Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэтика цвета в сборнике Л. К. Олзоевой «Серебряная гроза»

«70-е годы в литературной жизни Бурятии – это годы дальнейшего закрепления завоеванных творческих высот, годы определенных итогов и наметок на будущее»,- писал Н. Дамдинов, председатель Союза писателей Бурятии.

Во второй половине 60 – х годов на литературную арену Бурятии вышла группа молодых творческих работников, коренных забайкальцев. Наряду с С. Дунаевым, А. Улановым проявили активность молодые национальные поэты Б. Дугаров, Л. Олзоева, Н. Нимбуев. Эти поэты не торопились выпускать в свет свои первые сборники, которые выросли не только по объему, но и по качеству, художественно- эстетическим свойствам публикуемого материала.

Примечательным явлением в литературе Бурятии 70- х годов стал сборник Л. Олзоевой «Серебряная гроза». Стихи поэтессы, пишущей на русском языке, появлялись в печати и в 60- е, и 70- е годы. Собранные под одной крышей стихи о творчестве, о природе, о любви, философские раздумья о жизни, о диалектических изменениях в мире природы и в душе человека подкупают лирической отточенностью, неповторимыми ассоциативными связями. Людмила Олзоева глубоко знает и чувствует природу, ярко эмоциональные, светлые образы природы знакомые с детства, предстают иными в освещении автора; она привязана к природе, ощущает себя ее частицей («Природа - часть моей души»).

В сборнике, как на экране, одна пейзажная зарисовка сменяется другой, от обобщенных картин («Пейзаж», «Радуга», «Максимиха») поэтесса переходит к более конкретными, изображающим времена года или суток: «Подснежник», «Саранка», «Жарок», создавая законченный рассказ о природе Забайкалья. Ее стихотворения пронизаны лучами солнца.

Описание пламени горящего цветка соседствует с серьезной заботой о чистоте человеческих помыслов, о высоком горении души: «И ты в себе жарок не заглуши, остановись пред собственным испугом».

Образ природы в современной лирике почти неизбежно несет на себе следы экологических проблем, волнующих все человечество. Часто в ее стихах проступает непокой, жажда познания глубинных черт действительности, не сразу доступных взгляду. Мотив грозы, непокоя - один из самых настойчивых в книге. Гроза - это способность к обновлению и природы, и человеческой души.

Поэтический мир Л. Олзоевой обособлен, отгорожен от событий, волнующих человечество. Стремление к новизне, оригинальности, усложненность, претендующая на философскую, глубину, ведут к созданию эффектных, броских стихов.

«Стихотворения Л. Олзоевой рождаются как мгновенный красочный отклик на семицветную красоту мира» - пишет рецензент сборника Людмилы Олзоевой

« Серебряная гроза» Исфандияр.

Цель работы такова: определить значение цветового эпитета в художественном пространстве сборника стихотворений « Серебряная гроза» Л. Олзоевой; мотивировать связь цветовых эпитетов с системой поэтических образов.

Актуальность исследования очевидна: познание культуры родного края, узнавание мироощущения художника помогают пробудить в себе творческий потенциал, побуждают переосмыслить опыт предков, обогатить свой внутренний мир. Поэзия Олзоевой Л. К. не рассмотрена подробно ни в одном исследовании поэзии Бурятии.

Концепция цвета в сборниках стихотворений « Серебряная гроза» Л. Олзоевой и « Лунная лань» Б. Дугарова

До написания своего сборника стихотворений « Серебряная гроза» Людмила Кирилловна Олзоева была известна лишь по стихотворным подборкам в журналах «Юность» и «Байкал», по коллективному сборнику «Стихи поэтов Бурятии». Любителям поэзии запомнилось имя одаренной поэтессы, поэтому первая ее книга – « Серебряная гроза» - сразу обрела своего читателя.

Прочитав стихотворения из сборника Людмилы Олзоевой, понимаешь, что перед тобой – лирик. Почти все стихотворения посвящены любви, природе, движению любви, природе, движению души, несбывшимся мечтам. Но кроме этих тем, она пишет и о своих родных, и о войне, и о труде народа. Раскрывая эти темы, она использует цветовые эпитеты. Они придают ее произведениям определенный оттенок, показывают настроение поэтессы, ее внутреннее видение мира. Людмила Олзоева смотрит на мир сквозь цветное стеклышко («девочка с глазами, как цветное стеклышко»).

Для того чтобы выяснить сходство и различие в использовании цветовых эпитетов разными поэтами, мы взяли сборники стихотворений «Серебряная гроза» Л. Олзоевой и «Лунная лань» Баира Дугарова. Первое различие, которое сразу бросается в глаза – это то, что в книге Баира Дугарова редко употребляются цветовые эпитеты в отличие от сборника поэтессы. В ее книге встречаются двадцать различных цветов и оттенков. Чаще всего поэтесса обращается к следующим эпитетам: белый, черный, золотой, красный, зеленый, серебряный, голубой («белые нервы мои», «черная память», «золотые веснушки», «красная игла огня», «зеленая речка», «серебряные тополя», «голубой угар луны»). У Баира Дугарова же очень редко, но все-таки встречаются такие же цвета, как белый,

3 черный, желтый, голубой, серебристый («в черном небе мерцают стихи», «в серебристой полумгле», «синее кружево», «голубая звезда бытия», «черные тюльпаны», «тень этих белых цветов», «зеленый огонек», «желтый песок»). Это явление использования преимущественно одних и тех же цветов у двух поэтов объясняется тем, что буряты и монголы почти во всех случаях использовали именно эти цвета, именно их исследователи часто называют любимыми цветами бурятского народа. Применение различных цветов и их оттенков в народном творчестве имело определенные символические значения. Черный, белый, красный – это цвета первого класса; зеленый, голубой, желтый – цвета второго класса. Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков обладает белый цвет. Вероятно, это объясняется физической природой белого цвета, его способностью поглощать все остальные цвета и оттенки. Особенное отношение бурятского народа к белому цвету объясняется тем фактом, что этот цвет символизирует молоко и молочные продукты, которые являются самыми святыми и почитаемыми вещами для бурят. Наиболее сложную и противоположную семантику имеет черный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движется и дышит. У многих народов так же, как и у бурят, чернота связана с ночью, а ночь со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает несчастье.

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках этот цвет обозначает все красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет – символ красоты, девственности, святости. Постоянные эпитеты в словосочетаниях, взятых из фольклора, «красная девица», «красный угол», «красное солнышко», сохранили подтверждения символа этого цвета. Какое значение имеет данный цвет в понимании бурятского народа? Буряты полагают, что он приносит радость и счастье семье, дарует мир и благополучие народу. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует очищение. Красные камни – рубин, коралл – служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: сережек, перстней, браслетов, колец, ножей и огнив, трубок. Символические значения красного цвета очень многообразны и противоречивы. Символизируя радость, красоту, полноту жизни, в то же время он ассоциируется с враждой, местью и агрессивностью. Красный цвет является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует борьбу, независимость, революцию, переворот. В Древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

В стихотворениях двух поэтов особое место занимают синий и голубой цвета. Эти цвета ассоциируются с небом и водной синью, и это мы отмечаем и в сборниках Людмилы Олзоевой («голубая вода», «синее небо», «неба купол голубой») и Баира Дугарова («моя синева», «синь небосклона», «земля, уплывающая в синеву»). В народной символике – голубой цвет обозначает одну из двух главных высших сил – Вечное небо (Хухэ мунхэ тэнгэри). В мифологии бурят Небо – символ мужского начала. Синим цветом обозначается западная мужская половина юрты, где хранились боевые доспехи и охотничье оружие, предметы упряжки, конская сбруя. Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность, бесконечность не только в мировоззрении монголов и бурят, но и других народов. Он совмещает в себе какое-то противоречие – возбуждение и покой, вызывает ощущение холода и напоминает о прохладе. Синий цвет может также символизировать доброту, постоянство, расположение, а на языке обозначает целомудрие, честность, верность.

Два поэта очень близки друг другу в принципе использования и сочетания цветовых эпитетов. Они оба окрашивают привычный для нас окружающий мир в совершенно необычный цвет. Например, в сборнике Баира Дугарова появляется образ зеленого огня, в то время когда для всех людей огонь всегда был алым или красным. Появляется необычный в своей окраске образ «голубой звезды». В стихотворениях Людмилы Олзоевой можно проследить то же самое. В стихотворении «Когда отцы сурово глядели» поэтесса пишет о белом пожарище, когда в обычном представлении кажется, что пожар должен быть окрашен в красный цвет. В следующем стихотворении у Людмилы Олзоевой появляется образ синей луны, что также очень удивительно для читательского восприятия. При описании человека поэтесса также демонстрирует не совсем привычный взгляд: появляется девушка с «зелеными веками». Все цветовые эпитеты в лирике Людмилы Олзоевой сконцентрированы в строчках, которые посвящены природе. Этим же путем идет и Баир Дугаров.

С первого же стихотворения сборника поэтесса настраивает читателя на многоцветье этого мира: сибирские края она называет «землей цветов». Это прослеживается во всем сборнике при описании природы Сибири. А над этой «землей цветов» летят голоса людей, которые стали разноцветными. Если же разделить стихотворения сборника на две части, то получится, что центральными стихами являются «На белом небе цвета круг», «На черном хлебе проживу», «Все просто, скромно: сквер, скамейка», «Прощай, староогненный пыл». Именно в этих стихотворениях из всего сборника встречаются только два цвета: белый и черный. Здесь чувствуется их противопоставление: «на черных ветках белые цветы», «белее небо, белее лицо и белее руки», «кругом лишь белый цвет» - это в одном стихотворении. В следующем стихотворении появляется только черный цвет: «черный хлеб, черное небо, черное горе». Здесь белый и черный занимают бинарную позицию: белое – черное; плохое – хорошее; высокое – низкое. Это единственное явное противопоставление в поэтическом мире сборника. Какое значение имеют эти два цвета в стихотворениях поэтессы? В противопоставлении цветов можно проследить настроение поэтессы, ее внутренние переживания: то она смотрит вослед уходящему человеку, то погружается в пустоту, где царит одиночество, где чувствуется мотив безразличия лирической героини ко всему. И что интересно: здесь поэтесса использует эпитет «белый». Но в строчках, когда она полна сил, хочет начать новую жизнь, отправляя «заводы забот на дно моря», Людмила Олзоева окрашивает все в черный цвет. Если обратиться к традиционной символике бурятских цветов, то можно сказать, что белый цвет всегда ассоциировался с добром, счастьем, благополучием людей, радостью. Черный же, напротив, приносит несчастье, горе, слезы, страдание людей. Поэтесса отошла от традиционного, народного, давно сложившегося восприятия цветов, совместив белый цвет с упадничеством и горем, а черный с началом новой жизни. То же самое можно проследить в стихотворениях Марины Цветаевой. Она открывает совершенно новую сторону того, что казалось обычным.

Основными стихотворениями сборника Баира Дугарова «Лунная лань» являются «Взор», «Долгор», «Наян - Нава», «В тени одинокого дерева». В этих стихотворениях встречаются такие цветовые эпитеты, как зеленый, белый и синий. В данных стихах чувствуется жизнь всего мира («Степь живет. Зеленеют пустыни», «в небесах зеленеет лес», «Месяц Высокой Зеленой травы»). Зеленый цвет – цвет травы и листьев, цветущей земли, прихода весны. Этот цвет – символ женской, восточной половины жилища, где размещались женская кровать, сундуки, домашняя утварь, продукты долговременного пользования. В буддизме известна богиня Тара, которой приписываются черты богини – матери. В пантеоне буддизма особо популярной из них была Зеленая Тара. Эта богиня, будучи семантически связана с Великой богиней Матерью, воспринимается, как Мать – Земля, от забот и щедрот которой зависели благополучие, процветание, и изображается она именно в зеленом цвете. У многих народов этот цвет символизировал юность, надежду и веселье. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но во многих случаях может производить угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек от злости «зеленеет»). В сборнике Баира Дугарова основным эпитетом мы считаем эпитет «голубой», потому что очень часто в его стихотворениях появляется образ Неба, его сопровождают характерные для этого образа эпитеты «синий» и «голубой». В этой части сборника появляются образы белой ночи, белого овала девичьего лица, белоснежной Хан-Улы, Вечного Синего Неба, Млечного пути, Вселенной, уплывающей синевы, пыли времен, которая улеглась синевой.

Сравнивая поэтическое значение цвета в лирике поэта и поэтессы, отметим близость поэтики цвета. Но сборник стихотворений Людмилы Олзоевой более насыщен цветовыми эпитетами, следовательно, несет очень яркую образность, привлекает интерес читателя, отличается от других сборников своим разнообразием. Цвет в стихотворениях поэтессы отмечен лиризмом и является носителем обостренной философской мысли, что, очевидно, характерно для женского взгляда на мир.

Специфика цвета в сборнике «Серебряная гроза» Л. Олзоевой

Основными цветами, которые использует Людмила Олзоева, являются белый, черный, зеленый, золотой, серебряный.

В сборнике поэтессы очень часто встречается белый цвет, охватывающий разнообразные явления нашей жизни: и природы, и описания человека. Людмила Олзоева окрашивает в белый цвет нерастаявший снег, небо, месяц, цветы, поля, девичьи руки. Все, что поэтесса окрасила в белый цвет, становится намного ближе к читателю. Частое употребление эпитета «белый» показывает ее отношение к предмету изображения: ко всему она относится с трепетом и уважением. Стихотворение «На белом небе солнца круг» состоит из одного четверостишья, здесь поэтесса четыре раза использует эпитет белый («кругом один лишь белый цвет»). В строчках, где изображается война, появляется образ белого пожарища, который символизирует светлую память детей, жен о своих отцах и мужьях. В сборнике поэтессы появляются и другие интересные образы, связанные с этим эпитетом. Например, образ дыма, который валит из труб белыми кошками, образ белого месяца, образ белого нерва.

Очень близок к белому цвету эпитет «серебряный». Эти два цвета имеют общее начало. Сам сборник называется «Серебряная гроза» - метафорический образ. Если же проанализировать одноименное стихотворение, находящееся почти в конце сборника, то можно сказать, что в этом стихотворении нет ни одного цветового эпитета. Почему же

Людмила Олзоева не использует никаких цветов или оттенков в этом стихотворении?

Проследим, в какой части больше всего употребляются цветовые эпитеты, и отметим, что своего пика они достигают в середине сборника. А ближе к концу их становится все меньше, а в конце нет ни одного цветового эпитета. Может быть, этой закономерностью можно объяснить отсутствие цветов в стихотворении «Серебряная гроза», которое находится в конце сборника. Но если вчитаться в каждую строчку этого стиха, то станет понятно, что за каждым словом этого стихотворения стоит определенный цвет («мрачен, невпопад убог» - черный, «блеск молнии в рельефе» - серебристый, «полнеба» - синий, «душа» - белый, «кровь кораллом» - красный и т. д. ). Во всем сборнике нередко встречается эпитет «серебряный» («вода змеилась серебристо», «серебряные тополя»). Использование поэтессой эпитета «серебряный» настраивает читателя на легкую прохладу, блеск, сияние. Все, что окрашено в серебряный цвет, несет тайну, загадку.

Большую роль в выразительности и образности стихотворений играет цветовой эпитет «золотой», который повторяется в сборнике Людмилы Олзоевой семнадцать раз. В стихотворениях, когда поэтесса пишет о любви, появляется именно этот эпитет. Золотой цвет символизирует бесценность, его часто сравнивают с застывшим лучом солнечного света. Если же посмотреть на этот цвет материально, то тогда это очень прочный, стойкий элемент, который не меняется даже под действием такой всемогущей стихии, как огонь. Золотой цвет стал символом неизменности, постоянства и вечности. Кроме того, данный цвет очень часто ассоциируется с богатством и процветанием. Именно такая любовь характерна для стихотворений Людмилы Олзоевой. Так же как и любовь, дорога и бесценна для поэтессы природа родного края, в описаниях которой она часто употребляет этот эпитет. Людмила Олзоева замечает каждую, даже самую мелкую деталь в природе: «золотистые тычинки цветка» и «золотые веснушки подсолнуха», «золотой пожар заката» и «золотые города». Наибольшая концентрация этого цветового эпитета встречается в начале сборника. В стихотворении «Классический ясный и строгий закат» золотой цвет ассоциируется с концом лета и началом осени («прощается лето со всеми, со мной»), появляется образ неба, которое встает «золотою стеной» В этом стихотворении присутствует описание заката, где даль высока «в лучах золоченых и неопалимых». В стихотворении «Но чист после грозы закат» описывается снова закат, и так же, как и в предыдущем, здесь появляется золотой цвет («как тень от солнца золотая»). В стихотворениях данного сборника эпитет «золотой», связан с различными предметами изображения («золотое песчаное дно», «край песка золотого», «золотые пчелы», «зеленая золотая речка свечи»). Золотой цвет у Олзоевой Л. К. – это цвет солнца, жизни, тепла, богатства, щедрости, радости, счастья, изначальности всего. В этот цвет окрашено все лучшее и дорогое для поэтессы в человеческих отношениях, в природе.

Немаловажное место в сборнике Людмилы Олзоевой играет цветовой эпитет «зеленый», который на протяжении всего сборника появляется в различных цветовых оттенках (вечнозеленый, темно-зеленый, зелено-нефритовый, зеленоватый). В стихотворении «Мой дед» поэтесса погружена в воспоминания о своем дедушке. Рассказывая о нем, она пишет о том, что он выбирал краску для всех своих многочисленных дел «всегда одну – он брал зеленый цвет». В этих строчках чувствуется, что поэтесса отдает предпочтение данному цвету. Это прослеживается и в стихотворении «Душа открывается чувству, как солнцу цветок», где лирическая героиня, смешав краски одевается шелком в зелень. То же самое можно пронаблюдать в стихотворении «Дерево жизни», где поэтесса, разукрасив дерево в различные цвета (красный, желтый, белый, синий, оранжевый), завершает дело «зелеными листьями». Очень выразительные образы с этим цветовым эпитетом. Например, в середине сборника, в стихотворении «Сад», появляется образ водопада темно-зеленых листьев, а сам сад выпадает зеленым дождем, не дожидаясь, когда лес загорится «золотым пожаром». В стихотворении «В Сибири луна, как перо улетевшей жар-птицы» Людмила Олзоева погружает читателя в мир сказки, в которой, что «самое странное», луну обвивает «зеленая радуга, рыжей бахромкой лучась». В другом стихотворении поэтесса одевает лето в зеленую шкуру, где «мычит цветок», в который вонзается «тьма сосцов». Читая это стихотворение, мы погружаемся в мир чудес и фантазий, который создается поэтессой с помощью необычных цветов предмета изображения. Данный цветовой эпитет во многих стихотворениях встречается при описании листвы, травы, растений («зеленое дерево», «зеленые листья», «зеленый луг», «берег зеленый»). Оттенок зеленого цвета – вечнозеленый («вечнозеленая весна», «вечнозеленый лес») – придает стихотворениям мотив вечности, постоянства, неизменности, цветущей земли. Важно: за этим эпитетом весеннее настроение, начало новой жизни, приход весны и лета, плодородие, обилие, пробуждение, неувядание как в природе, так и в человеческом обществе.

Во многих стихотворениях для описания одной детали Людмила Олзоева использует различные цвета, даже такие, которые противоречат друг другу. Например, «на черных ветках белые цветы» или «по черному белые стежки», «белая клавиша, а соседняя черная в глянце литом». В процессе превращения «милой природы» появляются разноцветные цветы: «багульник розовый», «жарок оранжевый», «красная саранка». Когда Людмила Олзоева описывает себя в молодости, она красит свои веки в зеленый цвет, что символизирует молодость, цветение ну а в старости же ее веки становятся золотыми (наполненными богатым жизненным опытом).

В стихотворениях Людмилы Олзоевой встречается еще множество различных цветов и оттенков («красная игла огня», «ярко-розовые пятна», «сиренева земля после дождя», «хвоя белесо-рыжая», «сизо-дымчатая роза», «багровый свет», «бирюза неба», «оранжевая ягода»). Окрашивая мир в эти краски, поэтесса делает стихотворения эмоционально напряженными.

В начале сборника прослеживается частое использование цветовых эпитетов. Если проследить динамику изменения цветов, а вместе с тем и изменение эмоциональности в сборнике поэтессы, то можно сказать, что наивысшей точкой является центр сборника («все ярче и ярче, как краски к закату», «и растет, сгущая краски небосвод»), где вместе с природой меняется и поэтесса («шепну: и я такая»).

Сборник стихотворений «Серебряная гроза» Людмилы Кирилловны Олзоевой заинтересовал нас своим своеобразным поэтическим миром. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что можно отметить несколько самых интересных положений в стихотворениях Людмилы Олзоевой, в основе которых лежит психология и специфика цвета.

1. Сравнивая поэтику цвета в сборниках «Лунная лань» Баира Дугарова и «Серебряная гроза» Людмилы Олзоевой и основываясь на традиционном понимании цвета, мы увидели, что Людмила Олзоева открыла новую грань восприятия цвета, очень необычную для человека, читающего стихотворения поэтессы. Для лирики Баира Дугарова характерно традиционное для бурятского менталитета восприятие цвета. Олзоева Л. , отказавшись от устойчивого, давно сложившегося использования цветовых эпитетов, создает свое, новое значение цвета, которое несет многообразие настроений и чувств. Читателю интересно погрузиться в особый поэтический мир Людмилы Олзоевой, где изображаемая действительность окрашена в необычные цвета. Это положение можно назвать новым подходом к использованию цветовых эпитетов.

2. Сборник «Серебряная гроза» Людмилы Олзоевой насыщен многообразием метафорических образов, которые придают ее стихотворениям яркое лирическое звучание. Оригинальность заключается в том, что именно цветовой эпитет является созданием яркого и броского метафорического образа, сразу привлекающего внимание читателя. Все цвета и оттенки, которые использовала поэтесса, являются составляющей частью образов («золотая дорожка от солнца», «темно- зеленых листьев водопад», «голубого угара луны», «черные волны», «серебряные тополя», «тень чернокрылая»). Без такого многоцветья и насыщенности цветовыми эпитетами метафорические образы, созданные поэтессой, не несли бы подобный всплеск эмоций и чувств.

3. Олзоева Л. К. может создать цветовой образ без цветового эпитета. В образе «потемневший лик» нет цветового эпитета, но в подтексте чувствуется темный оттенок, или «тьма сосцов», этом образе также отсутствует цветовой эпитет, но слово «тьма» окрашивает этот образ в черный или темный цвет.

Таким образом, цветовой эпитет в лирике Л. К. Олзоевой – это чаще всего компонент, формирующий метафорический образ. Следует сказать о повторяющихся цветовых образах лирики Л. Олзоевой, но цветовой эпитет переосмысливается и наполняется в каждом новом образе новым, нетрадиционным содержанием. Эта работа вызвала неподдельный интерес, так как загадка цвета позволяет почувствовать себя первооткрывателем, приблизится к мироощущению поэта, дать читательскую оценку тексту. Философия женского взгляда на мир природы и человека привлекает своим неустойчивым, меняющимся от стихотворения к стихотворению характером.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)