Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэт и время: феномен популярности Сергея Есенина

И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню дал.

М. И. Цветаева

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт. Для того чтобы установить этот факт, не нужно прибегать к помощи статистики. Ни в одном поэте, может быть, ни в одной эпохе, ни у какого народа не была так тесно связана, так переплетена поэтическая работа с личной жизнью.

Именно поэтому и проистекает из стихов Есенина то, что должно быть названо единственно правильным словом, та бесконечно нежная близость к каждому, кто раскрывает его книжку.

Но главное, чем интересен Сергей Есенин, - это тем, что он с необыкновенной чуткостью уловил глубинную суть своей эпохи, понимая ее гораздо лучше, чем понимала себя сама эпоха, и выразил эту суть не только своими стихами, но и своей жизнью.

Нам Есенин интересен как поэт в первую очередь. Однако в последние десятилетия появилось столько противоречивой информации о его жизни и творчестве, показано немало документальных и игровых фильмов о нем, что просто понять, где же настоящий Есенин, а где выдумка, нам, знающим только его стихи, очень сложно.

Цель нашего исследования – найти в потоке разнообразной информации о поэте ту, в которой представлен настоящий Есенин, определить, в чем заключатся феномен популярности поэта, почему спустя 80 лет после его смерти интерес и к творчеству, и к личности Есенина не ослабевает.

Задачи статьи:

❖ увидеть Сергея Есенина глазами его современников;

❖ изучить письма, дневники, мемуары;

❖ проанализировать отношение нынешнего поколения к Есенину, к его творчеству;

❖ понять поэта, исходя из восприятия его лирики и просмотра телесериала «Есенин»

Научная новизна работы состоит в том, нами предпринята попытка выявить общественное мнение по поводу популярности поэзии Есенина, а также понять, каким мы видим его сейчас, в чем правы и в чем ошибаются В. Безруков и И. Зайцев, авторы телесериала «Есенин» (2005г. ).

Мы использовали в своей работе сравнительно-аналитический метод, частично-поисковый, индуктивный и дедуктивный методы, анализ писем, документов, мемуаров. Нами был проведен социологический опрос учащихся и учителей, сделаны диагностические исследования.

Объект статьи– жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.

Предмет статьи– неоднозначные оценки таланта и личности Есенина как его современниками, так и в наши дни.

Данная тема актуальна сегодня ещё и потому, что сериал Виталия Безрукова вызвал противоречивые оценки зрителей. А ведь многое из того, что предложено в сериале, не соответствует действительности, является субъективной оценкой его создателей. Это значит, что молодежь, познавая Есенина, будет воспринимать его во многом через призму телефильма. Мы же решили доказать, что образ экранного Есенина и образ Есенина, который предстал перед нами после изучения писем, воспоминаний, чтения его поэзии и прозы, практически полностью противоположны.

«Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

Пожалуй, ни об одном человеке, прожившем столь короткую жизнь, не написано такого количества воспоминаний. Целые книги о встречах с Есениным оставили Александра Есенина, Илья Шнейдер, Анатолий Мариенгоф, Вольф Эрлих и другие. Творчески интенсивная, насыщенная событиями жизнь Есенина поражала воображение и становилась источником легенд. Одни мемуаристы по-своему трактовали отдельные факты жизни поэта, по-своему объясняли трагедию его судьбы. Со своей точки зрения видят Есенина и другие авторы, но в многообразии их голосов полнее раскрывается сложный, противоречивый и трагический облик поэта.

Он интересен со многих позиций. Тем, кто имеет вкус к словам и к их сочетаниям, Есенин любопытен как мастер этого дела:

И холодное корявое вымя сквозь тьму

Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.

Проведите, проведите меня к нему,

Я хочу видеть этого человека.

Любители русской природы тянуться к нему, чтобы насладиться ее картинами:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Видят в нем родную душу и те, кто склонен пофилософствовать:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Не отступает под натиском изучающей, просвещающей, объясняющей литературы и легенда о Есенине. Сам факт существования такой легенды говорит о бесконечной популярности поэта. Начав литературный портрет Есенина в обычной для него парадоксально-психологической манере, Борис Пастернак вдруг, словно бы забыв о живом Есенине, человеке, которого знал, начинает излагать легенду о Есенине: «Есенин к жизни отнесся как к сказке Иван-царевич на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан. Он и стихи свои писал сказочными способами».

А ведь все знали, какими непростыми, даже мучительными были отношения Есенина и Дункан! Но это уже не воспоминания, а переложение легенды, которую разнесла по России «людская молва». Вероятно, даже внешность поэта способствовала тому, что эта легенда шагнула и в наши дни. Даже для Г. Серебряковой Есенин – «Иван-царевич, надевший цилиндр, с волосами цвета ржаного поля и глазами, как голубые вьюны».

Современник Есенина, Д. Семеновский, писал: «На одной из вечерних лекций я очутился рядом с миловидным пареньком в сером костюме. Он весь светился юностью, светились его синие глаза на свежем лице с девически-нежной кожей, светились пышные волосы, золотистыми завитками спускавшиеся на лоб. Юноша держался скромно и просто. Доверчивая улыбка усиливала привлекательность его лица».

Николай Клюев, близкий друг поэта, вспоминал: «Поэт-юноша. Вошел в русскую литература как равный великим художникам слова. Лучшие соки отдала Рязанская земля, чтобы родить певучий лик Есенина. Огненная рука революции сплела ему венок славы, как своему певцу. Слава русскому народу, народу, душа которого не перестает источать чудеса даже средь великих бедствий, праведных ран и потерь»!

Эта душа знала взлеты и падения, на ее долю выпадали радости и неудачи, ей довелось пройти путем несбывшихся надежд и горьких разочарований. Но она не стала черствой и холодной. Она была и осталась настежь распахнутой перед людьми, перед всем живым в мире, перед красотой, разлитой в природе.

В чем заключается феномен его таланта? Почему его популярность с годами не иссякает? Чем берет Есенин? Мнения большинства писателей не расходятся. Благородством чувств и мыслей. Бесконечной правдивостью в стихе и перед собственной совестью. Беспощадной искренностью: «Себя вынимал на испод». И еще – идущими от пушкинской традиции ясностью формы, естественностью поэтической речи, выразительностью языка.

У него было много друзей-приятелей, его любили. В обращении он был прост и весел, в трезвом виде и при людях, которых он не знал или знал мало, подчас даже застенчив и молчалив. В нем была та притягательность, которую мы определяем словом «обаяние», с него не хотелось сводить глаз. Сохранившиеся портреты, в общем, передают прелесть его лица – его улыбку, то шаловливо-добродушную, то задумчивую, то озорную. Но ни один из его портретов не передает того особенного выражения душевной усталости, какой-то понурости, которое порой, словно тень, выступало на его лице. Только сейчас понимаем, что выражение это было следствием того творческого напряжения, которое не покидало его всю жизнь.

Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме стихов и собственно жизни. Современник поэта, Александр Кусиков, говорил, что Есенин очень любил жизнь: «Никогда я не встречал человека, так любящего жизнь, по-звериному любящего, как Есенин. Ни у кого я не наблюдал такого страха перед смертью, как у него. Особенно в самые страшные годы Октября, когда повсюду смерть мельтешилась. Смерть. Он боялся быть случайно убитым, боялся умереть от тифа, от испанки, от голода. Боялся даже приходить мимо полуразрушенных (в то время частых) домов, чтоб кирпич не свалился ему на голову, чтоб качающаяся балка не сорвалась и не придавила его. Он ужасно боялся случая – Смерти». Безусловно, только необыкновенное жизнелюбие, потрясающая способность чувствовать чужие радости и горести позволило развиться необыкновенному творческому таланту Есенина.

Творчество Сергея Александровича Есенина неповторимо яркое и глубокое. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений.

Близкий друг поэта Иван Васильевич Грузинов, писал: «Классической музыкой Есенин мало интересовался. Он плясал русскую, играл на гармонике, пел народные песни и частушки. Песен и частушек знал он большое количество. Некоторые частушки, распеваемые им, были плодом его творчества. Есенинские частушки большею частью сложены на случай, на злобу дня или направлены по адресу его знакомых: эти частушки его, как и многие народные частушки, имеют юмористический характер».

Нет юноши максималиста и нигилиста, нет лирического героя – страдальца и нытика, горевшего отраженным светом романтиков и декадентов, но есть сформировавшийся в религиозных и эстетических воззрениях поэт. В лирике он выражает свое, есенинское отношение к миру как к гармонии. Его эмоциональная тема – благодать, радость. Лирический герой кротко принимает земной мир как Божий дар и готов к небесному бытию:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Родина в творчестве Есенина долгое время оставалась его единственной любовью. Он объяснялся в любви не женщине, а благодатной родине, природе.

Юрий Прокушев, исследователь творчества Есенина, отмечал: «Для Есенина Природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе; именно так возвышенно-просветленно и благостно воздействуют они на нас».

Лейтмотив поэзии Есенина – благодать:

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать

Статичный деревенский пейзаж освящен Божьей благодатью. Пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. Так, в стихотворении «Сохнет стаявшая глина» образ ветра, «рыжего ласкового осленка», сочетается с образом Христа. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин, прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет».

Мы изучили немало мемуаров, исследовали десятки писем и были удивлены: отрицательных оценок Есенину его современники почти не давали. Правда, всегда вспоминали его пристрастие к выпивке и, как следствие, бесшабашное поведение.

Но все же мнение Александра Воронского была несколько иного содержания: «На примере ранних поэтических произведений Есенина очень отчетливо и показательно видно, как религиозность и прочие подобные «протухшие настроения» застят глаза, как в тумане этих настроений складываются, мутнеют, становятся незаметными реальные очертания вещей и людей, как вместо твердых, упрямых, четких контуров и линий действительности выступают нежные, обманные пятна, мзга, хмарь, - недаром у Есенина линия поэзии отсутствует и он – поэт мягкого багрянца и золота, - как живая жизнь в туманах мистики преображается в фантазмы, в баюкающие миражи, в тихие беспечальные острова блаженных».

А вот Юрий Прокушев, спустя десятилетия, дает абсолютно противоположную оценку таланту и личности поэта: «Художественный мир Есенина-прозаика романтически-эмоционален, драматичен, афористичен в слове, языке. Проза поэта, как правило, предельно открыта, обнажена в показе картин народной жизни. Не только в стихах, но и в прозе Есенин стремиться заглянуть в завтрашний день человечества».

Мы доверяем целиком и полностью мнению великого русского писателя Максима Горького: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно разновесна. Казалось, что он мечет их, одно – под ноги себе, другое - далеко, третье – в чье-то ненавистное ему лицо. И вообще все: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза – все было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта».

Иван Грузинов, поэт, друг Есенина, словно вторит Горькому: «Есенин неподражаемо читал свои стихи: в кругу близких, в клубах, в кафе, на бульварах. Но насколько хорошо Есенин читал стихи, настолько же плохо он говорил с эстрады. Есенин не был оратором. Говоря в общественных местах, перед посторонней публикой, он долго подыскивал нужные обороты речи, бесконечно тянул неопределенные междометия, иногда неожиданно, с силой выбрасывал отдельные слова, отдельные короткие фразы. Он интенсивно размахивал руками, стараясь помочь себе жестами. Не найдя нужного ему слова, нужного оборота речи, он часто заменял их жестикуляцией и мимикой».

Нам показалось важным узнать, каковы были литературные пристрастия самого Есенина. Его письма, воспоминания родных и друзей рассказали нам, что Есенин очень любил Гоголя. Он был его любимым прозаиком, перечитывал «Мертвые души», даже знал наизусть отрывок из 6-ой главы 1-й части. Любил Пушкина, стихотворения, говорил, что с ним сравниться не мог никто. Но также у него был и не любимый писатель, можно сказать, Есенин ненавидел его. Ни о ком из русских и иностранных писателей Есенин не отзывался с таким презрением, как об Антоне Чехове. К Чехову он относился как к одному из своих злейших личных врагов. Он выискивал все самое отвратительное и язвительное, чтобы бросить в Чехова. Откуда у Есенина такая ненависть к Чехову? Очень может быть, что он ненавидел Чехова за повесть «Мужики», ненавидел Чехова, как типичного представителя русской интеллигенции.

Когда мы говорим о поэзии Серебряного века, представителем которой был и Есенин, то подчас рисуется просто идиллическая картина. Все поэты необыкновенно талантливы, любят и уважают друг друга, с восторгом слушают чужие стихи. Однако это все же не так. Разные школы, направления, просто поэты соперничали друг с другом, считая свою поэзию единственно правильной и нужной людям. Это было время невероятного раскола и потрясающих литературных объединений.

Так, отношения между Есениным и Маяковским были сложными. Особенно они обострились в период формальной близости Есенина к группе имажинистов. Полемические выпады поэтов друг против друга продолжались позже.

- Маяковский безграмотен! – заявлял Есенин. Бытовала следующая частушка Есенина о Маяковском:

О, сыпь! ой, жарь!

Маяковский бездарь.

Рожа краской питана,

Обокрал Уитмана.

Отрицательное отношение к Маяковскому осталось у Есенина на всю жизнь.

А как к Есенину относился Маяковский? Любил ли он его или ненавидел? Возможно, он мешал ему как талантливый поэт.

Владимир Маяковский: «Есенина я знал давно – лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским». Непростыми были отношения двух великих поэтов. Однако, нам показалось, что спорили они и не соглашались во многом, если дело касалось поэзии. Личной неприязни, пожалуй, не было.

Многое о поэте рассказали нам и его письма, и письма к нему, и письма о нем. Место писем Есенина в общей картине его литературного наследия довольно своеобразно. Письма Есенина в общей картине не только важный источник для установления многих фактов его биографии, не только наиболее непосредственно и наглядное свидетельство о круге знакомых и близких ему людей. Эпистолярное наследие Есенина интересно для нас как показатель стремительного роста его литературного и общественного сознания, важно как источник, характеризующий настроение и взгляды поэта и в совокупности с его произведениями дающий картину его творческого развития.

Письма Есенина могут быть правильно поняты и оценены только при условии, если постоянно будет учитываться, какие стихотворения, поэмы, какие статьи были написаны им в это же время. Произведения и письма Есенина дополняют друг друга. Но дополняют не в виде прямых автохарактеристик тех или иных произведений, не в виде прямых разъяснений, а в виде общей характеристики настроения поэта, воссоздающейся из совокупности писем к разным адресам. К примеру, его первая большая группа писем – письма к школьному другу Грише Панфилову – лучшему объяснение к юношеским стихам. В письмах Есенина – те же размышления о своем пути в жизни, поиск ответов на вопросы, которые встают перед юношей в семнадцать-восемнадцать лет, и размышления над проблемами, явно отражающими или круг чтения Есенина, или его впечатления от распространенных в те годы воззрений.

Письма Есенина и письма о Есенине – важное свидетельство его духовного развития. Мы почерпнули в них немало интересного, позволяющего лучше понять и оценить его лирику, а также прозаические произведения, не столь широко известные читателю

И. Семеновский в письме Горькому высказал свое мнение о повестях Есенина, вот одно из них: «В “Северных записках” была повесть Есенина “Яр”; удивительно, как только ее напечатали! Черт знает, что твориться в литературе».

«Посылаю Вам сегодня в этом письме поэму Есенина “Пришествие”, посвященную Вам. Как вы думаете, если поместить ее в 3-ем “Скифе”? В ней есть чудесные места, некоторые я твержу уже несколько дней. И снова революция, как Крестный путь, как Голгофа.

Растет мальчик (и откуда все берется); пройдя через большие страдания, быть, может, и до Клюева дорастет. Кое в чем он уже теперь равен ему». Это письмо принадлежало Иванову-Разумнику, которое было адресовано Андрею Белому.

А вот определенная оценка таланта Есенина С. Платоновым в письме редактору газеты «Накануне»: «Я равнодушен к эмигрантской грызне – слишком мало за границей нелавочников (авантюристов - громко). Но и меня взбудоражила звонкая пощечина Есенина (Дому искусств), настоящая, здоровая, сочная русская».

«Есенин – анархист, он обладает “революционным пафосом”, - он талантлив» - отмечал в письме Е. К. Феррари М. Горький.

Итак, письма – безусловное подтверждение признания современниками гениального таланта Сергея Александровича Есенина и незаурядности его личности. В письмах, мемуарах пред нами предстает тонко чувствующий, искренний, настоящий Есенин, человек, жадно впитавший дух своего времени и отразивший его в творчестве и собственных поступках, а не персонаж, читающий с эстрады свои стихи, поглощающий алкоголь и демонстрирующий своим почитателям новые костюмы.

В год 110-летия со дня рождения Есенина и 80-летия со дня его смерти мы смотрели фильм о поэте. И только через некоторое время сможем увидеть роман, по которому, собственно, это кино снято. Эта работа вызвала неоднозначную оценку зрителей. Мнения были абсолютно противоположные. Именно поэтому мы сначала изучили воспоминания о Есенине, а потом попытались сравнить, далеко ли ушел актер, драматург и писатель Виталий Безруков от настоящего Есенина, открывая читателям нового Есенина, жизнь которого была яркой вспышкой на фоне страшных перемен в стране начала XX века. На вопрос, что сподвигло Безрукова - отца написать роман, он ответил следующее:

«Бесконечная любовь и преклонение перед нашим светлым гением. Я связан с поэзией, с творчеством Есенина с четырнадцати лет, с того момента, когда впервые прочел его стихи. В то время, когда была вытравлена православная вера и навязывалась коммунистическая мораль, я воспринял Есенина как глоток свежего воздуха. Есенин стал моей верой в Россию. Стихи – моими молитвами». Безусловно, такое отношение к великому поэту заслуживает уважения. Но что же получилось из благородных намерений создателей сериала? Сергей Безруков заявил в недавнем интервью: «Нам хотелось развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста что, дескать, Сергей Александрович – упаднический кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган». Однако получилось все с точностью до наоборот. По признанию Виталия Безрукова, автора книги и сценария к фильму, он прочел все существующие исследования, труды по Есенину: «Тайна Англетера» Кузнецова, работы Шубниковой – Гусевой, Прокушева, Сидориной. Куняевых и другие. И все это было переосмыслено и “прожито”. Почему было не снять фильм на основе достоверных фактов? Создатели же сериала взяли за основу книгу Безрукова, откровенно упрощенную беллетристику со множеством домыслов и нелепых предположений и фантасмагорий. И сценарий представляет собой смесь из всего этого.

Помимо всего прочего, фильм имеет целый ряд исторических неточностей.

Неправда показана в сцене, когда Есенин в 22-м году приходит к Троцкому в Кремль. На самом деле их встреча произошла позже, когда Сергей Александрович вернулся из-за границы. Таких нестыковок много: например, в фильме Есенин выходит на сцену, а аудитория вслух начинает читать его стихи. Авторы не учли, что тогда его стихи в массах не знали. Или эпизоды, когда Есенин получает в подарок от императора часы. Да он никогда и в руках их не держал. Хотя решение о награждении действительно было принято. В фильме Есенин постоянно экспромтом стихи сочиняет, что на самом деле, по отзывам очевидцев, случалось с ним чрезвычайно редко, совершает такие неприличные поступки, что вызывает неприязнь. Создатели сериала не брали у потомков Есенина никаких консультаций. «По закону о нашем авторском праве, только прямые потомки имеют право на наследование и защиту репутации», - заявил внук Сергей (по линии Зинаиды Райх). У потомков Есенина вызывает недоумение и трактовка версии убийства поэта. Хотя внук Сергей и правнучка Анна убеждены, что в «Англетере» произошло именно убийство, они возмущены подачей этой трагедии Безруковым. А ведь одна из целей, которые преследовал автор книги и сценария к телефильму, состояла в следующем: убедить зрителей, что в гостинице «Англетер» произошло убийство.

И все же всю правду о Есенине знал только Есенин. Его убийство – всего лишь версия. У неё столько же противников, сколько и сторонников. Поэтому не стоит выдавать её за единственно верную. Эта версия имеет право на существование, но доказывать её нужно не такими примитивными средствами, как это происходит в сериале.

Мы проанализировали целый ряд высказываний зрителей по поводу сериала. Мнения самые разные, что вполне естественно.

«Я юрист, работал следователем прокуратуры и знаком не по кино с расследованием убийств. В середине 90-х годов мне попалась статья преподавателя судебной медицины. В ней он профессионально анализировал все обстоятельства обнаружения и последующего исследования трупа Есенина. Не было никакого убийства! Обыкновенный суицид, сам с таким неоднократно встречался. Основной аргумент сторонников насильственной смерти – «странная» вмятина на лбу Есенина. Он на трубе висел!!! Понимаете?! Эта вмятина не след от удара, это вдавление мягких тканей на лбу от трубы. Не надо искать сенсаций на пустом месте и с умным видом разоблачать несуществующие заговоры», - мнение пользователя сети Интернет Виктора.

Даун плиз: «А мне понравилось. Сыграно азартно, смотрится нескучно, крепких четыре балла».

Анатолий: «Фильм, на мой взгляд, замечательный. И учит он нас любви друг к другу, бережному отношению к ближнему своему и не только. Важно сказать, что убили Есенина, что не грешником он был, а мучеником. И художник имеет право на это сказать».

Мимоходом: «Было заявлено, что Есенин не был трусом. Однако Безруков играет человека, который трусом был. Такой вот парадокс. И еще у меня такое ощущение, что безруковский Есенин имеет очень много общего с героем фильма «Женитьба Бальзаминова». Такой же слегка глуповатый вид».

Александра: «Я не в восторге от фильма, но Безруков – молодец! И спасибо создателем фильма: наконец что-то сняли о поэте, а не об очередных бандитах, владельцах казино и т. д. Со своей стороны скажу, что если раньше мне Есенин совсем не нравился, то теперь я нашла для себя что-то в его поэзии».

Пчелка: «Мне кажется, что Есенина, истинно русского Поэта, мог бы сыграть только Владимир Высоцкий! Громадная личность с громадным трагическим мироощущением. Безрукову просто не по силам роль такого масштаба». [4]

Не везет русским поэтам. При жизни их терзают иноземцы, после смерти добивают свои. Сериал «Есенин» вызывал и до сих пор вызывает много споров. Обидно, что именно по этому сериалу о Есенине станет судить молодежь. А ведь телевидение способно «перешибить» все научные издания. В этом и есть главная беда сериала.

Мы провели социологический опрос среди учащихся 11 классов нашей школы. На вопрос «Знакомы ли вы с творчеством Сергея Есенина» 98% ответили положительно. 96% опрошенных сказали, что стихи этого поэта вызывают у них в основном положительные эмоции. Смотрели телефильм «Есенин» 70%, понравился – 50% респондентов. Однако образ поэта ближе и понятнее стал только 15% учащихся, а вот у 85 % вызвал вопросы и определенное недоумение. Вместе с тем на главный вопрос (о причине смерти поэта), который пытались разрешить создатели фильма, ответ одиннадцатиклассников однозначен: это было убийство. Много нового узнали о Есенине после просмотра сериала 60%, ничего – 40%.

Оценки, которые вынесли телевизионному фильму педагоги школы, были более критичными и строгими, вероятно, потому, что они не открывал для себя поэта Есенина, как это делали учащиеся. Этот образ уже сформировался в их сознании давно, в первую очередь, благодаря собственно творчеству поэта. 90% опрошенных сказали, что у них не изменилось восприятие Есенина после просмотра сериала. А на вопрос «Что нового узнали вы узнали о поэте после просмотра телефильма» были даны в том числе и следующие ответы: «Ничего. Слишком однобокое изображение поэта. Преувеличено его увлечение спиртным», «В фильме был представлен Есенин, которого мы не знали», «Интересный, непредсказуемый человек», «Дебошир. Он не был таким в жизни».

У нас до сих пор нет научной биографии Сергея Есенина, но есть нечто большее: есть его стихи и поэмы, где запечатлена биография души поэта. Чем эта душа жила, как откликалась на дыхание времени, что ее радовало, печалило, захлестывало невыносимой тоской и болью – обо всем поведал он как на духу, откровенно и честно.

Сергей Есенин - замечательный русский поэт, посвятивший себя творчеству, в котором отразилась вся его жизнь, все его помыслы. Каждое стихотворение – это еще одна страница обширной книги его жизни. Эта книга открывает нам самобытный талант русского поэта.

Вся жизнь Есенина запечатлена на страницах его поэм и стихотворений. Поэтому с уверенностью можно сказать, что лирика Есенина – это и есть вся его жизнь. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало нашим бесценным национальным достоянием.

Сопоставив воспоминания современников, письма поэта, письма к нему и фильм по сценарию Виталия Безрукова, мы сделали вывод, что достоверный образ Есенина - в стихах, прозе, дневниках, мемуарах.

То, как Есенина нам показали в сериале, немного шокировало нас. Ведь Есенин в сериале и Есенин, которого мы представляли по его лирике, о котором так много узнали в ходе написания работы, - абсолютно противоположные личности. В сериале он дебошир, гуляка, очень много пьет, сочиняет стихи экспромтом, свободно себя чувствует на сцене, в многолюдном месте. У создателей фильма, как они говорят, была цель доказать, что Есенин не самоубийца, не алкоголик, но вышло все наоборот - весь фильм Есенин пьет и безобразничает. А где же муки творчества? Мне ближе тот Есенин, который предстает перед нами со страниц своих книг, тот Есенин, о котором искренне и правдиво говорят его современники, люди, знавшие его лично. И, хотя подчас эти оценки достаточно противоречивы, им доверяешь больше, чем современным сериалам.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)