для неожиданных знакомств. Интересно проследить за тем, какие названия выбирали для своих заведений владельцы: «Пестрый кобчик», «У трех воронов», «Роза Гиени», «Полумесяц», «Золотой баран», «Красный лев».

Название каждой из таверн имело особый смысл, символизируя определенные атрибуты того времени. Люди, решившие посетить то или иное заведение, воспринимали подобные названия буквально. Так, для сэра Оливера «Золотой баран» был тем местом, где можно сытно поесть. А хозяйка «Пестрого кобчика» поясняла выбор названия своей таверны тем, что кобчик – сородич орла, благородной птицы. А это значит, что люди, пришедшие сюда, должны испытывать самоуважение.

Проводя главного героя по страницам романа, автор дает ему возможность постичь мирскую жизнь, сталкивая его с людьми разных социальных сословий. Первая такая встреча состоялась в таверне «Пестрый кабанчик». Автор подробно бытописует место первого ночлега Аллейна в миру. «Внешне она (таверна) походила на конюшню, там были низкие, закопченные от жара печи, потолки. Кругом была грязь и копоть, воздух был наполнен сильным запахом смолы, которые выделяли горящие факелы. Из мебели, находящейся в комнате, можно выделить длинный кухонный стол, несколько скамей и козел, несколько полок с глиняной посудой, стены были увешаны закопченными гербами рыцарства»

В таверне собрались разные люди: лесники, бородатые и загорелые люди с быстрыми движениями и зорким взглядом. Здесь остановился и бродячий музыкант с опухшим и обветренным лицом. Рядом с ним сидел человек, одетый в плащ, отороченный мехом, достойного вида, и другой, одетый в грязно - рыжий длинный просторный камзол, с хитрым, лисьим лицом, с жадными глазами и острой бородкой. Подле него находились вольные работники с соседних ферм, крестьянин и «одетый в полосатый плащ с зубчатыми полами и в разноцветных штанах» молодой человек, который глядел на окружающих с глубоким презрением.

И неважно, что трапеза показалась Аллейну «странной», что кругом царила грязь и копоть: зато атмосфера, царившая здесь, располагала к задушевной беседе, а добрая, приветливая хозяйка старалась всячески каждому угодить. И Аллейн, нарисовавший ей вывеску с изображением кобчика – символа таверны, заслужил высшей похвалы всех присутствующих.

Манера поведения и речь героев также являются характеристикой эпохи Средневековья. Соблюдение норм и правил в общении было обязательным условием и способом вести беседу. Неотъемлемым атрибутом являлись такие обращения, как «сэр», «милорд», «господин», «леди». Еще одна характерная черта речи – обращение к клятве. То, чем клялись рыцари, зачастую было связано с религиозными образами святых или атрибутами религиозного быта; с дамой сердца; честью, здоровьем рыцаря и благополучием близких. То есть клялись тем, что для них было особенно дорого и важно.

- Клянусь яблоком Евы! - воскликнул дородный рыцарь. - Не кажется ли вам, что с ветром доносятся запахи какой-то вкусной снеди из их походных котлов? Я за то, чтобы сразу нагрянуть на испанцев, если только мой старый друг и соратник того же мнения!

- Клянусь святым Иаковом из Сантьяго! - воскликнул дон Педро, и на его бледных щеках даже проступил легкий румянец. - Пусть победит кто угодно, но это - славное состязание. /p>

- Клянусь распятием, это же Черный Саймон из Нориджа! – воскликнул Эйлвард. - Ну, как я рад тебя видеть!

- Клянусь честью, - заявил сэр Найджел, - если они расположены поохотиться, то мы можем доставить им это развлечение, пока они не протрубят над нашими мертвыми телами. Неподалеку отсюда, посреди ущелья, есть холм, мы можем на нем укрепиться.

- Пусть святой Георгий и память о моей сладостной возлюбленной вознесут мое сердце! – проговорил Найджел. – Даю обет не снимать этой мушки с моего глаза, пока не поведаю страну Испанию и не совершу тот подвиг, какой буду в силах. И в этом я клянусь крестом моего меча и перчаткой моей дамы!

Массовые сцены

Массовые сцены в романе «Белый отряд» играют сюжетообразующую роль. Кроме того, показывают народ в лицах, отражают дух эпохи, помогают понять круг социальных проблем, которыми живет общество.

Первая массовая сцена в романе - проводы в поход войска сэра Найджела в замке Туинхем. Автор подробно останавливается на описании одеяния рыцарей, их вооружения, а также на схему построения войска.

Впереди войска, со знаменьем в руках, на мощном сером коне, выступал Черный Саймон. Позади его следовали девять ратников. Следом за всадниками шествовали сорок лучников, а за ними два барабанщика и трубадуры. Затем двадцать вьючных лошадей, груженных различным провиантом и вооружением, следом снова шел отряд лучников и ратников. Колону завершали тыловая охрана из лучников. Каждый воин для защиты от врага должен был быть облачен в доспехи и кольчуги, шлемы и щиты, наколенники и наголенники, стальные перчатки и башмаки.

Воины, вооруженные луками, копьями, мечами и дубинами, представляли собой грозную силу, способную на преодоление любых преград, стоящих у них на пути и готовую победить любого врага.

Ещё одной массовой сценой в произведении является битва с пиратами на галеасе. В то время путешествие по морю представляло большую опасность: пиратство и разбойничество было бичом эпохи Средневековья. Пираты отличались необыкновенной свирепостью и жестокостью, их нападения уносили жизни множества людей и приносили большой ущерб торговле, развитию экономики многих стран. Люди с опаской отправлялись в путешествие, молясь о благополучном возвращении домой к родным и близким. В битве с пиратами воины сэра Найджела проявили храбрость и доблесть, сражаясь отчаянно и самоотверженно, были готовы на самопожертвование ради спасения своих товарищей, как это случилось с Терлейком – оруженосцем Найджела, который, пытаясь спасти рыцаря, погиб в пучине волн. Поэтому все вместе они были непобедимой силой, которая одержала победу над грозным противником.

Турнир в городе Бордо - очередная массовая сцена романа. Это было грандиозное зрелище роскоши и доблести. Она показывает читателю, насколько важным событием был турнир в ту эпоху, на которое собиралось огромное количество людей из всех местностей. Среди них были как простые горожане, крестьяне и ремесленники, так и местная знать и король, а также его свита. Толпа неистовствовала при каждой битве рыцарей, встречала взрывом восторга победителя схватки. Турнир на короткое время объединял представителей враждующих стран: Англии, Франции и Испании.

Еще одной ключевой сценой произведения является битва в замке Вильфранш. В ночь перед нападением Аллейн видит таинственные тени, окружившие замок; в его душе растут страх и сомнение, но окружающие Аллейна не чувствуют беды, которая неумолимо приближается к замку. Поздно ночью Аллейн и его друзья, разбуженные шумом и криком, обнаруживают висящий за окном труп своего товарища Форда, и через несколько мгновений бушующая толпа ворвалась в замок, неистово круша и уничтожая все на своем пути.

Нападение на замок Вильфранш явилось следствием социальных противоречий воссозданной автором эпохи. Нищие и измученные голодом люди, движимые жаждой мести, решаются на отчаянный шаг. Доведенных до отчаяния восставших не пугает смерть, а горстка смельчаков во главе с сэром Найджелом готова сражаться до последнего дыхания.

Появление Белого отряда принесло спасение осажденным в замке: Их боевой опыт и дисциплинированность одерживают вверх.

А. К. Дойль известен широкому кругу читателей прежде всего как создатель детективов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Но наше представление о писателе значительно обогащается, когда мы узнаём, что он работал в различных жанрах, в том числе и в жанре исторического романа, что в литературоведении почти не представлено. Следуя за создателем жанра исторического романа Вальтером Скоттом, А. К. Дойль обращается к эпохе рыцарского Средневековья, черпая в том героическом времени истоки своего вдохновения.

Исследовав роман А. К. Дойля «Белый отряд», можно прийти к следующим выводам.

- В своём произведении автор, вслед за Вальтером Скоттом, полно, достоверно, в деталях воссоздает историческую эпоху рыцарского Средневековья, тем самым приоткрывая для читателя ещё одну страницу той героической эпохи.

- В основе романа лежит авантюрная интрига, которая постоянно держит читателя в напряжении и делает чтение более занимательным.

- В произведении Конан Дойля «Белый отряд» можно выявить несколько видов конфликтов: внутренний, бытовой, социальный и политический, благодаря которым автору с предельной точностью удаётся воссоздать картины прошлого с ее неповторимым колоритом.

- Мир, изображенный Конан Дойлем в произведении, относительно прост и понятен: добро и зло изображено без переходов, без оттенков. Создавая образы положительных героев (рыцарей, воинов, женские образы), автор не даёт повода читателю сомневаться в их порядочности. При том, что все отрицательные персонажи (пираты, грабители, брат Аллейна) не вызывают симпатии.

- Осуществление выбора жизненного пути главным героем романа – Аллейном, его ход наверх в социальном отношении не сопровождаются утратой нравственных качеств.

- Ведущим мотивом в произведении «Белый отряд» является мотив клятвы. Будучи определенной характеристикой эпохи, клятвы раскрывают каждого из персонажей романа как личность с ее индивидуальными чертами.

- В произведении Конан Дойля «Белый отряд» можно выявить несколько видов конфликтов: внутренний, бытовой, социальный и политический, благодаря которым автору с предельной точностью удаётся воссоздать картины прошлого с ее неповторимым колоритом.

Перспектива данной работы заключается в следующем: она могла бы стать частью работы по всестороннему исследованию творчества Артура Конан Дойля, а также по изучению эволюции исторического романа в творчестве писателей XIX века.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)