Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поиск материалов, изучение и описание истории возникновения, развития и исчезновения д. Софинск

Объектом исследования работы «Отпустить меня не хочет Родина моя» стали поиск материалов, изучение и описание истории возникновения, развития и исчезновения д. Софинск.

Главной целью стало воссоздание истории исчезнувшей деревни Софинск на основе фактических данных. Именно главной целью и определяется новизна работы, так как таковой истории описываемой мною деревни нет.

Основные методы работы:

1. Знакомство с архивными материалами, обработка полученных данных.

2. Работа с историческими источниками и краеведческим материалом.

3. Встречи и беседы с родственниками и другими жителями деревни Софинск

4. Систематизация материалов и анализ полученных данных.

Актуальность моей работы заключается в том, что в последние годы возрос интерес к изучению истории малой родины, к изучению своих корней, своей родословной.

Трудность работы заключалась в том, что фактически нет материала о деревне в исторических и краеведческих источниках, в районном архиве данные о Софинске ничтожно малы и по ним невозможно установить точную дату приезда переселенцев на Софинский участок, а в воспоминаниях опрашиваемых некоторые факты противоречат друг другу.

ОТПУСТИТЬ МЕНЯ НЕ ХОЧЕТ РОДИНА МОЯ.

Горбунова Галина

Иркутская область, Усольский район, п. Мишелевка

МОУ Мишелевская СОШ № 19, 10 класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема: Сохранение исторической памяти о малой Родине.

Гипотеза: Если каждый из нас будет помнить свои корни, то общество будет и нравственнее, и чище и не будет у нас «Иванов непомнящих родства».

Методы работы:

1. Выбор темы

2. Знакомство с литературой, архивными материалами.

3. Встречи и беседы с родственниками и другими жителями деревни Софинск

4. Работа с историческими источниками и краеведческим материалом

5. Систематизация материалов и анализ полученных данных.

6. Письменное изложение результатов исследования.

6. Формулировка выводов.

7. Внесение изменений и литературная обработка рукописи.

8. Оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа.

Библиография:

Фактически нет материала о деревне в исторических и краеведческих источниках, в районном архиве данные о Софинске ничтожно малы и по ним невозможно установить точную дату приезда переселенцев на Софинский участок. В районном архиве есть только сведения о жителях Софинска в похозяйственных книгах с 1930 г.

Деревня моя, деревянная дальняя,

Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.

Ты в легком платочке июльского облака,

В веснушках черемух плывешь над рекой.

(из песни «Деревня моя»)

Невозможно сказать скольким российским «деревянным дальним» деревушкам посвящена эта песня. Сколько людей, услышав задушевные слова, подумали, что песня написана именно об их деревне, об их малой родине.

Я не раз слышала выражение «История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан». Но раньше, возможно в силу своего возраста, а может быть, не соприкасаясь так близко с историей страны, я как-то не придавала особого значения этим словам.

Приступив к работе, я осознала, насколько правильно вышеупомянутое выражение. Чем больше знакомишься с жизнью своих предков, тем лучше понимаешь влияние крупных исторических событий на судьбы людей.

Софинск! Сейчас мало кто знает, что когда-то существовала такая деревня. И что ее появление связано с одним из событий «большой истории» - проведением Столыпинской аграрной реформы, а именно с переселением жителей из центральных и западных районов нашей страны в Сибирь. Не одно поколение людей выросло в Софинске, там жила1 моя прабабушка Дисс Мария Акимовна, там прошли детские и юношеские годы моей бабушки Орел Галины Петровны.

Идут годы, исчезают разбросанные по глухим сибирским лесам деревеньки. А ведь совсем недавно, каких-то полвека (что по нынешним – современным меркам полвека!?!) в них была жизнь. Ребятишки спешили в школу, а взрослые – на работу.

Исчезли деревни. Ушла из них жизнь. Но живут в памяти людей нежные воспоминания о родном крае, о милой сердцу малой Родине.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Людей всегда интересовала история рода. Слушая рассказы моих близких о дорогих им людях и местах, я все больше убеждалась в необходимости создания родословной нашей семьи. А областной заочный конкурс на лучшее описание исчезнувших и исчезающих деревень Иркутской области «Забытое не забыто» помог мне определиться с темой работы.

Название темы «Отпустить меня не хочет Родина моя» не случайно. Беседуя с людьми, чьи судьбы связаны с д. Софинск (не только с родственниками), я убедилась в том, что и по прошествии стольких лет сердцем и душой они в Софинске. И, несмотря на то, что исчезла их деревушка 40 лет назад,2 каждый бывший житель Софинска может сказать: «Но все так же ночью снится мне деревня, отпустить меня не хочет родина моя».

Приступая к работе, я поставила перед собой цель:

Воссоздать историю исчезнувшей деревни Софинск.

В ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения, развития и исчезновения д. Софинск.

2. Создать родословную нашей семьи по материнской линии.

3. Познакомиться через конкретные человеческие судьбы с бытом и культурой жителей деревни.

4. Проследить географию расселения потомков жителей Софинска.

Актуальность моей работы заключается в том, что в последние годы возрос интерес к изучению истории малой родины, к изучению своих корней, своей родословной.

Новизна работы состоит в том, что я попыталась воссоздать историю исчезнувшей деревни, так как в печатных издании практически нет сведений о ней, а если таковые имеются, то они ничтожно малы и отрывочны и по ним невозможно установить исторические события, происходившие в начале XX века. Также невозможно установить точную дату приезда переселенцев на Софинский участок (данные в районном архиве имеются только с 30-х гг. и только похозяйственные книги), а в воспоминаниях опрашиваемых некоторые факты противоречат друг другу, что еще больше осложняет работу над исследованием. В этом заключается трудность работы.

Основные методы работы:

1. Знакомство с архивными материалами, обработка полученных данных.

2. Работа с историческими источниками и краеведческим материалом.

3. Встречи и беседы с родственниками и другими жителями деревни Софинск

4. Систематизация материалов и анализ полученных данных.

Я представляю свою работу в той стадии, в которой она находится на данный момент. Я еще не раз буду возвращаться к ней, вносить дополнения и уточнения, так как исследование истории моей семьи и истории деревни Софинск еще не закончено, еще есть «белые пятна», которые необходимо заполнить.

ДЕРЕВНЯ, КАК ЖЕ ТЕБЯ НАЗЫВАТЬ?

Милая бабушкиному сердцу деревенька имела несколько названий: Мольта – такое название вероятнее всего деревня получила от одноименной пади, где она расположена. Еще одна из версий: свое название деревня получила по одноименной речушке Мольта, или как ее еще ласково называли Молька. Следует отметить, что Мольтой чаще всего селение, где выросла моя бабушка, называли мишелевцы, а не жители описываемой деревни.

Второе название - Зеленый Гай. Вернее будет сказать, что так называлась артель, которая была образована в исследуемой мной деревушке. Но иногда деревню называли и этим именем и не случайно. В иллюстрированном толковом словаре русского языка В. И. Даля я нашла объяснение слова «Гай» - «дуброва, роща, чернолесье; небольшой отъемный лиственный, не хвойный лес, особенно в низменных местах, лугах». То, что зелени в деревне было много, бабушка неоднократно рассказывала. Она говорит, что места у них были просто уникальные: весной деревня утопала в цветущей черемухе, летом благоухала разноцветьем и разнотравьем, а дальше - простиралась вековая тайга. Ее слова подтверждают все мои респонденты, с которыми мне довелось беседовать.

Третье название деревни - Софинск. Существует несколько легенд происхождения данного названия:

1. Свое название деревушка получила по имени рано умершей дочери Екатерины II – Софье. Где-то, совсем рядом с деревней3 проходил Царский или, как его еще называли, Екатерининский тракт. Об этой легенде моя бабушка узнала не так давно от одного мужчины, тоже имевшего родных в Софинске. К сожалению, я не нашла источников подтверждения этой легенды, как и того, что у Екатерины II была дочь Софья.

2. О второй легенде названия д. Софинск мне рассказала мама, познакомившись с исследовательской работой белореченских школьниц: название деревни дал Степан Кондратов по имени своей жены Софьи, якобы не побоявшейся поехать за мужем в Сибирь. Я еще вернусь в своей работе к семье Кондратовых, так как Софья Акимовна родная сестра моей прабабушки Дисс Марии Акимовны.

3. Третью легенду мне поведала двоюродная сестра моей бабушки Евдокия Петровна Русецкая (в девичестве Дисс, 1 марта 2009 г. ей исполняется 85 лет). Она рассказала, что когда прокладывали тракт, названный впоследствии Царским, то мастером на Софинском участке строительства тракта работал Иконников (к сожалению, имени его Евдокия Петровна не помнит). А у него была очень красивая жена по имени Софья. Места, где пролегал тракт, были также очень красивые, и он назвал местность, лежащую в распадке между Сортами и Мольтой Софинском в честь своей жены, а своим именем назвал д. Иконниковскую. Какая из трех легенд более верна, сказать трудно. Прошли годы, многое стерлось в памяти живущих ныне потомков первых жителей Софинска, но лично я придерживаюсь третьей версии, может быть потому, что рассказ Евдокии Петровны был настолько убедителен, что я поверила именно этой версии.

ВЕРСИИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ д. СОФИНСК

Когда же появились первые поселенцы в раскинувшейся на несколько километров пади Мольта? На этот вопрос нет достоверного ответа. Мои респонденты говорят о том, что их бабушки и дедушки приехали в эти места в начале XX века. Но существуют общеизвестные факты, что Сибирь издавна была местом ссылки и каторги. Проведенная в 1822 г. Сибирская реформа составила уставы о ссылках и этапах. Всего таких этапов было определено 61. Один из таких этапов проходил по территории нынешнего Усольского района и известен нам как Царский тракт (второе его название – Екатерининский тракт). Можно предположить (исходя из второго названия), что тракт был проложен во второй половине XVIII века в правление Екатерины II, и предназначался он для ссыльных. Впоследствии вдоль тракта стали возникать поселения переселенцев. В ходе работы я выяснила, что указанные в статье «Царский тракт» (газета «Усольские новости», 2004 г. ) и в книге «Земля Усольская» населенные пункты через которые проходил тракт, не совпадают. Со слов моей бабушки Орел Галины Петровны (1939 г. р. ) и ее двоюродной сестры Дисс Евдокии Петровны данный тракт проходил от Раздолья до Софинска, далее до Тунгуски через р. Уду, затем на Камыжи и на Голуметь. Указанные в книге «Земля усольская» и статье «Царский тракт» населенные пункты Арансахой, Уразаевка, Хейта, Кунтулик и др. были в стороне (например, Уразаевка находилась в семи километрах от тракта). Возможно, что до массового переселения в период Столыпинской аграрной реформы, кто-то из ссыльных и проживал неподалеку от будущей деревни.

Мои прапредки до переселения в Сибирь жили на Украине, в местечке Джурин Каменец-Подольской губернии. В период проведения Столыпинской аграрной реформы Степан Контратов был вербовщиком (на Украине их называли ходоками). Он получил участок (где впоследствии возникло поселение) и должен был завербовать людей для переселения в Сибирь. За вербовку платили деньги. Степан Макарович завербовал 120 семей, которые со всем своим скарбом и живностью отправились в Сибирь. В учебнике истории я прочитала, что люди ехали в вагонах вместе с лошадьми, а на вагонах было написано, сколько людей и сколько лошадей находится в вагоне. Из рассказов своих родных я нашла подтверждение вышесказанному. Сколько времени занял путь в наши края, мне не известно. Точной даты прибытия мне установить не удалось: в районном архиве такой даты нет, а в воспоминаниях моих респондентов она варьируется между 1906 – 1910 гг. По о словам двоюродной сестры моей бабушки Дисс Евдокии Петровны ее отец Петр Акимович был привезен в Софинск в 15 летнем возрасте. Если учесть, что он родился в 1894 году, то в момент его приезда шел 1909 г. На эту дату указывают и воспоминания матери Лебедева Ивана Николаевича, что ее маму также привезли в Софинск в 15 лет, а она тоже с 1894 года рождения. Но, вспоминая рассказы своей бабушки Марии Ильиничны, Евдокия Петровна говорит: «Бабушка мне рассказывала, что приехала в Софинск с грудной дочерью Марией. А по свидетельству о рождении моя прабабушка родилась 14 августа 1910 года. Дети Ефима Акимовича – Владимир и Юрий - в своих рассказах ссылаются на то, что их отец (со слов отца) был привезен в Софинск в трех летнем возрасте. Ефим Акимович родился в 1903 году, значит, в момент приезда шел 1906 год. А сестра бабушки т. Рая4 рассказывает, что через два года после приезда родителей моей прабабушки она (прабабушка) родилась. Выходит, что приехали они в 1908 г. Как видно из сказанного точной даты возникновения деревни мне установить не удалось. Но совершенно точно я могу сказать, что приехали семьи на пустое место (об этом говорят все респонденты), приехали ближе к осени. Прибывшим отводили место под усадьбу, и они строили дома. Многие строили времянки (временное жилье), хотя вокруг стоял дремучий лес. Мужчины ставили столбы и жерди, женщины рубили солому (в первый год – траву) и месили глину. Жерди обмазывали глиной. Много было глинобитных домиков, таких, в каких жили на Украине. Но такое жилье мало спасало от холода. Часть семей, не выдержав суровых условий, выехала из деревни, кто переселился в Мишелевку, Хайту и другие населенные пункты района, а часть вернулась обратно на Украину. Из 120 семей, завербованных Степаном Кондратовым, в деревне сначала осталось 24, а затем 12 семей. Остались в основном бедные семьи. Постепенно в деревню прибывают и ссыльные, и другие поселенцы.

Есть еще одна версия5 о том, как появились поселенцы в описываемой мною местности. В памяти младшей дочери моей прабабушки сохранился рассказ матери о том, как появились в Мольтинской пади поселенцы: «в начале XX века (в описываемых мною местах – прим. автора) жила женщина. Родом она была из Каменец-Подольской губернии. Как она оказалась в этих местах неизвестно. Но дальше предание гласит, что, вернувшись на родину, она живописно расписала, какие богатые места есть в далеком сибирском крае. Восемьдесят семей собрались и поехали в Сибирь, в Иркутскую губернию. Приехали они на пустое место. Очень быстро перестреляли дичь в лесу и большинство семей через несколько лет вернулись к себе на родину. Самые нищие (по рассказу прабабушки), их было 24 семьи, остались. Так появилось поселение».

Интересен и такой факт, как вербовщик Степан Кондратов не относился к разряду бедных, и после суровой сибирской зимы также попытался вернуться в родные места. Но там, на родине, собрался сход и постановил: « Раз увез людей в Сибирь на съедение медведям, так езжай обратно туда и живи там». И пришлось Степану Макаровичу вернуться в Сибирь.

КАКОГО МЫ РОДА?

Моего прапрадеда звали Аким Константинович (возможно отчество и не точно), но за то точно известно имя и отчество моей прапрабабушки – Мария Ильинична. Прапрапредки были из крестьян, об этом и говорит прозвище, а затем и фамилия прапрабабушки – огородники, Огородниковы. До переезда в Сибирь их (включая прапрадеда Акима) так и звали. Есть версии, что настоящая фамилия Акима Константиновича не Дисс, а Дзись. Это уже в Сибири ее упростили. Евдокия Петровна (со слов своего отца – Петра Акимовича) говорит, что до переезда в Сибирь многие своих настоящих фамилий и не знали. И только, получив переселенческие документы, узнали о них. Изучая карту, я обратила внимание, что территория, где жили мои прапрапредки очень часто находилась под властью Речи Посполитой. Возможно в нашем роду по линии моей прабабушки не только украинские, но и польские корни. Об этом мне еще предстоит узнать.

Марию Ильиничну отдали замуж за Акима в 15 лет. Прапрадед был намного ее старше. У Акима Константиновича с Марией Ильиничной всего родилось 14 детей, выжило – 6: Софья Акимовна по мужу Кондратова, Петр Акимович, Агафья Акимовна по мужу Боклашко, Ефим Акимович, моя прабабушка – Мария Акимовна, Леонид (Леонтий) Акимович. Четверо первых детей родились на Украине. Из прилагаемой к работе родословной можно проследить развитие нашего рода.

К ТЕБЕ МОЕ СЕРДЦЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРОСИТСЯ

До сих пор в памяти моей бабули живы воспоминания о Софинске. Она помнит всех жителей деревни, где - чей дом стоял, каждый бугорок, ручейки и речки. Интересен тот факт, что протекающая у нас речка Хайтинка (Хайта) берет начало неподалеку от Софинска.

Вот как она описывает родные сердцу места: «Место, где была наша деревенька гористое: спуск – подъем. Дорога была конная, узкая, а по обе стороны дороги стояли дома. Внизу спуска протекала небольшая речушка. Названия у нее не было6. Истоками этой речушки были 2 ключа7, которые брали начало недалеко от деревни. Ключи били из-под земли и не замерзали даже в большие морозы. Зимой поили лошадей в этой речушке. В двух километрах от деревни наша безымянная речушка впадала в речку Хайтинка, которая также имеет начало где-то из-под земли.

Моя деревенька находилась можно сказать в тайге, где стоял вековой лес. А проехать туда можно было с трех сторон: со стороны Мишелевки через Кордон, это километров 30 – самый короткий путь. Второй путь - через Хайту, тоже лесом до деревни Арансахой, дальше д. Кунтулик, Уразаевка и наш Софинск. А третий путь - это через Усолье – Раздолье, а от Раздолья еще километров 25. От Раздолья сразу идет дорога в гору, на протяжении 8 км подъем. Спуск положе на протяжении 13-15 км.

В деревне было немногим больше 25 домов. Также была четырехлетняя школа. А наши родители, кто жил там раньше 40-х годов, по-видимому не учились9, поэтому не только моя мама, но и ее сверстницы были неграмотными. Деревня была красивая, утопала в весеннее время в цветущей черемухе. Дорога была конная, узкая, так как в то время не было техники. Был конный двор, где было десятка два лошадей. Они – то и заменяли транспорт.

Жителей нашей деревушки помню всех, правда, отчества многих призабылись, ведь мне 69 лет».

Слушая рассказ бабушки о жителях деревни, я отметила следующее: бабушка очень хорошо запомнила не только фамилии и имена, но и отчества жителей мужского пола. Например, Крикливый Никифор Савельевич и его жена тетя Аня, или Стусяк тетя Юзя, Дисс Ефим Акимович и жена тетя Надя. Я думаю, что это говорит о главенствующем положении мужчин. Глава семьи – главный добытчик в семье. Бабушка рассказывала о том, что в тех семьях, где было больше мужчин, хозяйства были более справные. А если в семье не было мужа, жить приходилось очень трудно. Нелегкой была и жизнь моей прабабушки. Вот что вспоминает о том времени бабушка Галя: «Отец моей мамы - Дисс Аким с женой имели 14 детей. В живых осталось только шесть. Все умерли, не дожив до трех лет. Остались в живых: Дисс Петр Акимович, Дисс Софья Акимовна, Дисс Агафья Акимовна, Дисс Ефим Акимович, Дисс Мария Акимовна, Дисс Леонид Акимович. Леонид после войны остался в Москве, служил в НКВД, но теперь их уже никого нет в живых8.

Мама (моя прабабушка – Мария Акимовна, прим. автора) вышла замуж в Хайту за Осипова Петра. У них было 4 детей (всего родилось 6, но двое умерли в младенчестве): Гутя (в настоящее время живет в Сосновке, ей уже далеко за семьдесят), Мария (жила в Арансахое, умерла), Ольга (1937 г. р. ) и Галина (1939 г. р. , обе живут в Мишелевке).

Отца на войну не взяли, так как он болел. Умер он от водянки. Еще до смерти моего отца, родители переехали из Хайты еще глубже в тайгу, в д. Рыжево. А когда отец умер, маму пригласил брат Ефим вернуться вместе с нами, детьми, в Софинск. У них с т. Надей своих было 10 детей. Потом нам дали там пустующий дом, где мы все выросли и также поразъехались. Моя бабушка приехала в Мишелевку в 1959 году. В следующем, 2009 году исполнится 50 лет, как я живу в Мишелевке. Но никогда не забываю свою милую деревню. Очень не хотелось уезжать из этого красивого места. Но когда в деревне не стало работы, люди разъехались кто куда.

Поначалу очень скучала. Мне постоянно снилась моя деревня, я даже туда ездила на велосипеде через Хайту».

Чем занимались люди? Об этом бабушка рассказывает так:

«Был у нас смоло-скипидарный завод, а еще делали деготь из бересты. Стояли 2 куба, были сделаны из камня (кирпича в то время не было – слова бабушки) емкостью 9 кубометров каждый. Потом научились сами делать кирпич. Туда закладывали смоляные дрова, которые заготавливали из сухих сосновых деревьев. Я не зря сказала, что был вековой лес. Внизу этого куба была топка. Топили ее дровами трое суток. Таким образом, выдавливали скипидар, который бежал по трубе длиной 10 метров в отстойники, где и отстаивался: скипидар поднимался наверх, а вода была внизу. Кочегары, которые следили и за топкой и за скипидаром, сливали отстоявшийся скипидар в бочки. Затем очищали скипидар от примесей смолы, после чего увозили в Раздолье.

Кочегарами были Крикливый Данил Никифорович, Крикливый Анатолий Никифорович (ныне покойный), Войтович Григорий Иванович (живет в Усолье), Стусяк Илья (ныне покойный), Калашников Николай Устинович (ныне покойный). Калашников Н. У. вместе с женой жил в д. Кунтулик, а потом в Сосновке, где и похоронены.

А мы занимались земледелием: сеяли овес, так как надо было кормить лошадей, пшеницу, лен, коноплю. Так же заготавливали сено. Покосы были удобные чистые, косили косами вручную. Работали дружно, слаженно. Как же было весело. На покос ездили на лошадях, на телегах человек по 6 туда и обратно с песнями. Это летом, а зимой пилили дрова, осмол. Этим занимались в основном женщины. Мужчин было мало. Многие не вернулись с войны. У моего отца на войну взяли четырех братьев. Жили они в с. Хайта: это Никифор, Семен, Глеб, Федор. С войны вернулся только дядя Федя. Отца на войну не взяли, так как он болел и вскоре умер. Мне в ту пору было всего 2,5 года.

Лен сеяли, из него делали куделю, пряли. Были ручные ткацкие станки, женщины из толстой пряжи ткали холсты, из которых шили мешки, а из тонкой – ткали полотенца. Коноплю выращивали специально. Из нее делали веревки. Это сейчас можно все купить, а в то послевоенное время все делали сами, ни от кого не ждали помощи. Семя давали рабочим. Мы его поджаривали на сковороде и ели. И никто не стал наркоманом.

В летнее время варили супы из крапивы и лебеды. Муку привозили из Раздолья, сами пекли хлеб. А еще росла в лесу черемша.

Жили можно сказать одной семьей – если какое-то торжество, то обязательно собирались всей деревней в школе. А если уж провожали в армию, то тоже всей деревней и встречали также.

Потом приехали с разных мест рабочие. Начал свою деятельность на нашей территории Усольский химлесхоз. В основном рабочие химлесхоза жили в деревне Уразаевка, что в семи километрах от Софинска. Они добывали живицу уже другим способом. А вечерами приходили к нам на вечёрки. Когда брать уже нечего было из сосновых деревьев, химлесхоз уехал.

А у нас обосновался Моргудейский леспромхоз. Работники леспромхоза заготавливали лес и увозили. Перепортили нам всю тайгу, где было много ягод (в основном черники и брусники), а люди, кто помоложе, из деревни стали потихоньку уезжать, старые – умирали. Несколько семей приехали в Мишелевку. Это Калашникова Мария Дмитриевна с семьей (их было 9 человек), Крикливый Данил Никифорович, Крикливый Анатолий Никифорович с семьями. Несколько семей уехали в Балаганск, а некоторые - уехали в Ленск. А еще в наше время там находилась метеостанция, на которой работали приезжие люди».

В Софинске была начальная школа. Первой учительницей в школе была Зоя Павловна Большакова. Учителя, отработав, положенные три года уезжали. Потом была вторая учительница, а затем и третья – Зоя Андреевна (к сожалению, бабушка не вспомнила ее фамилию, но фото учительницы осталось;). В школе не было разделения на классы. Все сидели в одном помещении. Ребятишек обучалось не больше 20 человек. Многим просто не в чем было ходить в школу. Бабушка вспоминает, что у них с сестрой Ольгой были одни валенки на двоих, поэтому они в школу ходили по очереди.

Поначалу не было в деревне и клуба. Вечерки проходили на окраине деревни. Танцевали под гармошку. Да еще как танцевали! Позже стали привозить в деревню и фильмы».

Милая сердцу, родная деревенька! Как хотелось бабушке, чтобы кто-нибудь написал добрую песню. И, о чудо, песня появилась. Однажды, в 80-е годы, бабушка услышала ее по радио. И не важно, о какой конкретно деревне она была написана. Главное, что в ней воспевалась красота и раздолье русской деревни. А какие верные слова подобрали авторы песни:

«Мне к южному морю, нисколько не хочется,

Душой не кривлю я, о том говоря,

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая, как хлеб, деревенька моя».

В своей исследовательской работе я постаралась воссоздать события, связанные с возникновением и развитием деревни Софинск. Составляя родословную, я сделала вывод о том, что потомки первых жителей, в том числе наши родственники, Софинска живут в разных уголках нашей страны вплоть до Камчатки10. Но всех объединяет одно желание побывать на родине своих прародителей, поклониться их могилкам и захватить с собой на память горсточку земли.

Мое исследование не закончено. В работу не вошло еще очень много интересных фактов, например, что в годы гражданской войны по деревне проходили колчаковцы (есть и другая версия – каппелевцы). Это произошло в день свадьбы отца Евдокии Петровны, как Петру Акимовичу удалось впоследствии сбежать от колчаковцев и как Байкал «помог» ему уйти от погони. Мои родственники воевали на фронтах первой мировой и Великой Отечественной войн, младший из детей – Леонид Акимович, после войны служил в НКВД и жил в Москве. И еще много о чем я могла бы рассказать, но многим фактам нужно найти подтверждение.

1 «. в Софинске, там жила моя прабабушка. » - данное утверждение спорное, так как точно неизвестно родилась ли моя прабабушка в Софинске или же (как утверждает Евдокия Петровна Дисс со слов своей бабушки Марии Ильиничны Огородниковой) ее привезли в грудном возрасте. В свидетельстве о смерти моей прабабушки Софинск указан в графе место рождения.

2 Согласно исторической справке Раздольинского сельского Совета народных депутатов в связи с выездом населения д. Софинск исключена из учетных данных в 1969 г.

3 Впервые о Царском тракте, проходившем по территории Усольского района, я узнала из газеты «Усольские новости» за 2004 г. В ходе исследования я нашла подтверждение данному факту сначала в книге А. Ильинского, В. Скорохода «Земля Усольская» и из уст опрашиваемых, только не все указанные места, по которым проходил Царский тракт, совпадают.

4 Жернакова (Дисс) Раиса Николаевна родилась в 1952 г. , данные сведения она говорит со слов моей прабабушки Марии Акимовны. Возможно, эти данные и неверны.

5 Пока вышеназванным фактам я не нашла подтверждения

6 В ходе работы я узнала, что жители называли эту речушку Мольтой или Молькой.

7 Владимир Ефимович говорит о четырех ключах

8 Из всех детей Акима и Марии моя прабабушка умерла позднее других, дожив до 93 лет.

9 В воспоминаниях Дисс Е. П. говорится, что здание школы перевезли с Уразаевки. Это был дом богатого татарина, имевшего две жены, когда он уехал дом отдали под школу. Там техничкой работала прапрабабушка Мария Ильинична, она проработала там почти до самой смерти. Когда школу открыли, то учиться пошли дети разновозрастные: и 8, и 9, и 10, и 15, и 18 лет. Среди детей Акима, на момент открытия школы, только тетка Софья была грамотной, так как еще на Украине закончила, как и ее муж, церковно-приходскую школу. Они даже детей учили дома. Все учились в одном классе, а вечером для взрослых был ликбез для родителей. Учительницей в то время была Сычева Надежда Захаровна. На следующий год в школе работала учительницей Мария Ивановна Владимирцева

(в девичестве Войтович).

10 В записи родословной можно увидеть, где, в какой местности, живут потомки первых жителей Софинска

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)