Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Поведения и описания ЧС

Определение, понятия, основные виды чрезвычайных ситуаций

В федеральном законе «О защите населения и территорий от Чрезвычайных Ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

а) В широком смысле слова чрезвычайная ситуация- это обстановка, сложившаяся на определенной территории (объекте) в результате аварии, опасного природного явления, стихийного, экологического или иного бедствия, террористических актов, военных действий или вследствие этих действий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации делятся на два основных вида: б) Природная ЧС – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, который может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

в) Техногенная ЧС – состояние при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Географическая и социально-экономическая характеристика города

а) Рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы.

Город Тында расположен в северо-западной части Амурской области. Территория города расположена в котловине, образуемой значительным повышением рельефа от водного зеркала реки Тында к окрестным сопкам. Рельеф города низкогорный, расчлененный. Относительное превышение сопок над днищем реки Тында составляет 170-260 м.

Общая площадь территории города составляет 124,3 кв. км. Отдельные районы города разделены незастроенными участками и, как правило, имеют самостоятельную планировку и застройку. Главные улицы шириной 30-50 метров, прочие 20-30 метров, большей частью асфальтированы, хорошо озеленены.

Котлованное расположение города, а также большая повторяемость слабых ветров и штилей (70-80 % в году) и образование мощных приземленных инверсий способствуют застою воздуха во всей толще приграничного слоя. При этом возникают условия опасного уровня загрязнения воздушного бассейна.

Город находится в зоне распространения вечномерзлых грунтов с мощностью мерзлой толщи до 200 м. Фоновая сейсмичность района г. Тынды -до 8 баллов. Местность холмистая. Грунтовые воды залегают на глубине 2-5 метров.

Реки, расположенные в черте города, по условиям водного режима относятся к типу с хорошо выраженным преобладанием дождевого стока. Во время прохождения максимальных паводков редкой повторяемости пойменные участки затапливаются высотой от 1 до 3 метров.

Климат резко континентальный. Зима - суровая, продолжительная, снежный покров появляется в первых числах октября. Среднемесячная температура в январе - 31,7 град. С. Абсолютный минимум достигает - 54 градуса С.

Лето прохладное с большим количеством осадков. Самый теплый месяц -июль со среднемесячной температурой + 17,1 град. С, абсолютный максимум + 38 град. С.

Количество осадков при норме 575 мм колеблется от 200 до 785 мм.

В течении всего года наблюдается преобладание западного ветра. Это обусловлено долинным эффектом. Господствующими ветрами являются:

- высотный на высоте 5 м, скорость 54 км/час;

- зимний период: западный со скоростью 4 м/сек;

- весенний период: северный со скоростью 2 - 5 м/сек;

- летний период: западный со скоростью 1 - 5 м/сек;

- осенний период: западный (58 %) со скоростью 1 – 5 м/сек, северный (42 %) со скоростью 1-4 м/сек.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: Исходя из географических характеристик города, рельефа, климата, растительности и гидрографии, истории геологического развития в городе продолжается медленное вздымание земной коры, сопровождающееся землетрясениями. Преобладание горных участков, затрудняет маневр силами и средствами при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также проведение эвакуационных мероприятий. 100% территории города занимает вечная мерзлота. Это способствует возникновению аварий на энерго-теплосетях и объектах ЖКХ.

б) Административное подчинение, население и населенные пункты.

Город Тында - город областного подчинения, административный центр Тындинского района. В состав г. Тынды входит внутригородское муниципальное образование – Беленький сельсовет (Администрация села Беленькое).

Площадь города 124,3 кв. км.

Население составляет 39987 человек. Плотность населения – 322 человека на 1кв. км.

в) Экономическая характеристика города.

Экономическое развитие города тесно связано с освоением зоны БАМа, развитием Амурской области и Дальнего Востока.

Градообразующим предприятием является Тындинское отделение ДВ ж. д. филиала ОАО «РЖД» с его структурными подразделениями, в том числе узловая станция Тында. Кроме того, широко развита лесная промышленность, строительство, связь, торговля и сфера обслуживания.

На 1 января 2005 года в инспекции МНС по г. Тынде в городе было зарегистрировано 1100 предприятий различных форм собственности. Большая часть из них фактически не функционирует.

г) Пути сообщения и транспорт.

Железнодорожный транспорт (в том числе его возможности):

Город расположен на пересечении двух железнодорожных магистралей: Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре и Бамовская - Тында - Нерюнгри - Алдан.

Ж. д. станция Тында располагается на 2350 км ж. д. магистрали Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре, относится к первой категории.

В районе вокзала имеется пешеходный виадук с выходом на пассажирскую платформу.

Для оперативного обеспечения ликвидации ЧС на железнодорожных магистралей или вблизи них на станции дислоцируется: пожарный поезд, аварийно-восстановительный поезд.

Автомобильный транспорт

Протяженность автомобильных дорог в городе составляет 105,2 километров, в том числе 81,1 км с асфальтобетонным покрытием, 24,1 с грунтовым покрытием.

Автомобильный транспорт города представлен бортовыми машинами, самосвалами, автобусами, легковыми и специальными машинами, автомобилями погрузо-разгрузочной группы.

Через г. Тында проходит федеральная автодорога М-56 (Невер – Якутск). Трубопроводный транспорт в городе отсутствует.

Воздушный транспорт

Тындинский аэропорт гражданской авиации расположен в 18 км севернее от города. Аэропорт является промежуточным пунктом посадки для рейсов из гг. Иркутска, Якутска, Благовещенска, Зеи.

Авиаперевозки осуществляются на ближнемагистральных воздушных судах типа Як-40, Ан-24, Ан-2, вертолеты Ми-8, Ми-2. Приписанных самолетов и вертолетов, санитарной авиации аэропорт не имеет.

Длина взлетно-посадочной полосы 1800 метров, ширина 120 метров. В районе поселка ЦРММ имеется необорудованная посадочная вертолетная площадка.

Водный транспорт в городе отсутствует.

ВЫВОДЫ ПО ТРАНСПОРТУ: Транспортные магистрали проходящие по территории города играют важное значение для осуществления стабильности грузопассажирских перевозок в Амурской области и Дальневосточном регионе, несут существенную роль в развитии социально-экономического положения города и области. Представленные ж. д. ветками и автомобильными дорогами относятся к объектам, где риск возникновения ЧС велик.

Специфической особенностью работы всех видов транспорта является то, что в числе перевозимых грузов имеются взрывоопасные, пожароопасные и аварийно химически опасные вещества, которые могут выставляться на подъездные пути объектов экономики и проходить транзитом через территорию города.

Транспортные аварии могут сопровождаться опрокидыванием и разрушениями транспортных средств, повреждениями участков магистралей или сооружений на них, повреждениями жилых и административных зданий, возникновением обширных площадей пожаров и зон химического заражения при разливе АХОВ, что приведет к массовым потерям среди населения.

Наибольшую опасность представляют возможные аварии на железной дороге, где опасные грузы перевозятся в наибольших количествах.

Наиболее уязвимые участки путей сообщения на ж. д. транспорте являются места погрузочно-разгрузочных (сортировочных) работ ж. д. станции Тында, неохраняемые ж. д. переезды, мост через р. Тында. На автомобильных дорогах мосты через р. Тында, эстакада через ж. д.

Перечень радиационно и химически-опасных объектов, объектов, имеющих АХОВ, взрывоопасные вещества

Перечень железнодорожных станций, узлов, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами, других объектов, влияющих на экологическую обстановку в городе.

Объектов атомной промышленности и энергетики на территории города нет.

Основные объекты, использующие в своем производстве химически опасные вещества: очистные сооружения (хлор в баллонах - 5 т).

Пожаро - взрывоопасными объектами являются:

- ОАО "БАМнефтепродукт";

- АЗС города;

- железнодорожная станция Тында.

В случае аварии или при разрушении емкостей с АХОВ возможно образование 1 очага химического заражения в городе.

Общая площадь зоны возможного заражения АХОВ может составить от 1,0 до 7,94 кв. км с населением до 6 030 человек и возможными потерями 3690 человек.

Сведения о химически опасных объектах города и их характеристика

№ п/п Наименование ХОО, место расположения Вид АХОВ Количество АХОВ (тонн) Макс, площадь Кол-во населения в заражения, кв. км ЗВХЗ, тыс. чел.

Наиболее опасные районы г. Тынды в плане сейсмостойкости поселки «Таежный», «ДРСУ», «Комсомольский».

Краткая оценка возможной обстановки на территории г. Тынды при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий

При авариях на всех видах транспорта.

Возможная обстановка при авариях на транспорте (катастроф) в городе обуславливается прогнозируемыми чрезвычайными ситуациями связанными с авариями (крушениями) пассажирских и товарных поездов, авиакатастрофами в аэропорту, авариями на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы), аварии транспорта на мостах и железнодорожных переездах.

Перечень транспортных аварий (катастроф, крушений) и оценка возможной обстановки

Перечень транспортных аварий Краткая оценка возможной обстановки

(катастроф)

Масштаб, характер ЧСПовреждение транспортныхПовреждение путей Время на восстановление Возможное количество средств, подвижного сообщения, транспортныхпропускной способности пострадавших (чел. )

состава (дорожных) сооружений транспортных коммуникаций

Аварии (сход) товарного Местный разлив АХОВ,Повреждение 5 вагонов, 400м ж. д. путей До суток 2

поезда нефтепродуктов полное уничтожение локомотива, 2-х вагонов

Катастрофа (столкновение) Локальный пожар, Повреждение вагонов и 350м ж. д. путей До 2-х суток 20-50 различной пассажирских поездов сильный удар полное уничтожение 7 степени травм, 10

вагонов погибших

Взрыв вагонов с взрывчатыми Локальный взрыв, Повреждение 26 вагонов, 100м ж. д. путей 12-18 часов 10

веществами пожар, ударная волнаполное уничтожение 6 госпитализировано, 2

вагонов погибших

Аварии транспорта на ж. д. Локальный удар Полное уничтожение Розлив нефтепродуктов 12 часов 1

переездах. Столкновение транспортного средства пассажирского поезда с бензовозом

Аварии и катастрофы на Локальный Повреждение Повреждение дорожного Через 1-2 часа 1 человек погибший, автодорогах. Столкновение взрыв, пожар. 2-3 транспортных покрытия Восстановление движения, 2

пассажирского автомобиля с средств, через 12 часов ликвидация госпитализировано бензовозом полное уничтожение 1-2 последствий ЧС

транспортных средств

Аварии на продуктопроводеЛокальный Разрушение участка 12-24 часов 1 чел. погибший, разлив бензина, продуктопровода 10-15м 5 -

пожар, взрыв. госпитализировано

При авариях на объектах экономики использующих в производстве АХОВ.

На территории города продолжает оставаться неконтролируемое количество металлической ртути, наличие которой обусловлено применением ее ранее в технологическом процессе золотодобычи. Кроме того, достаточно широко применяются различные приборы и устройства, содержащие металлическую ртуть, в других отраслях промышленности и в быту.

Загрязнения металлической ртутью могут быть как умышленные, так и случайные. Характер загрязнения - локальный.

В результате производственных аварий на объектах экономики возможны повреждения и разрушения емкостей с АХОВ, трубопроводов, оборудования, связанных с хранением, транспортировкой, применением вредных веществ. Возможны разливы жидкостей на поверхность и выбросы в атмосферу газообразных продуктов.

Размеры зоны и возможного химического заражения зависят:

- от типа и характера АХОВ;

- условий хранения;

- от метеорологических условий: температуры воздуха, скорости ветра, степени вертикальной устойчивости воздуха.

Характеристика зон возможного химического заражения для каждого предприятия, связанного с использованием АХОВ, приведена в таблице. За величину выброса АХОВ принято для расчета максимальное количество АХОВ, находящихся в системе или одной емкости на месте аварии. За степень вертикальной устойчивости воздуха принята инверсия. Глубина зон и площадь поражения парами хлора и аммиака рассчитывалась для закрытой местности при скорости ветра 1 м/с.

№ п\п Наименование объекта экономики НаименованиеКол-во АХОВ в Условия Удаление источника Характеристика КоличествоСтепень

АХОВ тоннах хранения АХОВ (в км) ЗВЗ населения химической в ЗВЗ опасности

Количество ГСМ Масштаб и характер ЧС Методы ликвидации

Реки Озера и водохранилища Рядом с водоемом

Аварии на автотранспорте, До 10 т Загрязнение прибрежной Загрязнение Частичное загрязнение Механический, химический перевозящем ГСМ, на мостовых полосы, отмели вниз поплощади зеркала прибрежной полосы, переходах течению водоема, береговых попадание в водоем.

до 200-250м. полос. (местный) (локальный)

(местный)

Предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите населения, материальных ценностей.

Общие мероприятия по предупреждению и снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций: создание и поддержание в постоянной готовности систем управления; разработка, с учетом специфики производства, планов действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; поддержание сил в готовности к действиям по предназначению, планирование и осуществление мероприятий по всестороннему обеспечению действий сил и средств, защиты населения и материальных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; инженерная подготовка (защита) территорий города от поражающего воздействия источников чрезвычайных ситуаций; подготовка к проведению эвакуации населения из зон возможной чрезвычайной ситуации; создание неснижаемых запасов продуктов и материально-технических средств первоочередного жизнеобеспечения; подготовка к обеспечению устойчивого снабжения объектов экономики энергией, топливом, водой от автономных источников энерго- и водоснабжения; определение наличия ресурсов жизнеобеспечения на базах, складах и подготовка маршрутов их доставки в зоны возможных ЧС и в районы эвакуации; развитие систем связи и оповещения в зонах возможных чрезвычайных ситуаций; подготовка органов управления, сил и средств, объектов экономики к действиям в чрезвычайных ситуациях; разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной специализированной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов, осуществление контроля за реализацией инженерно-технических мероприятий ГОЧС при строительстве объектов и их дальнейшей эксплуатации; организации учета защитных сооружений ГО, их содержания и использования в мирное время; создание и уточнение реестра потенциально опасных объектов города; построение городской карты природных и техногенных рисков и ее зонирование по типу и степени проявления опасностей; создание городской службы наблюдения и лабораторного контроля; страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате эксплуатации опасных производственных объектов.

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

- разработка планов безаварийной остановки объектов в случае внезапного прекращения подачи электроэнергии, теплоснабжения, воды;

- осуществление контроля за выполнением правил противопожарной безопасности на объектах экономики;

- организация защиты персонала и населения;

- организация системы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;

- обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;

- планирование проведения эвакуации из опасных районов;

- подготовка формирований и оснащение их необходимой техникой и имуществом для ликвидации ЧС;

- подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планом взаимодействия.

- осуществление проверок опасных объектов с выдачей Заключений о готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка рабочих и служащих к действиям в аварийных ситуациях;

- проведение пожарно-технического обследования пожароопасных объектов;

- проведение комплексных проверок по вопросам готовности дежурно - диспетчерских служб к действиям при возникновении аварий;

- проведение контрольных проверок объектов экономики города по выполнению Закона: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- совершенствование генерального плана застройки города.

В целях уменьшения возможных последствий производственных аварий и катастроф проводится:

- прогнозирование зон воздействия первичных и вторичных факторов поражения для персонала и населения близлежащих жилых домов;

- оборудование объектов датчиками контроля и обнаружения возгораний, определения критических параметров производственных процессов, автоматического отключения установок и оборудования в случае угрозы;

- контроль за пополнением и освежением средств пожаротушения, знанием персоналом правил противопожарной безопасности;

- устранение или защита источников возможного воспламенения (взрыва);

- создание локальных систем оповещения;

- поддержание в готовности защитных сооружений;

- проведение специальных мероприятий, направленных на защиту зданий и сооружений объекта от разрушения при взрыве;

- определение маршрутов вывода персонала и населения из опасных зон и маршрутов ввода сил и средств для ликвидации аварий;

- создание условий для быстрой эвакуации людей и материальных ценностей из зоны пожара;

- организация взаимодействия с ведомственными предприятиями города в соответствии с планами;

- своевременное проведение противопожарных мероприятий, направленных на локализацию огня в случае возгорания;

- обучение персонала и населения правилам поведения и приемам спасения в случае аварии;

- проведение учений и тренировок.

Мероприятия по предупреждению и снижению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера:

1)при защите населения и территорий от наводнений:

- создание запасов материальных средств, для восстановления дорог и мостов;

- закрепление участков по ведению инженерных работ, с целью сокращения зоны наводнения, за строительными организациями;

- заблаговременная подготовка плавсредств;

- планирование эвакуационных мероприятий из зоны возможного наводнения населения и материальных ценностей;

- планирование первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- ведение постоянного гидрологического наблюдения и контроля в целях своевременного прогнозирования и оповещения населения об опасности;

- обучение населения правилам поведения и действиям при наводнении;

- своевременное проведение противопаводковых мероприятий в соответствии с федеральной целевой программой "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов экономики и ценных земель на территории Российской Федерации", в части строительства ограждающих защитных сооружений и проведения берегоукрепительных работ.

2) по повышению противопожарной устойчивости лесов, защите населения и материальных ценностей:

- наращивание противопожарных мероприятий в местах массового скопления людей;

- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными в лесах и вблизи них;

- устройство новых минерализованных полос - 35,20 км;

- уход за минерализованными полосами - 7,395 км;

- строительство дорог противопожарного назначения - 9,7 км;

- ремонт дорог противопожарного назначения -17,3 км;

- пропаганда правил поведения в лесной зоне;

- своевременное обнаружение очагов лесных пожаров;

- заблаговременная подготовка пожарных формирований, их взаимодействие с отрядом УГПС;

- разработка планов мобилизации сил и средств объектов экономики при возникновении очагов пожаров;

- подготовка технических средств пожаротушения, организация всестороннего материально-технического обеспечения.

3)по снижению последствий землетрясения:

- сейсмический мониторинг и прогноз землетрясений;

- прогнозирование возможных зон разрушений для города;

- подготовка органов управления к действиям в условиях ЧС;

- определение необходимых сил и средств, мест их расположения и маршрутов для ликвидации последствий землетрясения;

- поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения;

- уточнение и подготовка к проведению мероприятий первоочередного жизнеобеспечения;

- разработка планов безаварийной остановки производств;

- подготовка к оказанию пострадавшим квалифицированной и специализированной медицинской помощи с последующим стационарным лечением;

- подготовка к проведению противоэпидемических мероприятий;

- исключение или ограничение возможности поражения от вторичных факторов (отключение электросетей, централизованной подачи тепла и др. );

- прогнозирование зон поражения от воздействия вторичных факторов для потенциально опасных объектов экономики. Ограничение или прекращение их деятельности при наличии прогнозных данных и обоснования. Отключение коммунально-энергетических сетей;

- доведение до населения правил проведения и действий при угрозе и начале землетрясения;

- подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планом взаимодействия;

- планирование проведения эвакуации из опасных районов;

- эвакуация населения из пострадавших районов;

- ограничение в землепользовании, размещении новостроек.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)