Почему нога Бабы-яги была «костяной»
Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Нет такого человека, который бы не любил сказку, в ней положительные герои борются с «тёмными силами» царства- Кащеем Бессмертным, Бабой-ягой, Лешим, Кикиморой-всякой нечистой силой, но не все вопросы мне понятны, поэтому хочется найти на них ответы.
Когда я читал сказки, у меня возник вопрос, почему нога Бабы-яги «костяная», поэтому я обозначил тему своего исследования-«Почему нога Бабы-яги была «костяной».
Объект исследования: сказки о Бабе-яге.
Предмет исследования: образ бабы-яги.
Цель исследования: понять смысл образа Баба-яга, проникнуть в тайны слов.
Задачи: Учиться:1) работать с толковым словарём и текстом сказок; 2) понимать текст;
3) владеть устным и письменным словом; 4) делать выводы.
Гипотеза: если я изучу дополнительную литературу, обобщу мнения учеников, то смогу прийти к выводу, что у Бабы-яги нога «костяная», т. к. она окостенела и служит для устрашения и для того, чтобы летать.
Ожидаемый результат
Моя работа поможет лучше понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора.
Методы исследования: теоретические:1) изучение источников информации.
практические:1) опрос одноклассников; 2) анкетирование.
Кратко о работе: Само имя «Яга, Яга-баба – род ведьмы, злой дух, безобразная старуха. Баба-яга «костяная» нога, в ступе едет, пестом упирает. Ягишна - злая старуха –колдунья» –по словарю В. И. Даля. А почему она такая? Может, потому что «больная»? Её болезнь в одной примете, которая есть в русских народных сказках, это – в «костяной» ноге. По словарю я выяснил, что «ягать, яглить, яглиться»-слова родственные, я думаю, они относятся к Бабе-яге. В славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой.
В 1200году одного новгородского посадника прозвали «ягиницей» за сварливый характер. Поэтому Баба-яга в сказках сварливая, ведь у неё проблемы со здоровьем. Чтобы разобраться в этом вопросе я провёл опрос уч-ся 1α класса.
Поразмышляв над тем, что мне сказали ребята, я обратился к бабушке за советом, спросил, как бы она сказала, если бы у неё болели ноги, она ответила, что они костенеют, т. е. она их не чувствует. Может, поэтому, у Бабы-яги нога была «костяная»? Я узнал, что первая книга о Бабе-яге появилась в 1820 году, её напечатал любитель-фольклорист М. Н. Макаров. Что же мы ещё знаем о Бабе-яге? Я последовательно определил: 1) где она живёт? В дремучем лесу, в маленькой избушке. 2) Как устроено её жилище? Оно странное, на курьих ножках, с одним окном, стоит к «лесу передом». Герой всегда просит: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом». Что означают «курьи ножки»? А теперь я обратился к дедушке за помощью. Он рассказал мне такую историю: «Вот мы в лесу, перед нами старое-старое дерево, вокруг него корни, как змеи, они держат его, не дают упасть, охотники, пчеловоды используют такие пни под домики-заимки, где можно прятаться от зверей. А народная фантазия превратила их в «куриные ножки», тем более они очень похожи на ножки курицы». У Бабы-яги много лиц, её знают везде, а «костяная» нога у неё только в русских народных сказках, в сказках народов мира она внешне разная, но в сущности, одна и та же. Во французских сказках «Принцесса по имени Милей-чем-фея» - ведьма Лагрея такая, а в сказке «Волшебница Сирена и злая колдунья Загрызу» - колдунья Загрызу злая и очень страшная: у неё один зуб в два локтя длиной; в бельгийской сказке «Король Щелчок» - ведьма Канкан тоже злая, у неё маленький нос и один зуб; в русской народной «Финист-Ясный сокол» этих старух три, они ужасные: нога из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос, три старухи-сёстры, старшая ещё и чёрная, с клыком во рту.
Вывод: Образ Бабы-яги всегда связан с живой природой, с метлой и ступой. Она - часть природы. Баба-яга- самая яркая героиня. Это образ зла, жадности, коварства, с ней справиться сложно. Для этого герой должен обладать хорошим умом и иметь волшебные вещи, которые помогут её победить. Несмотря на то, что в сказках есть отрицательные и положительные герои, всё равно конец сказки счастливый: Добро побеждает зло.
Практическая значимость: Моя работа будет полезна одноклассникам на уроке литературы как пример литературного исследования
Актуальность темы. Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она нас многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Нет такого человека, который бы не любил сказку, в ней положительные герои борются с «тёмными силами» царства – Кащеем Бессмертным, Бабой-ягой, Лешим, Кикиморой – всякой нечистой силой, но не все вопросы мне понятны, поэтому хочется найти на них ответы.
Идея. Когда я читал сказки, у меня возник вопрос, а почему нога Бабы-яги «костяная», поэтому я и обозначил тему своего исследования – «Почему нога Бабы-яги была
«костяной».
Объект исследования: сказки о Бабе-яге.
Предмет исследования: образ Бабы-яги.
Цель исследования: понять смысл образа Баба-яга «костяная» нога, проникнуть в тайны слов.
Задачи: Учиться: 1) работать с толковым словарём В. И. Даля и с текстом сказок;
2) понимать текст;
3) владеть устным и письменным словом;
4) делать выводы.
Гипотеза: я изучу дополнительную литературу, обобщу мнения одноклассников, то то смогу прийти к выводу, что у Бабы-яги нога «костяная», потому что она окостеневшая и служит для устрашения и для того, чтобы летать.
Ожидаемый результат. Моя работа поможет лучше понять глубину смыслового содержания сказки, истоки и особенности русского фольклора.
Методы исследования: Теоретические:
- изучение источников информации ( научной и художественной).
Практические:
- опрос учеников;
- анкетирование.
Само имя «Яга или Яга-баба, баба-яга, ягая или ягавая, ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Янишной зовут злую, бранчивую бабу, старуху-колдунью». * Баба-яга-злая старуха. А почему? Может, потому что она «больная»? Её болезнь в примете, которая есть во многих русских народных сказках, это- в «костяной» ноге. Я обратился снова к источнику* и выяснил, что слова «яга, ягать, яглить, яглиться» чем-то похожи, я думаю, между ними есть какая-то связь, они, наверное, относятся к Бабе-яге: «пальцы не яглятся, окостенели». Слово
«окостенели» относится не к её руке, а к ноге, потому что в славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой. Известно, что в 1200 году одного новгородского посадника прозвали «ягиницей» за сварливый характер. Я думаю, теперь понятно, почему в сказках Баба-яга злая, сварливая, ведь у неё не всё хорошо со здоровьем ( с ногой ). А кто же будет этому радоваться? Чтобы разобраться в этом вопросе до конца, я провёл опрос учащихся 1α класса, предложил им вопросы для анкетирования.
На первый вопрос ответили 11 учащихся, сказав, что Баба-яга вызывает у них страх,
7 ребят заявили, что её вообще нет.
На второй вопрос ответили 12 учеников, что «костяная» нога представляет собой сухую кость, что она неживая, засохшая, потому что Баба-яга мало двигается, летает в ступе или на метле, поэтому одна нога и окостенела.
На третий вопрос ответили ребята, что «костяная» нога у Бабы-яги потому что: во-первых, в сказке нет врачей, которые бы её вылечили; во-вторых, раз эта нога есть, значит она служит для чего-то, например, для устрашения, чтобы пугать людей, особенно детей; в-третьих, нога нужна, чтобы летать.
Раздумья моих одноклассников заставили меня обратиться к моей бабушке с вопросом:
«Как бы ты сказала, если бы у тебя сильно заболели ноги?» Бабушка ответила, что они костенеют, т. е. она их не чувствует. Может, поэтому у Бабы-яги и была нога «костяная»?
Я узнал, что первая сказка о Бабе-яге появилась в 1820 году, её напечатал любитель- фольклорист М. Н. Макаров. Что же мы ещё знаем о Бабе-яге?
Далее я последовательно определил: 1) где живёт Баба-яга?
А живёт она в глухом лесу, в маленькой избушке. Попасть к ней не просто: ведь для этого надо из мира людей переместиться в сказку. 2) Как устроено её жилище?
Оно необычное и даже странное. Перед нами не совсем обычная русская изба, а сказочный домик, он стоит на курьих ножках, с одним окном и всегда повёрнут «к лесу передом».
• В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 12. М. ,2003.
Поэтому, добравшись до него, герой должен сказать волшебные слова: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»
Попробуем разобраться, что же значит, откуда взялись в лесу «курьи ножки»? Теперь я обратился за советом к дедушке. Он мне рассказал такую историю: «Представь, что мы находимся в лесу, перед нами старое-престарое вековое дерево, вокруг него, как змеи расположены корни. Они крепко держатся за землю и не дают ему упасть даже в сильный ветер, охотники, пчеловоды, лесные жители стараются использовать такие пни для маленьких домиков-заимок, где можно спрятаться на ночь от диких зверей. А народная фантазия превратила их в «курьи ножки», тем более, что корни деревьев действительно очень похожи на ножки курицы.
Баба-яга – сказочная героиня, у неё много лиц. Она есть в сказках у разных народов.
Её знают на других континентах, но «костяная нога», всё-таки, у неё только в русских народных сказках. В сказках народов мира* её описывают по-разному, но если разобраться, то суть одна и та же. Например, во французских сказках «Принцесса по имени Милей-чем-фея» - ведьма Лагрея очень злая; в сказке «Волшебница Сирена и злая колдунья Загрызу» не просто злая, а ещё и очень страшная: у неё один зуб в два локтя длиной; в бельгийской сказке «Король Щелчок» - ведьма Канкан тоже злая, имеет маленький нос и один зуб; в русской народной сказке «Финист – Ясный сокол» этих старух три, они не красивые: нога из угла в угол, губы на грядке, нос к пололку прирос, все три Бабы-яги – сёстры, притом, самая старшая из них ещё и очень чёрная, с клыком во рту.
* Жемчужная книга лучших сказок мира.
Образ Бабы-яги всегда связан с живой природой, с метлой и ступой. Она – часть природы.
Баба-яга – самая яркая героиня волшебных сказок. Это образ зла, жадности, коварства, с ней справиться не так–то уж легко, для этого герой должен обладать хорошим умом и иметь такие волшебные вещи, которые помогут с ней справиться. Несмотря на то, что в сказках есть отрицательные и положительные герои, всё равно конец сказки счастливый: Добро побеждает зло.
Комментарии