Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Портфолио как средство оценки личностных достижений учащихся

На сегодняшний день все общеобразовательные программы в школах направлены на личностно-ориентированные технологии. В свою очередь технология личностно-ориентированного обучения – это системная категория, имеющая определенные структурные элементы: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик и учитель, результат деятельности.

Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Данным вопросом занимались такие ученые как К. Д. Ушинский, А. В. Мудриков, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, М. Е. Кузнецов и др. Основной задачей личностно-ориентированного обучения является развитие личностных способностей учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.

Именно в начальной школе происходит формирование и развитие личностных качеств каждого учащегося.

Изменения, произошедшие в содержании образования за последнее десятилетие (перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий), влекут за собой и изменение системы оценивания. Известно, что с 1992 г. согласно Закону «Об образовании», каждая школа имеет право использовать ту систему оценивания, какую считает нужной. Так же вышел приказ Министерства образования Р. Ф. «О возможном использовании безотметочного обучения в начальной школе».

В основе безотметочного обучения лежит личностно-ориентированная направленность. Безотметочное обучение – обучение, при котором ребенок

4 учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями.

Данную систему оценивания используют некоторые школы города Белова и Беловского района. Проблемой оценки личностных достижений учащихся при безотметочном обучении занимается педагогическая мастерская созданная на базе Беловского педагогического колледжа.

При использовании безотметочной системы оценивания личностных достижений учащихся в школе были определены противоречия:

1. между накопленным теоретическим материалом и практическим применением этих знаний. В школах отсутствуют методические разработки, рекомендации.

2. между содержанием безотметочной системы оценивания и отсутствием специальной методико-педагогической подготовки учителя.

Необходима комплексная работа по рассмотрению таких вопросов:

1. что оценивать (что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

2. как оценивать (какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

3. каким образом оценивать (этапы осуществления оценивания);

4. что нужно учитывать при таком оценивании (педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема безотметочной системы оценивания личностных достижений учащихся в школе очень актуальна, поэтому нами была выбрана данная тема «Портфолио как средство оценки личностных достижений учащихся».

Объект исследования – личностные достижения учащихся.

Предмет исследования – оценка личностных достижений учащихся посредством портфолио.

Цель исследования: Изучение и выявление особенностей использования портфолио для оценки личностных достижений учащихся.

Были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность оценки личностных достижений учащихся.

2. Раскрыть особенности построения портфолио как одного из средств оценки личностных достижений учащихся.

3. Разработать портфолио для сбора и оценки личностных достижений учащихся начальной школы.

Оценка личностных достижений учащихся

Личностные достижения учащихся как результат развития личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является личность и её развития в специально организованных условиях. Она рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного, всестороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.

Всестороннее развитие личности – это сложный, многоплановый процесс, включающий в себя развитие и формирование духовного, умственного, физического и социального компонентов личности.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое (физические, морфологические, биохимические, физиологические изменения) неотделимо от социального психические, духовные, интеллектуальные изменения). Ребёнок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества. Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой природное существо, способное к саморазвитию, обладающее естественными задатками, внутренними силами и стимулами их развития.

Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности сложны и оказывают неодинаковое воздействие на неё на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Л. С. Выготский считал, что развитие личности – сложный процесс, имеющий свои определенные стадии, но переход на следующую стадию с первого момента жизни ребенка совершается не только биологическими законами адаптации организма к среде, но и под действием системы обучения. По Л. С. Выготскому развитие – это возникновение нового. Поэтому стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. теми качествами и свойствами, которых не было раньше.

В. В. Давыдов определяет субъекты учебной деятельности как учащегося, способного «совершенствовать, учить самого себя. Это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно. »

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых основными являются мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности.

Развитие личности по Б. Г. Ананьеву – это совокупность процессов качественного изменения психологической целостности человека, усовершенствование его функциональной готовности, формирование новообразований, которые обеспечивают личности возможность решать свои жизненные проблемы. В процессе взаимодействия личности и условий среды, в структуре психики ребенка происходят качественные изменения.

Изменения, возникающие в личности, происходят благодаря борьбе противоречий. Противоречия – являются движущей силой развития личности, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появление новых потребностей.

Можно сделать вывод о том, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами и причинами, влияющими на них. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Материальной основой жизни ребенка является организм. Физическое развитие ребенка – это процесс роста его организма, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности.

Психические свойства личности определяются эмоциональным, духовным развитием. Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что приводит к очередному изменению.

Влияние наследственности и среды изменяется воспитанием. Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентиров.

Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. И. Кант утверждал: «В детях заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать

9 природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Традиционный – рассматривает достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений, навыков, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки.

Большее внимание уделено учебной деятельности, а диагностика достижений представляет собой фиксацию уровня обученности учащихся, которая характеризует уровень освоения знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности.

Второй подход – признание необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований. [23]

В течение десятилетий в отечественной системе образования главенствовал традиционный подход к оценке достижений учащихся. Существовало несколько причин:

1) социоцентрический характер образования – главная цель формирование исполнителя;

2) искусственное деление единого педагогического процесса на обучение и воспитание – на два составляющих, каждому характерны собственные цели, средства, результаты, субъекты деятельности.

Современные педагоги и психологи понимают, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности. Необходимо

10 отслеживать индивидуальное продвижение в процессе освоения ЗУН, развития личностных процессов, формирование личностных образований.

Гуманистическое образование ориенторовано не столько на результат, соотносимый с определенным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся:

• степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности;

• личностное продвижение учащихся в процессе освоения ЗУН, развития психических процессов, личностных качеств.

Достижения учащихся складываются из личностных и учебных достижений учащихся. Личностные достижения – характеристика личности, отражающая степень ее социализации, т. е. взаимодействие человека с обществом (спортивные, творческие и др. достижения учащихся).

Учебные достижения – это те знания, умения, навыки, которыми учащийся овладел на данный момент времени. Учебные достижения входят в личностные достижения. Достижения учащихся объединяют в себя степень социализации и уровень сформированности конкретных знаний.

Учителя современных школ большое внимание уделяют диагностике учебно-воспитательного процесса. Достижения учащихся зависят от условий протекания учебного процесса и уровня развития учащихся. После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать какие результаты достигнуты; насколько эффективным был процесс; что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно.

Результаты диагностики необходимо проанализировать и сделать вывод по каждому ученику. В современной школе больше внимания уделяется формированию нравственных качеств личности, развитию творческого, художественного потенциала.

Воспитание и обучение это взаимосвязанные между собой компоненты педагогического процесса. Воздействуя на развитие человека, воспитание

11 само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень. На воспитании основывается развитие человека. В педагогическом процессе необходимо учитывать все условия, влияющие на развитие личности как внешние, так и внутренние. Личностные достижения и учебные достижения, дополняя друг друга, образуют единое понятие – достижения учащихся.

Средства оценки личностных достижений учащихся при безотметочном обучении

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль необходим для успешного протекания педагогического процесса. Он направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые изменения в течение учебно-воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же перестройки всей системы работы. Педагогический контроль осуществляется с помощью разнообразных методов.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.

Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений.

Наряду с наблюдениями в учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля.

Устный индивидуальный контроль (беседа) – выявление учителем знаний и умений отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более

13 конкретных, уточняющих, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала.

При устном фронтальном контроле (опросе) – учителем подбираются логически связанные между собой вопросы по небольшому объему материала. Учащиеся отвечают с места и дают краткие, лаконичные ответы. Опрос применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени.

Письменный контроль характеризуется высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности всего класса и каждого ученика в отдельности

Кроме контрольных работ и самостоятельных часто испозьзуют тестирование. Тестирование – это метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий – тестов.

С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития свойств в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Практический контроль применяется для проверки умений и навыков учащихся. К таким методам относятся: решение экспериментальных задач по учебным предметам, постановка и проведение несложных опытов, наблюдений, отдельных операций в школьных учебных мастерских. Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физвоспитания, математики др.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Этот метод

14 не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок. Возможности использования контролирующих устройств, применяемых в школе, очень велики. Но они используются не всегда эффективно, т. к. учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничивается возможность самоконтроля.

Между различными методами существует взаимосвязь. Методы при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь одинаковыми, меняются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса.

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. Необходимо различать оценку от отметки. Оценка – это педагогический процесс, который определяется умением учителя давать словестную характеристику учащемуся за выполненную работу. Отметка – это условно-формальное выражение оценки.

Оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка связана с контролем и является его следствием. Она должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.

Контроль и оценка способствуют:

1) выявлению знаний,умений, навыков каждого ученика;

2) раскрытию причин слабого усвоения материала;

3) овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

4) стимулированию ответственности учеников.

Предметом контроля является сравнение, а конечным результатом – продукт конкретной деятельности. С помощью контроля знаний, умений, навыков устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения школьниками учебного материала. Грамотно организованный и эффективный контроль не существует самостоятельно, отдельно от целостной деятельности, а находится в общей структуре.

Педагогический контроль должен обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Внешний контроль осуществляется другой личностью, учителем, и в организации учебного процесса является первичным. В младшем школьном возрасте вся учебная деятельность формируется под контролем преподавателя. Но при грамотной организации образовательного процесса необходимо целенаправленное формированое самостоятельного, внутреннего контроля.

Становлению самоконтроля способствует также формирование множества характерологических особенностей личности: ответственность, дисциплинированность, исполнительность, самокритичность. Самоконтроль должен быть осознанным, принятым личностью.

Контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях – формированию самооценки. Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений, навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Это поможет учителю определить, на чем следует больше задерживать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

Контроль связан с процессом оценивания результатов обучения. Организация педагогической деятельности без оценки невозможна, т. к. оценка знаний учащихся – это комплексный, длительный, систематический процесс, являющийся компонентом деятельности и показателем результативности. Его основное предназначение заключается в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков тем, что предварительно требуются в конце учебного процесса.

На всех этапах развития школы в ее организации всегда искали эффективные пути реализации оценочной функции учителя. Оценочная система традиционной школы направлена на то, чтобы регулировать процесс получения ученических знаний, умений, навыков.

Новой целью образования стало воспитание саморазвивающейся личности. В развивающем обучении ценностью является способность учащихся к организации самостоятельной деятельности. Оценка определяется индивидуальным характером саморазвития каждого ребенка.

Процесс оценивания включает в себя деятельность педагога и деятельность учащихся. Педагог в процессе повседневной деятельности должен уметь принять индивидуальные достижения учащихся. Учащиеся должны сформировать свою готовность к самооценке полученного результата.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», «Тетрадь открытий», «Портфолио» и др.

Все средства контроля и оценки включают в себя педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг – длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности с целью сбора, хранения, обработки информации о деятельности учащихся.

С действием самооценки и контроля ребенок знакомится уже на первых уроках. Ему предлагается лесенка из десяти ступеней. Каждый ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным.

В качестве одного из способов дифференцированного оценивания используются оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учеником в ходе их совместной деятельности на каждом уроке. (аккуратность, грамотность, внимание, умения слушать и слышать, высказывать свое мнение, творческий потенциал.

Контрольная или самостоятельная работа ученика сопровождается оценочным листом. В первой графе учитель записывает те умения, уровень сформированности которых проверяет данная работа. Во второй графе – номера заданий, соответствующие тем умениям, которые помогут ему выполнить данный вид работы. Третья графа предназначена для прогностической оценки. Прогностическая оценка может выражаться в виде трехцветного индикатора (предварительно оговорив с детьми): красный – «Я не знаю, прошу помощи», желтый – «Сомневаюсь, не уверен», зеленый –

«Знаю, умею». Последняя графа предназначена для оценки учеником уже выполненной работы до или после проверки учителем, в зависимости от цели ее проведения. Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Учитель может познакомиться с вариантами самооценки письменных работ:

• оценка учеником уже выполненной, но непроверенной учителем работы (способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке);

• оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля);

• прогностическая оценка, которая является важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя.

Основные умения № задания прогностическая оценка Итоговая оценка

Из всего многообразия средств контроля и оценки личностных достижений учащихся «Портфолио» наиболее всего отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения.

«Портфолио» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

«Портфолио» имеет свои положительные качества: самооценка результатов, систематичность и регулярность самомониторинга, структуризация материалов «Портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений, аккуратность и эстетичность оформления «Портфолио», целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфолио» материалов, наглядность и обоснованность презентации «Портфолио» ученика.

Умелое использование «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

Портфолио как эффективное средство оценки личностных достижений учащихся начальной школы

Структура и содержание портфолио

В современном образовании в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность. Главная цель в личностно-ориентированном обучении – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей системы оценивания.

Недостатки традиционной пятибалльная система оценивания:

1) не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самооценки;

2) затрудняет фиксацию достижения каждого учащегося, сравнение с предыдущими результатами;

3) является малоинформативной, нельзя узнать о действительном уровне знаний;

4) имеет травмирующий характер для школьника.

При безотметочном обучении оцениваться должны не только знания, умения, навыки, но и творчество, и самостоятельность учащегося во всех сферах школьной жизни. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была оформлена и представлена учителям, учащимся и родителям

(сменные выставки, публикации в школьной газете).

«Портфолио» рассматривается как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Основной смысл «портфолио» – дать возможность самому ребенку показать всё, на что он способен.

Педагогическая ценность «Портфолио»

- смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

- интеграция количественной и качественной оценок;

- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;

«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность;

- развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;

-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

«Портфолио» рассматривается еще и как форма социального партнерства – это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.

При отборе образцов работ учениками учителю следует учитывать вопросы:

1) что считать хорошим показателем для конкретного ученика;

2) какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка, продемонстрированы в данном образце;

3) как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «Портфолио».

«Портфолио» может содержать следующие разделы: карта знаний (рефлексивная таблица), тетрадь личных открытий, творческая тетрадь, тетрадь достижений, дневник роста, дипломы и награды.

Выделяют функции «Портфолио»: диагностическая, целеполагания, мотивационная, содержательная, развивающая, рейтинговая (диапазон знаний и умений).

Метод составления «Портфолио» основывается на анализе способностей ученика, его интересов. Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает работы, выполненные им на уроке самостоятельно или дома, во внеклассной работе.

Разработка «Портфолио» для учащихся начальных классов школ города Белова и Беловского района

В начальной школе используют программы, построенные на развивающем обучении (дидактическая система Л. В. Занкова, система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). Каждая программа имеет свои определенные задачи, цели, методы, приемы, но всех их объединяют принципы развивающего обучения:

1. проблемность обучения

2. оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности ( наглядно-действенное, практическое, наглядно-образное, отвлеченное, абстрактно-теоретическое)

3. индивидуализация и дифференциация обучения

4. решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности

5. педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая личностные качества, способы умственных действий

6. ребенок яляется полноценным субъектом деятельности и своего развития.

В соответствии с этим необходимо развивать самооценку и самоконтроль учащихся посредством средств контроля и оценки личностных достижений.

В ходе исследования была разработана структура «Портфолио», рефлексивная таблица с 1 по 4 классы, позволяющая учителю и учащимся проконтролировать выполненную работу.

Оформить «Портфолио» можно по-разному. Отбор ведется по одному предмету, либо по разным в течение одного года (четверти) или на протяжении всех лет обучения. Каждая работа сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет, согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Портфель может содержать характеристики учителя и руководителей кружков, фотографии, отзывы.

Структура «Портфолио».

1. Титульный лист.

«Портфолио» моих достижений.

Меня зовут

Фамилия_

Я родился

Я начал заполнять «Портфолио»

2. Содержание.

Содержание «Портфолио»:

Комментарии учителя

Страница для родителей

Досье ребенка (личные документы)

Тетрадь учебных достижений (имеются оценочные листы)

Тетрадь творческих достижений

Личные открытия (дипломы, награды и т. п. )

«Моя страница» (мои увлечения, мои друзья, мой класс, моя школа)

«Портфолио» может содержать в себе рефлексивную таблицу. Эта таблица может заполняться как учителем, так и учеником. Данная таблица содержит основные знания, умения, навыки, которыми должен овладеть учащийся по каждому предмету. После каждой четверти обучения учитель может составлять шкалы изменений ученика. Таблица включает в себя:

• Учебные предметы

• Критерии оценки: Я знаю – 1 балл; Я умею – 2 балла; Я хочу знать – 1 балл

• Содержание знаний, умений, навыков и развитие способностей на начало учебного года и конец учебного года

Учебный предмет Начало года Конец года математика

Я знаю Цифры_ Цифры_

Геометрические фигуры Геометрические фигуры

Таблицу сложения и вычитания

Обратный счет

Пространственные представления

Я умею Считать до 10 Считать до 100

Писать цифры_ Писать цифры_

Рещать задачи Сравнивать предметы и числа

Складывать и вычитать Решать простые задачи

Складывать и вычитать

Я хочу узнать

Русский язык

Я знаю Буквы_ Все буквы и звуки русского языка

Звуки_ Понятия: речь, слог, ударение, звуки, буквы

Я умею Читать по слогам Различать звуки и буквы

Соединять слова Вычленять отдельные звуки и буквы

Составлять предложения из слов Различать гл. , согл.

Правильно называть и писать буквы

Определять ударение в словах

Списывать слова и предложения

Составлять предложения на определенную тему

Проводить звуковой анализ слов

Называть мяг. , тв. Звуки в слове

Обозначать мягкость согласных

Я хочу узнать чтение

Я знаю Буквы_ Буквы_

Звуки_ Звуки_

Наизусть стихотворения Наизусть стихотворения

Я умею Читать по слогам Переносить слова

Переносить слова Устанавливать связь между предложениями

Соблюдать паузу между словами

Плавно читать

Я хочу узнать естествознание

Я знаю Режим дня, Режим дня,

Правила личной гигиены Правила личной гигиены

Правила поведения в школе, на улице

Живую и неживую природу

Группы растений: дикорастущие_

Культурные_

Группы животных дикие_

Домашние_

Представления о Красной книге

Я умею Правильно переходить улицу Правильно переходить улицу

Выполнять правила личной гигиены Выполнять правила личной гигиены

Наблюдать за окр. миром Наблюдать за окр. Миром

Давать словестное описание растениям и животным

Ухаживать за комнатными растениями

Я хочу узнать

Таблица 3 – Рефлексивная карта ученика 2 класса.

Учебный предмет Начало года Конец года математика

Я знаю Геометрические фигуры Названия компонентов «-» и «+»

Цифры_ Числовые выражения и буквенные

Таблицу сложения и вычитания Прямые и обратные операции

Обратный счет

Пространственные представления

Я умею Считать до 100 Считать и называть числа в пределах от 1 до 100

Писать цифры_ Умножать и делить

Сравнивать предметы и числа Решать задачи на умножение и деление

Решать простые задачи Чертить отрезки и прямую

Складывать и вычитать Находить длину, решать прямые и обратные операции, строить геометрические фигуры

Я хочу узнать

Русский язык

Я знаю Все буквы и звуки русского языка Правила переноса слов, части речи,

Понятия: речь, слог, ударение, звуки, буквы

Я умею Различать звуки и буквы Переносить слова

Вычленять отдельные звуки и буквы Вычленять из текста предложения,

Различать гл. , согл. Определять части речи

Правильно называть и писать буквы Применять ъ и ь знаки

Определять ударение в словах Озаглавливать текст

Списывать слова и предложения Определять тему текста

Составлять предложения на определенную тему

Проводить звуковой анализ слов

Называть мяг. , тв. Звуки в слове

Обозначать мягкость согласных

Я хочу узнать чтение

Я знаю Буквы_ Интонацию

Звуки_ _

Наизусть стихотворения

Я умею Переносить слова Соблюдать интонацию при чтении

Устанавливать связь между предложениями Читать плавно по слогам

Соблюдать паузу между словами Находить нужный материал

Плавно читать Переживать прочитанное

Выражать свое отношение к героям произведения

Формулировать свою точку зрения

Я хочу узнать естествознание

Я знаю Режим дня, Отличительные признаки живого

Правила личной гигиены Формы земной поверхности

Правила поведения в школе, на улице Водоемы

Живую и неживую природу ЗОЖ

Группы растений: дикорастущие_ Симметричные и несимметричные объекты

Культурные_

Группы животных дикие_

Домашние_

Представления о Красной книге

Я умею Правильно переходить улицу Различать живые и неживые объекты

Выполнять правила личной гигиены Отличия симметричных от несимметричных объектов

Наблюдать за окр. Миром

Давать словестное описание растениям и животным

Ухаживать за комнатными растениями

Я хочу узнать

Таблица 4 – Рефлексивная карта ученика 3 класса.

Учебный предмет Начало года Конец года математика

Я знаю Названия компонентов «-» и «+» Множество,

Числовые выражения и буквенные Таблицу умножения и деления

Прямые и обратные операции Числа от 1 до 1000

Площадь, периметр

Единичные массы

Я умею Считать и называть числа в пределах от 1 до 100 Находить площадь и периметр фигур

Умножать и делить Сравнивать числа

Решать задачи на умножение и деление Увеличивать и уменьшать числа

Чертить отрезки и прямую

Находить длину, решать прямые и обратные операции, строить геометрические фигуры

Я хочу узнать

Русский язык

Я знаю Правила переноса слов, части речи, Правила написания слов

Я умею Переносить слова Фонетический анализ слов

Вычленять из текста предложения, Разбор сло по составу

Определять части речи Анализировать предложения

Применять ъ и ь знаки

Озаглавливать текст

Определять тему текста

Я хочу узнать чтение

Я знаю Интонацию _

Я умею Соблюдать интонацию при чтении Описывать литературных героев

Читать плавно по слогам Понимать образные выражения

Находить нужный материал

Переживать прочитанное

Выражать свое отношение к героям произведения

Формулировать свою точку зрения

Я хочу узнать естествознание

Я знаю Отличительные признаки живого Характеристики погоды, сезонные явления

Формы земной поверхности Свойства воздуха

Водоемы _

Симметричные и несимметричные объекты

Я умею Различать живые и неживые объекты Проводить наблюдения за погодой

Отличия симметричных от несимметричных объектов Вести дневник наблюдений

Ухаживать за растениями

Я хочу узнать

Рефлексивная карта ученика 4 класса

Учебный предмет Начало года Конец года математика

Я знаю Множество, Доли

Таблицу умножения и деления Проценты

Числа от 1 до 1000 Графики

Площадь, периметр _

Единичные массы

Я умею Находить площадь и периметр фигур Измерять углы

Сравнивать числа Читать дпроби

Увеличивать и уменьшать числа _

Я хочу узнать

Русский язык

Я знаю Правила написания слов Признаки слова

_ Словосочетания

Предложения текста

Я умею Фонетический анализ слов Употреблять знаки препинания

Разбор сло по составу Правописание падежных окончаний

Анализировать предложения

Я хочу узнать чтение

Я знаю _

Я умею Описывать литературных героев Определять сюжет

Понимать образные выражения Тему

Мысль текста

Я хочу узнать естествознание

Я знаю Характеристики погоды, сезонные явления

Свойства воздуха

Я умею Проводить наблюдения за погодой

Вести дневник наблюдений

Ухаживать за растениями

Я хочу узнать

Умелое использование данных таблиц спообствует участию детей в оценке своей собственной работы. Происходит развитие рефлексии, т. е. способности к объективной самооценке своих знаний, поступков, возможностей.

Заключение

Личностно-ориентированное обучение ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

При этом оцениваются личностые достижения, которые содержат и учебные достижения. Любую деятельность учащихся необходимо контролировать и оценивать. Одним из средств контроля и оценки достижений учащихся при безотметочном обучении является «Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении. Метод составления «Портфолио» основывается на анализе способностей ученика, его интересов

Использование безотметочной системы оценивания личностных достижений учащихся в городе Белово и Беловском районе показало эффективность и практическую значимость данной системы.

Однако существуют проблемы, которые требуют разрешения:

• Подготовка учителя к использованию данной системы

• Рассмотреть педагогические условия для эффективного применения в практике «Портфолио»

• Взаимосвязь субъектов образовательного процесса

• Коррекция достижений учащихся

Решать данные проблемы необходимо в комплексе, так как все они взаимосвязаны. Данные проблемы затрагивают содержание начального образования, технологию обучения, нормативно-правовую базу школы.

Поэтому решать их в отрыве от других проблем начального образования не имеет смысла и это не приведёт к улучшению качества образования.

В ходе дальнейшего нашего исследования мы проанализируем пути решения данных проблем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)