Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Отражение топонимов Челябинской области в прозаическом жанре устного народного творчества – легенде

Большинство из нас хотя бы один раз в жизни интересовались историей происхождения именования малой Родины. Я думаю, у многих южноуральцев и гостей нашего края особый интерес вызывает название топонимов. Они привлекают внимание своим разнообразием и заставляют задуматься над необычностью звучания и какой-то загадочностью. Являясь собственными именами географических мест, они не просто отвлеченные и случайные понятия, каждое имеет свою смысловую значимость. Наверно, поэтому многие топонимы Уральской земли нашли свое отражение в жанрах устного народного творчества.

Каждому краеведу хорошо знакомо имя уральского топонимиста – Николая Ивановича Шувалова и три издания его словаря «От Парижа до Берлина», книги профессора, доктора филологических наук Уральского государственного университета Александра Константиновича Матвеева «Географические названия Урала», «Семь названий на карте Урала», новый историко-топонимический словарь «Южноуральская топонимика» Владимира Васильевича Поздеева. «Язык земли» - именно так часто называют топонимику, интересует и других маститых ученых и краеведов.

Новизна состоит в том, что данная исследовательская работа позволила осуществить частичный этимологический анализ ономастикона исследуемых географических объектов и показать их отражение в жанре устного народного творчества – легенде.

Познакомившись с региональной ономастикой, многие из нас станут сопричастными к прошлой, настоящей и будущей жизни родного края. Эта статья может оказать весомую помощь людям, желающим знать историю топонимов своего края, филологам, краеведам, экскурсоводам.

Отражение этимологии топонимов Челябинской области в прозаическом жанре устного народного творчества – легенде

Топонимика - раздел ономастики, изучающий географические названия

Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Они позволяют нам ориентироваться в пространстве и в то же время повергают в ужас школьников и студентов, которые вынуждены эти названия заучивать. Значение, происхождение, изменение географических названий изучает наука топонимика.

Топонимика (от греч. topos – «место» и onyma – «имя, название») – раздел ономастики, исследующий географические названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, распространение, развитие и изменение во времени. Топонимика является пограничной научной дисциплиной между лингвистикой, географией, историей и этнографией. Совокупность топонимов на определенной территории составляет ее топонимию.

Интересно и поучительно проникнуть в тайну названий нашего Уральского края. Как и откуда они возникли? По какому поводу даны? Что означают? А топонимика дает ценный материал для исследователей, так как закрепляет в себе исторический процесс заселения и освоения края. Географические названия позволяют судить о том, какие народы населяли прежде ту или иную местность, а иногда и восстанавливать некоторые исторические факты.

Рассмотрим, как отражается этимология топонимов Челябинской области в прозаическом жанре устного народного творчества – легенде.

Легенда как прозаический жанр устного народного творчества

Красив Урал! Тот, кто раз побывал в этих краях, будет всегда его помнить. Величественнейшие горы, изумрудные реки, прозрачные, как горный кристалл, озера, березовые и сосновые леса Сама природа подсказывает человеку, вызывает игру воображения. Наш край в соединении с неясным словом рождал легенды, имевшие целью не столько объяснить, сколько опоэтизировать Уральскую землю!

Термин «легенда» — книжного происхождения. В средневековой письменности этот вид произведений был весьма популярным (лат. 1еgепdа — то, что должно быть прочитано). Впоследствии термин стал применяться и к произведениям фольклора. «Легенда – 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии. 2. О чем – либо невероятном, о выдумке, вымысле».

Итак, легенда — прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было. », «Когда-то. », «Дело было в старину». Легенды по своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста обусловливает значительную импровизацию, которая, в свою очередь, ведет к неустойчивости текста: эти явления взаимозависимы. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими, например, отличаются сказки.

Легенды — сюжетный жанр. Но сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодны, часто одноэпизодны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором — в центре рассказа один эпизод. Сюжетность подчеркивается развязкой, в которой отмечается перелом в ходе событий. Как вывод нередко приводится нравоучение или результат событий.

Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах — чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства.

Легенды, являясь произведениями искусства устного слова, самобытны, в них отразились представления людей, черты их быта, традиции устного поэтического творчества, а также топонимика края. И если мы будем собирать эти сверкающие россыпи самоцветов, мы не забудем о своем прошлом.

Этимологический анализ топонимов, зафиксированных в легендах

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини, горы – сини,

И в синих отсветах металл.

Л. Татьяничева

Нам несказанно повезло: нашей Родиной стала Россия и ее лучший край – Урал. Прекрасный и могучий. Он лучше любого другого. Потому что это родная и любимая земля. Край голубых озер, выбегающих на горные склоны лесов, и скрытых в недрах его самоцветов. Трижды права Людмила Татьяничева: «в Урале Русь отражена».

Таков наш край! Таким (или почти таким) увидели его первопоселенцы Урала в ХI веке. Поэзия, разлитая в природе, требовала воплощения в слове. Так появились уральские легенды.

В ХХI веке Урал – самый удобный и доступный для путешествий. Железнодорожные и автомобильные магистрали, идущие вдоль и поперек Уральского хребта, многочисленные грунтовые дороги и туристские тропы дают прекрасную возможность для быстрого прохождения любого маршрута пешком, на велосипедах. На автомобилях, а местами и на лошадях. Красивейшие реки, по которым можно сплавляться в теплые периоды года и ходить на лыжах зимой. Многочисленные и самые красивые и крупные на Урале пещеры. Большой интерес представляют также национальные и природные парки и заповедники.

Рассмотрим обозначенный круг топонимов Челябинской области, собранных во время туристических экспедиций по родному краю, и дадим их этимологический анализ, пользуясь историко-топонимическими словарями.

Легенды и топонимы Уральской горной страны

Особой и редкой красотой одарила природа Южный Урал: здесь есть и стремительные реки, многочисленные озера, пополняемые горными ручьями, разнообразный растительный и животный мир, и, конечно же, величественные горы.

Уральские горы – одни из самых уникальных в нашей стране. Во-первых, это граница Европы и Азии, во-вторых, это самые протяженные горы в России. В – третьих, это самые древние горы, сохранившие альпийские формы рельефа и следы древних ледниковых эпох.

Одно из самых популярнейших мест на Южном Урале – Таганай. Эта «горная страна» расположена севернее города Златоуста Челябинской области. Уникальность хребта состоит в том, что каждая из его вершин имеет своеобразную форму, сильно отличающуюся друг от друга.

Объяснение появления топонима «Таганай» встречается во многих легендах устного народного творчества, которые мне удалось собрать во время туристических экспедиций по родному краю: «О происхождении эха в пещере Таганайского гребня», «О Таганайских реках Киалиме и Тесьме», «О Нажибеке и красавице Айгуль», «Легенда о трех братьях», «Судьба Таганая», «О юноше Таган и его возлюбленной Айгуль».

В переводе с башкирского Таганай означает "Подставка луны". И действительно, ясной ночью можно хорошо видеть луну, "сидящую" на одной из вершин Таганая, как на подставке. Здесь можно встретить путешественников из многих регионов страны.

Обратимся к некоторым топонимическим словарям, и выясним, как трактуется учеными-краеведами исследуемый топоним: «Таганай, Большой и Малый, хребет, железнодорожный разъезд, поселок, территория города Златоуста. Широко распространено толкование от башкирских слов: «таган» – «треножник», «подставка», «ай»- «луна», «треножник луны» или «лунная подставка». Это горный узел из трех хребтов, увенчанных вершинами. Уместно сказать, что у башкир в прошлом было распространено имя Таганай. В Башкирии встречается деревня Таганаево». Существуют и другие толкования: «Таганай. Горный массив. Различают Большой Таганай, Малый Таганай. Встречаются деления и по более сложной схеме. Топонимический ряд с основой «таг»/«таган» огромен и плодовит от Алтая до Греции, вписывается в территорию былого господства арийских племен. Традиционная трактовка топонима - тюркская, от слов «таган» — «подставка», «ай» — «луна», в переносном значении – «красавица». По правилам образования тюркских названий, вначале существительное, глагольную основу рекомендуется переводить прилагательным; следовательно, «таганай» – «подставная луна»: хуже не придумать. Поэтому переводят луна-подставка; изъян версии понимают опытные топонимисты и ищут ответ, правда, только в тюркском прошлом края. Так А. К. Матвеев предложил в окончании рассматривать суффикс -ай, исторически из иранского наследия, очень плодовитый в загадочных названиях Урала. Отсюда «таганай» — «таганная» - «подставная». Для объяснения в Москве холма Таганка опытные топонимисты Э. М. Мурзаев и Е. М. Поспелов выдвинули версию о существовании в древности у тюрок слова «таган» со значением «гора». А оно восходит, якобы, к греческому слову «таганон» - «сковорода с ручкой». Исторически же оправдано родство слова «таган» с памирскими и пуштунскими словами: «тахана» - «впадина, низина; склон, уклон, спуск»; «тах» - «складка, изгиб; шлем»; «таг» - «гора, хребет»; «тега» —«вершина, гора; шип, пик, острие, гребень; меч». По мнению В. И. Абаева, родом они от индоевропейской основы «тайг» — «острый; колоть». Слова широко представлены в топонимии, включая Урал, характеризуют различные прогибы местности. По структуре слово Таганай индоевропейское и состоит из корня «таг» - «шип, острие, пик», с древним суффиксом места, вместилища, обладания - ан и суффикса относительного прилагательного -ай. Это арийские племена горную систему за наличие скал, останцев. гребней, отвесных стен, скалистой поверхности наименовали Таганай».

Продолжает Таганай мощный хребет Уренга. Высота его главной вершины – Два Брата – 1067 метров. Хребет красивый и главное - доступный: подъем на него можно начать прямо в городе Златоусте Челябинской области, у центральной площади, или на тракте Челябинск-Уфа, на перевале. На всем продолжении хребта встречается много скал и вершин с необычной формой, возвышающихся над каменными россыпями.

Слово «Уренга» встречается в «Легенде о трех братьях», «Судьба Таганная». Также существует несколько версий, относительно этимологии этого топонима. И. И. Лепехин в ХVIII веке записал топоним Уренга и Уренги и перевел как «кленовый». Ученый Паллас тогда же зафиксировал его в формах Урянгетау, Урангетау, Уранге, из которых первая является точной передачей татарского слова «уренгге» - «клен», «кленовый» и «тау» - «гора» («кленовая гора»). По версии топонимиста Н. И. Шувалова, слово «Уренга», имеющее основу – ур-, близко к башкирским словам «ур» - «верх», «высокий», «урму» - «гористый», «Холмистый», «урге» - «высь», «уре»- «в небо», «дыбом». Исходя из этого, он относит топоним Уренга к наиболее ранней топонимии Южного Урала. В этом случае Уренга означает – «высокая, вздыбленная гора». Интересен тот факт, что местные башкиры переводить топоним не могут. По природным признакам и с учётом иранского наследия в качестве этимологической базы может служить персидское слово с дифтонгом в изголовье оу (долгое у), «оуранг - венец, престол, трон» с суффиксом относительного прилагательного –а».

Легенды и топонимы «голубого ожерелья» Урала

Чарующую красоту Уралу придают водоемы, особенно озера.

Неслучайно уральская поэтесса Людмила Татьяничева назвала Урал «краем озер». Их здесь 3170. Сплошным, широким ожерельем тянутся они по меридиану от северных границ области на сотни километров почти до города Троицка Челябинской области. Озера – «моря», раскинувшиеся на десятки километров, и миниатюрные озерца. Озера – родники с чистейшей водой и соленые с водой – тузлуком, в которой нет жизни, а утонуть и при желании невозможно.

Одно из самых красивых и загадочных озер – это озеро Тургояк, которое расположено в окрестностях города Миасс Челябинской области. Это единственный не только в области, но и на Урале водоем с чистейшей водой. По химическому составу воду озера можно сравнить только с Байкалом.

Рассмотрим этимологию топонима «Тургояк», зафиксированного в легендах «Стоп, нога!», «Брат Байкала», «Пугачевский клад», «Старинная башкирская легенда»: «Тургояк, озеро, рабочий поселок, железнодорожная станция, поселок, территория города Миасса, речка, левый приток Караболки, бассейн Синары, на границе Каслинского и Кунашакского районов. В трактовке названия до сих пор нет единого утвердившегося мнения. Многие попытки объяснить название из башкирского языка были ошибочными, так как основаны на простом подборе случайных слов, внешне сходных по звучанию. Заслуживает внимания объяснение, предложенное У. Сафиуллиным. От башкирских слов: «тур» — «место», в географии — «возвышение», «як» — «сторона», то есть «Турге як кул» — «озеро, находящееся на возвышения, наверху». Озеро и в самом деле выше всех озер восточного Приуралья. Соответствует этому значению и название речки Тургояк. Она действительно находится вверху — в верхнем течении реки Караболки. Но полной уверенности в правильности этой версии все же нет. Возможен и перенос на топонимы древнего башкирского имени Тургайак и Тургайяк (ср. Туганяк, Сугаяк, Багаряк), связанного с культом птиц. В диалектах «тургай» — «воробей», «жаворонок», -ак, як или -аяж — имяобразующий аффикс. В печатных источниках упоминаются башкирские родовые подразделения тургай».

Как известно, много связано легенд с именем «народного заступника» Пугачева и местами, где он проходил. Таково и озеро Инышко, которое упоминается в легенде «Пугачевский клад». Озеро расположено в окружении восьми маленьких озер. Уровень воды в нем выше, чем в остальных. В «Топонимическом словаре» В. В. Поздеева дается следующая этимология этого слова: « Инышко, озеро, территория города Миасса. Небольшой водоем недалеко от северного берега озера Тургояк, между ними не более двухсот метров. Распространенная версия связывает название с древнебашкирским мужским именем Иныш (Яныш, Еныш) с основой ян (жан) – «душа, - ыш – именной аффикс. Возможно и другое. Название созвучно с башкирским словом йенеш (янеш) – «рядом», «возле», «около», то есть «соседнее» по отношению к Тургояку озеро. Есть Инышко у деревни Урузбаево (Аргаяшский район), это тоже смежное озерцо, представляющее залив озера Малого Миассово в его северо-западной части.

Так на Южноуральской земле в соединении с неясными для русского человека названиями рождались легенды, имевшие своей целью не столько объяснить, сколько опоэтизировать названия топонимов. Следовательно, легенды важны не только при изучении культуры и общественного быта народа, проживающего на территории Южного Урала, но и топонимики.

Легенды и топонимы Южного Урала – это богатейший источник познания истории языка и культуры народа.

В легендах нашли свое отражение различные стороны материальной и духовной жизни людей: способы ведения хозяйства, распространенные промыслы и ремесла, традиции, обычаи, верования. А топонимы, которые дают не менее ценную информацию, чем устные источники – легенды, раскрывают в основном историю заселения края и происхождение названий населенных пунктов, местностей, гор, рек и озер и занимают одно из важных мест в изучении языка, а также исторических судеб народов, проживающих на обширной территории Южного Урала.

Работая над данным исследованием, мною были реализованы поставленная цель и задачи: систематизирован материал, собранный во время туристических походов по Южному Уралу, составлена картотека топонимов, встречающихся в легендах, а также дан этимологический анализ слов «Таганай», «Уренга», «Тургояк», «Инышко».

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что собранный материал, выводы исследования можно использовать для изучения Уральского края. Ведь человек обязан знать, хранить, беречь историю своей малой Родины для себя, для потомков, для грядущих поколений, а по мере накопления топонимического материала необходимо составлять топонимические словари с элементами культурно-исторического характера. Потому что каждое название местности, горы, озера и реки имеет свою историю, их нельзя заменять, искажать. Топонимы надо восстанавливать и беречь, придав им статус памятников истории и культуры народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)