Поэзия Белоречья
«Если человек родился в Белоречье, он уже поэт», - так сказал Кадыр Даян, однажды побывав в Белорецке.
Белорецк – не только металлургический город, но и литературный.
Неодолимо движение времени. И движется, живёт по своим законам мир литературы – Вселенная души человечества.
Литература в школе призвана учить детей распознавать добро и зло, истинную любовь, сделать сердца неравнодушными, видеть прекрасное, чувствовать красоту слова. А краеведческая работа в этом направлении подводит к тому, что важно не только любить уже найденное, записанное слово, но и уметь найти и оживить тот материал, который получен в результате этой работы.
Говоря об образовательном значении литературно-краеведческой работы, необходимо сказать о её воспитательной роли. Помните слова К. Паустовского о том, что если придётся защищать Родину, вспомнится и малый уголок земли. Отношение к своей «малой» родине становится осознанным именно благодаря знаниям, полученным и прочувствованным при помощи литературы.
Свою статью мы начали с изучения фольклора родного края, его истории, в частности с знакомства с творчеством местных писателей и поэтов. И пришли к выводу, что тематика поэзии родного края разнообразна и богата, как и сама жизнь. Особая, отличительная черта поэтики – нежная преданность суровой, но прекрасной и до боли знакомой и близкой родной земле её людям.
Мы уверены, что подобранный материал будет открытием для многих. Выражение «белые пятна» мы употребляем в основном, в историческом, историко-политическом плане, но не оставим же «белых пятен» в истории поэтики родного края.
В народной поэзии сохраняются предания старины. Потому важность её неизмеримо велика, и посвящать свою жизнь собиранию народных песен – прекрасных подвиг.
Н. Чернышевский.
Григорий Прокопьев Ларионов родился 19 (31) января 1879г. в зажиточной семье в посёлке Белорецкого металлургического завода. Отсюда и его псевдоним – Белорецкий.
Учился будущий писатель в Уфе (в гимназии), где выпускался им рукописный литературно – художественный журнал. В нём он помещал свои стихотворения, очерки и рассказы. Потом он продолжил учебу, а Медико-хирургической академии в Петербурге. А летом проводил время на Южном Урале, часто бывая в родном Белорецке.
Очерки, рассказы Г. Белорецкого проникнуты демократическим духом. Он изображал тяжёлую жизнь и быт рабочего класса и крестьянства юго-восточной Башкирии.
Очень злободневным и острым (политически) был его очерк «Заводская поэзия ». Рассказы «Поздней осенью» и «Летней ночью» повествуют о безземельных и обездоленных крестьянах, их образы очень ярки, типичны для того времени. Повесть «В сумасшедшем доме» посвящена описанию степных деревень Башкирии.
Как военный врач Г. Белорецкий участвует в русско-японской войне, получает тяжёлое ранение. Впоследствии он пишет книгу «На войне» («Без идеи»). В ней он показывает гнилость и продажность реакционного царского офицерства и выражает сочувствие простому русскому солдату. Книга запретила цензура, а авторы включили в «чёрный список» под надзор полиции. Не выдержав преследований полиции, Белорецкий тяжело заболел; он получил нервное расстройство. И 21 (6 марта) февраля 1913г. в возрасте 34 лет он покончил жизнь самоубийством.
Г. Белорецкий занимался собиранием и изучением фольклора родного края. Его литературно – фольклорная деятельность продолжалась недолго, и изучена она недостаточно совершенно. Но то, что сделал этот человек для своей Башкирии, важно и сейчас. Это истоки литературного краеведения республики. И в последнее время интерес к его творчеству и изучениям в области фольклора родного края несколько возрос.
В своё время появлялись о нём одна за другой статьи. Так в 1965 году в сборнике «Башкирия в русской литературе» перепечатан его рассказ «Поздней осенью» и в предисловии к этому изданию творчество писателя рассматривается в контексте краеведческой литературы к XIX – н. XX века и даётся объективная оценка его деятельности.
В 1971г. вышла в свет книга О. Б. Алексеевой, где как собиратель заводского фольклора упоминается Г. Белорецкий. Но ни в одной из работ вопрос о Г. П. Белорецком (Ларионове) как фольклористе специально не рассматривается.
Между тем, человек этот был пионером в собирании и изучении устной поэзии заводских рабочих Башкирии. Фольклорные мотивы вошли органически в его произведения родного края.
Записанные Белорецким частушкам и песни занимают особое место среди материалов рабочего фольклора, опубликованного в печати начала 900-х годов. Интересны они ещё и тем, что отражают соприкосновение и взаимодействие русского и башкирского фольклора. Щедро черпая из неиссякаемого родника народного творчества, писатель – интернационалист вводил в свои произведения русские и башкирские фольклорные мотивы.
В книгах журнала «Русское богатство» за 1902г. Белорецкий с одобрения В. Г. Короленко печатает два очерка: «Сказитель – гусляр в Уральском крае» и «Заводская поэзия».
В первом из них он воссоздаёт колоритный образ народного музыканта и певца.
Этот «странного вида человек был чрезвычайно массивен, - могучая фигура, широкие плечи, большая голова с целой копной всклоченных тёмно – рыжих волос». В очерке описывается и сама мелодия и манера исполнения: «Сказитель бережно положил себе на колени гусли, потёр о полы кафтана и не без торжественности возложил их на струны прозвучал сначала неуверенный аккорд, затем аккорд посильнее, и полилась грустная- грустная мелодия. Это была странная, но очень гармоничная смесь русского народного стиля (с его приливами, переборами и замирающими окончаниями музыкальных фраз) с чем-то совершенно чужим, нерусским. Сначала выводили мотив высокие нотки, трогательно и нежно жалуясь на что-то, а затем сочувственно подхватывали их жалобы басовые струны Я слушал чудную, артистически выполненную мелодию и с удивлением смотрел на сказителя: неуклюжая, согбенная медвежья фигура, толстые, заскорузлые пальцы – и эти нежные, трогательные звуки Я посмотрел на его лицо; оно точно застыло и решительно ничего не выражало. А мелодия становилась всё грустней и грустней. Ещё жалобнее лепетали на непонятном языке детские голоса дискантовых струн, ещё страшнее отвечал на их жалобы тихим, как будто сдерживаемым ропотом басы. В этом ропоте звучали не одни только жалобы, но как будто прорывался и с трудом сдерживаемый гнев. И вдруг нежная медлительная мелодия сменилась бурными и сливными протестующими аккордами. Переполнилась чаша, и нет больше сил терпеть – и нет мечты кротким жалобам, когда делается последняя отчаянная попытка добыть себе счастье «Да он виртуоз»,- подумал я».
В очерке Белорецкий приводит ряд записей, сделанных от гусляра, в частности: « Сказание, сегда кончины миру подобает чаяти», в котором отражено народное верование о светопреставлении; легенду о происхождении нечистых духов; стихи о «славном Кутузове – генерале», изгнавшем Наполеона и т. п. Умело вводит он в свой очерк и мотивы башкирского фольклора, отражающие жизнь, культуру, историческое прошлое и природу Башкортостана:
А про нашу сторону Уральскую,
Про Уральскую – Сибирскую,
Сицевое в книге сказок:
Отвоевана та земля уральская,
Что царём великим грозным
А живут в ней люди башкирские.
А живут они в городах высоких,
В лесах дремучих,
Едят мясо лошадиное,
Запивают молоком кобыльим,
Веры они не крещенной.
А житьё там не в утробу:
От гор не видно солнышка,
От лесов густых темным – темно
Статья «Заводская поэзия» отличается социально – политической остротой. Она представляет собой исследование пятисот (500) частушек, собранных на трёх заводах Южного Урала: Белорецком, Тирлянском и Кагинском. Сам автор так определят цель своей работы: «Цель настоящий заметки – представить читателю образцы современной народной песенки, этой частушки, которая как выразительница современных народных чувств и настроений, с одной стороны, и как представительница поэзии нашего времени – с другой, не может не возбуждать интерес. Кроме того, так как в частушках сохранилось драгоценное достоинство народного творчества, - его непосредственность, близость к жизни, они в своей совокупности представляют довольно полную и, безусловно, верную картину народного житья - бытья».
Правдивая «картина народного житья - бытья», отражённая в собранных Г. Белорецким частушках, была довольно безотрадной. И хотя частушки различных заводов несколько отличались по внешнему виду, но смысл их был одинаков – они говорили о тяготах заводской работы. «Мотив «жить тяжело» звучит одинаково сильно в фабричных частушках всех трёх заводов, на которых я успел побывать, и везде выражается почти в одних и тех же формах», - отмечает Белорецкий. Вот лишь две строфы:
Распроклятый наш завод
Перепортил весь народ:
Кому палец, кому два,
Кому по локоть рука
Грудь расшиб себе два раза,
У мартыновских печей.
Я ослеп на оба глаза, -
Хоть бы голову с плечей!.
И он приходит к грустному выбору: «Картины народной жизни фабричных, которую дают на их песни, нарисованы одними тёмными красками, - светлых тонов в ней нет»
Заслуги Г. Белорецкого – фольклориста, краеведа, литератора несомненны: он первым в Башкирии собирал заводской песенный фольклор, его записи и публикации объективно свидетельствуют о духовной культуре рабочих Урала и выражают отношение их создателей и исполнителей к окружающей действительности.
Он был нашим земляком, белоречанин Г. П. Ларионов – Белорецкий.
Вспыхивают и сейчас на земле Белоречья одна за другой поэтические звёздочки, свет души которых доходит до сердца неравнодушного, любящего, способного видеть прекрасное вокруг себя.
Творчество поэтов – белоречан многообразно. Здесь и философский смысл жизни в стихах Евгения Сухова, юмор и ироничность Петра Федчуна, нежная романтика чувств молодого Алексея Новикова.
Отражение самой жизни, во многом сложной и противоречивой, богатой разными событиями отличает творчество Александра Владимировича Тутикова. Он интересен тем, что его образы легко узнаваемы, духовно близки и понятны каждому, кто прочтёт строчки его стихотворений.
Стихи можно писать или не писать, но для него поэзия – это «жизнь души, окно в небо, общение с Богом».
Перед нами подборка стихов Александра Тутикова. Имя автора многим ни о чём не говорит. Но прочтите его стихи, и они тронут ваше сердце.
Синий берег детства –
Радуга в полнеба
Бьётся, бьётся сердце
Радостно от бега.
Берег одинокий –
Юности услада,
Помыслов высоких
Мука и отрада.
Молодости берег –
Встреча двух вселенных
И боязнь потери
Берегов нетленных.
От стихов веет юношеской чистотой, неподдельных искренностью. Мы открыли для себя незнакомого нам поэта, полюбили его любовь к родной земле, к неизвестной нам Ире, к её глазам, похожим на звёзды, к кареглазой собаке Дине.
Нам удалось встретиться и поговорить ещё с одной поэтессой города Белорецка Ниной Зиминой.
Она пишет стихотворения на темы, «которые диктует Любовь». Это и размышление о природе, и связи человеческой души с миром природы, это окружающий мир, люди, близкие, которых она любит, уважает, это и горечь, и радость жизни, и смерть, мгновение и вечность, законы бытия земного и стремление возвыситься над земными бедами.
Каждое стихотворение, которое выходит из-под пера, её любимое. Стихи она публиковала и публикует в местной и республиканской газетах. Нина Зимина опубликовала свои стихи в коллективном сборнике «Волны». Её стихи - биография поколения, живущего и созидающего под мирным небом, это раздумья о жизни, о счастье, о любви. Стихи Нины Зиминой читают в Уфе, и в Москве, и в других городах. Поэтессе всегда хотелось бы жить в России, но и хочется побывать во Франции и Италии, чтобы отдохнуть и приобщиться к культуре. Родные приветствуют занятия Нины Зиминой, они гордятся, что в их семье есть настоящий поэт. Она занимается не только сочинением стихов, но и любит шить, петь, читать. У неё есть даже стихотворение «Вышивальщица». Нина Николаевна любит читать стихи Марины Цветаевой, Маяковского. «У каждого поэта есть что-то своё, особенное, чего нет у других»,- говорит она. Нина Зимина любит смеяться. Многие стихотворения написаны шутливо. Поэтессой изданы книги «Радуга», «Живу любовью», «Стихи в подарок любимому», сонеты и проза, и «Рассказы о любви». Огромное количество стихов было написано её рукой, многие без Названий. Она написала стихотворения – «Речка Белая», «Молодость земли», «Любовь», «Бессмертие» и другие. На вопрос: «Есть ли у вас мечта?»- Нина Зимина дала нам стихотворение.
Мечта моя.
Весна в Уральской стороне,
Кипенье талых вод.
Кораблик на крутой волне
Качается, плывёт.
Навстречу вспенененной реке
Судьбой весны храним.
Вперёд стремиться налегке
Бумажный пилигрим.
На всё пути – заторы льдин,
Весенних ветров плыть.
А он один, а он один,
Готов и дальше плыть.
Кораблик тот – мечта моя.
Преградам вопреки,
Хочу, чтоб он в ручье снуя,
Достиг большой реки.
Воображения игра,
В душе бурлит весна!
Для человека нет преград,
Коль цель его ясна!
Стихи поражают своей простотой, пылкостью. Чувства после прочтения её стихов невозможно описать. Воспринимаются они как глоток свежего, чистого воздуха. В них, в зависимости от настроения, и очарование, и восторг, и любовь, и боль, и страдание. И каждое заключает в себе идеал добра. А это так важно в наше противоречивое время. Этого она добилась, работая над собой; она говорит, что мастерство стихосложения трудно: это как строитель подбирает кирпич, так и к стихам нужно подбирать слова. Главным недостатком своим она считает мягкий характер. Она говорит: «Не умею кричать на других, а надо бы иногда. ». Пределом счастья она считает любить и быть любимой. А несчастье для Нины Зиминой – это неспособность реализовать свои возможности или свой талант и работа вхолостую.
Фотографироваться она не любит и поэтому её фотографий не так много. А начинающим писателям и поэтам она советует больше работать над собой; когда мы сказали, что белоречане должны знать своих героев, Нина Зимина рассмеялась и сказала: «Какой же я герой?». Но мы то знаем, что наша белоречанка Нина Николаевна Зимина – герой. Устоять в наше тяжёлое время и быть полезным людям – героизм. Мы провели небольшой опрос на улицах города. Большинство людей читают стихи в газетах, сборниках, им нравится, и они знают эту замечательную, очень талантливую поэтессу, их землячку, Нину Зимину.
Среди наших белорецких поэтов самый виртуозный, чувствительный, лирически напряжённый «ноктюрн», насыщенный сочетаниями необычных жизненных красок у Евгении Носовой, - пишет Нина Зимина.
Действительно, строчки её стихов, пропущенные через сердце, - это признание в любви ко всему земному. Они искрятся, проникают в душу лиризмом.
Любимый! Я просто осень.
Не путай меня с весною,
Не надо мне летних сказок, всегда впереди зима.
Любимый! Я просто осень.
Зачем тебе эта горечь, зачем тебе эта гордость
Последних цветных картин?.
Мы считаем, что, познакомившись с поэзией родной земли, ребята лучше узнают её, станут понимать красоту её и неповторимость. , осознают и себя частичкой своей малой Родины.
Ничто не разлучит меня с тобою,
Мой край в венце Уральских гор.
Шумит-поёт высокий бор
Зелёным парусом над головою,
Славный наш уральский городок!
Сколько добрых и ласковых слов сказано о тебе!
Комментарии