Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поезия Владимира Фёдорова

Владимир Фёдоров, как и многие пришедшие в литературу, начинал с поэзии. Первое его стихотворение было опубликовано в воронежской пионерской газете <<Будь готов!>> в 1938 году. Начинающий поэт ещё не определил тему своего творчества, как началась война. Трудно сказать, как сложилась бы судьба нашего земляка, если бы не эти страшные четыре года, где ему пришлось потерять многих друзей и приобрести новых, среди которых был Михаил Исаковский. Владимир Фёдоров считает его своим первым учителем: <<Вернувшись на родину, я послал Михаилу Васильевичу свои стихи, которые ещё в Венгрии мне помог отобрать белорусский критик Григорий Берёзкин, военный журналист из газеты танкового соединения. Эти стихи я послал Михаилу Исаковскому и получил от него письмо, которое никогда не забуду: <<. Стихи ваши простые, искренние, самобытные. У вас есть своя тема, свой подход к изображению действительности, что чрезвычайно важно. Что касается дальнейшей судьбы присланных стихов, то я их передал в <<Литературную газету>>. А. Твардовский, который там работает и которому ваши стихи понравились, обещал мне напечатать некоторые из них>>.

Твардовский сдержал своё слово. Стихи Владимира Фёдорова были напечатаны в <<Литературной газете>> с предисловием Михаила Исаковского. А затем они появились в журналах <<Новый мир>>, <<Знамя>>, <<Октябрь>>, <<Огонёк>>, <<Советская Украина>>, в газетах <<Правда>> и <<Комсомольская правда>>.

В 50-ые годы один за одним выходят его стихотворные сборники <<Плечом к плечу>>(1952), <<Любовь моя>> (1953), <<Наша родословная (1956), <<Отзовитесь, друзья!>>(1959).

Затем он пробует писать драматические произведения (<<Ливень>>, <<Под черёмухой>>, <<Шумит дубрава>>) и даже сатирические (<<Не жалейте дуста!>>). И всё больше и больше склонялся к прозе. И вот в 1961 году в журнале <<Октябрь>> появляется его первая повесть <<Сумка, полная сердец>>. И не просто повесть, а повесть в новеллах. Именно этот жанр дал возможность проявить полную силу писателя, и как поэта, и как драматурга, и как сатирика.

Сердце - это символ, символ жизни. И какое у человека сердце, такая у него и жизнь. У главной героини этой повести, тётки Арины, каменное сердце. И не потому, что она холодна, сурова, решительна и не умеет прощать. Просто она много пережила, но чтобы своими переживаниями не заражать окружающих, - она каждый день со всеми встречается, потому что работает почтальоном - приходится улыбаться, утешать, подсказывать, помогать. Каменным сердце Арины назвал Владимир Фёдоров в переносном значении. Оно быстрее страдающее, чем каменное: в него вместились как раз все те, у которых материнское и поющее, манящее и нестареющее. Оно способно исцелить даже то, на которое все безнадёжно махнули рукой. Разве мы не радуемся, когда, заканчивая читать повесть, узнаём, что Васятка, сын Варвары, не только выучил букварь, но и умеет писать. Но сердце Арины никогда не будет косматым. На предательство, на подлость она не способна.

Говоря об этом, Владимир Фёдоров даёт характеристику всему своему поколению: <<Арина ровесница моя, упрямо верующая в чистую любовь наших детей.>> А живёт тётка Арина на нашей Белгородской земле, в селе Чистый Колодезь. Если вы будете искать это село на карте, то лучше не тратьте напрасно времени. Нет, оно ещё не превратилось в рабочий посёлок, хотя за 35 лет, с тех пор когда была написана повесть, многое изменилось. Чистый Колодезь - это вся наша область, где на одном конце <<растут вётлы>> а на другом - вербы. На одном поют <<Ревела буря>>, а на другом - <<Реве та стогне>>. Это наш край помог Владимиру Фёдорову стать поэтом - песенником. Только песенник способен написать такие слова: <<Так бы до конца дней своих прошумели они над нашей белгородской степью двумя белокрылыми неразлучными берёзами. Но безжалостный топор войны подсёк застонавший ствол, и рухнул он наземь в сырую ночь, оставив подругу, одиноко бьющуюся на ветру>>. Здесь, на нашей земле, ему пришлось встретить людей с необыкновенными сердцами, слышать заливистые песни не только знаменитых курских соловьёв, но и нежные, мудрые народные напевы. А название - то какое! Разве может когда-либо иссякнуть этот источник. Если вдруг одолела жажда, припади к живой воде, напейся и опять будешь чувствовать себя полным сил. Народный источник неиссякаем, народная мудрость не имеет конца. Владимир Фёдоров хорошо знает свой народ. Он сам писал, что ему пришлось побывать во многих местах, изучать быт и нравы сельских и городских жителей.

Не только повесть <<Сумка, полная сердец>>, но и другие произведения Владимира Фёдорова подкупают умением использовать народную мудрость, народное творчество. Уже на первой странице первой повести мы слышим пение петуха и мудрое изречение тётки Арины: <<Не я коня кормлю, а конь меня кормит>>. Песни, прибаутки, особенно пословицы и поговорки изобилуют в произведениях Владимира Фёдорова. Если бы ранее это не использовалось в таком объёме А. С. Пушкиным, то Фёдорова можно было бы считать новатором.

Вот только одна маленькая новелла <<Материнское сердце>>. В самом начале мы слышим песню <<Что стоишь, качаясь, горькая рябина?>>, а вслед за ней:

Калина - малина

Над яром стояла,

Вiд солнца зiв'яла,

Вiд вiтру упала.

Не случайно у Прохора, когда он слышит <<мягкий певучий голос Анюты, вся злость, вся обида тают в сердце>>. Народная песня способна растопить льды, а не только рассеять злость Прохора. Для характеристики самих героев, их действий использованы пословицы: <<Сухари с водой, лишь бы сердце с тобой!>>, <<Батько твой был гол, как сокол>>, <<И есть что есть, да некогда сесть>>.

Зато в новелле <<Косматое сердце>> только одна пословица: <<лес ему - дом родной>>. И то относится она к характеристике положительного героя, Николая Калашникова. Трудно представить себе, чтобы косматое сердце владело народной мудростью.

Первое произведение, которое я прочитала, было <<Солдатская кружка, или Восемь ночей тётки Лизаветы>>. Это тоже повесть в новеллах. Посвящена она Михаилу Шолохову. Возможно поэтому дядька Топорок так похож на деда Щукаря. Та же удаль, та же неторопливость, смекалка и находчивость, умение выходить из трудной ситуации.

Дядьки Топорка уже нет, он спит на меловой круче, где родниковая речушка Чистый Колодезь впадает в Донец.

<<Трава зеленеет, а он спит. Дождь хлещет, а он спит. Белые мухи летают, а он спит. Отплотничал, отсапожничал, отбалагурил>>. Но в округе все помнят дядьку Топорка. Автор удивляется тому, что мы его не знаем, и постепенно знакомит нас с этим необыкновенным человеком. Он даже на фронт уходил и то не так, как другие. В заплечный мешок он ко всему прочему положил и верный топор, чтобы Гитлера брить, потому что он <<вострее бритвы>>, а в руки взял балалайку. Все слёзы льют, а дядька Топорок поёт, да такие озорные песни, что всю округу развеселил. Автор любит своего героя. И чтобы показать нам это, несколько раз использует приём описательного повторения: <<Не ведал тогда дядька Топорок, что будет, задыхаясь, ползти на брюхе по неоглядному Прохоровскому полю. Танки, как свечи, горят, а он ползёт. Трава тлеет, а он ползёт. Гимнастёрка тлеет, а он ползёт>>.

Песнями, меткими выражениями, Софоня пытается взять превосходство. За Лизаветой два сокола с трёхрядками летали, а она досталась Топорку. Всякое было в их жизни: и горе, и радость, и песни.

Песня помогла Топорку и плену, когда американская бомба угодила в бункер с королевским вином, и после войны, когда узнал, что в живых осталась одна дочь. И подхватили эту песню новые поколения. Ведь такие, как Топорок, подарили им этот <<звенящий, поющий, неоглядный, неистребимый мир>>.

Чтобы показать широту души своих героев, Фёдоров использует не только народные песни <<Последний нонешний денёчек>>, <<Уберу свои сани коврами, песни на слова Исаковского, частушки, но и сказочные мотивы: <<. по усам текло, да в рот не попало, пословицы и поговорки: любовь зла -полюбишь и козла, а привычка - горю затычка, а также просторечные слова: <<нехай>>, <<применчивая>>, <<отвяжись>> и другие.

В повести - дневнике <<Доктор, только не волнуйтесь!>>, посвящённой Александру Твардовскому, Владимир Фёдоров рассказывает о том, что человека можно лечить не только медицинскими средствами, а, в первую очередь, добрым словом. И никакое лекарство не поможет даже от перелома кости, если у человека боль в душе. Героем этой повести является врач Дронников Георгий Сергеевич. Он заменил на этом посту своего отца. Человек знающий, умеющий, он пользуется уважением односельчан, хотя называют его Бородою. Одни говорят <<наш Борода>>, а другие - <<этот Борода!>>. Но вот вновь поступившая больная Людмила Петровна изменила всю его жизнь.

Так у всех героев В. Фёдорова. Это потому, что он очень любит наш край и наш народ.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)