Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Подготовка к занятию «Вокруг тебя мир»

Аналитическая справка

Реализация в школе совместной образовательной программы распространения среди школьников Российской Федерации знаний о международном гуманитарном праве.

Курганинская МОУ СОШ №5 – средняя общеобразовательная школа, расположенная в окраинном микрорайоне города Курганинска, среди жилого массива. Здесь обучаются дети из семей служащих, мелких предпринимателей, фермеров, рабочих. Очень разнообразен национальный состав школы, что накладывает свой отпечаток на воспитательную систему школы. В школе довольно большой процент учащихся из семей беженцев из бывших советских республик. Есть дети из семей беженцев из Чечни.

Воспитательная система школы традиционно строилась на приобщении детей к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, формировании уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства.

Начиная с 2000 года в школе ведется работа по распространению знаний о международном гуманитарном праве. Работа предусмотрена таким образом, чтобы учащиеся с 5 по 11 класс из года в год расширяли свой запас знаний по указанной тематике. Так, с 5 по 8 класс учащиеся изучают курс «Вокруг тебя мир», который проводится в школе в форме факультативных занятий. Цель данных занятий – пропевдетическая: эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права. Учащиеся 9-х классов изучают международное гуманитарное право в качестве модуля в курсе «Обществознания». Цель - познакомить учащихся с основополагающими принципами и нормами международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствии вооруженных конфликтов. В 11 классе учащиеся в курсе ОБЖ знакомятся с некоторыми прикладными аспектами международного гуманитарного права. Цель изучения международного гуманитарного права заключается в следующем:

  • способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооруженных конфликтов и регулирующих поведению участников военных действии;

  • содействовать формированию таких качеств, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.

Занятия «Вокруг тебя мир» носят интегративный характер и включают в себя три компонента: литературоведческий, этический и правовой.

Учителя, ведущие курс «Вокруг тебя мир» систематически проводят работу по формированию специальных умений, необходимых учащимся для анализа художественного текста, правовую информацию дают, дозировано, поскольку от учащихся не требуется на данном этапе безупречное знание правовой информации, они получают лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права.

Особую роль играют при изучении курса воспитательные задачи, которые находят своё отражение во внеклассной воспитательной работе. Кроме изучения международного гуманитарного права на уроках, учащиеся школы занимаются его изучением на заседаниях научного общества учащихся «Лидер», в котором в обществоведческой секции «Эврика» работает подсекция по изучению международного гуманитарного права.

Так, в 2005-2006 учебном году учащимися были написаны рефераты по темам: «Биография Анри Дюнана», «История благотворительности в России» (об общинах сестер милосердия в России), «Роль императрицы Александры Фёдоровны в сестринском движении в России» и другие.

Учителями школы разработаны авторские программы элективных курсов:

• для учащихся 9 -х классов в рамках предпрофильной подготовки и для учащихся 10-го класса, имеющего социально-гуманитарный профиль.

При проведении занятий по международному гуманитарному праву, учителя школы используют современные образовательные технологии:

  • интегративные технологии;
  • проблемное обучение;
  • метод проектов и др.

Учащиеся, изучающие курс «Вокруг тебя мир», на уроках изобразительного искусства имеют возможность выразить свои чувства посредством рисунков по изученным темам.

Так, в 2005-2006 учебном году проводились конкурсы рисунков по темам: «По принципу гуманности» (о защите животных), «Под знаком Красного Креста», «Эхо войны».

Особое значение в работе по распространению знаний о международном гуманитарном праве в школе уделяется деятельному состраданию. Поэтому в школе разработана комплексная программа «Школа милосердия», где предусмотрено наряду с изучением норм гуманитарного права проведение мероприятий, направленных на формирование таких качеств как, уважение к человеческому достоинству, милосердию, сострадание к ближнему.

Организуя воспитательную работу по указанному направлению, педколлектив школы руководствовался словами А. П. Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Деятельность детского коллектива организована таким образом, чтобы это не были только разовые акции и праздники, а постоянное, из года в год, общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании. Работа не ограничивается лишь беседами, а используется активные формы работы, которые более эффективно воздействуют на личность ребёнка.

Задачи: - воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности;

• возрождение лучших отечественных традиции благотворительности;

• развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны, детям-сиротам и детям инвалидам.

Основные направления деятельности:

  • «Дом без одиночества (постоянное общение с ветеранами и инвалидами ВОВ, окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям).
  • «Эхо» (помощь раненым на Чеченской войне солдатам, находящимся в госпитале.
  • «Рука в руке» (общение с детьми инвалидами, поиск, поддержка и пропаганда талантов среди с ограниченными физическими возможностями).
  • «Ты знаешь - я рядом!» (организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями в социум, проведение совместных экскурсии, поездок, походов).
  • «Малышок» (игры, праздники для воспитанников детских садов).
  • «В кругу друзей» (организация и проведение уроков добра «Доброта и чуткость»,
  • «Жизнь дана на добрые дела» и др. Организация КТД «Человек человеку нужен», «Добру-дорогу», «И для людей ты не жалей огня души своей». )

Вся указанная работа проводится при сопровождении психологической службы школы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)