Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поющая глубинка (история художественной самодеятельности села Усть-Ламенка)

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Духовность и нравственность – качества мудрого человека. Равнозначны ли эти понятия? Скорее равноценны, ведь духовность есть первооснова нравственности. Чтобы человек развил в себе эти качества, необходим культурный ориентир. Искусство и наука, религия и красота Не смотря на богатство духовного наследия нашего народа, в средствах массовой информации много говорится о росте безнравственности современного общества, особенно в среде сельской молодёжи. Данное противоречие определило проблему исследования: показать значимость развития художественной самодеятельности на селе. Мы считаем, что в настоящее время большую роль в нравственном и эстетическом воспитании молодёжи может сыграть возрождение народной культуры села. Одним из источников которой является художественная самодеятельность, изучение которой способствует формированию чувства патриотизма, гордости за своё происхождение. Гипотеза: знакомясь с особенностями художественной самодеятельности села, мы устанавливаем незримую связь с прошлым, с духовными истоками народной культуры, заряжаемся активной энергией творчества, волей и целеустремленностью.

Мы решили взять для исследования данную тему, потому что считаем её актуальной в наше время, когда мы ищем для себя идеалы в жизни, стараемся кому-то подражать, брать с кого-то пример. Не отрицая роли художественной литературы и других видов искусства в воспитании подрастающего поколения, всё же считаем, что пример людей, живущих рядом, часто оказывает более действенное влияние на становление характера и личности. Объект исследования - исторический путь развития художественной самодеятельности села Усть-Ламенка Голышмановского района Тюменской области. Предмет исследования – роль художественной самодеятельности в воспитании подрастающего поколения. Цель исследования: изучив историю художественной самодеятельности в селе Усть-Ламенка, проанализировать вклад культработников в дело нравственного воспитания подрастающего поколения. Задачи исследования:

1. Изучить историю художественной самодеятельности в селе Усть-Ламенка, используя воспоминания, историческую литературу и архивные документы.

2. Описать деятельность работников дома культуры села Усть-Ламенка Голышмановского района Тюменской области и определить её влияние на нравственную обстановку в селе.

3. Разработать план мероприятий по организации досуга молодежи, с целью духовного обогащения подрастающего поколения.

При написании работы использовались методы анализа различных источников: специальной и исторической литературы, архивных документов, воспоминаний и фотодокументов; анкетирования; интервьюирования и проектирования.

Практическая значимость. Эта работа – дань уважения к людям, которые вносят вклад в развитие культуры нашего села и района. Данную исследовательскую работу рекомендуем использовать при проведении классных часов, посвящённых изучению вопросов краеведения. Работа озвучена на общешкольном родительском собрании для ознакомления жителей села и привлечения к художественной самодеятельности новых участников. Работа будет храниться в школьный музей с целью сохранения для истории села и будущих поколений собранных материалов. Реализация проекта «Организация досуга молодёжи» поможет улучшить нравственную обстановку в селе.

Скоморошничество и народные гуляния

В далёком прошлом обычными развлечениями сибиряков были кулачные бои, катание с ледяных гор, качели, игры в свайку, театрализованные представления скоморохов. В представлениях скоморохов нередко звучали сатирические мотивы, обличался произвол воеводской администрации, корыстолюбие и невежество служителей церкви. Скоморохов по приказу воевод били батогами, ломали их инструменты, но тщетно, бродячее племя народных потешников вновь и вновь появлялось на городских улицах. В 60-х годах XVII века гонения на скоморохов ослабли, а в XVIII веке прекратились и вовсе. Скоморошничество передало свои традиции представлениям ряженых, народной драме, комедии, кукольному театру, то есть народным гуляниям[16]. В селе Усть-Ламенка они проводились на Слободской площади. Народные гуляния интересно проходили в церковные и престольные праздники. В рождественские дни откупали избы, где устраивались молодёжные игрища – танцы, песни и старинные игры. В дни масленицы устраивали катушки на реке Вагай, где собиралось сотни молодёжи: юношей и девушек. В пасхальные дни устраивались качели, проводились игры с мячом и городки, бабки-косточки. В дни Троицы – гуляния в рощах, разные игры, танцы и особенно борьба сильнейших. В престольные праздники проводились ярмарки Кузьминская и Девятская. Во время ярмарок шли выступления самодеятельных артистов. Звучали частушки на злободневные темы. Со временем встала необходимость создания центров культуры на селе. Ими стали народные дома.

Художественная самодеятельность 20-х годов XX века

На станции Голышманово народный дом открылся в далёкие 20-е годы силами комсомольцев. Для этих целей был выделен дом зажиточных братьев Дегтярёвых по улице Центральной (ныне Ленина). В конце 20-х годов на смену народным домам стали приходить «красные уголки» на предприятиях. В это время усть-ламенская комсомольская ячейка тоже создавала кружки художественной самодеятельности при школе, руководителями которых были учителя: Макушина Раиса Фёдоровна, Фадич Александра Николаевна, в работе кружка участвовали гармонисты Вася Половников, Яша Русаков, гитаристом и балаечником Яша Колов, он же танцор. С ним танцами занимались Ваня Соловьёв и Ваня Герасимов. Запевалой был Рома Родионов, декламатором Лёва Ципугин. В художественной самодеятельности участвовали многие девушки-комсомолки. В 30-х годах XX века коллектив вырос до 50-и участников, которые ездили по деревням Глубокое, Горбуново, Решетниково, Гришино. Здесь они выступали со своими программами, которые с радушием встречали взрослые и молодые. Благодарили участников за предоставленное им удовольствие. Политинформаторами были Дмитрий Ципулин, Михаил Пинигин, Михаил Сёмушкин, Филипп Хомов[14]. Простые деревенские девушки и парни, доярки, телятницы, скотники, готовили и ставили на сцене такие пьесы, которые не оставляли равнодушными, заставляли плакать и смеяться. Они играли героинь и героев «Любови Яровой», «Грозы», «Зои Космодемьянской». Каждую неделю объезжали все фермы совхоза с разными программами. Успевали обслуживать не только полевые станы своего совхоза, но и соседних совхозов, сёл, деревень. В каждом концерте обязательно была живая газета. Заранее приезжали участники концерта на места, узнавали данные о трудовых успехах, недостатках, тут же сочиняли стихи, частушки, подбирали музыку. В своих выступлениях прославляли передовиков, хороших добросовестных работников, просмеивали тунеядцев, лодырей.

Клубная работа 30-х – 40-х годов XX века

В 1933 году райисполком вынес решение построить в Катышке клуб на 250 мест. В 1935 году клуб сдали в эксплуатацию. С 1937 года в район пришло звуковое кино[26]. В сентябре 1938 года президиум Голышмановского райисполкома принял постановление №368 «О ходатайстве граждан Усть-Ламенского, Робчуковского, Гришинского, Горбуновского сельсоветов о закрытии молитвенного здания в селе Усть-Ламенка». Считать, что молитвенное здание в селе Усть-Ламенка по своему назначению не используется с 1935 года и религиозная община не производит религиозных обрядов. Община верующих от ремонта молитвенного здания отказалась, земельную ренту за молитвенное здание не оплачивают, имеют задолженность по земельной ренте прошлых лет. Постановили: удовлетворить ходатайство граждан Усть-Ламенского, Робчуковского, Гришинского и Горбуновского сельсоветов о закрытии молитвенного здания в селе Усть-Ламенка и использование его для культурных целей. Так в селе появилось здание под клуб.

В годы Великой Отечественной войны молодёжь продолжает участвовать в художественной самодеятельности, не смотря на лихие времена. Ребята выступали в сельском клубе, во время посевной прямо в поле, ездили с концертами на станцию Голышманово. Часто к ним в гости приходил вожак комсомольской организации – Костя Лагунов. Ныне известный писатель Константин Яковлевич. Он играл на гармони, а Галина Андреевна Крикунова (девушка из блокадного Ленинграда) пела. У неё был высокий чистый голос. До сих пор она хранит девичий альбомчик с записями. Среди них стихотворение «Девушка из Ленинграда», вписанное рукой Кости Лагунова. В 1944 году ездили в город Омск на Олимпиаду художественной самодеятельности интернатов и детских домов, где неплохо выступили. Школьники выпускали свою стенную газету «На злобу дня». Собирали материал об истории села и оформляли журнал «Наш край». Главными художниками были Сережа Чурочкин, Ира и Валя Постниковы. Многие ребята писали стихи. Особенно хорошо Тамара Рябова. Школьники за работу в колхозе, за общественную работу награждены переходящим красным знаменем райкоме Комсомола.

В 1948 году в районе проходил смотр художественной самодеятельности. Лучшие номера были отобраны на третий сельский смотр в городе Тюмени. Возглавил Голышмановский коллектив Владимир Францевич Мачулис. Спектакли под его руководством ставились регулярно, многоактные, с большим количеством самодеятельных актёров, со сложным художественным оформлением. Афиши появлялись задолго до премьеры. Те спектакли собирали полные залы. А после премьеры в местной прессе давался тщательный анализ. Драматический театр в посёлке Голышманово был организован в 1961 году по решению райисполкома №107 от 13 апреля 1961 года. Директором РДК в то время был Ротбергер В. О. , режиссёром – Свешников О. П. Большие энтузиасты клубной сцены – Удилов Г. Ф. , Глухаревы и другие. В районе улучшилась культурно-массовая работа по обслуживанию тружеников ферм, в доме культуры и в клубах читаются лекции и доклады, демонстрируются кинофильмы. Только в Усть-Ламенке за 6 месяцев 1968 года было прочитано 12 лекций и докладов. При доме культуры создана агитбригада, которая во время посевной поставила 8 концертов.

Расцвет культурной жизни села

По итогам смотра деятельности сельских Домов культуры в 1971 г. Победителем признан Усть-Ламенский ДК. На совещании работников культуры 12 февраля 1972 г. по итогам соцсоревнования за 1971 г. Усть-Ламенскому ДК вручено переходящее Красное знамя отдела и райкома профсоюза работников культуры. Усть-Ламенский Дом культуры ежегодно принимает участие в смотрах художественной самодеятельности, занимая1-2 места в районе. Драматический коллектив и оркестр народных инструментов награждены дипломами 1 и 2 степени за участие в областном смотре художественной самодеятельности. Почётными грамотами награждены вокальная группа хора, танцевальный коллектив. В Доме культуры работает совет. В него входят: секретарь парткома совхоза, председатель сельского Совета, работники детского сада, медицины и учителя школы. Совет возглавляет директор ДК Ида Семёновна Шведова (имеет среднее специальное клубное образование, стаж работы – 9 лет). Здесь чисто, уютно, всегда можно почитать свежие газеты, журналы, поиграть в шахматы, шашки. К каждой дате красного календаря готовятся концерты, читаются доклады, оборудована волейбольная, баскетбольная и городошная площадки. Проводятся соревнования по волейболу, по городкам, шахматно-шашечные турниры.

При ДК работает отряд ЮДМ «Молодость». В кружках художественной самодеятельности участвует 90 человек. Активно участвуют в художественной самодеятельности и проведении различных массовых мероприятий: преподаватель школы Иван Иванович Соломников, воспитатели детского сада Нина Артемьевна Волошина и Антонина Яковлевна Потапова, библиотекарь Лариса Ивановна Калинина, медицинский работник Дмитрий Варфоломеевич Шаркевич, токарь Леонид Решетников, трактористы Владимир Филинов и Владимир Сазонов, доярка Евгения Ивановна Бабенко и др. В период посевной и уборочной компаний при ДК работает агитбригада, которая обслуживает все фермы совхоза и выезжает в соседние хозяйства. Силами агитбригады за прошлый год поставлено 16 концертов, обслужено 2700 зрителей, прочитано 25 лекций на разные темы, выпущено 30 листков «Молний», 25 боевых листков, 12 сатирических листков, 12 стенных газет.

В фойе Дома культуры расположены стенды: «Решения XXIV съезда – в жизнь!», «В. И. Ленин в произведениях советских художников», «Шаги пятилетки», «За что борется наш совхоз», «Союз нерушимых республик свободных», «Слава передовикам производства», «Социалистические обязательства фермы Усть-Ламенская», оформлены альбомы на разные темы. Регулярно проводятся тематические вечера, устные журналы, вечера отдыха. Проведены тематические вечера: «Советская Армия, слава тебе!», «Мамин праздник», «На новые рубежи» (пропаганда материалов XXIV съезда КПСС), «Хвала рукам, что пахнут хлебом!», «Есть у революции начало, нет у революции конца», «Два мира – две юности», вечер-диспут «Если имя тебе – комсомолец!», «Если ты гражданин СССР», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Рапортует совхоз «Усть-Ламенский». (Данный вечер – творческий отчёт был проведён совхозом «Усть-Ламенский» и в районном доме культуры), «Путешествие в страну здоровья», устный журнал «Из жизни В. И. Ленина», праздник «Первой борозды», «Праздник урожая» и др. [18].

В 80-х годах XX века, не смотря на то, что здание клуба было старым, костюмов для выступлений не хватало, молодёжь любила выступать. Кашкарова Фаина Алексеевна была мастерицей по изготовлению костюмов. Ездили с концертами в Робчуки, Гришино. Шведова Ида Семёновна на бис исполняла украинские и русско-народные танцы. Помогал ставить театральные постановки Иван Иванович Соломников. В сценках участвовали Колов Геннадий Ильич, Фёдорова Зинаида Николаевна. Она же сочиняла частушки. Весело было. Коллектив художественной самодеятельности был дружным, вместе встречали новый год, праздновали 8 марта, 23 февраля. В клубе действовали фольклорная группа «Подруженьки» и танцевальная группа «Ивушки». Из Тюмени один раз в месяц работала выездная группа, мастер-класс по народному творчеству. Она проводила с самодеятельными артистами занятия: учила держаться на сцене, управлять дыханием во время исполнения песен, разучивала основные танцевальные шаги.

С 1985 года художественным руководителем в клубе работала Ануфриева Людмила Геннадьевна. Директором в то время была Г. Ф. Горбунова. С 1987 года её сменила Л. Г. Ануфриева. Это было время расцвета художественной самодеятельности. С концертами выезжали в соседние деревни, и даже в другие районы. Ставили спектакли к каждому календарному празднику. Проводились заезжие ярмарки. Коллектив художественной самодеятельности проводил все крупные сельские праздники. В их числе, проводы зимы. Гуляния проходили на спортивной площадке за школой по улице Советской. Артисты выступали с грузовой машины, оборудованной под сцену. Герои представления выезжали на лошадях: Ивана-дурака играл Игорь Белицкий, снеговика Людмила Геннадьевна Ануфриева, кикимору Редькина (Александрова) Лариса Юрьевна, скомороха Герасимов Анатолий. Летом обязательно проводили праздник Борозды или ещё его называли «Сабантуй». Он проходил в лесу, сейчас это место так и называют, Сабантуй. Здесь проходили концерты, игровые программы, спортивные соревнования, В доме культуры был создан вокально-инструментальный ансамбль. Художественным руководителем был Кондрашов Владимир. Его участниками Грабовский А. – бас гитара, Ануфриев В. – ударники, Кондрашов В. – гитара, Ануфриева Л. – ионика, Шабанова Л. – маракасы. Участвовали в конкурсах. Дискотеки проходили под живую музыку. Они проводились вечерами с 6 до 12 часов. Вначале демонстрировался фильм, а затем танцы. Молодёжь между танцами много играла. Особенно любимые игры «Третий лишний», «Фанты» и «Краски». В коллектив самодеятельных артистов входили молодые учителя – Касумова (Митрофанова) Л. А. , Александрова (Редькина) Л. Ю. ; работники рабкоопа – Куроптева, Зорина Н. , Левштанова Т. , Решетникова Г. , Филиппова Л. ; работники детсада – Кулакова В. Г. , Усольцева Е, Бороздина А. Д. , Чалкова Р. Это далеко не весь перечень всех участников. Например, в хоре пело 30 человек. Для исполнения песен вставали в три ряда. Хоровод водило 12 участников.

В 1988 году в Голышмановском районе имелось 61 клуб и Дом Культуры, 47 библиотек. Около 2,5 тысяч человек занималось в кружках художественной самодеятельности. В районе был создан и работал духовой оркестр (руководитель Гинтер Э. Б. ) – единственный в районах юга Тюменской области.

Художественная самодеятельность на современном этапе

В 1990 году на слободской площади, на месте где, когда-то стояла белокаменная церковь, был построен новый клуб. Это двухэтажное белое здание. На первом этаже большой актовый зал, фойе для дискотек. На втором этаже библиотека и несколько комнат для занятий по интересам. Во время уборочных выезжали с мини-концертами или агитбригадами в поле. Выступали перед комбайнёрами. Последний выезд самодеятельных артистов в поле был в 1996 году. При доме культуры каждое лето работает детская площадка. Здесь летом 2003 года проходили самые различные мероприятия: «Пойми меня», «Весёлый карандаш», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Любовь с первого взгляда». Для ребят 5-7 классов была организована поездка в село Ершово, на родину автора знаменитого «Конька-Горбунка». Художественным руководителем работала Бороздина Лариса Ивановна[19]. В 1996 году прошёл впервые в районе конкурс «Терпсихора». В нём дебютировали коллективы танцевального кружка усть-ламенской школы, руководитель Александрова Л. Ю. Учащиеся 7-го класса показали бальные танцы «Вальс» и «Аргентинское танго». Победили в сольном танце Давыдова Юлия и Кочурова Люба[7]. В районном конкурсе «Терпсихора» в 1998 году был отмечен танцевальный коллектив усть-ламенской школы с весёлой кадрилью. Участники получили сувениры и грамоты, постановщик танца Александрова Л. Ю. была награждена грамотой[4]. В 1999 году усть-ламенские школьники всех порадовали задорной цыганочкой.

В 2000 году усть-ламенская школа считается в районе на хорошем счету, педагогический коллектив работает творчески. Учителя дают прочные знания, 70% выпускников поступает в высшие учебные заведения. Школа сотрудничает с детским садом, Домом культуры, библиотекой, первичной организацией ветеранов, с родителями в воспитании детей. Здесь уделяется внимание внеклассной работе, ребята активно участвуют в художественной самодеятельности, спорте. 15 января 2000 года в Усть-Ламенском доме культуры отметили два юбилея. Это – 80-летиесо дня образования местного Совета и второй – великая дата, которую отпраздновали все православные христиане – 2000 лет Христианству. Казалось бы, что объединяет эти праздники? Не всегда власть и церковь имели одинаковые взгляды. А забота у них одна – служение людям. Зрители собрались в зале, где вначале выступила глава местной администрации Н. А. Шустова, а затем погас свет, и начался концерт. Сначала под звуки музыки Шуберта зрители перенеслись в далёкое прошлое, в город Вифлеем, где родился Младенец Иисус, затем они присутствовали на праздниках Крещения, на колядках, на гаданиях, игрищах, танцах, хороводах. Праздник удался. Постарались культработники, активность проявили жители села. Не осталась в стороне и школа. 28 февраля 2002 года усть-ламенской школе исполнилось 75 лет. На заседании совета старшеклассников было решено самим заработать деньги – в юбилей школы силами коллектива и учащихся провести благотворительный концерт-марафон «Нынче школа у нас именинница» с приглашением почётных гостей, попечителей, бывших учителей и учеников. Несколько часов длилась эта встреча. Танцы сменялись сценками, песнями, шутки чередовались с воспоминаниями.

В 2003 году в районном концерте, посвящённом 80-летию Голышмановского района, принял участие танцевальный коллектив в составе Кайновой Т. А. , Пинигиной С. А. , Бороздиной Л. И. , Александровой Л. Ю. , показав танец со шляпами. «Пройдите по улицам стареньким, вглядитесь в фасады и ставеньки – прочтите вы строки истории: район начинался с Усть-Ламенки!» - так был начат праздник, посвящённый 305-ой годовщине села. Много песен прозвучало в исполнении Н. А. Шустовой, главы сельской администрации, вокальной группы «Ивушка», интересны были и танцы[24]. В 2007 году состоялся гала-концерт районного детского конкурса талантов «Радуга творчества». В номинации «Танец» было зарегистрировано десять участников, пять из них стали лауреатами, среди них коллектив из Усть-Ламенской школы – гимнастический этюд, руководитель Л. Ю. Александрова. В усть-ламенской школе есть театральная студия, ребята, по словам организаторов конкурса, весёлые, увлекательные и с удовольствием работают над театральными постановками. На конкурс «привезли» спектакль «Как Федот Стрелец учителя искал», руководитель Н. Н. Зырянова. С 2006 по 2008 год художественным руководителем при Доме Культуре была Шестакова Мирослава. Она сама принимала участие в песнях, танцах и стихотворчестве. 14 декабря 2008 года в РДК «Юность» состоялся заключительный гала-концерт, на котором Мирослава Шестакова читала свои стихи: «Моя земля меня прощала, когда возвысив бытиё, я ей вернуться обещала и уезжала далеко». «Живи, село!» - под таким девизом прошёл в Усть-Ламенке праздник 12 июня 2007 года – День села. Его открыл коллектив «Подруженьки» песней Людмилы Ануфриевой «Про Усть-Ламенку». Слаженно, душевно звучала она. Продолжил праздничную программу коллектив Робчуковского сельского клуба (заведующая Макаренко Т. Г. ) песнями «Деревенька», «Ой, калина, ой, малина». Александрова Л. Ю. приготовила с учащимися усть-ламенской школы гимнастический этюд. Когда-то дети тренировались выстраивать так называемые гимнастические пирамиды с флажками, обручами и шарами. То, что происходило на сцене, взволновало каждого зрителя. Все в зале вспомнили свои школьные годы. Артисты и зрители слились в единый самодеятельный коллектив. Ведущая «Анисья» главным блюдом праздника назвала гармошку. Гармошка! Она всегда собирала, объединяла людей, поднимала им настроение. Стараются в Усть-Ламенке проводить праздники интересно. Многое зависит от руководителя. Вот тут как раз и кроется успех. Ведь глава Администрации сельского поселения Нина Александровна Шустова – сама активная участница праздников, поёт в хоровой группе. Значит, развитие художественной самодеятельности зависит от поддержки простых сельских тружеников, которые по-своему талантливы.

Таким образом, можно сказать, что человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные переживания. Культура – сад благоуханный, где лучшие плоды творений человеческих, но сад этот требует ухода. Необходимо постоянно вести борьбу против роста бурьяна в своем сознании. Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не знает и не ценит своей истории». Испокон века Россия жила деревней, крестьянским трудом. Богата русская культура. Умеет народ трудиться от зари до зари и отдыхать от души. Нельзя допустить, чтобы наши дети забыли народные игры, хороводы, песни, пляски, всё-то доброе и хорошее, что было создано народом. С этой целью был разработан проект «Как организовать досуг молодёжи», в реализации которого главная роль отводится именно молодому поколению. Ведь огорчает то, что современную молодёжь трудно «расшевелить» и привлечь к культурному отдыху. Обидно увидеть полупустой зал, когда самодеятельные артисты месяц, а то и больше потратили на репетиции. Трудности нынешней жизни сломили душевные чувства людей к доброте. Но русский народ силён духом. Он поднимется, и наладится жизнь в селе. «Замечательно отдохнула, песен старых наслушалась, как в детстве побывала. Вся моя жизнь перед глазами прошла. Спасибо им всем!». Вот так порадовали всех сельские артисты. Поёт и танцует деревня. Не умерла. А, может быть, только благодаря песням и живёт ещё, не падает духом. И будущее села, конечно, в руках молодого поколения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)