Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Портфолио успеха» как средства оценивания учебных достижений младших школьников в условиях альтернативной системы оценивания

Анализ теоретических аспектов проблемы организации системы оценивания учебных достижений в практике начальной школы позволяет утверждать, что в современной начальной школе необходимо внедрять новые способы оценивания и стимулирования учебной деятельности учащихся, такие, которые направляли бы ребенка к достижению успеха, учили бы критически относиться к себе и результатам своей деятельности

Создать на уроке ситуацию успеха – это, значит, вселить веру в свои силы каждому ученику, даже самому неуспешному с педагогической точки зрения. Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних - за активное участие, других - за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения, четвертых – за то, что внимательно слушали на уроке, есть и такие ученики, которых благодарю за то, что не мешали слушать другим.

Понятие «ситуация успеха», в психологии и педагогике определяется как ситуация, в результате которой действия, совершаемые человеком приносят ему чувство удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважения. Ученые выделяют четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:

1. Стремление к успеху. Его можно выразить фразой: «Я очень хочу это сделать».

Современная педагогика утверждает, что пока учитель не пробудил в детях желание узнать новое по данной проблеме, не надо их этому учить – это бесполезно.

2. Надежда на успех: «Мне это по силам. Я справлюсь, я уверен в себе». Наличие веры в успех способствует более легкому включению школьников в познавательную деятельность.

3. Вероятность достижения успеха: «Все зависит от меня».

4. Субъективные эталоны оценки достижений: «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».

Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется мотив избегания неудач. Это подвело нас к необходимости поиска способов оценивания учебных достижений учащихся, которые не только стимулируют его успешность, но и при которых у учеников развиваются навыки самооценивания. В связи с этим нами был разработан «Портфолио успеха» школьника.

Основное содержание портфолио определяют уровневая сетка, организующая учебный труд учеников. И рубрики, позволяющие им выразить свое отношение к себе, учебной деятельности и окружающему миру.

«Портфолио успеха» начинается с самых важных для школьника моментов:

– визитной карточки школьника, в которой он записывает необходимые о себе сведения;

– девиза: «Дерзай! Выдумывай! Твори!»;

– задач обучения в текущем учебном году.

«Портфолио успеха» обладает следующими особенностями:

1. Портфолио фиксирует отношения ученика с самим собой. Это форма самовыражения и самоутверждения, позволяющая увидеть уровень своих достижений и самоопределиться в окружающем мире, лучше понимать себя, свою уникальность и ценность.

2. Портфолио – это способ научной организации учебного труда через самооценку усвоения знаний, осознания школьником своих интересов и т. д.

3. Портфолио помогает развитию ученика. Содержание и объем его рубрик зависят от личностных особенностей детей.

Таким образом, основная цель использования «Портфолио успеха» как средства оценивания учебных достижений младших школьников заключается в развитии у учащихся:

– умений анализа и оценки собственной деятельности;

– способности видеть как недостатки, так и достоинства в собственном развитии и учебной деятельности;

– стремления к определению перспектив своего развития.

Анализ экспериментальной работы по использованию «Портфолио успеха» как средства оценивания учебных достижений учащихся показал, что дневник представляет собой не только эффективное средство развития оценочной самостоятельности ребенка и оценки его достижений, но и становится обязательным атрибутом его школьной жизни. Работа школьников с «Портфолио успеха» осуществляется на разных этапах жизнедеятельности ребенка в рамках учебного процесса. Учащиеся работают с портфолио, делают в нем записи, оценивают себя в течение учебного дня, по итогам недели, месяца, четверти года. И если на первых этапах применения «Портфолио успеха» работа ведется под руководством учителя, который объясняет цели, задачи работы с портфолио, правила его заполнения, то позже заполнение портфолио становится потребностью самого ребенка и не нуждается во внешнем контроле.

Использование «Портфолио успеха» в учебном процессе и подготовка учащихся к работе с ним осуществлялась в несколько этапов:

1. Ознакомление младших школьников с целями, задачами, структурой

2. Заполнение титульного листа.

3. Разъяснение учащимся способов самооценивания с помощью линеечек и в соответствии с предложенными критериями.

4. Ознакомление учащихся с рубриками портфолио и их содержательный анализ.

5. Определение способов и периодичности заполнения портфолио.

Дальнейшая работа была направлена на стимулирование потребности младших школьников работы с «Портфолио успеха», обучение их способам оценки и анализа своей деятельности, и в целом, совершенствование методики использования «Портфолио успеха» как средства оценивания учебных достижений учащихся.

Определяя назначение «Портфолио успеха» говорилось о том, что портфолио поможет школьникам научиться оценивать себя, видеть трудности и ошибки в своей деятельности, фиксировать успехи и стремиться к дальнейшему совершенствованию.

Самым ответственным шагом в обучении младших школьников работе с портфолио стало разъяснение критериев оценки. Понимание школьником критерия как средства для сравнения, сопоставления выполненной работы с неким образцом не только способствовало более ответственному отношению к учебным заданиям, но и позволяло ученику дать обоснованную оценку, более критично подойти к собственным достижениям.

В «Портфолио успеха» предлагаются критерии, по которым дети могут оценивать себя, другого, группу, весь класс.

А – аккуратность;

К – красота;

ПР - правильность;

В – выдумка;

ГР – грамотность;

ТР – трудность;

И – интерес;

П – понимание;

СТ – старание;

У – уважение и т. д.

Выбранные нами критерии легли в основу самооценивания учеником своих достижений.

Процедура оценки выполненного учебного задания осуществлялась следующим образом:

1) ученик выбирает критерии, в соответствии с которыми он хотел бы оценить свою работу (выбор критериев и их количество определяются самим учеником);

2) в соответствии с количеством выбранных критериев чертятся линеечки, над каждой из которых ставится обозначение того, или иного критерия;

3) ученик на каждой линеечке ставит знак (в нашей методике это крестик), в соответствии с которым фиксируется уровень его достижений или качество выполненной работы. Место расположения знака на линеечке фактически отражает уровень оценки, данной самим учеником себе за выполненную работу;

4) учитель оценивает работу ученика с учетом, выбранных критериев, и ставит знак на тех же линеечках, фиксируя, таким образом, свое отношение и оценку выполненной работы.

Приведем некоторые примеры записей учащихся в дневнике и словесные расшифровки, которые им соответствуют:

Х Х «Я сегодня постарался, приложил все усилия, поэтому все понял и мне было не трудно».

П СТ ТР

Х Х «У меня сегодня плохое настроение, я не старался поэтому многое, трудно было выполнять задание»

П СТ ТР

В конце недели в портфолио заполняются рубрики «Мне очень нравится» и «Мне совсем не нравится», «Все очень интересно», с помощью которых дети по установке учителя имеют возможность выразить собственное состояние и отношение к происходящему. Такая форма осуществления самооценки помогает детям самоопределиться и регулировать собственные действия.

Приведем высказывания детей, которые предлагаются в оригинале, без редактирования, в целях сохранения уникальности детской мысли.

«Мне очень нравится»: «нравится математика; информатика; учитель; из друзей: Вова, Саша; день экономики; поход».

«Мне совсем не нравится»: «когда шумят на уроке и на перемене; свое поведение; когда дежурный не исполняет свои обязанности; грязная доска; задиры в классе».

«Все очень интересно»: «уроки; интересный поход; физкультура; интересно с подружками искать на перемене; скакать на скакалке».

Следует отметить, что дети заполняют данные страницы в портфолио без страха ошибки, пишут так, как умеют, главное – самовыразиться.

При заполнении рубрик «Какой был (а)», «Какой стал (а)», «Какие были трудности», «Чему можно порадоваться», «Над чем можно поработать» дети пытаются проанализировать свои внутренние изменения и пути развития, наметить дальнейшие пути совершенствования на следующую учебную четверть, следующий учебный год.

Еще, не менее интересные, на мой взгляд, странички в портфолио «Мои успехи» и «Мое здоровье». Страничка «Мои успехи» помогает детям самоутвердиться, понять себя как ценность, учит уважать и ценить себя, другого, выстраивая с ним необходимое общение. На страничке «Мое здоровье» ребенок фиксирует свое физическое состояние, его особенности, причины потери здоровья, способы его сохранения.

Анализируя опыт внедрения дневниковой рефлексии как средства оценивания учебных достижений учащихся, следует отметить, что дети любят свои портфолио, дорожат ими, поскольку они связаны с их внутренним миром, ведь портфолио – зеркало личности ребенка. С помощью «Портфолио» дети учатся критически мыслить, оценивать себя, смело выражать отношение к себе и окружающим. «Портфолио» не имеет завершенной формы, он «растет» вместе с учениками, пополняясь новыми рубриками.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)