Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэтика карачаево-балкарских пословиц и поговорок

Актуальность темы. Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания детей.

В связи с этим мы решили обозначить проблему следующим образом: какие пословицы и поговорки могут заставить задуматься.

Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

Объект исследования – пословицы и поговорки карачаевцев и балкарцев.

Предмет исследования - интересные и чаще всего употребляемые пословицы и поговорки.

Карачаевцы и балкарцы, как и другие народы Северного Кавказа накопили огромное количество самых разнообразных произведений словесного искусства, которое составляет общий для них художественный фонд. Жизнь народа, различные общественные и политические события нашли отражение как в песнях, преданиях, легендах, так и в пословицах и поговорках. Народ, создал несметное количество пословиц и поговорок, метких слов, в которых отразился многовековой опыт народа, его мудрость и наблюдательность. Они говорят о любви к Родине, о мужестве, трудолюбии, тяге к знаниям, о миролюбии и непримиримости ко всякому злу, учат гостеприимству, клеймят человеческие пороки такие как, предательство, трусость, лень, жадность и так далее.

Пословицы это краткие образные суждения, которые заключают в себе художественное обобщение жизненного, социально-исторического опыта трудового народа и употребляются в разговорной речи для углубления ее смысла и выразительности.

К пословицам близки поговорки – устойчивые краткие выражения. В отличии от пословиц, поговорки не содержат законченного суждения. Поговорка имеет в виду определенный, конкретный случай, а пословица содержит обобщение. Большинство пословиц и поговорок возникло на основе жизненных впечатлений и наблюдений.

Пословиц и поговорок отличает богатство содержания и тематики, многогранность функций, различие по времени происхождения и по социальной среде, в которой они возникли или пользовались наиболее широкой популярностью.

Народная мудрость в сочетании с высоким художественным совершенством, обусловили пословицам и поговоркам долгую и плодотворную жизнь в разговорной речи создавшего их народа.

Пословицы и поговорки – краткие изречения, но они обрели новую жизнь и в произведениях писателей, ученых и т. д. и поэтому говорят:

«Нарт сёзден къутулмазса»

(От пословиц и поговорок не уйдешь).

Тематик карачаево-балкарских пословиц и поговорок богата и разнообразна.

В пословицах:

«Ишлемеген ашамаз», «Ишлемеген - тишлемез»

(Кто не работает, тот не ест).

«Эринчекни эр алмаз, эр алсада - кел салмаз»

(Ленивую замуж не возьмут, и если возьмут, то пожалеют) осуждается лень.

Дружба, честность, доверие получили яркое отражение в следующих пословицах:

«Къонагъы джокъну - шоху джокъ»

(Нет гостя нет и друга)

«Тюзлюк шохлукъну бегитир»

(Честность (справедливость) закрепляет дружбу)

В пословицах нашли отражение сельско-хозяйственный труд и быт. Например:

«Ишлеб ишден тоймагъан, ишин чийсил къоймагъан»

(Много работы делает добросовестно)

«Къар кеб болса – битим иги болур»

(Снег на полях – хлеб в закромах) и т. д.

В карачаевских пословицах и поговорках есть представление о священных для человека понятиях – такие как Родина. Свою любовь к ней народ запечатлел в ряде пословиц:

«Ата джурт – кез джарыгъынгды»

(Родина – свет твоих очей)

«Кесинги элинг – алтын бешик»

(Родной аул – золотая колыбель) и т. д.

«Ата джуртунгу джери джандет, сууу - бал»

(Земля на родине – рай, а вода - мед)

«Джери байны – миллети бай»

(У кого земля богатая – у того народ богатый)

Таким образом, в пословицах и поговорках отражаются духовный облик масс, своеобразие их суждений о самых различных сторонах жизни и быта, таких как труд, умение, острый ум, мужество, храбрость, дружба, радость, доверие, честность, ирония, горе, несчастье, трусость, лень, жадность, лживость и т. д.

Самое главное в пословице и поговорке – умение выразить существенную черту жизненного явления в сжатой меткой форме.

В пословицах нет ничего случайного, потому что народ заботливо отбирает наиболее точные слова. В большинстве случаев пословицы бывают двучленные например,

«Бир кюнге къарайбыз, бирни ашамайбыз»

(На одно солнце глядим, да не одно едим)

«Атны бурнун бурсанг, джауурун унутур»

(Закрутись нос у лошади, она забудет боль спины), но бывают и одночленные например.

«Гудучу кёлеккесинден къоркъар»

(Вор и тени своей боится)

«Джазыуунг джардан атар»

(Судьба с обрыва сбросит)

«Ит арбазда кючлюдю»

(Собака на своем дворе сильна) т. д.

Чаще всего двучленная пословица каждую строит по сходному типу, выдерживая синтаксический параллелизм. Например,

«Терек джерни джашнатыр,

Халкъгъа кегет ашатыр»

(Дерево землю украшает,

Людей плодами угощает)

«Адам сезге тынгыла,

Адам сезню ангыла»

(Прислушайся к совету умного)

«Гитчеме деб джылама,

Уллума деб джырлама»

(Не плачь, что ты мал,

Не пой, что ты большой) и т. д.

Складность, сжатость пословицы поддерживаются ее интонационно-синтаксическим и ритмическим строением. Оно всегда обуславливается ее идейным заданием.

«Къызбайны юйюне дери къуусанг, батыр болур»

Большое значение в пословицах имеют звуковые повторы, рифмы. В пословицах наблюдается богатая рифмовка. Она строится на главных по смыслу словах.

Например, «Созулгъан иш битмез»

(Дело растянешь, то не докончишь)

«Кеб джатда – бек чаб»

(Долго лежи – быстро бегай)

(Время упустишь – долго догонишь)

(Время легко упустить – трудно догнать)

«Кеб джукъласанг – борчунг болурчад»

(Спать долго – жить с долгом)

Часто пословицы строятся на словах противоположных по смыслу. Например, «Бай бир сатылыр – джарлы эки сатылыр»

(Богач раз тратиться, бедняк два раза) и т. д.

«Джарлыны тюеге минседа ит къабар»

(Бедного и на верблюде собака укусит)

Поэтический язык пословиц и поговорок богат, прост, точен, образен. В пословицах нередко встречаются омонимы. Например,

«Акъыллы атын махтар,

Тели къатынын махтар»

(Умный коня хвалит, дурак жену)

«Менге минсе – сени унутхан,

Менде тюшсе – мени унутхан»

(Если со мной, то тебя забывает,

Если с тобой, то - меня)

Очень часто пословицы строятся на простых или развернутых поговорках. Например,

«Акъылы джартыдан, саны джрты ашхы»

(Лучше иметь физический недостаток, чем быть дураком)

«Аман джуукъдан эсе иги хоншум болсун»

(Лучше иметь хорошего соседа, чем плохого родственника)

Так же в пословицах встречается метафора. Например,

«Кёзден бир тюрлю, кёлде бир тюрлю»

(В глаза одно, за глаза другое)

«Ауузда чыкгъан башха тиер»

(Слово не воробей, вылетит не поймаешь)

Особенно часто пословицы любят обращаться к иронии в целях создания тонкой насмешки. Например,

«Асхакъ къой арбазында кече къалмагъанды»

(Ни одна хромая овца не ночевала у него во дворе)

«Ат аягъы да бокълайды сууну»

(Лошадиноя нога воду мутит) и т. д.

Например в русских пословицах встречаются и трехчленные. Например,

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет (отличие)

Двучленные пословицы построены по синтаксическому параллелизму.

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Двое пашут, а семеро руками машут и т. д.

Интонационно-синтаксическое и ритмическое строение пословицы всегда обуславливается ее идейным заданием. Например,

«Воин сидит под кустом и воет».

В этой пословице две части. Первая часть в интонационном, синтаксическом и ритмическом отношениях резко выделена, вторая часть служит ироническим пояснением первой части. В целом пословица представляет собой язвительную насмешку над трусами.

В богатейшем устном творчестве различных народов пословицы и поговорки занимают особое место. Знакомство с ними обогащает наше представление о том или ином народе, который их создал, и на устах которого они живут веками. У многих народов бывают сходные изречения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)