Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэт в России больше, чем Поэт?

Древнерусская летопись гласит: «Книги суть реки, напояющие вселенную. Книги суть реки, напояющие душу человека». Звучит красиво. Но что за этим стоит? Древнерусскую литературу создавали монахи - летописцы. Их жизнь была сокрыта от всех, даже произведения их были анонимны. Беспристрастность, непредвзятость – основные черты монахов – летописцев. Но произведения их пережили века, основные темы эти произведения передали в наследство русской классической литературе, которая всегда предлагала мощную опору, она и сейчас протягивает нам руку в 21 век с его международными конфликтами, атомными станциями, наркоманией, алкогольной горячкой, экономическим кризисом, вещизмом, проблемой детей – сирот, виртуальным миром компьютеров и мобильников. Когда – то писательница Любовь Кабо задала вопрос: «Захотят ли наши дети взять Пушкина в 21 век?» Тревожный вопрос, потому что в умах недалеких людей, «глотателей пустот» (М. Цветаева), А. С. Пушкин вытеснен развлекательными телепередачами, дешевенькими любовными романами, приключенческой литературой о похожих как две капли воды милиционерах и разведчиках

Писатель в России был всегда совестью нации, учителем, поэт – пророком и гражданином, который вел за собой, видел дальше и больше, раскрывая глаза и уши тем, кто не видит и не внемлет.

Поэзия – нерв литературы. В определенные, значительные в жизни моменты духовного и нравственного напряжения, осмысления содеянного, воспоминания о взволновавшем или отзвучавшем чувстве, поэзия способна перенести на особенный, уплотненный и выразительный язык все то, что, невысказанное, дремлет в тебе, беспокоит, мучает. Для своего исследования «Поэт в России больше, чем Поэт?. » мы выбрали произведения поэта – земляка В. М. Чурсина, в творчестве которого ярко раскрывается не только его поэтическое дарование, но и его гражданская позиция, его отношение к извечным ценностям:

• к России, к своей малой родине;

• к извечной русской соборности, когда «Россия в целом, а не Россия по отдельным приходам и участкам»;

• к семье – «малому миру», вливающемуся в национальную жизнь;

• к человеку как личности;

• к дружбе;

• к труду как началу всех начал;

• к любви как возвышенному и прекрасному чувству, не тождественному современной чувственности и страсти;

• к Богу, не устрашающему и гневному, а как к нравственной опоре, символу правосудия, любви;

• к своему предназначению на Земле;

• к значению и весомости русского слова.

В творчестве В. М. Чурсина отразились проблемы бытия человека. Но самое главное, что в его творчестве мы распознаем приметы нашей малой родины, цвет и запах наших лесов и полей, зиму – весну, лето – осень, узнаем судьбы свои и своих близких, чувствуем прелесть нашего местного слова, которое всегда бьет в цель.

Тема «Поэт в России больше, чем Поэт?. » актуальна, так как современный человек с его прагматичностью, безверием, цинизмом стоит на краю бездны, а рядом, только протяни руку, лежит сборник стихов, которые заставляют взглянуть на жизнь по – другому, поэтому цель нашего исследования - раскрыть значение творчества В. М. Чурсина для наших современников, показать, сможет ли поэзия нашего земляка, его слово, гражданская позиция при духовной жажде, томящей человека, ставящей перед ним неисчислимые вопросы, помочь, дать ответы на трудные вопросы.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

• увидеть, какие прочные, неразрывные нити связывают поэта с его малой родиной, в контексте произведений раскрыть отношение поэта к истории своего края и к истории своего Отечества;

• сквозь призму произведений о малой Родине рассмотреть взгляд поэта на судьбу России;

• оценить, как творчество поэта отражает происходившие и происходящие процессы в политической, общественной и культурной жизни нашего края, всей России;

• своим исследованием доказать мысль, заложенную в теме работы.

Мы встретились с В. М. Чурсиным, чтобы узнать о его жизни и творчестве и сквозь призму его произведений посмотреть на наш край, что взрастил поэта, стал почвой его художественного мира, сделал его гражданином.

В. М. Чурсин печатается преимущественно в газетах «Белгородская правда» и прохоровской «Истоки». Объектом нашего исследования является рассказ самого поэта о себе и следующие сборники стихов:

• «Подснежниковый свет»

• «За что мне такой подарок?»

• «Березка на ветру звенела»

• «Благослови меня»

• «Поплачь, душа» и отдельные стихи из готовящегося к выпуску сборника под условным названием «Заветный перст».

Предметом нашего изучения стало звучащее слово поэта, его гражданская позиция, его слиянность с судьбой родной страны, горечь, что не смог что – то в этой судьбе изменить.

Хронологические рамки исследования: январь – февраль 2009 года

Методы исследования: изучение статей в газетах, встречи с В. М. Чурсиным, изучение документов личного архива В. М. Чурсина и его рукописей, экспозиции музея Прохоровской гимназии, посвящённой творчеству В. М. Чурсина, беседы с людьми, знающими поэта.

Практическая значимость исследовательской работы: материалы исследования могут быть использованы для экспозиции «Поэты-земляки» в краеведческом музее МОУ «Чуевская СОШ», нравственного воспитания школьников, для проведения уроков по литературному краеведению.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью.

Автор данной работы уже два года изучает творчество В. М. Чурсина, любит литературу, много читает, систематически участвует в районных конкурсах творческих работ, поэтому данная работа имеет большое значение для личности автора, продиктована его нравственным развитием и излагается от лица автора.

Жизнь и творчество В. М. Чурсина

1. Основные вехи биографии В. М. Чурсина

На холме, за логом, - деревушка.

Их таких, на картах, даже нет.

Даже и не Груши, просто – Грушки.

Хуторок. А надо ж – клином свет.

Владимир Михайлович Чурсин родился 1 августа 1950 года в хуторе Грушки Прохоровского района Белгородской области. В 1953 году семья переехала в поселок Прохоровку. Стихи начали тревожить с 5 класса. Сочинения по литературе В. Чурсин писал часто стихами. Закончив в 1967 году школу, год работал электромонтером в прохоровском коммунхозе. В 1968 году поступил на факультет русского языка и литературы Белгородского педагогического института. По свидетельству преподавателей института, сокурсников, стихи В. Чурсина пользовались в институте большой популярностью. Особенно любимым у девушек – студенток было

Кисть осени размешивает краски,

А мне мерещится,

Что завтра вдруг – апрель

Я по ночам выдумываю сказку,

Которая не сбудется теперь

Проучился в институте 3 года. Во время каникул работал в редакциях газет «Ленинская смена» и прохоровской «Коммунист» (в то время). В 1971 году все лето проработал в прохоровской районной газете «Коммунист» и получил предложение остаться работать в редакции, переведясь на заочное отделение. В 1972 году закончил институт. До 1976 года работал в прохоровской газете корреспондентом и ответственным секретарем. В 1976 году был направлен Белгородским обкомом КПСС в Ростовскую высшую партийную школу на факультет журналистики. После окончания ВПШ в 1978 году возглавил прохоровскую районную газету. В 1990 году на альтернативной основе был избран первым секретарем Прохоровского райкома КПСС. С 1992 по январь 2007 года – заместитель главы администрации Прохоровского района. С сентября 2007 года – главный редактор прохоровской районной газеты «Истоки», о чём он и пишет в автобиографии. Печатается в газетах «Белгородская правда» и прохоровской «Истоки». С 1991 года по 2004 год выпустил 5 сборников стихов. Является членом Союза журналистов, ведет активную общественную работу, встречаясь с известными людьми нашей области и России, уделяя внимание и школьнику, и интеллигенту, и рабочему, и колхознику. Владимир Михайлович составил свою родословную по отцовской линии.

Его жизненное богатство – семья, дочь, внук, друзья, окружающий мир, Родина.

1. 2 Обзор сборников стихотворений поэта

О творчестве В. М. Чурсина писали районные, областные и центральные газеты. Так, в Прохоровской районной газете «Истоки» говорится о презентации сборника его стихов, в областной профсоюзной газете «Единство» - о неразрывной связи поэта и его малой родины, печатался поэт и в газете «Сельская жизнь» со своим стихотворением «Прохоровка».

Первый сборник стихов «Подснежниковый свет» вышел в Прохоровке в 1991 г. В названный сборник вошли циклы: «Сердцевина сердца моего», «Что б было, если б не было тебя, «Подснежниковый свет», «До колышков полуденной межи».

В 1-м цикле «Сердцевина сердца моего» поэт пишет об отцовском доме, о родителях, о хуторе Грушки, где родился, о своем отношении к тем местам, где живет. Все стихотворения имеют названия по первой строке и только одно из них с названием «Электропоезд «Прохоровка - Белгород». Эти стихотворения говорят о значительности всего живого, все места воспринимаются поэтом как часть бессмертного царства природы, как своеобразное обогащение вечной жизни. Стихи исполнены открытых чувств, естественности изложения. Кажется, что в них просто запечатлено уловленное зорким зрением, чутким слухом.

Следующий цикл «Что б было, если б не было тебя» В цикл вошло 17 стихотворений, среди которых только шесть озаглавлены. Лирический цикл о любви, о своем отношении к женщине, к любимой. Появляются новые жанры: молитва, ноктюрн.

«Поэт пишет о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен сам момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости», - так пишет в своей статье «Волшебство слова» Г. Левшина Её дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринять многое из того, что осталось позади. Эта грань духовного бытия личности глубоко волнует поэта. В душе лирического героя прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется звездным часом, сливается с запахами, звуками, красками природы. В таком обрамлении любовь воспринимается частью большого мира, непреодолимой, вечной, но всегда переживаемой человеком как открытие.

Третий цикл «Подснежниковый свет», в который вошло 25 стихотворений, посвящен природе. Всему радуется лирический герой: временам года, любому времени суток, любой погоде. Он живет вместе с ней. В этих стихах есенинское ощущение природы: стылый ветер, природа в ожидании весны, ручьи, устремившиеся к речке, густой туман, подснежниковый свет, синь небес, лыжный след, плечистый косогор, октябрьская грибная пора, лесная глухомань, багряная листва, осенний поздний цветок – это мгновение, пережитое героем наедине с природой, он является героем лирического романа о Природе. Мы не увидели городских пейзажей в этих стихотворениях. Значит, наши места лечат душу героя, подвигая его сделать окружающий мир лучше, красивее.

4-й цикл «До колышков полуденной межи» - в нем 11 стихотворений, среди них есть названия, которые заставляют споткнуться, остановиться, например, «Боязнь», «Слава», «Покаяние», «Монолог современника»: первые три говорят о чувствах, какие может человек испытывать в определенные моменты жизни, монологи тоже можно произносить наедине или прилюдно под напором охвативших чувств. «Герой кается, что повинен в застое, боится чего – то недоделать в жизни, смалодушничать, это в 80-е годы XX века, а в 90-е – стыд за все, что произошло с Советским Союзом и Россией, стыд за то, что приходится «побираться – унижаться», - отзывается Лев Конорев, член Союза писателей России, о стихах В. М. Чурсина в статье «Шлю поклон тебе, жизнь» Но все равно в стихотворении «Слава» поэт надеется, что его слова когда – нибудь будут услышаны, он называет славу своей бедой и святым счастьем, поэтому она не нужна крикливая, она будет тихой и спокойной.

Все стихи датированы в основном 80-ми годами, несколько 1990-1991 и только одно 1968 г. , есть стихи, под которыми стоит не только год, но и число, и месяц. Это, по всей видимости, более врезавшиеся в память моменты жизни. Это минуты особого вдохновения, которые сам поэт называет «ни с чем не сравнимым удовольствием». У Чурсина В. М. событийные повороты едва обозначены, а явление, которое занимает автора, глубоко осмыслено в своем внутреннем развитии.

Его стихи в своей основе оптимистичны, но где – то проскальзывают мысли о катастрофичности окружающего по причине совершенно реального разрушения духовных ценностей, по причине «замещения» сиюминутными ценностями. От этого – то и болит душа поэта.

От сборника к сборнику поэт остается верен образам и темам, которые переходят из цикла в цикл, но появляются новые жанры: сонет, баллада «Родник и звезда», басни «Макаки в Думе», «Свобода слова», «Случай в лесу». А самое главное появляется тема обращения к Богу, потому что поэт считает: отняв веру, из нас вынули тот стержень, на котором зиждется достоянье человека, нас ввергли в пучину.

Последний, готовящийся к изданию, сборник под названием «Заветный перст» (в него войдут триста стихотворений поэта) - философский.

На разные вопросы ищет ответа поэт. Что есть жизнь? Что есть смерть? Что есть человек в этом мире? Что есть счастье? Человек и природа. Человек и общество. Человек и Бог. В этих стихах этическая программа поэта, его жизненное кредо, он остаётся верен своей юности, дому, родителям и родным, родине, исторической памяти, природе. На наш взгляд, лирический герой произведений В. М. Чурсина любит осень, особую пору в природе, особое ее состояние, - зрелость. Осень в жизни человека - пора мудрости и зрелости. Поэтому–то и носит последний сборник философский характер.

Поэт в России больше, чем Поэт?.

2. 1 От малой родины - к судьбе России

По рассказам Владимира Михайловича видно, что он рано начал чувствовать значение, весомость слова, музыку родной речи, стихи роились в голове, было желание выплеснуть их на свет, в жизнь:

Отцовский дом,

Где пролетело детство,

Взахлеб тогда стихи

Ночами я писал,

Им рыжий, не дыша,

Внимал котенок

И это было всегда страстное желание, но не славы, а добра, музыки, красоты, и не для себя, а для всех – таково вечное начало всякого искусства, всякого творчества.

В сборниках стихов В. М. Чурсина представлены произведения, датированные 80 – ми годами и позднее, следовательно, прав поэт, что за своим творчеством не следил. Остались листочки с подаренными стихами у друзей, мальчишек – девчонок, может быть, в старом отцовском доме где – то на чердаке.

В нашей беседе поэт сказал, что не было в его творчестве часа ученичества, но путеводной звездой была поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мог открыть любую страницу томика С. Есенина, начать с любой строки и, не задумываясь, продолжить ее, прочесть стихотворение до конца. Значит, было мерило, по которому он сверял свое творчество.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художником, произведением и местом, вдохновением писателя на его создание – ведь ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Один из главных художественных ориентиров в творчестве В. М. Чурсина – «чувство дома», «чувство родины». Вся поэзия его - с ее опорой на русское слово, с ее выразительными картинами родной природы, с ее установками на сохранение национальных связей и традиций – не только содержанием, но и самой своей художественной формой реализует национальный принцип как основу творчества. Черноземье, Белогорье, «подстепье», «порубежье» автор считает «сердцевиной сердца своего».

Хуторок. И сладко мне, и горько,

Что с тобою связь оборвалась

И не жил – родился, да и только,

В паспорте отметка – вся и связь.

Эти стихи о самом главном для человека – о месте, где родился. По немногим живым приметам сразу понимаешь, что речь идет о наших местах, о родном крае, знакомом с детства.

Есть на земле

Особый уголок,

Другого нет

Дороже мне на свете.

От бойких хутор

В стороне дорог.

Да, вообще,

Ничем он не приметен

Поэт любит звуки, краски, воздух нашего края, которые пропитывают все произведения В. М. Чурсина.

Какая весна!

Ну, совсем как апрельская,

У сини небес

Глубина не видна

Пора моя –

Октябрьская грибная,

Любимая,

Заветная пора.

Последний снег –

Неистовый и чистый

Нежданно хлынувший

Как марта хлябь с небес

Его устраивает все в окружающей природе, он слит, спаян со всем, о чем говорит в стихах. Это помогает нам острее чувствовать лирическое начало его произведений, связать стихи с представлением об авторе. Он гордится историей своего поселка, относит себя к поколению, зацепленному войной, потому что в годы войны поселок Прохоровка был стерт с лица земли, а мальчишки послевоенных лет для своих игр находили снаряды, мины. Отец воевал, а один из братьев отца сгорел в танке на Прохоровском поле.

В названье этом – хриплый выстрел танка

И стон бойца, упавшего в траву,

Назло огню здесь колос снова вызрел

И снова пьют ромашки синеву.

Тема войны, памяти о тех, которые «ушли, не долюбив»; всегда тревожит поэта. Ему дорого то, что жило в сердце каждого бойца на войне: поле, хлеб, вызревший колос, и сквозь годы автор чувствует дым пороховой на поле битвы. Этой теме посвящено стихотворение «Вечный огонь».

Несмотря на то, что прошло много лет со времени окончания войны, не утихает боль утраты в душе поэта. В. М. Чурсин в стихотворении «Здравствуй, Саша!» обращается к погибшему на войне Александру Николаеву – танкисту, совершившему таран фашистского танка в сражении под Прохоровкой летом 1943 года. Он является героем названного стихотворения. Мы ничего не узнаем о нем, о том, каким он был человеком. Узнаем только, что он погиб на нашей земле, на Прохоровском поле. Но мы становимся рядом с героем вместе с автором, не смирившимся с потерей, живем c болью в сердце.

Стихотворение проникнуто желанием прочувствовать все, что испытал на поле боя герой, желанием встать рядом с ним «у смерти на краю», посмотреть на себя «оттуда, из войны».

Поэт обладает удивительной способностью разбередить человеческую душу, лишить ее покоя, подвигнуть на самостоятельные раздумья. Язык поэта выразителен, по- мужски строг и застенчиво нежен.

В сборнике «Благослови меня» дана вместо предисловия небольшая статья поэта «Душа болит», в которой сказано: «Болела о том, что была нема среди общего гвалта и шума: делалось одно, говорилось другое, а мыслилось третье». И чувствуешь, почему у поэта так много стихов о России, о ее истории, о его отношении к советским временам, к перестройке, к тому, что происходило в нашей стране в 90 –е годы и происходит сейчас. В нашем разговоре он сказал: «Я ждал перестройки, перемен, хотелось жить лучше, видеть дальше и больше, ходить не строем Но вышло по – другому». Когда читаешь стихи о России, понимаешь, почему поэт считает, что нет большой и малой родины, она – одна, ему дорога «Россия в целом, а не по отдельным приходам и участкам».

В стихотворении «Звучит над русским полем вновь набат»

Россия, ее судьба, боль за нее – основная тема стихотворения.

В начале стихотворения перед нами образ русской земли, охваченной огнем, разбоем, уничтожением. Ключевые слова: набат, дымят, костры, полчища, зовет, синеглазые полонянки, пепел, сгоревшие поколения, черная химера, колокол, печенеги, змеи, гиены, вороны, чужбина, судьбина – нагнетают тяжелое настроение; так как окружающая природа и состояние человека перекликаются. Кажется, что все пришло в движение, охвачены пламенем дома, кричат дети, женщины. Поэт упоминает детинец, что значит – кремль. Встают перед мысленным взором и картины разорения Рязани Батыем, описанные летописцем, и святой Александр Невский, и Дмитрий Донской, просивший благословения на битву у Сергия Радонежского, и М. В. Кутузов, решившийся оставить Москву, чтобы показать Наполеону, на что способны русские, и маршал Жуков, взявший на свои плечи ответственность за судьбу Родины в самые трудные моменты истории. Все они – живой щит для каждого из нас.

В этом стихотворении сцепляются прошлое, настоящее и будущее. Обращение к прошедшему времени, отстоявшемуся в своем течении, дает возможность осознать драматизм, необратимость прошедшего.

В стихотворении размерен ритм, удивительная звукозапись (и ассонанс, и аллитерация), поэтому – то и слышится нам плывущий в воздухе звон колокола.

Стихотворение разбито на восемь строф, которые имеют кольцевое построение: в 1-й строфе начало

Звучит над русским полем

Вновь набат совпадает с началом и концовкой 8-й строфы

И не молчит

Над Родиной набат

Но не молчит

Над Родиной набат, это говорит об усталости от всего, что пережила Россия, о том, «с какой большой болью, с какими трудностями нам (или уже не нам?) придется столкнуться впереди»

У автора есть надежда, и эту надежду он вселяет читателю в 3-й строфе. Он смотрит на все глазами пожившего русского крестьянина, который, несмотря на панику, разбой, костры, гибель, хочет сохранить к весне зерно:

Чтоб к лету колос

Пел, усато – рыжий,

Чтоб, встав с колен,

Назло судьбине выжить

И верить:

Жить на свете суждено.

Интонация всего стихотворения отрывистая, тревожная, а в этой строфе жизнеутверждающая, спокойная, неторопливая. Каждое слово стихотворения употреблено в прямом значении. В 1-й и 2–й строфе автором использована инверсия, для живости изображения, что сразу привлекает внимание читателя. Обилие односоставных предложений: неопределенно – личных («В степь гонят полонянок синеглазых»), безличных («Чтоб, встав с колен,

Назло судьбине выжить

И верить:

Жить на свете суждено». ) сосредотачивает внимание на действии, как бы отодвигая на второй план действующих лиц. Они экспрессивны и помогают понять волнение лирического героя, его нервное напряжение, глубину чувств.

В 7–й строфе автор использует нисходящую градацию «змеями – гиенами – воронами в стаях», что указывает на важность, которую придает автор этим словам. А рядом всем воронам противопоставлена «Русь Святая – жар – птица – песня».

Стихотворение «Звучит над русским полем вновь набат» наполнено простотой слова, понятностью основной мысли, но нет покоя поэту, душа болит о будущем России, поэтому – то и заканчивается стихотворение многозначительно.

Но не молчит

Над Родиной набат

Поэту дорога Россия, он помнит корни нашего духовного родства, но цикл стихотворений о России объединён горькими и тревожными раздумьями о будущем своей страны.

2. 2 Завет, ставший мерилом жизни для поэта

С институтской скамьи, изучая древнюю литературу, В. М. Чурсин понял, что вслушиваться в слово, чувствовать его музыку приучила бабушка, неграмотная женщина, которая что – то всегда рассказывала: то ли былины, то ли притчи, то ли сказания, то ли просто русскую народную сказку, то ли псалмы пела. Неграмотная бабушка, а сюжеты ее сказаний и древнерусской литературы одни и те же. И тут осенило: значит, русское слово, прошедшее через века, может трогать и неокрепшего еще мальчишку, и интеллигента, и человека, не наученного грамоте. А голос и завет бабушки «Что люди скажут?. » до сих пор звучит в душе и ведет по жизни.

Стихотворение «Что люди скажут» автобиографично, но не только для лирического героя, но для российских мальчишек и девчонок, родившихся в 50-е годы, выросших с бабушками, рожденными до Октябрьской революции. Они-то уж знали цену заповедям, полученным от прежних поколений! Лейтмотивом звучат слова: «Что люди скажут» А идея стихотворения – не растеряйте, люди, своей души в жизненных бурях, не сгубите стержень русской нравственности, несите чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми и обществом.

От строфы к строфе автор рассказывает о своём жизненном пути: шалил в детстве, как и все мальчишки («Совхозный сад, и не моргнувши даже, мы обнесли»), но укор бабы Насти «А что-то люди скажут» запал в душу, и понес его герой по жизни: работая на стройке, старался, не отставать от других, чтобы вдруг не осудили, студентом «выбирал то, где надо в глубину копнуть», советскую эпоху, когда говорили одно, думали - другое, делали – третье, герой начал понимать уже в зрелом возрасте и назвал днями «сомнений, действий и бездействий», но завет бабы Насти «Что люди скажут» вел по жизни, давая силы распознать добро и зло. Очень интересна строфа о застольях: по меркам бабы Насти, в застольях надо вести себя чинно, знать цену и себе, и еде (приходит на память эпизод из повести В. П. Катаева «Сын полка», когда разведчики, найдя Ваню Солнцева, кормили его и наблюдали за ним во время еды, как бережно относился Ваня к каждой крошке хлеба, но не набрасывался на еду, хотя был сильно голоден). Значит, не только у бабушки лирического героя, нашей землячки, но и по всей России у детей воспитывали разумность и сдержанность в поведении за столом. Только описанное поэтом застолье размашисто, но и тут его похвалила бабушка, потому что внук слышит: «Что люди скажут. Вот и молодец!». Словами из предпоследней строфы: «вселенский потоп», «Сатана», «взял душу», «хамство», «алчность», «жестокость» – поэт описывает наше современное житье, чувствуется, что это давит, загоняет в угол, но круг спасения «Что люди скажут» всегда рядом, и автор уверен, что слова бабушки позволят ему, дадут силы, даже на краю пропасти, сохранить себя и свою душу.

Стихотворение трогательно, задушевно. Обыденная лексика («ничейный», «не моргнувши», «деточки», «кило», «Вот и молодец!», «взял душу», «швырнув», «моя родная»), знакомая каждому из нас, чередуется с книжной лексикой, чаще всего отвлеченной («сомнения», «действий и бездействий», «лакейство», «хамство»), что даёт возможность показать лирического героя с детских лет тонко чувствующим слово, умеющим его облекать в свои поступки, подниматься над обывательским сонмом толпы в наши дни и сохранять свою душу.

Используя отрицание с противопоставлением («не кило, а тонны»; «не розы и не ленты, а то, где надо в глубину копнуть»; «еще без сил, но царь и падишах») поэт показывает свою юношескую устремленность, когда хочется много узнать, много сделать, когда за спиной вырастают крылья. Это во второй и третьей строфе. В четвёртой строфе автор использует сравнение («как карусельный ряд»), и чувствуешь, как трудно было герою жить во времена застоя, именно эти времена он называет днями «сомнений, действий и бездействий». Его отношение к эпохе застоя прослеживается во многих произведениях («Покаяние», «Возвращаться назад ни за что не хочу», «Я с мальчишеских лет был в быту простоватым», «Родине»). Разнобой гласных в стихотворных строках выглядит как картина проб оркестра, когда нет единой мелодии, а лирический герой ищет своё место в жизни. Слова бабушки «Что люди скажут» диктуют одно, а вокруг, в жизни, видит другое. Но самое главное, что в его душе не было двойственности, чуткая душа всегда улавливала правду бабушкиных слов, их связь с другими поколениями, жившими по совести, и он живет в унисон с законами совести.

2. 3 Стихи о сокровенном, интимном

Глубоким лиризмом наполнены стихотворения поэта о сокровенном, интимном. Таким представляется нам стихотворение «Красная шапочка» Лирический герой одной строкой вспоминает свое юношеское чувство «Голос твой до меня долетел». Ничего не произошло необычного: на школьном дворе старшеклассники играли в снежки, брошенной девочкой в красной шапочке снежок попадает в лирического героя, оживают в сердце воспоминания, возвращают его в былое, забытое, невозвратное. Первый снег, праздничная природа, случайный снежок – все это нарушило привычный ритм жизни автора, он не хочет возвращаться в привычное тепло, ему хочется брести по снегу, может быть, где – то его ждет встреча с юностью. Он завидует старшеклассникам, грустит по ушедшему и не может с собой справиться.

Содержание этого лирического текста достаточно простое, но форма стиха сообщает ему глубину, образную и эмоциональную выразительность.

В первой и второй строфах лирический герой акцентирует наше внимание на своем внутреннем состоянии: «снег молодит», поэтому «не пристало хмуриться», «подстреленснежком». Употребление односоставных предложений («Хоть на свете живи двести лет», «Не пристало сегодня мне хмуриться») придает разговорный характер тексту. Это все буднично и привычно.

Третья и четвертая строфы – единое композиционное целое: состояние легкости, чистоты, озорства передано двумя восклицательными предложениями: «Как играли в снежки старшеклассники! Сколько было в них смеха, огня!» Эти два предложения подчеркивают возможность, реальность хотя бы на мгновение вернуться в юность «через годы и ветры осипшие». Так возникает микротема долгой разлуки. Все это когда – то было с героем наяву.

В пятой строфе употреблены два сравнения: «словно выстрел»: а может быть, светлое, нежное чувство не покидало лирического героя никогда, поэтому второе сравнение «как мячик» показывает, что он помнит, каким был тот, давний, снежок. Читателю самому необходимо домыслить, осознать, понять, почувствовать, вспомнить.

Последние строки, в которых звучит благодарность румяной шапочке, позволяют читателю сделать вывод: лирический герой благодарен судьбе за подаренные возвышенные мгновения, благодарен той, которая когда – то обожгла своим снежком его душу, но не посвящает читателя в подробности. Пусть сам дорисует незавершенную картину.

Заключение

В результате исследования установлено, что поэт В. М. Чурсин прочными, неразрывными нитями связан со своей землей, отчим домом, историей своей страны.

Слово поэта емко, весомо, изобразительно.

В его стихах распознаются приметы малой родины, ощущается присутствие всей России, его произведения, как зеркало, отражают происходившее и происходящие процессы в политической, общественной и культурной жизни нашей Белгородчины и всей России.

Стихи не оставляют читателя равнодушным, потому что в них – размышления о бытии человека, о смысле жизни, о самом сокровенном, о предназначении человека на Земле.

Поэт не критикует в своих авторских обобщениях происходящего и происшедшего, но отделяет зерна от плевел, ищет нетленные ценности бытия, порой трудноуловимые, нестойкие, непохожие на действительность. Поэтическая окраска жизненных явлений, их откровенная соотнесённость с картинами природы, свободная манера переключения лирического героя с наблюдений на сопереживание, раздумья – все служит единой цели: раскрыть подспудные процессы сущего, расширить возможности его освоения человеком.

Читая стихотворения В. М. Чурсина, видишь их всеохватность: и Родина, и история, и человеческая судьба, и место человека в мировом порядке, и любовь, и дружба, и природа – все переплетается и становится единым целым, заставляет задуматься и понять, что поэт говорит о нашей жизни, о нас, о происходящем с каждым человеком.

В. М. Чурсин своим творчеством, своей гражданской позицией заставляет задуматься над судьбой нашего края, судьбой России, условить неповторимые мгновения природы.

Его произведения способны утолять духовную жажду, он не дает прямых ответов на вопросы, но верит в жизнь, в добро, в его произведениях заключена большая и трезвая правда.

Произведения В. М. Чурсина больше, чем поэзия: они будят мысли, тревожат, помогают по – другому взглянуть на окружающий мир.

Лирика поэта отражает извечные ценности, традиционные для всей русской литератур.

Стихотворения поэта волнуют молодежь, о чем свидетельствуют сочинения учащихся, его стихи положены не музыку композитором Аксютиным.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)