Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Подтверждение статистических характеристик на примере населённого пункта деревни Быданово

«Статистика – получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием».

«В естественных науках понятие «статистика» означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятностей».

Статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковые кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, экономика, право, медицина, демография и других.

Таблицы и диаграммы широко используются в справочной литературе, в средствах массовой информации. «Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм».

Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации.

Мы должны научиться жить в вероятной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.

Проблема исследования.

В современной литературе и в учебниках результаты статистических исследований представлены материалами крупных городов, в газетах – крупных населённых пунктов, поэтому было решено провести исследование статистических характеристик на материалах по небольшому населённому пункту. Так как в деревне Быданово никто социологических исследований не проводил, мы решили возможным организовать исследование на уровне нашего населённого пункта.

Если в жизни человека (жителя деревни Быданово) наличествуют статистические закономерности в следующих областях: техника и быт человека, вкусы и пристрастия, возможности и желания, то можно провести опрос общественного мнения, найти центральные тенденции ряда данных: среднее арифметическое, моду, медиану, размах; дать интерпретацию результатам статистических исследований и наглядно представить полученную информацию.

Историография и источники.

Работая над данной темой, изучил следующую литературу. В книге М. В. Ткачёвой «Домашняя математика» рассказано, что такое статистика, как проводят статистические исследования. В работе представлены центральные тенденции статистики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах, дана методика наглядного интерпретирования результатов статистических исследований при помощи таблиц, диаграмм, гистограмм, полигонов.

В энциклопедии для детей в главе «Статистика знает всё» представлены виды статистик, рассказано о том, чем занимается каждая статистика, как проводят опрос общественного мнения и обрабатывают результаты статистических исследований.

В журнале «Математика в школе» в № 5 за 2004 г. в статье «Изучаем элементы статистики» Ю. Н. Макарычева описаны статистические характеристики и представлена методика интерпретации статистических исследований.

В книге В. И Марковой «Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении комбинаторики, статистики и теории вероятностей» содержатся различные задачи и упражнения для формирования статистических представлений.

Очень часто в жизни важно знать мнение и взгляды людей по самым разным вопросам. А как узнать эти мнения?

Для этого проводят специальные опросы населения, или опросы общественного мнения. Полученную при этом информацию обрабатывают и делают необходимые выводы.

Мы решили опросить учеников и учителей по следующим темам «Музыкальные интересы учеников и учителей Быдановской школы», «Компьютер в нашей жизни». Каждому референту были предложены две анкеты с вопросами.

Обрабатывая информацию, мы попытались ответить на следующие проблемные вопросы: а) Если 50% опрошенных учеников используют компьютер для игр, то можно ли утверждать, что молодежи компьютер нужен только для того, чтобы играть на нем? Верно ли это утверждение?

Предположим, что у нас появилась возможность расширить круг респондентов и опросить учащихся школы № 28 г. Кирова, где информатика изучается углубленно, то их ответы были бы о пользе компьютера совершенно другими, а студенты ВГУ дали бы третьи ответы и так далее; б) Если учителя нашей школы используют компьютер в основном для работы, то можно ли сделать вывод о том, что учителя не слушают музыку на компьютере, не смотрят фильмы, не играют на нем в игры? Мы убеждены, что это не так; в) Если ученики нашей школы отдают предпочтение популярной музыке, то можно ли сказать, что молодёжь не любит классику?

А если бы мы провели опрос учеников музыкальной школы, то их ответы были бы, наверное, в пользу классической музыки.

Таким образом, мы убедились в том, чтобы получить более достоверные сведения, надо провести массовую выборку. По результатам наблюдения за массовой выборкой можно сделать вывод обо всей генеральной совокупности.

Итак, статистика имеет дело в основном с массовыми явлениями, но для изучения отдельных статистических характеристик мы рассматриваем упрощенные примеры с использованием небольших выборок, используя данные по д. Быданово.

Изучили следующие статистические характеристики: среднее арифметическое; моду; медиану; размах.

Одной из основных статистических характеристик ряда данных является среднее арифметическое.

«Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых».

Мы выяснили, что вычисление среднего арифметического позволяет переходить от частных случаев к некоторому обобщению.

Видимо, лучше выбрать несколько меньше значение средней урожайности, но при большой ее стабильности. Устойчивость урожая важна для сельского жителя. Мы советуем молодоженам построить дом на улице Труда.

С различными видами интерпретации результатов статистических исследований постоянно встречаешься в газетах, журналах, видишь с экрана телевизора.

Диаграммы: столбчатые, круговые, линейные нам знакомы. Из литературы можно узнать, что существуют ещё полигоны и гистограммы. Найдем ответ на вопрос: чем отличается полигон от графика, гистограмма от диаграммы.

«Отметив в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Затем, соединив последовательно эти точки отрезками, получаю ломаную – полигон».

Рассмотрим «стаж работы учителей» и построим гистограмму:

Ответ: В гистограмме в отличие от обычной столбчатой диаграммы, основания прямоугольников выбираются не произвольно, а строго определены длиной интервала.

Подводя итоги работы, можно констатировать, что в жизни жителей деревни Быданово наличествуют статистические характеристики, которые являются стержнем интеллекта современного человека. Но надо помнить, одну и ту же статистическую информацию люди могут трактовать по-разному и то, что если мы хотим увидеть достоверную информацию, лучше находить не один показатель, а два, а лучше всего все четыре: среднее арифметическое, моду, медиану и размах.

Работа имеет практическую значимость, так как

1. статистические исследования работы могут использоваться на уроках математики при изучении темы «Элементы статистики и стохастики»

2. данная работа может быть использована в качестве статистических данных по Быдановскому сельскому округу

3. учащийся школы выступил с работой на школьной конференции «Исследовательская работа ученика – развитие творческого потенциала учителя и ученика».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)