Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Понятие о пирамидальном сооружении

Старое сооружение

Мы предполагаем, что если Салбыкский курган имеет общий способ построения и ритуал захоронения близок к особенностям захоронения в Древнем Египте, то курганы Салбыкской котловины можно соотнести с мировой системой пирамид. Это предположение является гипотезой нашего исследования.

Практическая значимость нашей работы – обобщение информации по истории и археологии кургана, создание пособия для изучения младшими школьниками по предмету – краеведение.

В этом направлении можно дальше исследовать «Природные памятники Хакасии» и пополнять пособие популярными сведениями для младших школьников. В этом мы видим возможные пути дальнейшего изучения.

Понятие о пирамидальном сооружении

Под пирамидальным сооружением понимают монументальное сооружение, имеющее геометрическую форму пирамиды (иногда также ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гигантские гробницы древнеегипетских фараонов 3-2-го тыс. до н. э. , а также древнеамериканские постаменты храмов (в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Перу).

Это можно проиллюстрировать следующими фотографиями:

Предшественники пирамид – зиккураты шумеров.

ЗИККУРАТ (аккадск. ), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.

Зиккурат бога Луны Нанны в Уре.

Примерно 21 в. до н. э.

Зиккурат в городе Ур. Месопотамия. Около 2200-2000 до н. э. К концу 3 тыс. до н. э. главным храмом городов в Месопотамии становится зиккурат — храм на нескольких платформах. Раскопанный английским археологом Л. Вулли зиккурат в Уре достигал 25 м в высоту. Он состоял из трех огромных сырцовых платформ, облицованных обожженным кирпичом. Три прямые лестницы вели на первый ярус зиккурата к высоким вратам, как бы открывающим путь в небо. На вершине зиккурата находился небольшой храм бога луны Нанны, покровителя Ура.

Заупокойный храм и пирамида фараона Джосера. Зодчий Имхотеп. III династия. 28 в. до н. э. Саккара. Египет.

Великие пирамиды – часть обширного некрополя Гиза. Плато Гиза. Каир.

Фараон IV династии Хеопс воздвиг самую большую из египетских пирамид, которая была самым высоким сооружением в течение последующих 4 тысячелетий (высота пирамиды — 146,6 м, длина каждой из сторон основания — 230 м). На постройку пирамиды Хеопса ушло около 2,3 млн. каменных блоков весом до 2,5 т.

Пирамида Хефрена. Возведена рядом с пирамидой отца — Хеопса. Высота пирамиды 140 м.

Пирамида Микерина.

Большой Сфинкс.

Большая пирамида в Чолуле. Лестница Большой пирамиды и стела перед ней.

Пирамида Кукулькана («Кастильо») в Чичен-Ица. Культура майя. 8-12 вв.

Разрушенный город, руины пирамид и дворцов.

Пирамида Солнца. Высота 64,5 м. Пирамида Луны. Высота 42 м.

Конец 1 тыс. до н. э. – начло н. э. Теотиуакан. Мексика.

Как видим, пирамидальные сооружения имеют обширную географию и долголетнюю историю.

Но обычно, когда говорят о пирамидах, в первую очередь предстает образ Великих Египетских пирамид. Мы решили в своей работе тоже за основу взять архитектуру древнеегипетских пирамид. И именно их строение и способы захоронения сравнить непосредственно с предметом исследования – Салбыкским курганом.

Так как о пирамидах Египта написано довольно много книг, мы позволили себе не выделять отдельной главы о них, но в своей работе, при сравнении с Салбыкским курганом, будем ссылаться на источники полученной информации о пирамидах.

Итак, начнем с того, что же собой представляет Салбыкский курган.

Исторические сведения о государстве Динлин

Большой Салбыкский курган, получивший название по Салбыкской котловине, является крупнейшим археологическим памятником Хакасии. Археологи окрестили котловину Долиной Мертвых Царей.

И, для того, чтобы понять какую значимость имеет Салбыкский курган – место погребения знати государства динлинов, нужно сказать, что собой представляло это государство.

В древнекитайских летописях есть упоминание о стране под названием «Динлин-го» или «государство Динлин». Это государство находилось на территории Южной Сибири и являлось первым государством на территории нынешней России. Речь идет о племенных объединениях тагарской культуры. «Динлинами» могли быть потомки скифских народов, обитавших в восточной части Великого пояса степей.

Тагарская культура возникла благодаря природным условиям Хакасско-Минусинской котловины, защищенной от соседних степных областей горными хребтами и непроходимыми лесами. Естественные условия позволили местному населению остаться на своих прежних землях, не переходя к кочевому образу жизни, развивая свое хозяйство и культуру, заимствовать все полезное от соседей, не ломая своих сложившихся веками традиций. Но несмотря на изоляцию природную, тагарцы не находились в культурной изоляции. Именно поэтому, оказавшись в других степных областях Евразии можно найти множество сходных черт в культурах скифского времени.

Хозяйство тагарцев было комплексным, основанным на рациональном использовании природных условий степей, горных и приречных долин. Основу его составляли оседлое скотоводство и земледелие. Пастушеское скотоводство имело молочное направление – в стаде преобладал крупный рогатый скот. Разводили тагарцы овец и свиней. В засушливых степях выпасались табуны лошадей и верблюдов.

Тагарцы применяли искусственное орошение своих пашен, поливку лугов и пастбищ в засушливых степных районах.

Земледельческий инвентарь был представлен не только бронзовыми серпами, мотыгами и зернотерками. Тагарцы изобрели продуктивную ручную мельницу с круглыми жерновами и, вероятно, первыми освоили плужную обработку пашен.

Кроме того, у тагарцев были развиты: горнорудное дело, металлургия, обработка камня, строительное дело, ювелирное искусство, имелся колесный и водный транспорт.

Всё это привело к социальному расслоению населения. Возможно, что во времена господства тагарской культуры уже было известно патриархальное рабство.

Но все-таки племена создавшие тагарскую культуру обладали гораздо более миролюбивым характером, мирным образом жизни, чем их южные соседи, воинственные кочевники Центральной Азии.

Доказательством высокого развития государства Динлинов служат и писаницы. Многофигурные писаницы тагара, по своим художественным достоинствам, одни из лучших наскальных картин не только в Южной Сибири, но и во всем степном мире.

Писаница «Летящие человечки» отражает мифологию погребального обряда тагарской культуры.

К мифологии погребального обряда относятся и многочисленные хакасские курганы. Эксклюзивная курганная архитектура Хакасско-Минусинской котловины возникла не сразу. В эпоху бронзы курганы Хакасии мало, чем отличались от курганов других племен восточных степей. То же ограждение погребальной площадки невысокой каменной стенкой или выкладкой круглой или четырехугольной формы, та же небольшая земляная или каменно-земляная насыпь.

Масштабы строительства курганов в тагарскую эпоху поражают воображение. За время существования тагарской культуры было возведено несколько десятков тысяч мегалитических сооружений. Тагарцы воздвигали каменные ограды, для сооружения которых доставлялись за несколько километров десятки массивных плит и четыре угловые плиты. В устройстве могильных ограждений принимал участие многолюдный коллектив. Строительство самых больших курганов можно сравнить разве что со строительством египетских пирамид и изготовлением и установкой каменных истуканов на острове Пасхи.

Более того. Только в тагарское время мегалитические погребальные ограды приобретают все признаки архитектурных сооружений. Здесь уже есть и организация пространства, и игра форм и объемов, и различные стили в пределах одного устойчивого канона, и даже уникальные шедевры.

Могильники тагарской эпохи яркие свидетельства социального расслоения общества. Для вождей, в отличие от простого населения, возводили огромные курганы, которые сооружали вне родовых кладбищ. Сначала в них хоронили одного вождя или вождя с женой, позже начали сооружать склепы для династии или семьи. Помимо монументальности эти курганы отличаются двумя принципиальными моментами. Вождям клали боевые, культовые изделия и украшения, которые в дальнейшем получили распространение среди привилегированного сословия. В погребальный ритуал захоронения вождей вносили новые элементы, которые стали общепринятыми в последующие времена. Именно тагарцам пришла в голову идея обмазывать лицо усопшего глиной и снимать посмертную маску.

Кроме вождей среди остального тагарского населения отчетливо выделяются военачальники и воины разных рангов.

С течением времени в тагарском обществе возникает высшая аристократия. В широких долинах начинают возводиться могильники, состоящие из крупных - более пяти метров в высоту - курганов. Наиболее известны Салбыкские курганы - своеобразная “Долина царей”.

В Долине Царей несколько десятков крупных насыпей, восемь из них высотой более десяти метров. В оградах крупнейших курганов более двадцати каменных стел высотой до четырех метров. Комплекс Долины Царей занимает площадь в несколько десятков квадратных километров.

Местоположение захоронения

Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге — с Республикой Тыва, на юго-западе — с Республикой Алтай, на западе — с Кемеровской областью. Преобладающий рельеф местности — степи, горы и тайга.

Среди сакральных мест Хакасии, Большой Салбыкский курган пользуется наибольшей известностью. Салбыкский курган расположен в «Долине царей» – месте погребения скифской знати, находящейся в Камызякской степи Усть-Абаканского района, в 5 километрах от дороги Абакан – Сорск и приблизительно в 40 километрах от районного центра. Археологами неслучайно назвали долину «Царской», поскольку кроме Салбыкского кургана здесь располагаются и другие не менее грандиозные усыпальницы вождей древних царств Среднего Енисея. На 38 км трассы «Троицкое – Сорск» есть съезд на юго-восток в сторону долины.

Научные исследования кургана

Первое упоминание о Салбыкском кургане относится к 1739 году. Известный ученый Миллер, осмотрев Салбыкский курган, написал в своем дневнике следующее: «На полпути, но несколько ближе к Уйбату, чем к Коксинским рудникам, я встретил в степи чрезвычайно много больших курганов, между которыми один, направо от дороги, возбудил во мне желание узнать настоящую величину его. Поразительнее всего мне показались огромные камни, окружавшие его. Сколько труда стоило, следовательно, привезти их сюда, так как поблизости нигде нет скалистых гор. Это обстоятельство, которое я имел случай наблюдать во многих местах, могло бы, по моему мнению, служить доказательством важного значения, могущества и богатства бывшего тагарского царства. Курган этот, впрочем, подобно большой части остальных, был разрыт. Рассказывали, что двенадцать человек работало на нем в течение шести недель и, несмотря на то, что прорыли его в глубину на двенадцать сажень до самого материка все-таки не нашли в нем никаких драгоценностей».

Научные раскопки Большого Салбыкского кургана начались лишь в 1954 году и проводились в течение трех лет археологической экспедицией под руководством профессора Московского Государственного Университета Сергея Владимировича Киселева.

Научный состав и сотрудники экспедиции, Салбык 1955год.

К моменту раскопок высота насыпи составляла высоту четырехэтажного дома, а объем – двадцать четыре тысячи кубических метров.

САЛБЫКСКИЙ КУРГАН ДО РАСКОПОК - НАСЫПЬ - 11 - 12 МЕТРОВ

Большим, Салбыкский курган назвали не случайно. Когда-то, в глубокой древности высота земляной пирамиды достигала двадцать пять - тридцать метров. Его справедливо считают самым крупным курганом в Хакасии. Основу этого грандиозного погребального сооружения составляли огромные каменные плиты, вернее даже обломки скал, вкопанные на боку по квадрату со стороной в семьдесят метров. Эти многотонные глыбы возвышались над уровнем почвы на высоту двух метров, а по углам и сторонам такой каменной ограды многочисленные монолиты были вкопаны вертикально, и высота их иной раз достигала шести метров.

Большой Салбыкский курган был сооружен в конце четвертого века до нашей эры. Каменоломни, в которых почти три тысячи лет назад люди добывали камень для строительства кургана, оказались на берегу Енисея за семьдесят километров от строительной площадки!

Хыхыл-Хая. Место ломки камня для Салбыкских курганов

К сожалению, к моменту раскопов археологами Салбыкской усыпальницы, курган был разграблен. Из находок были обнаружены внушительных размеров сосуд, два бронзовых ножа, и округлый каменный жернов, вращающийся ручной мельницы, самый древнейший, на сегодняшний день в Сибири.

Остается только предполагать, насколько богата была усыпальница древнего степного царя. По мнению некоторых исследователей, если бы Салбыкский курган остался нетронутым, то только по одному этому погребению можно было бы судить, едва ли не обо всей тагарской культуре, ее быту и занятиям. Но в любом случае археологов ждало много открытий. В разрытом Салбыкском кургане археологами были найдены останки пожилого мужчины, нескольких молодых женщин и мужчин (предположительно, свита, состоявшая из наложниц и воинов) и ребенка. Все погребенные, за исключением знатного старика, умерли не своей смертью – сопровождавшие своего правителя при жизни, они, принесенные в жертву, и после его смерти сохранили ему верность.

Особый интерес для изучения представляют знаки-тамги на камнях ограды Салбыкского кургана. Такие древние знаки клановой собственности на ограде кургана фиксировались на нем в разные эпохи. Особенно большое скопление тамг представлено на одной из граней самого большого камня, установленного в юго–восточном углу ограды кургана. Большинство знаков вырезано тонкой линией, предположительно ножом, небольшая часть других знаков изображены более жирной линией. Знаки-тамги прорезаны аккуратно, в форме, близкой к «печатной». Большая часть знаков представляют собой древние образцы, относящиеся по времени их нанесения к эпохе сооружения самого тагарского кургана, при совершении поминального обряда вокруг него. Знаки отражают, видимо, состав кланов, чьи представители присутствовали на поминках по великому правителю. Некоторые типы тамг встречаются на одной грани плиты по несколько раз, это может свидетельствовать о том, что один клан во время совершения обряда, скорее всего, был представлен несколькими мужчинами. Знак мог размещаться под разными углами, даже быть перевернутым по отношению к другому знаку, то есть их положение не было всегда стабильным. Размещение тамг на камне – довольно хаотично, крайне редко встречаются однотипные знаки, размещенные параллельно поверхности земли, или образующих комплексное скопление в центре плиты.

Архитектурные секреты гробницы

Как делался курган? Использовались камни из каменоломни. Их вес от 20 до 50 тонн. Вообще тагарцы долго искали эту долину. Она выглядит как стол. Простирается ровно, на многие десятки метров. Кроме того расположена она недалеко от Батеневского кряжа, где произрастает лиственница и береза – строительный материал. А также состав дресвы – 50% песка и 50% глины. Когда мочили – получался цементирующий эффект. Вода на глубине всего 6 метров. Рядом всего 30 км - Уйбатская степь, но там вода глубоко и нет лиственницы. Дальше Азкизская степь – там нет лиственницы.

Легко представить, какое оживление стояло над Салбыкской долиной, когда сотни быков в невероятном напряжении тащили огромные деревянные салазки с каменной глыбой, как суетились вокруг них люди, криками и ударами погонявшие животных, быстро подсовывавшие под мощные полозья катки, то и дело, пускавшие в ход громадные деревянные рычаги и тянувшие толстые канаты. Внешняя неразбериха и суматоха на самом деле ежеминутно оборачивалась ловкостью и слаженностью усилий, четкой ритмичностью непосильной работы, позволявшей безостановочно приближать к цели огромный тяжести груз. Только представьте вес этих плит от тридцати до пятидесяти тонн! Не всякий современный тягач поднимет такую тяжесть. Также предполагают, что зимой камни с таким весом протаскивали по залитой специально и замерзшей ледяной дороге.

Самое высокое место в долине было выбрано для самого могущественного динлина.

И сам курган был тоже самым могущественным. Размер у основания 70 м на 70 м. Если бы всю землю этой пирамиды – примерно высотой с 10-ти этажный дом – разровнять, то земля слоем в 1 метр заняла бы 2,5 га земли. Эта могила была обложена бревнами из лиственницы. Каждое бревно обернуто 15 слоями бересты. Бревна обрамляют склеп стоймя стоящими бревнами.

Внутри склепа находится сруб (наподобие колодца). Пространство между ними забито красной глиной, чтобы туда не попадала ни влага, ни кислород, на микроорганизмы. Недалеко от кургана находится озеро Улух Кель, что значит большое озеро, откуда привозили красную глину и забивали склеп.

Над этим склепом была сооружена усеченная пирамида 18м на 18м, а на высоте 2,5 м – 8м на 8м. И все это сооружение было накрыто шести накатами бревен, чтобы масса земли не раздавила этот склеп. К этому склепу вел коридор, который выходил на запад. Шириной 2 м и длиной 7м. Он выполнял функцию, во-первых, через него «отлетала» душа, а во-вторых, через него подхоранивали родственников.

Над тщательно размеченной площадкой, прежде всего, были вертикально установлены в специальные ямы многотонные стелы. Какие приспособления использовались для этого - осталось неизвестным, строители разобрали их после окончания работ. Каждая из вертикальных глыб повернута узкой и более высокой стороной к востоку. Для правильного размещения глыб в качестве рычагов применялись от десяти до пятнадцати лиственничных бревен. Изменять положение монолитов древние строители приноровились с помощью крупных лиственничных пней, забивавшихся с боку в яму деревянной ручной бабой.

После того, как стоймя поставленные монолиты оконтурили площадь будущего кургана, началась работа над сооружением сплошной каменной ограды. Ее должны были составить огромные плиты, врытые на ребро между вертикально вкопанными стелами. Внутри древней строительной площадки возвели наклонную земляную эстакаду. Снаружи она была вертикальной и для этого ее облицевали бревнами. На эту эстакаду и вкатывались на катках из стволов лиственниц плиты будущей ограды и, зависнув над отвесной деревянной стенкой, с грохотом падали в подготовленные траншеи у её основания. Концы соседних плит заходили друг за друга, таким образом, ограда будущего кургана получилась сплошной и всюду имела высоту в два метра.

Для этого плиты предварительно обмеряли, и для каждой выкапывалась траншея нужной глубины. Когда же плиты уже стояли, проход между ними и эстакадой полностью засыпали землёю. На этой площадке выше плит ограды возвели стенку из плашмя положенных без всякого раствора каменных плиток. Вместе с кладкой ограда поднялась над землей еще на метр. Внутри этой-то квадратной ограды с восточной стороны имевшей обозначенный особыми плитами и стелами вход шириною пять метров, и возвели, в конце концов, огромную пирамиду высотой с одиннадцатиэтажный дом, составленную из блоков дерна.

Сотни людей долгое время трудились над сооружением Салбыкской гробницы. У ее стен археологи нашли остатки небольших шалашей, в которых жили строители. При раскопках Салбыкского кургана выяснилось, что у его угловых камней были принесены жертвы - строителями были убиты трое взрослых людей и ребенок, причем один из взрослых был связан.

Ради чего делалась вся эта до мелочей продуманная многотрудная работа? Оказалось, что еще до сооружения гигантской насыпи внутри каменной ограды соорудили деревянный склеп в виде усеченной пирамиды. Её потолок, устроенный из шести слоев крест на крест положенных бревен, имел высоту два с половиной метра и накрывал двухметровой глубины яму, в которую был опущен сруб в четыре венца. Весь склеп и внутри и снаружи был покрыт толстым слоем бересты. Даже четыре верхних лиственничных бревна, придавливавших покрытие, были завернуты в прошитую бересту. В это гробницу вел бревенчатый, крытый колотыми досками коридор, также украшенный слоем бересты. Но коридор вел не к устроенному в каменной ограде восточному входу, а был направлен в противоположную сторону и начинался от западной вертикальной стелы другой стороны ограды. Вероятно, коридор это символ мифической дороги, по которой душа умершего должна была найти правильный путь в мир иной.

В маленьком, по сравнению с мощью всего сооружения, домике похоронили одного старца-воина, Вождя племенного союза тагарцев. Выходит, вся эта титаническая многодневная работа сотен людей была произведена для того, чтобы похоронить одного старика? Да, это так. Но, установив назначение величественного памятника древности рано еще полагать, что на заданный вопрос о смысле великой работы предков дан полный ответ. Что побудило людей построить для одного старца такое захоронение? Вряд ли причину всех затраченных на это усилий можно видеть в чувстве простого уважения родственников к памяти почтенного человека. Надо полагать, ключ от загадки Салбыкской пирамиды можно отыскать в той связке, в которой история человечества хранит ключи от тайн египетских пирамид, и от гробниц ассирийских и персидских, индийских, да и многих других владык древности. Человек, похороненный в Большом Салбыкском кургане почти три тысячи лет назад, конечно, не был фараоном, шахиншахом, или императором. Но раскопанный в хакасской степи курган, несомненно, является могилой человека, могущественнее которого много веков назад в здешних краях не было никого. В этом смысле его можно было бы назвать царем Хакасско-Минусинской котловины.

Рядом с останками владыки археологи нашли скелеты шести людей. Часть их была членами его семьи, а другие были специально убиты. За своим владыкой в могилу сошли женщины-служанки и два молодых воина, которые должны были служить и охранять его на том свете. Власть одного человека распространялась и на жизнь и на смерть своих подчиненных.

Часто подобные погребения находятся в так называемых аномальных зонах. Некоторым туристам становится плохо, когда они заходят на территорию Салбыкского кургана. Вам могут рассказать массу историй про странное покалывание в пальцах, при прикосновении к каменной ограде и о привидении старца, что лунными ночами выходит погулять по долине. Проведенные в Долине Царей специальные геологические исследования показали, что долина расположена над огромной каменной платформой, которая не дает вырваться на поверхность ни положительным, ни отрицательным потокам энергии. Эта местность является зоной особого психологического комфорта. Вероятно, тагарцы неведомым нам образом, сумели первыми распознать энергетические свойства местности, и нашли их подходящими для вечного успокоения своих владык. А что касается странных явлений, то впечатлительность некоторых людей рождает мифы, которые подстать легендам тагарской эпохи.

Так бы и жили тагарцы: сооружая величественные монументы своим владыкам, занимаясь скотоводством и земледелием, шаг за шагом открывая свойства нового для себя материала - железа, создавая шедевры скифо-сибирского звериного стиля, если бы на их территорию не пришли воины с железными мечами.

Культура поведения на Салбыке

Пройти по тропе духов. Каждый, кому довелось совершить этот путь, согласится, что ощущения обычными не назовешь. Почему здесь такие яркие и низкие звезды, а звуки доносятся как бы извне?! Что это – шорох, взгляд, тихий смех, или степной ветер так пошутил над тобой, заставив думать о том, чего нет на самом деле? Или это тебя нет – маленькая песчинка твоей жизни блекнет перед лицом вечности, и память вдруг начинает совершать такие курбеты, что вспоминаешь то, чего с тобой попросту не было. Здесь. Сейчас. В этой жизни не было. А вообще

Профессор, директор Хакасского научно-исследовательского института изучения языка и литературы Валентина Тугужекова считает, что в подобной ситуации нет ничего необычного. Наш мир – привычное трехмерное пространство – нельзя назвать единственным. Существует многое, что не доступно обычному человеческому восприятию – но иногда достаточно небольшого толчка, чтобы дремлющий третий глаз приоткрылся и, мы почувствовали и увидели, что наше одиночество во Вселенной сильно преувеличено.

У нас в Хакасии это чувство особо. Если говорить о каких-либо аномалиях, таинственных явлениях, необычных происшествиях, то лучшего примера не найдешь. Место, где мы живем, расположено уникально – под Хакасией так много разломов земной коры, как где бы то ни было. Может, поэтому здесь особый энергетический фон и такое количество необъяснимых явлений. И многие признают, что вся Хакасия – такое место, в котором границы между миром людей и миром духов очень размыты, и никогда не знаешь, где можно встретиться с необъяснимым.

Одним из таких приграничных и самым известным является хакасская Долина царей – Салбыкская долина, место погребения знати государства динлинов.

Многие, побывавшие здесь, заметили, что посещения этого памятника благотворно воздействует на здоровье. Казалось бы – кладбище, но, тем не менее, ежегодно сотни людей приезжают сюда лечиться. Достаточно прислонить ладони к отшлифованным временем камням – и отступают невзгоды, восстанавливается биополе, жить становится как-то лучше и веселее. Как можно объяснить эту тайну?

Древние люди располагали захоронения в чистых и целебных местах природы – так было лучше погребенным и живым. Сама долина как место для захоронений древними тагарцами была выбрана неслучайно. Люди в древности, жившие в гармонии с природой, прекрасно знали, что посещение кладбища для живых несет определенную опасность. И человек посетивший могилу, должен обязательно провести обряд очищения. Если учесть, что по верованиям древних, одна душа человека остается в могиле навсегда – охранять покой погребенных останков – то подобное размещение кладбищ оправдано вдвойне. Согласно же традиционным верованиям хакасов, у человека несколько душ, и добро и зло присутствуют в нем при жизни в разных мерах, разделяясь лишь после смерти. Добрая, белая душа уходит туда, где всходит солнце, - на Восток, черная душа уходит на Запад – туда, где ежедневно умирает Солнце и находится вместилище всего черного и злого.

Нельзя забывать, что Салбыкская долина – великая усыпальница, как мы сейчас говорим – кладбище. А на кладбище нужно вести себя соответственно. Необходимо учитывать и то, что усыпальница эта очень древняя, облюбованная многими представителями тонкого мира, поэтому первоначально на Салбыке совершается обряд кормления духов. Это делается как раз возле восточных ворот – здесь духам приносятся жертвоприношения (это могут быть деньги, пища, вино), и только после этого, если духи благоволят, можете войти непосредственно в долину.

При посещении Долины Царей въезжать нужно через восточные ворота Долины. Именно через них проносили вождей, для того чтобы затем захоронить в этой степи, где насчитывается 56 курганов.

Восточные ворота представляют собой два менгира, врублены в скалу. Оба камня поставлены по сторонам света. Верхняя часть узкой стороной старого направлена на восток. Ученые изучали эту долину. В целом она имеет спокойный геомагнитный фон. А вот именно здесь – аномалии. Под воротами находится глубокий тектонический разлом. Слева при входе камень имеет ярко выраженный положительный разряд. А справа, так называемый женский камень, отличается и по форме и камень другой – красный песчаник, а не серый, как у второго. К тому же он обладает отрицательным зарядом. Люди издавна приходили и знали о лечебных свойствах этих камней. Вставали между ними и лечили свое биополе.

Кроме того, на левом камне с внешней стороны ворот люди прикладывали руки и просили помощи. На камне даже видео углубление. Также заметно жирное пятно с торца. Это место, где хакасы кормили камни. Они считали, что в камне есть душа.

Около ворот видно много костровищ – здесь совершают свои обряды шаманы. Они приезжают сюда зарядиться энергией. Стуча в бубен, под которым символизируется конь, они поднимаются на нем к небу, к духам и разговаривают с ними. Шаманы утверждают, что исходящая из земли в этой долине положительная энергия, корректирует нарушенное болезнью биополе человека. Может именно по этой причине интерес к древнему памятнику археологии и культуры год от года только возрастает!

Рядом с воротами на небольшом холме находятся домики духов – оба. Здесь нужно взять камень и отнести его к домику горных духов. Затем положить его со своей просьбой на домик. Только пройдя через восточные ворота, можно дальше отправляться к самим курганам.

Восточные ворота долины Домики духов - оба.

Подъезжая к кургану, мы опять въезжем с восточной стороны.

Очень целительны восточные менгиры. К ним можно прикасаться, стоять рядом, способствуют они и медитации. У особо чувствительных людей открывается здесь второе зрение - они могут увидеть прошлое, будущее, духов этих мест. Но даже если вы не увидите и не услышите, положительная энергия менгиров воздействует благотворно.

Восточные ворота Салбыкского кургана.

И, несмотря на удивительную гармонию этого места, рядом с Салбыкским курганом вновь проводят обряд задабривания духов – разводят костер, угощают их, незримо присутствующих рядом, хлебом и вином, бросают кусочки пищи в костер. Обязательно нужно подержать руки над огнем – жертвенное пламя снимает негативную информацию. Нужно помнить. Что такой костер нельзя тушить и тем более затаптывать – он должен погаснуть сам.

Около Восточных ворот совершается обряд задабривания духов.

Но совсем не та энергетика, соответственно, наблюдается у западных ворот. На Салбыкском кургане западные ворота не сохранились, их местоположение указывают лишь предположительно, по ряду признаков.

Западные ворота кургана.

Внутрь раскопанного кургана входить тоже нежелательно. То, что делают археологи по долгу службы, для всех остальных людей – неприемлемо. Могила – даже если ей три тысячи лет – остается могилой, тем более такая, в которой несколько человек были умерщвлены насильственно. И даже пролетевшие века не в силах изгладить память об этом. Раскопанную усыпальницу достаточно обойти по периметру – но не нужно забывать, что здесь есть свои «белые» - (полезные) и «черные» камни.

Салбыкский курган

И третий обряд проводят. Когда покидают Салбыкскую долину царей. На выезде необходим обряд прощания – духов вновь кормят и просят прощения за то. Что потревожили их покой – и очищение. На этот раз очищение производится с помощью воды – по крайней мере, руки вымыть обязательно.

Только такое посещение – с соблюдением необходимых условий, с особым настроением и уважением к тем, кто жил здесь до нас, с выполнением всех обрядов – окажется целительным и принесет пользу.

Ведь Салбык на самом деле уникален, таит в себе множество загадок, разгадать которые пока не под силу.

IV. Салбыкский курган как древнее пирамидальное сооружение.

В результате изучения Салбыкского кургана, а также чтения литературы о Египетских пирамидах, нами было проведено сравнение в строении и способах захоронения. Отдавая себе отчет, что есть много различий между ними, все же мы постараемся доказать, что Салбыкский курган тоже является величественным пирамидальным сооружением древности.

Во-первых, назначение данных построек. Египетские пирамиды - усыпальницы фараонов. Возведение пирамиды было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Они возвышались над всем городом мертвых — бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.

Долина царей также представляла собой гробницы высшей аристократии тагарцев. Археологи неслучайно назвали долину «Царской», поскольку кроме Салбыкского кургана здесь располагаются и другие не менее грандиозные усыпальницы вождей древних царств Среднего Енисея. В те далекие времена такого рода погребальные сооружения возводились по всей Хакасско-Минусинской котловине. Но размеры Салбыкского кургана, впечатляют и сегодня. Для ученых до сих пор остается загадкой, кем же был этот могущественный человек? Но никто не сомневается в том, что 2400 лет назад, в Хакасско – Минусинской котловине не было никого могущественней этого царя.

Во-вторых, мифология погребальных обрядов. Древние египтяне боялись смерти и верили в загробную жизнь. Для этого они устраивали церемонию захоронения со всеми ритуалами, жертвоприношениями. Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов можно увидеть в погребальных усыпальницах

Вход в пирамиду находился на северной её грани, внутрь вёл низкий коридор, причём угол наклона коридора был равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда по представлениям египтян направлялась душа умершего – Ка (в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека, рождающаяся вместе с ним и определяющая его судьбу).

Тело только что умершего человека передавалось специалистам по бальзамированию. Самая первая операция заключалась в извлечении мозга. Затем специальными средствами плоть и мышцы полностью растворялись и оставались лишь кости, обтянутые кожей. Лицо последовательно покрывали несколькими слоями ткани так плотно, что снятая многослойная маска могла служить формой для отливки гипсового портрета покойника. После смерти тщательно забальзамированное тело властителя помещали в погребальную камеру пирамиды. По египетским представлениям, считалось чем-то вроде двойника, его «вторым я», которое покидало тело в момент смерти и могло свободно перемещаться между земным и загробным миром. Покинув погребальную камеру, «Ка» устремлялось на вершину пирамиды. Там уже находился отец фараонов – бог солнца Ра в своей солнечной ладье, в которой умерший фараон начинал свое путешествие в бессмертие.

Расшифровка писаниц тагара также позволяет заглянуть в мифологический мир древних сибиряков. Об этом говорят горизонтально расположенные фигурки. Точки вокруг рисунков, ни что иное, как звезды. Таким образом, души людей перемещаются к небесным богам. Вполне возможно, что подобное путешествие ожидало не все души, а только те, которые вели благопристойный образ жизни в среднем, земном мире. Остальных же ждал мир подземный, своеобразный ад.

Рядом с погребением царя тоже были обнаружены жертвоприношения - останки еще 6 человек. Часть их была членами царской семьи, другие же: женщины-служанки и 2 молодых воина были специально убиты, чтобы сопровождать, служить и охранять своего повелителя в загробной жизни. Становится ясно, что власть этого могущественного человека распространялась и на жизнь и на смерть своих соплеменников. У старца был удален головной мозг, черепная коробка набита травой, мягкие ткани удалены. Кости были скреплены веточками с обеих сторон позвоночника. Т. е. либо царя привозили из далека хоронить или его показывали перед смертью, прощались с ним. Величественней этого человека не было. Тагарцы также обмазывали лицо усопшего глиной и снимали посмертную маску.

На каменных стелах обозначены знаки-тамги. Учеными было установлено, что знаки-тамги, высеченные на ограде Салбыкского кургана, аналогичны некоторым знакам, обнаруженным в Монголии, горном Алтае, в Средней Азии, Иране и на Южном Урале. Такого рода письменные свидетельства, могут являться косвенными следами участия жителей Саяно – Алтая или их непосредственных соседей в миграциях на запад, происходивших в III – II веках до нашей эры.

Знаки тамги на Салбыкском кургане бесценное свидетельство, демонстрирующее участие племен тагарской культуры в иранском мире, и подтверждающее генетические и брачные связи с южными и западными соседями, поскольку несанкционированное использование чужих тамг соседями, неизбежно вело к войне или кровной мести. Знаки тамги, изображенные на плитах Салбыкского кургана, и встречающиеся у других народов древней Евразии, свидетельствуют о реальном составе иноэтнических гостей на поминках древнего степного царя. Но есть изображения уникальных типов тамг, свойственных только местным племенам.

В-третьих, непосредственно постройка гробниц. Когда-то, на заре египетской цивилизации, над захоронениями знатных египтян воздвигались огромные насыпи – курганы. Чем знатнее был умерший, тем большего размера курган. Он напоминал о былом величии фараона. Но вот беда: со временем насыпь расползалась под собственной тяжестью, а ветры ровняли ее с землей. А ведь египетским правителям хотелось, чтобы грозная память о них пережила тысячелетия! Сам ли фараон Джосер додумался, или кто-то подсказал ему, но вот только над гробницей, предназначенной этому египетскому царю, была воздвигнута не насыпь, а ступенчатая пирамида из небольших каменных блоков. Позже появились Великие Египетские пирамиды. Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян.

Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство великой пирамиды потребовалось 20 лет. Она была создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн.

Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора. Для того чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место.

Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были, затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа.

Для безопасности заботливо и тщательно закрывали вход в погребальную камеру, перекрывали коридоры, замуровывали главный вход в пирамиду. И эта микроскопически точная работа, столь удивительная при могучей массе пирамид, уже дело рук не египетских инженеров, а безымянной, угнетённой народной массы, которая имела в своём распоряжении лишь самые примитивные инструменты из меди и отшлифовывала каменные плиты ручным способом, песком и водой. « Простейшие технические средства» строителей пирамиды были гениальными. Они использовали рычаги, катки и откосы.

На просторах Салбыкской степи, почти 2,5 тысячи лет назад, древними людьми, являющимися представителями тагарской археологической культуры, была воздвигнута четырехгранная усеченная пирамида, обложенная до самой вершины дерном, основанием которой служили огромные плиты песчаника, а по углам ограды были установлены высоченные стелы. Со стороны восхода солнца, внутрь усыпальницы вел ход. На момент окончания строительства кургана, его высота достигала от 25 до 30 метров, в диаметре более 100 метров. За 25 веков насыпь сильно оплыла и величественная пирамида превратилась в пологий холм, чья высота достигает теперь 12 метров. Основу этого грандиозного погребального сооружения составляли каменные плиты (обломки скал), вкопанные на боку плита за плитой, образовывая квадратную ограду, длина стороны которой составляла 70 метров. Вес каменных глыб достигает 30 – 50 тонн, а их высота на сегодняшний день составляет от 3 до 6 метров.

В процессе исследований окрестностей долины царей, археологами были обнаружены древние каменоломни, в которых в IV веке до нашей эры добывался камень для строительства кургана. Находились эти каменоломни за 70 км от кургана на берегу Енисея.

Непосильный труд сотен людей был устремлен к одной цели – соорудить усыпальницу небывалых размеров, и тем самым увековечить память о великом правителе той эпохи!

Сам процесс сооружения кургана проходил в несколько этапов. На размеченной площадке были установлены многотонные стелы, уже в заранее заготовленные для них ямы. Все глыбы были вкопаны специальным образом: каждая была повернута своей узкой и более высокой стороной к востоку.

После того как все каменные стелы были установлены, то размеры усыпальницы тем самым были определены, и древние строители приступали к сооружению сплошной каменной ограды, сооружаемой из огромных плит, врытых на ребро между вертикально вкопанными стелами. Всюду ограда имела одинаковую высоту, и на сегодняшний день, она возвышается над уровнем земли на 3 метра.

Вход в ограду располагался с восточной стороны, ширина «ворот» составляет 5 метров. Вход в гробницу был обозначен специальными стелами, отличающимися от других стел размерами и формой.

Внутри каменной ограды соорудили деревянный склеп в виде усеченной пирамиды. Потолок склепа был сделан из шести слоев бревен, положенных крест накрест. Таким образом, толщина потолка в конечном итоге достигала 2,5 метров. Размеры верхнего основания пирамиды составляла 8 на 8 метров, а нижнего основания – 18 на 18 метров. Деревянный склеп накрывал двухметровой глубины яму, ширина которой составляла 5 на 5 метров, в которую был опущен сруб в четыре венца. Весь склеп, как с внутренней, так и с наружной стороны, был покрыт толстым слоем прошитой бересты.

В гробницу вел бревенчатый коридор, покрытый берестой, который был направлен не к восточному входу, а в противоположную сторону, к глухой западной стене ограды. Вероятно, коридор – это своего рода символ мифической дороги, по которой душа умершего должна была найти путь в мир загробный. Таким образом, в центре квадратной каменной ограды был установлен деревянный склеп, в котором и был похоронен старец – воин. Над деревянным склепом была возведена огромная земляная насыпь в виде пирамиды, высота которой достигала в 25-30 метров, устланную дерном.

По мнению Игоря Леонидовича Кызласова, доктора исторических наук, Салбыкский курган идентичен египетским пирамидам, а также захоронениям древних на побережьях Черного моря. Ведь, если в Египте пирамидальные курганы строились из камня, то у нас, в Хакасии – из земли. Это сейчас хакасские курганы пологие, больше напоминающие холм, чем пирамиду. А строились они пирамидальными. Это мало кто еще знает.

По мнению ученого В. Е. Дмитриева, подобно египетским фараонам, тагарский вождь пожелал увидеть свою гробницу еще при жизни. Курганы тагарских вождей тоже сооружались при участии большого числа людей и в течение длительного времени. Сами погребения сопровождались жертвоприношениями. Племена азиатских степей создали столь высокую культуру, что и собственно скифы.

Наука о сибирских древностях неоднозначна. В ней за последние годы проходит становление новой отрасли, нацеленной на подтверждение давнего внимания первобытного человека к Небу и светилам, на отыскание ведений о бытие, в согласии с гармониями движения в космическом пространстве Луны и Солнца.

Астроархеология призвана выявить в памятниках древних культур «астрономические аспекты». По глубине астрономических познаний сибиряки ни в чем не уступали Древнему Египту.

Мировая система пирамид

Существует множество предположений по поводу того, кто же построил пирамиды Египта и Мексики, начиная от объяснений по перетаскиванию каменных блоков большим количеством людей и кончая гипотезами об инопланетных строителях. Кто же построил зеркально-пирамидальный комплекс Тибета? И многое, многое другое.

Мы придерживаемся версии, что все эти древние монументы составляют сложную паутину древних знаков, которая построена для чего-то, о чем нам пока не понять

И вот почему: по недавним подсчетам и открытиям группы ученых под руководством Мулдашева Эрнста Рифгатовича, расстояний между древними монументами и Северным полюсом.

Расстояния: Салбыкский курган - Северный полюс - гора Кайлас; Кайлас - Северный полюс – Стонхендж; Стонхендж – Египетские пирамиды - Северный полюс; Северный полюс – Стонхендж – Бермудский треугольник - получаются разные треугольники и линии с одними и теми же расстояниями 3333 км, 3999 км и 6666 км.

В ходе тибетской экспедиции найдена связь обнаруженной группы тибетских пирамид с другими монументами древности. Основные монументы (египетские и мексиканские пирамиды, остров Пасхи и комплекс Стонхендж в Англии) на первый взгляд бессистемно раскиданы по нашей планете. Но если в исследование включить тибетский комплекс пирамид, то появляется строгая математическая система их расположения на поверхности Земли. В частности, если от главной пирамиды Тибета - горы Кайлас провести ось на противоположную сторону земного шара, то эта ось укажет точно на. остров Пасхи с его загадочными каменными истуканами. Если же соединить меридианом пирамидальную гору Кайлас с египетскими пирамидами, то продолжение этой линии выводит опять-таки на остров Пасхи, а расстояние от тибетских пирамид до египетских и от острова Пасхи до мексиканских пирамид одинаковы. И это может увидеть любой человек на глобусе.

Проведены расчеты на компьютерной модели земного шара. Получилось, что расстояния между древними монументами: Кайлас, Мексиканские пирамиды и о. Пасхи с Кайлас, Египетские пирамиды, о. Пасхи составляют два равных треугольника.

Можно предположить, что в районе Бермудского треугольника, в соответствии с приведенной схемой профессора Мулдашева, затонул какой-либо монумент древности. И этого нельзя исключить. Все легенды о Бермудском треугольнике становятся объяснимыми, если предположить, что затонувший монумент, подобно пирамидам и каменным "зеркалам" Кайласа, меняет течение времени, искривляет пространство и т. п. А в легенды можно не безосновательно верить: уже четвертая экспедиция была проведена, следуя по легендам, которым впоследствии находятся научные обоснования.

На противоположной от тибетских пирамид стороне земного шара находится остров Пасхи. Там имеются каменные истуканы, но пирамид, увы, нет. А на Кайласе есть и то и другое. Предполагается, что в районе острова Пасхи и в самом деле должны быть затонувшие пирамиды. Более того, у Елены Блаватской есть указания на то, что где-то в Тихом океане затонула огромная пирамида.

К сожалению, в тибетских текстах не были найдены упоминания о существовании мировой системы пирамид. Но важным намеком на это является высота основной пирамиды Тибета - горы Кайлас - 6714 метров. Дело в том, что расстояние от Кайласа до монумента Стонхендж составляет 6714 километров, так же как от Стонхенджа до Бермудского треугольника и от Бермудского треугольника до острова Пасхи. Кроме того, расстояние от Кайласа до Северного полюса тоже составляет 6714 километров. Последний факт особенно любопытен, так как в древних тибетских религиозных текстах и у Блаватской упоминается, что до Всемирного потопа Северный полюс располагался в районе Тибета и был обителью "сынов богов", а Всемирный потоп был вызван смещением полюсов Земли. Возможно, что именно точка горы Кайлас была точкой бывшего Северного полюса, а загадочные строители пирамид отразили высотой пирамиды Тибета расстояние предстоящего или происшедшего смещения полюсов. Но в одном случае фигурируют метры, а в другом - километры. Пирамиды, предполагает профессор Мулдашев, строились с целью вхождения в мир тонких энергий. Надо еще отметить, что главное западное "зеркало" Кайласа направлено точно на египетские пирамиды, а два северных "зеркала" - на мексиканские. Кстати, египетский сфинкс смотрит на Кайлас.

По логике, такая же параллельная система пирамид и монументов должна существовать и на противоположной стороне земного шара. Но ведь не найдено пирамид. Когда была начерчена такая же система на противоположной стороне, то оказалось, что все места, параллельные египетским и мексиканским пирамидам и монументу Стонхендж, находятся под водой. Поэтому мы о них не знаем. Может быть, их когда-нибудь и найдут другие исследователи. Ведь есть же исследования в американском озере Рок, предполагающие, что на дне озера сохранились древние пирамиды, построенные еще до ледникового периода. Крупный российский физик Георгий Тертышный провел анализ этой мировой системы пирамид и пришел к выводу о возможности существования на Земле и других комплексов пирамид.

Если это так, то с какой целью была создана мировая система пирамид и монументов древности? У людей пока не хватает знаний, чтобы ответить на этот вопрос. В числе прочего можно предположить, что система пирамид была кем-то и когда-то создана для связи Земли с космосом.

Мировая система пирамид

Гора Кайлас. Тибет. Салбыкский курган. Хакасия.

Стонхендж. Англия. Пирамиды в Египте.

Пирамида Луны. Мексика. Каменные истуканы. Остров Пасхи.

Вообще, информации по Салбыку много разной и противоречивой. Это и то, что человек, для которого предназначался курган, погиб в боях далеко от этого места и армия его была разбита. И то, что в могиле находился самый могущественный из динлинов. Есть мнение, что в долине царей специально был создан курган, превосходящий по размерам остальные захоронения, чтобы отвлечь будущих мародеров от могил Царей. Считается, что это был древний храм и астрономическая обсерватория.

Назначение данных построек идентично. Салбыкский курган – гробница царя Хакасско-Минусинской котловины, Египетские пирамиды – гробница фараонов. Как фараон, так и тагарский царь пожелали увидеть свою гробницу еще при жизни.

Мифология погребальных обрядов во многом имеет сходство.

Древние египтяне верили в загробную жизнь, в разделение душ после смерти. Тело перед захоронением бальзамировали. Многочисленные фрески в усыпальницах также передают религиозные сюжеты захоронения. Церемония захоронения сопровождалась жертвоприношениями.

Аналогично по мифологии и захоронение на Салбыке. Тагарцы верили в загробную жизнь и разделение души после смерти. Это, например, отражено в писанице «Летящие человечки». Рядом с погребением на Салбыке принесены жертвоприношения. Тело погребенного царя также бальзамировали. На каменных стелах ограды захоронения обозначены знаки-тамги, отражающие клановую собственность. Они наносились при совершении поминального обряда.

Постройка гробниц имеет ряд схожих черт. В первом и во втором случае использовался непосильный труд большого числа людей, и постройка продолжалась в течение длительного времени.

В Египте пирамидальные курганы строились из камня, в Хакасии – пирамида усеченная, обложенная до самой вершины дерном, основанием которой служили огромные плиты песчаника.

При постройке гробниц строительный материал в обоих случаях добывался в специальных каменоломнях. Вес каменных плит огромен, хотя техника примитивная. Но способ кладки, подгонки идеален в обеих гробницах. Наличие разных входов в гробницы, коридоров, ориентирование построек по сторонам света – тоже имеет сходство.

Таким образом, данные выводы предполагают следующее заключение: Салбыкский курган – древнее пирамидальное сооружение.

К тому же, если учесть последние подсчеты и открытия группы ученых под руководством Э. Р. Мулдашева, Салбыкский курган входит в мировую систему пирамид.

Пока существует хотя бы одно объективное наблюдение, которое не может быть объяснено с помощью существующих законов природы, эти законы нельзя считать окончательными. Любое необъяснимое явление, если не может быть объяснено, то ему должна быть создана гипотеза для объяснения, которая не противоречит существующим законам и объективным наблюдениям, а является расширением существующих законов.

Человечество не разгадало еще много тайн:

Существовала ли Атлантида и как она погибла?

Была ли жизнь на Марсе?

«Бермудский треугольник» - вымысел или реальность?

Поймаем ли мы когда-нибудь лохнеское чудовище?

Что взорвалось в 1908 году в Тунгусской тайге?

Тайна «Ангара-18»; потерпел ли катастрофу в Розуэлле в 1947 году инопланетный корабль?

Кто и зачем построил египетские пирамиды?

Есть ли жизнь после смерти? Правда ли, что люди, пережившие клиническую смерть, попадают в загробный мир?

Как и почему происходит возгорание человека?

Можно ли увидеть будущее? Феномен Ванги, Эдгара Кейса, Нострадамуса до сих пор не раскрыт.

Существовало ли до человечества еще шесть цивилизаций и куда они пропали?

Как зародилась жизнь на Земле?

Что за светящиеся шары сопровождают самолеты в полете?

Кто и зачем построил Стонхендж?

Существовала ли Гиперборея – древний материк в районе Северного полюса?

Появляются все более интересные сенсационные открытия. Например, что древние сооружения Египта не что иное, как гигантские терминалы, предназначенные для дальней или сверхдальней космической связи; или недавние исследования новосибирскими археологами плоскогорья Укок, где найдена принцесса Укока.

Может быть, когда-то другие исследователи смогут открыть эти тайны.

В настоящее время радует, что к проблеме изучения древних памятников уделяется все большее внимание. В 2007 году, с целью сохранения Большого Салбыкского кургана как историко-культурного памятника, министерством культуры Республики Хакасия всей «Долине царей» присвоили статус муниципального музея под открытым небом - «Древние курганы Салбыкской степи». Данный проект включает два археологических музейных комплекса «Большой Салбыкский курган» и «Курган Барсучий лог». Цели создания музейного комплекса - развитие организованного научно-культурного туризма в Хакасии, и, конечно же, охрана уникальных памятников древней истории Южной Сибири!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)