Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пока жив такой народ

Дарили радость людям

Несколько лет я занимаюсь в кружке художественной самодеятельности. Вместе со своими одноклассниками мы поем песни, танцуем, читаем стихи. Зрительный зал нашего сельского Дома культуры всегда заполнен. Несмотря на то, что в каждом доме есть телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, а во многих даже компьютер, люди идут на концерты своих местных артистов и от души аплодируют им. Нам со сцены видно, как улыбаются они веселой песне и грустят, если песня печальная. Нам нравится выступать, дарить людям радость, ведь в село профессиональные артисты не приезжают.

Из разговоров со старшими я узнала, что во Владимировке художественной самодеятельностью занимались всегда, с момента открытия первого, небольшого клубного здания, стоявшего в центре села. Мне захотелось узнать побольше о культурных традициях, о людях, которые несли радость своим односельчанам, скрашивали их нелегкую жизнь.

Я расспросила старейших участников художественной самодеятельности Баранову Валентину Петровну, Столяренко Анну Ивановну, Косых Варвару Гавриловну и записала их рассказы. Они же подарили фотографии участников художественной самодеятельности тех лет.

Каждое село имеет свои неповторимые особенности. Они проявляются в расположении села, в облике его жителей: одежде, стиле поведения, привычках, роде занятий. Но более всего, сразу и безошибочно, определяется житель того или иного села по его речи, тому иногда явному, а иногда едва уловимому произношению, которое даже спустя годы проскользнет иногда в правильной, грамотной речи уехавшего в город человека.

В нашей Белгородчине у людей даже из соседних сел разговорная речь очень разная. В нашем селе Владимировка, а вернее, в нашем сельском округе, числятся такие населенные пункты, как Перелешенка, Харкеевка, Высокий, Владимировка, и говорят люди на одном языке, но все по-разному. Население Харкеевки, Перелешенки, Высокого - говорят на русском языке, но слова искажают. Например, смягчают или изменяют окончания глаголов: придёть, приедя, спляша и т. д.

Приблизительно также, но с еще большим своеобразием говорят в соседних селах Каменке, Роговатовке. А вот в центральной части сельского округа - Владимировке, речь ее жителей не всегда понятна непосвященному человеку. Ну, например, сразу не сообразишь, что значит слово «дробына». Оказывается, это лестница. Или слово «чаплейка» - сковородник. В нашем селе вам не скажут, что вас увидели, но вас «убачилы». Но есть слова, которые вроде бы и так же звучат, как и на чисто русском языке, но все же не так. Например, придёшь по-русски – прыдэшь по-нашему, по-владимировски.

И, наверное, уже все поняли, что у нас говорили и говорят в основном старожилы «по - хохляцки». Вообще-то хохлами называют украинцев, но назвать наш говор украинским нельзя, потому что это смесь двух языков: русского и украинского. И фамилии тоже больше украинского происхождения: Шевченко, Бондаренко, Артеменко, Кондратенко и т. д.

Видимо, потому так певуча речь наших жителей, да и петь они любят. Давно уже, еще до войны и в послевоенные годы, любили молодые девчата собираться в группы и петь песни, красивые, мелодичные. Особенно выделялся пением песен праздник Троицы. В этот день девушки собирались «кумиться», жарили яичницу, плели венки, украшали ветвями черемухи дома, посыпали цветущими травами полы в доме. И целый день звенели песни, одна краше другой, все больше украинские.

Особенно грустной и красивой была песня про то, как «Васылько сино косэ. »

По за гаем зэлэнэньким,

По за гаем зэлэнэньким,

Брала вдова лён дрибнэнький,

Брала вдова лён дрибнэнький.

Трудна была жизнь наших односельчан в послевоенные годы. Сильно поредели семьи, не вернулись с войны более трехсот мужчин, работников -радетелей земли. Поля колхозные раскинулись вокруг села на десяток километров. Техники было мало, да и какая она была тогда. Вот и помогали вспахивать землю волы, а то и коровкам доставалось. Ходили на работу в поле пешком, уставали здорово, но никакая усталость не глушила в людях тягу к прекрасному, к песне, задорной частушке. Шли домой с полей и пели, а, управившись с домашними делами, шла молодежь в сельский клуб, чтобы вместе попеть, потанцевать, поиграть в различные игры. Пели и просто для себя, для души. А, уж какие концерты готовили! Выступали перед своими односельчанами и в другие села ездили с постановками. Везде принимали владимировских артистов тепло и на «бис».

Художественная самодеятельность была любимым занятием молодежи, да и взрослые семейные люди были заводилами в этом деле. Кроме исполнения песен, частушек, небольших интермедий, ставились на сцене Владимировского клуба настоящие спектакли, изготавливались декорации к ним, шились костюмы. Вот здесь и сказалось наше кровное родство с Украиной. Пьесы ставились украинских авторов и на украинском языке: «Наталка - Полтавка», «Назар Стодоля», «Ох, да ны любы двох», «Сватанье на Гончаривке».

В театральных постановках принимали участие молодые супружеские пары: Бондаренко Владимир Васильевич и Мария Никитична, Барановы Валентина Петровна и Борис Сергеевич. (Слайд 4) Активными участниками были Косых Варвара Гавриловна, Шевченко Петр Васильевич, Белоусов Петр Романович, Столяренко Анатолий Федорович, Тынянских Антонина Дмитриевна, Березовских Николай Андреевич, Данилова Александра Яковлевна, Тынянских Мария Стефановна, Тостопятых Александр Николаевич, Кривомазов Моисей Никифорович и его сыновья Петр и Александр, Кондратенко Иван Дмитриевич, Захарова Пелагея Васильевна. Душою театрального коллектива были супруги Косых Иван Власович и Полина Федоровна, а позднее и их сыновья Владимир и Иван.

Иван Власович выполнял обязанности режиссера и исполнителя главных ролей. Он был и оформителем сцены: вместе с местным художником -самоучкой Барановым Борисом они рисовали декорации к спектаклям. Незаменимым «костюмером» был Коля Березовских, (Слайд 6) извлекавший из тетушкиных сундуков наряды для артистов. Многие жители села хотели хотя бы постоять в массовке на этих спектаклях, и Иван Власович никого не обходил вниманием, поэтому коллектив постоянно пополнялся новыми талантами сценического жанра. Многие артисты играли на народных инструментах: балалайках, мандолинах, гармонях. Хорошими аккордеонистами были Павел Емельянович Кондратенко, братья Иван Сергеевич и Николай Сергеевич Артеменко, гармонистом – Захаров Василий Иванович.

Популярность владимировского коллектива художественной самодеятельности была настолько высока, что слух о новом спектакле распространялся очень быстро. На спектакли приходили из соседних сел и просили показать пьесу у них в клубах. В довоенное время, да и в послевоенное, транспорта, который бы перевозил «театральную труппу», достать было невозможно, и наши артисты ходили пешком в соседние села. На себе несли реквизиты, музыкальные инструменты, сценические костюмы, декорации. Однажды в Роговатовке им пообещали лошадь, обнадеженные, они ее могли бы ждать до утра, но кто-то сообразил, что лошади не будет, и уставшие после спектакля, но веселые и довольные, с песнями они двинулись в путь по Ягодному логу - примерно 15 километров. На себе несли по очереди знаменитый персидский ковер, который вездесущий Коля стащил у своей тетушки. Ковер был тяжелый, и нести его долго не получилось, после долгих мучений ковер просто волочился по земле, в результате чего он потерял свой товарный вид, а Коле здорово досталось от тетки.

Слава о владимировских постановках дошла до областного центра. Тогда еще наше село относилось к Воронежской области. Руководители отдела культуры г. Воронеж пригласили театральную труппу «на гастроли» в областной центр. Правда «гастроли» продлились всего один день, но впечатлений осталось на всю жизнь. В Воронеж было решено везти пьесу «Назар Стодоля», огромную помощь в ее постановке оказал Кривомазов М. Н. , работавший до выхода на пенсию в Киевском драмтеатре.

Деятельность театрального коллектива прекратилась с переездом в Брянск семьи Косых. Сыновья - Владимир и Иван - окончив культпросветучилище, забрали пожилых родителей к себе.

Но деятельность кружка художественной самодеятельности никогда не прекращалась. В 1970 году на средства колхоза им. Жданова был построен новый двухэтажный Дом культуры. За прошедшие годы на сцене Дома культуры выступали вокально - инструментальный ансамбль, хоровой коллектив, детский вокально - хореографический ансамбль, фольклорный коллектив, (Слайд 8) оркестр шумовых инструментов. За это время в художественной самодеятельности принимали участие и старожилы села, и учащиеся школы, и воспитанники детского сада, и учительский коллектив. Работе Дома культуры оказывает внимание и администрация нашего сельского округа. Повышается уровень исполнительского мастерства, много новых и талантливых самодеятельных артистов пришло на смену ветеранам сельской сцены. Их работу высоко оценили и в районе - в 2002 году коллектив художественной самодеятельности села Владимировка заслуженно получил звание НАРОДНОГО.

Не смолкает песня на просторах нашего села, не стихает смех детворы и молодежи, которая так же, как и раньше тянется к прекрасному, а значит жива память о тех, кто начинал это благодатное дело - нести радость людям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)