Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Первый национальный ненецкий композитор

Первым национальным ненецким композитором стал С. Н. Няруй. Он родился в семье потомственного оленевода в чуме, на берегу Обской губы.

Отец — Николай Тимофеевич Няруй — был человек грамотный. Земляки его знали как народного певца-сказителя. Он знал много песен-легенд, пел их гостям — тундровым ненцам в период большого передвижения оленных людей. Пел свои песни Н. Няруй поселянам, собиравшимся в избе-читальне в поселке Сюнай-Сале. Здесь Николай Тимофеевич работал заведующим.

Маленький Семён запоминал эти напевы. От отца в дар он получил личную песню, которая определила дальнейшую судьбу мальчика. Отец напутствовал сына словами: "Расти красивым и умным, научись в жизни хорошему сам и учи других. Но главное — не забудь родных песен, пой их, пой и свои, и новые. Пусть никогда не кончается песня рода Няруев. "

Как будто исполняя желание отца, Семён становится профессиональным музыкантом. В отличие от народных сказителей он был не просто исполнителем, но и композитором-сочинителем песен, знающим нотную грамоту. Он смог записать родные напевы на бумаге. По этим записям музыку могут воспроизвести другие артисты. После многих лет обучения Семён Няруй стал сочинять кроме песен пьесы для баяна, фортепиано и оркестра ("Заря над тундрой", "Ямальские напевы", "Северная сюита").

Сначала мальчик освоил игру на баяне. Это произошло еще в школе поселка Яр-Сале. С 1965 года он учился в Салехардском культурно-просветительном училище. Затем поступил в Тюменское музыкальное училище, где знакомился со всеми премудростями музыкального образования.

Семён не только хотел научиться играть на разных инструментах. Он страстно желал исполнить на них национальные ненецкие мелодии, передать в музыке знакомые с детства родные звуки природы: шум ветра, шелест трав, шорох полозьев нарт по снегу. Семен хотел с помощью совсем незнакомых, чужих его народу музыкальных инструментов передать неоглядную даль тундры, рассказать свои мысли и чувства.

Чтобы научиться всему этому, Семён Няруй в 1985 году поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) консерваторию, которую закончил в 1990 году. В этот период он много посещал симфонических концертов, общался с коллегами-музыкантами различных направлений, хотел узнать все тонкости науки о музыке.

Став профессиональным композитором, Семён Няруй вернулся в Салехард и преподавал музыку в училище искусств. Он продолжал собирать в тундре, в национальных поселках народные напевы. Он записывал их, обрабатывал для голоса, для инструментов, для оркестра. Тогда же С. Няруй записал песни своего отца. Композитор старался очень бережно сохранить все оттенки напевов, передать национальное своеобразие и особенности каждой отдельной мелодии. С 1971 года Семен Няруй обучает юношей и девушек игре на баяне, учит их любить искусство своего народа. Своеобразие музыкальной культуры народностей Севера обусловлено сочетанием фольклорных традиций с освоением некоторых жанров, не свойственных ранее этой культуре. Семен Няруй пробуждает в учениках интерес к общемировой музыкальной культуре. Под его руководством овладели исполнительскими навыками в сфере музыкальной классики многие молодые авторы, разъехавшиеся по Ямалу. Оркестровые сочинения А. Пустоселова, А. Вануйто получили признание слушателей.

Композитором Семёном Няруем создано много различных произведений. Среди них написанные для оркестра сюиты "Танец с бубнами", "Ямальские напевы", "Ритмы тундры". Композитор сумел приблизить звучание баяна и фортепиано, домры и балалайки к особенностям ненецких мелодий. Инструменты звучат, сочетаясь с ударами в бубен. Эти произведения — первые оркестровые сочинения в истории культуры ненецкого народа. (Оркестровые пьесы написаны для совместного исполнения на разных инструментах. ) Причудливые ритмы с нежной непрерывной мелодией напоминают узоры орнамента на одежде. Такое же богатство и разнообразие, такой же непрерывный сложный рисунок, такой же строгий ритм. Мелодии то нежные и веселые, то шутливо-озорные, взволнованные и величавые или тревожные и таинственные — всех оттенков не перечислить. В музыке композитора звучит голос сурового древнего Ямала. Композитор Семён Няруй более всего любит сочинять песни. Он написал их несколько десятков. Некоторым песням уже больше 30 лет.

Наверно, все ненецкие ребятишки знают и поют песенку С. Няруя "Тэтэль-Вэтэль", сочиненную еще в 1966 году. Шутливая песня о маленьком хозяине тундры, родившемся на берегу Оби, сразу стала любимой в народе. Светлая простая мелодия и незамысловатые стихи колыбельной песни каждому напомнят его детство.

Сразу же стала популярной песня "Су" ляко" о весеннем олененке. Стихи песни сочинил Леонид Лапцуй. Задорная, веселая, жизнерадостная мелодия воспевает рождение олененка в тундре. Есть у С. Няруя плавные, напевные мелодии. Это колыбельная на стихи Л. Ненянг с ласковым сдержанным звучанием.

Песня "Царевна Оби" ("Ид' ерв не") на стихи Геннадия Пуйко — это теплая, задушевная мелодия, широкая, словно просторы величавой Оби. Музыкальное сопровождение-аккомпанемент напоминает плеск речных волн. Люди Большой Реки благодарят красавицу Царевну, славят ее, приветствуют ветер и солнце, пение птиц. Семен Няруй в своих песнях воспевает родную природу, быт и жизнь людей Ямала.

Очень выразительны мелодии песен "Упряжка" и "Нгэда-лёрти сё" (ездовая). Музыка передает задор и скорость езды на оленях. Стремительная, взволнованная мелодия как будто рисует перед слушателем бескрайние просторы тундры, по которым летит в безостановочном движении оленья упряжка. Неповторимые национальные интонации и ритмы сочетаются со звучанием фортепиано. Семён Няруй предпочитает писать песни на стихи национальных и русских поэтов. Эти уникальные песни не состоялись бы, не повстречайся на жизненном пути композитора такие ямальские поэты, как Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Иван Истомин, Геннадий Пуйко и другие. Особое внимание уделяет Семен Няруй молодым, стремясь передать им свой опыт, умение и навыки исполнителя и композитора. Теперь у Семёна Николаевича есть надежный помощник — сын, звонкоголосый продолжатель музыкальной семейной традиции. И вот уже в два голоса отец и сын ведут по жизни долгий песенный аргиш, где отражается вся жизнь маленького тундрового народа. Внешне эта жизнь трудна и сурова, а внутренне — чиста и красива, наполнена бесконечным движением, единением с природой. Все его песни — светлый и радостный гимн Ямалу, его природе, людям. К традиционным национальным напевам Семён Няруй добавил новые современные краски, богатство оркестрового звучания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)