Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Открытки - история создания

Уникален опыт народов от возникновения до создания открыток. Разные страны и народы приняли участие в появлении такой знакомой нам сегодня вещи как открытка. Сменялись эпохи, правители сама жизнь качественно изменялась. А простое человеческое желание поздравить себе подобного с праздником или просто отметить особенный день календаря - осталось нам в наследие.

Узнать об истоках, обобщить опыт прошлых столетий - этим вопросам и посвящена данная работа. Материал, изученный при подготовке данной работы дает право думать, что даннйе приведенные ниже, исторически верны и точны.

Особое внимание уделено появлению открытки в дореволюционной

России. Именам и фамилиям, а также роду деятельности людей, чьими стараниями укоренились открытки в России.

Заключительная часть работы посвящена технологическим особенностям при оформлении открыток.

ЦЕЛЬ

Изучить историю создания открыток как часть развития человеческой культуры.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Уникален опыт народов от возникновения до создания открыток. Разные страны и народы приняли участие в появлении такой знакомой нам сегодня вещи как открытка. Сменялись эпохи, правители сама жизнь качественно изменялась. А простое человеческое желание поздравить себе подобного с праздником или просто отметить особенный день календаря - осталось нам в наследие.

Узнать об истоках, обобщить опыт прошлых столетий – этим вопросам и посвящена данная работа. Материал, изученный при подготовке данной работы дает право думать, что данные приведенные ниже, исторически верны и точны.

Особое внимание уделено появлению открытки в дореволюционной России. Именам и фамилиям, а также роду деятельности людей, чьими стараниями укоренились открытки в России.

Заключительная часть работы посвящена технологическим особенностям при оформлении открыток.

Культура - как часть истории развития человеческого общества, всегда была интересна для изучения.

Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого культурного человека знать историю развития культурологии человечества в целом. Истории возникновения и создания открыток посвящается данная исследовательская работа.

ОБЪЕКТ

Объектом исследования является исторический экскурс по истории развития открытки.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования является изучение распространение открытки по миру и влияние ее на развитие общества в разные временные отрезки.

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ СТАТЬИ

-изучить литературу, посвященную истории возникновения открыток

-систематизировать изученную литературу

-познакомить одноклассников с историей возникновения открыток

-заинтересовать учащихся нашего класса данной темой

-воспитывать любовь и уважение к культуре человечества в целом культуре и традициям своего народа в частности.

-изготовить новогоднюю открытку.

ГИПОТЕЗА

Я надеюсь, что данная тема заинтересует моих одноклассников. Быть культурным человеком не зная культуры человечества и традиций своего народа не возможно. Приобщение младших школьников к истории – это один из путей воспитания всесторонне развитой, культурной личности.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Перед праздниками и другими знаменательными датами люди покупают, реже изготавливают своими руками поздравительные открытки, посредствам которых демонстрируют свое отношение к одариваемому. Меня заинтересовала эта традиция. Я решила узнать больше о таком явлении как открытка

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Для себя я наметила следующие этапы работы, которые помогли мне осветить данную тему: а) подбор литературы, посвященной истории возникновения открыток.

б) изучение данной литературы.

в) выбор наиболее важного и интересного материала.

г) социологический опрос.

д) изготовление открытки.

е) защита проекта.

4 Перед началом работы я решила провести социологический опрос среди моих одноклассников, чтобы узнать у них, что они знают об истории открытки. Составила вопросы. Провела социологический опрос

СОЦОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС № 1

№ Вопросы Да Нет Затрудняюсь ответить п/п

1. Знаете ли Вы историю возникновения открыток 2% 71% 27%

2. Любите ли Вы получать открытки 99% 1% -

3. Дарите ли Вы открытки 93% 5% 2%

4. Хотите ли Вы узнать, откуда взялась открытка? 98% - 2%

Вывод: социологический опрос показал, что большинство моих одноклассников имеют поверхностные знания об истории открытки. Но любят открытки и хотели бы знать о них больше.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Все имеет свою историю, свое начало.

И даже такая обычная вещь как поздравительная открытка.

Известно, что аналоги современных поздравительных открыток, китайцами использовались более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте. Очевидно, сначала возникли надписи, сопровождавшие новогодние подарки, а потом – и собственно поздравления. Интересны пожелания, которые сопутствовали этим подаркам. Чаще всего желали( как и в наше время) счастья, здоровья, долголетия и благополучия.

Значительная часть изображений на них была в виде счастливых символов, образованных по принципу фонетического сходства слов.

Так летучая мышь соответствовала счастью, поскольку эти слова в китайском языке звучат одинаково. По этой причине олень символизировал на картинках служебные награды, вода-безмятежность, седло- покой, рыба- достаток. Особой популярностью пользовались изображения золотой рыбки и карпа, что означало «прибыль и достаток», изображения белого оленя выражало пожелания «ста наград» а скачущей на коне обезьяны – «незамедлительно удостоится знатного титула». Обезьяна с детенышем карабкающаяся в верх по дереву, означала пожелание « из поколения в поколение обладать знатным титулом». Картинка с девочкой пускающей воздушного змея, символизировала пожелание « обильного урожая пяти видов зерновых культур». К числу популярных новогодних поздравлений относится рисунок с драконом приносившим богатство, и тигром - издавна считавшимся в Китае пожирателем демонов.

Куски бумаги с написанными на них иероглифами: - лун - (дракон) и – ху - (тигр), нередко помещали на деревьях, домах.

В конце XIX в. были широко распространенны рисунки ножниц, как бы перерезавших вредоносных гадов, которыми в Китае считаются скорпион, сороконожка, ящерица, паук. А изображение веселого мальчика само по себе выражало пожелание мужского потомства и семейного единения.

А что такое открытка в современном ее значении?

Известное определение филокартии, данное М. С. Забоченем в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. Действительно, слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо», но в нем нет ни какого упоминания о почте. Открытое письмо могло передаваться с посыльным, например. Обычай поздравлять близких людей при помощи карточек похожих на открытки возник в Европе еще задолго до Всеобщей почтовой конвенции. Такие карточки в Европе часто именуются как «greeting cards» (поздравительные карточки) или «валентинки».

Более того, следует отметить, что «предпочтовые» годы в истории открытки - в немалой степени предопределили «официальное» ее рождение в 1878 году. Так в известной книге Тагрина приводится следующая цитата, датированная 1777 годом: « По почте пересылаются, как приветствия и поздравления на самые различные случаи, гравированные карточки, часто с текстом, открытые для всякого».

Считается, что обычай обмениваться поздравительными открытками, посвященными Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика возникла в Англии в XIX веке.

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывается герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные письма жене.

В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительными карточками. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма».

В1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.

В 1840 году один английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному (!) ему способу поздравления – он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Но это не значит, что в то время открытки или поздравительные карточки были чем-то не виданным. Скорее всего, в начале XIX века люди еще не знали, что они, по сути, открыли новый тип отправлений, который был официально узаконен лишь в 1878году.

С другой стороны, поздравительные карточки, так называемые «валентинки» могли использоваться в пределах, например, одного дома, дворца или королевского двора. Немыслимо было посылать открытки от какого-нибудь фаворита принца к фрейлине ее Величества, используя для этого услуги какого-либо почтового учреждения.

Итак, поскольку открытые письма как односторонние карточки существовали за долго до почтовой эры в истории открытки, то естественно предположить, что обычай дарить своим знакомым нарядные, искусно оформленные карточки не прекратился и с началом почтовой эры.

Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением.

Для выпуска карточек свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-хгодов открытки изготавливались, как правило, в ручную.

Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать одинаковых экземпляров.

Столь кропотливая, почти каторжная работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой стороны - придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящее произведение искусства.

В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества, но тогда, когда использовались ныне совершенно забытые способы, такие как использование шелка, высечка и др. поздравительные карточки приобретали необычайно красивый в художественном смысле вид. Конечно, применение необычных способов предполагало, что такая открытка будет вручена адресату из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте, особенно в открытом виде без конверта, непременно испортила бы тонкие прорези по бокам, испачкало бы необычайно яркий цвет шелка.

Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки, известные в Европе еще до учреждения открыток как почтовых отправлений, вошли в моду в России уже в открыточную эру. Часто предназначение таких карточек отличалось от привычного западного. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику.

Вопрос о том, в какой стране обычно изготовлялись, например, карточки с шелком, или, хотя бы, где они впервые были выпущены и откуда пошла мода на них - остается открытым. В России принято считать, что они изготовлялись в Европе, возможно, в Германии. В Европе же считают, что мода на них пришла, чуть ли не из Японии или Китая, при этом упоминая, что все то, что доподлинно неизвестно, обычно относят к этим странам Азии. Подобные карточки, особенно не почтовые, обычно не имеют знаков издателей. Возможно, что очень высокое качество их изготовления служило визитной карточкой издателя и не требовало дополнительных знаков. Недаром же, некоторые забытые технологии, такие как высечка, и по сей день относят к секретам гильдии, подразумевая, что не всем дано постичь тайну их высокого качества.

В зарубежных странах подобные карточки использовались повсеместно потому, что столь своеобразный способ поздравления был знаком и популярен в обществе задолго до почтовой эры. Россия же во многом обязана появлению подобной культуры поздравления частным фабрикантам и купцам. Сувенирно-рекламные карточки, прославляющие изготовителя, вкладывались в упаковочные коробки, стеклянные банки с продукцией. Покупатель, использовав продукт по назначению, потом долго хранил такие карточки - можно ли было выбросить такую красоту? А хранить оригинальную рекламу фабрики - значило всегда помнить об изделии и покупать новые - может быть там будет новый подобный сувенир?

Особенно преуспело в таком методе рекламы московское "Товарищество А. А. Абрикосова и сыновей". На Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве - Товарищество получило высшие награды - Абрикосовы решили отметить это исключительно нарядной карточкой, прославляющей эту дату.

Нарядный мальчик символизирует 1882 - год первой, награды, полученной фабрикой на выставке. Словно

"эстафету" от него продолжает не менее нарядная девочка, которая символизирует 1896 - год получения второй награды.

Вряд ли подобная карточка была специально заказана

Абрикосовыми - скорее они просто удачно использовали типичный сюжет поздравления. В самом деле, детские образы и сегодня являются часто востребованными в рекламе. Ведь кто как не дети - традиционные потребители

8 всяких сладостей? А радость, с которой эти дети, одетые во взрослые наряды, прославляют две даты в истории фабрики, должна была настраивать покупателей помнить о них, об их счастливом детстве и вместе с ними о фабрике Абрикосовых.

Трудно себе представить более оригинальную и действенную рекламу! На карточке нет изображений конфет, то есть, продукция фабрики не навязывается покупателю, но в то же время реклама обращена к его душе -она подчеркивает его лучшие родительские чувства.

По этой карточке можно судить о российских традициях, связанных с такими не почтовыми карточками. Они изготовлялись не в России, поскольку исконно русские сюжеты в них обычно не встречаются. В России на них наносились надписи и некоторые другие изображения, не нарушающие исходной картинки. Так, после 1896 года на упаковке продукции Абрикосовых стали появляться два изображения герба Российской империи в знак высоких наград, что и показано на карточке.

Сюжет, чаще всего типично западноевропейский, поздравительный использовался как праздничная картинка, обычно никак не связанная со случаем ее использования в России. Эти и подобные им рекламные карточки выполнялись чаще всего с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки и использованием небумажных материалов, особенно шелка. Зарубежные исследователи открыток, объясняют особый интерес к шелку у дореволюционных издателей, некоторым кризисом в текстильной промышленности, сложившемся к концу XIX века. Следует отметить, что применение шелка в открытках не имело ничего общего с шелкографией, хотя она также использовалась дореволюционными издателями.

Шелкография позволяла выпускать открытки, отличающиеся повышенной яркостью и красочностью. Однако ни в Золотой век открытки, ни сегодня шелкографиянесчитаетсядиковиннойтехнологией.

Гораздо интереснее изучать открытки, выполненные с применением забытых способов. Шелк помещался в открытки либо вручную, либо машинным способом. Очень часто шелком подчеркивали тканевую основу национальных флагов, либо платьев на старинных черно-белых фотографиях или же литографических открытках. Особенно интересными представляются двухслойные открытки или же не почтовые карточки. Шелк впрессовывался на открыточную бумагу машинным способом, потом выполнялось тиснение поверхности, покрытой тканью. И, наконец, поверх столь интересной "подкладки" вклеивался еще один слой, украшенный высечками. Иногда шелк заменялся раскрашенной бумагой, но оригинальная высечка компенсировала "грубый" бумажный фон.

Тиснение применяется сегодня особенно часто и является, чуть ли не единственным "художественным" методом известным дореволюционным издателям открыток и сохранившимся до наших дней.

Высечка - особая технология, используемая обычно при изготовлении открыток, визиток и тому подобной продукции. Современные дизайнеры подчас даже не знают, что это такое. Этого слова, например, нет в БСЭ. Технология настолько оригинальна, что секреты высечки передаются из поколения в поколение, а найти какое-нибудь руководство по этой технологии весьма затруднительно. Высечка выполняется при помощи оригинальных высекальных штампов, которые используются для пробивания различных отверстий в бумаге, что придает изделию необычность и привлекательность. Причем ручной метод изготовления штампов, известный в XIX веке, даже совершенней и, естественно, дешевле современного лазерного. Но, не следует думать, что изготовление высекального штампа - относительно простое дело. Существовали даже мастера, которые специализировались только на изготовлении таких штампов. Причем как тогда, так и сегодня мастерам приходится сгибать стальную линейку на глаз, хотя они и следует готовому дизайнерскому рисунку.

Порой для изготовления такого штампа требовалось несколько дней непрерывной работы. Но трудоемкость операции окупалась исключительной красотой готовой карточки.

Часто поздравительные карточки, обрамленные_, виньетками с высечкой, были настоящими произведениямиискусства. Длинный поздравительный текст обычно не предполагался.

Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки. Впрессованный шелк, простенький

"сюжет" с голубем и изящная высечка передают необычайное очарование старых поздравительных карточек. Изготовители и дарители карточек наверняка не думали, что они сохранятся до XXI века. Но бережное отношение к ним нескольких владельцев, аккуратное хранение позволяют нам и сегодня любоваться подобными атрибутами дореволюционной жизни.

Мы ничего не знаем и о Дмитрии Яковлевиче Коткове, но его визитная карточка также сохранилась до наших дней благодаря исключительному изяществу ее исполнения. Изображенный на ней натюрморт с грибами и горшком искусно подчеркивает интерес владельца визитки к изящным вещицам, а может быть, в какой-то мере, и род его деятельности. Много ли современных визиток, выполненных обычно слишком однообразно, сохранится такое долгое время? Надо сказать, что если старые поздравительные карточки родственны почтовым, то визитки родственны, главным образом, поздравительным карточкам.

И то и другое передавалось из рук в руки, и то и другое изготавливалось на высоком художественном уровне. Другое дело, что изучение дореволюционных визитных карточек не относится не только к филокартии, но и к делтиологии - зарубежной науке об открытках. Но, поскольку предназначение и визитных карточек и не почтовых коллекционных открыток было иногда примерно одинаковым, и те и другие заслуживают нашего внимания.

К созданию отечественных открыток были причастны такие известные художники как, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский, Н. Рерих.

Привлекательна карточка Товарищества паровой фабрики ЭйнемЮ

(Оборотная сторона карточки Эйнем). Известно, что в коробки с продукцией фабрики часто вкладывались открытки, рекламные карточки или даже ноты специально сочиненной мелодии, вроде "Вальс-монпансье".

Если фабрика Эйнем - довольно известное в в прошлом предприятие, то сколько было до революции других предприятий, весточки о которых донесли до нас изящные карточки! Вот, например, карточка фабрики изготовления такого штампа требовалось несколько дней непрерывной работы. Но трудоемкость операции окупалась исключительной красотой готовой карточки.

Символика не почтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки - орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт. Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте - именно в конверте.

Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких "эксклюзивных" открыток. Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист.

Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.

Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже "валентинки" стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

Интересно, что зарубежный термин "Делтиология" (от греческого слова, что означает маленький планшет письма) родственный отечественному "Филокартия", обозначает изучение и коллекционирование маленьких картинок и открыток, то есть не отрицает другие карточки, похожие на открытки.

После завершения своего проекта, я решила вновь поинтересоваться у своих одноклассников, знают ли они историю открытки. И провела повторный социологический опрос.

СОЦОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС № 2

№ Вопросы Да Нет Затрудняюсь ответить п/п

1. Знаете ли Вы историю возникновения открыток 93% 1% 6%

2. Любите ли Вы получать открытки 95% 4% 1%

3. Дарите ли Вы открытки 85% 15% -

Вывод: социологический опрос показал, что 93% учеников нашего класса знакомы с историей открытки.

Подавляющее большинство любят, как дарить, так и получать открытки.

Работа над проектом позволила мне подробнее ознакомиться с многовековой историей открытки.

Узнать о роли открыток в жизни людей.

Систематизировать полученный материал.

Совершенствовать умение работы на компьютере.

Расширить свои знания и знания моих одноклассников по данной теме.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)