Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

П. П. Кончаловский в Буграх: жизнь и творчество

Недалеко от моего дома начинается лес, который называется Кончаловским. Не раз, гуляя с родителями в этом лесу, я видела деревянный дом, стоящий на склоне холма. Оказалось, что этот домик в лесу- часть старинной усадьбы Бугры, принадлежавшей Петру Петровичу Кончаловскому и его семье. Ольга Васильевна Сурикова, жена художника вспоминает, что Бугры были куплены «без особого желания», даже как-то «нечаянно». Но на всё Промысел Божий. Именно с момента покупки этого имения Кончаловские меньше путешествуют и большую часть времени проводят на даче. В 1932 году Петр Петрович и Ольга Васильевна привозят сюда свою первую внучку Катеньку, и дачная жизнь наполняется для них новым смыслом. Кончаловские теперь ежегодно с весны до самой зимы – в Буграх.

Вообще, место это уникальное во многих отношениях

Во-первых, это лес на холмах, поэтому и название – Бугры. А недалеко от дома сразу начинались болота. Петр Петрович и его сын Михаил были заядлыми охотниками, стреляли на болотах уток, охотились в лесу на лис и зайцев. А поскольку оба они были художниками, то дичь сначала писалась, а потом её приготавливали и подавали к столу. Так же дело обстояло и с собранными грибами.

Во-вторых, прежний владелец усадьбы Трояновский увлекался садоводством. В своё время он высадил много интересных растений. Практически до наших дней сохранись в Кончаловском лесу и маньчжурский орех, и пробковое дерево, и вереск. Кончаловский, унаследовав редкие деревья и роскошный сад, тоже с удовольствием занялся садоводством, более того, сам сделал несколько интересных посадок. Например, он посадил крупный виноград с сизыми кистями, которому очень радовался. Правда, есть его было нельзя, зато он был такой красивый и живописный!

Потом, многие ведь знают Кончаловского как мастера натюрморта и, в первую очередь, имеют в виду его знаменитые сирени. Кончаловский очень любил цветы, выращивал их, удивлялся, как сложно и прекрасно они сотворены свыше и, конечно, много изображал их на своих картинах. А вот эта «Сирень в корзине» хранится в нашем Обнинском музее.

Это дары сада и огорода: « Смородина» и « Клубника»

Также в Буграх создаются прекрасные лирические пейзажи, на которых – милые сердцу уголки родной природы. Например, «Сосновая аллея», «На полдни». А героями картин, где присутствует и пейзаж, и сюжет, таких, как «С покоса», становились крестьяне соседней деревни Пяткино. С ними Петр Петрович очень любил общаться. Когда он праздновал свои именины, 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, в Буграх собиралось до 50 человек: дети и внуки, родственники, друзья и обязательно местные крестьяне. Для детей ставился отдельный стол, подавалось обильное угощение, дары сада и огорода, звучала музыка. Я подумала, почему Кончаловский, так чтивший день своих именин, не ходил в этот день в церковь? Оказалось, ни одной действующей церкви в то время в округе не было. Да и время для посещения храмов было опасное. Однако, все дети и внуки Петра Петровича были и есть крещеные. А внука Андрея, Кончаловский крестил в Буграх сам и назвал его на сибирский манер Андроном. А был тогда 1937 год!

Вообще, отношение к детям и внукам в семье Кончаловского было трепетное. Муж, жена и дети, Михаил и Наталья, всегда были вместе. Петр Петрович и Ольга Васильевна были людьми искусства (жена Кончаловского была музыкантом), строго относилась к своему творчеству, но семья для них была важнейшей ценностью! Их внук Андрей Сергеевич (тот самый Андрон Михалков-Кончаловский) в своих воспоминаниях о детстве пишет: «Это был русский дом, просвещённый дом, дом русского художника, один из немногих, сохранивших уклад старой жизни. К сожалению, институт больших семей по всему миру умирает. В этом доме он был жив». Младшее поколение в этом доме всегда было окружено теплом и заботой, дети и внуки воспитывались в строгости и приучались к труду и порядку. Но, самое главное ,атмосфера в доме была наполнена уважением и любовью. С любовью художник писал и портреты всех своих шестерых внуков.

Первой моделью была Катя, затем Алёша- сын Михаила, потом Андрей, Маргот, Никита и Лаврентий.

Уютный гостеприимный дом в Буграх также привлекал многих творческих личностей, некоторые из которых были близкими друзьями Петра Петровича. Здесь бывали писатели А. Н. Толстой, А. Фадеев, сценарист Довженко, певицы Барсова и Нежданова, пианист Софроницкий и многие другие. Одним из самых дорогих гостей был скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. Он был крестным Натальи Павловны Кончаловской. Долгие годы он вместе с женой прожил в Америке и лишь в 1945 году смог вернуться на Родину. Тогда – то он стал часто бывать в Буграх, прогуливаться по саду, лесным дорожкам, вдыхать запахи русской природы. Сергею Тимофеевичу шёл семьдесят первый год. Но, возвратившись на Родину, он вновь обрел силы и для жизни, и для творчества. Я думаю, в этом некоторую роль сыграло и его пребывание в Буграх. Кончаловские в то время всячески его поддерживали, старались быть ему нужными. Коненков очень любил Баха. Когда-то Наталья, будучи ребенком, специально разучивала его произведения, чтобы порадовать крестного. Теперь же, много лет спустя, для вернувшегося Сергея Тимофеевича в стенах бугровского дома снова звучит Бах.

Так же не раз посещал Кончаловского в Буграх писатель Алексей Николаевич Толстой. Оба они были большими жизнелюбами, поэтому их встречи проходили ярко, с дружескими застольями, спорами, шутками, песнями. Кончаловский меж тем делал наброски, и в апреле 1941 года на основании этих набросков будет закончен вот такой портрет. Многие ругали Кончаловского за этот портрет, мол, нехорошо такого знаменитого писателя изображать в такой несолидной обстановке. А Толстому портрет нравился, он говорил, что тут он такой, кокой есть на самом деле. И, правда, вот такой умный взгляд, открытое лицо, обращенное в момент к другу, естественная улыбка. Хороший, на мой взгляд, человек тут изображен. Кстати, картину Кончаловский назвал не портрет писателя « Портрет писателя Толстого», а « В гостях у художника», то есть самое главное в ней – откровенность и радость, которые должны быть при встрече двух друзей. Как вспоминает жена художника, у Толстого и Кончаловского было много общего. Но главная черта, которая их объединяла, - это умение быстро прощать обиды и, вообще, стараться не пускать обиду глубоко в своё сердце. Очень важное христианское качество!

Еще гостем в Буграх был знаменитый композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. В то время он работал над музыкой к кинофильму «Поручик Киже» и над музыкальным сопровождением спектакля «Египетские ночи». Он много прогуливался в окрестностях, много работал. Недалеко от домика он выбрал большую сосну, поставил там кресло и так, на природе сочинял музыку. Лишь иногда он срывался с места и бежал в дом к роялю. Кончаловский тем временем пристроил холст недалеко от той сосны и за 15 сеансов написал вот такой портрет композитора. Однажды по недосмотру художника во время работы над портретом к полотну подбежала двухлетняя внучка Кончаловского Катя и немножко внизу размазала краски. Петр Петрович после на этом месте быстро пририсовал сосновую шишку. Прокофьеву очень понравилось, как ловко это у Кончаловского получилось, и он попросил: « Петр Петрович! Подбросьте еще одну шишечку!» Вот в итоге что получилось. Сколько шишек!

Расскажу еще один интересный случай, связанный с пребыванием Прокофьева в Буграх. Сергей Сергеевич недоумевал, зачем Кончаловский так долго подбирает композицию для натюрмортов, бывало по два дня. Он предложил, что сам подберет хороший натюрморт условием, с условием, что Кончаловский его напишет. Прокофьев выбрал апельсины и редиску и позвал Петра Петровича. Художник увидел этот ужас, сказал, что оранжевое и розовое «вместе дерут глаз» и предложил «смягчить какофонию» белой скатертью с синим узором. Вот такой получился натюрморт.

Время, проведенное в Буграх, сблизило Прокофьева и Кончаловского, и позже, работая над музыкой к балету «Ромео и Джульетта» композитор вновь приедет в Бугры, и вновь будет сочинять музыку под той же сосной, а вечером играть на рояле для Кончаловского и всей его семьи.

Музыка постоянно звучала в доме Кончаловских

Стены дома в Буграх слышали и Прокофьева, и известного Софроницкого, и гаммы в исполнении Андрона. Петр Петрович и Ольга Васильевна очень хорошо пели. Петр Петрович писал картины только при дневном свете, а вечерами вся семья собиралась вместе. Велись беседы, много читалось вслух. Дети и внуки Кончаловского воспитывались на хорошей, классической литературе. Не случайно дочь Петра Петровича, Наталья, стала писательницей. Сам Петр Петрович очень любил Гоголя, а из поэзии предпочитал Пушкина. В домике в Буграх том пушкинских произведений перечитывался неоднократно. Есть предание, что Пушкин, возможно, посещал усадьбу Белкино. Петр Петрович был уверен, что так оно и было. И когда после революции белкинскую усадьбу переделывали под общежитие, Кончаловский , узнав об этом ,запряг лошадь в телегу, поехал туда и забрал дверь и изразцы от печки к себе в Бугры. Он недоумевал, как можно выбросить дверь, через которую входил сам Пушкин!

Своему любимому поэту Кончаловский посвятил две картины: большой портрет Пушкина и ещё одну, которая называется «Окно поэта». Вот как она выглядит. В ней подразумевается Михайловское, но за окном любимые Бугры.

Любовь Кончаловского к нашей русской классической литературе, к хорошей музыке, к искусству вообще передалась и его детям, и внукам. Некоторые из его потомков выбрали искусство своей профессией. Я уже говорила, что сын Петра Петровича – Михаил Петрович, стал художником, дочь- Наталья Петровна стала писательницей. Внуки Андрей Сергеевич и Никита Сергеевич - известные кинорежиссеры.

В одном из последних интервью Никита Сергеевич Михалков, ныне Председатель Союза кинематографистов России, сказал, что интерьер домов в снятых им картинах («Обломов, «Неоконченная пьеса для механического пианино» и др. ) однотипен и очень напоминает Бугры. Никита Сергеевич утверждает, что так получается неосознанно; вот как сильны и важны воспоминания детства!

Мне хочется закончить свой доклад стихотворением Н. П. Кончаловской, которое было написано ею у того самого, пушкинского окна и, на мой взгляд, отлично передаёт теплую атмосферу небольшого домика в Кончаловском лесу.

Осеннее.

Еще не открывая глаз

И вспоминая все, что снилось,

Я чувствую, что в первый раз

Окно испариной покрылось.

Я знаю, что еще темно.

Ночь держится в последних звёздах.

Мне нужно встать, открыть окно,

Вдохнуть осенний, свежий воздух.

Но я не встану, пусть в окне

Рассвет блуждает в тёмных шторах,

Я буду, лёжа на спине,

Подслушивать осенний шорох.

Я знаю – ночью был мороз,

Потрескивают половицы,

И ветер с поля весть принес

О двух дробинках в сердце птицы

Светает поздно, ночь длинней,

И в этом осени начало.

Как жаль, что теплых, летних дней

Всё лето я не замечала.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)