Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поиски истины в современной литературе

Ранняя истина литературы

К современному поколению относятся по-разному: часто с “пренебрежением” говорят, что оно “потеряно”. По словам критика В. Бондаренко нынешнее поколение – это “поколение растерянных людей, которые тычутся каждый на своем индивидуальном поле, озабоченные проблемой выживания».

Разница между “потерянным поколением” и “поколением растерянных людей” существенна, ведь потерянное поколение – это молодое поколение, не нашедшее своего места в жизни из-за социальных потрясений, а растерянные люди – это люди, лишь на какое-то время потерявшие ориентир в нашей непростой жизни.

Каким видят современное поколение писатели? Есть ли у этого поколения будущее? Это вопросы, которые определили выбор темы нашего исследования.

Предметом исследования в работе является молодое поколение нашего времени.

В своём исследовании мы будем опираться на произведения современных писателей. Они отразили в своих произведениях то, что происходит сейчас с современным поколением. Для анализа мы выбрали следующие рассказы: В. П. Астафьева “Людочка”, К. Г. Паустовского “Телеграмма”, Л. С. Петрушевской “Глюк”, Е. И. Носова “Лоскутное одеяло”, Б. П. Екимова “Ночь исцеления” и В. Г. Распутина “Женский разговор”. Для более полного раскрытия данной темы мы решили обратиться также к Библии и произведениям русской литературы: к повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” и роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Также мы познакомились с заметками В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, исследованиями, опубликованными в журналах «Литература в школе», «Уроки литературы».

Работа является теоретическим исследованием. Избранный метод – сравнительный анализ текстов.

Считаем, что данная работа может быть использована школьниками и учителями в качестве пособия по поэтике художественных произведений и, наверное, для уроков, классных часов, посвящённых современному обществу.

“Вечная тема”

Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

О будущем своего поколения задумывались многие писатели и поэты: среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев. Но ведь будущее невозможно без настоящего, без прошлого. Поэтому вечной является тема взаимоотношения «отцов» и «детей». Обратимся к её истокам.

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Притча – лаконичный и емкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова, слово «сын» в ее названии подсказывает нам, что драма, о которой она будет повествовать, коснется не только сына, но и его отца, семьи, иначе незачем было бы называть молодого человека сыном, можно было обойтись словами «человек» или «грешник». Раз в названии звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы – чьи–то дети

Как мы узнаем из притчи, младший сын просит отца отдать ему свою долю имения по обычаю того времени. Но именно младший сын должен быть при родителях, опекать их в старости. А он уходит, нарушает этот обычай, закон. Но через некоторое время блудный сын, «расточив имение свое, живя распутно», становится нищим. «Встал и пошел к отцу своему».

Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца. Не голод, а, прежде всего, стыд и чувство вины перед родными ведут его домой. И отец с радостью принял его в свои объятья и даже устроил пир в честь его возвращения.

Отец оказался мудр, что не сказал ни слова упрека, ни нравоучений, но, старший сын не понимает поведения отца. И тогда отец сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и все мое твое; А о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Сын был «мертв», потому что забыл заповеди Господни, отделился от семьи своей и вел распутную жизнь, - теперь же он осознал свой грех, покаялся – и ожил, к нему вернулась душа.

Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. В евангельской притче блудный сын воплощает в себе образы грешника и греха, его возвращение ассоциируется с покаянием, а отец олицетворяет собой всепрощающего Бога.

Отголоски притчи «о блудном сыне» мы слышим и в литературе XIX века в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Жилище главного героя Самсона Вырина украшено картинками, развертывающими сюжет о блудном сыне. Но к Самсону Вырину не вернулась его дочь Дуня, увезенная столичным барином, офицером Минский. «Бедный смотритель, - пишет Пушкин, - не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом». Но постепенно до его сознания дошло, что беда пришла: «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне».

Пушкин последовательно рисует стадии душевного недуга смотрителя: мучительное волнение, болезнь (сильная горячка) и, наконец, решение искать Дуню. «Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудившуюся овечку мою». Вырин от чистого сердца хочет своей дочери счастья, он не верит словам Минского, что она с ним будет счастлива. Опасения Вырина понятны, ведь было много случаев, когда на крестьянках женились и потом разбивали им сердца. Встреча с Минским могла закончиться подобно. Дуня счастлива, но умирает ее обиженный отец, станционный смотритель. В повести Пушкина нет долгожданного возвращения, нет радостного и светлого конца. Может быть, дело во времени, чем дальше, тем жизнь становится все суровее и жестче? Но Дуня все-таки возвращается тогда, когда было уже поздно, она плачет на могиле отца и над собой, и над теми утраченными простыми радостями, которые вечны. Дуня сама решила свою участь, но общий закон ей дано переменить. Взамен от нее отторгли родственную привязанность, сердечную чуткость.

Два поколения, сопоставляемые Тургеневым в его романе «Отцы и дети» расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие – «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети» стали выразителями идей различных, противоположных эпох.

Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, политического характера: «дети» - нигилисты, «отцы» - либералы. Но семейная тема в романе сохраняется и придает его конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческого общества не поглощают нравственного содержания семейного начала. Напротив, семейное начало оказывается зерном и первоосновой всех сложных форм общественности.

Конфликт Аркадия с Николаем Петровичем в начале романа очищен от политических и социальных осложнений: представлена неизменная и вечная, родовая его суть. Оба героя любуются весной. Казалось бы, тут-то им и сойтись! Но уже в первый момент обнаруживается драматическая несовместимость их чувств. У Аркадия – молодое, юношеское восхищение весной: в нём предчувствие ещё не осуществлённых, рвущихся надежд. А у Николая Петровича своё чувство весны, типичное для умудрённого опытом человека.

Сыновние чувства предполагают благоговейное отношение к родителям, прошедшим трудный жизненный путь. Чувства сына ограничивает свойственный юности эгоизм. Но если случается порой, что заносчивая юность переступает черту, дозволенную ей природой, навстречу этой заносчивости встаёт любовь отцовская и материнская с её беззаветностью и прощением. Вспомним, как ведёт себя Николай Петрович, сталкиваясь с юношеской бестактностью Аркадия: «Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки и, что-то кольнуло его сердце. Но он тут же обвинил себя». Родительская любовь стоит на страже гармонии отцовско-сыновних отношений.

Таким образом, еще с древних времен поднимался вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей». Причина конфликта может быть разной: материальной, политической, социальной. Несмотря ни на что, «отцы» все же прощают своих «детей», даже если на это уходят годы. И как бы ни были неблагодарны дети своим родителям, нет ничего сильней, чем чувство безграничной, всепрощающей родительской любви, благодаря которой не прерывается связь поколений.

«Поколение растерянных людей»

Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом суть бесчеловечности.

Как известно, для молодежи все двери открыты, но прежде, чем войти в одну из них, нужно хорошо подумать, сделать правильный выбор, но, к сожалению, это не всегда удается. Так и во многих произведениях современных писателей перед их героями стоит выбор: между плохим и хорошим, и даже между жизнью и смертью

В рассказе «Людочка» В. П. Астафьев показывает судьбу деревенской девушки. Окончив школу, Людочка вынуждена была покинуть родной дом и уехать в ближайший городок. Она нашла работу, жилье. И однажды, возвращаясь домой через парк, девушка столкнулась с группой парней, которые надругались над ней. После этого она совершила самоубийство

Людочка столкнулась с холодной стеной людского равнодушия, непонимания, отсутствием человеческого сострадания. Но где искать истоки этого равнодушия? Когда мы начинаем терять интерес к человеку, к его судьбе? С любой бедой можно справиться, если у тебя есть надежная опора, защита, а у Людочки ее не было. Когда она обратилась за советом к своей матери, «мать не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу пусть горем и бедами испытывается, закаляется», «через эту неизбежность все бабы должны пройти Сколько их еще, бед-то, впереди», и тогда «Людочка почувствовала, эти слова ее повисли в пустоте - мать не слышала ее», «на лугу, за покинутой деревней, она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неодолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: побежать бы в леспромхоз, за семь верст, найти отчима, прислониться к его грубой груди»

Мать не помогла дочери в трудную минуту. Гавриловна же, у которой жила девушка, сочувствовала Людочке, но не видела ничего страшного в том, что с ней случилось. «Ну, сорвали пломбу, подумаешь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж, какую попало берут, тьфу нонче на это дело».

Ни мать, ни Гавриловна не поспешили на помощь девушке, равнодушно оставили «закаляться» от житейских невзгод, отгородились от нее своими заботами: одна – переездом и рождением ребенка, другая – сохранением своего угла на старости лет. Эта холодность со стороны близких и окружающих ее людей сильнее, наверное, повлияла на девушку, чем то, что произошло с ней в парке. А Людочке-то и нужно было только выплакаться на родной груди, чтобы погладили по голове, пожалели. Людочка выбрала смерть, потому что не смогла вынести душевных мук.

Об отношении взрослой дочери к своей матери рассказывает и К. Г. Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой», - это основная мысль рассказа «Телеграмма».

Катерина Петровна живет воспоминанием о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и поэтому-то равнодушное ожидание смерти. «Все обстоятельства, все подробности, сама обстановка деревенского дома и осени – все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, какую она пережила в последние свои дни». 2 И тогда Катерина Петровна решается написать письмо своей дочери Насте, о том что «ее покидают силы». «Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ? Настя редко навещала свою мать, и в этот раз, получив телеграмму, она даже не поняла, о какой Кате идет речь. «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». В суете Настя действительно забывает о телеграмме, тем самым забывает и свою мать

Настю называют Сольвейгом, (доброй, верной, нравственно чистой), а на самом деле она – сорока, пустельга. Пустельга – «легкомысленный, пустой человек». Но все же, пониманию происходящего помогло произведение искусства: вскоре, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, Настя вдруг прозревает, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, в том, скучном Заборье». 1 Здесь прослеживается сходство с Дуней из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Ведь когда Настя одумывается и приезжает к матери, той уже нет в живых. Бросив все, Настя наконец-то приехала к матери, «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», «уехала крадучись» (стыдно перед людьми).

Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искренее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» (греч. ) – воскрешающая. «Воскресить – перен. , кого – что. Восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое».

О современном поколении, которому нужна помощь, рассказывает и Л. С. Петрушевская. Её персонажи проживают трудную, подчас несчастливую жизнь. Они рядом с нами, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль от вида чужих страданий.

В рассказе «Глюк» речь идет о девочке Тане, к которой пришел «Глюк», «красивый, как киноартист (сами знаете кто), одет как модель, взял и запросто сел на Танину тахту»[7], и после знакомства с Глюком с Таней происходят ужасные, невероятные приключения. «Глюк готов исполнять любое желание». Таня «пожелала много денег, большой дом на море И жить за границей!» И вот желания исполнились, но именно тогда-то все и начинается. Таня стала еще хуже, потому что, когда получаешь все незаслуженно, начинаешь думать, что могли бы дать и больше. Теперь она не думает, что же ей загадать, не сомневается, а требует. Затем у Тани следующее желание – чемодан денег. Таня сейчас – беспомощный человек. Хотя мама и папа всегда заботились о ней, дочь отвечала неблагодарностью: крала деньги, пила, принимала таблетки, забывала позвонить родителям, когда задерживалась. В результате Таня теряет чемодан с деньгами, но Глюк не заставляет себя долго ждать и предлагает исполнить еще три желания.

Перед Таней есть выбор, можно все исправить и вернуться к родителям, «под их крыло». Но она пожелала, чтобы все ее желания исполнились. И теперь она оказывается в своей квартире, все ее желания сбываются, также она пожелала телефон, чтобы позвонить родителям, но она так и не позвонила. В квартире исполнились все капризы друзей Тани, что привело к употреблению наркотиков, травы и изнасилованию. Таня находит в себе силы и просит свободы. К счастью, это был только сон. Теперь Таня, которая до прихода Глюка совершенно не задумывалась о дальнейшей своей жизни, понимает, что «ничего не кончилось, но все были живы». [8] Глюк оставил Таню перед выбором.

Таким образом, Людочка, Настя и Таня относятся «поколению растерянных людей». Они потеряли ориентир. Людочка не получила сполна материнской заботы и любви. Одинокая дома и в школе, она оказалась одинокой и в небольшом провинциальном городке, в котором царили жестокие нравы. Настя же потерялась в бурной жизни, гоняясь за карьерой, она забыла свою мать. И Таня, у которой все впереди, видит реально свой «неправильный» путь, что должно ей помочь в дальнейшем сделать выбор.

Не все потеряно.

Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

Другим видят молодое поколение писатели Е. И. Носов, В. Г. Распутин и Б. П. Екимов. Их точка зрения нам кажется очень важной, ведь они живут сейчас рядом с нами и дают оценку происходящему.

Название рассказа «Лоскутное одеяло» Е. И. Носова ассоциируется с домом, домашним очагом, уютом, теплом, старинным искусством Лоскутное одеяло в рассказе является символом непрерывающейся связи между двумя поколениями.

Диалог между бабушкой и внуком необычен, так как обычно ночью делятся самым сокровенным, подводят итог дня. Бабушка рассказывает, разглядывая одеяло, о своей судьбе. Лоскутки-отрезки как отрезки жизни, страницы жизни, как семейный фотоальбом и даже как книга времен.

Бабушка повествует о нелегкой жизни. Были они у богатых в услужении. Белые чуть не изрубили деда, найдя господский хомут в амбаре. Война империалистическая (дед стал инвалидом на всю жизнь). Революция. Потеря родных. “Была у меня девочка”

Казалось бы, о чем может напомнить кусочек материи? Но “светленький, ничем не примечательный треугольник” навевает такие грустные воспоминания, что у бабушки “в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся влага” Кусочек материи как письмо с фронта. Мирная дедушкина рубаха, а напоминает о войне, даже цвет лоскутка соответствует истории, факту, человеку, настроению. Семья выживает только благодаря неустанным бабушкиным хлопотам с утра до вечера всю жизнь.

Носов Е. И. Лоскутное одеяло.

Разговор для мальчика не прошел даром, через эти лоскутки он как бы перемещается во времени: сначала война, революция и, конечно же, судьба своей бабушки. Он понимает, что доля бабушки не самая лучшая, но все эти воспоминания бабушка хранит как бесценный дар, которым хочет поделиться с внуком.

Рассказ не закончен. Сколько будет таких вечеров, мы не знаем. Ведь бабушка говорит: ”Спи, угоманивайся. Завтра еще чего вспомним. ”Эти уроки для её внука, который внимательно слушает и запоминает, будут самыми лучшими уроками в жизни.

Главным героем в рассказе ”Ночь исцеления” Б. П. Екимова является мальчик Гриша, приехавший к бабе Дуне. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее.

Писатель показывает тяготы бедной старушки, которой снится один и тот же сон про то, как она потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: “Петяня, Шурик, Таечка приду, они исть попросят” Чтобы накормить детей, баба Дуня идет за Дон за желудями. «Набрала в два мешка, а на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено». «Все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом». Но, однако, понимания “болезни” бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. “Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. ” Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно лечить не лекарствами.

Это понимает Гриша, когда слышит очередные крики бабушки во сне. Он мог накричать на неё, как делали его родители, когда баба Дуня приезжала к ним в гости. Но Гриша оказался умней и проницательней своих родителей, он в эту ночь “нашел ключик” к бабушкиным недугам, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее. Поэтому исцелилась не только баба Дуня, а исцелился Гриша, когда понял, что он должен сделать: “Сердце мальчика обливалось жалостью и болью”. Гриша говорит спящей бабушке, что нашел карточки, что не нужно беспокоиться, и действительно, после этого случая баба Дуня больше не кричала во сне. Гриша исцелил бабу Дуню от ночного кошмара, он почувствовал ту боль в ее сердце, которую можно было “вылечить” всего лишь добрыми словами. Но важно и то, что и сам Гриша исцелился от собственного равнодушия. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее.

Две героини, две судьбы показаны в рассказе В. Распутина “Женский разговор”. “Женский разговор” – это и обмен мнениями женщин, и раздумья о женской доле: о счастье, любви, смысле жизни.

Рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: “голова отстает”; как говорит бабушка, “задает вопросы там, где пора бы с ответами жить”, “скажешь – сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая-то девка, тихоомутная”; в городе “связалась компанией, а с компанией хоть к лешему на рога”. [10] Она бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела. Теперь ее на “перевоспитание” отправили к бабушке, “пока не опомнилась”. Деревенька, в которую отправили Вику на “перевоспитание”, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора у бабушки нет, за водой надо идти к колодцу. Люди рано ложились спать. Сюда и отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть, понадеялись на то, что бабушка сумеет заставить Вику взглянуть на жизнь по-новому. До сих пор никто не сумел подобрать ключи к душе Вики. Да и некогда было это сделать другим в быстром ритме жизни.

Сама бабушка прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В восемнадцать лет “перешила старое платье под новое” и в голодный год невенчанной вышла замуж. Бабушка Наталья говорит, что ей повезло с мужем. Жену свою Николай любил. Но он погибает на войне, наказав своему фронтовому другу Семену опекать Наталью. Долго не соглашается Наталья выйти за Семена, но потом понимает, что нужна она ему, что без нее “он долго не проживёт”. “Смирилась и позвала его”. “Он пришел и стал за хозяина”. Так и у бабушки Натальи не все было гладко в личной жизни, она на своем опыте знает все трудности.

И вот эти разновозрастные, живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи. Главным вопросом становится вопрос бабушки Натальи: “еройство это у тебя было или грех? Как ты сама-то на себя смотришь?” Бабушка не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Недаром бабушка говорит: ”Такую потрату на себя приняла!” А для Вики этот поступок был своеобразным геройством. Так начался разговор, ставший началом новой жизни, осознанием своего “я”, своего значения на земле. Это заслуга бабушки Натальи. Рассказывая о себе, она передает свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в нее уверенность, создает основу для дальнейшей жизни – “устою”, как она сама говорит, “без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь”. Каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, проступки и подвиги.

Таким образом, новое поколение, показанное Е. Носовым, Б. Екимовым и В. Распутиным не потеряно. Дети и внуки, благодаря своему чуткому сердцу, смогли восстановить прерванную связь между поколениями, которую потеряли их родители. Дети смогли восстановить “выпавшее звено”. «Ведь, - по словам критика В. Васильева, - взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего».

Выполнив работу, мы увидели, что данная тема является актуальной во многих произведениях современной литературы. Это говорит о том, что писатели, люди очень чуткие, понимают, что наша молодёжь сейчас очень уязвима. На неё влияют все изменения в обществе, давление западной культуры.

Как сохранить себя? Как остаться человечным? На все эти вопросы отвечают писатели.

Проанализировав их произведения, мы нашли следующие ответы:

✓ Все мы на земле родственники, одно поколение сменяет другое, и для того, чтобы было будущее у следующего поколения, нужна гармония как между поколениями, так и в поколении.

✓ Ни одно поколение не является потерянным, каждое несет свой опыт, пусть даже отрицательный, рождает своих гениальных представителей.

✓ Для того чтобы поддерживать баланс между поколениями, нужны любовь, терпение и взаимопомощь. Это своеобразные «три кита», основа, которую нельзя нарушать, а если будет любовь, терпение и взаимопомощь, то будет все хорошо, и у нас будет будущее!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)