Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэтика повести И. С. Шмелева «Лето Господне»

О вы, напоминающие о Господе, не умолкайте!

«Ветхий Завет»

Счастлив дом, где пребывает миргде брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня

«Слово Иоанна Златоуста»

Введение.

В наше время актуальна проблема бережного отношения к родной земле, к родному языку, к традициям наших предков, необ ходимо знать прошлое нашего народа, его культуру.

За последние годы прошли кардинальные изменения в нашем обществе. Мы пол учили возможность знакомиться с именами и произведениями талантливейш их русских писателей, чьи произведения многие года были под запретом (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, И. С. Шмелев, И. В. Северянин и др. ) В своей ра боте я хочу остановиться на творчестве И. С. Шмелева, чьи произведения лиш ь недавно стали доступны нам, и его повести «Лето Господне», которая явля ется высшим достижением мастера и должна быть, на мой взгляд, включена в п рограмму по литературе для начальных и старших классов ,об этом свидетел ьствуют результаты проведенного опроса учащихся 6- 11-х классов гимназии № 5. Большинство опрошенных школьников знают такие календарные праздники, как Рождество (90%), Масленица (90%), хорошо знакомы им такие праздники, как Пасх а (70%), Святки (60%), Крещение (60%), но практически никто из опрошенных не знает Благ овещенье (3%), Покров (2%), Егорьев день (1%) и все опрошенные затруднились назват ь самостоятельно какие-либо другие календарные праздники. С произведен ием И. С. Шмелева «Лето Господне» знакомо только 30% учащихся 6-11 классов. Раду ет то, что большинство опрошенных (98 %) считает необходимым знать календар ные праздники нашего народа и 90% учащихся считает необходимым изучение п роизведений И. С. Шмелева в школе: с 6-8 класс – 30%, с 9-11 кл. -20%, с 6-11-40%.

К. Д. Бальмонт писал, что «Шмелев столь Русский – и только Русский – и как писатель, и как человек», в его произведениях «крепость, напевная чара и п ервородность языка», он «способен остро видеть и четко чувствовать лишь Русское, в природе ли, в душе ли человека».

«Лето Господне» - поиски утраченной России. И Шмелев ищет свою Россию в пр ошлом, показывая единую сущность человека, Природы и Господа. Ценно то, чт о автор видит будущее своей России в нравственном самоусовершенствова нии и возврате к истокам: к православию, к традициям предков, к природе. В э том значимость его произведения в наши дни.

Актуальность работы заключается в том, что, во-первых, «Лето Го сподне – это ярчайшая иллюстрация российской жизни начала 20 века, котор ая пробуждает любовь к нашим праотцам, их традициям, обычаям, помогает пр оникнуться исконно русским духом, а это так важно сейчас, когда люди пыта ются восстановить утраченные духовные ценности, возродить традиции, ст ать народом, в котором чистое духовное начало возобладает над всем низм енным. Ведь только в служении родной земле, в поддержании ее традиций, обр ядов, верований, в трогательном поклонении ее святыням и памяти о своих п редках видит писатель смысл жизни русского человека.

Во- вторых, актуальность этого произведения и моей работы закл ючается в том, что необходимо знакомить учащихся с необычным стилем писа теля и языком произведения, вобравшего в себя все особенности народной р ечи. Особенно важно это в наши дни, когда речь современных школьников пол на жаргонизмов, заимствованных слов, слов – «паразитов».

«Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у котор ых еще можно учиться богатству русского языка», - писал А. И. Куприн. Действи тельно, каждая фраза дышит первородным русским словом.

Многие исследователи творчеств И. С. Шмелева называли «Лето Господне » то романом, то повестью, то сборником рассказов (новелл), определяя его к ак роман-миф, свободный эпос и т. д. И вероятно, каждый из них прав: «Лето Госп одне» вполне можно назвать и повестью, и романом, так как в нем изображен д остаточно большой промежуток времени, много действующих лиц, несколько сюжетных линий; с другой стороны, – книга состоит из новелл, каждая из кот орых представляет собой вполне самостоятельное законченное произведе ние. Кроме того, на мой взгляд, «Лето Господне»- церковный календарь, прочи танный глазами ребенка. Начиная главу «Рождество», Шмелев обращается к з арубежному читателю, которому были неведомы традиции русских праздник ов. Но ведь и современный читатель, сегодня живущий в России, тоже не знает , как праздновали Благовещение, Пасху, Святки, Крещение, Масленицу и т. д.

В своей работе я попытаюсь рассмотреть специфику произведения Шмелева «Лето Господне», отметить традиции и выявить новаторство стиля и языка п исателя.

Цель работы:

· исследовать с тиль писателя;

·проследить фольклорно-мифологическую основу прои зведения.

Задачи работы:

· выявить особе нности стиля писателя; отметить речевые средства, используемые писател ем;

·провести анкетирование учащихся 6-11 классов.

Методы исследования:

· аналитическое чтение, наблюдение над текстом;

·контекстуальный анализ.

Основная часть.

Поэтика повести Шмелева «Лето Господне».

«Лето Господне» Ивана С ергеевича Шмелева – книга самобытная, старомосковская, подлинно русск ая. Коренной москвич, воспитанный в традициях русской старины, Шмелев по стиг изнутри красоту и богатство русского фольклора, гармоничный мир сл авянской мифологии.

Художественный мир повести «Лето Господне» мифологичен, реален и одновременно сказочно ид еален. Это и мир дореволюционной Москвы, и золотое тридесятое царство сч астья. Он воплощает народные представления о счастливом мире, золотом ве ке. В «Лете Господнем» любовь к земному царству освещена устремленность ю к царству небесному, и, наоборот, высшие духовные ценности воплощаются в мире материальном, весомом и плотном, находят опору в прочном и богатом старорусском быте с обильными праздничными столами.

Понятие «дом» в книге И. С. Шмелева многозначно. Дом – это центр мира. Малая вселенная, средоточие духовной жизни. Дом – это храм. «Счастлив тот дом, где пребывает мир где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня!»

Герои повести «Лето Гос подне» воспринимают и осмысливают мир в мифологических традициях, их ре лигиозные представления далеки от церковных канонов, в их сознании тесн о сплелись языческие и христианские начала. Главный вопрос, который разр ешает Шмелев, как формируется нравственное начало в человеке. В центре п овести – образ ребенка, чьими глазами И. С. Шмелев наблюдает и постигает м ир. Кроме главного героя, в повести практически больше не встречаются де ти. В этом, на мой взгляд, заложен определенный смысл. Ребенок постигает м ир взрослых, он один в своем познании, а кругом целая неизведанная вселен ная, представленная чередой уже выросших, прошедших путь духовного возм ужания людей. Писателю важно показать, как меняются и ширятся представле ния ребенка о мире, когда он соприкасается с обыденной реальной жизнью, к ак происходит духовное становление национального русского характера. Обращением к теме детства Шмелев поддерживает традицию в русской литературе, когда многие писатели одухотворенно рассказ ывали о своих детских впечатлениях, полагая, что именно они оставляют от печаток на всю оставшуюся жизнь, становятся основой их духовного и твор ческого роста. Достаточно вспомнить «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Ак сакова, «Детство Темы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Детство» Л. Н. Толстого, «Детство Никиты» А. Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, «Детство» М. Горького.

Обращаясь к системе обра зов, необходимо увидеть роль главного героя и других персонажей. Если по пытаться представить это в виде схемы, то мы увидим круг, в центре которого – ребенок , вокруг него, как в калейдоско пе: кто ближе, кто дальше, двигаются другие действующие лица, и каждый отда ет частицу своей души этому ребенку. Из всех как бы второстепенных герое в выделяется образ отца, доброго, щедрого, умеющего по-настоящему любить, искренне верующего человека, чья трагическая смерть в расцвете сил дала ребенку понимание истинного горя и неутешной человеческой скорби на вс ю жизнь.

Во втором ряду наиболее близких ребенку людей стоят, по-моему, старик Горкин и приказчик Василь Васильич. Эти герои несут на себе отпеч аток фольклорности: Горкин напоминает добрых старичков, сказочников, та к часто встречающихся в русской жизни и литературе, а прототипом Василь Васильича, конечно, является русский былинный богатырь. Добры молодцы, в сознании ребенка, - так же физически сильны и кротки в душе (вспомним эпизо д, когда Василь Васильич винится перед архиереем). Горкина можно назвать хранителем и продолжателем традиций, носителем идеалов святости, добра и красоты.

И уже в третьем ряду круга стоят другие действующие лица, помог ающие представить все многообразие окружающего ребенка народа, все его слои. Это и богомольная Домна Панферовна, и птичник Солодовкин, и «живогл от», крестный Кашин, и «облезлый барин» Энтальцев, и солдат Денис, и горнич ная Маша, и старый кучер Антипушка, и юродивый Клавнюшка, и предсказатель ница Пелагея Ивановна, и доктор Клин, и многие другие безымянные, чье появ ление на страницах повести, чей народный говор рисует всю разноликую Рус ь. И есть еще один образ, который, на мой взгляд, является полноправным гер оем повести. Это русская церковь. Именно вера, по мнению писателя, формиру ет моральные принципы человека, является основополагающей чертой русс кого национального характера. Во всех частях повести постоянно упомина ется церковь как начало духовного становления человека. Любовно рисует писатель и служителей церкви, бывших частыми гостями в доме, их человече ское своеобразие и талант: например, умного, доброго старого архиерея ил и протодьякона Примагентова, поющего так, что в окнах вылетают стекла. Оп исывает Шмелев постоянно и храмы Москвы, создающие ее неповторимый обли к, радующие глаз своей первозданной красотой. Тем горше читать описание церквей, погибших от рук неблагодарных потомков (только Храм Христа Спас ителя Шмелев рисует несколько раз в разных ракурсах).

Бытоописание Шмелева можно сравнить с нанизыванием бус на нить или скла дыванием мозаики. Кроме основных сюжетных линий, повесть как бы состоит из мельчайших кусочков воспоминаний, удивительно поэтичных. Выпускани е птиц на Благовещение, закладка льда в погреб на лето, поездка на рынок во время поста, сбор яблок, их освящение в церкви на яблочный Спас, окунание в прорубь на Крещенские морозы, обязательное угощение и одаривание нищи х на Святки и Рождество, катание на санях на Масленицу – все это составля ет неповторимый аромат старомосковской жизни, ее обычаев. Таким образом , по повести Шмелева можно напрямую изучать старые традиции Москвы.

Само построение повести обусловлено его мифологизмом. Основной сюжет книги – католическое дви жение мира, Земли, Солнца смены времен года. Действие повести не движется вперед, а вращается, идет по кругу от праздника к празднику, от года к году.

Кольцевая композиция повести имеет символический смысл и отражает годовой цик л календарных праздников и обрядов: Рождество, Пасха, Троица, Рождество, П окров Каждая отдельная глава повести представляет собой цельное прои зведение. Жизнь семьи Вани подчинена православному годовому циклу, кажд ый день имеет свое название. Особое значение имеют двунадесятые праздни ки. Первая часть «Лета Господня » так и называется – «Праздник и». Повествование начинается с Великого поста и заканчивается Маслениц ей. За Масленицей следует опять Великий пост. Круг замкнулся.

Вторая часть «Лета Господня » - «Радости» описывает события в п орядке движения от праздника к празднику. Это уже второй круг. Причем, с пр авославным календарем связаны не только ритуальные действия: крестный ход, именины, говенье, но и хозяйственные работы: засолка огурцов, капусты , а также купеческие дела отца Вани: наем рабочих, катание на лодках на Тро ицин день, катание на санях с горок на Масленицу, подготовка проруби на Кр ещение и т. д. «Так все налажено – только разумей и радуйся».

Третья часть «Лета Господня» - «Скорби». Это третий круг по пра вославному календарю. Маленький герой переживает страшную трагедию – смерть отца. Время скорби противопоставлено счастливому, праздничному времени. Все события лишаются своего глубинного смысла: «Нонче и праздни к не в праздник нам».

Таким образом , жизнь – это не только праздники, но и скорби. И в «Лете Господнем» герой прожил три жизненных цикла, которые составляют о дин большой цикл, включающий в себя праздники, радости и скорби. В конце пр оизведения Ваня входит в новую жизнь: скоро ему идти учиться в гимназию. Ж изнь продолжается, начинается новый цикл: праздники, радости, скорби и т. д. Можно сделать вывод, что фабула повести подчинена естественной смене в ремен года. Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по к ругу: бесконечно повторяются праздники с их обрядами и приметами. И. С. Шме лев создает свой особенный «круглый» мир, маленькую вселенную, от которо й исходит свет патриотизма и высшей нравственности.

Название книги многозн ачно и носит цитатный характер. Оно восходит к Евангелию от Луки и – опосредовано – к книге пророка Исайи:

Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благоветстоват ь нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленн ым освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проп оведовать Лето Господне благоприятно.

«Лето Господне» - обозначение церковного года и в тоже время знак пр оявления Божественной Благодати. Это символический «образ счастливого для искупления человечества Царства Христова».

«Лето Господне» - своеобразная энциклопедия обычаев , связанн ых с церковными и народными праздниками. Праздники эти описываются «из с ердечной глубины верующего ребенка»: от эмоциональной оценки названия праздника через знакомство с его бытовой стороной маленький герой прих одит к постижению его сути. Эти этапы приобретения радости в праздновани и отражаются в повторяющихся композиционных элементах рассказов – гл ав. Показателен в этом плане рассказ «Покров» : в его зачине наименование любимого на Руси праздника вводится как «чужое» слово и сочетается с мес тоимением «неизвестности», затем открывается многозначность слова, сб лижаются слова покров и покроет , с Покровом связыва ется представление о завершении дел. Наконец , в рассказе Горькина, наста вника маленького героя, дается народная интерпретация праздника и ввод ится образ осеняющего и спасающего Покрова Богоматери. Этот образ разви вается во внутренней речи мальчика, обогащаясь новыми признаками, и дале е связывается с радостями, которые ожидают героя. В финале рассказа Покр ова, символ милости, прощения и заступничества, соотносится с мотивами с ияния, высоты, обретения свободы и преодоления страха. Бытовое, мирское е го проявление сменяется утверждением вечного:

Да, хорошоПокров. Там, высоко, за звездами. Видно в ночном окне, как м ерцают оно сияньем за голыми прутьями тополей. Всегда такие. Горкин гово рит , что такие будут, во все века. И ничего не страшно.

Я смотрю на лампадку, за лампадку в окно, на звезды, за звездами. Если бы вс е увидеть, как кто-то видел, в старинном граде!. Стараюсь вспомнить, как Гор кин учил меня вытвердить молитву, новую, ПокровуНет, не помню только ко роткое словечко помню: «О, великое заступление печальнымеси»

Повествование в «Лете Господнем» ведется от первого лица , что характерно для большинства автобиографических произведений XIX – XX вв. Своеобразие же повествован ия Шмелева связано с обращением писателя к сказу, мастером которого он б ыл. Сказ – особый тип повествования. Он предполагает имитацию устного, о бычно социально-характерного монолога , имеющего конкретного или абстр актного слушателя. «Лето Господне» строится как возможный рассказ ребе нка, в которого перевоплощается взрослый повествователь. Это перевопло щение мотивировано идейно-эстетическим содержанием повести: автору ва жен чистый детский голос, раскрывающий целостную душу в свободной и радо стной любви и вере.

Сказ, вообще характерный для индивидуального стиля Шмелева, строится на концентрации сигналов разговорной речи, прежде всего синтаксических с редств, при этом снимается граница между стилизуемой детской речью и реч ью народной, к богатствам которой обращается писатель, одновременно под черкивается «устность» рассказа. Своеобразие повествования состоит в том, в нем сочетаются элементы двух типов: «детского» сказа и сказа взрос лого повествователя, который обращается к конкретному адресату:

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что жеНе поймешь чего – подскажет сердце.

Любимый знак писателя – многоточие , указывающее на неза вершенность высказывания, отсутствие точной номинации, поиски единств енно верного слова, наконец, на эмоциональное состояние рассказчика. Пауза обозначает у Шмелева то смысловой отрыв, то эмоциональны й перерыв, возникающий в интенсивности переживания или от его содержате льной насыщенности.

Образ звучащей речи создается и многочисленными звукоподраж аниями, отражающими «сиюминутное» состояние природы или окружающей об становки.

Характерной особенностью стиля повести является расширение сигн алов припоминания. Традиционные помню, как теперь в ижу дополняются сигналами, связанными с различными сферами чувств енного восприятия: это прежде всего глагол слышу, вводящий опи сания звуков или запахов: тем самым внутреннее зрение повествоват еля сочетается с внутренним слухом.

Богатство речевых средств, передающих разнообразные чувственные ощущения, взаимодействуют с богатством бытовых деталей, воссоздающих о браз старой Москвы. Развернутые описания рынка, обедов и московских заст олий с подробнейшим перечислением блюд показывают не только изобилие, н о и красоту уклада русской жизни.

Изобразительное мастерство писателя особенно ярко проявилось в отобра жении в слове сложных, нерасчлененных признаков, совмещенных образов. С этой целью используются речевые средства, дающие ситуативно обусловле нную, многоаспектную характеристику реалии:

- сложные эпитеты : радостно-голубой, бледно-огнистый, розовато-пшен ичный, пышно-тугой, прохладно-душистый

- метонимические наречия, одновременно указывающие и на признак предмет а, и на признак признака: закуски сочно блестят, крупно желтеет ромашка, па хнет священно кипарисом, льдисто края сияют

- синонимические и антонимические объединения и ассоциативные сближен ия: скрип-хруст, негаданность-нежданность, льется – шипит, льется-мерцае т и др.

Последние единицы, характерные для народно -поэтической речи, - отличительная черта стиля писателя. В подобные объединения от ражающие присущую всему тексту устойчивую направленность одного слова на другое и определяющие ритм произведения, вступают слова разных часте й речи и различной семантики: кресты-медальки, алый -сахарный , играе т-сверкает, спит-храпит, хорошо-уютно. Особенно часто используются г лагольные сближения: пропоют-прославят, протрубить-поздравить, ко лышется-плывет, потрескивает - стрекает.

Описательные контексты повести характеризуются концентрацией об разных средств разных типов во взаимодействии с повторами. Мир, изображе нный Шмелевым, совмещает сиюминутное и вечное. Он рисуется как дар Божий. Весь текст повести пронизывает сквозной семантический ряд «свет». Его о бразуют слова с семами «блеск», «свет», «сияние», «золото», которые употр ебляются как в прямом, так и в переносном значении.

Сквозной образ света объединяет рассказы, составляющие «Лето Господне». С мотивом света связан и мотив преображения: бытовая, будничн ая жизнь рисуется преображенной дважды - взглядом ребенка, любовно и бла годарно открывающего мир, и Божественным Светом.

Шмелев в своей повести восстанавливает уже утерянную старорусскую, старомоско вскую речь. Его язык живой , каждое употребленное слово , каждая народ ная присказка даёт ощущение реальности людей. Языку Шмелева свойственн ый длинные предложения, основанные на перечислениях, безличные предлож ения, в котором подлежащее и сказуемое часто выражены глаголами. Постоян ны вкрапления народных песен, поговорок, пословиц. Речь удивительно мета морфична. Встречаются чисто языковые особенности, делающие язык Шмелев а очень близким народному, постоянные эпитеты, народная синонимика, наро дная тавтология, повторяющиеся предлоги, лексические повторы, отрицате льное строение фразы, употребление слов, не являющихся синонимами, но им еющими одно родовое понятие, народно- поэтические суффиксы – учи, -ючи, -уш к, -юшк.

Понаблюдаем над текстом (отрывок из главы «Святки»): «Рождество Чудится в этом слове крепкий, мор озный воздух, льдистая чистота и нежность. Самое слово это видится мне го лубоватым. Даже в церковной песнеслышится хруст морозный. Синеватый ра ссвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул цер ковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает Солнце. Пламенное оно, густ ое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем над садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Иней зарозовел; розово зачер нелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатилис ь, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника – Ро ждество. В детстве таким явилось – и осталось». Слово «Рождество» видит ся голубоватым. Может ли быть такое? Чистота и голубизна снега перед расс ветом. Зимний праздник, чистая душа рождающегося – таково символическо е значение голубого цвета в описании Рождества. Рождается день, праздник Рождества, рождается Солнце, рождаются и необыкновенные чувства в душе ребенка. У Шмелева Солнце вливает во все радость. Обратим внимание на гла голы: светлеет, зарозовел, брызнуло розоватой пылью, позлатились, огненн о-золотые пятна пали на белый снег. Так нарастает ощущение праздника цве та и света. Завершается это вступление двумя рядом стоящими словами: Рож дество и детство Период детства называют утром жизни. Писатель сливает воедино дорогие ему понятия. Хочется отметить общее с повестью Л. Н. Толст ого «Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней! Воспоминания эти освежают, возв ышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Итак , «Лето Господне» И. С. Шмелева – во многом произведен ие новой формы. Для него характерны особая пространственно-временн ая организация и сложная, структура повествования, основанная на взаимо действии разных повествовательных типов.

Мир повести – мир русско го бытового православия. Народный вариант православия впитал христиан ские и языческие представления. Вера во Христа и святых сочеталась с кул ьтом природы, светил и растений, умерших предков. Наряду с молитвами, обра щенными к Богу, звучали заклинания сил природы. Маленький герой романа В аня Шмелев постигает мир в традициях бытового православия, глубоко веру я в Бога и обожествляя мир божий, поклоняясь всему явленному миру.

Мальчик воспринимает мир природный как мир живой, одушевленный, созвучн ый человеку. И солнце живое «играет с нами, веселое», и земля «живая, молчи т только», и яблоки «смотрят и улыбаются», и огурцы «весело купаются в кор ыте». Это олицетворения природы – не только художественный прием. Оно о тражает и глубокий анимизм героем, одушевление и обожествление природы.

Молитва земле, молитва над огурцами и капустой – обожествление и поэтиз ация природного мира. Герои Шмелева поклоняются природе и любуются ею.

Идеальный мир изображается в фольклоре как золотое царство. «Золото с з олотом свивалось, Иван с Марьюшкой сходились», - поют на свадьбах. Золотой – священный свет Солнца, духовной радости, красоты.

В «Лете Господнем» создает ощущение сновидения, сказки о «золотом веке».

Мир «Лета Господня» - небесный и одновременно земной, материальный, плот ный, насыщенный звуками, запахами, цветами. Для каждого праздника характ ерна своя цветовая и музыкальная гамма, свои запахи, наполняющие собой в есь мир. Для каждого времени характерен свой собственный вкус и цвет. Укс усом и мятой пахнет Великий Пост, Рождество «пахнет мясными пирогами, жи рными щами со свининой, гусем, поросенком и кашей Это густые запахи Рожд ества. На смену «серенькому» Посту приходит многоцветная пасха: «розовы е, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки светятся. Пасха красная! Красе н и день и звон». Мир воспринимается во всех измерениях – единым глотком, вздохом и взглядом. Пространство и время в своём слиянии, глубинном прон икновении друг в друга создают богатый мир.

Мифологическое сознание не разграничивает нравственные, эстетические , религиозные начала и утилитарные цели. Недаром «Бог» и «богатство» - род ственные слова. Мир Божий – богатый мир. Лето Боже – богатое Лето. Счасть е противопоставлено несчастью, как жизнь, тепло, полнота – смерти, голод у, холоду, пустоте. Потому в особенно праздничные дни столы должны ломить ся от изобилия еды. Сочно и подробно описывают еду, колядки и масленичные песни:

Пышки, лепешки,

Поросячьи ножки

В печи сидят,

На нас глядят.

(колядка)

Масленица – полизуха,

Полизала сыр и масло,

Полизала блины да стопы

На тарельцы.

(масленичная)

Шмелев не жалеет красок при создании обильного царства. В сказочном бога том мире в старой России «вороха» верб, «охапки» сирени, «горы» масленых блинов. Маленький Ваня Шмелев получает нравственное и эстетическое нас лаждение от восприятия богатого мира.

В «Лете Господнем» герои боятся пустоты, чувствуя, что пустота – это гор е , болезнь, смерть. Пустое, разреженное пространство противопоставлено в мифологии наполненному, как несчастное - счастливому.

Пространство и время слиты воедино. Изменения в пространстве связаны с и зменениями во времени. Праздничному времени соответствует праздничнос ть пространства – мира и дома. В мире бог, и в доме бог. «Мне теперь ничего н е страшно, - говорит маленький Ваня, - потому, что везде Христос».

Масленица ушла – и в доме «голо и скучно», и во всей природе грусть: «сере нькая погода капает за окном – как плачет. Старый наш плотник – «филен щик» Горкин сказал вчера, что масленица уйдет – заплачет. Вот и заплакал а – капкапкап

Масленица – персонификация праздника, олицетворение веселой масленич ной недели. Народные песни рисуют её «широкой» и «пригожей», веселой и на рядной, она поет и гуляет, ест «блинцы, каравайцы и варенички» и боится она строгого Великого Поста, потому и уходит Масленица. С этими христиански ми чувствами подготовки души к светлому дню связаны древние языческие о бряды и поверья.

В этом целостном временном потоке сосуществует прошлое настоящее и буд ущее. Мифологическое прошлое вневременно, оно не исчезает в глубинах уше дших веков, а сосуществует с обыденной жизнью как некая мистическая реал ьность. Умершие предки не покидают живых, они существуют в ином, священно м пространстве. Праздник – день священный, живые чувствуют присутствие в своей жизни и в своем мире умерших предков, прошлого времени.

Также герои «Лета Господне» - Горкин и мальчик – верят, что в ином мире их ждут, «и Христос, и прабабушка Устинья священны для Горкина и мальчика, он и помнят все обряды, соблюдаемые прабабушкой Устиньей, хранят оставшиес я от нее вещи как высшую духовную ценность.

В мифологии прошлое священно: и конкретное семейное прошлое для героев « Лета Господня» не менее священно, чем прошлое время Нового Завета. Мифол огическое событие – не просто прошлое, а особая форма первотворения, яв ляющаяся образцом для воспроизведения.

Древний порядок осмысливается как высший нравственный закон. На новые п орядки в доме ворчит Горкин: «кутьи не варимПочему – почемуНовые поря дки». Кутья – обрядовая поминальная еда, которую готовили на Крещение и в другие дни, связанные с поминовением умерших. Хранитель традиций бытов ого православия уверен: забвение традиции, забвение предков не принесет дому счастье.

Жизнь человеческая должна быть ориентирована на повторение, а не на изме нение. Не ломать исстари установленные богами и предками правила, а неук оснительно соблюдать их, чувствуя их надличностный, божественный харак тер – в этом суть мифологической этики, и в таких традициях воспитывает ся маленький Ваня.

«Помнипо мне» - звучит на протяжении всего лета колокольный звон. П амять – основная категория мифологической этики. Челов ек беспамятный – не только не благодарный, но и обездоленный, опустошен ный, несчастный. Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом основа незыблемости Мира.

Связующим звеном между прошлым и настоящим, олицетворением традиций старины является в повест и старая, уважаемая лошадь - Кривая. Об этой лошади можно забыть в суете бу ден, но не в святые дни праздников. Кривая как бы олицетворяет традицию. То лько этой лошади можно доверить священные, ритуальные дела: Отвезти на С вятой неделе хозяев в Кремль, к Великому Посту – на Постный рынок, на Спас а – за яблочками. Ее держат «для уважения», почитают ее и люди, и молодые л ошади: «расшумятся если, она стукнет ногой – тише, мол! И все затихнут». Кр ивая – любимая лошадь умершей прабабушки Устиньи, она хранит память об обычаях своей прежней хозяйки и передает эту память молодым: детишкам, м аленькому Ване Шмелеву. По традиции останавливается Кривая у каждой цер кви: «прабабушка твоя Устинья все тут на Кремль глядела. Сколько годов, а Кривая все помнит! Поглядим и мы». Значительно стоит Кривая на мосту, пока зывая Ване золотисто-розовый заснеженный Московский Кремль. Сказочно к расивая картина открывается перед ребенком: «Окна розового дворца сияю т. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют священным светом». Древнее, жив ое, святое чудо открывает маленькому Ване прабабушкина лошадь – почти м ифологическое древнее существо, «старей Москвы-реки». Как в русских наро дных волшебных сказках умерший предок завещает своему самому почтител ьному сыну коня (Сивка-Бурка достается тому, кто три ночи по завещанию отц а проводит не его могиле). Кривая - олицетворение нравственно-эстетическ их законов старины, воплощение жизни прошлого в настоящем. Она священна, как все прошлое. Многозначное имя лошади Кривой может вызвать улыбку. «К ривая» - неопределенная направленность в пространстве и времени, ирраци ональный путь, противоположный прямому. «Куда кривая вывезет» означает «как Бог положит». Поэтому можно предполагать, что лошадь Кривая – обра з обрядовый и символичный. В своей спокойной и величавой медлительности она словно приподнята над временем, над мелочами жизни и суетой.

Самая страшная трагедия «Лета Господня» - смерть отца Ванюши – происход ит из-за того, что он безудержно убыстрял темп движения своего времени. Ги бель отцу приносит бешеная скачка на Стальной. Само имя этой лошади симв олично, в нем слышится скрежет металла, она никак не связана с традициями старины – это новая лошадь в доме, молодая и быстрая, она во всем противоп оложна Кривой, чья чинная медлительность связана с традициями старины. Г ибельно для мира и человека ускорение времени. Устремленность в будущее обесценивает настоящее и прошлое. Замедление времени способствует глу бокому постижению мира.

Художественный прием за медления действия широко используется в фольклоре, главным образо м в эпических песнях, что позволяет создавать эпические картины значите льных событий, причем замедление действия и подробность описания заста вляют осмысливать даже заурядный, бытовой факт как событие монументаль ное, почти обрядовое. Так, сказатели былин подробно описывают оседлание богатырем коня, осуществляя тем самым замедление действия:

Стал добра коня он заседлывать,

На коня накладывать потничек,

А на потничек накладывает войлочек,

Потничек он клал да ведь шелковенький,

А на потничек подкладывал подпотничнек,

На подпотничек седелко клал черкасское

Шмелев использует этот фольклорный художе ственный прием с той целью, чтобы читатель осознал всю значимость каждог о мгновения и события романа так, как осознают её герои «Лета Господня». Т ак, сборы на Постный рынок воспринимаются как значительное событие в жиз ни героев, и Кривую собирают в дорогу так же торжественно, как былинного к оня: «Кривую выводят под попонкой, густо мажут копытца и надевают суконн ые ногавки. Закладывают в лубяные санки и дугу выбирают тонкую и легкую с брую, на фланельке»

Внутреннее время наиболее значительных и достойных героев романа эпич ески спокойно, они более целостно и масштабно осмысливают мир, приподнят ы над суетой и величавы. Маленький Ваня учится сдерживать свое нетерпени е и торопливость, вглядываться в каждое мгновение бытия.

Мифологическое время замедленно, непрерывно и циклично. Из года в год по вторяются праздники, повторяются их традиционные особенности – обряд ы и приметы: человеческая жизнь подчиняется этому круговороту, течет, ув лекаемая мерным движением колеса времени, - по кругу. «Лето Господне» отр ажает этот закон, также подчиняясь смене времен года, двигаясь от праздн ика к празднику.

Древний человек одушевлял природу и полагал, что составляет с ней единое целое. Смерть и возрождение в природе казались язычниками залогом их со бственного воскресения и бессмертия. Ничто не уходит безвозвратно, все в озвращается на круги колеса времени, снова и снова повторяет свои оборот ы. Конец Мира и был некогда в прошлом, и грядет в будущем, конец света его но вое начало. Потому в мифологии колесо или веретено являлось образом вре мени, жизни и смерти. Время повести «Лето Господне» также циклично, фабул а подчинена естественной смене времен года, и конец года есть одновремен но начало нового. Герои повести верят, что как воскресают ежегодно Бог и М ир божий, так и каждый человек после смерти обретет новую жизнь.

За ежегодным концом мира следует новое рождение, обновление, повторение круга. С этим связана цикличность жизни.

Мысль о скоротечности жизни, о ничтожной милости «своего времени», отпущ енного человеку срока на земле, перед лицом вечности не пугает, не угнета ет, ибо все колоссальное время становится множество раз пройденным, знак омым до мелочей, близким, личным. Мгновение жизни, по мысли Шмелева, вбирае т всю историю мира. Душа человеческая вечна, как вечен мир, который она спо собна вместить в себя.

В движении космического колеса времени особое значение имеют праздник и. Праздник – время священное, что чувствуется в самом слове swieto , svatek , svatok , святой ден ь, посвященный божеству. Ход времени в праздник замедляется.

Если в суете буден человек подчас может забыть о вечности, подчинить сво и дни мимолетным заботам мгновения, спешить к будущему, забывая о святос ти прошлого, то в праздничные дни над понятием времени возвышается понят ие вечности и прошлое напоминает о своей власти над настоящим и будущим.

Итак, жизнь наполняется смыслом благодаря обращению к традиционному, ве чному, святому.

Мир человеческий и высший божественный мир не обособлен друг от друга. С вязь между ними осуществляется в особое сакральное время – в праздники и в особом священном месте – «центре мира». В системе языческого мирово ззрения дом – центр мира, модель мира, малая вселенная. Домохозяева в мас штабах своей семьи в своём доме совершали те же действия, что древние жре цы – в храмах. Славянская языческая традиция отождествляет дом с храмом («дом мой – храм мой»). В микромире храма, святилища, дома воспроизводилс я весь мир, космос, вся вселенная.

В «Лете Господнем» маленький Ваня считает центром мира свой родной дом к ак сосредоточие духовной жизни православной Москвы, а Москва – «всем го родам мать», «коренной России град», ещё шире – Москва – центр христиан ского мира. Домашний мир маленького Вани Шмелева живет этой коренной, ст аромосковской, старорусской, православной жизнью.

Дом – храм для героев повести, в каждом его уголке чувствуют они присутс твие бога. И город – храм, и мир – храм. Все в нем живет, движется, трудится во имя Бога живого.

Таким образом , время повести циклично е, «круглое», и пространство ограниченное пределами единого Града Божье го, представляет собой целостный «круглый мир»- «светлое царство русско е», благодатный край, золотой век. Но Шмелев смотрит на этот счастливый ми р из эмиграции, когда ветрами революции был разрушен дом и мир, который ка зался писателю, его герою и читателю таким прочным.

«Лето Господне» - повесть-миф. Обращенность к мифическому прошлому помо гает жить в настоящем, освещает настоящий мир. Потому так столь велика пр осветляющая сила произведения. «Надо утешаться, очищаться, лечиться» и м, - повторяем мы вслед за профессором И. Ильиным.

Бывшее требует. Умершие предки и уничтоженный дом священны для человече ской памяти. Вечно священное прошлое. Вечен ушедший священный мир.

Идеалом Шмелева была Святая Русь, он любовно воскрешает ее образы. Орган ическая связь писателя с родиной проявляется в поэтизации народной кул ьтуры, в сохранении и преображении богатств русского языка. Это особенно ярко проявилось в повести «Лето Господне», эпиграфом к которому избраны слова А. С. Пушкина:

Два чувство дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Впервые в истории русск ой литературы художественное время произведения строится на основе це рковного календаря: оно циклично и воплощает идею вечного возвращения. « Движение материального солнца и движение духовно-религиозного солнца срастаются».

Итак , «Лето Господне » И. С. Шмелева, несмотря на соблюдение традиций (тема детства, повествован ие от первого лица, сказовая манера повествования, прием замедления дейс твия, богатство народной речи и т. д. ), – во многом произведение новой формы, созданное на основе церковного календаря, с расширением сигналов припоминания. Для повести характерна особая пространственно-врем енная организация и сложная структура повествования, основанная на вза имодействии разных повествовательных типов: «детский» сказ и сказ взрослого повествователя. Впервые в автобиографической прозе для изображения прошлого применен сказ, создающий иллюзию звучащей, произн осимой речи. Рисуя образы светлого, счастливого детства и образ Святой Р уси, взаимодействующие в повествовании, писатель использует не только б огатства народной речи, но и новые изобразительные средства, открытые им (см. примечание). Поэтика «Лета Господня» обогащает русскую прозу и обнар уживает новые тенденции в развитии художественной речи 20 века.

Художественный мир повести реален и одновременно сказочно идеален, в кн иге отражены народные представления о счастливом мире, «золотом веке». П оказано единство небесного и земного, нравственного и эстетического, ре лигиозного и практического в жизни героев «Лета Господня». Кольцевая ко мпозиция – это не только отражение цикла календарных праздников и обря дов, но и символ вечного движения жизни. Соединены христианские и язычес кие представления о мире, христианские верования соединены с культом пр ироды, светил, растений, умерших предков. Природный мир воспринимается к ак одушевленный, созвучный человеку, важна единосущность человека и при роды.

Очень важно, что Шмелев своим произведением утверждал, что без памяти – нет народа, нет личности. Забвение предков, забвение традиций не принесе т счастья. Возрождение Храма Христа Спасителя в наши дни – покаянное во звращение народа к своим истокам, устранение разрыва в исторической пам яти людей. Также важна и умиленная, благодатная память о России на страни цах произведения И. С. Шмелева «Лето Господне». Автор видит будущее своей России в нравственном самоусовершенствовании и возврате к истокам: к пр авославию, к традициям предков, к природе. И мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства».

И. С. Шмелев «Лето Господне

Традици и Новаторство Тема детства (С. Т. Аксаков. Л. Н. Толстой, Н. Г. Гарин – Михайловский, А. Н Толстой, И. А. Бунин, М. Горький). П овествование от первого лица. Сказ (подобно Лескову). Приём замедления действия ( как в фольклоре). Энциклопедия обычаев и народных праздников ( подобно Пушкину). Богатство народной речи. Сказ особый (2 типа сказа : «детского» сказа и сказа взрослого повествователя) На осно ве церковного календаря Расширение сигналов припоминания. Новые изо бразительные средства: сложные эпитеты, синонимические и антонимическ ие объединения, ассоциативные сближения, глагольные сближения и др.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)