Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Плакаты и графика военных лет

«Но есть периоды жизни, общие для твоих современников, как бы ни разнились они между собой. Таким периодом для всех нас была Великая Отечественная война»

Н. Н. Жуков

Прошло уже почти шестьдесят лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим, но в то же время и трагическим дням. И это не случайно, так как почти в каждой семье есть участники и герои тех роковых для нашей страны дней- наши бабушки и дедушки. Но, к сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше. На данный момент их осталось около 80 тыс. человек, и эта цифра катастрофически мала. Оставшиеся же еще в живых и перенесшие годы лишений и мучений войны, пытаются хоть как- то донести до нас крупицы той незыблемой истории и помочь не повторить ошибок прошлого. Но зачастую мы, молодое поколение, этим совсем не интересуемся, нас волнуют совершенно другие проблемы и заботы. Мы считаем: «что было, то прошло», но никогда не задумываемся над тем, что если бы не было той знаменательной победы, которая стоила жизни миллионов людей, то нас с вами бы могло вовсе не быть на этом свете!

Вы никогда не задумывались над тем, что мы иногда даже не знаем имен героев Великой Отечественной войны. Если наши мамы и папы еще помнят имена таких героев, защищавших свою Родину, как летчики Гастелло и Таллалихин, капитан Лопатин, генералы Панфилов, Анциферов и Белов, то мы, ученики старших классов, не знаем даже и этого! Да, эти герои защищали Россию, находясь непосредственно в самом сердце боевых действий, но и не следует забывать имена тех, кто сражался не с помощью оружия и боевой техники, а с помощью кисти и красок. К таковым можно отнести известного советского графика Николая Николаевича Жукова. Во время Великой Отечественной войны он рисовал плакаты и в то же самое время участвовал в боевых действиях.

Исследование показало, что его творчество мало изучено и нуждается в более детальном изучении, т. к. имеет важное значение для нашей истории, в частности, для истории победы в Отечественной войне. Мне кажется, что тема жизни и творчества Н. Жукова довольно интересна по своему содержанию, потому что очень сложно творить в то время, когда в твоей родной стране ведутся боевые действия, и ты находишься непосредственно в их эпицентре. Человек, занимающийся в это время любым видом искусства, будь то графика, живопись или скульптура, должен обладать сильным духом и волей к созданию новых шедевров, несмотря ни на что! Он должен четко осознавать свои цели и стремления и в то же время быть настоящим патриотом своей Родины! Именно такого человека можно считать сильной состоявшейся личностью!

Я считаю, что страна должна знать всех героев Отечественной войны, какими бы средствами они не сражались!

Главная цель моего исследования- изучение творчества Николая Николаевича Жукова, создававшего свои произведения в годы Великой Отечественной войны.

Для исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить уровень знаний учащихся о Великой Отечественной войне и художниках, работавших в это время.

2. Узнать из разных источников о творчестве Николая Николаевича Жукова и его работах.

3. Рассмотреть с разных сторон произведения, созданные Николаем Жуковым в годы Великой Отечественной войны.

1. Социологический опрос

Я провела социологический опрос среди людей разных возрастных категорий. В опросе участвовали две группы:

1. Подростки- 16- 17 лет.

2. Взрослые- старше 30 лет.

Для опроса были выбраны следующие вопросы:

1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны (ВОВ).

2. Есть ли среди ваших родственников участники ВОВ? Если есть, то кто?

3. Есть ли у них какие- то особые награды: медали или ордена? Если есть, то какие и за что?

4. Известны ли вам имена художников военных лет? Если да, то назовите их и их произведения.

5. Знаете ли вы что- нибудь о Николае Николаевиче Жукове? Если да, то что именно вам известно?

6. Встречались ли вы с работами Н. Н. Жукова? Если да, то где и когда?

7. Знаете ли вы людей, награжденных «медалью материнства»? если да, то назовите их.

8. Известен ли вам создатель этой медали? Если да, то назовите его.

В опросе участвовало 50 человек, и они взяты за 100% опрошенных.

Дату Великой Отечественной войны правильно назвали все 100% опрашиваемых. У 60% участников исследования есть или были родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне, из них у 80% есть особые медали или ордена. Но, к сожалению, ни один из опрашиваемых не смог указать какие именно особые награды имеются у его родственников.

На вопрос «известны ли вам художники военных лет?» утвердительно ответили только 10% человек. Перечислены были следующие художники: Кукрыниксы, А. Дайнека, Одинцов, С. Герасимов, А. Пластов, Кривоногов, Н. Жуков.

На вопрос о том, кем был Н. Н. Жуков 80% опрошенных ответили, что знают Жукова- полководца. Но знаменитого всем полководца звали Георгий Константинович, а не Николай Николаевич. И лишь 10% сказали, что Н. Н. Жуков был художником военных лет, а именно графиком. С работами этого художника встречалось 5% участников опроса.

Еще из опроса было выявлено, что ни один его участник не смог назвать создателя «медали материнства». Но при исследовании было найдено два человека, которые так или иначе знакомы с обладателями этой медали.

Можно отметить, что вторая группа участников исследования, т. е. люди старше 30 лет отвечали более активно и давали большинство верных ответов, в отличие от первой группы.

Это натолкнуло меня на мысль, что знания учащихся старших классов о Великой Отечественной войне очень малы, а что касается художников военных лет, то здесь уровень знаний практически нулевой.

Исходя из результатов исследования я решила изучить художников военных лет, в частности творчество Н. Н. Жукова более тщательно.

Для своего исследования я использовала разные источники информации и среди них одним из главных явилась книга, написанная самим Н. Н. Жуковым «Из записных книжек». Я посчитала, что такой источник является наиболее достоверным, т. к. автор сам рассказывает о своей биографии и о том, как он работал над разными произведениями. Прочитав эту книгу, я увидела Николая Николаевича не только в роли талантливого графика, но и в роли изумительного публициста.

Творчество Николая Николаевича Жукова

Имя народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Николая Николаевича Жукова широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Трудно назвать страну, в которой не побывали бы на выставках его произведения. Его художнический диапазон широк и многообразен. Образ Ленина, ратные подвиги Советской Армии, дети как вечное напоминание о необходимости бороться за мир — эти темы заняли основное место в творческой жизни художника, завладели его сердцем безраздельно.

Будучи человеком общительным, Н. Н. Жуков всегда испытывал чувство необходимости советоваться с друзьями, проверять на них действенность своих рисунков. В Ельце, где он учился и стал почетным гражданином города, в Москве, Вятке, деревне Жуковке на Северном Кавказе, среди солдат Таманской дивизии, в кругу чешских друзей и бойцов итальянского движения Сопротивления — всюду с карандашом и блокнотом в руках, художник как бы вместе с ними обдумывал и осуществлял свои творческие замыслы.

Когда началась Великая Отечественная война, Н. Н. Жуков с первых же дней ушел на фронт. Он воевал и рисовал. Его творчество находило применение во всех сферах агитации и пропаганды. Его беглые фронтовые зарисовки, карикатуры, портреты героев, «Боевые листки» часто печатались на страницах армейских газет.

Николай Николаевич служил в маленьком городке в 115- ом запасном стрелковом полку. О том, как он служил говорит так:

«Вскоре в наш полк приехал представитель отдела кадров. Начальник штаба нашего полка, Воинов, закричал, чтобы мы замаскировали плащ-палатками штабную избу. Перейдя на шепот, он сообщил: «Начальство списки смотреть будет». Мы явились с папками, подготовили всё. Я даже дважды оттирал мылом и зубной щеткой пальцы от химических чернил после своей писарской работы, да так и не оттер.

Вскоре явился представитель отдела кадров армии в сопровождении нашего начальника штаба. «Мне нужны топографы», — сразу заявил приехавший. Начальник штаба обвел нас грозно-вопросительным взором. «Этой профессии у нас нет», — ответили мы. «Покажите списки», — приказал начальник штаба и начал карандашом водить по строчкам. «Так, так!» Постучав пальцем по фамилии Исполатовский, начальник отдела кадров спросил: «Что он у вас, фотограф?» — «Так точно, фотограф» — «Офицер?» — «Да, офицер». — «Это хуже, ну да ладно, давайте его мне». — «Подполковника интересуют фотографы, — подумал я, — может, и художники будут нужны». С этой мыслью я откашлялся и боязливо спросил: «Товарищ подполковник, скажите, а вам художники не нужны?» — «Художники, — повторил подполковник, немного подумал, что-то перебирая в памяти, и решительно ответил: — Нет!» И тут я увидел злющее лицо нашего начальника штаба. Дескать, кто тебе разрешил рот открывать? Тебе тут плохо? А? Писаришка несчастный!

Пожалуй, именно это выражение Воинова и сыграло решающую роль в моей дальнейшей судьбе. Он возмутил меня несправедливостью. Что я, собственно, сделал? Чем я заслужил такой гнев? После этого я сразу обрел твердость речи и продолжил: «Жаль, я мог бы быть полезен, ведь у вас в армии есть газета. У меня достаточная квалификация, я был в этом году кандидатом на Сталинскую премию». Эти слова оказались магическими. «На Сталинскую! — повторил подполковник. — А за что же?» — «За рисунки в книге о жизни и деятельности Маркса и Энгельса», — отчеканил я. «Вот как? А как ваша фамилия?» Я ответил. «Да, хорошо, что вы сказали, я передам в политотдел армии — они, возможно, возьмут вас в армейскую газету! »

Теперь уже я, довольный, принял подобающее выражение, посмотрел на начальника штаба.

Через неделю пришел из политотдела армии пакет. По сургучной печати я понял, что в нем моя судьба. Предлагалось откомандировать в распоряжение редакции армейской газеты «На разгром врага» лейтенанта Исполатовского и писаря Жукова. Вскоре на попутной машине мы неслись в штаб армии. Предстали мы перед редактором газеты в момент налета фашистской авиации, когда несколько нахальных самолетов на бреющем полете поливали разрывными пулями сосняк, где, по мнению немцев, находился важный объект».

Я полагаю, что именно непосредственное нахождение Н. Жукова на фронте послужило созданию столь реалистичных творений. Тепло, сердечно, порой с оттенком мягкой улыбки рассказывал об увиденном на фронтах и в госпиталях Николай Николаевич.

Он жил простой жизнью рядового солдата, поэтому так много среди его работ зарисовок обычных будней бойца. К таковым можно отнести: «Спасибо, родная» (1942 г. ), «Подзаправиться» (1943 г. ), «За чисткой оружия» (1944 г. ), «Лиха беда начало» (1943 г. ), «Партизанский табачок» (1943 г. ). Здесь солдат представлен в обыденной обстановке, которая ничем не приукрашена. Никто иной, как только сам солдат, может так хорошо понять душу другого солдата, его характер, мечты, желания, стремления. Несмотря на тот факт, что Николай Николаевич делал, в основном, только черно- белые рисунки, его работы все равно кажутся яркими и колоритными по своему содержанию. Они точно передают настроение и мысли солдата.

Как пуля и штык, с первых дней войны били по врагам агитационные плакаты. Разоблачая звериную сущность фашизма, они прославляли стойкость и мужество советских людей, воинское мастерство солдат и офицеров. Вслед за первыми плакатами июньских дней 1941 года, созданными Кукрыниксами, И. Тоидзе, Н. Долгоруковым, появились листы художников студии им. М. Б. Грекова, и среди них особенно запомнились плакаты, выполненные Н. Жуковым. В суровые дни октября 1941 года, когда полчища фашистских поработителей рвались к столице нашей Родины, на улицах Москвы появился плакат Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Монументальная, изображенная во весь рост, в страстном, неудержимом боевом порыве фигура солдата требовательно повелевала любой ценой остановить врага. Реализм плакатного образа, подсказанного действительным эпизодом, мы видели в плакате «Бей насмерть!». Жгучая ненависть к врагу и одновременно сознание священного долга защиты Отечества пронизывают этот лист. Созданный художником образ героя-пулеметчика вызывает в нашей памяти воспоминания о тех, кто стоял насмерть и победил смерть.

Попадая на фронт, плакаты нередко наклеивались на щиты орудий, броню танков, агитмашин, их можно было увидеть на аэродромах и фронтовых дорогах, их хранили в планшетах командиров и сумках агитаторов, находили в карманах гимнастерок погибших бойцов. Помнится мне, как в острой обстановке боев 1943 года, после митинга в 109-й Отдельной стрелковой бригаде 13-й армии кто-то предложил: «Давайте распишемся на плакате «Ни шагу назад!». Пусть это будет нашей клятвой Родине!».

Н. Жуков рассказывал, что его плакат «Боец, Украина ждет тебя!», попав на фронт, был помещен на огневых позициях. Позднее в дивизионной газете появилась заметка «Плакат на огневых». В ней парторг подразделения П. Авдошин писал, что бойцы «смотрели на ночной Днепр, на измученное лицо женщины и мысленно клялись отомстить врагу за поругание родной украинской земли. Раздалась команда: «К орудиям!». Расчеты быстро заняли свои места. Яростно сражались в эти дни бойцы. Снаряды ложились точно в расположении врага. Так плакат помог в бою».

Вместе с боевыми товарищами по студии военных художников им. М. Б. Грекова Жуковым создано большое количество плакатов и сотни фронтовых рисунков.

Фронтовые рисунки Н. Н. Жукова — значительный художественно-документальный материал военных лет. В трудной фронтовой обстановке художник сделал множество выразительных композиционных зарисовок.

Он видел героизм не только в атаках и наступлении, но и в повседневном преодолении тягот войны. Полные теплого человеческого чувства, эти листы ярко и правдиво обрисовали образ простого и мужественного советского солдата, разные грани его характера («Лиха беда начало», «Спасибо, родная!», «Подзаправиться!», «Партизанский табачок» и другие).

Плакаты и графика военных лет, прославляя героизм и стойкость советского человека, призывали к священной мести за поруганную землю и погибших братьев и сестер. Идейно устремленные и политически страстные листы Н. Жукова прошли тяжелыми фронтовыми дорогами от Москвы до Берлина и как грозное оружие воевали вместе с армией на фронтах и в тылу. Они воодушевляли на подвиги,

В светлые дни Победы на улицах городов и сел мы видели плакат Н. Жукова и В, Климашина «Слава героям!», воспевающий бессмертный подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне. Тема могущества Советской Армии как оплота мира во всем мире, идея пролетарского интернационализма и дружбы народов торжественно прозвучала в плакате «Мы завоевали мир для народов— мы его отстоим!».

Жизнеутверждающее, оптимистическое творчество художника Николая Николаевича Жукова неотделимо от помыслов и чаяний своего народа, его борьбы, его побед. Именно поэтому для новых и новых поколений людей оно всегда будет примером подлинной народности, беззаветного служения своей Отчизне.

Медаль «Медаль материнства»

В ходе своего исследования я обнаружила такой мало кому известный факт о том, что именно Н. Н. Жуков является создателем рисунка к медали «медаль материнства». Этот рисунок был создан в 1943 году, т. е. в самый разгар Великой Отечественной войны. Узнав этот факт, я начала поиски обладателей данной медалью.

На первом этапе это было очень сложно: я не могла найти нужных мне людей, которые хоть как- то могли помочь мне сдвинуть поиски «медали материнства» с мертвой точки. Тогда я решила позвонить в Центр социального обеспечения, но там мне информацию о людях, награжденных этой медалью, не дали. После этого я позвонила в документальный отдел, где мне сообщили, что в нашей республике Марий Эл было зарегистрировано свыше 470 женщин, которые награждены «медалью материнства», имеющих 10 или более детей.

В ходе дальнейшего своего исследования я нашла трех человек, которые так или иначе связаны с людьми, награжденными этой почетной медалью:

1. Загайнова Наталия Михайловна, у которой было 5 детей. Она награждена «медалью материнства» второй степени.

2. Коблова Устиния Ивановна, у которой было 10 детей. Она награждена «медалью материнства» первой степени.

3. Черепанова Апполинария Матвеевна, у которой было 10 детей. Она награждена «медалью материнства» первой степени.

Но об одной из таких героических женщин мне бы хотелось рассказать более подробно. В ходе своей работы я познакомилась с Ивановой Раисией Алексеевной, которая является руководителем образцового ансамбля песни и танца «Шокшо гармонь» в ДТДиМ. Ее мать, Коблова Устиния Ивановна (1927-1994 гг. ) награждена орденом «Матери- героини» за рождение 10 детей. Во время Великой Отечественной с 1943 по 1945 гг. она работала на торфообрабатывающем предприятие поселка Копчево Чеховского района Ивановской области. В 1980 г. ей было присуждено звание «Ветеран труда». После войны Устиния Ивановна очень активно участвовала в художественной самодеятельности и стала лауреатом фестивалей финно- угорских народов. Ее фото напечатано в альбоме Эльмиры Меджитовой "Марийское народное искусство" Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1985 год.

Я считаю, что женщины, награжденные «медалью материнства» очень храбрые и не боятся трудностей, т. к. очень сложно воспитывать более 5 детей, а особенно в военное время. Мне кажется, что таким людям даже необходимо ставить памятники, наравне с деятелями искусства, культуры и политики! Но, к великому сожалению, в наше время очень мало людей награждается такой наградой. В современной семье количество детей не превышает 1-2 детей. А также очень много семей , где вообще, по каким- то причинам, совсем нет детей.

Начиная свое исследование, я даже и не подозревала к каким результатам в итоге приду. В ходе него я узнала много новой и интересной информации, касающейся творчества Николая Жукова, а также темы Великой Отечественной войны.

Я не могу сказать, что проведение исследования было очень простым и легким. Как и любой труд, оно тоже потребовало немало времени, стараний, трудолюбия и терпения.

Для его проведения я изучала разнообразную литературу, сравнивая мнения авторов различных книг и статей по своей теме, а в итоге делала свои собственные выводы. Для того, чтобы теорию подтвердить практикой, я проводила социологический опрос самых разных людей. В ходе него я общалась с интересными людьми. От них я узнала удивительные факты, связанные с проблемой, которую я изучаю.

Надеюсь, что знания, полученные мною в ходе исследования, помогут мне в будущем: в общении с людьми, в учебе и т. д. Также теперь я могу поделиться тем, что я выяснила в течение проведения своей работы, с окружающими меня людьми: друзьями, родственниками и одноклассниками.

Свою исследовательскую работу я собираюсь передать в изостудию «Творец», а также в музей ДТДиМ. Я полагаю, что она поможет многим учащимся узнать из нее много нового о творчестве талантливого графика военных лет Николая Николаевича Жукова.

Мне кажется, что люди, которые изучают что- либо, обогащают свой умственный запас, с ними интересней общаться, поэтому у меня появилось желание написать еще одну исследовательскую работу на тему, тоже связанную с художниками, творившими свои произведения в военные годы.

А закончить свою работу мне бы хотелось цитатой самого Николая Жукова:

«Из далекого детства осталось у меня в памяти одно ощущение, которое впоследствии позволило мне сделать весьма полезный вывод.

Укладывая меня спать, мать обычно давала мне в постель конфету. Вспоминаю, как вертел я ее в руках, любовался ею и засыпал счастливый. Иногда я ее разворачивал и съедал, но, когда утром просыпался, меня раздражала пустая бумажка. С этого неприятного чувства начиналось утро. Но, если мне удавалось заснуть раньше, чем я успевал съесть конфету, утром меня ждала радость: целая конфета! Так было лучше. Удовольствие делилось пополам. Вечером чувство предвкушения, а утром — нетронутая радость. Когда я стал старше, то извлек из этого случая урок: в каждый период жизни надо иметь неразвернутую конфету. Всем хочется, чтобы «завтра» было хорошим, и часто это зависит от нас самих: пресыщение жизнью — это неумение пользоваться ее дарами».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)