Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Символизм в изображении поэтической картины мира в поэме Данте "Божественная комедия».

Жизнь поэмы в последующих веках и ее современное понимание – это не только разъяснение ее загадок, но и самопознание тех, кто подходил к ней с Дантовым призывом: «Яви мне путь. »

Доброхотов А. Л

Почему я обратилась к творчеству Данте? Известно, что это произведение считается одним из трудных для восприятия учениками. Но меня оно поразило тем, что Данте постарался ответить на вопросы, которые волнуют меня и все человечество уже много лет: «Для чего мы живем? Как нужно жить? Что такое жизнь?» Вечные вопросы, они всегда будут стоять перед нами. Немногим великим дано осознать эти вопросы во всей его глобальности и, тем более, отыскать свои ответы на него. Великий гражданин Флоренции Данте Алигьери сделал это и навсегда стал великим гражданином мира, Вселенной, поэтому уже семь столетий человечество не перестает считать Данте одним из самых больших своих пророков, своим первым «великим гражданином планеты». Восьмое столетие люди пытаются подняться до его уровня знания жизни и по-прежнему убеждены: он, этот уровень, недостижим. Изучению его творений посвящена целая наука, но тайна его прозрений до сих пор остается великой и неразгаданной тайной. Данте задумал произведение, которое рассказало бы людям об устройстве вселенной, о месте в ней человека, о причинах мирового несовершенства и о путях его преодоления. Путь познания для Данте - это одновременно и путь духовного роста: его герой начнет с Ада покаяния, в этом покаянии душа его очистится, а через очищение и возвысится. А вместе с героем поэмы этим путем должен пройти и читатель. Поэтому чтение «Божественной комедии» - не отдых, не развлечение, а напряженный труд. От такого чтения в наше время уже несколько отвыкли. Но ведь чем тяжелее этот труд, тем значительнее результаты! В этом беспредельном и нескончаемом порыве к идеалу - пафос всей его книги. Данте сам идет и читателя ведет к очень высоким вершинам. Человек, который даст себе труд чтения «Божественной комедии», будет потом читать ее всю жизнь. И всегда ее горизонты будут бескрайними. И всякий раз по-новому откроет он для себя великое откровение писателя: губят людей сладострастие, гордыня и алчность, спасают - вера, надежда и любовь. Произведение Данте стало великим уроком человечеству. Мы мало еще знаем о жизни, а сейчас стали знать намного больше. Кроме того, знание текста «Божественной комедии» поможет нам в дальнейшем при изучении русской литературы более глубоко воспринимать и понимать произведения, т. к. писатели очень часто обращаются к образам этого замечательного произведения. Поэтому я считаю изучение данной темы актуальной для наших дней.

Он остался в исторической памяти человечества под именем Данте, хотя его полное имя звучит несколько иначе - Дуранте Алигьери. Причем, родовое, фамильное имя - Алигьери. Но судьба решила прославить его, назвав коротко и просто -Данте. Данте Алигьери (1265 - 1321) - поэт, философ, политик, теолог, историк, математик, логик, физик, астроном, химик, биолог, психолог - все эти грани органично едины в авторе «Божественной комедии». "Суровый Дант", как называл его А. С. Пушкин - величайший поэт итальянского Возрождения, по сути дела - первый его поэт. Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия". Жизнь его, а он родился в 1265 году во Флоренции и умер в 1321-м , захватила самый тревожный в политическом отношении период национальной жизни Италии. Данте был наказан в 1300 г. жестоко – изгнанием, на которое осудила его восторжествовавшая в 1301 году во Флоренции партия "черных" - сторонников папы и представителей интересов дворянской верхушки богатой республики. И это изгнание Данте пережил как страшную катастрофу. До конца своих земных дней он так и не вернется на родину. И похоронят его в городе Равенна. Но, когда после смерти к нему придет огромная слава, флорентийцы нарекут его своим великим гражданином и потребуют вернуть его прах на родную землю. До сих пор продолжается спор о том, где должна быть могила Данте, и до сих пор она находится в Равенне.

Кем же был Данте? Он был великим ученым, великим поэтом и великим политиком одновременно! Мысль Данте о жизни неделима и универсальна; она, как говорят в наше время, интегральна. Наука и поэзия едины в его творениях, поэтому Данте удалось то, чего не смогла сделать никакая другая эпоха: он создал образ мира. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология - замечательная поэтическая картина вселенной.

Этот уникальный универсализм - величайшее достижение мировой культуры.

Средневековье начинается в Западной Европе с V в. и продолжается до рубежа ХVI-ХVII вв.

Средневековая культура была великой мечтой человечества об идеале духовности. Этой мечтой пронизаны религиозные христианские постулаты о человеке, в котором, кроме земного, телесного и тленного, есть искра высокой божественности - его бессмертная душа. Эта мечта заставляла ученых искать во всех, даже самых разрозненных явлениях видимого бытия единый и скрытый смысл высшей организации жизни. Этой мечтой вдохновлялись художники, которые подчинили все свои поиски стремлению отразить главное в человеке - вечное движение его души к идеалу духовности.

А в средние века наука, искусство и религия были едины.

И поскольку эта единая мысль человечества была устремлена к постижению непостижимого, видению невидимого, ведущим ее принципом стала символика.

Средневековая символика.

Символический образ часто называют «приемом айсберга». В средневековой культуре, с ее стремлением понять все в проекции на незримую человеку истину, символика стала особенно значительной. Символический смысл приобрели все категории сознания, не только художественные, но и научные. Даже в науках, называемых сейчас точными.

А) Символика чисел.

Число в средние века - не объективная данность, а знак некоего высшего, скрытого смысла. Так, в связи с христианской идеей божественной троицы число 3 становится совершенно замечательным символом - символом божественности и святости.

Особая значительность числа 3 определяет еще более насыщенный символический подтекст числа 9. Ведь 9 это, как тогда говорили, - квадриум или, как мы сейчас говорим, квадрат числа 3, т. е. 3 повторило себя в нем трижды. Значит, 9 еще более выпукло и интенсивно выражает символ, заложенный в числе 3.

Б) Символика геометрических фигур.

Символический смысл имели и геометрические фигуры. Например, изображение креста, ставшего эмблемой христианской религии: идеально организованное (все углы прямые) пересечение простейших элементов (прямых линий) - по-своему отражает идею Бога-творца, вобравшего в совершенной своей сути все первоосновы бытия.

Символическое содержание имело и изображение окружности, которая символизирует высшую и совершенную гармонию отношений, а поэтому она становится своеобразной аналогией числа 3.

Еще философы Древнего мира говорили о человеке как о микрокосмосе, повторяющем в себе все мироздание. И рисовали единую модель как человека, так и Вселенной. Основной геометрической фигурой изображения Вселенной явился круг, символизирующий целое, единое, высший элемент гармонии. С идеей окружности связывают представление о единой и упорядочивающей гармонии.

В). Символизм художественных категорий.

Нам иногда кажутся наивными изображения человека в средневековых миниатюрах, поскольку они не отвечают анатомическому правдоподобию. Но это не наивность, а определенный принцип: главное, что надо было показать в человеке, - не его зримый облик, а его бессмертную сущность. И поэтому на тщедушном, маленьком теле (ведь телесное не должно быть главным в изображении) будет нарисована непомерно большая голова (в ней искра божия - мысль!), а на лице так выделятся глаза (они - зеркало вечной души!).

Символичен и цвет: красный, цвет пролитой Христом искупительной крови, - цвет божественной любви; зеленый, цвет пробуждающейся жизни, - цвет чаяния, надежды; белый - цвет чистоты духовных помыслов и веры.

Символизм в творчестве Данте.

Данте всей душой художника и ученого вобрал в себя удивительную культуру Средневековья, и сам стал наиболее значительным и ярким ее выражением.

Самое значительное произведение Данте, поэма «Божественная комедия», тоже строго продумана и рассчитана, писатель даже называл себя в ней «великим геометром».

В произведении - 3 части. В каждой из 3 частей - 33 песни. Итак, 33х3. В этой записи 3 повторило себя трижды. Конечно, это тоже знаменательно. К этим 99 песням Данте добавляет еще одну вступительную, и общее количество песен получается 100. А 100 - это квадрат, или, по-средневековому, квадриум числа 10, которое было символом совершенства, законченности. Таким образом, «Божественная комедия» Данте оказывается выстроенной и в троичной системе, символизирующей божественность, и в десятичной системе, символизирующей совершенство.

Точно рассчитано в «Божественной комедии» появление Беатриче. Она предстанет перед читателем во 2-ой части - здесь важно, что это центральная из трех частей. Этому событию посвящена 30-я песнь второй части. 30 = 3 х 10 - понятно, что это не случайное число. Но если считать песни не от начала второй части, а от начала всего произведения, то получится, что Беатриче появилась в 64-ой песни (1 вступительная песнь, 33 песни первой части и 30 песен второй части). Тоже замечательное число, потому что составляющие его цифры в сумме дадут 10 (64 - 6 + 4 = 10). Оно замечательно и по другим подсчетам. Перед этой, 64-й, песнью в произведении 63 песни, а после нее - 36. Каждое из этих чисел образовано цифрами, которые в сумме дают тоже очень значительное число 9. Выведем эту последовательность как формулу:

63 (6+3=9) 64 (6+4=10) 36 (6+3=9)

Эта схема трехчастна, своеобразный цифровой триптих. В центре цифровой образ Беатриче как бы осиян блистательными лучами идеи совершенства. А левая и правая части, отражающие одна другую гармоничной симметрией цифр, - как венок божественной славы, нимб, ореол святости вокруг ее головы. Как это красиво! Сама Беатриче не догадывалась ни о той великой любви, которой наградила ее судьба, ни, тем более, о той великой славе, которая ждала ее в грядущем. Но эта великая любовь стала реальностью бессмертных произведений Данте и реальностью бессмертной славы Беатриче.

Поэма написана в специальном стихотворном размере, трехстрочными куплетами, которые называются терцинами. Этот размер введен писателем не случайно: символика троичных измерений произведения просматривается и на этом уровне. Прочтем первую терцину:

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Современнику Данте известно: земная жизнь человека - 70 лет. Значит, человеку, до половины прошедшему этот путь, 35 лет. Здесь особенно важна идея середины, центра, пика жизни, т. е. средоточия всей ее сути. Что же случилось с Данте в это значительное время? Он заблудился в лесу. Надо внимательно вглядеться в каждое слово, чтобы оно открыло свой смысл.

Разберемся прежде всего в том, какое значение имеет для писателя образ леса, в котором заблудился его герой. Для этого обдумаем эпитеты. Выберем эпитеты из трех первых терцин. Лес прежде всего «сумрачный». Вспомним, что сумерки - это и не кромешная тьма, но и не свет. Есть в состоянии сумерек некая неопределенность, это что-то среднее, незавершенное. Следующий эпитет - «дикий». Дикий - значит пустынный, глухой, мрачный. Дальше - «дремучий», это понятно - непроходимый. Новое определение - «грозящий». И оно не вызывает трудностей: грозящий - пугающий. А еще дальше следует: «Так горек он, что смерть едва ль не слаще»

Лес горек. Удивительный эпитет, но и здесь смысл совершенно понятен: этот лес страшнее смерти. Чем больше думаешь над этими словами, тем больше понимаешь, что писателю совсем не важно описать лес как таковой, гораздо важнее для него показать состояние души его героя, души смятенной, потерявшейся, заблудшей. Данте рассказывает, что он заблудился в лесу своих сомнений и грехов, и, конечно, мечтает выбраться, найти спасительный выход из этого ужаса.

Но и это еще не все. Сам Данте говорил, что в его произведении несколько смысловых уровней. Первый он называл буквальным - на этом смысловом уровне все, что происходит в его поэме, воспринимается как происходящее с одним человеком, самим Данте. Второй смысловой пласт писатель назвал политическим. Он предполагает более широкое семантическое поле: здесь речь идет уже не об отдельном человеке, а о стране. Это Италия заблудилась в дремучем лесу своих политических страстей и мучительно жаждет спасения из этого тупика.

А далее Данте намечал более значительный смысловой уровень - аллегорический. В этом смысле происходящее воспринималось еще масштабнее - речь шла о человечестве.

Так дантовские образы открывали читателям бесконечные глубины: за человеком, потерявшимся в сомнениях, виделась страна, которую раздирали политические страсти, а в ее судьбе постепенно отражалась судьба заблудшего в лесу пороков человечества, мучительно ищущего спасительный выход.

Данте задумал «Божественную Комедию» в состоянии страшного горя: он пережил смерть Беатриче, изгнание из родного города. Эти свои несчастья писатель воспринимает как знак мировой катастрофы. Не зря по степени трагизма его так часто сравнивают с Достоевским: так же, как это делал великий русский писатель, Данте умел по состоянию одной человеческой души судить о состоянии всего мира. Поэтому он и задумал произведение, которое рассказало бы людям об устройстве вселенной, о месте в ней человека, о причинах мирового несовершенства и о путях его преодоления. Поистине грандиозный замысел! А. С. Пушкин считал, что дантовская «Божественная комедия» была произведением, гениальным уже в замысле. Поэтому так значителен образ леса в начале поэмы. Поэтому с самого начала так очевидна в ней идея спасительного пути, порыва к свету, к идеалу, к Богу. Даже заблудившись в дремучем лесу, герой видит возвышающийся впереди холм, вершина которого осиянна светом. И он устремляется к этому свету.

Из тьмы грехов, незнания и сомнений к свету благодатной праведности и истины - вот путь героя Данте и центральный стержень сюжета «Божественной комедии». Сам писатель назвал свою поэму просто «Комедией» - в его времена так называли произведения с неблагополучным началом, но счастливым концом. А эпитет «божественная» (в значении «замечательная», «превосходная») добавили позднее почитатели таланта Данте. Этим названием автор как бы обозначил исход и завершение великого и верного пути человеческого духа: от мрачного неблагополучия греховности и сомнений к счастью истины и светлого идеала.

Путь этот долог и мучителен. Дантовский герой устремляется прочь из ужасного сумрачного леса к светлой вершине, но на его пути вдруг возникают три страшных зверя:

И вот, внизу крутого косогора,

Проворная и вьющаяся рысь,

Вся в ярких пятнах пестрого узора.

. Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

Он наступал как будто на меня,

От голода рыча освирепело

И самый воздух страхом цепенея.

И с ним волчица, чье худое тело,

Казалось, все алчбы в себе несет.

Каждый из зверей символизирует определенный порок: рысь (в некоторых переводах пантера) - сладострастие, лев - гордыня, волчица - алчность. При виде их героя «сковал такой тяжелый гнет», что он едва не потерял надежду. Аллегория Данте очевидна - на пути человека, и страны, и человечества к спасению страшными препятствиями стоят именно эти пороки - сладострастие, гордыня и алчность. В эту критическую минуту отчаяния Данте видит приближающуюся фигуру и узнает в ней своего любимого античного поэта Вергилия, который писал об Иисусе Христе. Поэтому он, хоть и был языческим писателем, представлялся все-таки мудрым провидцем, сумевшим подняться до христианских идеалов. В поэме Данте Вергилий - воплощение земного ума, Беатриче - воплощение ума небесного.

Вергилий рассказывает, что Беатриче на небесах известно смятение Данте, она сочувствует ему и вместе с Вергилием посылает возможность спасения. Чтобы вырваться из затягивающей его скверны греховных сомнений, Данте должен пройти путь познания жизни, познания всех сфер ее бытия. Вергилий призывает поэта:

Иди за мной, и в вечные селенья

Из этих мест тебя я приведу.

Чтобы отправиться вслед за Данте его дорогой познания мира, необходимо разобраться с тем, как представлял он эти «вечные селенья», какой рисовалась ему вселенная.

Космос Данте

Данте придерживается птолемеевской системы. В соответствии с ней, Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад. Ад - средоточие мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение.

На южной, лучшей части Земли возвышается гора Чистилища. Это сфера очищающего преображения. В Чистилище рождается свет. Здесь тоже грешники, но им дарована надежда на спасение. На вершине Чистилища - Земной Рай, а дальше простираются сферы небесного Рая. Небесный Рай образован планетными сферами. По средневековым представлениям, сфера материальна, планета как бы впаяна в нее. Именно сфера вращается вокруг Земли, а вместе с ней вращается и планета. При вращении сфера звучит, у каждой сферы своя музыка, а все вместе они образуют «музыку сфер».

Название «музыка сфер» давно живет самостоятельно, независимо от родившей его пифагорейской теории. Оно приобрело очень широкий поэтический и философский смысл: это и некий принцип организации единого в своем гармоническом совершенстве мира, и образ высшей силы, осуществляющей это единство, и сама эта высшая небесная гармония. Это понятие вполне современно. Конечно, к нему особенно часто обращаются философы, поэты, художники и музыканты. Но и для науки оно имеет определенный смысл.

Но вернемся к Раю Данте. Итак, пространство Рая - пространство музыки совершенной гармонии. Поэтому оно - пространство высшего света. Этот свет, исходящий из Райской Розы, пронизывает космос, охватывая его траекториями сфер. Небесный Рай - место, где, естественно, обитают души праведников.

Дантовскому герою предстоит пройти и Ад, и Чистилище, и Рай - соответственно будут названы три части поэмы. Его взору предстанет все мироздание, потому что он поднимется даже до Эмпирея, находящегося выше последнего звездного неба. Он увидит, как организовано мироздание, какая сила держит его и приводит в движение, другими словами говоря, он поймет, что составляет основу жизни.

Космология Данте была безусловно новым явлением по отношению к прежним античным теориям.

Вернемся к герою «Божественной комедии». Вергилий сразу намечает основные этапы его грандиозного путешествия:

. ты услышишь вопли исступленья

И древних духов, бедствующих там,

О новой смерти тщетные моленья.

Речь идет об Аде. Мучения адских грешников, которым никогда уже не спастись, бесконечны. Поэтому они мечтают о новой смерти - окончании своих страданий. Но это тщетные мечты.

Далее - Чистилище. В нем, по поверьям, тоже грешники, но им дарована надежда на очищение и спасение:

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям

Среди огня, в надежде приобщиться

Когда-нибудь к блаженным племенам.

Вергилий будет спутником Данте в Аду и в Чистилище. А дальше, в райских сферах, его «душа достойнейшая ждет» - сама Беатриче. С ней воспарит герой к небесам.

Путь познания для Данте - это одновременно и путь духовного роста: его герой начнет с Ада покаяния, в этом покаянии душа его очистится, а через очищение и возвысится.

Итак, первый этап, Ад. Данте представляет его в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов, конечно, ровно 9. На каждой ступени Ада - определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Над вратами Ада надпись, которая повергает поэта в ужас:

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям.

Древней меня лишь вечные созданья,

И с вечностью пребуду наравне.

Входящие, оставьте упованья.

Описание Ада у Данте очень впечатляюще. Страшные картины адских мучений из «Божественной комедии» и сейчас способны вызвать содрогание. Эстетика ужаса довольно характерна для средневековой культуры. В средневековом театре очень натурально изображали кровавые убийства, жестокие пытки и др. В литературе тоже часто описывали загробные кошмары. И то, что в дантовом Аду грешники горят в адском огне, кипят в адской смоле, утопают в адских болотах, носятся в бешеных адских вихрях, достаточно традиционно для современников писателя. Удивляло другое. «Ад» Данте был написан не для того, чтобы просто попугать. И не для того, чтобы вызвать отвращение к грешникам, осудить их. Данте сострадал, сочувствовал им!

Сочувствием согрето описание несчастной судьбы Франчески да Римини. Эта история давно приобрела знаменитость и зажила самостоятельной жизнью, став сюжетом многих живописных, литературных и музыкальных произведений. Именем Франчески да Римини названа симфоническая поэма П. И. Чайковского, ей посвящена опера молодого С. В. Рахманинова. Кто же такая Франческа да Римини?

У героини Данте был реальный прототип. Франческа да Римини (кстати сказать, очень дальняя родственница Данте) была заподозрена ее мужем в супружеской неверности и убита вместе с ее возлюбленным Паоло, который был, между прочим, братом мужа-убийцы. Скандальная история кровавой расправы стала у Данте поэтическим гимном любви. Писатель встречает Франческу и Паоло в адском круге, в котором наказываются сладострастные. Давно замечено, что у Данте образ наказания всегда соответствует образу преступления. Так и здесь: как в жизни закружила этих людей сладострастная любовь, так и теперь в Аду их терзает бешеный адский вихрь, не давая ни минуты покоя от этих мучений. Данте с трудом различает в этом сумасшедшем потоке две светлые тени, которые и здесь остаются неразлучными. Он просит Вергилия, чтобы ему разрешили поговорить с этими душами. Так знакомится Данте с Франческой, которая рассказывает ему свою историю. Писатель очень деликатно и бережно передает ее нам. В рассказе Франчески нет никаких подробностей случившегося. Все ее внимание сосредоточено на том, что она и ее возлюбленный читали «о Ланчелоте сладостный рассказ». Рыцарь Ланчелот (или Ланцелот) - один из самых популярных героев рыцарских романов, был влюблен в королеву Джиневру, супругу легендарного короля Артура, при дворе которого собирались самые лучшие, самые известные и отважные герои. Прочитав о том, как Ланчелот поцеловал королеву Джиневру, Паоло не удержался и тоже поцеловал уста своей возлюбленной. Этот поцелуй стал роковым:. книга стала нашим Галеотом!

Никто из нас не дочитал листа,

- горестно заключает Франческа. О самом убийстве ни слова. Но Данте, выслушав ее рассказ, теряет от ужаса сознание. Это говорит о том, как горячо сострадает он по Франческе, как знакома ему пылкая страсть и как он боится, что его ждет такая же участь. Франческа разделяет его опасения:

Когда бы нам был другом царь вселенной,

Мы бы молились, чтоб тебя он спас,

Сочувственного к муке сокровенной.

Казалось бы, любовь Данте к Беатриче так возвышенна и чиста, но он все-таки упрекает себя в грехе сладострастия и даже считает, что его нужно спасать. Мы видим, писатель убежден, что его чувство должно быть еще более возвышенным и одухотворенным. В этом беспредельном и нескончаемом порыве к идеалу - пафос всей его книги. Данте сам идет и читателя ведет к очень высоким вершинам.

Поэтому так сочувственно изображает писатель людей искренних, грешивших не преднамеренно. Они были убеждены в том, что поступают верно, хорошо, но заблудились в своей ситуации, не смогли выбраться каждый из своего леса. Поэтому и они сочувствуют Данте, искренне хотят помочь ему обрести спасение. Вот почему так уважительно относится Данте даже к некоторым своим политическим противникам. В десятой песни «Ада» он описывает свою встречу с одним из них. Это Фарината дельи Уберти - глава флорентийских гибеллинов. Данте отводит ему место в том круге своего Ада, где наказываются еретики.

«Божественная комедия» изобилует подобными именами - это и политические деятели, современники Данте, и известные литературные герои. В самом нижнем, девятом круге дантова Ада в трех пастях Люцифера казнятся самые страшные грешники - предатели. Предатели величия человеческого (Брут и Кассий) и предатель величия божественного (Иуда). Имя Иуды в веках стало символом предательства.

Образ дантова Ада тоже стал символом и источником многих сюжетов и реминисценций. Выражения «дантов ад», «дантовы круги», «круги ада» и т. д. часто используются другими писателями. В названии романа А. И. Солженицына «В круге первом» - явная аллюзия из Данте. Знание дантовского текста поможет понять и глубже откомментировать мысль Солженицына в названии его произведения.

Когда Данте проходил по Аду, он был в кромешной тьме, но когда он приблизился к Чистилищу, начинается надежда на появление света. По представлениям Данте, гора Чистилища находится на одном конце земного диаметра, а на другом его конце - Иерусалим. Поэтому у них общий горизонт. В момент, который описывает Данте, солнце Иерусалима клонится к закату. Это значит, что оно должно вскоре появиться в небе Чистилища. Чем выше будет подниматься герой, тем светлее будет становиться вокруг.

Чистилище.

Чистилище изображено в виде огромной крутой горы. Она возвышается в центре широкого океана. Нижняя часть горы - это еще Предчистилище. Собственно Чистилище располагается на верхней ее части. Семь уступов, или кругов опоясывают гору. Их семь - по числу смертных грехов. У врат Чистилища ангел начертит концом меча на лбу Данте семь латинских букв Р (начальная буква латинского слова «рессаtum» - «грех»). Постепенно, по мере подъема, одна за другой будут исчезать эти буквы. Это свидетельство нравственного очищения, которое происходит в душе героя.

Данте надеется, что его собственная душа после смерти будет именно в Чистилище. Он не считает себя достойным райских небес, но, вместе с тем страстно хочет не потеряться окончательно в земной греховности. Эта мечта Данте стала впоследствии знаменитой. Вспомним, как о Мастере М. Булгакова говорится, что после смерти он не заслужил света, но заслужил покой. Это тоже своеобразная литературная реминисценция из Данте. Конечно, М. Булгаков не повторяет буквально дантовского образа, тем более потому, что в православной культуре нет понятия Чистилища. Но обращение к такой аллюзии позволяет автору показать читателю, что герой романа как бы приобщается теперь к сонму великих и бессмертных творцов, таких, как Данте. Не зря ведь он - Мастер.

На плоской вершине чистилища располагается Земной Рай. Здесь Данте простится с Вергилием. Здесь вместе с первыми солнечными лучами появится перед героем сама Беатриче. Это кульминационная сцена и «Чистилища», и всей «Божественной комедии».

Изумительно красив и изощренно высчитан у Данте этот эпизод. Вспомним, как тщательно продумано появление Беатриче в символике числовых конструкций. «Все детали этой конструкции, в которой отразилась и Дантова философия числа, и философия композиции, и философия творчества, не только трудно описать, но и вряд ли можно обнаружить с исчерпывающей полнотой», - считает А. Л. Доброхотов. Но даже то, что мы знаем о числовой символике «Божественной комедии», считает исследователь, «достаточно для того, чтобы почувствовать, какие задачи ставил перед собой Данте. Подражая творцу вселенной, он соединяет число и ритм, звук и образ, страсть и рассудок, вещество и смысл».

Тридцатая песнь «Чистилища» - действительно смысловой центр произведения. Она находится в точке деления поэмы на две части по принципу, известному еще древним античным мастерам, - принципу «золотого сечения». Это еще больше подчеркивает важность описанного в этой песни.

Итак, Беатриче появляется вместе с рассветными лучами, она сама как бы являет собой этот свет. Она возникает в «легкой туче ангельских цветов» - белых лилий, символизирующих чистоту и целомудрие. Конечно, она одета в символические цвета:

В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и платье огне-алом.

Белый, зеленый и красный. Они символизируют высшие человеческие добродетели - веру, надежду и любовь. Вначале на пути героя страшными преградами вставали три порока: сладострастие (помните рысь?), гордыня (лев) и алчность (волчица). А теперь светлым залогом спасительной возможности вознесения к раю предстают три замечательных способности человека - способности верить, надеяться и любить.

Беатриче устремляет взор к солнцу, а Данте смотрит на его отражение в ее глазах, устремляясь таким образом вверх, к небесам. Начинается третий, заключительный этап его путешествия. «Этот необычный способ путешествия полон смысла. Взгляд возлюбленной открывает целый мир, но любимая Данте - это Небесная Мудрость, и в мире, где она обитает, царят разум, красота и добро».

Рай Данте.

Рай Данте - это прежде всего стихия света. Над девятью подвижными небесами рая помещается неподвижное десятое небо - Эмпирей, место обитания предвечных. Вместе с Беатриче Данте пролетает райские сферу одну за другой, поднимаясь все выше - к Эмпирею. И чем выше он взлетает, тем более совершенным становится его взгляд. Он начинает постигать язык высшего небесного общения. Теперь он в состоянии, например, понять смысл музыки сфер.

Писателю, прошедшему через стихию очистительного огня, открывается и высший небесный язык - язык света.

Затем вознесся в Свет Неомраченный,

Куда нельзя и думать, чтоб летел

Вовеки взор чей-либо сотворенный.

И я, уже предчувствуя предел

Всех вожделений, поневоле, страстно

Предельным ожиданьем пламенел.

Зрение Данте укрепляется, ему открывается многое в организации жизни:

Я видел - в этой глуби сокровенной

Любовь как в книгу некую сплела

То, что разлистано по всей вселенной:

Суть и случайность, связь их и дела,

Все - слитое столь дивно для сознанья.

Данте предпринял свое грандиозное путешествие, чтобы выйти к свету у и вот, наконец, этот свет, в котором начало и конец, субъект и объект познания, явлен поэту

В заключительных эпизодах поэмы Данте придает своим словам необыкновенную весомость и глубину. И добивается он этого, казалось бы, совершенно невероятно: он как раз подчеркивает, как не умещается в обычные слова открывшееся ему новое знание жизни:

О, если б слово мысль мою вмещало, -

Хоть перед тем, что взор увидел мой,

Мысль такова, что мало молвить: «Мало»!

Подобный художественный прием часто называют приемом светотени. По-своему его использует и Данте. Он все время говорит, что видел и понял гораздо больше того, что может выразить словом. Так рассказывает он о явлении Райской Розы.

Райская Роза находится у Данте в Эмпирее, десятом, невещественном небе, лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ. Райская Роза - это именно Роза Блаженных. Её постоянно-распускающиеся лепестки - благостный залог светлых преображений.

Образ розы всегда привлекал художников. В средневековье он был насыщен особенно сложным поэтическим и философским смыслом: «царица цветов», роза была символом высшей гармонии и красоты. В наше время мы узнали об удивительной книге русского писателя Даниила Андреева «Роза мира». В названии, как можно догадаться, автор использовал дантовский образ Райской Розы. Подобно великому флорентийцу, поэт-визионер Д. Андреев рассказывает об открывшихся ему других мирах; о том, что все они организованы в единую систему, а все самые вершинные проявления этих миров сосредоточены в некоей Мировой Розе. Составляющие ее лепестки (у Андреева это Лермонтов и Достоевский, Блок и Врубель, и др. ) - это как бы компоненты жизнеорганизующей вселенской культуры.

Образ Райской Розы Блаженных у Данте делает едиными его представления о жизни, о космосе, о вселенной. Цветок зарождается в почве, потом пробивается за ее пределы, тянется стеблем к солнцу и, наконец, расцветает. Самое красивое в этом организме - цветок, он завершает движение растения к свету и знаменует собой блистательный результат этого пути. Так и Райская Роза Данте символизирует расцвет, высшее проявление жизни, которая, развиваясь постепенно из низших форм, все более совершенствуется.

Данте-физик, Данте-астроном, Данте-биолог, Данте-математик, Данте-историк и Данте-поэт - что же он покажет в финале своего произведения? Что считает он той силой, которая лежит в основе мирозданья и приводит жизнь в движение, что является сутью этой жизни?

«Как геометр, напрягший все старанья», чтобы измерить неизмеряемую площадь круга, Данте изумленно застывает при виде явленного ему лика Христа. Теперь откроется самое главное:

И тут в мой разум грянул блеск с высот,

Неся свершенье всех его усилий.

Здесь изнемог высокий духа взлет;

Но страсть и волю мне уже стремила,

Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила.

Итак, ведущей и самой универсальной категорией науки Данте определяет категорию нравственную. На всех уровнях и во всех изучения жизни несомненно одно: всегда в основе бытия великая и спасительная сила любви.

Казалось бы, простая истина, ничего в ней особенного. Но тем не менее произведение Данте стало великим уроком человечеству. Мы знаем о жизни, безусловно, очень много, а сейчас стали знать еще больше. Знаем об устройстве атома и растения, знаем тайны генетики и парапсихологии. Но разве не остается при этом самым главным вопросом, к которому, собственно, и устремлено дознание, вопрос о том, что такое жизнь и для чего мы живем?

Вечный вопрос, он всегда будет стоять перед нами. Немногим великим дано осознать этот вопрос во всей его глобальности и, тем более, отыскать свой ответ на него. Великий гражданин Флоренции Данте Алигьери сделал это и навсегда стал великим гражданином мира, Вселенной.

Прекрасно сказал исследователь: «Жизнь поэмы в последующих веках и ее современное понимание - это не только разъяснение ее загадок, но и самопознание тех, кто подходил к ней с Дантовым призывом: «Яви мне путь. »» Возможно, мы еще не очень ясно осознали наш путь к Дантовым вершинам и по-своему только выбираемся из леса наших предположений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)