Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Подвиг легендарного летчика и полярного исследователя полковника Энделя Карловича Пусэпа

В своем сочинении я хотела бы рассказать историю удивительного человека. Эстонца по происхождению, о личности не просто знаменитой, но и героической. Ведь если подумать, во время Великой Отечественной войны было немало летчиков, отдавших свою жизнь во имя победы, тех, кто по первому приказу, а иные и без него, бросались в небо, туманное, серое, страшное, бушующее и неизвестное, небо, где могла оборваться их жизнь. Они шли на это с одной-единственной мыслью, одержимые ненавистью к фашистам, шли и верили в победу, в то, что их родная русская земля будет всегда свободна и чиста. Да, таких героев в истории немало. Но мне бы хотелось отметить именно человека, прошедшего войну с самого первого дня и до победных аккордов - об Энделе Карловиче Пусэпе.

Эндель Карлович Пусэп родился 1 мая 1909 года в деревне Ной, ныне Партизанского района Красноярского края, в семье эстонских крестьян-бедняков, переселившихся в Сибирь во время столыпинской реформы. Пусэп с детства мечтал стать летчиком. Это увлечение, переросшее во всю его жизнь, возникло благодаря брату. Они клеили из бумаги самолеты, привязывали шпагатом и бегали под горку А в 1922 году великий летчик впервые увидел железную птицу. Он загорелся желанием обуздать все причуды и трудности военного человека, а именно - летчика. Не останавливало даже то, что станичная школа находилась довольно таки далеко, а добираться приходилось и с суровую сибирскую зиму, и в осенний, пробирающий до костей холодный дождь, а порой у бедного мальчишки не было даже обуви. Но первым шагом на пути к мечте стало получение семилетнего образования в 1927 году. После вступления в комсомол, Энделя Пусэпа, как «представителя бедняцкой семьи», отправили на учебу в Ленинградский педагогический техникум. Учеба давалась ему легко и охотно, впрочем, когда-то загоревшаяся мечта не угасла, а наоборот, разгорелась с большей силой, будто в нее подсыпали пепла. И в этом же 1927 году Пусэп переходит в военно- теоретическую школу Военно- воздушных сил в Вольске. И вот теперь мечта претворилась в жизнь: эстонский парнишка с глухого сибирского хутора в 1930 году после успешного окончания 3-й военной школы летчиков стал командиром ВВС РККА. У Энделя Пусэпа был свой девиз, которому он следовал всю жизнь, всегда и везде, девиз человека, прошедшего жизнь и смерть, радость и слезы, страх и отчаяние, девиз настоящего русского человека: «Мы обязаны сделать все. И еще чуть-чуть от себя». Вот это вроде бы незначительное «чуть-чуть от себя» навсегда определило его судьбу. Желание во всем проявлять инициативу, стремление к чему-то новому, неизвестному, никогда не страшило его. Узнав, что в городе Ейск, первой в стране эскадрилье по полетам «вслепую» формируется часть, Эндель, не раздумывая, попросил перевод. Пробуя немыслимые по сложности и опасности трюки, он никогда не показывал своего страха, неуверенности, знал, что во время его полета в небо устремлены десятки глаз товарищей, курсантов, людей, считавших Энделя настоящим виртуозом своего дела и летчиком от Бога. Никогда перед ним не вставал вопрос о вылете в непогоду. Наоборот, это его подзадоривало, приносило определенный азарт и, если можно так сказать, в таких дерзких полетах, он испытывал самого себя, проверял свой характер и без того уже закаленный, сродни своему железному другу. Эндель Пусэп также участвовал в поисковой экспедиции. Пропал Сигизмунд Леваневский, полетев 12 августа 1937 года в Северную Америку через Арктику. Ни самолета, ни отважного пилота обнаружить не удалось. Но все же во всем нужно искать положительные моменты, благодаря этой поездке Пусэп знакомится с кинорежиссером Романом Карменом.

Когда же прогремело известие о нападении немецких войск на территорию СССР, он первым вместе с другом-летчиком Водопьяновым пошел на фронт, не желая отсиживаться. Попав в самое пекло боевых действий, Эндель Пусэп проявил все свое мужество, смелость и отвагу. 8 августа 1941 года Пусэп под командованием Михаила Водопьянова совершил первый боевой вылет, успешно подвергнув бомбардировке

Берлин. Они шли на максимальной высоте, но вдруг отказал правый крайний двигатель.

Альтиметр показывал 7000 высоты. То, что пережили Пусэп и Водопьянов, наверно, не поддается описанию. Находиться в такой непосредственной близости перед опасностью, в логове врага, видеть разлив огней столицы, видеть и знать, что еще каких-то пару минут, и опьяненные успехами в Европе немцы получат то, что заслужили, эта мысль щекотала нервы, ласкала сознание. Знать, что торжествующий народ, который так беспощадно убивает русских людей, губит нашу землю, сейчас ответит за все. И вмиг бомбы понеслись вниз, земля всколыхнулась и встрепенулась, подвергаясь мощным волнам удара и пыли. Задание выполнено. Все, теперь было сделано то, ради чего затеивался этот полет. Минута, и самолет летит в Москву, домой, летит, ликуя свой победе, летит, чтобы, во что бы то ни стало защитить Родину, Россию, Русскую землю. Но тут пилоты замечают, что в бензобаке пробита дырка. Горючего хватило только до Эстонии. Посадив самолет, летчикам пришлось идти пешком. Эстонская земля. Вот она, Пусэп идет по своей родной земле, и сейчас для эстонского летчика нет ничего дороже и священнее. Но местность незнакомая, как же добраться до своих? Тут ситуацию опять же спасает Эндель Пусэп, к счастью, не забывший родной язык. К ним навстречу вышел мальчик, и Эндель, заговорив с ним на эстонском языке, смог разузнать, как добраться до советских войск.

Но это было лишь начало подвигов эстонского летчика. За первый год Великой Отечественной Войны Пусэп 30 раз бомбил военно-промышленные объекты в глубоком тылу Германии, в том числе Берлина, Данцига и Кенигсберга, защищал с воздуха Ленинград, бомбил вражеские войска под Курском, Орлом и Белгородом.

В мае 1942 года командиру экипажа бомбардировщика «Пе-8»-Энделю Пусэпу было поручено доставить советскую делегацию во главе с Нарком иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым в Великобританию, а затем в США для ведения переговоров по открытию второго фронта. Этот маршрут в Москве посчитали не только самым коротким, но и, как ни парадоксально, самым безопасным, поскольку проходил он через линию фронта. Вряд ли немецкая служба безопасности могла предположить столь дерзкий перелет. Риск оправдался сполна. Все были в курсе, что немцы знают о полете, да еще с таким «высоким» человеком, но знали о ни о точной дате и маршруте, навряд ли. И поэтому виртуозный полет Пусэпа оказался незамеченным и безопасным. В небе то и дело взрывались десятки зениток, но Эндель Пусэп со свойственным ему спокойствием и уверенностью летел, объясняя тем, что облака очень густые, плотные и низкие, в таком положении увидеть никем не догадывающийся самолет было невозможно. Но тут как на зло вмешалась матушка- природа. Сначала поднялся ураганный ветер, отбрасывая самолет то вправо, то влево, а потом пошел сильнейший снегопад. Ну, как говорится, русские люди не сдаются, и поэтому самолет прибыл в пункт назначения целым и невредимым. Что же на самом деле испытывал Пусэп, летя над линией фронта, остается только догадываться. Ведь ему свою жизнь доверил человек, от решения которого зависело не просто отношения между соседними государствами, а решающий исход всей войны. Но, тем не менее, все прошло отлично, профессионализм и мужество Пусэпа опять вознаградило его уже не просто похвалой, а званием героя Советского Союза «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелета». Но предстояло еще возвращение на Родину. Теперь уже немецкие власти знали о цели визита Наркома иностранных дел СССР в Великобританию и США. В данной ситуации лететь было крайне опасно и глупо. И тут был придумал такой план. Стороны договорились, что давать информацию в прессу будут, когда советская делегация вернется в Москву. Молотов посовещался с Пусэпом, связался с Кремлем, на следующий день газеты сообщили о благополучном возвращении делегации. Гитлер был в бешенстве. А «Пе-8» благополучно отправился домой. Именно в этом перелете была признана огромная заслуга Энделя Пусэпа за то, что он благополучно сумел доставить делегацию к союзникам и обратно, за то, что переговоры состоялись, и Второй фронт, оказавший огромное влияние на исход войны, был открыт.

После этого легендарного перелета, Пусэп не охладил свой пыл и делал такие же смелые, бесстрашные перелеты. Он бомбил войска под Сталинградом, Курском, Орлом и Белгородом.

И все же жизнь не смогла не пройти лезвием по судьбе этого человека, не оставить огромного рубца на его жизненном пути. После тяжелейшего перелета Эндель Пусэп получил осколочное ранение в области позвоночника. Но, тем не менее, он смог выдержать этот удар судьбы, смог не потерять веры в себя. Эндель Пусэп перенес 5 опаснейших операций. Без сомнения, Пусэп - человек с сильным характером. Он смог не потеряться в жизни после войны, после многочисленных операций, которые подрывали уверенность в себе, а порой и уничтожали любое желание жить дальше, верить в завтрашний день, без больничного казенного имущества, без надоевших лекарств. Пусэп «встал на ноги» и добился огромных успехов не только в летном деле, политике, но и в писательстве. Эндель Пусэп написал книги о войне. Как он сам любил говорить: «Они должны знать, чем пахнет война!» Мы этого не знаем, и дай Бог никогда не узнаем, и не увидим того горя, той разлуки, тех бедствий и тех смертей. Книги Пусэпа пронизаны болью, ужасом, но в то же время они беспощадно раскрывают всю реальность того, что происходило на глазах автора.

Эндель Пусэп был заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики, членом ЦК Коммунистической партии Эстонии, работал министром социального обеспечения Эстонской ССР, Председателем республиканского комитета защиты мира. Избирался депутатом Верховного совета СССР 4-го созыва.

С уверенностью можно сказать, что Эндель Карлович Пусэп прожил свою жизнь не зря. Он был профи в летном деле, равных не было и, наверное, уже не будет. Сумев пересилить себя, сумев начать жизнь заново, жизнь, в которой место его любимым железным птицам, было только в большой, израненной войной душе, он смог доказать, что такое человеческая воля и что такое настоящий русских характер.

Казалось бы, все, что мог отдать он войне, Пусэп отдал сполна, отдал все, ничего не жалея, ничего не страшась и не сокрушаясь, отдал свой великий долг перед Отечеством гордо, смело и достойно. Всю свою жизнь герой Советского Союза, летчик- бомбардировщик, полковник, Эндель Карлович Пусэп посвятил служению Отечеству: посвятил самому дорогому, самому священному, тому, за что на протяжении нескольких лет проливали кровь русские солдаты, женщины, старики и дети. За все это, за чистое небо над головой, за безмятежные будни российских граждан и за будущее, обязательно счастливое и мирное, он посвятил эту жизнь нам!

Краткие биографические сведения:

1 мая 1909 – Красноярский край, Партизанский район, Хутор Самовольный. Родился в крестьянской семье.

1922 - Впервые увидел настоящий самолёт

1924 – принят в комсомол

1925 - Принят в пятый класс местной школы

1927 - Школа-семилетка. Свидетельство об окончании

1927 - Ленинград. Педагогический техникум.

1927 - Зачислен в военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА

1929 - Ленинград. Военно-теоретическая школа ВВС РККА.

1931 -Оренбург. 3-я военная школа лётчиков и летнабов. Оставлен при школе лётным инструктором

1933 -Ейск. Создана первая в СССР эскадрилья по полётам вслепую. Прибыл к новому месту службы.

1937 - 12 августа. Участник безуспешных поисков пропавшего экипажа

1937 – знакомство с кинорежиссером

1938 - Москва. РККА. Главсевморпуть. Полярная авиация. Принят на службу

1941 - 21 июня. Второй пилот у Водопьянова. Экипаж бьёт рекорд нахождения в возухе.

1941 - 14 июля. Прибыл в первую бомбардировочную дивизию авиации дальнего действия. Полком командует Водопьянов.

1941 - 10 августа. Пилот 203-го гвардейского авиационного Орловского полка самолетов-заправщиков

1941 - 10 августа. На ТБ-7 Вылетел бомбить Берлин. На обратном пути аварийно сели в Эстонии. Так состоялась первая встреча Энделя с родной землей

1942 - Апрель. Итоги: 30 ночных боевых вылетов - бомбил Берлин, Данциг (Гданьск), Кенигсберг (Калининград)

1942 - 19 мая. Бомбардировщик «ПЕ-8» взял курс на Великобританию и далее в Вашингтон

1942 - 20 июня. Герой Советского Союза

1943 - Март. Лондон. Доставил делегацию Советского правительства с конфиденциальным пакетом для Короля

1946 – Таллинн. Полковник. Контузия позвоночника. позади - пять операций на позвоночнике. Вышел в запас

1951 –Эстония. Верховный Совет. Президиум. Заместитель Председателя.

1975 - Книга. «На дальних воздушных дорогах»

1978 - Книга. «Тревожное небо»

1991 – Таллинн. Новые власти Эстонии отобрали квартиру и передали её одному из бывших «эсэсовских» легионеров.

1996 – Таллинн. 18 января. Умер. Похоронен

Член ЦК КП Эстонии

Министр социального обеспечения республики

Председатель республиканского комитета защиты мира

Депутат Верховного Совета СССР 4-го созыва

Награды

Золотая звезда героя Советского Союза

Орден Суворова 3-й степени

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны 1-й степени (дважды)

Орден Трудового Красного Знамени (трижды)

Орден Дружбы народов

Орден Красной звезды (дважды)

Орден Знак Почета

Бесстрашный Эндель Пусэп в кабине своего любимого самолета.

Герой Советского Союза

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)