Производство  ->  Энергетика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Первая ГЭС на вечной мерзлоте

Открытие геологами крупных месторождений алмазов в Якутии в 50-е годы создало реальные предпосылки обеспечения народного хозяйства страны алмазами. Развитие машиностроения, приборостроения, огромные масштабы глубокого бурения на нефть и газ, разведка рудных месторождений и другие отрасли требовали специальных инструментов, основой которых были алмазы. И наконец, алмазы – это всегда валюта. Темпы создания промышленности были заданы высокие.

Но к этому надо добавить то, что условия решения задачи были необычайно трудными, экстремальными во всех отношениях. Это и суровый климат, и оторванность от обжитых районов страны , и многое другое. Все надо было создавать заново, совершенно на пустом месте.

К концу пятидесятых годов были решены первоочередные задачи по организации деятельности треста « Якуталмаз ». Началась промышленная добыча алмазов. Но это было только начало, главная работа была впереди. Строительство горнообогатительных комбинатов на месторождениях алмазов – трубках «Мир», «Айхал»,«Удачная»,Вилюйской ГЭС, всего комплекса промышленной и социальной инфраструктуры требовало огромных объемов капитального строительства, создания крупных строительно-монтажных организаций и решения сложных технических проблем.

В 1958 году правительством страны было принято решение о создании

Управления строительства «Вилюйгэсстрой», на которое возлагалось строительство Вилюйской ГЭС и всех объектов алмазодобывающей промышленности.

29. августа 1958 года Министерство строительства электростанций

СССР приняло решение о строительстве Вилюйской ГЭС и объектов треста «Якуталмаз». Эта дата и считается днем рождения «Вилюйгэсстроя».

30. августа Е. Н. Батенчука вызвал начальник строительства «Ангарагэсстроя» А. Е.

Бочкин и предложил создать инициативную группу инженеров, которые в течение двух-трех недель должны обследовать район будущей гидростанции на Вилюе и дать соображения по началу строительства.

Через два дня молодые инженеры Б. А. Медведев, Ю. И. Фриштер, В. М. Пьянов отбыли на площадку будущего города Мирного, где в то время уже начал свою деятельность трест «Якуталмаз».

Долетев до Мирного самолетом, они добрались оттуда пешком до села Тууса, где намечался створ гидростанции и где уже работали изыскатели.

Ознакомившись с работой изыскателей, группа побывала в Мухтуе и оттуда вернулась в Иркутск. С восхищением они докладывали обо всем, что довелось им видеть: о дикой природе этого края, о его необитаемости , о чудесных людях – алмазодобытчиках, о селе Мухтуя, о простом радушном народе - якутах.

В сентябре 1958 года Е. Н. Батенчук побывал в Якутске, где представился руководству республики, затем вылетел в Москву для решения вопросов проектно – сметной документации и комплектования стройки в Министерстве, Госплане и в институте «Гидропроект», который на первых порах занимался перспективами строительства Вилюйской ГЭС. Побывал он и в Ленинграде, где находились институт

«Ленгипроречтранс», проектировавший порт в Мухтуе, и «Ленгидропроект», занимавшийся проектированием высоковольтных линий электропередачи и подстанций. Организационно-подготовительная работа продолжалась до конца года.

6 января 1959 года начальник «Главгидроэнергостроя» Министерства строительства электростанций СССР Р. Носов своим приказом №1к назначил начальником « Вилюйгэсстроя» и заместителем начальника «Ангарагэсстроя»

Евгения Никаноровича Батенчука, который к тому времени успел многое сделать для создания новой стройки, подбора кадров руководителей, ИТР и высококвалифицированных рабочих, прежде всего механизаторов.

Одним из основополагающих документов в истории «Вилюйгэсстроя» является приказ №11 от 13 января 1959 г. по «Ангарагэсстрою»:

«Организовать в составе строительства «Ангарагэсстрой» с января

1959. года управление строительства Вилюйской ГЭС – «Вилюйгэсстрой»»

Этим же приказом в составе «Вилюйгэсстроя» с местонахождением в

Мухтуе было создано два СМУ: СМУ-1 - по строительству гражданских и промыш- ленных сооружений и СМУ-2 - по строительству ЛЭП Мухтуя – Мирный.

В конце 1959 года Московский институт «Гидропроект» разработал проектное задание для будущей стройки. Составленное им проектное задание было утверждено Минэнерго в апреле 1960 года , а с середины этого года всё дальнейшее проектирование было поручено Ленинградскому отделению Всесоюзного института “Гидропроект”. Для “Ленгидропроекта “ особенно тяжёлым был первый период стройки , когда при недостаточно ещё изученном проекте пришлось срочно обеспечивать стройку первоочередной технической документацией.

Одновременно с этим в процессе начавшегося строительства, продолжавшихся изысканий и научно-исследовательских работ спешно перерабатывалось проектное задание с учетом ряда замечаний экспертизы.

Обсуждение проектного задания проходило в «Вилюйгэсстрое» широко, заинтересованно и на очень высоком профессиональном уровне. Этому способ- ствовали творческая атмосфера, которую сумели создать в коллективе Е. Н. Батенчук и главный инженер строительства Г. Ф. Биянов, а также высокая квалификация и большой опыт специалистов, прибывающих на строительство Вилюйской ГЭС с разных гидротехнических строек страны.

Было много предложений и по гидротехническим сооружениям, и по электро- технике, и по экономическим обоснованиям строительства. Значительные сложности представляла и транспортная схема доставки грузов. В итоге получился очень интересный гидроузел с рядом оригинальных и прогрессивных проектных решений.

Среди них самая высокая в СССР каменно-набросная плотина с грунтовым экраном, водосброс со сложным виражом, рассеивающим трамплином и уникальным сегментным затвором, самые высоконапорные в отечественной практике поворотнолопастные турбины с оригинальной формой отсасывающих труб, контурное взрывание при проходке скальных котлованов, установка множества анкеров в мерзлой скале и другие.

Некоторые предложения гидростроителей-практиков директивными органами и проектировщиками принимались сразу, по другим борьба растянулась на годы.

Площадку для основного поселка проектировщики выбрали на правом берегу реки, в полутора километрах от створа. Перво-наперво поставили несколько палаток, капитально их обустроили. Первую просеку, которую стали прорубать в соответствии с генеральным планом, нарекли по традиции улицей Гидростроителей.

К весне развернулось строительство жилых домов, магазина, бани, столовой, школы, дизельной электростанции, водопровода, базы ГСМ и других первоочередных объектов,

Из воспоминаний Е. Н. Батенчука.

Я решил строить домики-балки. Ведь надо же выходить из палаток. Каждой бригаде по балку - стройте и заселяйте. Работа закипела, домики выросли быстро. К 1 мая их набралось уже 42. Появилось жилье - приехали жены, детишки, ближняя и дальняя родня. Повеселело в поселке.

Вот тут и стали вставать перед нами проблемы. Нужен печеный хлеб, горячая пища, нужен свет, нужно где-то мыться. Когда живешь в городе, просто не замечаешь огромного количества удобств, которых мы на Вилюе были пока лишены. Объектом

№1 была пекарня. Разумеется, никаких проектных решений не было. Пекарня на одну печь была построена в балке. А ведь даже строительных материалов не хватало. Но в марте 1960 года строители уже ели свой хлеб. Нетрудно представить общую радость.

Первым пекарем была жена бригадира Алексея Чупова.

Однако не хлебом единым На одних консервах долго не проживешь.

Пришлось комбинировать из балка и палатки столовую. В балке была кухня, в палатке-обеденный зал. Эта временная столовая просуществовала свыше 7 месяцев. В марте строители уже мылись в своей бане. Она была маленькая, типа сельской. К осени людей прибавилось, пришлось делать баню попросторней.

Одним из самых острых вопросов было отсутствие квалифицированной медицинской помощи. С приездом врача Тюрюхановой в балке была открыта поликлиника.

Не было почтовой связи с внешним миром. Это отрицательно влияло на настроение людей, наиболее слабые даже уезжали. 5 апреля прибыло оборудование связи. Его привез работник почты Безруких, который быстро наладил работу почты, сберегательной кассы. Створовцы услышали радио. Хмурые лица повеселели.

Из Мухтуи привезли две передвижные электростанции. Первым 29 апреля включил свет товарищ Лиходед. Воду зимой добывали просто - привозили с реки лед.

Летом пришлось строить насосную на берегу Вилюя и подавать воду по трубам в бак емкостью 20 кубометров, откуда она подавалась в столовую и баню. Для населения поселка ее развозили водовозкой.

Надо было позаботиться о хранении поступающих продуктов, материалов.

Сначала склады выглядели так: бревенчатый настил, а на нем мешки, ящики, укрытые брезентом. Холодильник помогла найти изобретательная мысль. Обнаружили на берегу штольню, сделали двойные двери – получился отличный холодильник”.

По зимнику строители доставили много грузов. За январь – апрель в Чернышев- ский пришло 37 тракторных поездов по 400-500 тонн каждый. Кроме того, на перевозку грузов по зимнику в Чернышевский был брошен почти весь транзитный транспорт.

Для того чтобы обеспечить постоянное сообщение с Чернышевским на период без- дорожья, одним из первоочередных объектов стала взлетно-посадочная полоса. Быст- рее всего рос поселок. Уже через год вдоль первой улицы стояли жилые двухэтажные дома – общежития. Появились почта, магазин, баня, школа, больница - в общем, все, что нужно для нормальной жизни людей. Рос и коллектив. Батенчук прекрасно понимал, что на одном энтузиазме, на романтике и «запахе тайги» человек на Крайнем Севере долго не выдержит, и делал все возможное, а порой и невозможное, чтобы сделать жизнь и быт гидростроителей максимально благоустроенными. За среднюю школу, например, строительство которой форсированно началось без титула и плана, он получил строгое взыскание от министерства.

Трудно, очень трудно было первым гидростроителям на берегах Вилюя. Работали от зари до зари. Об атмосфере, характерной для того времени, скупо, но очень ярко свидетельствуют отрывки из дневника, который вел молодой прораб О. Черкасский:

«3 февраля. Начинают прибывать бригады. Закипел, зашевелился поселок. Работы прибавилось

Март. Потоком идут машины из Мухтуи и Пеледуя. Сутки пошли колесом. Отдыхать не успеваю. Пуск столовой - событие особой важности: ешь кашу, щи, не надо самому готовить

Май. Дорогу развезло. Строим восьмиквартирные дома, столовую на 100 мест и разные объекты. Очищен аэродром. Весь месяц сидели без почты. Безрезультатно шлем телеграммы в разные концы. И вдруг – самолет! Два круга – и с неба валятся тюки с почтой Пускаем электростанцию и водопровод

Июль. Знаменательный месяц. Упорный труд по строительству аэродрома увенчался успехом. 3 июля в 15 часов 30 минут по местному времени на аэродроме Чернышевского сел первый самолет (это был АН-2). Ликованию не было конца. Хотя летчик почесал затылок и сказал, что аэродром в эксплуатацию не примут, мы были на седьмом небе. Назавтра площадка удлинилась на 40 метров.

Ноябрь-декабрь. Впервые вышли на плотину. Вернее, на вырубку леса над плотиной. Пустили наш соцкультбыткомбинат-столовую, клуб, магазин. Все это размещалось в здании проектной столовой. В ней завтракали, обедали и ужинали, а вечером обеденный зал превращался в клуб, где можно было кино посмотреть, провести молодежный вечер или собрание, принять артистов. Клуб получился на славу. Вот и артисты стали приезжать. Первую стенную газету выпустили – «Покорители Вилюя»- на четырех страницах ватмана».

К осени 1960 года в Чернышевском уже были введены 5 четырехквартирных и 50 жилых одноквартирных домов, работала баня, почта, сберкасса, медпункт. К зиме все были переселены из палаток. Школы, правда, не было, и дети учились либо в Мирном, либо в Мухтуе. К концу 1960 года в Чернышевском насчитывалось уже около 500 человек. Основной костяк специалистов, рабочих и ИТР составляли иркутяне.

18 декабря начались основные работы на створе. К этому времени уже было утверждено проектное задание по сооружению Вилюйской ГЭС.

В соответствии с ним Вилюйский гидроузел предполагалось сооружать в две очереди по мере роста энергопотребления.

В комплекс сооружений гидроузла первой очереди входили глухая каменно-набросная плотина высотой 74 м и длиной по гребню около 600 м, подводящий и водосбросный каналы, водосброс, водоприемник, здание ГЭС полуподземного типа и другие вспомогательные сооружения. Первоначально предполагалось, что суммарная мощность двух очередей Вилюйской ГЭС будет 616 тыс. кВт.

Подготовка наступления на Вилюй развертывалась сразу по многим направлениям.

Большие трудности испытывали строители из-за бездорожья. Обилие техники быстро делало просеки непроезжими, автомобили вязли, приходилось делать все новые объезды, но скоро и они становились непроходимыми даже для тракторов. Правда, во время весенней распутицы строителей выручали лошади. Первая лошадь в Чернышевском появилась в начале 1960 года. Работал на ней возчик-якут Т. Е. Осипов. Через год хозяйство Осипова разрослось. Весной 1961 года на стройке числилось уже девять лошадей местной выносливой породы. На них перевозили бревна и палатки, краску и гвозди, столярку и другие грузы, необходимые на многочисленных строящихся объектах.

Темпы работы на новостройке нарастали с каждым днем.

Батенчук и другие руководители часто бывали на новостройке. М. К. Ковалевич вспоминает одну из первых поездок на место будущей Вилюйской ГЭС в апреле шестидесятого.

“Напряженный рабочий день закончился. Евгений Никанорович, инженеры, прибывшие с ним, и я, в то время председатель объединенного постройкома «Вилюйгэсстроя», сидим в палатке вокруг раскаленной железной печки и пьем запашистый, изумительно вкусный, с дымком чай из обжигающих руки алюминиевых кружек. Батенчук увлеченно рассказывает о ближних и дальних перспективах. Внушительные цифры проектов и технико-экономических обоснований он перемежает с красочным описанием новостроек, и в нашем воображении ярко вырисовываются картины будущего Западной Якутии: многоэтажный белокаменный Мирный, гиганты алмазной индустрии, оснащенные по последнему слову науки и техники, благоустроенные поселки алмазодобытчиков , Мухтуйский речной порт с караванами барж и белоснежными тепло- ходами Он говорит :

- Вилюй на Эрбэйэкском пороге перегородит семидесятиметровая каменно- набросная плотина длиной более полукилометра, а выше ее на 400 километров разольется рукотворное море. Здесь, где мы сидим, раскинется благоустроенный, красивый поселок, которому уже дано имя Николая Гавриловича Чернышевского.

- Все вы сегодня видели, как красиво здесь. Надо во что бы то ни стало эту красоту уберечь, облагородить. И поверьте, журналисты, туристы, иностранцы, которые непременно будут ехать сюда, станут сравнивать наш Чернышевский со Швейцарией. На самой высокой горе Кукушка построим Дворец культуры, через два-три года откроем среднюю школу, а потом и техникум.

-И вы, - завершает он эту мысль, обращаясь к присутствующим, - будете читать там лекции по сопромату и гидротехнике”.

Все, о чем рассказывал Батенчук, стало быстро сбываться.

В феврале 1963 года управление «Вилюйгэсстрой» перебазировалось из Мирного в Чернышевский. Правда, некоторые специалисты считали, что необходимости в этом нет. Они хорошо устроились в Мирном и не торопились на необжитые вилюйские берега. Пример показал Батенчук, он в числе первых с семьей поехал на створ, оставив хорошую по тем временам четырехкомнатную квартиру.

-Руководить строительством такой гидростанции, как Вилюйская, живя в Мирном, я не могу, - говорил он. – Да и как звать туда людей, если сам обретаешься в уже обжитом городе, за сотню километров от стройки. Не поверят они такому руководителю.

Вскоре началось наступление на Вилюй. В марте шестьдесят третьего строители уложили первый кубометр бетона в потерну (цементационная галерея), а в августе отсыпали первый кубометр камня в тело плотины.

На первый взгляд могло показаться, что все идет хорошо. На самом же деле положение «Вилюйгэсстроя» в начале шестидесятых годов было очень трудным. Прежде всего сказывались совершенно необычные условия : отдаленность от транспортных магистралей и населенных пунктов, бездорожье, суровый климат – он в районе строительства Вилюйской ГЭС резко континентальный, с продолжительной холодной зимой и коротким летом. Среднегодовая температура минус 8 градусов Цельсия, зимой температуры доходят до минус 63 градусов, летом – до плюс 36. 213 дней в году температуры ниже нуля. Среднее количество осадков 364 миллиметра. Последние заморозки наблюдаются в середине июня, а первые – в середине августа. Толщина снежного покрова незначительна – 250-300миллиметров.

На стройке возникло и множество сложнейших, зачастую неожиданных инженерных и экономических проблем. Несмотря на то что план перевыполнялся, с ростом объемов выполненных работ росли убытки, они уже исчислялись миллионами.

Главная причина этих убытков состояла в том, что в сметах, которые получил «Вилюйгэсстрой» от своих заказчиков, не учитывались местные условия. Выполненные работы оплачивались примерно так же , как в Якутске. Но здесь все грузы надо было перерабатывать в неприспособленном, только-только строящемся Мухтуйском речном порту, а затем везти по зимнику за сотни километров. В общем, когда специалисты подсчитали, оказалось, что банк не оплачивал строителям примерно половину выполненных работ.

Батенчуку пришлось заняться экономикой. После 12-14-часового рабочего дня он допоздна засиживался над книгами, расчетами и вскоре мог на равных разговаривать со сметчиками и экономистами всех рангов.

Очень большую работу по определению поправочных коэффициентов проделали работники созданного на стройке сметно-договорного отдела, плановики и финансисты. При управлении строительства был создан и активно работал специальный экономический совет, в который вошли начальники плановых отделов подразделений, прорабы, мастера, передовые рабочие, специалисты различных отделов управления. Руководил советом Я. Л. Грицевский - опытный экономист-практик, заместитель начальника управления строительства по экономике. Большую роль сыграли руководители бухгалтерской службы Ю. В. Родин, Г. П. Живодерова, М. А. Братышкина.

Были многочасовые споры, длительные совещания в самых различных инстанциях. Батенчук был вынужден то и дело вылетать в Москву. Наконец утвердили коэффициент-1,3. Это была победа, но неполная. Поправочный коэффициент не покрывал все убытки строительства, хотя и сократил их. Борьба за улучшение экономических показателей продолжалась.

В конце концов специалисты убедились в правильности требований , в обосно –ванности расчётов. Многие из них впоследствии были утверждены самыми высокими инстанциями. В дальнейшем некоторые разработки ,,Вилюйгэсстроя” легли в основу норм и поправочных коэффициентов в новых СНиПах.

Батенчук использовал и различные пути снижения стоимости строительства. На стройке широко развернулась рационализаторская работа , применялись новейшие до- стижения науки и техники , проводились исследования , совершенствовалась структу- ра управления - в общем , изыскивались и максимально использовались всё новые и новые резервы.

Какие сложности подстерегали при строительстве и эксплуатации электростанции на вечной мерзлоте! Самая первая сложность - создание водонепроницаемого экрана плотины. В мировой практике не было технологий, позволяющих создавать при низких температурах надлежащие экраны. Американцы до нас построили на Аляске подобную электростанцию, только малой мощности. Они примерили, искусственный экран-опыт оказался неудачным. Наши проектировщики побывали там, и американские коллеги предложили искать новые методы. К сожалению, химические компоненты стареют, поэтому нужно было найти такой элемент, который бы не подвергался старению. Решено было создать экран, а чтобы вода не фильтровала, положить суглинок. Сама идея принципиальной новизной не отличалась, но технологию укладки нужно было создать на месте. Ленгидэп в течение нескольких лет совместно со строителями ВГЭС трудился, разрабатывая данную технологию. В конце концов, технология была разработана и применена на укладке суглинка в тело плотины.

Лицензию на использование нашей технологии впоследствии закупили канадские, американские, японские и другие фирмы. Эта технология неоднократно применялась и у нас в стране, когда нужно было осуществлять работы при низких температурах – до минус 50 градусов по Цельсию.

Второй принципиальной сложностью было получение оборудования для условий низких температур. Так, первые ЛЭП 110 и 220 кВ пришлось строить на деревянных опорах. Лишь десятилетие спустя появилась возможность строить ЛЭП в металле. Были неприятности с грузоподъемным краном из-за непоставки хладостойких металлов. Во время пуска на кране возникла большая аварийная ситуация – при низкой температуре он вышел из строя. Первый месяц эксплуатации показал, что даже наши конструкторы и технологи многих вещей не могли даже предположить. Случилась авария: вода начала поступать в машзал, откачивающие насосы вышли из строя, но, на счастье жителей нашего региона, природа нам помогла (трещину заполнили налимы). Месяц спустя удалось откачать воду, и в декабре агрегат вновь был пущен в работу. С тех пор станция не знала неприятных ситуаций. На внешних объектах была авария из-за наледеобразования на ЛЭП в районе водосброса. Защиты отключили все ЛЭП, но через несколько минут причина была устранена, и ЛЭП были включены в работу.

Был еще один крайне неприятный момент, когда в подземном машзале загорелось распредустройство 13,5кВ. Это был момент, когда боялись, что весь регион останется без тепла и света. Положение спасли воины-пожарники: они сумели в нечеловеческих условиях справиться с огнем, и, благодаря их мужеству и отваге, все алмазодобывающие районы были спасены от замерзания.

В период строительства паводки причиняли стройке большие неприятности: в один из таких паводков погиб молодой парень, только что демобилизовавшийся из армии. Еще одна мелочь, но весьма неприятная, когда из-за мороза практически невозможно было двигаться. Примеров подобных масса. Например, резина на колесах автомашин: пока не польешь маслом или соляром, машина не могла двигаться. К чести коллектива все было преодолено, были поставлены рекорды по стране, когда за 11 месяцев была построена ЛЭП-110 протяженностью 110 км до Мирного. Все это при отсутствии специальной техники.

Итак , в 1960 г. пришли первые строители и в условиях вечной мерзлоты и Крайнего Севера возвели крупную гидростанцию - такого не знала мировая практика.

ВИЛЮЙСКАЯ ГЭС (краткая техническая характеристика):

Река Вилюй – правый приток Лены. Длина реки – 2654 км, площадь водосброса – 448655кв. км, среднемноголетний сток – 72,4 куб. м, падение – 477м.

Створ Вилюйского гидроузла расположен в среднем течении реки Вилюй, в области сплошного распространения многолетней мерзлоты. Среднемноголетний сток в створе узла составляет 19,6 куб. м. Площадь водосброса – 141450кв. м, среднегодовой расход – 634 куб. м/с.

КЛИМАТ в районе гидроузла – резко континентальный, с продолжительной холодной зимой и коротким теплым летом. Среднегодовая температура воздуха – минус 8,2 градусов по Цельсию, экстремальные температуры – минус 63 и плюс 36 градусов. Период со средней суточной температурой составляет 213 дней в году. Среднее количество осадков в год – 366мм.

ВОДНЫЙ режим реки и распределение годового стока крайне не равномерны. Около 70% годового стока проходит в период весеннего половодья, около 26% - в летне-осенний период и около 4% - в течение всей зимы. По наблюдениям, наибольший расход составил 12 600 куб. м/с, минимальный летний – 51 куб. м/с, минимальный зимний – 0,3куб. м/с.

ГИДРОУЗЕЛ находится в зоне распространения многолетней мерзлоты, толщиной более 200м. Под руслом имеется талик. Температура грунтов в подошве слоя годовых колебаний 3-5 градусов по Цельсию. Глубина сезонного протаивания колеблется от 1,5 до 4 м, в зависимости от типа породы экспозиции склона.

ОСНОВАНИЕМ сооружений служат трещиноватые изверженные породы – долериты, более сохраненные в русле и менее сохраненные – слабольдистые – на береговых склонах.

ПЛОТИНОЙ гидроузла образовано водохранилище площадью 2335 кв. м, позволяющее многолетнее регулирование стока. Полный объем его – 40,4куб. м, полезный – 22,4куб. м.

В состав основных гидросооружений узла входят: плотина, водосбросный канал, здания ГЭС – 1 на правом и ГЭС – 11 на левом берегу, с закрытыми распределительными устройствами 220 кВ при каждой ГЭС.

КАМЕННОНАБРОСНАЯ плотина с грунтовым экраном имеет длину по гребню 600 м, максимальную высоту – 75 м. Экран выполнен из суглинисто – древесных грунтов и сопряжен со скалой основания посредством железобетонного зуба с патерной для цементации основания. Переходная зона между экраном и каменнонабросной призмой состоит из двухслойного щебеночного фильтра, с толщиной каждого слоя 2-3 м. Верхний откос в зоне воздействия ветровых волн укреплен укладкой крупного камня.

ВОДОСБРОСНЫЙ канал вырублен в скале правого берега. Длина его - около

980 м, ширина по дну – 30 м, ниже водосброса до 40 м. Глубина выемки по правому борту достигает около 70 м. В левый борт водосбросного канала врезан водоприемник ГЭС-1. Ниже по течению канала – порог водосброса. Перекрыт он сегментным затвором пролетом 40 м, высотой 14 м.

Устои водосброса выполнены в виде массивной облицовочной скалы. Выше ее поверхности возведены стены и башни с механизмами подъема затворов.

Канал ниже сброса облицован бетоном и представляет собой быстроток. На повороте канала устроен вираж, а на пропуск 5000 куб. м/с.

Стационарный узел первой очереди размещен на правом берегу. Полуподземное здание ГЭС-1 расположен в глубокой траншее, вырубленной в скале. Вода от водоприемников к турбинам подводится тоннелями, отсасывающие трубы выполнены в виде тоннелей. Турбины, установленные на ГЭС-1, проворно - лопастые, типы ЛП 5а-ВМ

410, мощностью 79,5 МВт. Расчетный напор – 55 м. Диаметр рабочего колеса – 4,1 м, частота вращения – 187,5 об/мин. Электрогидравлический регулятор типа ЭГРМ-100 с маслонапорной установкой МНУ- 12,5-40 обеспечивает автоматизацию всех процессов управления и защиты турбин в целом.

Перед турбинами установлены дисковые затворы диаметром 6,0 м с гидравлическим приводом от одной МНУ на два затвора.

Турбины и затворы изготовлены Харьковским турбинным заводом. Гидрогенераторы типа СВВ 730/190-32, синхронные (мощность по 90,5 МВА или 77 МВт и напряжением 13,8 кВ) в подвесном исполнении, изготовлены Новосибирским заводом «Сибэлектротяжмаш».

В машинном зале ГЭС-1 установлен мостовой кран грузоподъемностью 350/75/10т.

Главные повышающие трехфазовые трансформаторы типа ТДГ-90 000КВА и напряжением 242/13,8кВ с охлаждением масла дутьем установлены с низовой стороны здания станции на уровне пристанционной площади. Высокое напряжение передается по воздушным переходам в закрытое (по климатическим условиям) распредустройство 220 кВ, здание которого размещено на террасе между водоприемником и ГЭС.

Станционный узел второй очереди размещен не левом берегу в открытой скальной выемке.

Здание ГЭС-2 обычного приплотинного типа. Вода по сравнительно короткому подводящему каналу, вырубленному в скале левого берега, подводится к водоприемнику, оборудованному решетками, плоскими быстродействующими затворами. От водоприем- ника вода к турбинам подводится по железобетонным напорным трубопроводам диаметром 6,0 м, с металлической внутренней облицовкой. Эксплуатация здания осуществляется ремонтными и основными рабочими.

Турбины, установленные на ГЭС – 2, радиально-осевые. Типа РО-75/311 3123-1-В-450, мощности по 88МВт при расчетном напоре 55 м. Диаметр рабочего колеса – 4,5 м, частота вращения – 136,4 об/мин. Максимальный расход воды через турбину – 175 куб. м/с. Электрогидравлический регулятор типа ЭГР – 2М –100-4 с маслонапорной установкой. Турбины изготовлены Харьковским турбинным заводом.

Гидрогенераторы типа СВ972/150-44ХЛ, синхронные (мощностью по 95 МВА или 85 МВт, напряжением 13,8 кВ), в подвесном исполнении, изготовлены Новосибирским заводом «Сибэлектротяжмаш».

В машинном зале ГЭС-2 установлены два мостовых крана грузоподъемностью

250/30 т.

Главные повышающие трехфазовые трансформаторы мощностью 125 000МВА и напряжением 242/13,8кВ с охлаждением принудительной циркуляции воздуха с маслом установлены сверху вдоль здания станции.

Распределительное устройство 220 кВ закрытого типа в здании размещено на отдельной площадке.

Управление обеими станциями осуществляется с центрального пульта управления, расположенного на правом берегу при ГЭС-1. Машинный зал ГЭС-2, водоприемник и закрытое распредустройство левого берега соединены с центральным пультом проходными кабельными коридорами.

Электроэнергия, вырабатываемая обеими станциями по линиям 220 кВ, передается промышленным предприятиям, городам, селам для удовлетворения коммунальных и бытовых нужд.

Коллектив Вилюйской ГЭС впитал в себя лучшие традиции строителей днеп- ровских, волжских, сибирских гидростанций. Но условия здесь были несравненно тяжелее. Однообразное питание, отсутствие условий для культурного досуга, а главное-работа на лютом морозе, когда от легкого толчка на кусочки рассыпаются автомобильные баллоны, а металлические конструкции лопаются с легкостью стекла. Безморозный период здесь только 57 дней в году, среднегодовая температура – минус 8,2 градуса, дней, когда среднесуточная температура ниже нуля,-218, минимальная, правда, отмеченная всего один раз,- минус 69 градусов. Снег лежит 214 суток. Толща вечномерзлых пород – 150-200 метров.

Эти трудности как бы фильтровали людей. Не все их выдерживали, многие уходили, убедившись, что «длинные» рубли здесь не платят. Но уж те, кто оставался, были верны стройке, делили с нею радости и невзгоды. А невзгод и неудач хватало. Возникали они из-за неопытности строителей, из-за отсутствия опыта у проектировщиков. Ведь никто еще не строил в Советском Союзе ГЭС в таких сложных условиях.

Проектировщики предполагали, что скалы в районе ГЭС монолитные. Достаточно вырубить в них каналы, и можно пускать воду; достаточно вырубить котлован, и сами скалы будут служить стенами здания ГЭС. Но «монолит» по мере оттаивания крошился на глазах. Скала оказалась трещиноватой, «спецментированной» льдом. Пришлось покрывать бетоном стенки и дно водосбросного канала, из бетона же практически возводить стены машинного зала. В несколько раз возрос объем подземных бетонных работ. По первоначальному проекту в сооружения первой очереди ГЭС нужно было уложить 65 тысяч кубометров бетона. Уложено было почти в пять раз больше. Ни материальные и людские ресурсы стройки, ни его производственная база не были рассчитаны на такой большой объем работ. Срок пуска перенесли на 1966 год.

Чтобы предотвратить просачивание воды под плотиной, понадобилось сооружение специальной цементационной галереи. Проектировщики считали, что построить ее можно минимум за два года. Гидростроители решили сделать русловую часть за одну весну, до начала паводка. Мало кто верил в это. Но коллектив доказал, на что он способен. Эпопея потерны стала ярким примером коллективного подвига людей. Когда паводок грозил в считанные минуты свести на нет все сделанное – домой не уходил никто. Прямо в котловане урывали часы для короткого сна и минуты для еды. На помощь вышел весь поселок: учителя, врачи, домохозяйки, школьники. И люди победили.

И еще не раз и не два трезвый инженерный расчет дополнялся энергией, смекалкой и героизмом строителей. Так было,когда по исключительно смелому предложению прораба Леонида Корнеевича Божий собрали и установили с точностью до полумиллиметра без специальных приборов уникальный сегментный затвор – громадину весом 650 тонн с параметрами в десятки метров во всех трех измерениях. Так было, когда приняли оригинальное предложение начальника участка Михаила Ивановича Васильева по технологии монтажа напорного водовода и отчаянно дерзкое предложение бригадира Михаила Романовича Дьячека по демонтажу каркасов. С замиранием сердца следили сотни людей, с каким виртуозным мастерством и точностью была установлена 36-тонная секция мостового крана машинистом Григорием Петровичем Хоренженко. Это был, наверное, единственный в практике монтажа случай, когда башенный кран на максимальном вылете стрелы поднял груз вдвое больше положенного. В другом случае оригинальное решение позволило на два месяца раньше срока смонтировать автодорожный мост.

Таких примеров можно привести множество. Союз инженерного поиска с рабочей смекалкой помогали в решении самых трудных задач, в достижении высокого качества, удивительнейшей в таких условиях точности сборки. Коллектив Вилюйской ГЭС был пионером гидротехнического строительства в условиях сурового климата и вечной мерзлоты. Каждая крупица добытого им опыта была важна для будущих строек, каждый практический шаг являлся критической оценкой действующих норм и правил проектирования, организации и технологии строительства. Стройка на Вилюе стала как бы огромной лабораторией, искавшей и вырабатывающей методы крупномасштабного строительства на Севере.

Здесь была решена на практике задача укладки связных грунтов в плотину при отрицательных температурах, разработана технология укладки суглинка зимой с применением новых теплопроизводящих механизмов. Впервые в практике гидротехнического строительства был внедрен способ гладкого взрывания, узаконенный ныне в качестве обязательного при производстве скальных работ на всех стройках министерства. Были проведены многочисленные исследования по экономическим вопросам, разработана та часть «Строительных норм и правил», которая определяет стоимость машиносмен строительных механизмов на Севере.

Росла стройка, а вместе с нею росли, набирались опыта люди. Для многих «Вилюйгэсстрой» стал началом рабочей биографии, а для подавляющего большинства инженерно-технических работников - первым практическим применением знаний. Первой вехой в рабочей биографии стала стройка на Вилюе для якутских девушек Даши Николаевой и Лиды Алексеевой. Впервые в августе 1960 года приехала на створ гидроузла на байдарках группа студентов - мисийцев, а на следующий год все они прибыли сюда уже с дипломами инженеров. Дипломированных специалистов поставили работать бетонщиками. Потом они – начальники участков, главные инженеры и начальники управлений. Трудная, сложная профессия-бурильщик. Мужская профессия. Женщин к ней и сейчас на пушечный выстрел не подпускают. Антонина Григорьевна Негуляева не в счет. С ее вторжением в замкнутую мужскую корпорацию сначала примирились, потом перестали удивляться, а потом об этой невысокой миловидной женщине говорили с уважением и гордостью. Антонина Григорьевна удостоена ордена Трудового Красного Знамени.

Людей замечательных , самобытных, интересных на стройке сотни. Это бывший проектировщик «Гидропроекта» Александр Петрович Андреев и бывший конструктор Леонид Корнеевич Божий, приехавшие проконсультировать строителей, да так и «присохшие» к стройке. Это Николай Вотяков, Леонид Михайловский, Иван Меринов, с которых словно бы «списаны» персонажи арбузовской «Иркутской истории» Героические будни рождали героические характеры. И наоборот: героические характеры делали будни героическими.

И будущие исследователи, попытающиеся день за днем восстановить историю сооружения гидростанции, найдут в ней и трагические страницы. Слова из песни не выкинешь. От рук хулиганов погиб самый первый прораб «Вилюйгэсстроя» П. В. Горбунов. Именем, которого названа одна из улиц Чернышевского. Вдребезги разбивались катера смельчаков, отважившихся в летнее бездорожье провести баржи с грузом через Улахан-Хан. Лишь искусство хирургов спасло жизнь начальнику паросилового хозяйства П. Т. Пилько, который схватился с вооруженными бандитами, пытавшимися ограбить кассу. Нет, ничего не забыто. В своем счете Вилюю люди помнят каждую драму, все жертвы. И оттого еще более значителен коллективный подвиг гидростроителей, ставший синонимом мужества и героизма пионеров земли алмазной

Решающая весна.

Пуск первого агрегата ГЭС был перенесен на 1966 год. Но зима 1965/66 выдалась на редкость суровая. Термометры редко показывали выше минус 50. Люди выдерживали, механизмы - нет: по техническим условиям они могли эксплуатироваться при температуре не ниже минус 35-40. Почти всю зиму стройка стояла. Срок вновь был передвинут. В1967 году надо было пустить уже два агрегата.

Особенно ответственной была приближающаяся весна. Если до этого взбесившийся Вилюй пропускали через проран, то, перекрыв его 8 декабря 1966 года, строители отрезали себе все пути отступления. Только безаварийный пропуск паводка – другого варианта не существовало. Но к этому времени нужно было выполнить еще колоссальный объем работ. «Вилюйгэсстрой» мобилизовал все свои резервы. В Чернышевский стягивались строительные подразделения из Мирного, Ленска, Айхала. Сто человек прилетело на помощь с «Зеягэсстроя». По призыву обкома партии ежедневно прибывали большие группы людей из разных районов республики. Мирнинский горком КПСС направил на стройку группу партийных работников для организации партийно-политической работы непосредственно в строительных подразделениях. Дружескую руку помощи гидростроителям вновь протянули алмазники. На стройку прибыла колонна знаменитых «четвертаков» трубки «Мир» с экипажами и колонна КРАЗов. В парткоме утвердили график предпаводковых работ.

Паводок. Это слово звучало как сигнал боевой тревоги, как пароль. Отныне он диктовал сроки, экзаменовал организаторов производства, проверял моральные и деловые качества каждого человека. Ему была подчинена работа всех подразделений, всех служб и отделов. Люди работали без выходных и праздников, по 12, 16, 18 часов в сутки. Работы шли с опережением графика, и была полная уверенность, что паводок стройка встретит в полной готовности. Но, начиная с 26 апреля, события стали развиваться настолько стремительно, что рассказывать о них в обычной повествовательной манере просто невозможно. Здесь придется прибегнуть к лаконичному стилю дневниковых записей.

26 апреля. За минувшие сутки уровень воды в Вилюе поднялся на 26 сантиметров. Что это? Случайность или начался паводок? Прогнозы гидрометеорологов успокаивающие. По их расчетам, паводок начнется только во второй декаде мая. Да и Вилюй вел себя пока спокойно. С момента перекрытия он поднимался в месяц на 30-40 сантиметров.

27 апреля. Поздно вечером в кабинете начальника строительства собирается экстренное совещание. Докладывает главный инженер Г. Ф. Биянов:

- С 8-ми утра 26-го до 8-ми утра 27-го вода поднялась на 61 сантиметр. Это значит – начался паводок. Начался на 12-15 дней раньше ожидаемого срока. Нарастание уровня идет интенсивно. Значительно интенсивнее, чем в прошлом году. По предварительным расчетам, от теперешнего горизонта до порога водосбросного канала вода поднимется за 9 дней. Мы лишились двухнедельного резерва времени. График работ по подготовке к паводку следует пересмотреть, сроки максимально ужесточить.

В напряженной тишине зачитывается план паводковых мероприятий: эвакуация экскаваторов из подводящего участка водосбросного канала, устройство дорог взамен тех, что со дня на день уйдут под воду, сосредоточение техники и горючего на левом берегу, который на долгое время будет отрезан от правого для тяжелых машин. Резко сокращается объем бетонных работ на тех участках, где работы можно будет продолжить и после паводка. И, тем не менее, предстоит уложить еще более 15 тысяч кубометров бетона. Начальник стройки Е. Н. Батенчук свое выступление заканчивает словами:

-Только без паники. Как никогда, сейчас должна быть твердой дисциплина, и прежде всего у самих руководителей.

28 апреля. Вода поднялась еще на 85 сантиметров. Начальник технического отдела

Ю. Г. Павленко только что вернулся в поселок. Два дня облетал он на вертолете район будущего водохранилища и притоки Вилюя. Вести привез неутешительные. Уровень воды в Вилюе такой, как в прошлом году был 10 мая. Приток Вилюя - Чона в верховьях поднялась на 8 метров. Пик паводка Чоны сейчас на территории Иркутской области. К плотине он подойдет примерно 5 мая. Если пики Чоны и Вилюя совпадут - это принесет гидростроителям много бед.

29 апреля. Решающей силой становятся механизаторы и транспортники. Время от времени между ними вспыхивают яростные споры: кто кого подводит. Вечером в парткоме собрали тех и других. Много взаимных упреков, но выясняется, что есть резервы и там и там. По предложению начальника строительства на службу механизации и транспорта нацеливают группу научной организации труда. Общий язык, кажется, удалось найти. Члены парткома разъезжаются по подразделениям. Их цель - рассказать экскаваторщикам, бульдозеристам, водителям о задачах паводкового периода, мобилизовать на четкое выполнение графика.

31 апреля. Хотя в Чернышевском не найти сейчас дома, где один-два человека не дневали бы и не ночевали на стройке, внешне жизнь изменилась мало. Вчера вечером после долгого перерыва открылось молодежное кафе. Был вечер поэзии. Машинистка Тамара Родина читала новые стихи:

В наш далекий северный поселок

Прилетела песенка-весна.

Зазвенела гомоном веселым

И согрела лучиком тепла.

Опоила воздух хмельным зельем,

Разлилась, запенилась водой

Вода сегодня – смертельный враг стройки. Она наступает со стороны верхнего бьефа на плотину, шумными водопадами несется с окрестных гор в строительный котлован.

В ночь на 30-е вызван на работу прораб паросилового хозяйства Володя Кочубей.

Задача – к утру наладить водоотлив из нижнего бьефа. Вода залила русло, грозит затопить отводящий канал ГЭС, не дает вести работы на трамплине. Машины с левого на правый берег идут, как торпедные катера.

Часть машин «захлебывается», глохнет.

1 мая. Сегодня международный праздник. Но стройка работает. И не только стройка. На воскресник вышли служащие учреждений, домашние хозяйки, школьники.

В штабе стройки – еженедельная планерка. Разговор идет нервный, возбужденный. Нагрузка на инженерно-технических работников небывалая. Люди измучены недосыпанием, измотаны колоссальным напряжением и ответственностью за свои участки, за судьбу стройки. Это, наверное, понимает и Е. Н. Батенчук. Поэтому он, видимо, и прощает сегодня резкость разговора.

С сообщением выступает руководитель группы рабочего проектирования института «Ленгидропроект» Б. В. Серов. По расчетам института, вода затопит подводящий участок канала 4-5 мая, достигнет сегментного затвора 7-го или 11-го. Новости невеселые. Люди расходятся быстро, и без обычных шуток.

Но какой же Первомай без трудовых подарков! Два преподнес коллектив участка

«Гидромонтаж»: намного сократив сроки, он закончил монтаж и опробовал сегментный затвор. 650-тонная громадина послушно поднялась и опустилась. Второй подарок - досрочный монтаж автодорожного моста через водосбросной канал.

Коллектив СМУ-2 сразу же принял эстафету у монтажников.

2 мая. Потоки из Зеленого лога продолжают заливать котлован. Володя Кочубей со своими ребятами установил уже 20 насосов, но пока удалось добиться лишь того, что уровень воды в котловане стабилизировался.

3 мая. За сутки уровень водохранилища поднялся на 2 метра 83 сантиметра. Зато начала убывать вода в нижнем бьефе, но медленно. Единственная оставшаяся незатопленной дорога на основные сооружения с правого берега буквально загружена транспортом. То и дело создаются «пробки». Наиболее уязвимое место дороги – у трамплина. Стоит застрять здесь машине на 5-10 минут – и уже с обеих сторон скапливается по 50-60 автомобили.

Дорога - это пульс, жизнь стройки, ее судьба. Чтобы ликвидировать на ней заторы, нужны крепкая рука, крепкие нервы. Свои командные пункты перенесли сюда главный инженер Г. Ф. Биянов и начальник управления строительных механизированных работ Л. А. Елшин.

4 мая. Вода в Вилюе прибывает по 13 сантиметров в час. Всех тревожит плотина. В районе строительной траншеи ее нужно поднять еще на 18 метров.

5 мая. Ждали, что вода войдет в канал ночью. Но накануне стало ясно, что это случится днем. Самые нетерпеливые побывали на канале еще утром и уходили «разочарованные»: порог канала отделял от водохранилища большой участок суши. Правда, дорогу (последнюю из связывающих левый берег с правым выше плотины) уже в двух местах затопило. Отдельные смельчаки-водители еще рисковали по ней проскакивать, но в два часа дня на повороте встала девушка с красным флажком. Неуклюже разворачиваясь на узком «пятачке», машины пошли на плотину в объезд.

На берегах канала все больше и больше людей. Хоть на минутку заглянуть спешат шоферы, бетонщики, арматурщики: «Ну, как? Не пошла еще?»

Три часа дня. Вот-вот случится долгожданное. Не выдержав, прораб Володя Ривенко и еще трое ребят бегут вниз и сапогами, палками стараются помочь воде преодолеть последние миллиметры. Три часа десять минут. Вода достигла гребня порога. Несколько секунд, словно в нерешительности, она стояла, затем робким ручейком побежала вниз, в канал. Потом, осмелев, еще в нескольких местах хлынули ручьи и, слившись в два потока, потекли вниз. С каждой минутой они набирали силу, становились говорливее, пока не превратились в один шумный, бурлящий.

А на берегу стояли люди. Одни - притихшие, другие - наоборот, возбужденные.

6 мая. Вода затопила порог водоприемника. Установлена последняя, шестая секция затвора напорного тоннеля пускового агрегата. Теперь сам Вилюй испытывает затворы. Фильтрация воды через уплотнения незначительная.

7 мая. Ждут подъема воды до нижней кромки сегментного затвора. Дежурным назначен старший прораб участка «Гидромонтаж» Л. К. Божий, под руководством которого затвор монтировался.

8 мая. Очередная планерка в штабе стройки. Начальники управления и участков просят снизить объемы работ на новую неделю. Ссылаются на усталость рабочих. Г. Ф. Биянов не уступает:

Это тяжелая последняя неделя, товарищи. К следующему воскресенью мы должны быть готовы к открытию сегментного затвора.

9 мая. Плотина - по-прежнему самое уязвимое место в обороне гидростроителей. В последние дни сюда бросается более чем по сотне машин в каждую смену. Самосвалы идут один за другим. Быстро разворачиваются, сдают назад и вываливают груз. С задранными кузовами срываются с места. Кузова опускают на ходу: на очереди стоят другие машины. По грудам суглинка лезет бульдозер. В бесформенном нагромождении его нож, точно машинка парикмахера, оставляет ровную борозду. Еще одна такая же дорожка – и вот уже по ней пошли машины, и под их тяжестью суглинок оседает, уминается, превращается в твердый экран.

Ночью выпал снег , сейчас же тает. В другом месте он превратил бы суглинок в непролазную грязь, но здесь не успевает. Под скатами груженых «четвертаков» суглинок становится твердым, как камень.

10 мая. В плотину за сутки уложено рекордное количество скалы-6700 кубометров.

11 мая. Установлены два рекорда стройки: уложены в плотину 7620 кубометров скалы и уложены в бетонные сооружения 1220,4 кубометра бетона.

Работницы обоих бетонных заводов в дни паводка работают как никогда. Каждый новый день приносит рекорд. 700, 800, 900, 1000, 1100 и вот более 1200 кубометров. Штаб стройки учредил для бетонных заводов специальное знамя. Почти ежедневно им посвящаются «молнии».

Говорят, бетон-хлеб стройки. А для гидростроителей, да еще в период паводка, когда люди стремятся выиграть у Вилюя каждый час, бесперебойное поступление бетона-это гарантия успешного окончания паводковых работ. А бетона нужно очень много. Две бригады - А. Г. Чижика и А. Б. Наволодского – за сутки подготовили под бетон блок объемом 579 кубометров, а бригада Горновского уложила 423 кубометра.

12 мая. Вилюй отступает. Нет, вода продолжает прибывать, но ежегодный подъем уровня резко уменьшается. А вот настроение у людей, наоборот, поднимается. Но по другой причине. Теперь уже ясно, что все намеченные графиком работы будут выполнены в срок, и какую бы каверзу сейчас ни выкинул Вилюй – безаварийный пропуск воды по каналу обеспечен. Первому участку СМУ-2, которым руководит М. Щегловский, например, в мае предстояло уложить 1538 кубометров бетона. А только за 12 дней уложено 1701. Особенно отличились бригады В. Хрупова, В. Мироненко, Н. Авраменко, М. Бояркина, П. Гоца.

13 мая. СМУ-8 закончило все работы на объектах по паводковому графику. За сутки уложено 1100 кубометров бетона. Это последние из тех 15 тысяч, что были установлены графиком.

14 мая. Выписка из суточного рапорта дежурного диспетчера: «Бетонные заводы простаивали, так как бетон девать было некуда». Гидростроители выполнили все объемы работ, предусмотренные паводковым графиком. Героическим трудом наверстаны те 16 дней, на которые раньше начался паводок. Успешно выдержан самый трудный, самый суровый экзамен, какому когда-либо подвергался коллектив строителей Вилюйской ГЭС.

15 мая. Очередная планерка. Сегодня коллектив нацеливается уже на решение новой задачи – на монтаж первых двух агрегатов. На этот раз, впервые за последние недели, слово получают представители субподрядных монтажных организаций и руководители участков, ведущих работы в машинном зале, корпусе управления, здании закрытого распределительного устройства. Теперь главное направление там.

17 мая. Совещание руководителей подразделений стройки проводит Г. Ф. Масловский, начальник главка с длинным и сложным названием «Главвостокгидроэнергострой»: «Строительные и монтажные управления «Вилюйгэсстроя» в рекордно короткий срок успешно справились с паводковыми работами. От имени и по поручению коллегии Министерства энергетики и электрофикации СССР выражаю благодарность всему коллективу. На очереди у вас трудная задача: произвести пробный пуск первого агрегата».

«А все-таки она вертится!»

Пять дней на стройке ни души. Это компенсация за полгода работы без выходных и праздников. А в отделах управления идет кропотливая работа по составлению графика предпусковых работ. Кажется, учтено все. Но идеальных условий ни на одной стройке никогда еще не было. Поэтому на разные случайности предусмотрен резерв времени. Так что, если где и выйдет заминка, - потерю удастся наверстать без ущерба для последующих циклов.

Отдых кончился. Работы снова закипели на всех участках. Каждому хочется приблизить пуск. Скорей бы! Уж очень устали люди. Тяжелым выдался этот год. Но, увы. Резервы времени не помогли, график начало «лихорадить». Случайностей оказалось слишком много. Мелкие, на первый взгляд, просчеты проектировщиков Некомплектные поставки оборудования заводами – изготовителями, неправильная маркировка деталей, брак За чужую небрежность гидростроители расплачиваются неделями драгоценного времени. Съехавшиеся на пуск журналисты «Известий», «Советской России», «Труда», ТАСС, Всесоюзного радио, республиканских газет, группа кинохроники постепенно разъезжаются. Никто не может сказать, когда же состоится прокрутка.

Обидно, когда напряжение на стройке создают не объективные причины, не капризы природы, но ничего не поделаешь. Снова, как и в паводок, введены круглосуточные дежурства по штабу строительства. Снова в любое время суток на стройке можно встретить Е. Н. Батенчука, О. К. Улыбышева, Л. А. Елшина, П. Т. Пилько, почти всех начальников и главных инженеров субподрядных монтажных организаций и строительно-монтажных управлений.

Смещение сроков, предусмотренных графиком, особенно отразилось на ходе работ в машинном зале. Последовательность, преемственность операций нарушена. Но, несмотря на трудности, пуск приближается. Лозунг «Все для монтажников» проводится в жизнь с железной неумолимостью. Строители буквально стонут под двойным «давлением»: монтажников и руководства стройки. Зато диспетчерский журнал пестрит записями: «Закончено», «Сделано», «Выполнено». В журнале, в графике заданий, записываются теперь не только даты, но и часы окончания работ. И очень редко отметка о выполнении не появляется к назначенному сроку.

Началась выверка линий вала – заключительная операция монтажа. И тут курьезный случай произошел со смазкой для подпятника. В качестве смазки применяется смалец – топленый внутренний свиной жир. И его не оказалось. На вечерней планерке произошел разговор.

Батенчук: Гредасов здесь? Чтоб к утру смалец был.

Гредасов: Да где же его взять?

Батенчук: Не знаю. Где хотите, хоть из- под земли.

И Гредасов добыл. В полном смысле слова из-под земли. В старой штольне хранились запасы Чернышевского ОРСа, в том числе и мясо. Несколько часов ушло на то,

Чтобы срезать сало со свиных туш и перетопить его. К утру была готова большая банка отличнейшего смальца.

Гидроагрегат готов. Отлажены и опробованы все системы. Водолазы очищают от мусора порог водоприемника перед напорным тоннелем. Комиссия приняла ЛЭП от Чернышевского до Мирного. В специальном пусковом журнале все больше записей о полной готовности объектов к пуску. И вот – последняя. Штаб стройки принимает решение : завтра – пуск.

В машином зале и на пульте управления яблоку негде упасть. Эстакада, площадь перед диспетчерской загружена народом. Приподнятое, радостное настроение. Остались позади недели огромного нервного напряжения, когда уверенность и надежды сменялись сомнениями, когда то и дело обнаруживались, устранялись, снова обнаруживались и снова устранялись неполадки в турбине, генераторе, огромном, связанном с ними хозяйстве. И вот все позади. Мороз. Стынущие руки. Изнурительная многочасовая работа. Бессонные ночи. Яростные споры на планерках. Охрипшие от простуды и телефонных криков голоса. Нет, ничего не забыто, но отошло на второй план, в дальние уголки памяти, стало казаться мелким, не заслуживающим внимания. Таково свойство человеческой памяти. Будь оно иным – вряд ли люди, испив чашу до дна на одной стройке, шли бы на другую, чтобы снова начинать с «нуля». А они идут.

Над пультом ярко вспыхивает лампочка, и в тот же миг над станицей кумачевым пламенем загораются метровые буквы рапорта вилюйских гидростроителей: «Принимай, Родина, наш подарок к юбилею!» А над оживленной гудящей толпой взметнулось задорно и ликующе:

А все – таки она вертится!

Председатель Совета Министров СССР Н. А. Косыгин , посетивший Вилюйскую гидростанцию 14 марта 1974 года , дал ей такую оценку в книге почётных гостей: «Ваша станция преобразует очень важный экономический район. Замечательная станция. Выражаю глубокую благодарность творческому коллективу строителей и всем , кто работает».

Партия и правительство высоко оценили подвиг вилюйских гидростроителей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1971 года большая группа участников строительства первой очереди Вилюйской ГЭС награждена орденами и медалями. В числе удостоенных ордена Ленина – Евгений Никанорович Батенчук.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)