Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэтические образы русских царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии Романовых

Русские царевны, о которых пойдет речь далее, это Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, дочери Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны Романовых, трагически погибшие 18-го июля 1918 года в Екатеринбурге (были расстреляны) и вместе со своими Царственными Родителями и братом, Наследником и Великим Князем Алексеем прославленные в августе 2000 г. Русской Православной Церковью в лики Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Свою задачу мы видим в том, чтобы, опираясь на сохранившиеся воспоминания очевидцев, дневниковые записи и письма Самих Княжон, выявить черты внешнего и внутреннего облика, а также некоторые подробности Их жизнеописания, нашедшие отражение и в поэтических образах царевен.

В своем исследовании мы остановимся лишь на тех моментах их короткой жизни, которые нашли отражение в поэтических произведениях русских поэтов, посвященных Кяжнам.

Сохранились воспоминания А. А. Мосолова о физическом и духовном облике княжон, когда им было от восемнадцати до двенадцати лет: «по словам фрейлины Шнейдер, характер Ольги Николаевны был ровный, хороший; напротив, Татьяна имела характер трудный, скорее скрытный, но, может быть, с более глубокими, чем у сестер, душевными качествами. Мария Николаевна была добра, но не без некоторого упрямства, и по способностям ниже двух старших. Анастасия, с пока еще неустановившимся характером, обещала быть весьма способной.

Во время войны (Первая Мировая), сдав сестринские экзамены, старшие княжны, Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в деле. Младшие сестры Мария и Анастасия тоже посещали госпиталь, и своей живой болтовней помогали раненым минутами забывать свои страдания.

У всех четырех было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Все, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось в двух старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях.

Одно из первых стихотворений, которое было посвящено Её Императорскому Высочеству Великой Княжне Анастасии Николаевне ко дню Рождения, написано Николаем Степановичем Гумилевым (1886-1921) и дотировано 5 июня 1916 года. Приведем его текст.

Сегодня день Анастасии,

И мы хотим, что б через нас

Любовь и ласка всей России

К Вам благодарно донеслась.

Какая радость нам поздравить

Вас, лучший образ наших снов,

И подпись скромную поставить

Внизу приветственных стихов.

Забыв о том, что накануне,

Мы были в яростных боях,

Мы праздник пятого июня

В своих отпразднуем сердцах.

И мы уносим к новой сече

Восторгом полные сердца,

Припоминая наши встречи

Средь Царскосельского дворца.

Это стихотворение-поздравление, которые поэт пишет не только от своего имени, но и от имени всех, имевших радость общения с Великой Княжной Анастасией, которой в те годы было не более 14-ти лет. О каком лучшем образе, приходящем во снах, пишет поэт? Почему встречи средь Царскосельского дворца наполняют восторгом сердца раненых русских солдат? Почему после этих встреч они полны патриотизма и готовы к новой сече?

Приведем отрывок из воспоминаний С. Я. Офросимовой: «На против меня сидит Великая Княжна Анастасия Николаевна. Её хорошенькое личико полно живости и лукавства. Её быстрые глазки всегда сверкают неудержимым весельем и задором, они неустанно зорко высматривают где бы Ей нашалить. Они ничего не пропускают из происходящего вокруг, они все подмечают, а острый язычок рассказывает о всем виденном. Всюду где она появляется, загорается неудержимая жизнь и звучит веселый смех. При Ней «даже раненые пляшут», по собственному её выражению». Вот как! При Анастасии даже раненые пляшут. Воистину она была не только проказницей, но и утешительницей.

Об этом ее удивительном свойстве – быть солнечным лучиком для всех во всех обстоятельствах жизни – пишет и поэт Н. С. Гумилев.

С начала войны для всех Великих Княжон началась новая жизнь. Они стали осознавать, что они уже не дети и что они выросли. В эти годы большая половина дня Великих Княжон был посвящен раненым. Им Они отдавали всю любовь, всю ласку и заботу своих богатых любовью и отзывчивостью душ. Жизнь раненых стала их жизнью: над ними они склонялись с глубокой любовью и нежностью, у их изголовий проливали слезы сострадания, из-за них часто не спали ночей, смертью кого-либо из них глубоко огорчались, выздоровлению радовались со всей силой Своих впечатлительных душ. Не было не одного солдата и офицера в Их лазаретах, который не был бы Ими обласкан и ободрен. Выписываясь из лазарета, каждый раненый уносил с собой какой-нибудь подарок, данный ему на память от всего сердца. Эти подарки, делали главным образом младшие Княжны Мария и Анастасия Николаевны, которые, кроме того, шили белье для солдат и их семей, приготовляли бинты и корпии, и очень сокрушались при этом, что, будучи слишком юны, не могли стать настоящими сестрами милосердия, как Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Каждый раненый увозил с собой самое светлое, самое радостное воспоминание о Княжнах.

С. Я. Офросимова вспоминает, что много времени спустя, уже после революции, она встречала солдат и офицеров, лежащих в Царскосельских лазаретах, и каждый раз видела, как при воспоминаниях о Великих Княжнах озарялись их лица, как бы забывались пережитые муки, и как светло воскрешались в их памяти те дни, когда над ними заботливо и нежно склонялись Великие Княжны.

Еще одно стихотворение, посвященное Великим Княжнам, так же дотированное 1916 г. , написано Сергеем Александровичем Есениным (1895-1925). Приведем его текст:

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Березки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

В кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,

Они к тому, кто шел страдать за нас,

Протягивают царственные руки,

Благословляя их грядущей жизни час.

На ложе белом, в ярком блеске света,

Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть.

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу.

Поэт не был солдатом и не мог лежать в лазарете Царскосельского дворца. По-видимому, его впечатления были навеяны рассказами тех, кто это сам пережил. Сергей Александрович Есенин особенно подчеркивает страдания и «горестные муки» раненых солдат и офицеров, слезы на глазах умирающих («рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть»), «бледные тени» их лиц. Эти бедные, измученные болью люди, нуждались в облегчении физических страданий и в утешении. И то и другое несли им Великие Княжны, протягивая им «царственные руки». Из воспоминаний очевидцев известно, что Великие Княжны облегчали раненым их тяжелые дни не только своим посещением, своей лаской и участием. Две старшие Великие Княжны были настоящими, окончившими курс, сестрами милосердия. Все врачи, видевшие Великую Княжну Татьяну Николаевну за Её работой, говорили, что Она прирожденная сестра милосердия, что она нежно и бесстрашно касается самых тяжелых ран, что все её перевязки сделаны умелой и уверенной рукой. Великую Княжну Ольгу Николаевну все обожали, боготворили; про Неё больше всего любили рассказывать раненые.

«Однажды привезли новую партию раненых, - вспоминает С. Я. Офросимова. - Их, как всегда, на вокзале встретили Великие Княжны. Они исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мыли ноги раненым, что бы тут же, на вокзале, очистить раны от грязи, и предохранить от заражения крови. После долгой и тяжелой работы Княжны с другими сестрами размещали раненых по палатам».

Приведем слова Ольги Николаевны, об этом времени, оставленные в дневнике: «С Мамой к «Знамению» и в лазарет. Была операция прапорщику Каменскому 21-го Сибирского стрелкового полка. Вынули из правой руки осколок снаряда. Писала, давала лекарства, кормила Зарембу и т. д. В 4 часа мы двое (Ольга и Татьяна – прим. ) с Мамой – в Большой дворец. Ко Всенощной не пошли, опоздали. Прости, Боже. Папа писал. Вечером с Мамой в лазарет. Чистили с Ритой инструменты, потом в гостиной завязывали до 12 часов бинты. Сделали 263».

Во все время войны и без того скромная жизнь Царской семьи проходила одинаково изо дня в день, за работой. Так проходили будни, праздники же отличались только тем, что вместо утреннего посещения лазарета, Их Величества и Их Высочества, ездили в обедне в Феодоровский Государев собор.

Вернемся к стихотворению С. А. Есенина. В его последнем четверостишье содержатся слова, которые можно отнести не только к тем тяжелораненым солдатам, чья жизнь висела на волоске, но и к самим Великим Княжнам:

Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу.

Великий поэт, обладающий даром предвидения, уже в 1916 году мог предвидеть трагическую судьбу русского народа, а вместе с ним Императора Николая Александровича и его Семьи.

В своем исследовании мы коснемся еще одного периода – последних месяцев жизни Великих Княжон. С мая по июль 1918 года Царская семья находилась под арестом в Екатеринбурге среди шайки наглых, разнузданных людей Их стражи, подвергаясь издевательствам и непрерывным страданиям. С каждым днем страдания Царственных мучеников все увеличивались. В нижнем этаже дома было устроено караульное помещение. Грязь там стояла ужасная. Пьяные голоса все время горланили революционные или неприличные песни под аккомпанемент кулаков, стучащих по клавишам рояля. А с верху, точно с Неба, доносились отдаленные звуки божественных напевов. То пленники пели дивные, трогательные молитвы Божественной литургии. Их безропотная покорность воле Божией, незлобивость и смирение давали Им силы твердо переносить все страдания. Они уже чувствовали Себя по той стороне бытия, с молитвой в душе и на устах, готовились к Своему переходу в Жизнь Вечную. В ночь на 17 июля произошло величайшее преступление: невинные люди вместе с Божием Помазанником были зверски убиты.

Событиям этого времени посвящено стихотворение нашей современницы Ирины Скорик:

Четыре царственные розы

От рук проклятых и ужасных

Погибнуть были вы должны,

Четыре девушки прекрасных,

Четыре русские княжны.

Ваш взор молитвенно лучистый,

Последний в жизни взгляд очей

Сказал, что вы душою чистой,

Простить сумели палачей.

Одна беда была за вами –

Любовью к Родине горя,

Её вы были дочерями

Как дщери русского царя.

Последний вздох, утихли слезы,

Исчезла жизни суета.

Четыре царственные розы

Прошли сквозь райские врата.

Во втором четверостишье, поэтесса пишет о том, что даже в заточении Великие Княжны находили Свои радости и облегчали муки безграничной любовью друг к другу. Вера в Бога и торжество добра, любовь к Родине, всепрощение и любовь ко всему миру Божиему не меркли, но росли в Их сердцах в ужасные дни испытаний. Они выпили до дна всю чашу страданий, выпили кротко и смиренно, укрепляясь духом в своем заточении. В упомянутом четверостишье автор пишет о том, что Святые Мученицы «душою чистою, простить сумели палачей». Об этом есть документальное свидетельство. Оно содержится в письме Ольги Николаевны, переданном из заключения в Тобольске. Великая Княжна пишет: «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, что бы они не мстили за него, так как он всех простил, и за всех молится, что бы не мстили за себя, и что бы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь»

Они умерли в радости, как могут умереть только истинные христиане-мученики. О посмертной судьбе Великих Княгинь говорится в последних строках стихотворения И. Скорик: «Четыре царственные розы Прошли сквозь райские врата».

О мученичестве, пережитом Великими Княжнами, говорится и в стихотворении Иеромонаха Лазаря, в котором они сравниваются с Голубицами, сияющими в небесной лазури над золотыми церковными крестами России – их любимой воскресшей Родины, омытой их честною кровью:

Помнишь ли ты имена их, Россия?

Кровью залита их жизни заря:

Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, -

Четыре дочери-голубицы было у нашего Царя.

Когда ты видишь крыл голубиных сиянье

В лазури неба, над золотым церковным крестом, -

Это их души – чистые вестники покаянья,

Посланные тебе, Россия, самим Христом.

Подводя итог небольшому исследованию, отметим, что в рассмотренных нами стихотворениях, посвященных Великим Княжнам, создаются образы русских девушек, которые были научены родителями заботиться не только о близких, но и не терять любви ко всем людям, от сердца прощая обидчиков. И в дни Своего величия, и в Своем заточении Они разливали во круг Себя свет и любовь, и всем находили ласковое слово, не забывая тех, к кому были привязаны и кто Им остался верен. Сестры сознательно и мужественно относились к перемене, постигшей их родителей, и поразительной заботливостью старались облегчить горечь обид и унижений, выпавших на Их долю во время заточения. В проанализированных стихотворениях в поэтической форме отображены те черты внешнего и внутреннего облика Великих Княжон, которые находят документальное подтверждение в письмах, дневниках, воспоминаниях о Них очевидцев. Это были богатые любовью и отзывчивые души, смиренные и терпеливые, радостные и улыбчивые.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)