Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Патриотизм в широким смысле

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще

И если гражданин бы настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна.

Патриот, патриотизм, патриотический.

Вроде бы знакомые, на первый взгляд, понятия. А что стоит за ними? В школьном толковом словаре слово патриот имеет два значения:

1. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине.

2. Перенесенное значение - человек, преданный интересам своего дела.

Оглядываясь вокруг, все чаще задумываюсь над вопросом, почему среди нас молодых, так много грубых, духовно бедных, легкомысленных людей.

Почему многих моих сверстников волнуют лишь их личные проблемы и -интересы?

Жить можно по-разному. Можно жить внутри тех условий и обстоятельств, которые складываются в каждый момент жизни. А можно

; подняться над этими условиями и обстоятельствами и оглянуться вокруг себя, попытаться понять, почему так складываются условия и обстоятельства не только у тебя, но и у других, у твоего народа, у всего человечества. Ведь ты часть своего народа и всего человечества, и оттого, как ты живешь, что ты делаешь, как ты относишься к тем условиям и обстоятельствам, в которых ты живешь, зависит жизнь твоего народа, судьба всего человечеству.

Это только, кажется, что от тебя ничего не зависит, что это от них – от. , начальства, от власти, от государства и т. д. - все зависит. Нет! Именно от тебя, от каждого из нас, от нашего поведения, от нашей деятельности, от нашего отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе все и зависит.

Ведь положение нашей страны очень трудное, страна переживает тяжелейший кризис. Мы никак не можем выбраться из той пропасти, в которой мы оказались в результате семидесятилетнего безумного движения к «светлому будущему» и бездарной перестройки. Но вот проходят выборы президенты, губернатора, другого начальства, от деятельности которого зависит, какие возникнут условия и обстоятельства, в которых каждый из нас будет в ближайшее время жить. Казалось бы, каждый должен быть заинтересован в этих выборах. Но, как это ни странно, на выборы являются в лучшем случае 50 процентов избирателей, а то и ряде регионов уже явка 25 процентов избирателей считается нормой, и выборы объявляются состоявшимися. А после выборов эти же люди, которые не ходят на избирательные участки, негодуют и жалуются на глупость избранной власти. Мы не можем выбраться из кризиса главным образом потому, что значительная наших людей считает, что от них ничего не зависит, и равнодушно бездействует, думая и заботясь только о себе.

Исторический экскурс

Петр I, М. Кутузов, А. Суворов, П. Безухов, герои В. О. В. А. Матросов. - целая галерея замечательных людей, искренне любящих свою Родину, отдавших свою жизнь за её спокойствие и процветание.

Русский человек, русский характер. Эти понятия неразрывно связаны со словом патриотизм. Это только, кажется, что от тебя ничего не зависит, что это от них - от начальства, от власти, от государства - все зависит. Нет! Именно от нас, от нашего поведения, от нашей деятельности, от нашего отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе все и зависит.

Патриотическая идея осознается с разной степенью глубины, но без неё человек перестает быть полноценной личностью, становится как бы перекати-полем. Поэтому главной задачей общества становится патриотическое воспитание подрастающего поколение.

Патриотизм может утвердиться только на истинной любви к своему народу. А это возможно только на основу любви к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство - народ. Это корни - в нашей речи, в незримой связи с родной землей, с её судьбой. Эти корни - в глубине сердца каждого, кто не утратил человеческой души. Не этому ли нас учит нас мудрый, великий русский язык?

Любящий Родину человек знает и чтит историю своего народа. Он не склонен проявлять к ней ни бессердечного равнодушия, ни постыдной издевки. Речь идет не о холодной сдержанности, но о сыновнем отношении, о том нравственном такте, который ярко проявился в монологе пушкинского Пимена:

. да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих вспоминают

За их> труды, за славу, за добро.

А за грехи, за темные деянъя

Спасителя смиренно умоляют.

Эти слова - уроки честного отношения к отечественной истории.

Одной из существенных черт русского характера была и остается идея отечественного единения и согласия, сплоченности народа, идея гармонии народного бытия, пропущенная через человеческую душу. Она связана в нашей речи со словом «лад», «мир». Без лада нет красоты и понимания. И самое прекрасное - это Родина. Вспомним «Слово о гибели Русскыя Земли»

«О, светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многими красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубровами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесщислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обительными, домы церковьным и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руськая, о прававерьная вера христианская!».

- так с душевным восторгом воспринимали семь веков назад предки наши образ родной земли, связывая с нею представление о самом прекрасном в мире. И отложилось в народной мудрости: «Земля русская вся под Богом», «Велика святорусская земля, а везде солнышко», «Родина любимая - мать родимая». Поэтому от «Слова о полку Игореве» до наших дней и вовеки идея Великой Русской земли питает народный дух и в единении с ним вдохновляет поколения на достойную жизнь и высокие подвиги. В этом было, есть и будет здоровое национальное чувство.

Другою чертою русского национального сознания является ощущение исторического долга. Его старались вытравить всеми силами, подменив долгом интернациональным. Но из века в век в горькие годы вдруг возникало в нашем народе острое, до боли щемящее сознание: только вместе, всем миром. И служили своему миру.

Чувству исторического долга сопутствовало обычно прозрение о неизбежной погибели - в случае измены. Человек, изменивший родине, - пропащий человек, т. е. погибший безнадежно, без пользы, становящийся падалью. Как и сказано у Гоголя об изменнике - Андрии: «И пропал казак!. »

Для истинного русского характерно чувство патриотизма по отношению к своей земле и глубокое ощущение себя как её хозяина. Это то, о чем так ясно писал Ф. М. Достоевский: «. нигде на Западе и даже в целом мире не найдете вы такой широкой, такой гуманной веротерпимости, как в душе настоящего русского человека. Тем не менее хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, белорус - это все одно) - и так будет навсегда. ».

Сознание исторического долга неизменно связывалось в русском человеке с ощущением преемственности поколений, из рода в род несущих идею Божьего государства, олицетворяющего бескорыстное стремление к верховной, вечной красоте, к справедливости, святости.

В древних былинах хранители силы и мудрости народной - странники, калики перехожие - наставляли богатыря Илью Муромца:

Не годится так делать дело неумильное,

Неумильное не показано,

Делай ты по показарью Божьему.

(«Исцеление Ильи Муромца»).

В том же духе благословляет богатыря родитель Иван Тимофеевич:

Я на добрые дела благословенье дам,

А на худые дела благословенья нет.

(«Первые подвиги Ильи Муромца»)

И сам богатырь святорусский возвышенно понимает смысл своего дела:

Защищать мне надо сирот и бесприютных.

Я иду служить за веру христианскую,

Да за стольной Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей.

(«Илья Муромец И голи кабацкие»).

Так отразилась в русском фольклоре национальная русская идея: жизнь, в сущности, ей - служение высокому и прекрасному триединству, включающему в себя духовное начало (вера), государственное начало (русская земля), народное начало («за бедных людей», кои и есть народ).

Позже та же мысль органически влилась в формулу: «православие, самодержавие, народность». И сколько было приложено усилий, чтобы вначале исказить, а затем оболгать ее.

В самом русском духе заложено стремление к триединой правде-истине. И неистребимо оно, как неистребимо запавшее в самую глубь его религиозное чувство. Тот, «кто не понимает православия - тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того, тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть» (Ф. М. Достоевский).

Эти слова великого писателя напоминают нам, что русский народ, его самопознание и культура сформировались в лоне Православия с его энергией духовного единения, с его идеями любви к ближнему, сострадания, жертвенности, служения перед всем народом и человечеством.

Другая существеннейшая, глубинная идея русского национального сознания - это идея семьи (не только семьи братских народов, но прежде -семьи как частицы единого рода). Здесь в своей сокровенности как бы сливаются мысли и чувства о народе и родине, о долге и верности, о крепости духовной и чистоте личных человеческих помыслов.

Совсем не случайно с древних памятников нашей письменности через века отечественной истории идея эта утверждалась в русской религиозной и культурной жизни. Не случайно краеугольным сочинением эпохи формирования русской нации стал «Домострой». Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и главное - учила, как нести все эти чувства в семью, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом. Отдельная глава книги «Похвала женам» восславляла «жену добру», что «дражайши есть камени многоценного», а далее - с душевной обстоятельностью говорилось о таком устройстве семьи, чтоб царили в ней «совет да любовь» и хозяйственное благоденствие.

Пушкин первый столь полно, как никто до него, утвердил в своем творчестве национальную идею. Его героини - от сказочной Людмилы до «идеала» Татьяны Лариной - являют собой разные стороны характера русской женщины, главное же - утверждают национальный взгляд на основы семьи. Поэтому-то Татьяна, «русская душою», с её верностью («но я другому отдана, я буду век ему верна») стала, можно сказать, главной героиней величайшего национального поэта.

Понял и гениальный Лермонтов этот коренной вопрос и в «Песне про царя Ивана Васильевича. » выставил героем удалого купца Калашникова, защищающего честь женщины, свою честь, а главное – русской национальной идеи. И в этом-то действительный смысл произведения. С одной стороны - нарушитель семейной святости лихой Кирибеевич (заметим: имя не русское, Калашников не зря называет его «басурманов сын»). А с другой - готовый «насмерть биться до последних сил» «за святую правду-матушку», а, по сути - за народное, национальное начало святорусского православного жития. Здесь перед нами не столько «семейная драма», сколько поединок идей. Поэтому такая огромная, могучая сила ощущается за героем.

Не случайно всячески (сознательно или по недомыслию) поносили разным образом идею семьи узколобые нигилисты или те, кто наивно уверовал во мвненациональностьп, внегосударственность", "внедуховность" бытия человеческого.

В XVIII веке разрушители поступали почти бессознательно. Начиналось все с восходящих к чуждой нам западной куртуазной культуре любовных песенок, которые, как замечал современник, "были в превеликую еще диковинку, и буде где какая появится, то молодыми барынями и девушками с языка были не спускаемы11. Затем последовал поток "соблазнительных" романов. Их вред состоял вовсе не в том, что в них говорилось о страсти сердечной и любовных похождениях, а в том, что легкомысленность семейных уз едва ли це признавалась делом обыденным, а потому не задевающим нравственного чувства. "Иноземное влияние не встречало 1надлежащей подкладки в элементарном общем образовании, которое давало бы уменье воспринимать потребное, отбрасывая лишнее", - заметил В. О. Ключевский. Так постепенно подрывалась благодатная семейная идея и "непотребное" во взглядах внедрялось в русскую действительность.

В XIX веке история нашей литературы отражает продолжение этой борьбы. Большинство произведений антинигилистического настроя: "Отцы и дети" И. С. Тургенева, "Обрыв" И. А. Гончарова, "Некуда" и "На ножах" Н. С. Лескова, "Бесы" Ф. М. Достоевского и даже "Война и мир" Л. Н. Толстого утверждали семейный национальный идеал и обнаруживали несостоятельность той "модели" семьи, которая упорно внедрялась западными цивилизаторами под предлогом "свободы". У, русских было свое, более глубокое понимание.

Пожалуй, наиболее четко высказал его Ф. М. Достоевский; он отметил, что у нас в России "другие убеждения, и особенно относительно понятий о свободе. ";

"В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого: нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему"' - писал Достоевский.

Неистребим в русском сознании "идеал слаженности", "чинности", того, что лишь в очень ограниченном смысле можно передать европейским понятием "гармония'''. Эта "слаженность" изначальна в представлении о прекрасном, милом сердцу герое. Ведь русский богатырь - плоть от плоти народного идеала, он не только бьется за дело правое, дело доброе, но во всем блюдет "чин" и "лад".

«Смело проходит во палаты княжецкие, Тут он крест кладет да по писаному, А поклон ведет по ученому На все три, четыре да на стороны, Солнышку Владимиру да в особину. »

("Добрыня Никитич и Алеша Попович")

Но едва ли не основное, на чем стоит мудрость исторического долга, — это почитание святостроителей русской земли и жизнетворчества ее народов, и прежде всего - русского народа, всегда служившего скрепляющим составом на всем пространстве нашего Отечества. Это сознание должно быть, как -проницательно заметил Г. П. Федотов, собственно национальным, русским и российским, и продолжал: "Задача каждого русского в том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его "русскости") в сознание российское. Это значит воскресить в нем, в какой-то мере, духовный облик всех народов России. ". В этом долг каждого россиянина. На том стоит, стоял, и стоять будет русский национализм.

В русском национальном самосознании всегда торжествовал этот завет "не помыслить злом". Таков был наш народ, таков в глубине души своей и остался: наивно-доверчивым и доброжелательным. За это и страдал. Страдал и оставался верным сам ребе, доверчивым от сердца (не от ума). И немало еще пострадает за эту добрую доверчивость. Писали об этом Ф. М. Достоевский, К. и И. Аксаковы, Вл. Соловьев, М. О. Меньшиков. Ведь как русскому человеку по природе чужды нахальство и наглость, так и патриотизму его свойственна стыдливая сдержанность в отстаивании прав своего народа. Увы, это не самое безобидное качество в окружении иных бесцеремонных и даже хищных национал-шовинистов.

Нам отлично известно, что право требовать уважения к своему народу бессильно без искреннего уважения к другим народам, а такое уважение всегда было присуще русскому. Однако бывает, что речь в защиту русского народа нагло и бесстыдно толкуется как шовинизм. Старый и вечно новый "прием" этот, увы, нередко срабатывает хотя и не имеет никакого подтверждения в осмысленных фактах нашей истории. Шовинизм был, есть и будет чужд русским людям. Это и было основанием для образования уникальной русской нации, в которой нашлось место многим народам. "Нация, - разъясняет эту уникальность И. А. Ильин, - как единение людей с единым национальным' актом и культурою, не определяется принадлежностью к единой церкви, но включает в себя людей разной веры, и разных исповеданий, и разных церквей". И тем не менее русский национальный акт и дух был взращен в лоне православия и исторически определился его духом, на что и указывал Пушкин. К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.

Пушкин.

На лоне "русского национального актаи получили свое высокое признание великие русские полководцы: грузин П. И. Багратион, "самый храбрый гусар русской кавалерии" армянин В. Г. Мадатов, честнейший и талантливый шотландец М. Б. Барклай де Толли, великие русские ученые: немец К. М. Бэр и датчанин В. И. Даль, великие русские художники: еврей И. И. Левитан, армянин И. К. Айвазовский и многие, многие другие, родные нам по духу своего творчества, по смыслу и существу своей деятельности.

Тут уж не скажешь лучше Ф. М. Достоевского: "В русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность - в нем по преимуществу выступает способность высокосинтетическая, способность всепримиримости, все-человечности. В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во все вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы. У него инстинкт общечеловечности. Он инстинктом угадывает общечеловеческую черту даже в самых резких исключительностях других народов, тотчас же соглашает, примиряет их в своей идее, находит им место в своем умозаключении и нередко открывает точку соединения и примирения в совершенно противоположных, сопернических идеях двух различных европейских наций, - в идеях, которые сами собою, у себя дома еще до сих пор, к несчастью, не находят способа примириться между собою, а может быть, и никогда не примирятся". )

А что сегодня?

Как понимают слово «патриотизм» современные люди, мои сверстники? Я попыталась найти ответ на этот вопрос, изучив общественное мнение при помощи анкеты.

Анкета.

Как вы понимаете термин ^патриотизм» («патриот»)?

Как часто вы принимаете участие в мероприятиях патриотического направления? (шефство над ветеранами труда и ВОВ, конкурсы политической песни и др. )

Какими человеческими качествами должен обладать настоящий патриот в современных условиях?

Достаточно ли средства массовой информации содействуют развитию патриотических чувств граждан?

В опросе приняло участие 123 ученика с 5 по 11 класс. 10% учащихся (в основном 5-6 классы) не знают значения слова «патриотизм». В большинстве случаев ребята трактуют термин «патриотизм», как любовь к Родине, способность человека отдать свою жизнь за общие интересы страны (ответили 90%). По мнению многих старшеклассников, настоящий патриот должен обладать следующими качествами: высокой нравственностью, образованностью, развитым чувством гражданского долга, самоотверженностью, и преданностью общественным идеалам, должен иметь активную гражданскую позицию.

Выводы:

1. Настоящий патриот - это высоконравственный, духовно развитый человек, способный не только защитить, Но и сострадать бедам других людей, быть толерантным.

Патриот сегодня - это не только человек, любящий свою Родину, но и настоящий гражданин, который делает все для процветания и благополучия своей страны.

Знание России - основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его: русский язык, российская история и отечественная литература. Основою их восприятия должна быть духовность и любовь к Родине.

Сознание исторического долга неизменно связывалось в русском человеке с ощущением преемственности поколений, из поколения в поколение несущих идею Божьего государства, олицетворяющего бескорыстное стремление к верховной, вечной красоте, к справедливости, святости. «Русский патриот» - это человек, «христианин, он полон благоговения ко всему человеческому - к добру, красоте и правде в каждом смертном. ».

В фольклоре национальная русская идея: жизнь в сущности своей – служение высокому и прекрасному триединству, включающему в себя духовное начало (вера), государственное начало (русская земля), народное начало («за бедных людей», кои и есть народ). Позже та же мысль органически влилась в формулу: «православие, самодержавие, народность».

Задача школы - воспитать самобытные личности, т. е. люди высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовь к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни.

Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, ее историю и ее язык.

Знание России - основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его: русский язык, российская история и отечественная литература. Основою их восприятия должна быть духовность. Русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это - российская история, проникнутая любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; это - русская литература, рассмотренная, поданная с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.

Патриотическое воспитание — единственный верный путь честного служения на ниве просвещения. Этот путь открыт всем работникам русского просвещения, любящим Отечество.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)