Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поэзия Мусы Джалиля в жизни молодого поколения 21 века

15 февраля 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского поэта, пламенного патриота и интернациолиста, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии, автора всемирно известных стихов «Моабитские тетради» Мусы Джалиля. Это важнейшее событие в жизни многонационального российского народа.

Есть имена, подвиги, события и даты в жизни страны, из которых складывается ее героическое прошлое. А без прошлого нет настоящего и будущего. Джалиль именно из тех выдающихся граждан страны, которого должны знать все, особенно молодое поколение. Его подвиг носит многогранный характер и не подвластен времени. Это подвиг солдата – защитника Отечества, подвиг поэта и гражданина страны. На примере таких, как Муса Джалиль, как на фундаменте, должна строиться система патриотизма и дружбы между народами в современной России. Его имя известно всей нашей планете. Его имя носят школы, пионерские лагеря, колхозы, библиотеки, его именем названы городские улицы, площади, театр, теплоход, его имя присвоено новому городу. Имя Мусы Джалиля стало бессмертным.

Муса Мустафьевич Залилов (Джалиль ) родился в 1906 году в селе Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области в семье крестьянина. Жили очень бедно; отец, чтобы прокормить семью, вынужден был менять многочисленные профессии, но денег в семье все равно не было. Но, несмотря на все невзгоды, Муса рос смышленым и старательным мальчиком. Он пошел в школу уже в 5 лет, чем немало удивил своих родителей и односельчан. Габдулла Усманов – первый учитель Джалиля был одним из тех, кто оказал сильное влияние на маленького Мусу. Именно он подсказал отдать умного не по годам мальчика в школу и поддержал его, ведь детей в то время не с особой охотой отдавали учиться. Уже в то время, едва научившись читать, у Мусы проявилась большая тяга к знаниям, что для детей крестьян было несвойственно. Читал он увлеченно, с глубокой верой в правдивость каждой буквы и мир раскрывал перед ним свои горизонты. Огромное влияние на Джалиля и на его творчество в будущем оказали сказки бабушки Гильми, которые поэт вспоминал, находясь в концлагере Шпандау.

Эх, бабушкины страшные рассказы.

Вас эта явь страшнее во сто крат

Слов не найти, чтоб описать злодейства

Что в этом доме день и ночь творят.

( Северцева )

Но беззаботному детству суждено было закончиться, так как семья переезжала в Оренбург и началась юность, полная лишений, нужды, переездов в поисках заработка; юность, насыщенная тревожными событиями, радостью познания мира и первых творческих успехов.

В городе Муса Джалиль учится в медресе « Хусания « и одновременно работает там дворником. Он значительно опережает своих сверстников, так как учится старательно, с большой охотой. Интерес у Мусы к литературе возрастает с каждой прочитанной книгой. К 9,10 годам он знал наизусть многие стихи Тукая и других татарских поэтов. К 15 годам Муса читал Карла Маркса и сердцем воспринял его идеи. Примером этого можно указать на его стихотворение, написанное в альбом брата Ибрагима. В нем поэт словами « проложим светлый путь всем народам», подчеркивает, что он живет великими идеалами и выражает готовность бороться вместе с братом в рядах самоотверженных борцов. Также, следует подчеркнуть, что брат Джалиля Ибрагим Залилов оказал положительное влияние на юного Мусу, на формирование общественных взглядов и стремлений поэта. Ему с юности внушали необходимость выработать в себе качества верности и беззаветного служения трудовому народу. Муса с малых лет уже начал понимать, что путь к счастью лежит через служение народу. И жизненный путь поэта украшен служением обществу.

Наступила зима, а с ней и Февральская революция. Она не изменила жизни трудового народа. Буржуазия много говорила о братстве, равенстве, как русская, так и татарская, даже участвовала в демонстрациях, но все осталось по- прежнему, как было до революции. Не было никаких перемен и в жизни Залиловых: отец был без работы, мать по несколько часов простаивала в очереди за хлебом. Эти события, а в частности нищета и голод, также отразились в дальнейшем на творчестве поэта. Старший брат Ибрагим вступил в рабочий отряд, но на фронт его не взяли, так как он был еще слишком молод. Маленький Муса тоже хотел воевать с белыми, и не раз бегал на линию обороны, но его всегда прогоняли. Муса под впечатлением этих событий, решил написать свое первое стихотворение. Написав его, мальчик пошел в редакцию газеты « Красная Звезда». Редактору понравилось стихотворение « Счастье», и уже на следующий день оно было напечатано в газете с подписью Кичкине Муса(маленький Муса). В нем Джалиль говорит, что готов защищать Советскую Власть и умереть за нее считает счастьем. Заслуживает внимания тот факт, что юный поэт, впервые заговоривший как поэт словами и именем Ленина, видит проблему счастья в неразрывной связи с борьбой за свободу. Я бы счастьем считал эту гибель в бою, Славу смерти геройской я в песне пою. Друг-рабочий, винтовку возьми и в поход! Жизнь отдай, если надо, за волю свою. Это мотив впоследствии все больше и больше развивается в творчестве Мусы Джалиля и определяет главное его направление. Трудно назвать еще другого поэта, который бы встал на путь борьбы за народное счастье, подчинив свое творчество этому великому идеалу, и поднимал бы его на все новые и новые высоты. Необычайно ранняя зрелость и убежденность поэта, целостность его натуры, эти замечательные качества не могли возникнуть просто, сами по себе. Они выработались под влиянием на любознательного и пытливого юношу проходящих вокруг него бурных событий классовой борьбы, революции и гражданской войны в стране, под огромным влиянием комсомола и Коммунистической партии, в рядах которой он состоял и работал с ранней юности бо конца своей, так рано оборванной жизни. Именно Ленинский комсомол и великая партия могли воспитать в этом скромном, заурядном парне черты характера убежденного коммуниста, мужественного борца-патриота, умелого организатора и вожака. Поэт сам писал: «Комсомольская партия обогатила мой жизненный опыт, закалила меня, воспитала во мне новый взгляд на жизнь. В дальнейшем печатались в газете « Красная Звезда» и другие стихотворения маленького поэта, в которых он писал о генералах, буржуазии, мечтающих снова захватить власть, и о рабочих, которые победят их окончательно. Осенью, семья Залиловых вынуждена была уехать обратно в Мустафино, так как Мустафа, отец Джалиля, умер. В родном селе Муса с помощью двоюродной сестры Заким Юсуповой, организовал детский коммунистический клуб, который получил название «Кызыл Чачак» (Красный цветок) Создание в захолустной татарской деревне детской организации в обстановке острейшей классовой борьбы, деятельность которой вызывала ненависть кулаков и религиозных фанатиков -это поистине был подвиг.

Талантливый поэт был искренним и большим другом советской детворы, ее наставником, воспитателем. В детях Муса видел будущее страны, вечность жизни на земле.

Цветы земли, цветы весны-

Резвитесь, дети, смейтесь, дети!

Вы счастье, торжество страны

И вести о ее расцвете

О, как нам дорог ваш расцвет,

Как вами Родина гордиться!

Работа с детьми всегда была в центре внимания М. Джалиля. В двацатые годы открылись рабфаки для подготовки трудовой молодежи в институт. На собрании Мусе дали направление на учебу. Будучи студентом Оренбургского татарского института народного образования, а затем Восточно-педагогического института в Казани, он активно содействует развитию пионерского движения. Он был талантливым руководителем, не стеснялся сплясать и спеть с ребятами, заражал их своей жизнерадостностью. В Казани он стал членом объединения татарских писателей « Октябрь». Написанные за годы учебы стихотворения в 1925 выходят в сборнике, под названием «Барабыз»(«Идем») В этом же году Муса едет в Орск, где работает инструктором уездного комитета комсомола. О своей работе Джалиль писал в стихотворение « Со съезда»:

Ростепель.

Телеге нет проезда

Но меся лаптями снег и грязь,

В кожухе под внешним солнцем теплым

Он идет, в деревню торопясь.

В 1926 году Джалиль был переведен на работу в Оренбургский гибком. В 1927 году его избрали членом бюро татарско-башкирской секции при ЦК комсомола. Джалиль, наряду с основной работой, пишет стихи. В стихотворение « На заводе» говорится о рабочих данного завода, которые в годы установления Советской власти и гражданской войны защищали молодую республику Советов, а в мирное время отлично трудятся на родном заводе:

Это тот девятнадцатый год,

Что прошел

Чередою больших непогод,

Что, гремя боевыми громами

Над нами,

Научил нас бесстрашью

И сделал бойцами.

В 1927 году Джалиль поступил в Московский университет на литфак. Муса изучал литературу стран Востока и Запада, глубоко и всесторонне старался познать русскую литературу и литературу народов СССР. В татарской литературе Джалиль последовательно следит за творчеством Г. Такташа, Н. Исанбата, К. Амири. В русской литературе он изучает таких поэтов, как Э. Багрицкий, М. Светлов, С. Есенин, А. Безымянский. Учившийся вместе с Мусой поэт и переводчик Семен Липкин рассказывает об увлечении студента Мусы Джалиля произведениями Эмиля Верхарна. Отражение в стихах бельгийского поэта Верхарна судьбы народных масс, любви к родной природе, к жизни народа не могли остаться без внимания Джалиля. Для него эти годы были особенными, так как он руководил литературным кружком в клубе землячества в Замоскворечье, а также вышел второй сборник его стихов « Иптэлике» («Товарищу»). Но не только в этом была прелесть пребывания в Москве. Там Муса общался в повседневных делах с московским пролетариатом, он был в гуще интеллигенции и широкой общественности Москвы. Москва - замечательный период жизни и творчества Джалиля. Он в Центральном Комитете ВЛКСМ близко общается с Абдуллаевым, слушает лекции Покровского и других ученых, проходит творческую школу М. Горького, А. Фадеева, В. Маяковского. Татарские писатели, поэты, композиторы, певцы, артисты, художники, и просто близкие друзья - вот среда Джалиля. Таким образом, он воспитывался на примерах революционных традиций всех советских народов.

В 1931 году Муса оканчивает университет и начинает работать в редакции газеты « Коммунист». Джалиль написал много критических статей и пьес, имевших большой успех. Они шли на сценах Уфы, Казани, Ташкента, в рабочих клубах Оренбурга. Многие композиторы сочиняли музыку на стихи Джалиля. Например, Музофаров на стихотворение « По ягоды», Хабибуллин- « Томление» и другие. Раскрывшийся большой талант М. Джалиля в области песни-музыки привел его в сферу оперной культуры. Он отдает этому делу все силы своего творчества. В Казани его принимают на работу в качестве заведующего литературным отделом в новом театре. Джалиль исключительно много сил отдает подготовки репертуара, и подбору руководящих кадров рождающегося театра, и созданию условий творческого содружества писателей и композиторов, а также созданию татарских оперных произведений. Он создает драматическую поэму « Алтанчач» («Золотоволосая»). На основе поэмы «Золотоволосая», превратившейся в подлинном смысле слова в народную драму, было написано либретто для оперы. Так появилась в свет опера « Золотоволосая» народного артиста СССР композитора Нажиба Жиганова, произведение, занявшее особое место в татарской советской литературе и татарской советской музыкальной культуре. Драматическая поэма «Золотоволосая» Мусы Джалиля явилась плодом многолетнего изучения устного творчества многих народов, истории далекого прошлого восточных народов. Муса сам пишет, что в этом произведении «перемешиваются сказка с историей, реальная действительность с фантазией». Большой талант и фантазия Джалиля рождают построенную на острых конфликтах народную трагедию. В этой трагедии через борьбу характеров освещаются судьбы народов, идея мужества и бессмертия народа. В ней с удивительным мастерством дается богатство и многогранность мыслей и чувств, а это может сделать только большое искусство.

Началась Великая Отечественная война. На плечи советских людей взвалились невиданного объема трудности, горе и бедствия. Все больше и больше расширяются трагические события невиданной до этого грозной войны. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 13 июля 1941 года Муса Джалиль становится в ряды защитников Родины. Через некоторое время его направляют на военно-политические курсы. В конце 1941 Муса заканчивает учебу с отличием и получает звание старшего политрука. Он возвращается в Казань на пару дней, чтобы успеть попрощаться с семьей и друзьями. Своему другу жизни, Амине Куддусовне, он оставляет страницы своего дневника. В документе заложен глубокий философский смысл таких понятий, как истинная цель жизни, святость борьбы, сила отцовской любви, веры в народ, партию и светлое будущее. Муса пишет о том, что надо прожить жизнь так, чтобы смерть прозвучала победой, чтобы дело, свершенное тобой в короткое время, было бы равно десятилетиям, оставило бы след навеки. Работать, горя во всю силу, ярко сиять в творческом труде, совершаемом широким размахом и гигантскими шагами - вот его идеал и эти глубокие мысли легли канвой его поэзии. Он обещает мужественно бороться с врагами, потому что знает, что счастье его дочки Чулпан и жены Амины связаны с судьбой народа. В борьбе за разгром фашизма их светлый образ и теплые взгляды дают ему силу и вдохновение:

Я был силен, покуда ты ждала-

Смерть не брала меня в бою:

Твоей любви волшебный талисман

Хранил в походах голову мою.

Вошедшие в цикл « Моабитских тетрадей» такие стихотворения, как « Лекарство», « Любимой», « Не верь» и другие стихи убеждают в том, что любовь сильнее смерти. Как бы не казались эти стихотворения личными, они не отделимы от социальной борьбы и свершения мужества и подвига во имя победы.

Дочь моя, звезда моя,

Прибежал бы к тебе я,

Лишь цветами ночь дохнет.

С великой нежностью говорит он о своей дочери, о любимой подруге, но тут же перед ним встает великий долг. Муса воевал в рядах 2-й ударной армии Волховского фронта. В качестве сотрудника армейской газеты «Отвага» он все время находился на передней линии огня, активно участвовал в тяжелых боях. Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков в своей книге воспоминаний « На службе народу» уделяет теплые строки и Мусе Джалилю «Политотделом 20й ударной армии был прислан Муса Мустафьевич Залилов, направленный к нам из Москвы. Он работал корреспондентом. Очерки и статьи его были зажигательными»

Утром 24 июня 1941 года руководство 2ой ударной армии дало распоряжение выходить из окружения небольшими группами, не учитывая того, что солдаты находились в подавленном состоянии и не могли прорваться через кольцо. В неравной борьбе Муса Джалиль, получив несколько ранений, в бессознательном состоянии попадает в плен. Жена поэта Амина Куддусовна до последнего верила в то, что ее муж жив и обязательно вернется: « Убит в бою? Ранен? Находится у партизан? Или же попал в руки врага? Однако я ни на минуту не теряла веры в него, веры в его благородство и честь»- вот что она писала о пережитых мучениях.

За один год я столько передумал,

Что в голове разбухло и в груди,

И в двадцать лет лицо мое в морщинах,

И поседели волосы,- гляди!

Так пишет поэт о пережитых мучениях в фашистском концлагере. Возможно ли, в таком положении писать стихи, создать антифашистскую группировку? Муса Джалиль смог, вот поэтому и поражает всех людей прогрессивного мира замечательные плоды его творчества, написанные под топором палача. Замученный в неволи, он « поет полным голосом», утверждая жизнь, воспевая красоту бытия. Муса живет великой надеждой и уверенностью, видя светлое будущее, веря в святость верности своему народу. Благодаря всему этому, Джалиль превратился в символ чести и героизма для татарского народа, воплотил в себе беспощадную борьбу свободолюбивого народа против жестокости и несправедливости.

О нашей трудной, длительной борьбе

Живую быль расскажем детям,

И мы, волнуя юные сердца,

Сочувствие и понимание встретим.

С такими словами Муса обращается к своим соратникам по борьбе. Эта самая борьба превращается в легенду, о ней написаны десятки книг, песен. Все это потому, что ни палачи гестапо, ни сырые и холодные тюремные подвалы не могли вытравить у них дух борца. Можно было бы привести много примеров и фактов, чтобы понять, что большие и глубокие идеи борьбы, вера в силу и победу партии и народа, преданность делу социализма, презрение к смерти- все это не случайность, а закономерность. Все это прослеживается в поэзии Мусы Джалиля от первых стихов «маленького» Мусы и до « Последней песни» поэта.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Эта песня дошла до нас не только как голос Мусы, но и как завещание миллионов зверств, миллионов погибших мужественных борцов. 290-300 дней невыносимых мучений от болезней, голода и холода, около 300 дней и бессонных ночей поэт проводит в тюрьмах, ожидая смертной казни. Постоянно вращаясь между сорока смертями, но,не теряя силы воли, чувствуя себя непрерывно на линии борьбы, поэт, наконец, более или менее свободно дышит в течение 100-200 дней. Эти дни относительной свободы Джалиль использует для организации вооруженной борьбы с фашизмом, для объединения под знамя борьбы людей с большевистским духом и характером, для руководства практической деятельностью созданной им широко разветвленной подпольной организации. Именно эта организация и стала поводом для многочисленных споров, как в прошлом веке, так и в нынешнем. Последние сведения опровергают общее мнение о том, что Муса Джалиль и его соратники были предателями. Прежде всего, надо ответить на вопрос: как попавшие в плен соотечественники оказались в национальном легионе. Дело в том, что до середины второй мировой войны нацисты исходили из установки Гитлера, что только немцы и их союзники достойны носить оружие. Однако после первых поражений и существенных потерь в живой силе, особенно в сражении под Москвой, нацистские стратеги стали задумываться над проблемой длительной войны, особенно над истощением людских ресурсов. После перехода на стону нацистов генерала Власова и его близких соучастников, а также обращения к Гитлеру с предложением создать из попавших в плен русских создать многомиллионную армию для борьбы против большевиков ( фактически, против России), нацистские власти стали отделять пленных русских от пленных других национальностей.

Формирование национальных легионов было передано ведомству Розенберга, которое должно было распоряжаться в захваченных на востоке областях. Осенью1942 нацисты начали формировать национальные легионы из пленных, прежде всего украинские, грузинские и т. д.

Тогда и был создан так называемый Туркестанский легион, в который стали подбирать и пленных татар. Затем при содействие эмигрантских кругов стали создавать легион « Волга – Урал». Для проведения культурно-просветительской работы было создано специальное подразделение, в которое и были вовлечены журналисты, артисты, писатели, в том числе Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Ахмет Симаев и другие. Теперь совершенно ясно, что патриоты вступили в легион с целью проводить в нем пропаганду против нацистов. В 1947 было заведено уголовное дело по обвинению Мусы Джалиля в «измене Родине». Вдове Амине ханум Залиловой пришлось пережить и унизительные допросы, и преследования. Только в июле 1952 года одно из управлений МГБ уведомило власти Татарстана, что в связи с гибелью разыскиваемого в 1944 году, « оперативное розыскное дело на Мусу Джалиля прекращено». Это отнюдь еще не означало отмены запрета на публикацию его стихов, и даже упоминания в печати его имени.

Муса Джалиль числился в плену как Гумеров. Друзьям, знавшим. Что под этой фамилией скрывается известный татарский поэт, удалось перевести Джалиля из лагеря в комитете. Именно это и послужило поводом для Джалиля вести агитационную работу, поддерживать боевой дух в советских воинах, попавших в плен. Сначала Джалиля послали в Свинемюнде, где находилась большая группа татар и башкир. Там он установил первые связи. А затем Муса отправился на самый опасный и ответственный участок подпольной организации – в Едлино, где располагался штаб формирования национальных «легионов».

Деятельность подпольщиков сразу дала свои результаты. Первый же батальон «легионеров», посланный на фронт, еще по дороге восстал и перешел к партизанам. И это не единственный случай вооруженного сопротивления, которое оказывали советские люди, силой загнанные в легионы. Гестаповцы долго охотились за подпольщиками. В ночь на 12 августа 1943 года гитлеровские солдаты окружили здание культвзвода и сделали обыск. Были найдены многочисленные листовки, только что присланные из Берлина. Джалиля и его товарищей арестовали. Подпольщики оказались в тюрьме. Тянулись долгие месяцы следствия, допросов, пыток. Суд состоялся в марте 1944 года. Однако почти полгода томились они в камерах смертников, с часу на час ожидая казни.

« Моабитские тетради» и были написаны в обстановке постоянной угрозы « сорока смертей» с сорока сторон. Это внешнее проявление трагедии 791 дня. Эта трагедия всесторонне отразила образ героя, бросившегося, не щадя себя, в пламя борьбы за разгром фашизма, за освобождение человечества от рабства и победившего своей жгучей ненавистью к врагу, мужеством и самоотверженностью. Вдумаемся в философское содержание стихотворение« Перед судом». Оно написано в тюрьме о фашистском суде над советскими героями:

Нас вывели – казнь наступит скоро.

На пустыре нас выстроил конвой.

Но главный судья не фашизм, а советский народ, он этому верит и знает, что приговор будет суровый.

Придет, придет день торжества свободы,

Меч правосудия покарает их.

Жестоким будет приговор народа,

В него войдет и мой последний стих.

Приговоренный к смерти и день за днем, месяцами ожидая палача с топором, поэт пишет даже о своей смерти как борец, не теряя духа оптимизма.

Скоро, скоро, может быть к утру

Смерть навек уймет мою строптивость.

Я умру – за наш народ умру,

За светлую правду, справедливость.

Но он думает о смерти гораздо меньше, нежели о жизни, о творческом труде, о восстановленных после войны городах, о колхозных полях. Стихотворения « Строитель», « Цветы», « После войны», « Помощь весне», и другие написаны с изумительной твердой верой в творческую силу народа и восхищением ею.

Пусть в тумане рассветной поры

Трактора загудят!

Пусть играют в лучах топоры!

Пусть хлеба шелестят!

Пусть на улицах городов

Дом за домом встает!

Пусть после битв от наших трудов

Родина вся цветет!

« Моабитские тетради» родились в борьбе за великие идеалы и устремились к сердцам всех прогрессивных людей мира. Ибо Муса Джалиль говорил не только от своего имени, а от имени человечества, добивающегося справедливости. Он своими глазами видел варварство фашизма, испытал на себе, пережил душой и телом.

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать – земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз!

Величайшее всенародное горе стало невыносимым даже матери – земле, ясному солнцу, всей природе. Они плачут и стонут за судьбы людей.

Муса видел людей, не выстоявших перед фашистским варварством и преклонивших колени перед врагом, стихотворение « Раб» является тому подтверждением, а также честных бойцов, « нас стоящих людей», без ноги ставших во весь рост перед врагами с гордо поднятой головой (« Без ноги»). Он вовремя вонзил штык жалкому трусу – предателю, поднявшему руки перед врагом ( « Четыре цветка»), но он сумел потрясающей силы твердостью заявить: « не преклоню, палач, колени перед тобой».

Нет, сильны мы – мы найдем дорогу,

Нам ничто не преградит пути.

Нас, идущих к светлой цели, много,

Мы туда не можем не дойти.

Не страшась кровопролитной битвы,

Мы пойдем, как буря, напролом.

Пусть кому-то из нас быть убитым,-

Никому из нас не быть рабом.

Содержание « Моабитских тетрадей» полно драматизма, потому что Джалиль пишет с глубоким пониманием безграничных масштабов происходящей борьбы за жизнь или смерть. В этой борьбе участвуют миллионы, решаются судьбы многих народов и государств. Если в борьбе за светлое будущее, за свободную и счастливую жизнь, за торжество социализма нужно отдать жизнь, то он – Муса Джалиль, его трагический герой сделают это, ничуть не колеблясь, ибо он верит в свою моральную победу в этой трагедии, в полный разгром врага. Кроме того, Муса, верный своему оптимистическому характеру, умеет, и смеяться звонким, бодрым голосом. « Моабитские тетради» М. Джалиля украшены ярким сиянием искр сатиры и юмора. Он умеет смеяться, шутить как человек с богатым душевным миром, сильный духом. Такие жемчужины поэзии, как « В пивном зале», « Звонок», « Хадича», « Любовь и насморк», « Влюбленный и корова», « Клоп», « Беда», « Часы», « Соседи» и другие могли творить лишь великие поэты, мог написать только человек, безгранично любящий жизнь, понимающий всю ее красоту. С « Моабитскими тетрадями» Мусы Джалиля вернулись на Родину более трех тысяч строк его стихотворений. Каждая из этих строк требует отдельного изучения, отдельного размышления. Не нужно ставить цель полного анализа этих тетрадей, каждый из читателей сможет вникнуть в каждую из строк, понять ее по-своему. Но для всех одно остается важным: Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Гайнан Курмашев и их друзья по борьбе - не единицы в борьбе против фашизма. Они – не первые и не последние из тех, кто тогда сложил голову под топором палача. Такие герои, погибшие не коленопреклоняясь перед врагом и сохраняя силу духа, исчисляются миллионами. Если Муса совершил подвиг творением своих бессмертных песен в обстановке фашистского варварства и в камере смертника, но не менее значительным подвигом его было то, что он сумел через толстые стены передать их на волю. Общеизвестно то, что друг поэта, бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, которому Муса доверил свои стихи, доставил в советское консульство самодельный блокнот Джалиля. Знаем, что солдат Терегулов, возвратившийся из плена, привез в Казань еще один блокнот со стихотворениями поэта. Эти песни дошли до нас не только как голос Мусы, но и как завещание жертв военных зверств. Написанные огненными словами, омытые горькими слезами, отражающие чувства человечества, эти тетради, таким образом, приобрели международное значение. Они возбуждают в сердцах людей вечные чувства восхищения и гордости. Впервые стихи моабитского цикла были опубликованы на русском языке в « Литературной газете» 25 апреля 1953 года благодаря инициативе и мужеству Константина Симонова, который был тогда главным редактором газеты и сумел преодолеть бюрократические барьеры. С тех пор вышли десятки книг со стихами Мусы Джалиля, несколько монографий и биографий поэта, полное собрание его сочинений благодаря коллективным усилиям разных людей, друзей Муссы, его товарищей по перу и оружию удалось узнать многое из того, что до последнего времени оставалось неразгаданной тайной. В поиск включились бельгиец Андре Тиммерманс и товарищ поэта – татарский писатель Гази Кашшаф, московские поэты Илья Френкель и Константин Симонов, столяр из Стерлитамака Талгат Гимранов и архангельский учитель Михаил Иконников, итальянский служащий Рениеро Ланфредини и немецкий литератор Леон Небецаль. Нашлись живые свидетели, встречавшиеся в Джалилем в плену, работавшие с ним в подполье, обнаружены документы, восстанавливающие события тех дней.

Тюремные блокноты Джалиля были только собранием мужественных произведений поэта - героя. О последних днях его жизни сперва ничего не знали. Первую весть о поэте принесли советские солдаты, штурмовавшие Берлин и захватившие тюрьму Моабит. Во дворе, среди разных бумаг, они нашли вырванную из какой – то книги страницу, на которой было написано: « Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорен к смертной казни» Затем на одном из блокнотов со стихами Джалиля обнаружили надпись, сделанную его рукой: « Другу, который умеет читать по-татарски, и прочтет эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Здесь был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропагандыи заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за нихЕсли эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Слов нет, « Моабитские тетради» - замечательное явление, занимающее особое положение в литературе, но нельзя забывать, что Муса Джалиль поднялся до высоты Моабитского цикла через довоенные стихи. Только через все творчество Джалиля в полной мере предстает перед нами, только через него раскрывается его многогранный характер. В начальном творчестве Мусы можно слышать « журчание» источников многих поэтических школ. Он с юных лет живет вдохновением от поэзии Гафури, увлекается Дардмандом, Омаром Хайям, Ширази, Сагди. Читая стихотворения новых поэтов, он вносит изменения и в свои стихи. Стилистическое изменение, как известно, не является изменением внешнего рисунка поэзии, оно тесно связано с изменением мировоззрения поэта, его мыслей, это – творческий метод, отражающий поворот в ту или другую сторону идейно – эстетических взглядов. Переход Джалиля от классической поэтической формы к новой не прошел гладко. В этом направлении у него были и удачные опыты, были и неудачи, недоработки, брошенные произведения (например, штрихи к поэме « Куски»). К этим произведениям он больше не возвращался, да и времени, из за перегруженности работой, у него не было, чтобы взяться за них.

Поэма « Пройденные пути» ( 1924 – 1928) – частица биографии, так как поэт работает над ней в течение многих лет. С течением времени вновь и вновь Джалиль возвращается к ней, потому что его поэтический образ – передовой герой эпохи, образец борца, согретого теплом сердца поэта. Это – образ человека, занявшего почетное место в истории комсомола, продолжающего большевистские революционные традиции в славной борьбе. Герой поэмы – молодой рабочий, пробовавший « обледенелый пол» царской тюрьмы за участие в революционном движении рабочих в 1912 году, за помощь революционным делам старших братьев. Мы его видим самоотверженным воином на фронтах гражданской войны, узнаем в нем карчагинское племя, пережившее неимоверно тяжелые дни борьбы. Первые варианты поэмы печатались под названием « Больной комсомолец», основной образ – молодой рабочий, сгоревший в борьбе, потерявший здоровье во имя победы. В самом последнем варианте остается тот же больной комсомолец, и он не поет элегию своей смерти, а радуясь тому, что прокладывается « тропа к будущему», поет марш:

Эй, пойте

Марш, марш, марш

Прочь мысли об отходе!.

Стальные ряды,

Вперед на великие дела,

К успехам, огню, победе!

Муса Джалиль постоянно подчеркивает общественную деятельность своего лирического героя, выделяет его как солдата, борющегося за интересы своего класса. Его лирический герой – комсомолец характерен тем, что он в центре политических и экономических событий в стране, шагает в ногу и вровень с масштабами революции. Комсомолец – лирический герой, готовый пойти в огонь ради победы, ради будущих успехов, повышает свои знания (« Из дневника студента»), строит новую жизнь своим творческим трудом( «Помню», « Товарищу», « Утром»), завоевывает новые высоты( « Почтальон»). Если у него в процессе этой борьбы обнаруживаются устаревшие взгляды, пережитки в его сознании, он об этом говорит открыто(« Мещанка»).

В своем стихотворении « На Кавказе»( 1929) Джалиль писал:

Я часто в ЦК комсомола твердил:

- Ударники Культпоход

А тут, соревнуясь с прибоем, ползу

По гребням горных высот.

Работник Цекамола, горевший на нескончаемой работе, рвавшийся на части от множества обязанностей и задач, наконец, приехал отдыхать. Казалось бы, нужно отвлечься от мирских забот, забыть о делах, но нет! Предаться беззаботности, выключиться от борьбы – чуждо характеру Муссы, он « весь как новенький, бронзовый весь», « прокаленный жарким лучом, думает о предстоящих делах».

Некоторые товарищи, изучающие творчество Джалиля, указывают на отражение, якобы, односторонности и прямолинейности в политической лирике поэта. Будто бы, с точки зрения истории литературы, она имеет значение, но с художественной – не так уж высокого уровня. Нельзя соглашаться с этим мнением, так как оно , быть может, ошибочно. Приводимые ниже строки – явное подтверждение тому, что Джалиль был и художественным поэтом. Это нежные мелодии души и чувств, рожденные бескрайними просторами великой Родины, поток задорных, жизнерадостных песен, пробужденных поэзией труда.

Вдоль отбегают луга,

Вслед нам кивают листвой серебристой,

Вышли звеном косари на поля,

Высокорослы, крепки, мускулисты.

Косы острят они,

Смотрят на нас,

Ворот распахнут, тела загорелы.

Хочется крикнуть привет им сейчас,

Силу влить в общее дело.

Здесь вместе с лирическим героем поет родная природа, ее богатства, красота через труд вселяет в сердце кристальную чистоту.

Героические дела рождают героические чувства, раздумья широкого масштаба, чувство верности и преданности до последней капли крови делу своего класса, глубокое чувство романтики строительства нового общества на развалинах старого мира – все это воспевается в поэзии Мусы Джалиля восторженно, по – Маяковски революционным пафосом, герой его поэзии горит планами великих преобразований будущего. Поэт рисует внутренние переживания через рвение к выполнению общественного долга.

Вопросы любви и семьи – это острые проблемы, стоящие перед молодежью. Воспевая общественные, интернациональные задачи лирического героя – комсомольца сквозь большие чувства, согретые теплом сердца, Джалиль мастерски рисует, казалось бы, сугубо интимные потаенные человеческие чувства. Однако он не рассматривает эти нити лирики как тайные чувства индивида, лирического героя, принадлежащего только ему и не терпящие вмешательства других. Проблемы любви Муса рассматривает как одно из отражений общественных дел, социальных отношений. Любовь не может быть вне преклонения перед красотой, вне чувства восхищения ею. Лирический герой Мусы видит красоту через труд, через энергию, затраченную в общественно – политической борьбе. Но с другой стороны. Муса, как и все люди, склонен на время забыть об обязанностях, и полностью отдаться чувствам.

Душа не верит горестной судьбе,

Я весь горю, я изнемог в борьбе,

Приходит вечер – я тобою полон,

А рассветет – тоскую по тебе.

Мысли и думы поэта по вопросам любви, его лирические волнения наиболее полнее отражены в поэме « Сарвар» (1929) и стихотворении « Наша любовь»(1932).

Высказывая устами героя поэмы - девушки Сарвар, глубокую мысль о том, что любое внутреннее дело борца, в том числе и семейная жизнь, должно слиться с делом класса « любовь, создание семьи нужно связывать с борьбой», автор поэмы видит единственный путь исправления трагической ошибки комсомолки Сарвар в выборе друга жизни в том, чтобы решительно вернуться в ряды комсомольцев, к прежней активной трудовой и общественной жизни.

В стихотворении « Наша любовь» герой вспоминает как в суровую зиму двадцатого года, сквозь пронзительный свист порывистого ветра слушал рассказ любимой девушки о прекрасной жизни при коммунизме. Он уже не помнит, целовались ли они или нет. Они ехали в красном вагоне на съезд. И сердца, « бьющие вровень с темпами борьбы», горячи и порывисты. И природа как будто будит их чувства, « и друг друга и страну любили настоящею любовью мы».

Поровну тепло и хлеб делили

Мы с тобою в пору той зимы.

И друг друга и страну любили

Настоящею любовью мы.

В первоначальном творчестве у Мусы Джалиля описание природы дается, главным образом, в связи с делами и действиями лирического героя. Для любви, как известно, характерны таинственная тишина природы, сияние луны.

Муса Джалиль же, в отличие от этих традиционных узоров, воспевает любовь, рожденную когда « резкий ветер дул из каждой щели, забирался и за воротник». Пламя сердца дается как контраст к внезрачным явлениям природы.

И стучавший в дверь вагона ветер,

И метель за ледяным окном.

Одним словом, имя Мусы Джалиля получило всемирную известность. В татарском и русском литературоведение сложилось целое направление, которое называют джалиловедением. Однако историки, изучающие движение Сопротивления нацизму, еще остаются в большом долгу, поскольку до сих пор не смогли раскрыть деятельность М. Джалиля и его соратников в плену, показать подробно подвиг других участников Сопротивления нацизму.

Родина воздала и воздает должное поэту-герою: ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза(1956) и звание лауреата Ленинской премии за Моабитскую тетрадь(1957).

Во время зимних каникул я посетила в родном селе поэта-героя музей Мусы Джалиля. Встретила меня заведующая Губайдуллина Нафиса Фатыховна. Увидев меня заинтересованной творчеством М. Джалиля, она согласилась провести экскурсию и подробно рассказать о жизни поэта и работе музея. В настоящее время фонд музея составляет более 800 экспонатов. В постоянной экспозиции музея в хронологической последовательности отражаются основные этапы жизни и творчества Мусы Джалиля. Нафиса Фатыховна рассказывала мне языком различных экспонатов, старинных рукописей, документов, писем, книг, а также фотографий, газетных и журнальных статей. В музее представлены издания произведений поэта на различных языках, научные исследования, воспоминания, художественные произведения.

Научно-просветительская деятельность музея ведется по следующим направлениям: пропаганда героизма поэта-воина, его поэтическое наследие(лекции, экскурсии, выставки), поисковая работа. При музее работает детский клуб «Джалиловец». Заведующая старается привить детям любовь к краеведению, гордость за великого поэта-земляка, интерес к народному творчеству. Кружок занимается поиском материала о ветеранах ВОВ, организовывает встречи с знаменитыми людьми родного края, а также выступает на различных мероприятиях, представляя родное село стихотворениями Мусы Джалиля. Опыт работы клуба «Джалиловец» показывает, что изучение творчества поэта является эффективным средством обучения и воспитания школьников. Научить детей любить и ценить Джалиля, учиться жизненным правилам на примере жизни поэта-героя.

По опросу учеников гимназии моего возраста, выяснилось, что поэта – героя Мусу Джалиля знают, несмотря на то, что он является национальным поэтом и по программе его творчество не изучается.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)