Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Потусторонние силы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

традиции и новаторство так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гете. «Фауст»

Появившийся в печати уже после смерти писателя роман сразу же стал предметом споров, рассуждений, несходства мнений по поводу его жанра, который Лакшин определит как миннепею, по поводу героев романа, тематики, прослеживающихся параллелей. Наибольшие споры вызвали герои, символизирующие собой нечистую силу, так они явно не совпадают с устоявшимся в культуре мнением о роли и предназначении подобных персонажей. Почему и чем эти герои отличаются от своих предшественников? Что сохранил автор из имеющихся традиций, а что привнёс своего, авторского?

Гипотеза:

Возможно Булгаков, сын профессора богословия, сам досконально знавший Библию, для выражения авторской идеи попытался в романе в образе героев, олицетворяющих потусторонние силы, отразить не только христианские представления о Сатане и другие культурно-исторические коды, связанные с подобного рода героями, но и для более полного выражения авторской идеи наделить героев романа некими другими, отличными от устоявшихся в традиции чертами.

Цель статьи: определение элементов традиции и черт новаторства в изображении героев, символизирующих собой потусторонние силы.

Задачи:

1. Изучить некоторые имеющиеся в культуре разные представления о нечистой силе.

2. Сопоставить эти представления с образом Воланда и его свиты, определив для этого параметры сравнения.

3. Выявить элементы сходства и различия.

4. Сделать выводы.

Объектом статьи стали представления о потусторонних силах в разных культурах и в романе «Мастер и Маргарита», их трактовки, роль, назначение.

Предмет: черты сходства и примеры новаторства автора.

Методы работы гуманитарные - это изучение, наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, анализ и синтез, абстрагирование и схематизация.

Роман «Мастер и Маргарита» создавался автором более 10 лет. Время работы над ним автор датировал в рукописях по-разному: то с 1928 года, то с 1929. И вариантов названия было несколько: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В. », «Гастроль». Тем самым автор подчёркивал значимость для него именно темы потусторонних сил, их роли в суете жизни, в судьбе каждого, отдельно взятого героя и всех их вместе.

Первая редакция романа была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом он сам сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе». Работа над романом возобновилась в 1931 году. К нему были сделаны черновые наброски, причём здесь уже были включены Маргарита и её безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланду добавлена буйная свита.

Вторая редакция, создававшаяся до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и новые варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Чёрный маг», «Копыто консультанта». Третья редакция, начатая во второй половине 1936 года, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось новое, теперь уже окончательное название, так хорошо известное читателям – «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан. Однако авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Известно, что параллельно он работал над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман стал книгой, с которой он не в силах был расстаться: роман-судьба, роман-завещание. И даже в последние дни своей жизни он продолжал диктовать правки к отдельным сценам, отдавая тающие силы своему детищу. Известно, что последними его словами были не слова прощания с любимой женщиной, женой, а просьба сохранить и опубликовать роман.

Появившийся уже после смерти писателя роман сразу же стал центром пристального внимания. И не только потому, что вызывал восхищение или неприятие у читателей и критики, но и потому, что как-то по-особому представлен в нём образ Воланда и его свиты. Сохранив традиционное христианское представление о нечистой силе как источнике зла, автор несколько изменил предназначение своих героев. Известно, что Библию Булгаков знал почти дословно, и, конечно же, знал о том, как появился Сатана, Люцифер, Падший ангел, который восстал против Бога. За это он и был низвергнут с неба в ад.

Из истории создания романа можно увидеть, что задуман он был автором как «роман о нечистой силе», «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём любование мрачной силой, некоторые – даже капитуляцию перед миром зла. Действительно, Булгаков иногда называл себя «мистическим писателем», но эта мистика не стала для него чем-то главным, решающим, и уж, конечно же, не влияла на его рассудок. Автор ни коей мере не хотел запугивать своих читателей. Просто он представил своё понимание этих сил, их роли. Но при этом сохранил известные традиции.

Из истории появления в культуре образа тёмных сил

Представления о тёмных силах впервые появились в мифологии, которая, как известно, представляла собой первичную форму религии. В мифологии часто какое-либо сверхъестественное существо или существа сочетали в себе разные силы: злые и добрые. Они могли и наказать, и вознаградить человека. Также эти существа связывались с человеком и человеческой душой, они боролись за каждый поступок человека, и, в зависимости от того, кто побеждал, человек поступал тем или иным образом.

Древнегреческие демоны представляли собой неоформленную и неопределённую божественную силу, чаще всего благодетельную, реже – злую. По верованиям древних греков, у различных людей имеются различные демоны, то вселяющиеся в человека, то покидающие его тело. Причём, у одного человека могло быть несколько демонов-хранителей. С демонами невозможно было вступать в разговор, у них не было своих имён, однако были обобщённые названия: демон рождения, демон войны и другие.

В римской мифологии демонам соответствовали гении – личные духи-хранители и покровители домашнего очага. Первоначально гений был божеством мужества и силы духа мужчин. Предполагалось, что гений появляется в виде змеи. Именно это пресмыкающееся было изображено на домашних алтарях Помпеи как символ родоначальника семейства. Также считалось, что своих собственных гениев могут иметь определённые места, постройки или целые города.

В ацтекской мифологии часто упоминаются небесные демоны, которые постоянно стремились разрушить весь мир. Они представлялись в виде звёзд на ночном небе, которые сражались с солнцем во время каждого восхода или заката.

В индуистской мифологии демоны назывались ракшасы. Они обладали способностью менять форму и умели творить самые различные заклинания. Ракшасы могли быть окрашены в различные цвета: зелёный, жёлтый, голубой. Они имели вертикальные зрачки, огромную пасть, пять ног и длинные ядовитые когти. Обычно они принимали обличье животных – собаки, стервятника или совы. Однако при желании могли превращаться и в человека. Ракшасы питались мясом человека либо падалью, в которой уже завелись паразиты. Они жили на кладбище, воровали жертвы богам и пытались всячески навредить людям, насылая на них болезни, сумасшествие или даже вселялись в них.

Немало известен и буддийский демон Маара, искушавший людей и Будду своими дочерьми – Похотью, Жаждой и Восторгом, а также нападавший на всех при помощи волшебства.

В «Калевале» - финском эпосе – упоминается демон Хииси – персонификация зла. Он отождествлялся с лесом, холмами и ручьями. Главному демону Хииси помогали множество мелких демонов, называемых «хийет».

Удивительно разнообразен мир сверхъестественных существ японской культуры. Это они – уродливые демоны с рогами и клыками. Они изображались держащими в руках скрюченную дубину и охранявшими двери ада. Они очень сильны и умны, обладают необычайно упругим телом. Обладают способностью к быстрой регенерации потерянных конечностей и здоровья, поэтому их очень трудно убить. Кроме того, они могут трансформироваться в женщину, чтобы скрыть свой истинный вид, и любят питаться человечиной. Раз в год, 3 февраля, в Японии проводится церемония по изгнанию они.

Подводя итог, можно отметить, что мир демонов и сверхъестественных сил в мифологии разных народов очень разнообразен. Однако при всём кажущемся отличии можно выделить некоторые общие характерные особенности:

- Во-первых, демоны очень часто представляются в ассоциации со стихийными и неподвластными силами природы. Они предстают в виде звёзд, животных, явлений природы или катаклизмов.

- В своём облике они воплощают все человеческие страхи, имеют порой такие внешние особенности, которых нет в реальной жизни.

- Уродство этих существ, конечно же, призвано пугать и отторгать от них людей.

Несколько отличается от мифологии мир языческих демонов. Они представлены целым рядом персонажей. Но все демоны язычников связаны со стихийными силами природы. Наиболее яркие и известные представители – это леший, водяной, русалки и домовой. У лешего рога, козлиные ноги, недаром он выступает как нечистый, как чёрт. Он меняет рост в зависимости от того, идёт ли он по лесу, – тогда он вровень с самыми высоким деревьями, или по лугу – тогда он вровень с травой. Согласно поверьям, леший может явиться зверем, жеребцом, птицей, человеком, даже грибом. Он пугает людей хохотом, бьёт в ладоши, уносит детей, «заводит» путников. Спастись от лешего можно, если его рассмешить. Лешие – властители дремучих лесов, и в некоторых областях их называют лессовыми царьками, господарями над лесом. Водяной – это хозяин водной стихии – морей, рек и озёр, он повелитель и покровитель рыб. Человеку он, как правило, враждебен: пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу, затаскивает в свою водную глубину попавшуюся жертву. Русалки, купалки, водяницы – это ещё один демонический персонаж язычников. В них, как правило, превращались умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещеные дети. Существовало поверье, что русалки живут во ржи, когда она цветёт и наливается, а остальное время пребывают в лесах, но непременно на берегу реки или озера, где купаются или прячутся. Это создания дьявольской красоты, которые дивно хороши и имеют чарующий голос. Русалки, по поверьям, приносят людям вред: пугают, гоняются, топят, убивают, замучивают щекоткой. Они прельщают мужчин, ненавидят женщин, портят скотину и воруют детей. Среди описаний домового преобладают свидетельства о том, что он похож на человека, и не просто любого человека, а хозяина дома, просто на одно лицо с ним. Домовой настолько очеловечен, что с ним можно подружиться – не только заручиться его поддержкой, но и просто по-товарищески общаться. В отличие от домового, банники и овинники – чаще всего злые духи, опасные и враждебные человеку.

Чёрт в народных представлениях и связанных и ними фольклорных рассказах нередко соединяется с образами водяного, лешего или домового. Чёрт всегда таит в себе зло, он никогда не выступает в качестве благодетеля, как иногда леший, водяной и особенно домовой. Это опасное зло, которое человеку удаётся иногда победить с помощью хитрости или Бога, или же крестной силы, ангела. Чёрт соблазняет чаще всего женщин, толкает на самоубийство, провоцирует на страшные преступления, постоянно охотится за человеческими душами. Образ чёрта встречается почти во всех жанрах устного народного творчества. В русском народном фольклоре преобладают два типа чёрта: один как искуситель, носитель злого начала, как антипод Бога, и другой – глупый чёрт.

В христианстве облик демона создавался богословами по принципу териоморфии – от греческого слова «зверь». За основу брался целый комплекс определённых внешних свойств, присущих «нечистым» животным – первоначально – змее, позже – козлу, а также некоторым языческим божествам.

Концепция христианского демона была во многом определена отцами-пустынниками, отшельниками египетских пустынь в 4 – 3 веках до нашей эры. За основу они брали пантеон разгромленных религий. Четвёртый Латеранский собор (1215 год) утвердил положение, согласно которому «дьявол и другие демоны от Бога созданы благими, но сами по своей вине сделались дурными». Согласно решению Трентского (1546 год) дьявол был признан ангелом, сотворённым Богом. Этот же собор осудил тех, кто «говорит, будто он поднялся из тьмы и не имеет себе творца, но сам есть начало и субстанция зла», а также тех, кто «верит в сотворение дьяволом мира, человеческого тела и в то, что зарождение плода во чреве матери – дело демонов». Библия говорит о существовании не только дьявола, но и большого числа его служителей – демонов, бесов или злых духов.

Согласно Библии, демоны обладают следующими характерными свойствами:

* демоны – бестелесные духи

* демонов много

* демоны организованны

* демоны обладают сверхъестественной силой

* демоны знают о Боге и первоначально находились в согласии с Богом

* демонам позволено скитаться по Земле и мучить неверующих

* нередко демоны вызывают болезни и физические поражения

* демоны могут обладать и управлять людьми или животными

* демоны трепещут перед Богом

* демоны распространяют лжеучение

* демоны противостоят народу божьему

* демоны пытаются разрушить Царство Христа

* Бог будет судить демонов на Страшном суде.

Библия говорит о демонах как о падших ангелах. Они ступили на путь греха, поэтому потеряли своё место и пали на самое дно человеческого мира. Библия не допускает возможности победы демонов в битве добра и зла. Все демоны, как и грешные люди, понесут наказание на Страшном суде.

Некоторые литературные представители сил зла

Человечество на протяжении всей своей истории пыталось объяснить природу вещей и событий. В этих попытках люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека или в окружающем мире определяло развитие событий. А сами силы люди воплощали в образах, близких им. Так появились мировые религии, заключающие в себе это великое противоборство. В противопоставлении светлым силам добра появлялись разные образы: сатаны, дьявола, других тёмных сил. Они нашли отражение в религии, мифологии и, конечно же, в литературе.

В литературе образы демонов тоже представлены достаточно широко, начиная со сказок о чертях, водяных, русалках, леших и Бабе-Яге. Эти формы устного народного творчества нашли отражение в творчестве Николая Васильевича Гоголя. В его цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» мы встречам русалок («Майская ночь или утопленница»), чёрта и ведьм («Ночь перед Рождеством»), колдунов («Страшная месть»). Но чёрт у Гоголя не имеет значения повелителя тёмных сил, по своим свойствам он не превосходит лешего или водяного. Изображён он иронично, его легко поймать и подчинить своей воле, как это сделал кузнец Вакула.

Иной образ создал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Демон». Его герой – изгнанник, падший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу:

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!.

Он скитается по миру без цели, без надежды, ничто не тревожит его души, лишь прекрасная Тамара смогла пробудить в его сердце чувства. Но любовь Демона не приносит девушке счастья. Её мучит это наважденье, она теряет свою веру. Мысли об искусителе только рушат все её надежды, не дают покоя, ломают ей жизнь. Демону удалось соблазнить девушку – она умирает. А Демон вновь теряет всякие чувства, вновь продолжается его бесконечное скитание. Демон Лермонтова и сам несчастен, и других тоже делает несчастными. Его образ соответствует христианским представлениям о демонах, о том, что все они – падшие ангелы. Но прослеживаются и средневековые традиции соблазнения демонами невинных девушек. Только у Демона Лермонтова соблазнение оказалось напрасным: он по-прежнему одинок, потерян для мира.

В трактовке Фёдора Михайловича Достоевского именно человеческая душа заключает в себе и демонов, и ангелов. И эта двойственность ведёт к бесконечной борьбе добра и зла, любви и ненависти, веры и безверия в душе каждого. Именно эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского. Наиболее ярко путь от преступления к раскаянию иллюстрирует борьба добра и зла в душе Родиона Раскольникова. В результате побеждает добро, но эта победа не окончательна, битва будет продолжаться бесконечно долго, потому что борьба добра и зла вечна.

Ещё одним великим произведением о воплощении злых сил является «Фауст» Гёте. Его герой Мефистофель вобрал в себя различные представления о злых силах. В основе произведения лежит классическая средневековая легенда о продаже души дьяволу. В истории Мефистофеля и Фауста нашли отражение идеи алхимиков и чернокнижников. Интересна сцена Вальпургиевой ночи, в которой подробно представлены средневековые легенды о ведьмах и колдунах, шабаше, сатане. Таким образом, произведение, написанное в 19 веке, рассказывает читателям о демонических образах, характерных для средневековой мифологии.

Итак, в 19 веке появилось гениальное произведение Гёте – «Фауст», в котором отразилось христианское представление о тёмных силах бытия. А в 20 веке родился другой шедевр: Михаил Афанасьевич написал роман «Мастер и Маргарита». В его романе тоже представлены тёмные силы, и по первоначальным вариантам названия видно, что это – главные силы. Однако и название поменялось, и герои тёмных сил у Булгакова – Воланд и его свита - отличаются от всех, ранее представленных. Трактовка этих образов не так проста и однозначна. Эти герои впитали в себя не только различные представления о тёмных силах, которые уже сложились в культуре к этому времени, эти герои содержат и мысли автора по этому поводу. Подобный синтез породил нечто качественно совершенно новое. Чтобы лучше понять образ авторского Князя тьмы, следует выделить представленные в романе символы и понять их значение. Причём не только исторические символы, но и авторские.

Попробуем раскрыть образ Воланда и его свиты через некоторые символы, обращённые как к ним самим, так и к их прототипам. Для этого следует определить значение некоторых символов:

- символы масонства,

- символы загадок и тайн Воланда,

- символ пуделя,

- символическое появление,

- авторские символы.

Символы, обращённые к прототипам Воланда

Масонские символы

Масонство – всемирная тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Масонство ставит своей целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности.

Ещё при первом знакомстве читателя с Воландом обращают на себя внимание некие масонские символы. Например, во внешности героя и в его предметах. Портсигар у него «огромных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнём бриллиантовый треугольник». Как известно, треугольник, перевёрнутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны. Голубой и белый цвет считаются цветами Иоанова масонства и христианства. Этот же треугольник читатель ещё раз увидит на крышке часов Воланда.

Ещё один символ масонства – белый запон (фартук), который надевают вновь посвящённые во время церемонии. С ним ассоциируется белый плащ Понтия Пилата. Те же белые фартуки можно увидеть в сцене гибели Берлиоза: « дворники в белых фартуках убирали осколки стёкол и засыпали песком кровавые лужи».

Интересна трактовка масонами священного вина. У христиан священное вино символизирует кровь Христа, и это вино своей святостью очищает верующих. Масоны же трактовали это по-своему. Высшие масонские титулы в церемониях употребляли настоящую человеческую кровь. Кровь в романе можно видеть в сцене великого бала сатаны. Маргариту дважды обливают кровью. Первый раз это является частью церемонии превращения Маргариты и подготовки её к важной и ответственной роли хозяйки бала. Второй раз обливание помогает ей вернуть силы и прийти в себя. Она вновь возвращается в свою обычную жизнь. Кровь здесь является важной частью перевоплощения и несёт в себе магическую силу. Также кровь появляется при убийстве барона Майгеля: «что-то негромко хлопнуло, как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет». Коровьев набирает чашу крови из черепа Берлиоза и подаёт её Воланду. Тот выпивает эту чашу, и кровь оказывает своё действие и на него. С ним происходит метаморфоза: «Исчезла заплатанная рубаха, стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре». Он повелевает Маргарите выпить тоже, и, когда Маргарита отказывается, Коровьев говорит ей: «Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья». Тем самым читатель вновь возвращается к христианской легенде о распятии Христа и его священной крови.

Символы тайны и загадки Воланда

Воланд появляется ещё в первой главе романа. Однако образ его неясен и вызывает споры. Кто же всё-таки Воланд на самом деле? Для Бездомного он – иностранный шпион, для Берлиоза – профессор истории, сумасшедший иностранец, для Стёпы Лиходеева – «чёрный маг», для Мастера – литературный персонаж. Несомненно, что в романтической структуре романа образ Воланда несёт большую смысловую нагрузку.

Его портрет даёт двоякое представление о герое. Сводки с его описанием дают самое противоречивое представление. Весь портрет чётко разделён на две половины: « с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые», «брови чёрные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зелёный, у него совершенно безумен, а правый – пуст, чёрен и мёртв», берет заломлен на одну сторону. Даже мнения о нём расходятся: « на поэта иностранец с первых же слов произвёл отвратительное впечатление, а Берлиозу, скорее, понравился, то есть не то, чтобы понравился, а как бы выразиться – заинтересовал, что ли»

Мешают создать целостный образ и постоянно меняющиеся эмоции и настроения Воланда. То он «снисходительно усмехнулся», то «вежливо попросил», то «воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал», или «сделал испуганные глаза», «спросил, даже привизгнув от любопытства», «испуганно обвёл глазами дома», «сладко усмехнулся», «превесело рассмеялся». У Воланда то появляется, то пропадает иностранный акцент. Лики меняются очень часто, не давая понять, что же на самом деле думает или чувствует герой.

Символ пуделя у Мефистофеля и Воланда

Имя Воланду досталось от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем – Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: « Может быть, Фаланд?». В разговоре с Бездомным и Берлиозом Воланд признаётся, что он, пожалуй, немец». Этим он опять как бы делает сноску на героя Гёте.

Также среди деталей, обращающих на себя внимание, несомненный интерес вызывает пудель. Именно в образе этого животного Мефистофель является Фаусту. Первый раз мы видим его ещё в первой сцене знакомства с героем. «Трость с набалдашником в виде головы чёрного пуделя». Но этот символ появляется в романе ещё и в сцене великого бала у Сатаны. На этот раз он упоминается при описании портрета Маргариты в связи с её новым статусом. «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжёлое, в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжёлой цепи». Это украшение чрезвычайно обременяло королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло её согнуться». Ноша королевы тёмных сил всё же томит Маргариту, символы Мефистофеля слишком ужасны и тяжелы для неё, слишком злы, всё её существо отторгает их. Ещё раз изображение пуделя появляется вышитым на подушке, на которую ставит ногу Маргарита во время бала.

Интересны тенденции в изменении внешности Сатаны. Портрет Воланда, хотя и выделяется на общем фоне советской России 30-х годов, всё же создаёт впечатление обычного человеческого образа. Его дорогой серый костюм вызывает ассоциации с иностранцем, но никак ни с чем-то сверхъестественным. В этой ситуации можно вновь обратиться к Мефистофелю. В одной из сцен он недоволен тем, что ведьма не узнала в нём покровителя, что она не уважает его красный камзол и петушье перо. Ведьма же отвечает ему:

Простите, сударь, мне за грубый мой привет!

Но конского при вас копыта нет,

И вороны куда, скажите мне, девались?

Свой отказ от демонических символов Мефистофель объясняет необходимостью общаться с людьми в личине обычного человека:

Цивилизация велит идти вперёд;

Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.

Про призрак северный забыл везде народ,

И, видишь, я рога и хвост, и когти кинул.

Хоть ногу конскую иметь я должен, всё ж,

Но с нею в публике являться не желаю

И вот в фальшивых икрах щеголяю,

Как франтовская молодёжь.

Воланд продолжает традицию «очеловечивания» образа Сатаны. Ему для изучения мира людей надо иметь подходящий облик, дающий право выделяться, но не привлекающий лишнего внимания. Он отказывается от демонических цветов: чёрного и красного и надевает серый костюм, будто желая слиться с московскими улицами. Положение иностранца и специалиста по чёрной магии позволяет ему совершать некоторые поступки, не дозволенные обычному советскому гражданину.

Символы Мефистофеля присутствуют в изображении тёмных сил в романе, но они обычно относятся к внешности героев. Также зачастую они приобретают иную авторскую трактовку или просто отторгаются героями. Тем самым Булгаков показывает разницу между Воландом и Мефистофелем как возможным его прототипом. Это только на первый взгляд они должны быть очень похожи, и лишь внимательный читатель сможет понять истинный смысл этой схожести.

Символы появления Воланда перед Понтием Пилатом

Воланд зримо или незримо присутствует в романе на всех уровнях текста. По его словам, он даже был при допросе Иешуа Пилатом: «Я лично присутствовал при всём этом. И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас – никому ни слова и полнейший секрет!. Тсс!»

В. И. Немцев, исследователь творчества Булгакова, утверждает: «Несомненно, что Воланд находился с Пилатом и после казни, он был в образе любимого Пилатом пса Банга. До этого Воланд, очевидно, был невидимым наблюдателем. Банга появляется тогда, когда Пилата постигла беда. А беда эта – пробудившаяся совесть. Пёс и хозяин всегда неразлучны, причём Банга «утешает своего хозяина и несчастье готов встретить вместе с ним». Они словно представляют одно целое. Воланд всегда за тех, у кого беспокойная совесть, потому что человек, который «всегда прав», погиб для морали. Тем самым повторяется образ чёрного пуделя, в котором Мефистофель являлся Фаусту. И Воланд в образе собаки является Понтию Пилату, он, как и Мефистофель, приходит к Понтию Пилату в критический момент. Но, в отличие от чёрного пуделя, он не толкает его на путь греха, а является ему в виде совести и чести, которые помогают Пилату осознать происходящее и уже совершённое.

Интересно и другое мнение: исследователь романа Булгакова Б. М. Гаспаров считает, что Воланд в сюжетной линии повествования об Иешуа и Пилате является под видом начальника стражи Афрания. Несмотря на отсутствие прямых сходных черт, Гаспаров всё же выделяет тонкие, трудно заметные детали: «способность к внезапной и резкой перемене взгляда», «характерный, маргинальный тембр голоса» (у Воланда голос низкий, а у Афрания – высокий), костюм и его мгновенная смена («хламида») и шпага (меч) на боку. В связи с этой параллелью между Воландом и Афранием можно отметить параллель между убийством барона Майгеля и Иуды из Кариафы. Но самое важное в этом сравнении – функция правосудия, которая объединяет этих героев. Оба они совершают праведную месть, наказывают грешных людей. Это всё дальше отделяет образ Воланда от традиционных тёмных сил и приближает его, если не к светлым, то к нейтральным и справделивым.

Подводя итог, можно отметить, что представленные символы имели параллели с другими известными в культуре или литературе образами.

Авторские символы и мотивы Булгакова

Мотив знания

Если попытаться разобраться в сущности образа Воланда – доброй или злой сущности – можно отметить, и это очевидно, что он, подобно Мефистофелю, несёт в себе некое священное знание. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем. Он способен заглянуть в прошлое, узнать будущее, может читать мысли людей. Но не в этом его главная сила. Это лишь инструмент в его глобальном познании. Он изучает суть добра и зла, в чём смысл их борьбы и в чём сила человека как поля этого сражения.

Старался разжевать я смысл борьбы земной

Немало тысяч лет. Поверь ты мне, мой милый

Так говорит Мефистофель Фаусту. Этому же принципу следует в своей деятельности Воланд. Все его поступки направлены на изучение человека и того, что творится в его душе и сердце. Ведь вечная борьба добра и зла происходит в душе каждого человека. Она не может выйти за её пределы, поэтому добрые и злые силы пытаются усилить своё влияние на людей. Человек, сам того не желая, становится полем для вселенской битвы добра и зла. Воланд наблюдает за тем, как меняется человеческая душа с течением времени в разных странах. Он очень интересуется воззрениями людей, при этом уделяет внимание вопросам философии, религии и идей человечества, обращаясь к бытовой стороне жизни. «Ну что же, люди как люди. Любят деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их». Таков Вывод Воланда о москвичах 30-х годов 20 века. Возможность видеть человечество с высоты, долгий опыт накапливаемых знаний позволяет Воланду оценить людей объективно, без наложения впечатления об эпохе или без других факторов. Как ни странно, но Воланд является также носителем и Божественного знания. В разговоре с Берлиозом и Бездомным он говорит: «Имейте в виду, что Иисус существовал». В истории об Иешуа Га-Ноцри он излагает свою, не библейскую версию смерти Христа и суда Понтия Пилата. Он вовсе не отрицает существования Христа и нисколько не уничижает его, что казалось совершенно логичным для него как представителя стороны зла и тёмных сил. Оценивая своё Великое Знание, Воланд говорит: «Я единственный в мире специалист Я – историк».

Именно в этом заключается авторское отличие Воланда от его предшественников.

Мотив памяти

С мотивом знания неразрывно связан мотив памяти. Воланд, обладая информацией обо всём мироздании, помнит обо всех событиях, имевших место на этой планете. Именно в виде его воспоминаний начинается история об Иешуа и Понтии Пилате, являющаяся одной из главных сюжетных линий романа. Этой необыкновенной памяти противопоставлена его способность убирать из сознания людей все воспоминания о нём. Никто не может вспомнить ни его внешности, ни его имени, ничего, что связывает человека с Воландом.

Эта авторская находка в необыкновенной способности Воланда делает атмосферу вокруг этого героя ещё более загадочной.

Мотив шутовства

С образом Воланда часто связывается образ шута. Нечто подобное есть и в «Фаусте»: Мефистофель в образе шута приходит во дворец императора, желая соблазнить того на неблаговидные поступки.

Однако автором тема шутовства в романе «Мастер и Маргарита» представлена совершенно в другом свете. Чаще всего шут никогда не появляется один. Вечные парные герои – шут и король. Интересно, что Воланду в этой ролевой ситуации пришлось побывать на месте и шута, и короля. На большем протяжении романа отношения Воланда с его свитой представлены именно как отношения короля, повелителя тьмы, и его шутов, делающих всё, чтобы насмешить его. Их нелепые поступки и наряды, реплики порой вызывают страх и смех. Они убивают людей или пугают их, но это представлено в таких комических красках, что невольно читатель улыбается.

С другой стороны, Воланду и самому зачастую приходится надевать на себя шутовскую личину. Его сеансы в варьете вызывают поначалу у публики только смех, и можно с уверенностью сказать, что он сознательно пошёл на это. Комична и ситуация его появления на Патриарших прудах. Его иностранный акцент, мимика, нелепые комментарии вводят в заблуждение, создавая должный шутовской образ. Это необходимо в первые моменты пребывания Воланда в Москве, объяснить такое поведение можно нежеланием сразу раскрывать себя и отвести подозрение. Со временем это теряет смысл и Воланд отказывается от этого образа.

С шутовскими мотивами связан и известный дьявольский хохот, приписываемый многим демоническим существам.

Таким образом, непривычное представление автором мотива шутовства в отношении Воланда, соединение в его поведении и роли шута, и роли короля – это тоже находка и отличие от традиционного понимания.

Театральность

Многие исследователи романа Булгакова отмечают театральные, оперные мотивы в образе Воланда. Его образ наделён некими яркими, немного неестественными деталями одежды и поведения. Эффектные появления и неожиданные исчезновения, необычные костюмы, постоянное указание на его низкий голос – бас – вносят в его образ театральную яркость, элемент игры и актёрства. Также в тексте постоянно встречаются указания на известные оперы. Сцена, когда Иван Бездомный мечется по городу в поисках профессора чёрной магии, сопровождается звуками оперы «Евгений Онегин». Мастер даёт прямые указания на оперу Гуно в разговоре с Бездомным: «Вы даже оперы «Фауст» не слыхали?». Б. М. Гаспаров отмечает, « что романс Шуберта «Скалы, мой приют», исполняемый Воландом по телефону, отсылает читателя не только к Мефистофелю, но и к «Демону» Рубинштейна.

Таким образом, можно отметить неразрывную связь Воланда с искусством, в частности, с музыкой. Также проводится параллель с его прототипами, но она наделяет образ Воланда несколько неестественными, театральными чертами. Можно предположить, что Воланду лишь приходится играть Сатану в привычном для людей понимании. Самому же ему этот образ не близок, он не является представителем тёмных сил. При помощи оперных символов автором подчёркивается уникальность и особенность образа Воланда.

Итак, играть роль Сатаны, но только играть, а не быть им на самом деле – это расширение и иное трактование мотива театральности, то есть ещё одно отличие, ещё одна находка автора.

Солнце и луна

На всём протяжении романа Воланда сопровождает луна. Как известно, лунный свет всегда сопровождает представителей тёмных сил, ведь все их тёмные дела совершались только под покровом ночи. Однако в романе Булгакова луна приобретает иной смысл. Она, как и всегда противопоставлена другому светилу – солнцу. Но у Булгакова солнце томит героев, делает их жизнь невыносимой. В первой главе солнце мучит Берлиоза и Бездомного своим жаром и душным воздухом. То же происходит и с Понтием Пилатом. Невыносимая жара мучит всех жителей города. Казнь Иешуа происходит тоже днём, под палящим солнцем, а убийство Иуды – праведная месть – совершается при свете луны. Тем самым, солнечный свет и жар можно сравнить с адским огнём, мучающим грешных жителей Москвы и Ершалаима. А мягкий свет луны приносит им успокоение и умиротворение.

Также луна несёт в себе и разоблачающую функцию. В её свете проявляются истинные качества людей и вершится правосудие. Свет луны делает Маргариту ведьмой. Без неё даже волшебный крем Азазелло не возымел бы действия. Проявляется в лунном свете и истинная сущность самого повелителя тёмных сил: « а над патриаршими светила луна, и в лунном, всегда обманчивом свете Ивану Николаевичу показалось, что Воланд стоит, держа под мышкой не трость, а шпагу». Только «обманчивый» свет луны для Булгакова – неактуальный и устаревший символ. Ведь именно луна даёт представление о Воланде как об истинном благородном рыцаре. Она отделяет от него трость – символ Мефистофеля, который поистине несёт людям только зло, и даёт ему шпагу – средневековый символ рыцарства, дуэли и чести. Шпага отличается от меча изящностью, делает образ Воланда не воинственным, а подчёркнуто благородным. Луна преображает и свиту Воланда в последней сцене. Теперь читатель видит совершенно изменившихся героев, именно теперь они приобрели свой истинный вид. Луна расставила всё на свои места и каждому дала то, что он заслужил.

Также луна призвана в произведении расставить акценты. Она ярче выделяет эпизоды и детали, освещает тёмное, тайное или забытое. «Один лунный луч, просочившийся сквозь пыльное, годами не протираемое окно, скупо освещал угол, где в пыли и паутине висела забытая икона, из-за киота которой высовывались концы двух венчальных свечей». Лунный свет намеренно обращает наше внимание на иконы, а взаимосвязь этих элементов ещё раз указывает на положительную, «добрую» символику луны.

Таким образом, Булгаков намеренно меняет традиционное представление о взаимосвязи луны и тёмных сил. Этот «добрый» свет словно высвечивает, подчёркивает добрые дела представителей потусторонних сил.

«Адские» символы

В описании происходящих в романе событий постоянно повторяются слова, указывающие читателю на тёмные силы. Начиная с самой главы, герои в своей речи повторяют имя чёрта: «Бросить всё к чёрту», «Фу ты, чёрт!», «А какого чёрта ему надо?» «Вот чёрт его возьми!», «Чёрт, слышал всё». Это только те слова и мысли, которые возникают у Бездомного и Берлиоза в первой главе. Эта «чертовщина» повторяется на протяжении всего романа. Жители Москвы будто призывают Сатану, и он не может отказаться от приглашения. Ситуация накалена и ждёт разрешения: Воланд пробуждает в героях желание действовать, ускоряет ход событий, разоблачает их истинные истоки. Также постоянно повторяются в романе «адские» символы. Квартира, где Бездомный ищет Воланда, освещена «адским освещением», с адом сравнивает Булгаков здание МАССОЛИТа, в Москве царит «адская» жара. И солнце жжёт всех, но только грешных жителей, подобно адскому пламени.

Итак, находкой Булгакова и его отличием от традиции является то, что все эти мотивы тёмных сил связаны вовсе не с Воландом, а с Москвой и москвичами. Греховность пронизывает город, а Воланд лишь показывает, проявляет и подчёркивает эту греховность и все эти недостатки.

Свита Воланда

Фагот-Коровьев

После того как Коровьев–Фагот «соткался» из воздуха на Патриарших прудах, Михаил Александрович Берлиоз в беседе с Иваном Бездомным упомянул «про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике». Вицлипуцли здесь ассоциируется с Коровьевым-Фаготом не случайно. Это – не только бог войны, которому ацтеки приносили человеческие жертвы, но и, согласно немецким легендам о докторе Фаусте, - дух ада и первый помощник Сатаны.

Одно из имён Коровьева–Фагота восходит к названию музыкального инструмента «фагот». У Коровьева-Фагота есть даже некоторое сходство с фаготом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом преспокойно ему напакостить.

Но, несмотря на нарочитую буффонаду и гаерство, Коровьев серьёзно и глубокомысленно рассуждает об очевидных и не очень очевидных вещах. Он философичен, умён и широко эрудирован. Сведущ в делах чёрной магии, умеет видеть скрытое и предсказывать будущее. Коровьев устраивает скандальный «фокус» с валютой в квартире проходимца и взяточника Никанора Босого, председателя жилтоварищества; организует нескончаемое хоровое пение среди сотрудников зрелищной комиссии; предсказывает место и время смерти буфетчика варьете Сокова; манипулирует историей болезни и домовой книгой и прочее, прочее, прочее Из состава свиты Воланда Фагот-Коровьев является именно той силой, которая буквально на уровне гротеска организует разоблачение некоторых сторон жизни председателя акустической комиссии Семплеярова.

Фагот-Коровьев ничего не говорит и не делает зря. Действия его на балу безукоризненно точны – по существу он и есть главный распорядитель бала. Сама сцена бала демонстрирует удивительную его осведомлённость о прошлой, исторической жизни всех участников бала и об их другой, уже потусторонней жизни. Фагот-Коровьев владеет сокровенным знанием. Сам Воланд выказывает ему уважение и при официальном обращении величает его рыцарем.

В последней главе, когда рыцарь оплатил и закрыл все счета, мы видим, что он – совсем не постоянно кривляющийся Коровьев, а никогда не улыбающийся, весь углублённый в свои мысли человек, которого томит вечная печаль. По-видимому, его прижизненный каламбур был настолько крепок, что ему пришлось крепко за него поплатиться и «прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал».

Из всей свиты Воланда рыцарь – это единственный человек, а не демон, стало быть, это весьма незаурядная и масштабная фигура, ибо кто ещё может занять место по правую руку от Властелина. Рыцарство Коровьева-Фагота связано с обретением им одной из высших степеней масонства, степени Кадош, или Рыцаря белого и чёрного орла.

Таким образом, эта фигура – вымысел автора от начала и до конца. Это человек, а не представитель потусторонних сил, как другие.

Азазелло

У древних евреев Азазел был козлообразным духом пустыни. Произошло это название от «Аза-Эл», что означает «козёл-бог». Следы веры козлообразного бога-дьявола сохранились и в поздних, и в современных иудейских и христианских верованиях: дьявол, который принял в представлении верующих образ человека в гораздо более позднее время, сохранил всё же некоторые свои внешние атрибуты: рожки и копыта. Упоминание демона Азазиэля встречается в ветхозаветной книге Еноха. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Вероятно, Булгакова привлекло именно сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду6 «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. «Совершенно разбойничья рожа!» - подумала Маргарита.

Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя барона Майгеля. Азазелло также изобрёл крем, который он дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, ведьминой красотой. Именно древнееврейский демон Азазел научил женщин украшать себя драгоценными камнями, румяниться и белиться – одним словом, преподнёс урок обольщения.

В эпилоге романа автор несколько изменяет традиционное представление об этом демоне: теперь этот падший ангел предстаёт перед читателями в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, (помните, козлообразный дух пустыни!), демон-убийца.

Бегемот

Бегемот – демон плотских желаний, в особенности обжорства и чревоугодия. Бегемот – демон, дающий людям «звериные наклонности», он нападает на людей, используя обольщение женской красоты. Для этого он и сам может принимать женский образ, чтобы ввести человека в соблазн. Бегемот также побуждает людей богохульствовать и сквернословить. При дворе Сатаны он занимает должность главного Хранителя Кубка, руководит пирами, а также является ночным сторожем Ада. По средневековым свидетельствам, Бегемот – один из самых жестоких палачей Ада, и грешники трепещут, ещё издали заслышав его трубу. Бегемот также известен своим пением. Обычно его изображают чудовищем с головой слона, огромным животом и когтистыми руками, чудовищем, ковыляющим на двух слоновьих ногах. У Булгакова в ранней редакции Бегемот также имел сходство со слоном. Позже он превратился в кота, но тоже огромного и толстого. Бегемот выступает в роли шута, веселит Воланда и всю его свиту: сочиняет небылицы, пытается обыграть Воланда в шахматы, носит галстук без брюк.

В романе Бегемот олицетворяет собой несдержанность и все человеческие пороки, рождённые ею. Он очень много ест, пьёт. Он сам выступает как собирательный образ всех грехов, но при этом наказывает людей именно за эти проступки. Ему доставляет удовольствие мучить грешников, поэтому Воланду и Коровьеву часто приходится его останавливать. В последней сцене он предстаёт демоном-пажом, летящим навстречу лунному свету.

Из представленной традиционной характеристики этого образа видно, что автор почти ничего не изменил в существующей трактовки этого демона зла.

Гелла

Гелла в немецкой мифологии – богиня подземного мира мёртвых, аналогия с богиней Хель у скандинавов. Также имя Гелла встречается в индийской мифологии. Это – ведьма, демоница, притягивающая к себе взгляды мужчин и лишающая мужчину способности ориентироваться в пространстве, замечать опасность. Ещё так называли на острове Лесбос безвременно погибших девушек, превратившихся после смерти в вампиров. Именно эта трактовка имени упоминается в статье «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, которым пользовался Булгаков.

Шрам на шее Геллы такой же, как и у Маргариты из «Фауста» Гёте. Как вы помните, Маргариту, возлюбленную главного героя поэмы, казнили за убийство ребёнка. Шокирующая манера разгуливать голой – это дань легендам о шабашах, на которых ведьмы творят свои тёмные дела исключительно нагишом.

Гелла служит Воланду, выполняет все его поручения. »Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которой она не сумела бы оказать» - так отрекомендовал её Воланд Маргарите. Она не только выполняет «домашние» обязанности, но и некоторые другие поручения: роковой поцелуй для Варенухи, например. Она также является орудием наказания.

Булгаков и этот образ практически не изменил, не отступил от имеющихся традиций.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что ход Булгакова с появлением свиты Воланда оправдан композиционно и необычайно интересен. Свита Воланда стоит на отдельной ступени классификации всех персонажей романа. Необычайная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, причём один из них перевоплощается в кота, и из девушки-вампира, появляется в Москве 30-х годов только с одной целью: она всё переворачивает с ног на голову. Однако они выполняют поручение своего повелителя – Князя Тьмы – Воланда. Они призваны выявить недостатки и наказать людей за грехи. Они не творят зла – они вершат справедливость, в отличие от обычных демонов зла. Вершить суд справедливости – это вовсе не обязанность обычных сил зла. Именно такое понимание роли потусторонних сил помогает читателю окончательно отойти от трактовки образа Воланда как тёмного повелителя. Однако этого героя трудно отнести и к силам добра. Граница между добром и злом уже не представляется в виде чёткой линии, черты этой границы уже размываются, чёрное смешивается с белым. Как же теперь понять, кто только хорош, а кто – только плох? Жизнь учит нас всё делить лишь на две категории, но Булгакову этого мало. Он не может, да и не хочет мыслить в этих рамках с чёткими границами, поэтому он расширяет наше представление о добродетели и о грехах, он смешивает противоположное и создаёт новое. Именно поэтому в его философии о мифологическом устройстве мира и появляется такое новшество: опираясь на уже имеющиеся трактовки представителей потусторонних сил, устоявшееся в разных культурах и религиях понимание их роли, поступков, да и внешнего вида тоже, автор создаёт другое, новое и иногда диаметрально противоположное решение вопроса о назначении потусторонних сил. У автора они не вызывают отрицания, они не пугают людей просто так, они совершают великое возмездие, потому что «каждому воздастся по делам и вере его». Интересно, что и сам мир у автора устроен не только в двух привычных измерениях: ад и рай: у него есть ещё и «покой», в котором найдут приют и спасение души Мастер и Маргарита. Возможно, что к этому покою стремится и сам Воланд. Его дела на земле направлены лишь на то, чтобы помочь людям увидеть и осознать истинное представление о добре и зле, представление об истинной картине мира. Только зная все проблемы и «тёмные» стороны жизни, можно и должно попытаться сделать её лучше, чище, светлее. Воланд Булгакова обладает великим знанием, и несёт это знание людям. Знание о добре и грехах, о зле греха для всех и каждого в отдельности. И поступает он, согласно истинному, нравственному закону. Поступает справедливо, хотя порой, на наш взгляд, и жестоко, зато оправданно, то есть хорошо. Однако ещё Сократ сказал, что хорошо может поступать только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло. Автор доказал на примере своих героев – демонов и соблазнителей – что правильно поступать могут только силы потустороннего мира или простые смертные с помощью тех же сил. Обыкновенные же люди больше несут в жизни зла. А вот это уже страшно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)